Обо всем на свете

Шкинь. Прошлое в настоящем. Духовская церковь Шкинь церковь сошествия святого духа расписание богослужений

"О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славима, реками и целебными источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разнообразными, птицами бесчисленными, городами великими, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными - всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера Христианская!"

И диво дивное открывается нашему взору – в конце XX столетия восстаёт из руин чудный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, который расположен на реке Северке, в селе Шкинь. Подобно некой морской жемчужине храм скрыт от очей многих. Как будто пошутил великий гений зодчий, поставив своё творение вдали от шумных дорог и крупных магистралей. Но, как раньше, так и сейчас едут полюбоваться на чудный храм жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и других городов российских, учёные и художники, студенты архитектурных вузов и скульпторы-ваятели и просто люди русские.
Замечательный храм был построен в конце XVIII века и открыт в 1800 году. Он является единственным аналогом Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. К сожалению, мало, что осталось от прошлой красоты, былого благолепия и богатого убранства храма.
Духовская церковь удивляет и озадачивает своими гигантскими размерами. Венчающая храм громадная ротонда с таким же большим куполом и высокие парные колокольни царствуют над безлесной, чуть холмящейся округой, подобно идущему по легкой зыби паруснику.
Неординарную церковь, словно перенесённую в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, целиком удаётся рассмотреть с широкой, под стать проспекту, сельской улицы. Поразительное сходство храма отдалённой Шкини с величественным собором Петербургской Александро-Невской лавры неизменно поражало всех ценителей русской старины, отваживавшихся на путь в эту подмосковную глубинку.
Громаду сельского храма начали воздвигать в 1794 году и строили всего шесть лет. В 1800 году Духовская церковь была освящена. На освящении присутствовал и главного вкладчика Г.И.Бибиков, принадлежащий по праву рождения к высшему столичному свету. Проект церкви для своего села Г.И.Бибиков несомненно заказал крупному зодчему, чьё имя, к сожалению, не открывают нам дворянские архивы. Но едва ли авторство принадлежало знаменитому строителю Александро-Невского собора И.Е. Старову. Скорее перед нами подражательный вариант близкого ему по духу московского мастера – некоторыми исследователями проект храма приписывается Р.Р. Казакову.
Как и многие российские храмы, храм Святого Духа во время богоборчества и гонений на христиан был поруган и разграблен. На редком снимке 30-х годов виден пролом в башни колокольни, который образовался, когда безбожники, прицепив к трактору трос, рушили колокола храма.
После закрытия храм вместе со всем русским народом претерпел неисчислимые беды и напасти от безбожных властей. Особенно сильно он начал разрушаться с 60-х годов, когда здесь стали хранить ядохимикаты для сельского хозяйства. Совсем недавно многим уже казалось, что храм потерян навсегда.
Но на всё – промысел Божий; и в наши годы началось возрождение храма Святого Духа в селе Шкинь, на реке Северке. Восстановление идёт медленно, трудно, но идёт!

Рядом с Храмом находится могила блаженного Даниила.
Достигши совершенного возраста, он покинул своё село и пришёл в г.Коломну, горожане приняли его радостно, как юродивого. Тут босиком он ходил по улицам, по церквам. Данилушка ходил по городу - по площадям и по торговым рядам. Ему oбыкновенно давали денег - он их брал и опускал за пазуху, где у него был устроен мешочек, вечером относил деньги в свою квартиру, которую давал ему у себя в доме купец К. Каждую неделю приезжал к Данилушке церковный староста с его родины и брал все собранные им деньги. Так, живя несколько лет в Коломне, Данилушка успел собрать значительную сумму денег - сначала на постройку колокольни у себя на родине, а затем и самая вся церковь на собранные подаяния была расписана внутри и поновлена снаружи. Говорили про него, что он иногда предсказывал.

Однажды один священник сказал: "А вы могилку блаженному Даниилу поправьте, а он поможет возродить храм. Он же этот храм при жизни своей помогал строить и вам поможет." После этого вся община взялась облагораживать место погребения блаженного Даниила. Поставили на место надгробный камень, покрасили его, сделали небольшую оградку, украсили могилку цветами. И действительно, дела пошли в гору, стало всё ладиться.
Сейчас люди приезжают на могилку к блаженному Даниилу и просят его о помощи. Из рассказов прихожан много чудес свершалось на могилке по молитвам блаженного Даниила.

