Обо всем на свете

Презентация на тему страна чудес. Художественная культура Индии – "страны чудес". Индийская культура – это культура звука

Характеристика ИНДИИ


  • Визитная карточка
  • Государственные символы
  • Природные условия и ресурсы
  • Население Индии
  • Культура Индии
  • Религия Индии
  • Хозяйство

Визитная карточка

  • Площадь страны: 3 млн. 288 тыс. км2
  • Численность населения: 1миллиард 10 миллионов человек
  • Столица: г. Дели
  • Форма правления: республика
  • АТУ: федерация
  • Индия - одно из древнейших государств мира. В прошлом была колонией Великобритании, после Второй Мировой войны добилась независимости.

Государственные символы Индии

Герб Индии

Флаг Индии



Экономико-географическое положение

  • От Китая отделяется горной страной Гималаи. Вдоль подножия Гималаев по низменности течёт великая река Ганг. Её считают священной рекой Индии.
  • С открытием европейцами морских путей в Индию началась эпоха Великих географических открытий.
  • Через Индию проходят мировые морские торговые пути из Средиземного моря в Индийский океан, а также она находится на полпути между Ближним и Дальним Востоком .

Природные условия и ресурсы

Живописна и

разнообразна

природа

Индии.

Здесь и

высочайшие

вершины мира

Гималаи,

и Индо-

Гангская

низменность,

и плоскогорье Декан.


Природные условия и ресурсы

Индия

расположена

в суб-

экваториальном

климатическом поясе.

Ярко выражен

муссонный тип

климата.

Индия очень богата минеральными, почвенными, водными и биологическими ресурсами


Население

  • Индия - многонациональное государство.
  • Ее населяют крупные народы, представители которых отличаются друг от друга и внешним обликом, и языком, и обычаями.

Население

  • По численности населения Индия занимает второе место в мире, после Китая.
  • Учёные насчитывают здесь около 1,6 тысяч диалектов.
  • Государственным языком считается хинди (язык хиндустанцев, самой крупной индийской нации) и английский. Широко распространено двуязычье.
  • Размещение населения Индии отличается неравномерностью.

Население

  • Наиболее плотно заселены плодородные низменности, равнины в долинах и дельтах рек и морское побережье.
  • Уровень урбанизации (рост городов) в Индии сравнительно невелик (30 – 40%).
  • Крупные города Индии: Дели, Калькутта, Бомпей, Ченнаи.
  • Преобладающая часть населения живёт в деревнях (их более 600тысяч) больших и многолюдных.
  • Почти ¼ жителей Индии имеет достаток ниже официального уровня бедности.

Культура Индии

  • Индию с полным правом можно назвать музеем под открытым небом: в стране тысячи прекрасных храмов, дворцов, мавзолеев, мечетей, фортов.
  • Индия – родина шахмат, здесь возникла десятичная система исчисления, учение йоги.


Индийский танец

Индийская культура – это культура звука.

Индийский классический танец являет собой как бы зримую музыку.


Религия

80% населения - индуисты, мусульмане составляют самое значительное религиозное меньшинство - 11%,

2,2% - сикхи , буддисты всего 0,7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно.

Индия - светское государство, и любая дискриминация по религиозному признаку преследуется законом.


Хозяйство Индии

  • Промышленность
  • За годы независимости Индия добилась больших успехов в экономическом и социальном развитии. Она успешно проводит индустриализацию, аграрные преобразования, осуществляет космическую программу.
  • В промышленности Индии преобладает металлоёмкое производство. Развита чёрная и цветная металлургия.
  • Индия производит станки, тепловозы, автомобили; а также новейшую электронную технику, оборудование для АЭС и космических исследований.

Промышленность

  • В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Развивается фармацевтика.
  • Индия - мировой экспортер хрома. Она занимает ведущее место по запасам графита, берилла, тория, циркония, и второе место в мире по добыче титана.
  • Лёгкая промышленность – традиционная отрасль экономики Индии, особенно хлопчатобумажная и джутовая.
  • Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления и на экспорт. По экспорту чая Индия занимает 1 место в мире.

Сельское хозяйство Индии

Ведущая отрасль сельского

хозяйства Индии –

растениеводство.

