Обо всем на свете

Ремонт Блока Управления Котла Аристон при ошибке 104 — Недостаточная циркуляция

Здравствуйте, уважаемые посетители этого сайта!

Однажды мой газовый двухконтурный котёл Аристон Clas 24 FF, вновь потребовал срочного, оперативного вмешательства. Причиной этого стало его следующее поведение.

Котёл, находясь в режиме отопления включается, зажигается и через несколько секунд издавая жуткие звуки быстро закипающей воды в теплообменнике с каким то механическим щелчком выключается и переходит в аварийный режим с кодом ошибки 104.

Недостаточная циркуляция, ошибка 104. Как я искал причину

По мануалу определил, что 104 это «Недостаточная циркуляция» Рассуждаю: Что может мешать нормальной циркуляции? Ведь нужному протоку теплоносителя может мешать например забитый фильтр в системе отопления или шлак который накопился в первичном теплообменнике. А может быть причина в циркуляционном насосе? Неужели полетел насос? Что бы его проверить открутил на нём спускной винт, это позволит увидеть вращается вал или нет.

Это нужно делать осторожно так как может начать выходить вода, не сильно, но лучше подложить какую нибудь ветошь чтобы не попало на плату.

На валу есть прорезь под широкую, плоскую отвёртку, попробовал провернуть вал отвёрткой… не заклинил, вращается. Пробую запустить котёл и наблюдаю за тем будет ли вращаться вал. Котёл воспроизводит свои ужасные звуки и вновь уходит в защиту. Вал не вращается. В момент запуска попробовал провернуть его отвёрткой …. думал, а вдруг появилась «мёртвая точка»….. нет, вращения вала не последовало.

Решил, проверить напряжение питания насоса. Когда на фишке обнаружилось присутствие 220 вольт вывод был однозначный …. Насос под замену. Эээх думаю, опять расходы непредвиденные.

Однако вывод был поспешным, когда искал провода идущие от платы на мотор циркуляционного насоса, то обратил внимание, что их больше чем два. Для чего? Начал разбираться и вот что выяснил.

Почему может возникать ошибка 104 — Недостаточная циркуляция. Устраняем неисправность

Циркуляционный насос котла имеет две скорости вращения в мануале они обозначены как V2 (55 Вт) и V3 (80 Вт) Управляет скоростью насоса естественно ЭБУ.

В режиме горячего водоснабжения (ГВС) Насос работает на скорости V3 для лучшего теплообмена.

В режиме центрального отопления (ЦО) Блок управления переключает скорость насоса в зависимости от разницы температур на входе и выходе системы отопления.

Следовательно насосом управляет не одно, а два реле. Одно подаёт питание 220 В., а другое управляет скоростью.

Чтобы проверить эти цепи питания насоса его придётся включить. Но для этого не нужно зажигать котёл, мы же не хотим его насиловать. В меню управления есть пункт позволяющий это сделать, но придётся разбираться с меню.

Я применил другой, более быстрый способ. Нужно перевести котёл в режим «Продувка» Для этого нажимаем на панели котла, кнопку ESC и удерживаем нажатой более 5 сек. Включается режим продувка — это режим для того, чтобы удалить воздух из теплообменника и контура. Он включается на 6 мин., или его можно выключить принудительно ещё раз нажав на ESC. Во время работы этого режима запускается циркуляционный насос и работает циклами 60 сек. вкл. 30 сек откл. и так далее в течении 6 мин. и при этом без розжига горелки. А нам это и нужно!

Итак запускаем режим «Продувка » и измеряем переменное напряжение на клеммах. Смотрим рисунок.

В моём случае так и было, с реле RL 04 на контакты 3 и 4 поступало 220 в. но насос не вращался.

Контакты реле RL03 (управление скоростью насоса тип реле JQX 118F) при выключенном котле мультиметром звонились накоротко, что является нормой для меньшей скорости вращения, но под нагрузкой реле вело себя непонятно как и мотор насоса вообще не крутился. Стоило замкнуть пинцетом выводы 5 и 6 насос начинал работать. Вывод неисправно реле управляющее скоростью насоса.

Поэтому, до времени пока подберу реле для замены, просто запаял перемычку т.е. перемкнул со стороны монтажа 5 и 6 выводы. По сути исправное реле выполняет практически туже работу, замыкает эту цепь или переключает её на другой контакт, так переключается скорость насоса. Замкнув контакты включается низкая скорость.

Схема расположения реле на плате.

Фото платы с перемычкой, и пояснениями по реле управления скоростью насоса.

Согласно инструкции по ремонту, коды ошибок связанные с циркуляцией это коды 103 —104 —105 —106 —107.

Но помните недостаточная циркуляция может быть не только из за реле или насоса, не сбрасывайте со счетов фильтр в контуре отопления фильтр или теплообменник, они могут быть забиты и также мешать нормальной циркуляции.

Похожие публикации