От Рязанской трассы вправо уходит узкая асфальтированная дорога. Она неторопливо бежит через поля, окаймлённые почти на линии горизонта редколесьем, в сопровождении голубой ленты реки Северка….

Начало июня 2012 года. Стоя на перроне станции Куровская замечаю, что подают какую-то уж слишком длинную электричку. Ей оказался отмытый снаружи и начищенный изнутри ЭД4М-0230 в ярославских цветах с 11 вагонами. Для этих краёв это было как-то странновато, учитывая, что все эти кольцевые «паровозики» Куровской ходили в шести-(иногда в четырёх- (ЭМ2-005)) вагонном исполнении.

Ну, поскольку я впервые поехал тогда от Куровской до О.-Зуево, то вполне можно было расслабится, попить пивка и подумать на тему непонятных странностей. Впрочем, именно тогда и встал вопрос посетить Ратмирово и ….

2012 год. Конец июня. Нужная секция уходила в 9:32 утра от Воскресенска. В 10:06 я должен был уже сойти на платформе с названием Шкинь. Но, обо всём по порядку.


Воскресенск встретил меня напрочь забитым товарными путевым развитием. По громкой связи объявляют опоздание Жилёвской минимум на 30 минут. Ну, ничего, есть время фотографировать. Для начала великолепная тройка во главе с ЭД4М-0197. Компанию ей составили ВЛ11-м-322Б и ВЛ10-к-1032.


Позади них ЧМуха с бортовым 2034 занята вагонами, а ВЛ11 думает, ехать ли ему дальше.


От высокой Егорьевской платформы по расписанию отправляется ЭР2К-1184.


После неё на волю выпускают ВЛ10-у-595, которого мы потом опередили в Непецино.

А после него, спустя примерно 15 минут, лавируя по стрелкам, подъезжает и мой «электровозик». Вот и всё, обратной дороги нет. Ещё пока прохладный воздух солнечного утра благодатно действует на окружающее пространство. Вокруг хорошая атмосфера.

За окном проносятся красивые пейзажи утренней природы за ночь отдохнувшей от вчерашней жары.

Вскоре доехали до Шкини. Прошипев сжатым воздухом, двери с нужной стороны не открылись. Интересное путешествие, особенно когда непонятно какие двери закрылись и ты поехал дальше. Оказывается, что высадка шла с другой стороны. Ну да ладно, кое-как выбрался таки. Начинаю осматривать окрестности. Платформа здесь иная, не как везде, впрочем, как и любое другое место на кольце по-своему другое.

Тут опять же можно поспорить, но некогда. Тишину окружающей природы нарушил ВЛ11-м-304Б и уехал восвояси.

Пора уже и перестать слоняться по путям. Дорога ныне предстоит не близкая. План, вернее его первая часть, была такова:


А в общей сложности предстояло преодолеть около 11 километров. Из провианта в запасе было несколько бутербродов и два литра холодного кофе. Не упускаю возможность сфотографировать панораму окрестностей с железной дороги.

6 октября 2013 года. После продолжительных дождей и вечно пасмурной погоды наконец выдался теплый яркий солнечный день. Будучи еще в городе я наблюдал, как огромная тучища пасмурной влажности сваливает в область. Солнце начинает свой путь по чистому небу, и лишь редкие облака не намного загораживают светило.

Думать нечего. Быстро собираюсь, завожу сердце своего железного коня, и вот уже солнце мирно заглядывает через лобовое стекло в автомобиль своим ярким лучом. Дорога течёт своим чередом, вскоре показался указатель, значит направо - на Шкинь.

Невероятно красивые места. Поля пересекают полосы леса, а за ними снова поля и всё это в ярком теплом свете. Дорога здесь нынче поизносилась. Колеса то и дело натыкаются на «стиральную доску», которую тут сделали проезжающие гусеничные трактора, а прямо при подъезде к БМО из-под носа ушла жилёвская секция из Непецино. Перед переездом на БМО встал товарняк.

Решаю немного зависнуть тут и поснимать. Время шло, но из Непецино так ничего и не ехало.

