Обо всем на свете

Храмы моего города. Симонов монастырь. Истории монастырей Владения симонова монастыря

Ко дню города в Москве стартовал проект бесплатных экскурсий Гуляем по Москве. Оказалось, проект оказался настолько нужным, что такие прогулки решили сделать регулярными. В начале осени я уже посетила две экскурсии, особенно понравилось посещение усадьбы Свиблово. На этот раз мне удалось попасть на экскурсию Тайны и легенды Симонова монастыря. К своему удивлению, я не слышала о таком месте в Москве, поэтому с радостью отправилась открывать новые для меня достопримечательности столицы. Заинтересовало и то, что нам обещали показать место захоронения героев Куликовской битвы и известного композитора А. Алябьева. С гидом мы встречались у метро Автозаводская. И сразу же начался рассказ о том, что располагалось раньше в этих местах. Много веков назад здесь были глухие леса, принадлежавшие боярину Степану Ховрину. В 1370 г. он подарил племяннику Сергия Радонежского Федору часть своих владений и тот основал в них монастырь. Так как Степан Ховрин так же стал монахом и принял постриг под именем Симон, то монастырь назвали Симоновым. Через какое то время Федор оставил обитель и немного в стороне основал новый Симонов монастырь. Его архитектурный ансамбль формировался столетиями и практически весь был уничтожен в 1930-е гг. То, что можно увидеть сейчас лишь малая часть былого великолепия.

Симонов монастырь в Москве

По дороге к монастырю нам показали два необычных здания на улице Ленинская слобода – это бывшие железнодорожные вокзалы станции Лизино, пассажирский и товарный. Построены они были в 1915 г. на средства младшего сына крупного железнодорожного богача П.Г. фон Дервиза. И действительно, силуэты зданий очень напоминают конный завод в рязанском имении Павла Павловича фон Дервиза в Старожилово. И там, и здесь здания предположительно строили по проекту знаменитого архитектора Ф. Шехтеля. Рассказали нам и историю появления названия станции. Дело в том, что в Симоновой слободе любил гулять известный писатель, автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин. В 1792 г. он написал очень популярную повесть «Бедная Лиза», в которой рассказывается о несчастной любви девушки, из-за которой она утопилась в Сергиевом пруду недалеко от Симонова монастыря. После выхода книги в Москве началась настоящая «лизомания»: к пруду приходили влюбленные и клялись друг другу в любви, одинокие девушки и романтичные юноши писали стихи на ближайших деревьях. В округи появилась Лизина площадь, Лизин тупик и станция «Лизино».


Только в конце 50-х гг. XX века эту станцию закрыли, так как необходимость в ней пропала. Сейчас неосведомленному человеку даже в голову бы не пришло, что эти два красивых дома были когда-то зданиями вокзалов. Наконец мы выходим к одной из башен Симонова монастыря.


Симонов монастырь в Москве

Сейчас их осталось всего три, а раньше монастырь был окружен со всех сторон высокой стеной с пятью башнями. Симонов монастырь во все времена был очень мощной и хорошо защищенной крепостью, которая первой встречала неприятеля на подступах к Москве. Стены его отражали атаки войск хана Казы-Гирея, вставали на пути Ивана Болотникова, сильно пострадали от польско-литовских захватчиков и Наполеоновской армии, однако уничтожены были своим собственным народом. От бывшего форпоста сохранилась только южная стена и три башни: Кузнечная, Солевая и Дуло. Построены они были в XVII веке на фундаменте более древних сооружений.


Симонов монастырь в Москве

У самой мощной башни «Дуло» можно увидеть огромные валуны, оставшиеся от старых стен. Оказалось, что на территорию монастыря в настоящее время зайти нельзя. Впервые вижу, чтобы в монастырь не пускали обычных людей. Даже нас с группой пустили только на пять минут постоять у стены. Фотографировать тоже категорически запрещено. Вобщем такая конспирация вызывает только подозрение в том, что на территории Симонова монастыря творятся какие-то темные делишки. Пришлось нам осматривать сохранившиеся архитектурные объекты через решетку с колючей проволокой. Больше всего привлекают внимание две постройки. Первая – это огромное здание, которое называют Сушило.


Симонов монастырь в Москве

Оно служило для хозяйственных нужд монастыря. В его архитектуре прослеживается какое-то европейское веяние. Напоминает оно голландские дома, так же как и сохранившаяся трапезная. Это второе потрясающе красивое здание Симонова монастыря, которое сразу же бросается в глаза. Ее строили при царе Федоре Алексеевиче, старшем брате Петра Первого, который также любил все европейское.


