Обо всем на свете

Караимское кладбище на чуфут-кале. Караимское кладбище: окутанные мистикой окрестности Чуфут-Кале Из истории возникновения близ Чуфут-Кале

1152

Караимы – один из многочисленных народов, населяющих Крым на протяжении многих веков. Они сумели оставить в истории полуострова политический, этнический и культурный след. Старинное караимское кладбище Балта-Тиймез считается одним из ярчайших объектов культуры, а обычные туристы любят это место за таинственную атмосферу.

Где расположено караимское кладбище

Караимское кладбище в Чуфут-Кале рядом с Бахчисараем находится. Здесь, в долине между реками Альма и Кача, жили караимы. Название свое город получил еще в XVII веке, когда иудеи, признававшие только Ветхозаветную Библию, стали преобладать среди населения.

За восточной стеной города до сих пор сохранилась Иософатова долина, где и расположилось караимское кладбище. Такая же долина для погребений есть и около Иерусалима, а одна из башень даже была скопирована и караимами, чтобы кладбище в Крыму имело библейский облик.


Как выглядит караимское кладбище в Крыму?

Ограда кладбища сложена из местного известняка, а вход украшен небольшой аркой. Сразу за оградой глазам открывается море надгробий, заросших лесом: каменные плиты оплетены лианами, многие уже давно ушли в землю. Когда-то на кладбище росли огромные старые дубы, считавшиеся караимами священными: рубить их запрещалось, это считалось страшным кощунством. Дубам поклонялись, возле них возносили молитвы. Название Балта-Тиймез в переводе на русский звучит как «топор не тронет», так называли это караимское кладбище крымские татары, что не мешало им угрожать вырубкой деревьев, когда они требовали денег у караимов.

Через кладбище с запада на восток идет дорога, а могилы ориентированы с севера на юг. Сохранилось огромное количество памятников, примерно семь тысяч, на половине из них до сих пор можно прочитать эпитафии: самые старые надписи сделаны на древнееврейском языке, иногда на караимском, поздние, а это XIX-XX век, написаны на русском и иврите. Такие надписи содержали имя усопшего, его род, дату смерти, а часто – что-то вроде напутствия умершему.


Памятники караимского кладбища очень разные: больше одно- и двурогих надгробий, встречаются надгробия в форме стола, гроба или в виде плит. Самые древние надгробные плиты датируются 956 г. н.э., много плит XIII века. Караимы не оставили после себя письменных источников, поэтому древние надгробия можно считать национальной летописью жителей Чуфут-Кале.

Караимское кладбище сохранило свое значение даже тогда, когда в середине XIX века жители покинули город. Кладбище не было забыто, оно стало национальной усыпальницей, а быть похороненным здесь считалось особой честью, поэтому сюда везли покойников и из других городов. Иногда на кладбище можно встретить надгробия людям, которые и умерли, и похоронены вдалеке от Чуфут-Кале. Они называются тикмэ-таш. Самый последний из них установлен был поручику Тапсашару, защищавшему Порт-Артур.

В верховьях Иософатовой долины, что чуть восточнее пещерного города Чуфут-кале, располагается когда-то почитаемое и известное кладбище крымских караимов Эмек Йегошфат. К нему ведет дорога от Восточных ворот древнего города.

Это таинственное и загадочное место, которое на многих производит гнетущее впечатление. Хотя ощущения, что попал в царство мертвых нет. Больше пугает то, что это место практически забыто, покинуто, оставлено всеми. Только лес окружает старые могилы.

За невысокой каменной аркой входа начинаются древние захоронения. Среди старых и молодых деревьев разбросаны сотни, а может быть и тысячи иссеченных временем надгробий. Одни расколоты, другие полувросли в землю, многие покрыты зеленым мхом, есть и целые каменные изваяния. Чаще всего встречаются надгробия в форме седла, но есть и покосившиеся обелиски, и прямоугольные плиты. На всех когда-то были высечены надписи, но вряд ли кто-то сможет их сегодня прочитать, в большинстве своем их стерло время, да и написаны они на древнем арамейском языке.

Загадочным кладбище становится еще и от того, что очень мало известно о тех, кого здесь хоронили. Ведь даже происхождение караимов до сих пор не уточнено. Ученые не сошлись во мнении по поводу того, когда тут появились первые захоронения, может в 13 веке, а может, и раньше.

Караимы почитали деревья, у них был культ священных дубов, поэтому на крымско-татарском языке кладбище называлось Балта Тиймэз — «топор не тронет», так как тут находилась священная роща, от которой сегодня осталось около десятка древних деревьев.

Сегодня важный исторический памятник Крыма находится в полном запустении, хотя туристы заходят сюда после экскурсии по городу Чуфут-кале, так же оставленному караимами.

Это кладбище представляет собой ценный историко-археологический комплекс и религиозную святыню крымских караимов. Здесь можно найти несколько тысяч надгробий (более 5000), на которых выдолблены эпитафии на древнееврейском языке. У караимов это язык являлся богослужебным. Многие из надгробий ушли под землю, большая часть разрушена, на некоторых уже растут довольно большие деревья.

