Обо всем на свете

Техническое обслуживание и устранение простейших неисправностей механизмов двигателя. Характерные неисправности электродвигателей и способы их устранения

Если появились сбои в работе двигателя, посторонние стуки и шумы, повышенный расход топлива и масла - это говорит о проблемах. Поговорим, какие бывают признаки ремонта двигателя.

Признаки ремонта двигателя

1. Высокий расход моторного масла . Предельным считается расход масла от метки “max” до метки “min” на щупе за 1000 км пробега. Оптимальный расход масла на угар считается не более литра на долив от замены до замены. Если двигатель, начал "жрать" масло и требуется постоянная доливка - это говорит о скорейшем ремонте. Более подробнее в статье "что делать, если двигатель расходует масло выше нормы ".

2. Дымный выхлоп . Дым из выхлопной трубы бывает белым, черным и других оттенков. При этом цвет служит важным диагностическим признаком и указывает на возникшие в двигателе неисправности. Разобраться в данной проблеме помогут статьи "белый и черный дым " и "синий дым из выхлопной трубы ".

3. Нагар на свечах зажигания. Если нагар на свечах светло-серого цвета, то система работает нормально. Такая окраска нагара на свече зажигания не несет никакой опасности. Все остальные цвета нагара на свечах зажигания (черный, белый или красный) являются сигналом, который может указывать на неисправности в двигателе авто.

Черный нагар на свечах зажигания - это причина неисправности в топливной системе двигателя. Он может свидетельствовать о снижении компрессии . Налет белого цвета на свечах зажигания может появляться из-за некачественного топлива. Появление красного нагара – это результат сгорания различных присадок в масле или топливе.

4. Неравномерность работы двигателя на холостом ходу . Отличительным признаком является трясущийся рычаг переключения передач. Если автомобиль карбюраторный - то возможная неисправность в его работе; если с инжекторным двигателем - то неисправность в датчиках, например барахлит датчик холостого хода. В любом случае нужна диагностика двигателя.

5. Высокий расход бензина. Если автомобиль расходовал не более 10 литров, а позже расход увеличился до 15 литров - возможна неисправность в двигателе. В расчет не берутся новые автомобили или эксплуатация машин зимой, когда увеличение расхода топлива - это обычное и закономерное явления. О возможных причина высокого расхода бензина в статье "причины повышенного расхода топлива, как сэкономить ".


6. Падение мощности двигателя. Снижение мощности считается существенным, если время разгона автомобиля с места до 100 км/ч увеличивается более чем на 25%, а максимальная скорость уменьшается более чем на 15%. Можно не пренебрегать к испытаниям на максимальную скорость, а замерять её на первой или второй передачи.

7. Перебои в работе двигателя . О причинах перебоев в работе двигателя в статье: "почему троит двигатель - некоторые причины ".

8. Стуки в двигателе - посторонние шумы и стуки в двигателе сопровождают автомобиль на протяжении значительной части его эксплуатации. Сильные и слабые, глухие и звонкие - они сигнализируют о неполадках в узлах и агрегатах. О каких неисправностях, говориться в статье "шумы и стуки в двигателе автомобиля ".

9. Слишком малое давление масла. Когда возникает данная неисправность, бортовая система автомобиля сигнализирует об этом в виде загорающейся лампочки масла на панели приборов. О чем говорит эта лампочка написано в статье "что делать, если загорается лампа давления масла? ".

О необходимости ремонта двигателя говорит не каждый признак в отдельности, а наличие многих из перечисленных. В зависимости от условий эксплуатации необходимость капитального ремонта может возникнуть при 100-200 тыс.км пробега.

3. Компрессия отсутствует (полопали кольца либо выработка в цилиндрах очень большая).

4. Поршни и шатуны на коленвале заклинило вследствие работы без смазки, вкладыши шатунов провернуло.

Главные неисправности движков внутреннего сгорания. Зоны прослушивания.

1. Определение завышенного расхода масла на угар: по состоянию свечки
не плотность (сальники, трещинкы видны глазу), наблюдается утрата мощности и неуравновешенная работа мотора.

2. Определение утраты мощности: по состоянию цилиндров, клапанов, наличие катализаторов, гидроудара, фаз газораспределения, воздуха горючего, перегрева шатуна / коленчатого вала.

3. Посторонние шумы, стуки в движке.

4. Определение неустойчивости работы на холостом ходу: по прогару прокладки, клапанов, колец цилиндров.

5. По мусору в поддоне, заклиниванию валов, зависанию клапанов определяется масляное голодание.

6. Перегрев чреват вибрациями, течью масла, хлопками в системе выпуска.

