Обо всем на свете

Военная картография в период империализма. Совершенствование топографических карт. Новые задачи русской военной картографии. Карты западного пограничного пространства. Картография во время первой мировой войны. Военная топография Какими личностными качест

Картографию состоит из теории (науки) и практики (прикладной картографии).

Картографы-теоретики разрабатывают способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии.

Прикладная картография - это получение данных поверхности земли или других планет. А также составление на основании этих данных новых карт и выпуск в типографском или электронном виде.

Данные собирают с помощью наземной съемки местности, аэросъёмки (с помощью авиации) и космической фотосъемки (со спутников). Наземную съемку производят топографы и геодезисты - с помощью нивелира (для определения высоты) и теодолита (для измерения расстояний).

С учётом полученной информации, создаётся единая основа для карт. Современный картограф-составитель использует в своей работе геоинформационную систему (ГИС), в которую поступают данные, собранные специалистами всего мира.

Карты отличаются друг от друга масштабом и наполнением. Например, физическая карта мира отображает реки, горы, океаны с их глубинами и высотами. А по политической карте можно определить расположение стран. Кроме этого существуют карты геологические, зоологические, климатологические, исторические, экономические, исторические, космические и др. Поэтому к работе над картой привлекают консультантов. Например, в создании экономических карт обязательно участвуют экономисты, управленцы, экономические географы.

В наши дни всё большее распространение получают электронные (цифровые) карты. Их, в отличие от бумажных, можно регулярно обновлять в соответствии с новыми данными. Они могут давать не только информацию о земной поверхности, но и часто содержат дополнительную справочную информацию. Например, карты систем Яндекс и Google и др. Такие карты создаются с помощью соответствующих компьютерных программ. В этом случае картографы работают вместе с программистами.

На основе электронных карт работают навигационные системы. В России это система «Глонасс», в США - GPS, и Европе - «Магеллан».

Сейчас очень популярны интерактивные карты, позволяющие в онлайн-режиме рассмотреть разные участки земной поверхности. Некоторые онлайн-карты позволяют наблюдать за развитием ситуации в том или ином месте в режиме реального времени. Например, карты Яндекса демонстрируют видеопоток, который поступает с видеокамер, размещённых на улицах городов.

Помимо земной картографии существует картография космическая, которая описывает поверхности других планет: Марса, Луны, Венеры, а в перспективе - и других планет.

Рабочее место

  1. Научно-исследовательские институты космоса, Мирового океана и пр.
  2. Конструкторские бюро, разрабатывающие технику для наземной, космической и аэросъемки Земли.
  3. Картографические фабрики и бюро, выпускающие электронные и бумажные карты.
  4. Компании, производящие онлайн-карты.

Важные качества

Склонность к точным наукам, наблюдательность, ответственность, методичность.

Оплата труда

Зарплата на 17.09.2019

Россия 21000—70000 ₽

Москва 25000—90000 ₽

Знания и навыки

Для успешной работы необходимы познания в геодезии, топографии, географии, математике, информатике и др.

Нужно уметь собирать и систематизировать топографические материалы, масштабировать и чертить карту. Пользоваться географической информационной системой (ГИС).

Обучение на картографа

Картограф – ответственная и важная работа, которая требует от специалиста высокого уровня подготовки. Тем, кто имеет образование, смежное с направлением геодезии и картографии, доступна альтернативная форма высшего образования по данной специальности – курсы профессиональной переподготовки по направлению . Пройти обучение в удобном дистанционном формате предлагает Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК). Также МАСПК организует повышение квалификации (как общее, так и тематическое) для специалистов в области картографии.

Вузы

  • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ)
  • Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева (МГУ)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

И др. классически университеты, имеющие географический факультет с
кафедрой картографии или картографии и геоинформатики ,
готовят картографов теоретиков по специальности «Картография».
Квалификация «Картограф».