На некоторых из надгробий можно обнаружить совсем древние даты, например первое тысячелетие нашей эры. Хотя, историки говорят, что это скорее всего фальсификация. Он считают достоверными лишь те надписи, которые относятся к 15 веку и более поздним историческим периодам.

В свое время эта долина была самым почитаемым местом захоронения караимов, которых везли сюда даже из городов, расположенных далеко за пределами полуострова. Сегодня на кладбище можно обнаружить всего около десятка старых как сама вечность дубов. Некоторые из них огромными темными силуэтами возвышаются над надгробиями, выкорчеванные и поверженные, создавая причудливые узоры изгибами своих исполинских корней. Раньше, это была дубовая роща. Поэтому кладбище называлось среди караимов Балта Тиймэз, что в переводе означает «топор не тронет». Для караимов дубы были священным деревом, их ни при каких обстоятельствах нельзя было рубить или вообще как-то вредить дереву.

Есть теория о том, что караимы верили в своеобразную связь между дубами Иософатовой долины и судьбой своего народа. Сейчас дубов около десяти – и караимов осталось около 2000….

Все надгробия расположены по направлению с севера к югу, хотя это довольно трудно различить, поскольку большинство из них уже давно лежат как придется.

Для изготовления надгробий использовался известняк. Формы надгробий не одинаковы, встречаются саркофаги, напоминающие гробы, плиты прямоугольной формы, обелиски и вертикальные стеллы. Наиболее часто встречаются седловидные надгробия с одним или двумя «рогами».

Окрестности Чуфут-Кале восхищают величественными скалами с вырубленными в них пещерами, удивляют подземными лабиринтами не так давно открытого колодца и вызывают лёгкий холодок на душе древними могилами на старинном караимском кладбище. Конечно же, любое кладбище не вызывает особо радостных эмоций, но оказавшись среди этого угрюмого места, раскинувшегося в Иосафатовой долине, невольно начинаешь верить в мистику и в то, что здесь по ночам могут бродить духи.

Кладбище очень древнее, здесь можно даже увидеть надгробия, датированные ещё 1 в.н.э. И если пещерный город кажется вечным, то здесь сильно заметно влияние времени. Путников, пришедших к этому караимскому некрополю, встречает полуразрушенная ограда и входная арка, за которой руины древней сторожки и полузаросшая лесом и засыпанная ветками аллея в это мрачноватое царство мёртвых.

Многие надгробия частично разрушились, иные — совсем уже скрылись под землёй, на некоторых почти затёрты надписи, хотя, встречаются и такие, что ещё не сдались натиску безжалостного времени. Здесь можно заметить надгробные плиты самых различных форм: и вертикальные обелиски, и обычные прямоугольные плиты, и похожие на склепы саркофаги. Есть на этом кладбище и кенотафы — условные захоронения, т.е. установленные памятники караимам, которые в силу каких-либо причин были захоронены в иных местах. На территории караимского кладбища, которое охватывает площадь в 4 га, располагается почти 5 тысяч надгробий.

Ныне запущенное, полуразрушенное, поросшее кустарниками и травой древнее караимское кладбище когда-то было особо почитаемым караимами местом. Сюда привозили умерших караимов, живших даже за пределами Крыма. Сегодня здесь виднеются немногочисленные дубы – всё, что осталось от священной дубовой рощи караимов. Дуб был для них священным деревом, да и сами караимы называли свой некрополь «Балта Тиймэз» («топор не затронет»). Говорят, караимы верили в свою священную связь с этими деревьями. Странно, но сейчас в роще почти не осталось тех величественных дубов. Почти не осталось в мире и представителей этого народа. Может, и впрямь есть в этом какая-то связь?

Даже не смотря на то, что здесь часто бывают туристы, создаётся такое впечатление, что место это заброшенное и всеми забытое, словно затерянное во времени и пространстве.
Необычная тишина, поросшие мхом полуразрушенные надгробные плиты – всё это навевает даже не грусть, а некий мрак, создавая атмосферу угнетающего настроения. Поговаривают, что многие испытывают ощущение необъяснимого страха, даже не зная ещё, что приближаются к территории караимского кладбища.

Дойти до караимского кладбища можно, пройдя примерно полкилометра от Восточных ворот крепости Чуфут-Кале через Иосафатовую долину. Не смотря на то, что место это довольно мрачное, оно всё же привлекает к себе внимание любознательных туристов, ведь здесь можно долго ходить вдоль нагромождения плит и рассматривать таинственные надписи, которыми украшены эти многообразные надгробия.