В Индии выращивают:

зерновые культуры: рис,

пшеницу, кукурузу, просо.

Главные технические

культуры: хлопчатник, джут,

чай, сахарный тростник,

табак, масличные

(арахис, рапс и др.)

Также выращивают

кокосовую пальму, бананы,

ананасы, манго,

цитрусовые, пряности и специи.


Животноводство

  • Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству.
  • Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота и одно из последних по потреблению мясных продуктов, так как религиозные воззрения индуизма поддерживают вегетарианство, запрещают употреблять в пищу говядину и убивать коров (в древней Индии они были символом плодородия и благоденствия).
  • В приморских районах большое значение имеет рыболовство.


Транспорт

  • Бомбей, Калькутта, Дели, Ченнаи- это четыре главных промышленных центра, распространяющие своё влияние на всю страну. Они связаны между собою важнейшими транспортными магистралями, которые играют роль главных «осей (коридоров) развития».

большая протяженность железных дорог, но они сильно устаревшие.


Также развит авиационный, автомобильный,

морской и речной транспорт.

Индийский автомобиль «Tata Nano»

Индийский военный корабль "Табар"

Ан-32. ВВС Индии


1 слайд

Индия- «страна чудес» МХК 10 класс учитель русского языка, литературы и МХК МОУ СОШ №15 г.Благовещенска Амурской области Грязнова Ирина Сергеевна

2 слайд

3 слайд

ИНДИЙЦЫ, название населения Индии независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности, в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах. Говорят в основном на хинди, тамили. Верующие - главным образом индуисты, сикхи, джайны.В России до конца 18 - начала 19 века по отношению к жителям Индии было распространено название «индейцы», «индеи». После того как термин «индейцы», стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом «индусы». Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие религии.

4 слайд

5 слайд

Шедевры индийского зодчества Ступа в Санчи (3 в. до н.э.) СТУПА (санскр., букв. - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.

6 слайд

В 1 в. до н.э. ступа была обнесена оградой с четырьмя воротами. зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона будды,символизирующее путь к нирване.

7 слайд

ЧАЙТЬЯ (санскр.), в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный, служащий для поклонения ступе. Чайтья в Карли,пещерный храм,расположенный на глубине 40 м. его длина – 37.8 см,ширина-14.2 м,высота-13.7 м.

8 слайд

Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами.

9 слайд

10 слайд

11 слайд

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов. Его внимание привлек прославленный своей красотой и поэтической легендой мавзолей Тадж-Махал в Агре. По преданию, мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Она скончалась при родах, когда сопровождала мужа в военном походе, и перед смертью просила Шах-Джахана никогда больше не жениться и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. Шах-Джахан исполнил ее просьбу, он принимал личное участие в создании проекта мавзолея. Верещагин выбирает самый выгодный ракурс, с которого воспринимается весь ансамбль мавзолея с его отражением в водоеме, что входило в замысел архитектурного проекта. Торжественность и нежность, стройное изящество воздушно-белого мавзолея отразил художник в своем произведении.

12 слайд

13 слайд

АДЖАНТА, пещерный монастырь (штат Махараштра, Западная Индия); назван по имени расположенного рядом селения. В отвесной скале, возвышающейся над рекой, на протяжении 550 м высечено 27 пещер, к которым от уровня реки вели ступени. Часть пещер относится ко времени от 2 в. до н. э. до 2 в. н. э., большинство - к 5-7 вв., среди ранних - пещера № 10, имееющая вытянутую форму. Ее внутреннее пространство разделено на три нефа - широкий центральный и два узких боковых. Фасады святилищ эффектно оформлены. В пещере № 9 портал входа имел вид прямоугольной рамы, в которую была вписана широкая рельефная арка с килевидным выступом в замке. В стенах зала прорублены входы, ведущие в целлы, где были установлены статуи Будды. Одним из архитекторов, создавших комплекс, был Ачала.