Технические вузы готовят картографов практической направленности:

  • Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)

Факультет картографии и геоинформатики
Специальность «Картография и геоинформатика»
(Обучение с охватом всего цикла создания карт - от полевых работ до их издания.)

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (ВКА им. А.Ф.Можайского)
  • Военный институт (топографический).

Специальность «Картография».
Квалификация «Картограф».

Среднее профессиональное образование

Получить среднее техническое картографическое образование можно в картографических техникумах и колледжах.

  • Санкт-Петербургский техникум геодезии и картографии

Специальность «Картография».
Квалификация «техник-картограф».

», российская военная картография и гидрография не развивается свыше двадцати лет. Эта научная отрасль теряет высококлассных специалистов, при чём их средний возраст перевалил за шестьдесят лет. Об этом журналистам рассказал адмирал Анатолий Комарицын, бывший руководитель Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

На прошедшей в питерском медиацентре пресс-конференции Комарицын рассказал РИА «Новости» о том, что военная навигация и картография сегодня поставлены в невыносимые условия. Он отметил, что гидрографы готовятся в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе, где в год выпускается… по 6-8 специалистов. Ранее в училище был гидрографический факультет, но его постепенно совместили со штурманским, фактически закрыли. А в советское время, сказал Комарицын, по российскому флоту было почти одиннадцать тысяч специалистов и «была преемственность». Также адмирал сообщил, что средний возраст специалиста в настоящее время может достигать семидесяти лет.

Он отметил, что для того, чтобы поддерживать морскую картографию, традиционно находившуюся в ведении военных, нужно выпускать 300-400 номеров карт в год. Это - только чтобы поддерживать. А вот чтобы «двигаться вперёд», нужно выпускать более шестисот номеров. Во времена СССР Главное гидрографическое управление страны выпускало 550 карт по заказам и 300-400 в виде «задела» на будущее. Сегодня в год выпускается всего по триста карт.

Как рассказал Комарицын, в ведении Министерства обороны находятся двести сорок маяков. Маяки на портовых территориях принадлежат Минтрансу, «а маяки между портами, которые на диких скалах торчат, оставили военным». Комарицын сказал, что к таким маякам бывает трудно подобраться; многие из них работают в авторежиме. Также он сказал, что финансовых средств на содержание маяков не выделяют. Выдают зарплату смотрителям и обеспечивают их продовольствием, и всё.

Другая крупная проблема нынешней военной картографии - это организация экспедиций по сбору сведений о глубинах и получению прочих данных для составления карт. Когда-то Главному управлению гидрографии подчинялось 417 океанических и прибрежных исследовательских судов.

Как пояснил Комарицын, из всего этого внушительного количества кораблей сейчас осталось 25-30, которые «бродят вдоль побережья». Последняя экспедиция, по словам адмирала, прошла в 1988 г. «Сейчас экспедиций нет вообще. Они числятся в штате, но всё сокращено». Комарицын заметил, что в советское время любой корабль, находясь в своём районе, попутно осуществлял исследования и отправлял картографам данные. Гидрографией, по мнению адмирала, следует заниматься в мирное время. «Если наступит иная пора, гидрографы становятся военными лоцманами».

Данные для картографии, полученные в советское время, стали теперь архивными. По словам Комарицына, военные гидрографы наработали огромный материал - и сих пор его нужно перерабатывать. Важнейшие исследования проводились, к примеру, в Арктике - для поиска как маршрутов, так и возможных точек всплытия подлодок в приполюсных районах. Между прочим, на каждой дрейфующей станции «Северный полюс» и сегодня среди полярников трудится военный гидрограф. Ледоколы и суда ходят по трассам Северного морского пути, пользуясь картами участков Северного Ледовитого океана. Все эти карты сделаны на основе военных картографических данных.

Адмирал сказал, что страна содержала десять тысяч адмиралтейских номеров карт. Они были лучшими и востребованными - и постоянно переводились на более качественную печатную систему. Нельзя уничтожать военную гидрографию!

