Обо всем на свете

Церковь николая чудотворца, что в звонарях. Храм николая чудотворца в звонарях Храм на рождественке

В начале XVII в. на этом месте находился «Убогий дом» с деревянной Никольской церковью, которую заменили каменной около 1657 г. Позже эту местность заселили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожа кремлевских соборов. С 1677 г. церковь получила ставшее употребительным наименование - «в Звонарях». В 1760 г. по приказу Екатерины II на деньги графа И. И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке, начали строить новый каменный храм (арх. К. И. Бланк). Церковь Николы была закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер.

Три придела (Николая Чудотворца, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского) существовали и до 1762 г., а придел преподобного Сергия устроен в 1766 г.

Сохранившееся до наших дней здание (Рождественка, 15/8) сооружено в стиле барокко. Оно удачно соединило в себе классическую основу с русскими традициями, сочетая компактную купольную композицию с крестообразным внутренним пространством. Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания. Хорошо прорисованный купол, увенчанный небольшой главкой, придает ее силуэту определенное изящество и остроту. Церковь состоит из двухпридельного храма с апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Подчеркнуто-богатое декоративное оформление основного объема в виде пышных композитных капителей на угловых пилястрах и крупных наличников, украшенных головками серафимов, контрастирует с упрощенной, несколько плоскостной моделировкой отделочных деталей на других объемах. Небольшие пристройки, примыкающие по сторонам к колокольне, сделаны в конце XIX в. Ограда церковного участка возведена в XIX в.

В 1933 г. храм был закрыт. В церкви размещались склад, а с середины 1960-х - кафедра Московского архитектурного института.

В 1994 в церкви учреждено подворье (Эстония). Сюда с почестями вернули чудом уцелевшую в годы богоборчества особо чтимую икону - Божией матери Взыскания погибших.



Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком. Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели. Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости — во владениях графа И.И. Воронцова. Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях. Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря.

Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне. Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов.

Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле.

В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ. В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях. Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.



Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом № 15/8).

В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. - как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях».

Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней.

Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика - изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма.

В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма - Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII-XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

В 2003 г. на территории храма возвели часовню для крещения. Декоративное убранство шатровой часовни схоже с храмовым, поэтому вместе они создают гармоничный ансамбль. Сейчас храм имеет главный престол, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, и четыре придела: правый от алтаря - Усекновения главы Иоанна Предтечи, слева - святителя Николая и святителя Алексия, митрополита Московского. Два малых придела посвящены преподобному Сергию Радонежскому (правый) и Успению Пресвятой Богородицы (левый). Из Пюхтицкого монастыря были перенесены на московское подворье богослужебные и певческие традиции. Пюхтицкое монастырское пение сильно отличается от клиросного пения, принятого в Москве.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"

Церковь Николая Чудотворца что в Звонарях

Рождественка ул., 15, угол Звонарского, ныне Неглинного пер., 8

"В XVI в. на Рождественке поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив церковь Николы Божедомского, позже названную "Никола в Звонарях".

"До возведения стен Белого города и Скородома (1593 г.) церковь числилась божедомской".

"Церковь, первоначально принадлежавшая "Убогому дому", упоминается в источниках с 1619 г.; как каменная - с 1657 г. Обозначение "в Звонарях", впервые появившееся в документах с 1677 г., - свидетельство образования на этом месте Звонарской слободы, где жили звонари колокольни Ивана Великого. В 1762 г. было разрешено строительство новой церкви (возможно, включившей старое здание) по заказу и на средства И. И. Воронцова, владевшего соседним участком (где ныне размещается Московский архитектурный институт). Проектировал здание К. И. Бланк. Строительство затянулось - храм был освящен лишь в 1781 г.".

"Церковь построена на средства И. Воронцова, имевшего здесь обширную усадьбу, спускавшуюся к реке Неглинке. Она начата в 1760 г. и закончена через два года, видимо, как домовая, что объясняет ее небольшой размер (колокольня относится к более позднему времени). Храм отличает высокий стройный восьмерик, умело поставленный на вытянутый с юга на север прямоугольник основного объема здания".

"Церковь построена в 1762-1781 гг. "тщанием генерал-поручика графа Ивана Илларионовича Воронцова".

Главный престол Благовещения Божией Матери.

Приделы: св. Николая Чудотворца, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского, существовал и до 1762 г., преп. Сергия, освященный 7 июня 1766 г..

