Обо всем на свете

На конце каких наречий пишется ь. "мягкий знак после шипящих на конце наречий". «ь после шипящих на конце наречий пишется всегда, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

Глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

Глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

Глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

Существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

Существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч.., горяч.., свеж.., пахуч.., хорош...

2. Дач.., задач.., туч.., рощ...

3. Назнач.., умнож.., намаж...

4. Стрич.., печ.., жечь, убереч...

5. Муж.., пейзаж.., камыш...

6. Мелоч.., тиш.., глуш...

7. Едеш.., спиш.., молчиш...

8. Вскач.., настеж.., замуж.., невтерпеж...

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. В процессе ознакомления с новым материалом проводится сопутствующее закрепление пройденного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Задачи:

I.Образовательные:

1.Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2.Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3.Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4.Употребление наречий в тексте.

5.Активизация словаря учащихся.

6.Повторение фразеологизмов.

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III.Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3.Расширение кругозора, познавательного интереса.

4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2.Таблица «Буква Ь после шипящих на конце слова».

3.Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4.Материал для самостоятельной работы.

5.СD-ROM «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс.»

6.Презентация урока.

Структура урока:

I.Организационный этап.(2мин.)

2.Тренировочные упражнения:

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин.).

Е)Чтение «древней рукописи» (2 мин.)

3.Самостоятельная работа (3 мин.)

V.Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I.Организационный этап. (2мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя, нарисованный учащейся). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.

Прогоняешь скуку прочь.

Вскачь пускаешься и веришь,

Что напишешь всё точь- в – точь.

Так, как надо: вот шипящий,

Вот за ним есть настоящий,

Без подделки мягкий знак-

Без него нельзя никак.

Так в конце он засияет,

Что кому-то «пять» поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II.Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. (Показать иллюстрацию). Вам необходимо поймать рыбу, положив её в ведро, где «Ь» написан и не написан «Ь». Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны «поймать» рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для «рыбной ловли».

1.Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2.Дач, задач, туч, рощ.

3.Назначь, умножь, намажь.

4.Стричь, печь, жечь, уберечь.

5.Муж, пейзаж, камыш.

6.Мелочь, тишь, глушь.

7.Едешь, спишь, молчишь.

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III.Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова «плачь». (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не пишется Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово «вскачь»? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?). Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV.Закрепление нового материала:

1.Выполнение упражнения из учебника.(2 мин.)

- Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Найдите среди данных словосочетаний то, в котором есть наречие с лексическим значением

Распахнув совсем, до конца;

Целиком, без промежутков;

Скачками, очень быстро;

Стать чьей-нибудь женой;

Опрокинувшись на спину, вверх лицом;

Сильно размахнувшись.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся (они), усыпано. Объясните лексическое значение слов «наотмашь» (сильно размахнувшись), «навзничь»(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2.Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: «Уж, замуж, невтерпёж». (Показать портрет Царевны ). Он ждала приезда заморского Царевича, чтобы быстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

Слова:

1.Тягуч, колюч, скрипуч.

2.Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3.Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4.Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Ь пишется Ь не пишется

настежь тягуч

невмочь колюч

брошь скрипуч

полночь врач

срежь уж

стеречь смерч

точь-в-точь сторож

Б)Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне

про весенний Париж:

по-кошачьи сидишь на окне

и по-рыбьи молчишь.(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

- Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1.Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно.

2.Голова идёт кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4.Жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.

Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон- Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие. Кто такой Дон-Кихот? (Дон-Кихот –фантазёр, оторванный от жизни, вступающий в борьбу с кажущимся злом, не сознающий, что борьба бесполезна). Несчастен тот, в ком нет крупицы от Дон-Кихота.

Какое из данных слов несвойственно литературной речи, является просторечным выражением? (Невтерпёж).

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал Царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово «заграницу»? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого – сабля. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите…

Почему? Нормально.

Вы считаете – нормально?

Нормально.

