Обо всем на свете

Право на хиджабы в школах требует выполнения ряда условий. Ольга Васильева: «Хиджабу не должно быть места в школе

МОСКВА, 11 февраля. Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить хиджаб в школах. Как сообщает РБК , таким образом, были отклонены жалобы семи родителей из Мордовии, которые требовали признать частично незаконным постановление правительства республики, запретившее в мае прошлого года посещать школы в головных уборах и демонстрировать религиозную атрибутику.

По словам заявтелей, это правило было введено, чтобы не допустить религиозную дискриминацию, на практике же получилось ровно наоборот. Их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее обучение, а лругим - перейти в другие школы. Осенью прошлого года все заявители обратились в Верховный суд Мордовии, где попросили отменить спорное постановление, но получили отказ. После этого они подали жалобу в Верховный суд страны.

На заседании Верховного суда адвокаты заявителей отметили, что правительство республики Мордовия не имело право выносить такое постановление, так как оно ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования. Заявители напомнили, что в Мордовии существует более 60 традиционных татарских сел, которые очень болезненно восприняли введение этого запрета. "В 2003 году Верховный суд же разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках", - заметили адвокаты. Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия - это светское государство. А запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других. "Норма установлена для всех, вне зависимости от их веры" - добавила она.

28 октября прошлого года Верховный суд Мордовии признал законным пункт о запрете религиозных атрибутов и головных уборов в типовых требованиях к школьной одежде обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях региона. Требования к единому облику одежды были утверждены постановлением правительства республики 12 мая.

В начале февраля 2015 года глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попросил в открытом письме к президенту РФ Владимиру Путину защитить право мусульманок носить платки в образовательных учреждениях. Гайнутдин объясняет, что в современном трактовании потерялось истинное значение слова "хиджаб", которое на арабском означает "покрывало" и как предмет одежды несет в себе символ скромности и укрытости. В этой связи муфтий не видит причин для запрета традиционной одежды для девочек мусульманского вероисповедания при посещении ими общеобразовательных школ.

Позднее в Минобрнауки РФ заявили, что школьная одежда в России должна быть светской, а оснований для перемотра нормативной базы ведомство не видит.

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

1 февраля отмечается неофициальный Всемирный день хиджаба. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, власти реагируют на хиджабы, запрещая носить их в школах. Журналисты из Узбекистана, Татарстана и Таджикистана рассказали, как у них проходит подобная ограничительная кампания и как на нее реагирует население.

В Казахстане десятки родителей судятся с директорами школ. Они пытаются оспорить пункты внутреннего устава школ, а также пункт в приказе министра образования от 2016 года о единых требованиях к школьной форме. В то же время министр по делам религий и гражданского общества Казахстана, комментируя отказ некоторых родителей снимать с детей хиджабы, допустил мысль, что в стране могут быть построены частные школы для верующих.

Министр образования России в 2017 году публично высказалась против хиджабов в учебных заведениях. В то же время в Чечне, наоборот, приняли закон, закрепляющий право школьниц носить хиджаб во время учебы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его дочери не снимут хиджаб.

В Узбекистане и Таджикистане хиджаб в школах запрещен. В этих странах проводились рейды в общественных местах, когда женщин в хиджабах заставляли его снять.

На примерах из своих стран журналисты Хиромон Бакозода из Таджикистана, Алсу Курмашева из Татарстана и Сирожиддин Толибов из Узбекистана пытались разобраться, насколько оправданы опасения властей и стоит ли бояться хиджаба в школах.

Не спровоцирует ли запрет радикализм?

Главный вопрос, на который пытаются ответить журналисты во время дискуссии, - не станет ли запрет хиджабов бикфордовым шнуром для разжигания радикальных настроений в обществе?

Любые запреты вызывают радикальный всплеск и протестные настроения, - говорит журналист Хиромон Бакозода. - Нужно быть очень осторожными в принятии решений, касающихся запретов или предупредительных мер в борьбе с определенными явлениями. Нужна политическая мудрость. Об этом должны задумываться наши чиновники, которые принимают такие решения.