Комарицын также пояснил, что для военного пользования потребность в картах гораздо выше, чем для гражданского: ведь военные суда пользуются большим количеством маршрутов, нежели гражданские. Однако, для решения мирных задач по исследованию арктического шельфа и нахождению безопасных морских путей опыт военной гидрографии и картографии может явиться подходящей основой.

Напомним, что Гидрографическая служба Военно-морского флота была создана ещё в 1827 г. Первоначально она подчинялась государю. Полтора столетия спустя, в 1972 г., Гидрографическое управление Военно-морского флота было преобразовано в Главное управление навигации и океанографии Минобороны СССР.

Военные топографы отвечают не только за текущие задачи в своей сфере, но и ведают заблаговременной подготовкой территорий континентальных районов в топогеодезическом отношении, задействуя для этого структуры, в той или иной степени занятые в геодезической и картографической деятельности. посвящен как раз работе военных топографов. Журналисту Алексею Егорову будет открыт доступ к сведениям, ранее практически недоступным широким массам. Как проводится практическое обследование районов, кто создает макеты местности и с каким реальным риском сопряжено выполнение этой, на первый взгляд, сугубо бумажной работы - обо всем этом смотрите в новой программе из цикла «Военная приемка».Точки на карте То, что территорию, которой, возможно, предстоит стать полем боя, первыми изучают топографы в погонах - известно каждому, кто хоть немного знаком с военным делом. В 2012 году в структуре Минобороны России был создан 543-й Центр геопространственной информации и навигации - уникальное формирование, призванное обеспечить выполнение широкого спектра топогеодезических услуг в интересах российского военного ведомства на Юге России. Свои задачи топогеодезисты этого Центра решают преимущественно методом практического изучения местности. Для этого у них на вооружении имеются оригинальные технические и транспортные средства, позволяющие в режиме реального времени выполнять различные виды съемок - от фотографической до топогеодезической.
Именно таким оборудованием, смонтированным на базе автомобиля повышенной проходимости «КамАЗ», специалисты Центра в прошлом году проводили обследование территории Крыма. Возможности техники позволяли прямо по ходу движения составлять либо сверять карты, передавать их на базу. Однако топогеодезические работы на полуострове мало напоминали отпускную прогулку по курортному району. Специалистам пришлось устанавливать специальные вышки, выступающие в качестве реперных точек для координатной сетки. Вышки эти, между прочим, немаленькие по размеру - высотой под 12-этажный дом. Военным топографам пришлось ставить их самостоятельно, без привлечения сторонних организаций.
…Да, такие походы могут для несведущих напоминать экспедиции геологов времен середины прошлого века. Однако романтики в работе военных топогеодезистов не так много. Перед специалистами этой службы стоит сложная и ответственная задача - в точности определить планово-высотное обоснование заданных районов, определить и закрепить координаты и высоты «точек», создать основу для привязки в геодезическом отношении в интересах войск. При этом местность, куда задание командования нередко забрасывает военных топогеодезистов, мало напоминает прогулочную. Горные кручи, каньоны, непроходимые ущелья, узкие пещеры - эти и иные преграды подстерегают специалистов этой службы постоянно.Координаты боевого применения Начальник Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил России - начальник Топографической службы всей российской армии и флота полковник Александр Зализнюк не один десяток лет в этой сфере деятельности, удостоен почетного звания «Заслуженный работник геодезии и картографии РФ». По его словам, сегодня в систему работы специалистов топослужбы все активнее приходят современные технические средства. К примеру, теодолит - измерительный прибор для определения горизонтальных и вертикальных углов при топографических съемках - уступает место средствам космической геодезии.