Симонов монастырь в Москве

Руководил работами известный зодчий Осип Старцев. В одной из башен трапезной размещались личные покои царя, а в другой церковь. Раньше это здание было богато раскрашено, будем надеяться, что со временем его внешний вид восстановят. Сейчас внутри разместился Тихвинский храм – единственное, что можно свободно посетить в монастыре.


Симонов монастырь в Москве

Главный собор монастыря – Успенский, также как и высоченная колокольня, которая на тот момент была самым высоким зданием в Москве, были взорваны в 1930 г. Сейчас на месте храма находится Дом культуры ЗИЛ. В то же время было уничтожено одно из старейших кладбищ Москвы, где были захоронены друг и соратник Петра Великого Петр Головин, композитор А. Алябьев, поэт Д. Веневитинов, представители таких известных дворянских родов как Урусовы, Нарышкины, Татищевы, Бутурлины и многих других. Сейчас на месте кладбища под стенами монастыря разбили небольшой городской парк, где гуляют горожане с колясками, детвора катается с горок, даже не представляя о том, что под парком покоятся многие поколения довольно известных фамилий.


Симонов монастырь в Москве

Напротив Симонова монастыря, если пройти через парк, можно выйти к храму Рождества Богородицы.


Симонов монастырь в Москве

Именно на его месте и появился старый Симонов монастырь. Первая церковь была заложена здесь в 1370 г., позже она естественно многократно перестраивалась.


Симонов монастырь в Москве

Именно здесь были похоронены герои Куликовской битвы, в том числе знаменитые богатыри Пересвет и Ослябя. После революции в здании храма разместили компрессионный цех завода «Динамо». Только к Олимпиаде в 1980 г. власти вспомнили о героях Куликовской битвы и решили найти их могилы. На территории храма были произведены раскопки, и обнаружились останки нескольких десятков людей. Над ними было установлено символическое надгробие.


Симонов монастырь в Москве

К стенам храма, кстати, примыкают могильные плиты, принесенные сюда с уничтоженного кладбища у стен Симонова монастыря.


Симонов монастырь в Москве

Старинные постройки в настоящее время плотно окружили современные бизнес-центры, таунхаусы и торговые комплексы. Поэтому не каждый самостоятельно сможет сориентироваться и найти все исторические объекты Симоновой слободы. Тем ценнее такие общественные проекты, которые позволяют москвичам лучше узнать свой город.

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Книга Благословение преподобного Сергия , в которой повествуется о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове и святых иноках Александре и Андрее Радонежских.
  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря.
  • Симонов (Успенский) мужской монастырь.

    Адрес Симонова монастыря: 109280, г. Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»).

    Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

    Существует версия, что вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится нынешняя церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.

    Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриарх Иов , патриарх Гермоген , патриарх Иосиф . На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.

    В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.

    Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.


    Остатки крепостной стены Симонова монастыря.

    Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано "в шахмат" - манера росписи, имитирующая каменную кладку. В 1700 году к трапезной была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, средства на которую пожертвовала царевна Мария Алексеевна, сестра Петра I.

    В 1832 году было принято решения строить новую колокольню на средства, пожертвованные купцом Иваном Игнатьевым. Согласно первому проекту, разработанному архитектором Н.Е. Тюриным, колокольня должны была строиться в классической манере. Но в те годы стало популярным возвращение к традициям русской архитектуры, и в итоге была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 метров, автором которой стал К.А. Тон – также очень известный и популярный в те годы архитектор. Закончено строительство колокольни было в 1839 году, после чего на ней были установлены колокола, самый большой из которых весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе колокольни были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря являлась одной из вертикальных доминант Москвы , и представляла собой архитектурную ценность.

    В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отпрвлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и некрополь монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

    В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

    До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677-83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка - «солодежня» или «сушило».

    В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

    Башни и стены Симонова монастыря

    От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.

    «Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.

    Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.

    Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.

    Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.

    Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.

    Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.

    Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.

    Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало

    Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

    Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

    Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».

    Глубокая история поверхностными мазками

    А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.

    Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

    Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) . И конечно, здесь жил известный Максим Грек.

    Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро

    Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».

    Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.

    Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца .

    Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад.

    Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

    В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.

    В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…

    Высокая классика и роскошное барокко

    Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.

    Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

    Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

    Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:

    «Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар» .

    До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец

    Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.

    Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.

    Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.

    А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

    Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.

    Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.

    Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь

    А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

    Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.

    Похороненный некрополь

    Душа сказала мне давно:
    Ты в мире молнией промчишься!
    Тебе всё чувствовать дано,
    Но жизнью ты не насладишься.

    Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.

    В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:

    Вот час последнего страданья!
    Внимайте: воля мертвеца
    Страшна, как голос прорицанья.
    Внимайте: чтоб сего кольца
    С руки холодной не снимали; –
    Пусть с ним умрут мои печали
    И будут с ним схоронены.

    «Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.

    Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

    Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.

    Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря

    Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.

    Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.

    В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.

    Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно

    Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.

    Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.

    Православные святыни. Симонов монастырь. Москва.

    Симонов монастырь в Москве - славная и трагическая страница русской истории. Славная - потому что с этой обителью связаны многие достопамятные события русской истории, а трагическая - потому что эта страница была безжалостно вырвана глубоко чуждыми России руками...

    Древний Симонов монастырь основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником - преподобным Федором, уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. Во главе Симонова монастыря преподобный Федор прославился как авторитетный духовный наставник, он был личным духовником Дмитрия Донского. В 1388 году преподобный Федор стал Ростовским архиепископом. Умер он 28 ноября 1394 года. Его мощи покоились в Ростове, в Успенском соборе.

    Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь.

    Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и Федор, стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, под колокольней которой во второй половине XVIII века были обнаружены могилы знаменитых иноков Троице-Сергиевой лавры, Александра Пересвета и Родиона Ослябы, героев Куликовской битвы. Пережившая страшные разрушения, долгое время служившая компрессорной станцией завода «Динамо», эта церковь ныне снова возрождена к жизни.


    Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (1337 - 1427), св. Иона, митрополит Московский (ум. в 1461 году), патриарх Иосиф (ум. в 1652 году), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн, знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек.

    Монастырь был известен по всей России, и сюда стекались огромные вклады. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Федор Алексеевич. Специально для него здесь были устроены кельи, где царь молился во время Великого поста. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.


    По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

    Башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь - строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году набег крымского хана Казы-Гирея. Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни - пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.



    В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

    В 1812 г. монастырь пострадал от французов, были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи
    В Москве император Наполеон всё ещё надеялся на ответ Александра I, а Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР любовался оставшимися в целости красотами Москвы...

    Симонов монастырь в Москве 7 октября 1812 года
    Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

    В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для строительства дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил известный архитектор Н. Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем ее проект был изменен, и возводилась она уже в «русском» стиле по проекту К. А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему силуэту и местоположению - близ монастырской ограды - колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Ее высота составляла более 90 метров. Огромная пятиярусная колокольня Симонова монастыря зрительно замыкала перспективу излучины Москвы-реки и была видна на много верст вокруг. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы.

    Еще в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце XV века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле.

    В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря - Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами - дар царевны Марии Алексеевны.

    В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович - крещеный касимовский царевич, по прихоти Ивана Грозного венчанный в 1574 году «царем и великим князем всея Руси» и через два года свергнутый. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.


    Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров, вероятно, уже человек немолодой и строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали раннемосковской архитектуры, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев, много строивший в Москве и в Киеве. Наряду с Яковым Бухвостовым он является самым выдающимся зодчим конца 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода «друзья-конкуренты», работавшие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной индивидуальностью.

    Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» - стиль росписи, имитирующий каменную ограненую кладку. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

    А в век дворянских любезностей и сентиментальных повестей обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

    «... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

    На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».


    итая эти строки, невольно пытаешься увидеть окрестности монастыря конца XVIII века. Увидеть и сравнить их с теперешними...

    А тогда, после того, как Б.М. Федоров переделал сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза» в пьесу, и роль главной героини сыграла в ней несравненная М.С. Воробьева, влюбленные москвичи толпами стали гулять по берегу пруда, названного Лизиным, и вырезали на деревьях свои имена. Появилась даже язвительная эпиграмма на это паломничество:

    «Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста,
    Топитесь, барышни, для всех здесь будет место».

    Немного сегодня осталось от некогда богатого монастыря. На месте Святого (Лизиного) пруда высится ныне административное здание завода «Динамо».