А на подъезде к платформе Шкинь внезапно появился БТСник с наливным да и был таков. Ну, ничего, ещё что-нибудь поедет. И поехало. Так, что снимать против солнца неудобно. Снова БТС и снова с наливным. А после него мёртвая тишина.

Один из путей поменяли недавно.

Ну, вот не давалась мне движуха сегодня.

Неподалёку на земле стоит одинокое расписание. На этот раз им не стали оклеивать столб. Электричек в нем поубавилось.

Осматриваю открывшиеся с железной дороги виды. Вдалеке виднеется грандиозный по своей красоте Храм сошествия Святого Духа на апостолов (на карте обозначен: «1»).

Посещение этой святыни и станет первым пунктом моего путешествия.

И даже столбосятина не мешает созерцать осенний лес.

Вдалеке послышался шум.

В село рядом с одноименной платформой проходит асфальтированная дорога, которая, пройдя под тоннелем, что обозначен знаком на фото выше, выходит в поля на противоположной стороне железной дороги.

А мне в Шкинь по асфальту до поворота в село. Те же самые коровники, но уже год спустя, все ещё стоят в непонятно-неопределённом состоянии.

Июнь 2012 г. Ну, что ж. Пройдя вдоль путей, я вышел вот на такую асфальтированную дорогу. На фото вдалеке виден ограничитель высоты - это и есть въезд в выше упомянутый тоннель. Идти к нему от платформы надо вдоль путей в сторону Яганово 700 метров. Отсюда и начинается путешествие в край полей, в край, где когда-то построили грандиозные Храмы, которые стоят и по сей день.

В поле растёт картошка, что очень обнадёживает. Приятно видеть это. Тем более в наше время. Подмосковные поля либо заброшены, либо отданы под застройку, а это не всегда хорошо. Конечно, людям надо где-нибудь жить, но им также надо и есть. А тут пусть и небольшой, но уголок жизни.

По дороге стоят те самые старые коровники. С ними не понятно, есть ли в них жизнь, или нет.

Выяснять не нужно и прохожу мимо, запечатлев раритеты «не всевидящем око».

В одном рассказе я уже писал, что каждое место кольца имеет свой неповторимый образ, атмосферу, достопримечательности. Интересы участников сообщества, конечно, тоже варьируются, но объединяет нас всех одно - БМО. Поэтому я и считаю нужным рассказывать и об этой эпастасье кольца. И вот тут необходимо углубиться в историю.

Шкинь. Есть такое село в Непецинском сельском поселении Коломенского района Московской области. Село находится на берегу реки Северка, напротив деревни Борисово, расположенной на противоположном берегу. Село Шкинь относительно небольшое по размеру, в нём одна улица.

Село Шкинь на реке Северка известно с XV века, когда оно было по завещанию оставлено Василием Темным, великим князем Московским, своей жене Марии Ярославне. При Иване III село снова стало великокняжеским.

Село было значительным и торговым, по документам в начале XVIII в. в нём стояла церковь Архистратига Божия Михаила. В XVIII в. селом владел инженер-генерал-поручик Илья Александрович Бибиков (1698-1784), один из учёнейших генералов того времени. Бибиковы - семейство историческое, много сделавшее для России и русской культуры. Сын стольника Александра Борисовича Бибикова, Илья Александрович получил хорошее образование, и в 1715 г. начал службу по инженерной части под начальством генерал-фельдцейхмейстера графа Якова Вилимовича Брюса, относившегося к нему с большим расположением. В 1749 г. И.А. Бибиков произведён в генерал-майоры.

Когда едешь вдоль р. Северки по дороге из Непецино, то уже издалека виден храм села Шкинь. Великолепное зрелище: храм, во всём подобный собору Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Здесь граница Коломенского района. В Прусы, в Сапроново, где стояла деревянная Знаменская церковь, разрушенная в советское время, в Городню и другие селения ведут только просёлки.

Кто же построил среди полей огромный храм? Заказчиком строительства был генерал-майор Гавриил Ильич Бибиков (1746-1803), сын инженер-генерал-поручика Ильи Александровича Бибикова (ум. 1784), начальника Тульского оружейного завода, в чьём владении находилось село.