"Трапезная, колокольня и ограда с двумя воротами начала XIX в." - все они сохранились доныне.

"Церковь обновлялась в 1900 г.".

По рассказам старожилов, храм был закрыт не позднее 1933 г., причем поначалу обращен в склад. Иконы удалось частично перенести в действовавшую еще церковь Сергия в Пушкарях, где к тому времени собрался 21 престол, перенесенный из закрытых Страстного и Рождественского монастырей. При закрытии церкви Сергия (позже разрушенной) кое-что удалось передать в поныне действующий храм Знамения в Переяславской слободе (о нем подробнее см. в части "Город в границах 1917 г.").

В середине 1960-х гг. здание закрытого храма было передано Московскому архитектурному институту, разместившему в нем кафедру рисунка (находилась здесь вплоть до 1990 г.). Внешне храм отремонтирован, внутреннее убранство в большей части уничтожено. По переулку здание закрыли разросшиеся деревья, застящие вид на него даже зимой.

Храм стоит на государственной охране под № 203.

В 1990 г. идет новый внешний ремонт.

"В 1986 г. КГБ без разрешения Совмина РСФСР снес дом причта храма по Рождественке, 15, стоявший на госохране".

Улица Рождественка возникла в Москве в конце XIV века как дорога, ведущая из Кремля к Рождественскому монастырю, основанному в 1386 году. В книге П.В. Сытина «Из истории московских улиц» о Рождественке написано: «В XV веке была застроена лишь восточная сторона улицы; западная же была занята монастырскими огородами, которые сохранялись здесь очень долго. В конце XV века между Рождественкой и рекой Неглинной был построен Пушечный двор и слобода кузнецов. В XVI веке к северу от этой слободки поселили звонарей и сторожей кремлевских соборов и церквей, поставив на улице церковь Николы Божедомского, позже называвшуюся «Никола в Звонарях».

Святой Николай жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры Ликийские в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло после его кончины. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы ни свершились чудеса святого Николая. Он был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. На Руси благоговели перед именем Николая Чудотворца – русского народного угодника Божия. Каждый год шестого декабря – в день памяти святителя Николая – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола святитель,
Можайский, Зарайский,
Морям проходитель,
Землям исповедник…
А ему, свету, слава,
Слава – держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну,
Слава до ныне
И века, аминь

Никольскую церковь на Рождественке называли Божедомской. Это название происходит оттого, что еще в XVI веке при деревянной церкви Николая Чудотворца находился «убогий дом» или «божедомка» – место, куда свозились трупы убитых или внезапно умерших на улице людей. После возведения стен Белого города и Скородома «убогий дом» был перенесен в Сущевскую часть на Божедомскую улицу, но название церкви «Божедомская» осталось. В письменных источниках храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году. В этой местности еще с XVI века жили звонари колокольни Ивана Великого и сторожа кремлевских церквей.

Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы: «Не быв звонарем, не быв и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!». С 1677 года храм именуется «Никола в Звонарях». При колокольне Ивана Великого служило сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. С кремлевскими звонарями связано множество легенд и преданий. Этнограф С.В. Максимов писал: «12 декабря звонарный староста московского Успенского собора был допускаем в Кремлевский дворец, перед светлые царские очи, для донесения о годовых суточных переменах. 12 декабря объявлял он царю, что «отселе возврат солнцу с зимы на лето, день прибывает, а нощь умаляется».

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь. Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и благосклонностью. Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую.

Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Иван Илларионович переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву. В Первопрестольной столице Воронцов жил в усадьбе на берегу реки Неглинки неподалеку от церкви Николы в Звонарях (современный адрес: улица Рождественка, дом № 11). Его соседом был знаменитый архитектор эпохи барокко К.И. Бланк. По его проекту в Вороново были выстроены усадебный дом, Спасская церковь в стиле барокко и голландский домик по типу бюргерских домов XVI века.

Воронцов по-соседски попросил Бланка возвести недалеко от их домов вместо обветшавшей церкви XVII века новую в стиле барокко. Бланк использовал типичную осевую схему, когда храм, трапезная и колокольня располагаются по одной оси. Основной объем церкви – восьмерик на четверике – характерен для архитектуры XVIII века. Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела – Николая Чудотворца, Усекновения честной Главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.

Придел преподобного Сергия Радонежского устроили в 1766 году. После наполеоновского пожара церковь Николы в Звонарях нуждалась в перестройке. Были заменены два крыльца и каменная ограда с двумя воротами, пристроена новая трапезная и колокольня в классицистическом стиле. Москвовед В.В. Сорокин в статье, посвященной Рождественке, отмечает: «В середине 1880-х годов М.С. Мостовский провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена».