    Интересные воспоминания оставил о начале XX века писатель А. Ремизов.
    «Симонов – место встречи «порченых» и «бесноватых». Их свозили со всех концов России в Москву: среди белых попадали черные – кавказские, и раскосые – сибирские, и желтые – китайские. После обедни их «отчитывал» неустрашимый, быстрый голубоглазый иеромонах о. Исаакий: говорком, шелестя, как листьями, словами молитв, изгонял он бесов. Но не столько само изгнание – бесы что-то не очень слушались Симоновского иеромонаха! – а подготовка во время обедни – это подлинно «бесовское действо!» – зрелище потрясающее. ... Бесовский пожар в Симонове ни с чем не сравним – зрелище ошеломляющее. Еще показывали: под стену монастыря подкапывающуюся гигантских размеров лягушку-демона, обращенного в камень; эта лягушка, о ней знала вся Москва, была как раз к месту и дополняла бесовское скопище. Есть странные любители смотреть покойников, а бесовское зрелище еще заразительнее: стоит раз взглянуть, как потянет еще и еще, не пропуская. В Симоновом народу и в будний день, как на праздник; на недостаток богомольцев нельзя было пожаловаться!»

    В 1919 году было закрыто знаменитое Симоновское кладбище. Но до сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

    Некрополь на территории Симонова монастыря также был разорён в советское время. Сейчас найденные надгробия установлены у ограды, отделяющей монастырскую территорию от ДК ЗИЛ.




    До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

    В 1923 году в помещении монастыря был открыт музей, который вел активную археологическую работу. Он просуществовал до 1929 года. А ночью 21 января 1930 года, в канун годовщины смерти В.И. Ленина, были взорваны все церкви, большая часть стен и башен. И через три недели здесь уже возводили по проекту братьев Весниных Дворец культуры ЗИЛ.

    Давайте посмотрим старые фотографии Симонова монастыря и представим, каким он был


    Вид с бывшей колокольни Симонова монастыря на территории современного завода ЗИЛ и сохранившуюся церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Справа церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.


    Некрополь Симонова монастыря. Снимок сделан от стены собора. На заднем плане - Сторожевая башня монастыря.




    Симонов монастырь. Постройки у южной стены


    Симонов монастырь, собор и трапезная

    Успенский собор Симонова монастыря

    Симонов монастырь. Успенский собор

    Симонов монастырь. Трапезная и Успенский собор

    Симонов монастырь. Вынос церковкой утвари после закрытия монастыря


    Симонов монастырь. Царская палата и паперть церкви Тихвинской Божией Матери


    Симонов монастырь

    Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., на его территории был организован музей, который существовал с 1923 по 1930 г. (находился в новой трапезной). Освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы, в них разместили 300 семей. Несколько храмов оставались действующими. В 1929-1930 гг. в монастыре работал П.Д. Барановский, который возглавлял здесь работу по созданию филиала ГИМа - Музея военно-крепостной обороны на базе уже существующего музея бывшего Симонова монастыря, он принимал активное участие в спасении древних памятников обители. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер. В конце июля 1929 г. приступили к раз­борке колокольни. Январь 1930 г. стал роковым для древней обители. 23 января был взорван Успенский собор, разрушена церковь Александра Свирского, Сторожевая и Тайницкая башни и часть стены. На следующий день 8 тысяч рабочих Ленинской слободы участвовали в разборке развалин Симонова монастыря. В сентябре приступили к разборке Никольской церкви. Летом были сломаны водяные ворота XVI в., постепенно разбирали монастырскую стену. Позже была разобрана Спасская церковь. На месте большей части монастыря в 1932-1937 гг. братья Л.А., В.А., и А.А. Веснины построили Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). Из всего некрополя были перезахоронены только С.Т. Аксаков с сыном Константином и Д.В. Веневитинов, теперь их могилы находятся на Новодевичьем кладбище. В перезахоронении, которое состоялось 22 июля 1930 г., принимала участие будущая жена П.Д. Барановского Мария Юрьевна. При извлечении останков С.Т. Аксакова оказалось, что корень березы, покрывавший всю семейную могилу, пророс через левую часть грудной клетки в области серда писателя; с пальца Веневитинова был снят знаменитый перстень, теперь он хранится в Литературном музее.