14 слайд

Судя по описанию китайского паломника Сюань-Цзана (7 в. н. э.), в комплексе также имелся огромный наземный монастырь (не сохранился) с каменной статуей Будды более 20 м, стены были покрыты изображениями из жизни Будды. За пределами монастыря, с севера и юга, были каменные скульптуры слонов. Все поверхности пещер были покрыты настенной живописью, которая сейчас сохранилась лишь в 13 пещерах. Многофигурные композиции росписей соответствуют задачам декорирования сложного архитектурного пространства. В цветовом колорите много оранжевого, коричневого, белого, красного, зеленого, синего и желтого цветов. Росписи воспроизводят историю жизни Будды.





























1 из 28

Презентация на тему: Индия- страна чудес

№ слайда 1

Описание слайда:

Индия- страна чудес Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота. К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, однако в Индии сильно развит туризм и приносит стране большую прибыль. Индия – седьмая страна по величине в мире, обладает более миллиардным населением, разделена на более, чем 2000 этнических групп, которые говорят на более чем 200 различных языках.

№ слайда 2

Описание слайда:

Государственные символы Флаг Республики Индия учреждён 22 июля 1947 на заседании конституционной ассамб-леи 22 июля 1947 года, за 24 дня до провозглашения Индией независимости от Велико-британии (15 августа 1947 года). Он использовался в качестве государственного флага Индийского союза с 15 августа 1947 года, а с 26 января 1950 года и по настоящее время – Республикой Индия. В Индии термин «триколор» (Tirangā) относится практически исключительно к государственному флагу этой страны. Основой послужил флаг Индийского национального конгресса, созданный Пингали Вен-кайей и впервые представленный на сессии Всеиндийского комитета этой организации, состоявшейся в 1912 году в Безваде. Позднее по инициативе Махатме Ганди на флаг было нанесено изображение прялки, затем убранное. Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх го-ризонтальных полос равной ширины: верхней – «глубокого шафранного» средней – белого нижней – зелёного цвета В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Это изображение известно как «Ашока Чакра» (Дхармачакра) и скопировано было с «Львиной капители» в Сарнатхе; именно оно заменило собой первоначальное изображе-ние прялки. Диаметр колеса составляет 3/4 ширины белой полосы флага. Официальная спецификация флага Индии содержит требование о том, что он может изго-товляться только из «хади» – особого вида домотканой материи, сделавшейся популярной в индийском обществе благодаря Махатме Ганди. Использование флага регулируется Ин-дийским флажным кодексом. Герб Индии (Эмблема Индии) представляет собой изображение «Львиной капители» Ашоки в Сарнатхе. Император Ашока Великий установил Столп Ашоки с капителью, чтобы отметить место, где Будда Гаутама впервые преподавал Дхарму, где была основана крупная буддийская сангха. Четыре льва, стоящие вплотную друг к другу, установленны на абаке с бордюром. Четвёр-тый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Герб символизирует нацию, ко-торая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противни-ков». Абака украшена четырьмя животными – символами четырёх направлений: Лев – север Слон – восток Лошадь – юг Бык – запад Абака опирается на лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни. Ниже абаки расположен девиз, записанный деванагари – «Лишь Истина побеждает» (Satyameva Jayate). Это цитата из Мундака Упанишады (завершающей части священного индусского писания Веды).

№ слайда 3

Описание слайда:

Природные условия и ресурсы Индии Богатство индийской природы в ее разнообразии. 3/4 территории страны занимают равнины и плоскогорья. Индия напоминает огромный треугольник, направленный своей вершиной в Индийский океан. Вдоль основания индийского треугольника протянулись горные системы Каракорум, Гин-дукуша и Гималаев. К югу от Гималаев лежит обширная плодородная Индо-Гангская равнина. Западнее Индо-Гангской равнины протянулась бесплодная пустыня Тар. Дальше на юг расположено Деканское плоскогорье, которое занимает большую часть центральной и южной Индии. С двух сторон плоскогорье ограничивают горы Восточных и Западных Гат, их предгорья занимают тропические леса. Климат Индии на большей ее территории субэкваториальный, муссонный. На севере и северо-западе - тропический, где выпадает осадков около 100 мм/год. На наветренных склонах Гималаев выпадает 5000-6000 мм осадков в год, а в центре полуострова - 300-500 мм. В летний период выпадает до 80% всех осадков. Крупнейшие реки Индии - Ганг, Инд, Брахмапутра берут начало в горах и имеют снегово-ледниковое и дождевое питание. Реки плато Декан имеют дождевое питание. Во время зимнего муссона реки плато пересыхают. На севере страны преобладают коричнево-красные и красно-бурые почвы саванн, в центре - черные и серые тропические и красноземные латеринтные. На юге - желтоземные и красноземные, развившиеся на лавовых покровах. Прибрежные низменности и долины рек покрыты богатыми аллювиальными почвами. Естественная растительность Индии очень сильно изменена человеком. Муссонных лесов сохранилось только 10-15% от изначальной площади. Ежегодно площадь лесов в Индии сокращается на 1,5 млн. га. В саваннах растут акации, пальмы. В субтропических лесах - сандал, тик, бамбук, кокосовые пальмы. В горах четко выражена высотная поясность. В Индии богат и разнообразен животный мир: олени, антилопы, слоны, тигры, гималайские медведи, носороги, пантеры, обезьяны, кабаны, много змей, птиц, рыб. Мировое значение имеют рекреационные ресурсы Индии: прибрежные, историко-культурные, архитектурные и др. Индия имеет значительные запасы полезных ископаемых. Месторождения марганца сосредоточены в центральной и восточной Индии. Недра Индии богаты хромитами, железной рудой, ураном, торием, медью, бокситами, золотом, магнезитами, слюдой, алмазами, драгоценными и полудрагоценными камнями. Запасы угля в стране составляют 120 млрд. тонн (штат Бихар и Западный Бенгал). Нефть и газ Индии сосредоточены в долине Асаму и на равнинах Гуджарату, а также на шельфе Аравийского моря в районе Бомбея. Неблагоприятными природными явлениями Индии являются засухи, землетрясения, наводнения (8 млн. га), пожары, сход снежных лавин в горах, эрозия почв (6 млрд. т теряет страна), опустынивание на западе Индии, сведение лесов.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Хараппская цивилизация Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь. Древнеиндийская архитектура имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Население Население Индии составляет свыше 1,27 млрд человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия - самая населённая страна на Земле после Китая. Большинство индийцев - сельские жители. Средняя продолжительность жизни: 65,8 лет. Национальности и языки Индия - многонациональная страна. Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, джат, тамилы, гуджаратцы, каннара, пенджабцы. Хинди - самый распространенный в Индии язык. Носителями языка хинди является около 40 % всех индийцев. Около 80 % населения является приверженцами индуизма. Мусульмане составляют 14 % населения, христиане - 2,4 %, сикхи - 2 %, буддисты - 0,7 %.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Вера Инди йские рели гии - религии, сформировавшиеся на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. Индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. Они имеют схожую систему основных верований, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их исторического развития, в ходе которого они оказали влияние друг на друга. Религиозные практики, символы и архитектура, ассоциируемые с древнейшей из индийских религий, индуизмом, уходят своими корнями в хараппский период (III тыс. до н. э.). Документированная история индийских религий начинается с ведизма - религиозных практик ранних индоариев

№ слайда 11

Описание слайда:

Хозяйство По абсолютным размерам промышленного производства Индия входит в 10-ку крупнейших держав мира, но по уровню национального продукта на душу населения лишь замыкает 100 государств. Индии принадлежит 1 место в мире по сбору чая, 2-4 места по сборам риса, джута, сахарного тростника, бананов, по урожаям пшеницы и хлопка. Индия входит в первую двадцатку стран по добыче угля и железной руды, по выработке цемента, стали, электроэнергии, развитию основных отраслей машиностроения. Но по производству промышленной продукции на душу населения она сильно отстаёт от экономически развитых стран. В целом Индия является индустриально-аграрной страной. От колониального периода она унаследовала структуру экономики, типичную для бывших колоний, т.е. с преобладанием с/х производства. Однако в отличие от большинства других колоний в Индии ещё до обретения независимости существовал ряд сравнительно развитых отраслей лёгкой и пищевой промышленности: Джутовая, х/б, сахарная, табачная, кожевенная, а также горнодобывающая промышленность (добыча угля, марганцевых и железных руд, слюды, драгоценных камней). Существовали цементные, стекольные, бумажные предприятия. Но отсутствовали или были слабо развиты ключевые отрасли тяжёлой индустрии – металлургия, машиностроение, химия, электроэнергетика. В экономике страны господствовал иностранный капитал (в основном Великобритании). После обретения независимости очень большую роль в экономике страны стал играть госсектор. На него приходится почти вся угледобыча, 80% мощностей электростанций, всё производство меди, 75% нефтепереработки, 80% выплавки стали, 50% выпуска станков. Полностью в ведение государства находится транспорт, предприятия связи, оборонная промышленность, добыча золота и стратегического сырья. Быстро в стране развиваются и частные монополии (им оказываются льготы). Индийский крупный капитал концентрируется главным образом в больших городах и наиболее развитых районах - Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. Богатейшим семьям принадлежат не только отдельные предприятия, они по существу контролируют целые города: Татанагар – монополист Тата, Далмиянаган – Далмия (штат Бихар), Модинагар (район Дели) – Моди и т.д. Иностранный капитал в Индии лишился командных высот, государство ограничивает его в сферах, где действуют местные предприниматели, но стимулирует его приток в новые отрасли. В то же время многие потребности индийцев, особенно в деревне удовлетворяются ремесленниками, часто на условиях товарного обмена.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Животноводство Сельское хозяйство как и в колониальные времена играет очень большую роль в индийской экономике. Индии имеет ярко выраженную растениеводческую направленность, хотя страна обладает самым большим в мире поголовьем скота (230 млн. КРС, 120 млн. овец и коз). Но он используется в основном как тягловая сила. Даже молока в стране пьют мало (в основном с чаем). Буйволица дает в год 500 л молока, оно в основном и употребляется. Коровы молока дают меньше – 150-200 г в день. Наиболее употребляемые виды мяса – козлятина, баранина, курятина. Но в питание продукты животноводства имеют очень малую роль (на душу населения в год приходится примерно 40 л молока, 1,5 кг мяса, 3 яйца). Да и то употребляются лишь зажиточными людьми. Низкая продуктивность животноводства объясняется нехваткой кормов (основной корм – солома!).

№ слайда 15

Описание слайда:

Транспорт Рикши Аутентичный индийский общественный транспорт - рикши. Рикши бывают мото-, вело- и беговые (сохранились только в Калькутте). Велорикша представляет собой небольшой двухколёсный двухместный экипаж, прикреплённый к велосипеду. Подобный транспорт может быть удобен только для обзорной прогулки в пешеходной зоне какого-либо старого города. Моторикша - трехколесная модификация мотороллера фирмы Bajaj Auto, с кабиной для пассажиров, напоминающая повсеместно популярный в Азии тук-тук. Цена поездки на моторикше обычно составляет половину или даже 2/3 стоимости поездки в такси. О цене нужно договариваться заранее. Некоторые моторикши оснащены счетчиками, чаще цена поездки по определённому маршруту указана в прейскуранте в кабине. Такси Такси в Индии бывают частными и государственными. Государственные такси, как правило, черно-желтые и черно-зелёные старые авто Ambassador, черные, желтые и белые машины Tata и джипы Mahindra (с голубой полосой и надписью tourist), принадлежащие министерству туризма Индии. Частные такси - машины Ambassador белого цвета или маленькие Tata. О цене поездки с водителем нужно договариваться до посадки, торг приветствуется. В туристических такси имеется примерный прейскурант стоимости поездки, зависящей от расстояния, торг неуместен. Автобус Автобусы - очень популярный в Индии вид общественного транспорта, и гораздо более удобный, чем поезда (особенно на дальние расстояния): автобусы ходят чаще, билет на проезд в них стоит дешевле. Автобусы, как и такси, бывают государственные и частные. Поезд В Индии хорошо развит железнодорожный транспорт. Железные дороги появились в стране в 1853 году, сегодня они управляются государственной компанией Indian Railways. На больших вокзалах есть отдельные кассы для туристов, где можно купить билеты без очереди по специальной туристической квоте (если вы расплачиваетесь за билет рупиями, нужно предоставить квитанцию обменного пункта или чек из банкомата). Виды индийских поездов Скорый «Шатабди» (Shatabdi Express), курсирует между основными городами. В нём имеется два вида вагонов - «сидячий кондиционированный» и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» . Скорый «Радждхани» (Rajdhani Express), соединяющий Дели и столицы штатов. Располагает вагонами следующих классов: «I кондиционированный», «двухполочный кондиционированный» «трехполочный кондиционированный», «второй класс» Экспрессы без названия, имеют вагоны следующих классов:, «сидячий» , «некондиционированный спальный» (нужно брать собственное постельное белье), «некондиционированный II класс». Пригородные поезда отличаются весьма условным сервисом (билеты без мест, деревянные сиденья, отсутствие туалета, вентилятор вместо кондиционера и т. д.)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Респу́блика И́ндия - государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке.

Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота. К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран.

История Древней Индии распадается на два больших периода: Первый - это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Хараппа и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Хараппы.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

Древнеиндийская архитектура имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так, что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений. Ворота святилища в Санчи - сборник религиозных, исторических и бытовых сцен, народных преданий и легенд о Будде. Основные темы рельефов - жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма - колесо, дерево, лотос.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Стамбхи - это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания. Стамбхи могли возводиться в честь богов - Вишну, Шивы, Лакшми, Гаруды и других; различали также мемориальные и пограничные стамбхи.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи.

Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Он представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанту прославили ее замечательные росписи. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса. Это позволило уникальным произведениям живописи избежать разрушений, которым подвергались древние храмы со стороны религиозных фанатиков. Но другим врагом росписей стали время и климат. В результате только в тринадцати из двадцати девяти пещер сохранились фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Росписи Аджанты создавались на протяжении нескольких столетий многими поколениями мастеров Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны, и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро расписывали стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.



Тема урока: Индия – страна чудес.

Цель: создать условия для формирования системы знаний об особенностях культуры Древней Индии.

Задачи урока:


  • научить учащихся видеть прекрасное в произведениях архитектуры, живописи.

  • привить любовь к предмету МХК;

  • воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;

  • развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.

  • способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов.

Оборудование урока: компьютер, тетради, презентация.
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Её считают страной чудес. О богатстве этой страны слагались сказки и легенды. Привычная для нас корова в этой стране считается священной.

С севера эту древнюю страну от остального мира отделяет непроходимая стена гималайских горных хребтов, а с трех остальных сторон – безбрежные океанские просторы.
- Как вы думаете, о какой стране пойдёт речь?

Слайд 1.

Слайд 2.

«Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море голубом», – эти слова из «Песни индийского гостя» вспоминаются сразу, как только речь заходит об Индии, о ее удивительных сокровищах.
Учитель:

Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце XIX в.

До великих географических открытий отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки, постепенно Восток обрёл статус географической и культурной реальности. Он стал чуть ближе, но всё же оставался чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам носил характер модного увлечения.

Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов.

Но только ли европейцы мечтали о далёких и сказочных странах?

Афанасий Никитин – русский купец и путешественник отправился в Индию

в XV в. Он написал книгу «Хождение за три моря», в которой рассказывал о своём путешествии в удивительную страну.

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов.

Николай Рерих – великий русский художник, долгое время живший в Индии и, беззаветно любивший её, оставил огромное наследие потомкам.

Слайд 3.

Цели урока:
Нам не представляется возможным рассмотреть всё разнообразие и богатство культуры Индии. Поэтому давайте обратимся к величественным памятникам индийской архитектуры.
Слайд 4.

Буддийские ступы

Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является ступа (погребальный холм), внешне напоминает купол современного планетария. Существует легенда о том, что Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.
Слайд 5.

Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до н. э.

Ступа в Санчи – это первый простейший мемориальный памятник, имеющий символическое значение, так как ее круглая форма означает бесконечность или небо – символ нирваны Будды. Много позже на северо-западе Индии появились ступы более сложной формы, получившей развитие по вертикали.