«Да-а,- грустно подумал я. – Странно…А ведь когда- то был вполне нормальный человек.» (А.Шибаев)

Что значит слово «нормально»? (Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

Е ) Чтение «древней рукописи» (2 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком. Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах не пишется Ь, и прочитать текст «древней рукописи». Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец. (Показать иллюстрацию).

3.Самостоятельная работа (2 мин.).

Найдите строчку, в которой все слова пишутся с Ь:

1.Извлеч.., багаж.., сплош.., отдаш..

2.Стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

3.Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

4.Сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

V.Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1.Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2.Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3.Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4.Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая? 6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,

Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин)

Дополнительно:

Развитие речи: подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие.

Очень быстро - вскачь.

Уйти в сторону - прочь.

Распахнуть - настежь.

Ударить с размаху – наотмашь.

Упасть вверх лицом – навзничь.

Открыть до конца – настежь.

Отсутствие терпения – невтерпёж.

Густо засыпать – сплошь.


window. google_render_ad(); Цели и задачи урока: window. google_render_ad();

образовательные:

2) умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

3) выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

4) повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

развивающие:

– развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;

воспитательные:

– формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

    Устная словарная работа. Объяснение новой темы. Тренировочные упражнения. Буквенный диктант. Зарядка для глаз. Самостоятельная работа. Работа с учебником. Работа с сигнальными картами. Творческое задание. Итог урока

II. Устная словарная работа

– Прежде чем мы будем изучать новую тему, давайте вспомним правописание мягкого знака после шипящих на конце слова в разных частях речи.

Через проектор слова выводятся на доску. Учащиеся работают фронтально.

Молодеж…, полноч…, камыш…, гараж…, много крыш…, стереч…, удивляеш…, отреж…, испеч.., суш…, скрипуч…, колюч…, свеж….

– Давайте сделаем вывод. Когда пишется Ь после шипящих на конце имен существительных? (Мягкий знак пишется на конце имен существительных женского рода III склонения.)

– Когда пишется Ь на конце имен прилагательных и глаголов? (Мягкий знак пишется в неопределенной форме глаголов, в окончании глаголов 2-го лица ед. ч., в повелительном наклонении. На конце имен прилагательных мягкий знак не пишется.)

III. Объяснение новой темы

– А сейчас, ребята, обратите внимание на доску.

На доске записана пословица:

С горы вскач ь, а в гору хоть плач ь.

Учитель вслух читает пословицу. Затем спрашивает:

– Скажите, ребята, слово вскачь – это какая часть речи ? (Наречие; слово отвечает на вопрос как.)

– В предложении нам встретилось наречие на шипящую. Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке. Запишите пословицу к себе в тетрадь, обозначьте орфограмму. Давайте рассмотрим

первую таблицу.

Таблица 1.

Учитель читает слова в таблице.

– Ребята, обратите внимание, что слова в таблице – это наречия, и на конце каждого пишется мягкий знак. А теперь обратимся ко второй таблице.

Таблица 2.

– Используя материал таблицы в опорной тетради, попытайтесь самостоятельно сформулировать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. На обдумывание дается 2 минуты.

Учащиеся рассказывают свои формулировки правила. Учитель подытоживает работу. Правило звучит так: На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме слов исключения: уж, замуж, невтерпеж.
Правило повторяется хором. Слова исключения записываются в тетрадь.

Перед практическим применением правила учитель зачитывает стихотворение О. Соболевой. Это стихотворение – своеобразная инструкция по новой теме.

Вот как надо поступать.
Чтобы правильно писать:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь все точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Так в конце он засияет,
Что кому-то “пять” поставят.

IV. Тренировочные упражнения:

На экран компьютера выведены тексты упражнений.

Задание к первому упражнению: вставить на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и прокомментировать свой выбор.

Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.

Проверка по цепочке вслух.

Задание ко второму упражнению: вставить вместо точек, где нужно, мягкий знак. Это упражнение будете выполнять самостоятельно в течение 5 минут.