«Космическая геодезия формирует и определяет геоцентрическую систему координат, центр которой находится в центре масс Земли, - отмечает полковник Зализнюк. - Этот центр масс статичен, но его необходимо знать с высокой точностью».
Обладание такой информацией позволяет с высокой точностью производить, скажем, ракетные пуски, задавая координаты целей с точностью до сантиметра. Кстати, это позволяет выполнять стрельбы меньшим количеством боеприпасов, экономя расходы на их закупку, экономя военный бюджет.Именно по материалам космической съемки топографические карты создаются в электронном виде. По словам начальника 946-го Главного центра Геопространственной информации Минобороны России полковника Владимира Козлова, цифровая информация о местности обрабатывается программно-аппаратным комплексом, причем точность, с которой создаются эти карты, также не превышает сантиметра.
«Такие карты мы можем составить на территории всего Земного шара», - с гордостью сообщает офицер.
Стоит отметить, что космические технологии тоже совершенствуются, уходя от методик, принятых еще в 1980-х годах. В тот период тоже использовали спутник, однако съемка велась на обычную фотопленку, и когда она подходила к концу, спутник сбрасывал капсулу из космоса на Землю, после чего сделанные снимки переносили на бумагу вручную.Топографы особого назначения Правда, там, куда из космоса не заглянешь, главным спутником топографа был и остается тот самый теодолит. А еще - электронные тахеометры, лазерные рулетки, нивелиры плюс штатное снаряжение и экипировка, которое военнослужащим приходится нести на себе. Работа специалистов топослужбы, как уже было сказано, не всегда романтична… К тому же временами она и вовсе напоминает экстрим, настолько здесь непросто, а то и просто опасно. Переправы по канатным дорогам, прыжки с парашютом, походы на лошадях. А еще - выполнение задач практически на передовой. Бывший начальник 543-го Центра Александр Гончарук вспоминает, что его специалистам приходилось выполнять задачи в ходе обеих контртеррористических операций на Северном Кавказе, а также во время «пятидневной» войны в августе 2008-го. В 1996 году офицеру довелось составлять картографически точный макет Грозного: в дальнейшем все операции наших войск отрабатывалась именно на этой уникальной схеме. Кстати, тот макет площадью 4 на 6 метров, как вспоминает Александр Гончарук, делали спешно, из подручного материала. Но справились, выполнили задачу.
К счастью, рисковать жизнью и здоровьем топогеодезистам приходится не так часто. На помощь человеку приходит техника. Упомянутый выше передвижной навигационный комплекс на базе «КамАЗа», входящий в свою очередь в состав цифровой топографической системы, позволят сократить месяцы кропотливого труда до нескольких часов. Данные, собранные геодезистами, соединяются на компьютере с фотографиями со спутников и самолетов, «привязываются» к координатам местности и выводятся в аналоговом виде причем, карты распечатываются здесь же, на базе входящей в комплекс передвижной типографии.
Важный аспект: передача координат производится в закодированном виде. То есть, каждый военный топограф выступает еще и в роли криптографа - шифровальщика. Как отмечает начальник 946-го Главного центра полковник Владимир Козлов, карта ориентиров позволяет передавать информацию по средствам связи с использованием условных наименований объектов. Кстати, во время Великой Отечественной войны наши разведчики часто запутывали фашистов, давая немецким городам свои, условные имена. Так город Вормен стал Васей, Арнштайн - Колей, Тиффензейн - Петей.А перед Бородинским сражением 1812 года наши разведчики сумели подбросить в наполеоновский штаб и вовсе поддельные карты, где изменили названия многих населенных пунктов. В итоге запутавшись на местности, французы потеряли несколько дней. К слову, в хранилище картографического центра можно найти материалы как раз 1812 года - того самого, когда императорским указом в России была создана топографическая служба.По сирийским лекалам Опыт нынешних боевых действий в Сирии показал, что от карт в их привычном виде отказываться еще рановато. Компьютер не всегда может оказаться у командира под рукой. Но ведь и карты в бумажном варианте тоже становятся более совершенными. Например, они уже делаются с защитой от воды, с возможностью нанесения информации специальными маркерами. Созданы карты… на шелке! Такие средства изначально абсолютно компактны, их можно скомкать, сунуть в карман без ущерба для последующего использования.
Новым словом в военной картографии можно считать трехмерные модели. Начальник Военно-топографического управления полковник Александр Зализнюк подчеркивают, что такие карты применяются как штабами, так и военнослужащими в индивидуальном порядке.
«У нас имеется оборудование, с помощью которого мы делаем эти схемы, - говорит полковник Зализнюк. - Сначала создается трехмерная виртуальная модель, затем с помощью специального станка вырезается матрица, и на специальном плоттере распечатывается карта».
Стоит отметить, что офицеры Военно-топографического управления принимали участие в создании трехмерных цифровых карт сирийских Алеппо и Пальмиры. Они выполняли математическую поддержку, проводили геодезические работы. Модель получилась такой, что по ней можно точно измерять расстояния, площади, высоты. Просчитывались на наших картах и первые пуски знаменитых «Калибров», которыми наносились удары по объектам террористов в Сирии. По информации, которая была подготовлена специалистами топослужбы российского Генштаба, по созданной ими электронной топографической карте были подготовлены полетные задания для успешного применения этого высокоточного оружия.