    Общежитие на территории Симонова монастыря сохранялось до 1962 г. В советское время на оставшейся территории монастыря находились различные учреждения. Реставрационные работы велись в Симонове монастыре в 1955-1966 гг. В начале 1980-х гг. здания были заняты промкомбинатом московского общества "Рыболов-спортсмен" Росохотрыболовсоюза. В середине 1980-х гг. здания были переданы объединению "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР, которое подрядило мастерскую № 1 Мосреставрации начать восстановление оставшихся памятников. Принимала в восстановлении памятников Симонова монастыря и шевская секция при МГО ВООПИК, которая проводила здесь субботники (руководитель - Н.В. Чарыгин). В 1992 г. реставрация была прекращена из-за отсутствия средств. В настоящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан общине, состоящей из глухонемых. Первая служба состоялась в ноябре 1994 г.

    В настоящее время от монастыря сохранились следующие постройки: старая трапезная у южной стены 1485 г. с позднейшими переделками, новая трапезная с церковью Тихви нской Богоматери (1680-1685 гг.), царскими палатами в западной части (архитекторы Парфен Петров и Осип Старцев), с южной пристройкой 1820 г. и приделами 1840 г.; корпус Сушило XVII в.; южные заложенные ворота 1-й трети XVII в., келейный корпус у южных ворот начала XIX в.; казначейские кельи в западной части 1-й трети XVII в.; башни Дуло XVI в., Солевая, Кузнечная и три прясла стены 1-й трети XVII в.






    Самая внушительная и притом старинная постройка Симонова монастыря - хозяйственная постройка "Сушило"


    Строительство Сушила датируется 16 веком.



    Около Сушила - казначейский корпус, построенный в 1-й трети 17 века.


    У стен - келарский корпус, построенный в середине 16 века.




    Состояние стен и башен - не самое лучшее.



    У храма Тихвинской Божией матери находится камень указывающий место, где был монастырский колодец.









    Ныне в трапезной уже идут богослужения. Хочется надеяться, что когда-нибудь этот древнейший монастырь Москвы будет полностью восстановлен.

    Загадки Симонова монастыря на Автозаводской April 29th, 2011

    Принимая участие в апрельском субботнике на Автозаводской в парке ДК «ЗИЛ», я обратил внимание на странные валуны и камни, торчащие в основании внешней стены одной из трех кирпичных башен Симонова монастыря. Историки датируют башни и остатки южной крепостной стены XVII -XVIII веками. Я задался вопросом: почему огромными валунами заложено основание только одной из трех кирпичных башен? Две башни покоятся на обтесанных прямоугольных блоках небольшого размера, и никаких валунов под ними нет (фото №1).

    Огромные валуны темно-серого цвета производят странное впечатление. Они сильно выделяются на фоне красных кирпичей и блоков из белого известняка, заложенных в основание башни (фото №2, №3, №12, №14).

    Внимательно присмотревшись можно заметить, валуны разных размеров являются осколками или фрагментами чего-то целого, а именно монолитного камня. Причем это был непростой камень, а грандиозная, скорее всего, скульптурная композиция, вырезанная из единой скальной породы. На некоторых фрагментах загадочной скульптуры из камня, расколотой на множество частей, остались явные следы как ручной, так и технической обработки - просверленные отверстия, борозды, отшлифованные фигурные части и даже отчетливый след спила, словно древний скульптор работал «болгаркой» (фото №7, №9, №10, №17)

    Первая версия, которая приходит в голову после ознакомления с загадочными валунами под башней Симонова монастыря - это фрагменты скульптуры какого-то языческого божества. Сейчас невозможно понять, как выглядело это произведение, и что оно из себя представляло. Большая часть ее осколков вмурована внутрь, в самое основание башни, а снаружи видны лишь несколько крупных и мелких частей.

    По всей видимости, в языческие времена, эта скульптура играла важную роль в средневековых обрядах, люди ее почитали и поклонялись. Не исключено, что этому загадочному камню язычники приносили жертвы. Иначе, зачем было раскалывать на части столь огромную композицию, да еще вмуровывать ее в стены христианского монастыря? Скорее всего, это было показательным действием для язычников. Их требовалось убедить не поклоняться языческим богам, а принять христианскую веру. Расколов языческую святыню и замуровав ее части в основание башни Симонова монастыря, тем самым язычникам преподали урок!

    Возможно, уничтожить загадочную скульптуру могли задолго до возведения в XVII -XVIII веках стен и башен монастыря. Эти осколки могли находиться на территории монашеской обители еще раньше. Установить это не представляется возможным. Вопрос в том, каким способом древний скульптор вырезал из монолитной скалы загадочную композицию? Неужели у него под рукой в те далекие времена были современные технические средства, позволяющие распиливать камень и высверливать в нем глубокие отверстия?