Без пословицы реч… не молвится. Уж… с давних пор существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и выразительности речи.
“Сам не знаеш.., где найдеш…, где потеряеш..”, “сытый голодному не товарищ…”, “ ищещ… вчерашний день, а он уж… прошел”, “лож… света боится”, “матушка-рож… кормит всех сплош…”, “видом хорош…, а на дело не гож…”.
Да, красна реч… пословицей.

Проверка самостоятельной работы осуществляется через проектор. Отдельные учащиеся, кто раньше других выполнил задание, оцениваются индивидуально.

V. Буквенный диктант

Учитель диктует слова, а учащиеся на компьютере записывают “Ь”, если Ь есть на конце произносимого слова, или “_”, если его нет на конце слова.

Наотмашь, уж, сплошь, прочь, настежь, вскачь, невтерпеж, навзничь, замуж.

Работа проверяется самостоятельно через проектор. Затем учитель просит поднять руку тех учащихся, кто выполнил задание без ошибок, затем тех, кто допустил не более 2 ошибок и т. д. (осуществляется обратная связь на уроке).

VI. Зарядка для глаз

В течение 1–2 минут выполняется любой комплекс зарядки для глаз.

VII. Самостоятельная работа

Каждому ученику раздается карточка с самопроверкой (с разными уровневыми заданиями). После выполнения задания школьник самостоятельно проверяет свой ответ и ставит себе оценку. На доске предложены критерии оценивания. Отдельные работы проверяются учителем. Обратная связь осуществляется через поднятие руки.

Карточка № 1

Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.

Карточка № 2

Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Юноша лег навзнич…, подставив обветре(н, нн)ое лицо под дождь. 2. Двери комнаты были открыты настеж…. 3. Всадник наотмаш… ударил рукой лошадь по крупу, и она бросилась вскач…, назад. 4. Обе собаки разом подн…лись, с лаем ринулись проч…. от коня и и(с, з)чезли в темноте.

Карточка № 3

Задание: перепишите, вставляя в предложение нужное по смыслу слово.

1. На этот раз лошадей погнали ……2. Родион … отбросил все сомнения, приободрился. 3. Неистово звучат сверчки, и уснуть …. 4. Тяжело распахнулась …. железная дверь.

Слова для справок: вскач…, сплош…, напроч…, невмоч….

VIII. Работа с учебником

По окончании выполнения предыдущего задания ребята самостоятельно устно выполняют задание указанного упражнения (стр. 105, упр. 238). Проверка: слова читаются по цепочке, комментируется постановка Ь после шипящих.

Помощ…, стеречь…, горяч…, спряч…, много туч…, съежиш..ся, дремуч…, пустош.., съеш…те, шалаш….

Домашнее задание: параграф 49, правило учить, упр. 239 письм.

XI. Подведение итогов урока

– Ребята, с каким правилом мы познакомились на уроке? Назовите еще раз слова-исключения. Как пословицы и поговорки помогли вам в изучении нового правила?

Конспект урока.

Маркеловой Анны.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

7А класс.

Тип урока – объяснение .

Цели урока :

Образовательные : 1) словарный диктант по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»;

2)формирование навыка правописания Ь после шипящих на конце наречий;

3) повторение орфограмм № .

Развивающая : 1) Развитие внимания, мышления, памяти, монологической речи.

Воспитывающая: 1) Формирование мотивированности на активное

усвоение учебного материала.

План: 1) Организационный момент – 1 минута;

2) словарный диктант – 5 минут;

3) опрос – 5 минут;

4)объяснение нового материала – 5 минут;

5) закрепление нового материала – 20 минут

6) итог – 5 минут;

7) домашнее задание – 4 минуты.

1. – Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует?

2. – На прошлом занятии я задавала вам выучить наречия, написание которых не регулируется правилом. Сейчас проверим, насколько хорошо вы выполнили это задание. Доставайте листочки, подписывайте их.