Главные неисправности моторов внутреннего сгорания, предпосылки

Если прохладный мотор не запускается либо запускается, но с трудом - это главные неисправности систем впрыска. Вероятные предпосылки этого:

1) пусковая форсунка либо её цепь (для автомобилей с пусковой форсункой) неисправна;

2) давление горючего недостаточно либо оно отсутствует;

3) в цепи датчика охлаждающая жидкость неисправна;

4) сигнал от датчика частоты вращения коленчатого вала слабенький либо отсутствует;

5) сопротивление со стороны выпускной системы завышенное;

6) во впускной коллектор подносится воздух;

7) потенциометр дроссельной заслонки неисправен.

Если жаркий движок не запускается либо запускается, но с трудом, то вероятные предпосылки таковы:

1) стремительно падает давление горючего после заглушения мотора;

2) охлаждающая жидкость в цепи датчика температуры неисправна;

3) абсолютное давление в цепи датчика неисправно;

4) неисправность расходомера в цепи.

Если в режиме холостого хода бензиновый двигатель запускается, но глохнет или его работа неустойчива, то вероятные предпосылки таковы:

1) сама система холостого хода неисправна;

2) во впускной коллектор подсасывается воздух;

3) давление горючего не соответствует данному;

4) в цепи расходомера воздуха неисправен.

Если частота вращения коленчатого вала при холостом ходе очень высочайшая, то вероятные предпосылки таковы:

1) сама работа системы холостого хода некорректна;

2) в цепи датчика положения дроссельной заслонки неисправность;

3) во впускной коллектор подсасывается воздух и др.

Если движок не развивает полной мощности, то вероятные предпосылки таковы:

1) в цепи расходомера воздух либо датчик абсолютного давления неисправен;

2) производительность либо давление топливного насоса недостаточны;

3) форсунки загрязнены;

4) сопротивление выпускной системы завышенное.

Если расход горючего и содержание оксида углерода повышены, то вероятные предпосылки таковы:

1) в цепи кислородного датчика неисправность;

2) давление горючего повышено;

3) в цепи расходомера воздуха либо датчика абсолютного давления неисправность;

4) сопротивление выпускной системы завышенное;

5) у диафрагмы регулятора давления горючего разрыв;

6) в цепи датчика температуры охлаждающая жидкость неисправна.

Если авто дёргается, имеются пропуски воспламенения под нагрузкой, то вероятные предпосылки таковы:

1) в цепи расходомера воздуха либо датчика абсолютного давления неисправность;

2) в цепи датчика дроссельной заслонки неисправность;

3) форсунки загрязнены;

4) давление либо производительность топливного насоса недостаточны.

Если перед нагреванием мотора пылает лампочка давления масла, то необходимо проверить для начала масленный фильтр. Бывает, что сам фильтр плохой («левый»). Тогда его клапан просто может не работать. Рекомендуется воспользоваться рекомендованным для данного авто масленным фильтром и лучше высококачественным (недешево - не всегда отменно!). И естественно, стоит проверить сам датчик давления на «глюки» (может «врёт» с показанием), уменьшилась ли чувствительность и пора ли на пенсию.

Если уровень антифриза ниже Min, то вероятнее всего, что-то там пропускает в движке. При попадании антифриза в масло появляется налёт «майонезного» цвета, а если он похож на варёную сгущенку, дело в другом, может быть даже - в зимнем конденсате. Нужны проверки отсутствия тосола в масле, главное, - в цилиндрах, также системы на наличие микротрещин. Если прокладка под головкой блока новенькая, плоскость головки обычная, то не так жутко. Необходимо приобрести флакон «антитечь» и залить ею проблемные участки - на время должно посодействовать. А далее нужно глядеть по происшествиям. Принципиально, чтоб щуп был только в масле! Если на нём будут следы смешения с антифризом, это уже неудача.

Если пылает значок неисправности систем мотора, то в любом случае не излишним будет сделать диагностику (для начала). Часто, если снять клему «-» с аккумуляторной батареи, сигнал о неисправности может сброситься. Обычно, в большинстве случаев бывает (но не факт), сигнал может оповещать о том, что с форсунками, свечками, топливом, повреждением гофры системы выпуска отработанных газов (до 2-го лямбда зонда) препядствия. Можно поначалу попробовать скинуть сигнал снятием клемы «-». Вероятна некорректная работа в блоке управления соленоидов-регуляторов. Поменять этот блок нельзя, т. к. пока работа была неверной, то подгорело сцепление «forward», а соленоиды по отдельности не изменяются. Тогда придётся перебирать коробку. При повторе задачи, диагностика вообщем неподменна.