Караимские кладбища (или сектора некрополей) имеются в десятках городов мира, в основном в Восточной Европе. Наибольшим из них является караимский некрополь "Балта Тиймез" близ Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) в Крыму. За немногими исключениями (в частности, в Литве м Польше) они находятся в удручающем запустении и разрухе. Чтобы попасть к кладбищу в близ Чуфут-Кале, необходимо выйти через ворота и по старинной дороге спуститься несколько сотен метров. Как гласят самодельные таблички, это родовое кладбище крымских караимов, где первые памятники датируются ПЕРВЫМ веком нашей эры.

На самом деле кладбище сильно страдает из-за своего расположения в верховьях долины - за века практически все памятники сползли со своих изначальных мест

И все же

Считанные памятники имеют надписи на русском

Несколько напоминает еврейские киркуты, но форма памятников иная. Хотя и типовая

Изнутри

Есть несколько свежих могил. Караимов осталось совсем мало ныне

Некрополис

Есть и подобия склепов

Выходим и спускаемся

Иногда на пути к Чуфут-Кале встречаются лестницы

Типовая торговая точка

Между зеленью время от времени появляются горы

"Стена памяти". Нет, не мемориал - место, где десятилетиями ковыряют надписи "здесь был Вася"

1959 год...Где эта Женя ныне, если есть...

На пути к Чуфут-Кале имеется и кладбище дервишей - мусульманское кладбище Газы-Мансур, захоронения на котором проводились с XV до XIX века. На этом старинном кладбище сохранилось немного средневековых надгробий, выточенных искусными мастерами из известняка. Но примечательно кладбище еще и тем, что когда-то на его месте находилось текие дервишей - монастырь мусульманских монахов, связанных с мусульманской общиной Чуфут-Кале.

По преданиям, текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. О личности Гази Мансура интересные сведения сообщает Эвлия Челеби:"Находится там большая гробница шейха Мансура из Медины. Это был один из благородных товарищей господина Пророка... Богобоязненный шейх Мансур умер потом во время битвы за этот замок Гевхекерман (Чуфут-Кале) и остался погребенным... Великолепная постройка, в которой он покоится, привлекает большие толпы паломников." От входа к месту захоронения ведет каменная, местами осыпавшаяся, лестница.

Место здесь действительно символичное, с точки зрения единства мировых религий. Эта скалистая лощина у подножия Чуфут-Кале стала прибежищем нескольких религий. У входа в ущелье на откосе известняковой горы прилепился, словно ласточкино гнездо, пещерный православный Успенский монастырь. На самой высокой точке горной гряды, по другую сторону ущелья, видны черепичные скаты двух старинных караимских кенас. И вот тенистый лес, где некогда располагался монастырь дервишей. Здесь, на поросших склонах, повсюду видны остатки монастырских построек - части ограды, камни, оставшиеся от его стен

Текие было уничтожено до основания именно в годы сталинских репрессий и депортации татар из Крыма. Сегодня на месте монастыря лишь разбросанные повсюду позеленевшие от времени каменные обломки, между которыми шныряют ящерицы — единственные обитатели этого места. Можно найти таблички со старинными письменами

Виден пол старинной постройки

Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды - аясма. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке дерева оставлял лоскуток от своей одежды, как бы просил Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления. Этот священный колодец был разрушен вместе с текие и завален камнями, оставшимися от монастырских построек. Несколько лет назад его очистили, достав с шестнадцатиметровой глубины все валуны.

Некоторые сохранившиеся здесь мусульманские надгробия датируются первой половиной XV в.

Не очень помню смысл повязывания цветных ленточек

И снова на туристической тропе-магистрали. Где-то к 16-17 торговцы уже сворачиваются

"Иудейская крепость"

Да, это, тут есть коровы. Монастырские. Не пугайтесь, если что:)

Данная путевая заметка посвящена поездке по окрестностям .

Это не путешествие, это скорее, как писали в советское время, маршрут выходного дня.

В Крыму огромное количество памятников седой старины. Каждая тропинка, отесанный камень в горах могут поведать нам о таврах, греках, римлянах и многих других народах обитавших здесь.

Одним из немногочисленных, но оставившим глубокий след в истории России и , являются караимы .

На восточной окраине Бахчисарая, над неприступными обрывами и за стенами находится древняя

крепость-городище Чуфут-Кале .

Первое укрепление здесь, как считают историки, было основано в раннем средневековье при . Но христианских памятников той эпохи уже не осталось. Когда золотоордынцы в XIII веке впервые напали на Крым, укрепление они назвали довольно странно "Кырк-Ор" - сорок укреплений. Тогда же в этих местах поселились караимы.

Мы его описывали в репортаже . Эту поездку специально приурочили ко дню осеннего равноденствия, когда свершается маленькое чудо. При восходе солнца сквозь окно в гроте (маленькая светлая точка на противоположном склоне) первый луч падает на менгир (рукотворный камень на переднем плане).

Подъем в потемках, фотоаппараты и горячий чай в руках.

Всё готово к съёмке.

Однако какой пассаж - в последний момент тучка закрывает Солнце. Обидно. Но ведь это не последняя поездка?

Похожие публикации