Мало-помалу, еле-еле, до упаду, вовсю, вначале, насквозь, по двое, получше, в упор, с разбегу, с глазу на глаз, всмятку, исподтишка, точь-в-точь, на миг, по-дружески, напротив, вдвое, сгоряча, вничью, поочерёдно, чересчур, вплотную, вдребезги, зачастую, всласть, на ура, в открытую, под уздцы, вприкуску, вмиг.

3. – Мы постепенно подходим к концу изучения такой сложной и относительно молодой части речи, как наречие. Поэтому нам необходимо вспомнить всё, что мы о ней уже знаем (спрашиваю правила).

4. – Запишите число, классная работа, новую тему «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». На странице 122 стихотворение Я. Козловского «Исключение из правил». Запишите его в свои тетрадки. Итак, какие 3 исключения нам предстоит запомнить?

- Уж, замуж, невтерпёж.

А само правило, как будет звучать исходя из стихотворения?

- На конце наречий после шипящих всегда пишем Ь.

Сравним наше правило с правилом в учебнике. «После ж Ь пишется только в слове настежь» - какой из этого можно сделать вывод, очень полезный для нашего правописания?

- Только 4 наречия пишутся с буквой ж на конце, остальные с буквой ш .

5. - Теперь, чтобы запомнить это простое правило и научиться применять его на практике, выполним 263 упражнение у доски. По заданию необходимо составить с выделенными словосочетаниями простые предложения с однородными членами.

Всадники мчатся вскачь и на лету делают трюки. (Повеств., невоскл., двусоставное, распростр., осложнено однородными сказуемыми)

Трюк - эффектный искусный маневр или технический приём, как правило, опасный или невыполнимый для неподготовленного человека.

Поля, дороги были сплошь усыпаны перезревшим зерном. (Повеств., невоскл., двусоставное, распростр., осложнено однородными подлежащими ).

Поделите свой листочек напополам: слева напишите предложение

Уж замуж невтерпёж!

Подчеркните ж двумя чертами. А в правую, что тогда напишем?

- Настежь.

Верно. Подчеркните орфограмму, как в образце в учебнике. Написание Ь после шипящих на конце наречий не представляет особой трудности, а вот написание остальных частей речи нам нужно вспомнить. Выполним упражнение 265 устно, чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, и чтобы вам было легче справиться с домашним упражнением.

6. – Когда после шипящего на конце наречия пишется Ь?

-Всегда, кроме наречий уж, замуж, невтерпёж.

Сплошь, настежь, наотмашь – какое слово оканчивается на звонкий согласный звук?

- Они все оканчиваются на глухой согласный, но слово настежь пишется с буквой ж .

7. – Выучить все параграфы по теме «Наречие», упражнение 266. Обратите внимание, что 2 клетки у вас останутся пустыми.

Класс: 7

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.

Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)

Докажите, что это наречия. (Неизменяемая часть речи,…)

Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? (Над шипящими)

Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.

(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)

Запишите тему урока в тетради.

Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова

НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

Вместе читаем правило на доске.

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

Чтение правила в учебнике на стр. 117.

2. Работа с таблицей.

А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.

(стр. 116 – 117, учебник)

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

3. Выборочный диктант (проверка д/з).

Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. (сущ., гл., кр. прил.)

(Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание)

Например:

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)

(Читают 5 учеников )

(Примеры с наречиями читает учитель)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.Есенин)

Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
(А. Гребёнкин)

Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)

Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)

4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)

Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками ).

Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.

5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).

А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом (дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).

Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (рисунок №1). Давайте познакомимся с текстом (читают текст).

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста (художественный).

Докажите своё мнение.

Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».

(с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)

Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).

«КОЛОКОЛЬЧИК»
Вставьте пропущенные буквы.

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

«РАСКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не)пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)

В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)

В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие)

В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)

К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)

7. Домашнее задание.

Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.

8. Выставление отметок за урок.

Рисунок №1

Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень»

Похожие публикации