Специалист, посвятивший свою жизнь созданию карт – человек науки, странник, с большим интересом изучающий мир вокруг. В своей деятельности он мастерски сочетает не одну предметную область, а его работа высоко ценится обществом. И именно об этом специалисте мы сегодня предлагаем поговорить.

Всегда имела большое значение для человечества. Сложно представить проведение урока географии без атласа или глобуса, а путешествие или поход без карты местности. Работа картографов также очень ярко продемонстрирована на популярных интернет ресурсах. Не меньший вклад они сделали и при создании навигационных систем, используемых в различных устройствах по всему миру.

Специалист, посвятивший свою жизнь созданию карт - человек науки, странник, с большим интересом изучающий мир вокруг. В своей деятельности он мастерски сочетает не одну предметную область, а его работа высоко ценится обществом. И именно об этом специалисте мы сегодня предлагаем поговорить.


Кто такой картограф?

Специалист, работающий над созданием разных видов карт (плоских, рельефных, объемных и т.д.), путем моделирования и отображения пространственного расположения объектов (Земли, небесных тел и т.д.). Название профессии состоит из нескольких греческих слов: χάρτης (chartes): в переводе - бумага из папируса, и γράφειν (grapho): обозначающее рисовать или писать.

Первые карты начали формировать еще в период возникновения письменности. Особую актуальность они приобрели, когда человечество начало осваивать новые земли. Именно поэтому картографы принимали участие практически во всех морских, сухопутных и военных экспедициях, а их роль невозможно было переоценить.

Над созданием схематического изображения поверхности земли в разные периоды работали многие выдающиеся люди: Клавдий Птолемей, Леонардо Да Винчи, Альбрехт Дюрер и др. Большое признание в этой области получил фламандский картограф Герхард Меркатор, в период жизни которого картография была выделена в отдельную науку. Меркатор также составил сборник из 107 карт с неизвестным на тот момент названием «атлас».

Профессия картографа не утратила своей актуальности и по сей день. Однако если до конца предыдущего столетия карты выпускались только в бумажном виде, то с распространением цифровых технологий они обрели электронный формат. Современные специалисты используют в работе различные технические средства и взаимодействуют с экспертами из других областей (в частности совместно с программистами создают электронные карты ).

Картография включает в себя теорию науки и практику (прикладную картографию). Соответственно, профессия имеет несколько направлений деятельности:

  • Картографы-теоретики - занимаются разработкой методов представления объемного рельефа на плоскости, развитием картографии в электронном формате и формированием тематических атласов и карт.
  • Картографы-практики - собирают данные о поверхности земли и других планетах, на основе которых они составляют и выпускают новые карты на цифровом или бумажном носителе.