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже – кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился в бывшей усадьбе Воронцова. Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви – чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.

После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях на Рождественке. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви. О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»:

«Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году»

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Конечно, творение великого Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Денис Дроздов


Всего 36 фото

Как же я люблю старые московские улицы, что не сильно подверглись утере своего самобытного облика после тяжелых лужковских и более поздних времен, когда многие улицы центра Москвы выглядят как налакированные декорации, лишенные души и потерявшие свою уникальную неповторимость. Насчет Рождественки этого, все-таки, не скажешь. Несмотря на капитальный ремонт некоторых ее основных исторических зданий она, сохранила свой прежний теплый естественный облик. Рождественка, является одной из старейших улиц Москвы, что вела от Софийки (Пушечная улица) к Рождественскому монастырю. Сейчас, большей своей частью, она довольно пустынна, поскольку торговых точек на ней традиционно, в настоящее время, практически нет.

Одной из ярких архитектурных доминант улицы Рождественка является храм Николая Чудотворца в Звонарях, о котором и пойдет речь. Этот храм невозможно пропустить мимо внимания. Его стремительные возвышенные стройные формы радуют глаз и откровенно воодушевляют. Далее под катом любопытная и интересная история этой церкви.


02.

Первая церковь на месте современной появилась еще во времена Ивана Грозного. Тогда там стояла деревянная церковь Николая Угодника, которая носила название Николы Божедомского, так как при ней был «убогий дом», куда свозили для погребения людей, умерших несчастной смертью. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью кремлевской слободы звонарей и стал именоваться «Никола в Звонарях». Об «убогих домах» можно прочитать у меня на Таганке.
03.

Слобода кремлевских звонарей и сторожей кремлёвских церквей образовалась на левом берегу Неглинной в XV веке и существовала до XVII века, соседствуя с огородами расположенного поблизости Богородице-Рождественского монастыря. При колокольне «Ивана Великого» служило всего сорок восемь звонарей. Руководил ими звонарный староста. На Руси, кстати, должность звонаря нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церковного сторожа. Располагалась эта слобода к северу от современного Звонарского переулка.
04.


Звонарский переулок

В письменных источниках этот храм впервые упоминается в 1619 году. Первая каменная церковь была построена в 1657 году, а с 1677 года храм именуется именно «Никола в Звонарях».
05.

В 1762 году по заказу и на средства графа И.И. Воронцова была построена новая каменная церковь рядом с его городской усадьбой (сейчас там МАРХИ). Некоторые исследователи предполагают, что построенный Воронцовым храм включил в себя старое здание Никольской церкви. Иван Илларионович Воронцов был сенатором, действительным камергером и президентом Вотчинной коллегии в Москве. Его брат Михаил Илларионович участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого императрицей стала Елизавета Петровна. Государыня никогда не забывала братьев Воронцовых и щедро одаривала их деньгами, чинами и своей благосклонностью.
06.

Елизавета Петровна выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую, и он, таким образом, породнился с царским домом. Воронцов дослужился до звания генерал-поручика и уже при Екатерине II, воспользовавшись манифестом о вольности дворянства, вышел в отставку. Он переехал вместе с семьей в свое имение Вороново и лишь изредка возвращался в Москву.
07.

Автором проекта церкви выступил известный барочный архитектор Карл Бланк. Строительство храма длилось до 1781 года. Церковь, выстроенная в стиле барокко с небольшим влиянием классицизма, представляет собой высокий восьмерик на вытянутом с севера на юг четверике, с куполом и небольшой традиционной луковичной главкой. Оформлена резным белокаменным декором, восьмерик украшен капителями на угловых пилястрах, а также крупными наличниками, украшенными головками серафимов.
08.


09.

Вероятнее всего, Никольская церковь считалась домовой церковью графов Воронцовых. Этим объясняется ее небольшой размер. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме было три придела - Николая Чудотворца, Усекновения честной главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского.
10.

В этом виде храм сохранился до наших дней, подвергшись небольшим изменениям - после Отечественной войны 1812 года - были переделаны два крыльца и каменная ограда, пристроена новая двухпрестольная трапезная и колокольня в классицистическом стиле.
11.

Мозаичная икона Николая Чудотворца на западном фасаде церкви.
12.