    Прежде, чем подробно остановиться на отдельных, наиболее примечательных валунах под башней Симонова монастыря, мне хотелось бы сделать маленький экскурс в историю.

    Дворец культуры АМО «Завод имени И.А.Лихачева» (ЗИЛ) - один из крупнейших культурно-досуговых центров Москвы, памятник архитектуры 30-х годов ХХ века, спроектирован архитекторами братьями Весниными. Мало кому сейчас известно, что ДК «ЗИЛ» возведен на месте взорванного в 1930 году Симонова монастыря. Его основателем считается преподобный Федор - ученик и племянник святого Сергия Радонежского. В 1370 году с благословения Сергия Радонежского преподобный Федор основал монашескую обитель, которая существовала без малого шесть веков.

    Подробно с историей Симонова монастыря можно ознакомиться по ссылкам http://tserkov.eparhia.ru/numbers/history/?ID=1375 или http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=340

    Приведу лишь фрагмент материала «Симонов монастырь - славная и трагическая страница русской истории» на сайте «Русские церкви», где описано, каким варварским способом в советские годы был уничтожен древний памятник истории.

    «…По сообщению в журнале «Огонек», «комиссия ВЦИК признала, что половина древних сооружений бывшего монастыря может быть сохранена как исторический памятник, но что собор и стены должны быть снесены». В январе 1930 г. были взорваны пять из шести монастырских церквей, две башни с прилегавшими к ним зданиями, а также все стены монастыря, кроме южной. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк, а культурный комплекс должен был состоять из трех отдельных сооружений — кино-клуба, театра на 4000 мест и спорткорпуса. Однако построен был только клуб автомобильного завода им. И.А. Лихачева…»

    И еще один эпизод: «…Взрыв прогремел в ночь на 21 января , точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина . На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек» , в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа …»

    Доставалось монашеской обители не только в годы советской власти. За шесть веков Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских войск, подвергался татарским набегам, а в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в зону карантина. В 1812 году, в ходе Отечественной войны, монастырь разорили и сожгли французы. В этой связи, докопаться до того, кто именно мог расколоть языческую скульптуру на части - татары, французы или сами монахи, не представляется возможным. Также невозможно определить возраст осколков. Им может быть сотни или тысячи лет. Современные методы исследования и датировки, к сожалению, не в состоянии определить возраст обработанного камня только по следам его обработки.

    Самым загадочным камнем в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря является блок неправильной формы. Он первым привлек мое внимание, и после его изучения, я начал рассматривать другие камни, обнаружив сходство породы и методов обработки (фото №7, №7-1, №7-2, №8, №9, №10).

    На левой стороне камня можно увидеть высверленное отверстие, над ним хорошо видна борозда и фрагмент скульптурного изображения, которое напоминает обрубленный хвост русалки. Причем, на камне отчетливо видна линия скола, которая свидетельствует о недостающей части скульптурной композиции. Куда она делась - неизвестно!

    На верхней части того же камня также отчетливо видна глубокая борозда, в виде подковы, а слева от нее оставлен глубокий след спила, напоминающий след от «болгарки» (фото №8, №9, №10). Как это можно объяснить? Причем след спила далеко несвежий, по всей видимости, он оставлен в момент изготовления скульптуры. Но когда это было?

    Под основанием южной башни можно увидеть еще несколько странных камней с отверстиями и спилами (фото №3, №4, №11).

    Мое внимание также привлек камень с большим отверстием с боку. Я постарался немного раскопать его и очистить от земли, в результате обнаружил на камне еще несколько отверстий, а с верхней стороны показался спил в форме полумесяца (фото №15, №16 и №17).

    Этот камень явно носил какую-то техническую функцию, причем в его маленькие отверстия могло быть вмонтировано железное кольцо, тогда это приспособление могло быть древним якорем, грузилом или балластом.

    Если поверхностное ознакомление с валунами и камнями в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря привело к такому количеству находок, то к каким результатам могут привести серьезные исследования и археологические раскопки в районе стен и башен, чудом сохранившихся до нашего времени? Уверен, что находок будет достаточно и взору исследователей откроется множество важных свидетельств далекой эпохи. Вполне вероятно, что археологам тогда удастся найти и собрать воедино части загадочной скульптурной композиции и раскрыть способы ее изготовления «современными» техническими средствами.

    Похожие публикации