Исходя из технического задания заказчика, картографы могут работать над созданием разных тематических карт :

  • исторических;
  • политических;
  • экономических;
  • военных;
  • климатических;
  • зоологических и т.д.

Поскольку такая работа требует специальных знаний о других науках, к процессу привлекаются эксперты-консультанты, которые помогают с решением ряда вопросов. Однако некоторые картографы за годы практики углубляют знания и получают более узкую специализацию по предметной области, которую они изучали.

В обязанности современных специалистов по созданию карт входит:

  • составление выборки первичных геодезических данных;
  • выявление размеров карт, сетки координат, диагоналей и трапеций;
  • выполнение топографической основы;
  • отображение схем, колонок, диаграмм и профилей согласно заказу клиента и исключение нетематической наполнительной нагрузки;
  • составление таблиц условных обозначений и подбор шрифтов;
  • своевременное внесение изменений в электронные карты;
  • использование геоинформационных систем (ГИС);
  • сбор и обработка данных, полученных в результате наземной съемки местности (этим занимаются ), аэросъемки и космической фотосъемки;
  • использование нивелира и теодолита для определения высоты и измерения расстояний, а также других специальных средств и компьютерных программ.


Какими личностными качествами должен обладать картограф?

К ряду обязательных личностных качеств картографов, необходимых для ведения успешной профессиональной деятельности, относят:

  • склонность к точным наукам,
  • аналитический склад ума,
  • внимательность.

Именно эти качества способствуют качественному выполнению работы и снижают вероятность ошибочного представления данных.

Создатели карт - методичные, ответственные и наблюдательные люди, способные длительное время концентрироваться на одной задаче. Они одновременно и мобильны и усидчивы. Составление графических схем предполагает наличие пространственного видения и хорошего глазомера.

Необходимость взаимодействия с другими специалистами обуславливает потребность в хороших коммуникативных навыках. Любознательность - еще одно качество, без которого сложно получить удовольствие от этого рода деятельности.

Большое значение имеет здоровье. Картографы-практики нередко выезжают на участок с целью визуального осмотра и детализации объектов и много времени проводят в полевых условиях, поэтому любые серьезные заболевания станут противопоказанием в профессии.

Преимущества профессии картограф

Для людей, выбравших картографию в качестве профессии, основным преимуществом является возможность участвовать в исследовании объектов и нанесении их на карты. Они проявляют высокий интерес к своим обязанностям и полностью погружаются в науку.

Многих картографов привлекает возможность принимать участие в различных экспедициях. Они видят в разъездном характере работы некоторую романтику и любят проводить время на природе.

Несмотря на то, что профессия картографа не пользуется большой популярностью в обществе, нельзя не отметить уровень ее востребованности. Опытные специалисты, регулярно совершенствующие свои навыки и знания, требуются во многих крупных компаниях: производственных структурах, выпускающих традиционные карты и атласы , правительственном ведомстве «Роскартография», IT-компаниях, СМИ, строительных фирмах, академических институтах и т.д.

Каждая организация может выдвигать определенные требования к картографам в зависимости от сферы деятельности, но трудоустройство в них обеспечит специалиста стабильным доходом в размере 20-80 тысяч рублей и постоянной занятостью.


Недостатки профессии картограф

Экспедиции и походы по маршрутам несут в себе не только романтику, но и предполагают повышенную опасность для жизни и здоровья. Картографы нередко работают в экстремальных условиях, в местах, где людей практически не бывает. Работа под открытым небом, отсутствие комфорта и высокая вероятность возникновения непредвиденных ситуаций может стать причиной заболевания. Кроме того, частые командировки исключают возможность планирования личной жизни.

Высокая востребованность профессии не дает никаких гарантий трудоустройства, что связано с высоким конкурсом в компаниях. Нередко открытых вакансий очень мало, и для получения хорошей должности специалистам приходится постоянно повышать квалификацию и самосовершенствоваться.