Ступа № 1 в Санчи

Слово «ступа» имеет общий корень со словом «тепё», что означает погребальный холм. Это самое важное монументальное строение буддийского искусства. Ступы воздвигались многими правителями, а также джайнами, последователями учения Махавиры Вардхмана, современника Будды. Самые известные ступы находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Их воздвигали обычно там, где проходили шумные празднества с музыкой и танцами, с процессиями и торжественными обрядами.

Буддизм не предлагал новых богов, а стремился дать людям новые ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Он не боролся со старыми богами, а включал их в систему природных и социальных реальностей этого мира, подлежащего спасению.

Не удивительно, что местные боги и духи (якши и якшини), а также Индра и другие древние божества превратились в духов-покровителей буддийских гробниц и стали почитаться буддистами. Ступа, став главным символом буддизма, вобрала в себя символику «мирового древа» или «мировой горы».

При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Ее кирпичный ствол отождествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру.

Все буддисты мира с трепетом относятся к священному месту в Санчи, так как, по преданию, именно здесь, под этим кирпичным курганом погребена часть останков самого Будды. Они находятся на дне ствола, в небольшом реликварии, вырезанном из хрусталя. Таким же образом хранятся останки и других буддийских святых.

По преданию, Будда, умирая, завещал своему любимому ученику Ананде сжечь его тело на погребальном костре, разделить прах на 8 частей и над каждой частью праха возвести ступу. Ученики Будды в точности исполнили его завещание.

Но во время правления Ашоки из реликвариев были извлечены все 8 частей праха Будды и разделены на множество маленьких частей. Это было сделано для того, чтобы построить как можно больше священных ступ.

По некоторым данным, покровительствовавший буддизму Ашока воздвиг за время своего правления 84 тысячи ступ, многие из которых хранили частичку праха великого Будды.
Описание Ступы в Санчи.

Расположенная в уединённом живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. В сферическом куполе высотой около 15 метров отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль – это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, а зонтики – три небесные сферы, три ступени восхождения к нирване, особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка – Абсолюта. Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий.

Слайд 6.

Ступу окружает стена с четырьмя воротами по сторонам света – торанами. Торан – две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава.

Ворота богато украшены рельефами и скульптурой. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанных с жизнью Будды. Здесь есть скульптурные изображения не только индийцев, но и людей в греческих одеждах.

Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы). Под ними и рядом - изображения цветов, натюрмортов, павлинов, всадников, сказочных птиц, слонов, ухмыляющихся карликов.

- Как вы думаете, почему здесь так много животных и растений?

Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, оленя и др. животных.

Во всех изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Во всём поразительная жизненность, естественность и свобода.
Слайд 7.

«Человеческое искусство в Индии следует чаще искать внутри, чем на поверхности земли. Как бы стыдясь или считая грехом соперничать с изваяниями природы, индусы редко строили свои древние храмы иначе, как в недрах земли»...
Слайд 8.

Описание Чайтьи.

Чайтья - своеобразный вариант ступы. Это пещерные храмы для моления, совершения культовых обрядов и священных таинств, вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 метров. Его длина – 37,8 м., ширина – 14,2 м. красивые мощные колонны, по 15 в ряд, делят зал на центральный неф и два боковых крыла.

Слайд 9.

Чайтья в разрезе.
Слайд 10.

Окно Чайтьи.

С особой тщательностью украшен вход в Чайтью. Он обрамлён огромной килевидной аркой, окружённой более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутёмную залу через окно, несколько напоминающую розетку готического собора.

Фасады храма украшены рельефами и скульптурными группами, не оставляющими ощущения отрешённости от жизни. Наоборот, как учит буддизм, они призывают наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. Смерть не трагедия, а лишь увлекательное путешествие, за которым последует новое рождение.
Слайд 11.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур.
Слайд 12.

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ АДЖАНТЫ.

Строя Аджанту, монахи выбрали очень живописное природное место в излучине узкой реки, над которой полукругом возвышаются скалы. Пещерные храмы тоже описывают полукруг метрах в пятидесяти выше реки.

Слайд 13.

История храмов Аджанты.