13.

Мозаичная икона Митрополита Алексия на западном фасаде церкви.
14.

В середине 1880-х годов М.С. Мостовский, автор монументальной монографии о храме Христа Спасителя, провел капитальный ремонт церкви Николы в Звонарях, используя в создании новой живописи и орнаментов снимки с росписей храма Христа Спасителя. Металлическое убранство церкви было изготовлено в мастерских Сан-Галли, Бандли, Матиссена. Церковь славилась чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».
15.

16.

Храм Николы в Звонарях был закрыт в 1933 году. После закрытия в нем располагался склад, а позже - кафедра рисунка Московского архитектурного института, который разместился как раз в бывшей усадьбе Воронцова.
17.

Духовенство и прихожане церкви любят рассказывать чудесную историю, случившуюся в годы советской власти. Одна старушка, посещавшая храм перед самым его закрытием, рискуя собственной жизнью, сумела сохранить главную святыню Никольской церкви - чудотворную икону «Взыскание погибших». Старушка не расставалась с иконой даже во время эвакуации, а после войны передала святыню Пюхтицкому женскому монастырю, находящемуся недалеко от Таллина.
18.

После распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Пюхтицкому монастырю создать в Москве подворье. И тут случилось чудо! Настоятельница будущего подворья матушка Филарета из всех предложенных ей московских храмов выбрала церковь Николы в Звонарях. Тогда-то и вспомнили о находившейся здесь чудотворной иконе, которая была торжественно возвращена храму. Теперь она, как и много лет назад, является главной святыней Никольской церкви.
19.

О жизни московского подворья Пюхтицкого монастыря рассказано в статье москвоведа Дины Мясоедовой в газете «Московская перспектива»: «Первые три послушницы из Пюхтицкой обители поселились в соседнем с церковью доме на Рождественке, 13 в мае 1994 года. Они-то и начинали работы по расчистке и уборке территории храма, подготовке его к реставрации. Жизнь налаживалась постепенно, Никола в Звонарях «обрастал» прихожанами, которые наряду с послушницами приводили в порядок молельни, будущие кельи, хозяйственные постройки и внутренние церковные приделы, когда наконец выехала разместившаяся в храме кафедра рисунка Московского архитектурного института. Львиную долю реставрационных работ оплатил город. ОАО «Мосремстрой» взяло шефство над храмом еще в 1994 году».

Это Богоявленская часовня. Используется для таинства крещения.
20.

21.

22.


23.

Сегодня церковь Николы в Звонарях окончательно восстановлена. Укрупненный, сильно вытянутый по поперечной оси основной объем контрастно подчеркивает стройность восьмерика с высоким куполом. Крупные, сочно прорисованные детали отделки создают типичный для барокко парадный образ здания. Восточная стена широкой прямоугольной апсиды вынесена на красную линию улицы. Алтарная часть церкви похожа на жилое здание.
24.

Конечно, творение великого К.И. Бланка имеет свои неповторимые черты. Высокий восьмигранник Никольского храма как будто контрастирует с массивным основанием, а пластика люкарн и венчающей главы противопоставляется плоскостному решению граней восьмерика, что придает архитектурным массам напряжение. Сегодня еще одной своеобразной чертой церкви Николы в Звонарях является хор, поющий особенным пюхтицким распевом.

Московский храм свт. Николая в Звонарях , Московское подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря .

История

Звонари и сторожа кремлевских церквей и соборов были поселены слободой (современный Звонарский пер.) около г. Они поставили для себя церковь Николая Божедомского, в прежнее время при ней был убогий дом. В источниках церковь упоминается с г.

Святыни: чтимая икона Божией Матери "Взыскание погибших ", икона Успение Божией Матери.

Богослужение: в будние дни (по расписанию) - Литургия в 8.00, по воскресным и праздничным дням Литургия в 9.00, накануне - всенощная в 17.00. Монашеский хор поет пюхтицким распевом.

Духовенство

Настоятели

  • Богородицкий Александр Георгиевич , прот. - 1914 г.
  • Зверев Александр Александрович -
  • Берёзкин Иван Михайлович -

Священики

  • Берёзкин Иван Михайлович -
  • Грузинов Сергей Петрович - 1933 г.

Диаконы

  • Рождественский М.П. + г.
  • Успенский Михаил Васильевич - 1914 г.
  • Барабанов Матвей Григорьевич - 1933 г.

Настоятельница подворья – игумения

Похожие публикации