Где можно получить профессию картограф?

Для освоения профессии картографа необходимо иметь глубокие знания в таких предметных областях, как география, математика, информатика и др. Образование по этой специальности можно получить в специальных колледжах и техникумах. По окончанию среднего технического учреждения выпускнику присваивается квалификация техника-картографа. Лучшим среди множества учебных заведений считается Санкт-Петербургский техникум геодезии и картографии.

Географические факультеты ВУЗов также осуществляют подготовку картографов-теоретиков, а практические навыки можно получить на факультетах картографии и геоинформатики в технических университетах. В них программа обучения охватывает весь процесс формирования карт: от полевых работ до издания. К лучшим университетам по направлению "картография" относят:

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского;
  • Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева.

Источники изображений: uole-museum.ru, artchive.ru

Топографические карты стареют. Во-первых, местность изменяется, особенно быстро под влиянием человека, и карты с течением времени перестают соответствовать действительности. Во-вторых, по мере развития науки и техники жизнь выдвигает новые требования к содержанию и точности карт.

Старение карт как результат изменений на местности вызывает необходимость в обновлении и переиздании карт, в проведении работ, которые в военном ведомстве назывались тогда рекогносцировками. Уже в XIX в. во Франции и Великобритании стремились поставить систематическое обновление карт проведением полевых обследований через 15-20 лет. В России планировалось постоянное поддержание трехверстной карты на уровне современности.

Но карты устаревали и в техническом отношении. Когда во второй половине XIX в. топографические карты нашли новые области применения в инженерном деле, в частности железнодорожном строительстве, при геологических съемках и т.д., от них потребовалась геометрически точная передача рельефа через замену штрихов горизонталями. Введение горизонталей оказалось важным и для армии. Развитие артиллерийского оружия вызвало необходимость в определении по топографическим картам, наряду с расстояниями, также высоты целей. Таким образом, возникла необходимость в повторении съемок для удовлетворения новых запросов науки и практики.

Коренная переработка карт требовала и сопровождалась совершенствованием самой картографо-геодезической техники. Например, проложение точных нивелировок (создание высотной опоры) и введение в практику съемок кипрегеля с дальномером и вертикальным кругом (что обеспечило определение высот при съемке) явились техническими предпосылками для замены штрихов горизонталями. Большое влияние на совершенствование карт и удешевление их печати оказало введение в картоиздание фототехники и литографии (печатания с плоских печатных форм) вместо дорогой и трудоемкой гравюры, при которой печатная форма изготовлялась ручным вырезанием картографического рисунка на металле. Переход к литографии позволил выполнять многокрасочное издание карт.

В результате во второй половине XIX в. многие европейские страны начали второй тур топографических съемок, для которых были характерны укрупнение масштабов, большая точность и передача рельефа горизонталями; глазомерный элемент, обильный в съемках первой половины века, уступил место геометрически точному изображению местности. Эти съемки использовались также для составления и публикации производных топографических карт более мелких масштабов. Новые работы велись сравнительно медленно, на что отчасти влияло укрупнение масштабов и повышение точности съемок. Наряду с этим перед военно-топографическими службами ставились новые задачи, что влекло рассредоточение сил.

Русская военная картография также вступила в новую фазу развития, явившуюся следствием перехода России после реформы 1861 г. к капиталистическому хозяйству, «…капитализм не может существовать и развиваться без постоянного расширения сферы своего господства, без колонизации новых стран и втягивания некапиталистических старых стран в водоворот мирового хозяйства. И это свойство капитализма с громадной силой проявлялось и продолжает проявляться в пореформенной России», - писал В.И. Ленин в 1899 г. В этом отношении Россия находилась «…в особенно выгодных условиях сравнительно с другими капиталистическими странами вследствие обилия свободных и доступных колонизации земель на ее окраинах». Стремление России к расширению своих границ в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке, а также резкое обострение противоречий между капиталистическими странами в Европе определили новые задачи в деятельности военно-топографической службы, а именно: постановку новых съемок в Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке и замену устаревших съемок вдоль западных границ страны. Угроза Кавказу со стороны Турции, попавшей под враждебное России британское влияние, требовала также организации съемок в Закавказье и на Черноморском побережье.