Гавриил Ильич Бибиков - московский меценат, построивший дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, имел свой театр. На концерты его крепостного оркестра, которым руководил крепостной дирижёр и композитор Даниил Кашин, собиралась вся Москва.

Вместо обветшавшего деревянного, в 1794 г. на средства Гавриила Ильича Бибикова началось строительство ныне существующего каменного храма.

Оно шло медленно, к 1800 г. были освящены приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского. Такой человек, как Гавриил Ильич, мог доверить возведение храма только опытному архитектору. Вероятно, это был один из лучших учеников М.Ф. Казакова Родион Родионович Казаков (1758-1803), построивший в Москве около трёх десятков зданий.

Строительство велось под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини.

Храм был расписан в начале и середине XIX в. Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время после закрытия и разорения храма в 1930-х гг., и приспособления под склад в 1960-х гг.

Часть проёмов была растёсана для въезда тракторов. После Гавриила Ильича селом владел его сын Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792-1870).

Д.Г. Бибиков умер 22 февраля 1870 г. и погребён в Александро-Невской Лавре. Его жена Софья Сергеевна получила, вместе с сестрой Елизаветой Сипягиной, от матери большое состояние, часть колоссальных мясниковских богатств, легших в основу бибиковского состояния.

Во 2-й половине XIX в. в Свято-Духовской церкви около 50 лет служил священник Гавриил Воскресенский. Это ему помогал блаженный Даниил в ремонте храма.

В 1906 г. священником церкви с. Шкинь стал Михаил Михайлович Остроумов (36 лет), сын священника Коломенского уезда. С 1905 г. церковным старостой был крестьянин с. Шкинь Дмитрий Иванович Трушкин (53-х лет), жалованье получал от крестьянского общества.


В советское время церковь была закрыта. Большой колокол с северной колокольни храма был сброшен.

Проём звона был расширен, чтобы пропустить сбрасываемый колокол, который, падая, отбил белокаменный карниз храма.

Церковь долго оставалась без службы после ареста священника, но всё было цело.

Местная жительница рассказывала, что растаскивать церковь начали после войны, все ходил и в лохмотьях, носить было нечего, таскали, стыдясь, по-тихоньку. В 1960-х гг. церковь снаружи была целой.

В наше время разоренный храм возвращён верующим, началось его восстановление.

В 1991 г. на чердаке одного из домов села был обретён большой образ преподобного Серафима Саровского.

Сам преподобный, явившись во сне жительнице села Серафиме Ивиной, указал, где находится икона. В 2003 г., к 100-летию его прославления, был совершён крестный ход с иконой преподобного по всей коломенской земле.

В 1996 г. в храме с. Шкинь начались регулярные богослужения в приделе Святителя Николая Мирликийского.

От усадьбы Бибиковых ничего не осталось. Красивый дом против церкви построен в начале XX в. и принадлежал купцу Квасову.



В 1852 г. в с. Шкинь было 99 дворов, в которых проживали 348 крестьян и 405 крестьянок.
Перво

Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь.

В 1795-1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И. Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А. Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов.

Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

ФОТОГРАФИИ

Богослужения были прерваны в 1930-х гг. Но вплоть до 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме - Сошествия Святаго Духа.

1 июня 2015 г. в храме Сошествия Святого Духа митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была отслужена Божественная литургия. В этот день в храм была принесена десница великомученика Георгия Победоносца, доставленная из Греции.

Завершение реставрационных работ и освящение храма планируется провести в 2017 г.

Свято-Духовская церковь. Село Шкинь

История. Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало боярам Бибиковым. В 1794-1798 гг. при усадьбе Г. И. Бибикова выстроена Свято-Духовская церковь - выдающийся памятник зодчества зрелого классицизма, предположительно, по проекту Родиона Казакова и под наблюдением И. А. Селехова. Монументальное здание принадлежит к редкому типу двухколоколенных храмов. Здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - расположен в летнем храме; в теплой церкви - приделы: во имя Архистратига Михаила и свт. Николая. Особую роль в украшении святыни сыграл св. блаженный Даниил Коломенский, который горы медных монет приносил в храм на нужды церкви. Прозорливому Данилушке охотно жертвовали милостыню; похоронен блаженный у алтаря храма. Его духовный наставник Гавриил Воскресенский бессменно возглавлял приход в течение 50 лет, пользуясь огромной любовью у прихожан.