Пещерные храмы Аджанты : где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы - начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них - в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер. Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта,), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм Эллоры датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты. В пещерах Эллоры остались только скульптуры: за тысячу лет вода и ветер стерли цветные росписи. Местные жители, в период упадка использовавшие дома монахов как свои собственные, не сохранили убранство храмов. Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше: там сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность.

Пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО.
Слайд 14.

Глядя на храмы, соглашаешься с утверждением, что индийские мастера умели строить как гиганты, а отделывать как ювелиры.
Слайд 15.

Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма.
Слайд 16.

Скульптурные изображения храма.
Слайд 17.

Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре – это шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. По величине и мощи его можно было бы сравнить с греческим Парфеноном или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Один из мастеров, взглянув на сотворённое чудо, оставил надпись:

«Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!»
Скульптура на внешней стороне храмов Аджанты.

С высоты горного склона открывается роскошное скульптурное убранство храма, характерными чертами которого являются чувственность и эротичность. Создаётся впечатление, что храм живёт, дышит множеством образов божеств, людей, фантастических животных. Скульптурные фигуры львов, слонов, тигров, подобно атлантам и кариатидам, несут на себе храм, но в отличие от них выступают из массы стены храма только передней частью тела.

Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов, у которых изваяны лишь грудь, передние ноги и голова, а хоботами они берут лежащую перед ними пищу.
Слайд 18.

В индийском зодчестве различают два типа храмов: на севере , где климат более дождливый, храм имел форму заострённой высокой башни, с которой легко могла стекать вода; на юге – храм имел более отлогую линию силуэта с плоской крышей.
Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами
Слайд 19.

Цветные фрески Аджанты иллюстрируют события жизни Будды. Все пещеры буддийские. Их начали выбивать из камня в III-м веке до н.э.: когда император Ашока дал учению Будды зеленый свет, сделав его государственной религией объединенной им Индии.

Украшения и короны традиционно присущи индуистским божествам, символизируя чакры и ауру, аналогично нимбу над головой христианских святых.
Художники Аджанты использовали лишь коричневую, белую, красную, синюю, зелёную и жёлтую краски. Их богатство – в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже без освещения краски продолжают светиться, напоминая мраморные скульптурные изображения. Возможно, в краски добавляли известь, дающую такой поразительный эффект.

Слайд 20.

Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса)
К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды (пещера № 10), а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай - полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. Пещеры Аджанты были повреждены раскопками в начале 19 в. В настоящее время - музей буддийского искусства.
Слайд 21 - 22.

Тадж-Махал


  • Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

  • В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в начале. В центре находится мраморный водоём. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырёх минаретов.

  • Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести ещё одну гробницу – для себя, по форме - Тадж-Махал, но сделан из чёрного мрамора.

  • Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Слайд 23.

Этот памятник мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарёк свою невестку – «Украшением дворца» (Мумтаз Махал).
Слайд 24.

Строительство пятикупольного здания продолжалось более двадцати лет (1630-1652). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 м. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 м. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.
Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником.
Слайд 25.

В окнах и арках – ажурные решётки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.
Слайд 26.

Склеп, в котором покоится прах Мумтаз - Махал и Шах – Джахана.
Слайд 27 – 28 – 29 - 30.

Музыка Индии.
Слайд 31.

Театральное искусство Индии.
Вывод:

Слайд 32.

Основные религии Индии.

Слайд 33.

Чудом, которым была Индия, восторгались во все времена.

Исследователи искали в Индии истоки всей мировой культуры.

Одним из аргументов является родство санскрита (древнейшего индийского литературного языка) с древнеперсидским, древнегреческим, латинским и многими другими европейскими языками, составляющими так называемую индоевропейскую группу языков.

Индию по праву называют колыбелью древнейших цивилизаций.

Она дала миру множество научных и художественных открытий. Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца, создана десятеричная система счисления. Индия – родина алгебры, её учёные знали число «пи», решали линейные уравнения, отсюда пришли понятия «корень», «синус», «цифра» и многое другое.

Индия – страна контрастов.

Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлено многочисленностью народов и племён. Здесь до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство.

Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий.
Оценки учащимся.

Домашнее задание: 18 параграф, составить план ответа по теме.

Похожие публикации