С 1870 г. военно-топографические съемки в европейской части страны были переведены в полуверстный масштаб (1:21000), а штрихи уступили место горизонталям, что уменьшило производительность работ. В этих условиях повторение съемок вдоль западных границ, распространение съемок на восточные губернии Европейской России, проведение новых работ в азиатской части империи и поддержание на уровне современности ранее созданных карт могли единовременно оказаться возможными только при значительном увеличении средств для военно-топографической службы. Царское правительство не пошло на это. В 1877 г. оно предложило вести съемки исключительно для нужд армии, государственные картографо-геодезические работы для обслуживания народнохозяйственных нужд были почти прекращены. В результате военное ведомство отказалось от работы во внутренних частях страны и сосредоточило усилия на точных топографических съемках полуверстного (1:21000), а с 1907 г. одноверстного (1:42000) масштабов в западном пограничном пространстве, в Крыму и Финляндии, на двухверстных (1:84000) упрощенных съемках - в Средней Азии, в пограничных районах Сибири и на Дальнем Востоке.

Топографические съемки западного пограничного пространства, обладавшие хорошей точностью и подробностью, охватили к 1917 г. территорию примерно к западу от меридиана Петроград-Киев-Одесса. На их основе составлялась двухверстная (1:84000) карта западного пограничного пространства с горизонталями через 2 и 4 сажени; она печаталась в два цвета. Относительно малая генерализация и малое сечение приводили к весьма детальному и потому не всегда ясному изображению. Этому недочету противостояли подробность и точность карты, которые позволяют считать ее лучшей русской топографической картой того времени.

В итоге более чем вековой деятельности русской военно-топографической службы были созданы карты на территорию площадью около 10 млн. км 2 , т.е. почти равную площади всего Европейского континента. Этот замечательный вклад в топографическое изучение планеты превосходил к началу первой мировой войны то, что было сделано в этом направлении любым другим государством.

Но вместе с тем огромные пространства оставались вовсе не изученными в топографическом отношении. На всю страну в целом имелась лишь стоверстная карта (1:4200000), из-за недостатка источников несовершенная во многих своих частях. При своей односторонней направленности военно-топографическая служба не решала картографических задач народнохозяйственного значения.

В период, предшествовавший первой мировой войне, военно-топографические службы крупнейших стран считали своей основной задачей заблаговременное создание карт на территорию возможных театров военных действий. Они строили расчеты на быстротечный маневренный характер боевых операций и полагали, что их деятельность будет носить во время войны ограниченный характер. Действительность не оправдала эти расчеты. Позиционная война потребовала точных топографических карт весьма крупных масштабов - 1:25000 и даже 1:10000, в частности необходимых артиллерии для стрельбы по невидимым целям. Выяснилось, что разрушительные силы войны быстро преображают облик местности и потому карты нуждаются в регулярном обновлении. Применение авиации и танков потребовало создания карт специального назначения. Резкое увеличение численности армий сопровождалось чрезвычайным ростом потребления карт. Прежняя организация военно-топографических служб с их малочисленными кадрами не удовлетворяла новым условиям. В составе действующих армий появились топографические подразделения для изготовления и печатания карт непосредственно в полевых условиях. Общий выпуск карт в отдельных воюющих странах исчислялся десятками и даже сотнями миллионов листов.

Первая мировая война послужила толчком к внедрению в топографо-геодезические работы и картографию ряда новых методов. Самым крупным событием явилось использование для обновления и пополнения карт аэрофотосъемки, которая позднее произвела полный переворот в производстве топографических карт.

Похожие публикации