Богослужения в Духовской церкви прекратились в 1930-х гг. Разорен храм был в 1960-х гг., когда там устроили склад. В начале 1990-х гг. храм стоял в запустении, но затем произошли следующие события. Жительнице с. Шкинь Серафиме Ивиной во сне явился прп. Серафим Саровский и повелел отыскать икону с его изображением. Икона была найдена не сразу, на чердаке одного из сельских домов. С этого момента началось возрождение церковной общины, возросло народное почитание обретенного образа.

В 2003 г. в дни празднования 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой святого по всей Коломенской земле. В эти же дни первая Божественная литургия совершена в главном храме - Сошествия Святого Духа.

Перед тем, как пооехать пофотографировать церкви в соседских селах я, естественно, погуглил куда я еду:

  1. Пруссы - - шатровый каменный храм 1575-1576 гг
  2. Мещерино - крепостной Ермаков завел мануфактуру, выкупил себя, потом выкупил село и дом фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева, сподвижника Петра I, разобрали этот дом, а из кирпичей пристроили богадельню к Храму... По слухам богатство к ним пришло после удачного набега на французский обоз в 1812 году... В 1895 г. Флор Яковлевич Ермаков завещал свыше трех миллионов рублей для раздачи бедным «на помин его грешной души».
  3. Покровское - храм построен в конце XVI в. и принадлежит к усадебным церквям «годуновского типа».
  4. Авдотьино - просветитель-масон Новиков, копал подземные ходы в соседние села (Троицкое, Марьинку). Строил каменные избы для своих крепостных.

02 Село находится правом на берегу реки Северки, напротив деревни Борисово, расположенной на противоположном берегу. Село Шкинь небольшое по размеру, в нём только одна улица — Новая.

03 Село Шкинь связано с центром сельского поселения селом Непецино асфальтированной дорогой, протяжённостью 9 км. Между сёлами имеется автобусное сообщение. Также имеется железнодорожное сообщение с Москвой — до станции Шкинь ходят электрички

04 В селе находится церковь Сошествия Святого Духа (полное название — Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов). Эту церковь также называют Святодуховская церковь, Духовская церковь и Духосошественская церковь. Церковь является действующей православной церковью а также памятником архитектуры XV—XVIII веков и достопримечательностью села.

05 Проезжая вдоль реки Северки из Непецина, издалека можно видеть храм села Шкинь - образец столичного архитектурного стиля и размаха, подобный собору Александро-Невской Лавры в Питере.

06 Заказчиком данного строительства являлся Гаврил Ильич Бибиков (1746-1803) - известный московский меценат, построивших дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, владелец популярного в то время московского театра, человек с тонким вкусом, и что немаловажно, значительным состоянием.

07 В 1794 году на его средства в селе Шкинь, вместо обветшавшей деревянной церкви началось грандиозное строительство ныне существующего каменного храма.

08 Строительство шло медленно, и к 1800 году были закончены и освящены только приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского.

09 Строительство столь значительного по размаху сооружение было доверено одному из лучших учеников М.Ф.Казакова - Родиону Родионовичу Казакову (1758-1803), построившему к тому времени в Москве около трех десятков зданий.

10 Все работы велись под наблюдением губернского архитектора И.А.Селехова, в то время работавшего в Шкини

11 Храм был расписан в начале и середине XIX века уже при сыне Г.И.Бибикова. По данным на 1852 год в селе проживало 348 крестьян и 405 крестьянок в 99 дворах.

12 Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время. В 1930-х гг храм был закрыт, но не разорен.

13 По рассказам местной жительницы, растаскивать церковное добро начали после войны, когда все ходили в лохмотьях, носить было нечего, вот и пригодилось сбереженное церковное добро. В 1960-е годы храм приспособлен под склад. В это же время были растесаны часть проемов для въезда тракторов и погрузочной техники. Когда сбрасывали колокол - растесали проем колокольни. При падении колокол отбил белокаменный карниз храма с западной его стороны. У стен церкви похоронен известный, почитаемый и поныне блаженный Даниил (1825-1884) - последние годы жизни проживший в селе Шкинь принимавший участие в ремонте и собиравший средства на содержание храма.

Похожие публикации