Если что-то торохтит в движке и пылает лампочка давления, при всем этом в движке есть масло, означает, дурачится датчик давления либо у масла уже утеряны характеристики.

Если движок после нагрева работает со стуком как дизель, нужно проверить гидрокомпенсаторы, т. к. это, вероятнее всего, они на жаркую стучат.

Наиболее распространенные неисправности электрической части - короткие замыкания внутри обмоток электродвигателя и между ними, замыкания обмоток на корпус, а также обрывы в обмотках или во внешней цепи (питающие провода и пусковая аппаратура).

В результате указанных неисправностей электродвгателей могут иметь место: отсутствие возможности пуска электродвигателя; опасный нагрев его обмоток; ненормальная частота вращения электродвигателя; ненормальный шум (гудение и стук); неравенство токов в отдельных фазах.
Причины механического характера, вызывающие нарушение нормальной работы электродвигателей, чаще всего наблюдаются в неправильной работе подшипников: перегрев подшипников, вытекание из них масла, появление ненормального шума.

Основные виды неисправностей в электродвигателях и причины их возникновения.

Асинхронный электродвигатель не включается (перегорают предохранители или срабатывает защита). Причиной этого в электродвигателях с контактными кольцами могут быть закороченные положения пускового реостата или контактных колец. В первом случае необходимо пусковой реостат привести в нормальное (пусковое) положение, во втором - поднять приспособление, закорачивающее контактные кольца.

Включить электродвигатель не удается также из-за короткого замыкания в цепи статора. Обнаружить короткозамкнутую фазу можно на ощупь по повышенному нагреву обмотки (ощупывание следует производить, отключив предварительно электродвигатель от сети); по внешнему виду обуглившейся изоляции, а также измерением. Если фазы статора соединены в звезду, то измеряют величины токов, потребляемых из сети отдельными фазами. Фаза, имеющая короткозамкнутые витки, будет потреблять ток больший, чем неповрежденные фазы. При соединении отдельных фаз в треугольник токи в двух проводах, подключенных к дефектной фазе, будут иметь большие значения, чем в третьем, который соединяется только с неповрежденными фазами. При измерениях пользуются пониженным напряжением.

При включении асинхронный электродвигатель не трогается с места. Причиной этого может быть обрыв одной или двух фаз цепи питания. Для определения места обрыва сначала осматривают iiсе элементы цепи, питающей электродвигатель (проверяют целость предохранителей). Если при внешнем осмотре обнаружить обрыв фазы не удается, то мегомметром выполняют необходимые измерения. Для чего статор предварительно отключают от питающей сети. Если обмотки статора соединены в звезду, то один конец мегомметра соединяют с нулевой точкой звезды, после чего вторым концом мегомметра касаются поочередно других концов обмотки. Присоединение мегомметра к концу исправной фазы даст нулевое показание, присоединение к фазе, имеющей обрыв, покажет большое сопротивление цепи, т. е. наличие в ней обрыва. Если нулевая точка звезды недоступна, то двумя концами мегомметра касаются попарно всех выводов статора. Прикосновение мегомметра к концам исправных фаз покажет нулевое значение, прикосновение к концам двух фаз, одна из которых - дефектная, покажет большое сопротивление, т. е. обрыв в одной из этих фаз.

В случае соединения обмоток статора в треугольник необходимо обмотку разъединить в одной точке, после чего проверить целость каждой фазы в отдельности.
Фазу, имеющую обрыв, иногда обнаруживают на ощупь (остается холодной). Если обрыв произойдет в одной из фаз статора по время работы электродвигателя, он будет продолжать работать, но начнет гудеть сильнее, чем в обычных условиях. Отыскивать поврежденную фазу так, как это указано выше.

При работе асинхронного двигателя происходит сильный нагрев обмоток статора. Такое явление, сопровождаемое сильным гудением электродвигателя, наблюдается при коротком замыкании в какой-либо обмотке статора, а также при двойном замыкании обмотки статора на корпус.

Работающий асинхронный электродвигатель начал гудеть. При этом его скорость и мощность снижаются. Причиной нарушения режима работы электродвигателя является обрыв одной фазы.
При включении двигателя постоянного тока он не трогается с места. Причиной этого могут служить перегорание предохранителей, обрыв в цепях питания, обрыв сопротивлений в пусковом реостате. Сначала внимательно осматривают, затем проверяют с помощью мегомметра или контрольной лампы напряжением не выше 36 В целость указанных элементов. Если указанным путем не удается определить место обрыва, переходят к проверке целости обмотки якоря. Обрыв в обмотке якоря чаще всего наблюдается в местах соединений коллектора с секциями обмотки. Измеряя падения напряжения между коллекторными пластинами, находят место повреждения.

