Обо всем на свете

Склонение существительных в русском языке таблица. Падежи имен существительных. Склонение по падежам. В) Падеж и склонение имён существительных

1. Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж - форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж - категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи : родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение - это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён ): имена - имён, знамени - знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен ): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин , -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин : горожанин - горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя .

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры , армии , м. р. мужчины , юноши
2-е скл. м. р. малыши , отцы ср.р. поля , стекла
3-е скл. ж. р. степи , дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега , века , города, штемпеля , якоря .

3. Различаются по значению существительные:

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

Русский язык один из самых сложных на планете. Его грамматика сложна даже для русских людей, не говоря об иностранцах. Но мы, носители языка, непременно должны с ней познакомиться, чтобы уметь правильно излагать свои мысли.

Определение склонения

Для того чтобы разобраться что такое склонение, нужно немного изучить падежи. В нашем языке их шесть:

  • именительный, отвечающий на вопросы "кто?", "что?";
  • родительный - "кого?", "чего?";
  • дательный - "кому?", "чему?";
  • винительный - "кого?", "что?";
  • творительный - "кем?", "чем?";
  • предложный - "о ком?", "о чем?".

Падеж показывает синтаксическую роль слова в предложении, другими словами, выделяет главные и второстепенные члены, а также связывает их между собой.

Склонение - понятие именных частей речи, ведь оно отвечает за словоизменение в предложении. Это изменение по числу, роду и падежу. Разберемся, как определить склонение различных частей речи.

Склонение имени существительного

Изменение имен существительных по падежам, а также по числам носит название склонения. А теперь стоит узнать подробнее о том, как определить склонение имен существительных.

В зависимости от окончания существительного в единственном числе и в именительном падеже такую часть речи относят к одному из 3 существующих склонений. По следующей таблице очень легко разобраться, как определить склонение существительного.

Не имеющие единственного числа существительные не могут быть отнесены ни к одному из 3-ех склонений. Также существует ряд исключений из правила. Например, 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на «-мя», и существительные «путь» и «дитя» относят к разносклоняемым.

В ответ на вопрос о том, как определить склонение, были созданы таблицы для наглядного изучения. Они показывают, как в зависимости от рода и падежа изменяется имя существительное того или иного склонения.

1-е склонение

Падеж

Единственное число

Множественное число

Теперь рассмотрим подробней, как определить склонение существительного, имеющего мужской род и нулевое окончание.

2-е склонение. Мужской род

Падеж

Ед. число

Мн. число

2-е склонение. Средний род

3-е склонение

Склонение имен числительных

На каждом шагу в повседневной речи нам приходится употреблять имена числительные в той или иной форме. Казалось бы, должны уже запомнить все правила наизусть, а не тут-то было. Ту ли форму вы используете в своей речи? Помогут разобраться следующие таблицы.

Так как имена числительные бывают количественными, порядковыми, собирательными и дробными, то и правил для определения склонения будет несколько. Кроме того, элементы одной группы также могут иметь свои особенности.

Количественные числительные склоняются в зависимости от числа и рода. Но и здесь свои особенности: например, числительное "один" может иметь форму единственного и множественного числа, и быть мужского, женского и среднего рода. Числительное "два" может иметь форму женского и мужского рода, а вот "три" и "четыре" склоняются в зависимости от того, о чем идет речь. Если говорим о неодушевленных предметах, мы описываем «три» предмета, если о живых - описываем «трех».

Как изменяются порядковые числительные? Они имеют окончания прилагательных: первый, первого, первому и т.д.

Спряжение глаголов

Очень часто задается вопрос о том, как определить склонение глагола? Однако такая форма вопроса не совсем корректна, ведь у глагола нет склонения. Изменение этой части речи называется спряжением, и их у глагола два.

В первую очередь глагол ставят в неопределенную форму: он должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?». Затем смотрят на окончание и сравнивают с таблицей:

Стоит отметить также глаголы, которые относят к разноспрягаемым, потому что они совмещают окончания и 1, и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить.

"Термин падеж , как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни (др.-греч. πτῶσις - падение, лат. casus от cadere - падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова..."

Русское
название
падежа
Латинское
название
падежа
Вопросы Предлоги Окончание
Единственное число Множ.
число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Номинатив Кто? Что? (есть) --- --- -а, -я ---, -о, -е --- -ы, -и, -а, -я
Родительный Генитив Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я ---, -ов, -ев, -ей
Дательный Датив Кому? Чему? (дам) к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Аккузатив Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е --- ---, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Инструментатив Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с -ой (-ою),
-ей (-ею)
-ом, -ем -ами, -ями
Предложный Препозитив О ком? О чем? (думаю) в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.

1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» или «-я» (мама, папа, стена, история, тетя, дядя):

  • У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание «-е», например: к маме, о тёте. Но если существительное оканчивается на «-ия», то в этих же падежах пишется окончание «-и», например: к истории, о партии. При написании окончаний имен собственных на «-ия» необходимо придерживаться того же правила, например: о Франции, к Марии.

2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (лак, гель, клоп, конь, поле, окно):

Во втором склонении форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного (окно, поле) или родительного (клоп, конь).

  • У существительных ед. числа второго склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание «-е», например: о поле, об окне. Но если существительное оканчивается на «-ий» или «-ие», то в том же падеже пишется окончание «-и», например: о сочувствии, о познании, об отличии.

3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань):

В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

  • После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: мышь, ночь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: нож, шалаш.

Тут вот еще мне случайно встретилось в форумах о падежах в русском языке:

Wolliger Mensch:

... (для языков с номинативным строем):

Именительный - падеж подлежащего
родительный - падеж именного определения
дательный - падеж косвенного дополнения, адресата
винительный - падеж прямого дополнения
творительный - падеж инcтрумента действия, действующего лица в пассивной конструкции
предикативный - падеж именного сказуемого

Это основные синтаксические падежи. Существует еще множество семантических падежей...

Класс: 4

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • блоки обратной связи,
  • карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Проверка домашней работы.

3. Оформление рабочей записи.

Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

4. Минутка чистописания. (На доске)

Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)

5. Словарная работа.

Переходим к повторению словарных слов.

5.1. Устная работа.

Покажите с помощью блоков обратной связи пропущенную букву.

  • д:орога
  • л:сица
  • г:зета
  • х:зяйство
  • л:пата

5.2. Письменная работа.

Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

Взаимопроверка.

  • "5" - нет ошибок
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки
  • "2" - 3 и более ошибок

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

6. Сообщение цели урока.

Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

7. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

Выделите в них окончания.

Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

8. Работа с правилом.

Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

Кто попробует рассказать правило наизусть?

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)

Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)

Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)

Много рук, а нога одна.
(Дерево)

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)

По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)

12. Работа с учебником.

Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

13. Разноуровневая самостоятельная работа.

Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Проверка.

14. Итог урока.

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

Это мы изучим на следующих уроках.

Список используемых ресурсов.

  1. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
  2. www.wikikurgan.orbitel.ru
  3. festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
  4. Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
  5. Т.Г. Рамзаева учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"

Похожие публикации