Другой причиной указанного явления может быть перегрузка электродвигателя. Проверить это можно с помощью пуска электродвигателя вхолостую, предварительно разобщив его с приводным механизмом.

При включении электродвигателя постоянного тока перегорают предохранители или срабатывает максимальная защита. Закороченное положение пускового реостата может быть одной из причин указанного явления. В этом случае реостат переводят в нормальное пусковое положение. Это явление может наблюдаться также при слишком быстром выводе рукоятки реостата, поэтому при повторном включении электродвигателя реостат выводят более медленно.

При работе электродвигателя наблюдается повышенный нагрев подшипника. Причиной повышенного нагрева подшипника может быть недостаточная величина зазора между шейкой вала и вкладышем подшипника, недостаточное или лишнее количество масла в подшипнике (проверяют уровень масла), загрязнение масла или применение масла несоответствующих марок. В последних случаях масло заменяют, промыв предварительно подшипник бензином.
При пуске или во время работы электродвигателя из зазора между ротором и статором появляются искры и дым. Возможной причиной этого явления может быть задевание ротора за статор. Это происходит при значительном срабатывании подшипников.

При работе электродвигателя постоянного тока наблюдается искрение под щетками. Причинами такого явления могут служить неправильный подбор щеток, слабое нажатие их на коллектор, недостаточно гладкая поверхность коллектора и неправильное расположение щеток. В последнем случае необходимо передвинуть щетки, расположив их на нейтральной линии.
При работе электродвигателя наблюдается усиленная вибрация, которая может появляться, например, из-за недостаточной прочности закрепления электродвигателя на фундаментной плите. Если вибрация сопровождается перегревом подшипника, это указывает на наличие осевого давления на подшипник.

Таблица 1. Неисправности асинхронных электродвигателей и способы их устранения

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Щетки искрят, некоторые щетки и их арматура сильно нагреваются и обгорают

Щетки плохо пришлифованы

Пришлифовать щетки

Щетки не могут свободно двигаться в обойме щеткодержателя - мал зазор

Установить нормальный зазор между щеткой и обоймой О,2-О,3 мм

Загрязнены или замаслены контактные кольца и щетки

Очистить бензином кольца и щетки и устранить причины загрязнения

Контактные кольца имеют неровную поверхность

Обточить или отшлифовать контактные кольца

Слабо прижаты щетки к контактным кольцам

Отрегулировать нажатие щеток

Неравномерное распределение тока между щетками

Отрегулировать нажатие щеток, проверить исправность контактов Траверс, токопроводов, щеткодержателей

Равномерный перегрев активной стали статора

Напряжение сети выше номинального

Снизить напряжение до номинального; усилить вентиляцию

Повышенный местный нагрев активной стали при холстом ходе и номинальном напряжении

Между отдельными листами активной стали имеются местные замыкания

Удалить заусеницы, устранить замыкание и обработать листы изоляционным лаком

Нарушено соединение между стяжными болтами и активной сталью

Восстановить изоляцию стяжных болтов

Двигатель с фазным ротором не развивает номинальной частоты вращения с загрузкой

Плохой контакт в пайках ротора

Проверить все пайки ротора. В случае отсутствия неисправностей при наружном осмотре проверку паек проводят методом падения напряжения

Обмотка ротора имеет плохой контакт с контактными кольцами

Проверить контакты токопроводов в местах соединения их с обмоткой и контактными кольцами

Плохой контакт в щеточном аппарате. Ослабли контакты механизма для короткого замыкания ротора

Прошлифовать и отрегулировать нажатие щеток

Плохой контакт в соединениях между пусковым реостатом и контактными кольцами

Проверить исправность контактов в местах присоединения соединительных проводов к выводам ротора и пускового реостата

Двигатель с фазным ротором идет в ход без нагрузки - при разомкнутой цепи ротора, а при пуске в ход с нагрузкой не развивает оборотов

Короткое замыкание между соседними хомутиками лобовых соединений или в обмотке ротора

Устранить касание соседних хомутиков

Обмотка ротора в двух местах заземлена

После определения короткозамкнутой части обмотка поврежденные катушки заменить новыми

Двигатель с короткозамкнутым ротором не идет в ход

Перегорели предохранители, неисправен автоматический выключатель, сработало тепловое реле

Устранить неисправности

При пуске двигателя происходит перекрытие контактных колец электрической дугой

Контактные кольца и щеточный аппарат загрязнены

Провести очистку

Повышенная влажность воздуха

Провести дополнительную изоляцию или заменить двигатель другим, соответствующим условиям окружающей среды

Обрыв в соединениях ротора и в самом реостате

Проверить исправность соединения

Похожие публикации