Ее коллега Алсу Курмашева вспоминает личную историю из школьных лет, когда одноклассница в советское время пришла в школу в красных колготках, учитель вызвал родителей, и девочке запретили появляться в школе в таких колготках. На следующий день в знак протеста все девочки в классе перекрасили белые колготки в красный цвет.

Запрет порождает только протестные настроения, - соглашается Курмашева.

Дискриминация в обмен на безопасность?

Сирожиддин Толибов говорит, что после серии взрывов в 1999 году в Ташкенте ношение хиджабов и бороды в общественных местах было официально запрещено.

Это был указ кабмина Узбекистана. В то же время в узбекской Конституции четко и ясно не сказано, что Узбекистан является светским государством, как в Таджикистане, - рассказал Толибов.

По его наблюдениям, нынешний президент страны Шавкат Мирзияев более лоялен к традиционному исламу и это сказывается в различных сферах. Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове.

Хиромон Бакозода отмечает, что власти Таджикистана при введении запрета на хиджаб в учебных заведениях мотивируют свое решение тем, что, если даже ущемляются права определенных групп в плане свободы религий, это всё делается ради безопасности в стране. И большая часть общества относится к запретительным мерам с пониманием.

О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и Руководитель сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.

Напомним, что в Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. Поводом стал вызвавший большой резонанс в обществе и в СМИ случай в одной из школ Ставропольского края, в которой учащейся мусульманке запретили посещать занятия в хиджабе. Как сообщило вчера агенство РИА Новости , президент России Владимир Путин также высказал свое мнение о ношении хиджабов в российских школах и предложил ввести для учащихся форму единого образца.

Иерей Андрей Постернак: В нашей стране нет традиции носить особую «конфессиональную» одежду

Директор традиционной гимназии, кандидат исторических наук, декан исторического факультета ПСТГУ иерей Андрей ПОСТЕРНАК, считает, что обсуждение в Думе ношения конфессиональной одежды в школах уведет дискуссию о российском образовании в сторону от настоящих проблем:

«Если бы я был директором светской школы, меня бы смутило появление в школе детей в хиджабах, ведь мы живем в исторически православной стране, а не в мусульманской. Вопрос обозначать или не обозначать свою конфессиональную принадлежность в школе, должен согласовываться с теми культурными традициями, которые существуют в стране. Если в стране нет традиции, носить определенную одежду, выдающую конфессиональную принадлежность, то может быть, и не стоит настаивать на ее изменении.

Проблема состоит в том, что об этом чаще всего рассуждают люди, которые никакого представления не имеют о том, что должно являться главным атрибутом вероисповедания, и что означает религия для человека. Сейчас аналогичный закон принят в Европе. Не удивительно, что и у нас эти законы обсуждаются и их готовы принять.

Это связано, с одной стороны с антиклирикализацией, а с другой стороны с всеобщей секуляризацией. Другой вопрос, что в наших условиях этот законопроект скорей всего не самое главное, по поводу чего сейчас следует ломать копья. Есть масса других вопросов, связанных с образованием и воспитанием, которые государство никак не решает. Я вообще не считаю, что это принципиальный вопрос, который надо решать на уровне Думы. Лучше было бы обсудить вопрос о воспитании молодежи».

Радик Амиров: Хиджаб – не показатель истинности веры
сотрудник РИА Новости, исполнительный секретарь Союза мусульманских журналистов Радик Амиров рассказал о своем отношении к проблеме:

«В московском метро в вагон заходит девушка в хиджабе – и тут же вокруг нее образуется громадное пространство. Люди сторонятся ее, косятся, многие выходят на следующей же станции. Это объективная картина. Российское общество не готово к полной «хиджабизации», будем откровенны.

Я – мусульманин. Например, мои дети ходят без хиджаба. Я не буду им это насаждать. Но они, повторюсь, – мусульмане. Они знают про ислам, они знают религиозные праздники, быт. Но в хиджаб я своих трех дочерей не «загоню». Решения все равно останутся за ними. Почему одни, ведя себя слишком вычурно (чего раньше и в помине не было) не понимают, что тем самым лишают себя возможностей: общения, карьеры, может быть даже учебы.

Мы живем в светской стране, где русских, а значит, православных, - большинство. Давайте учтем этот фактор. Очень важно не вызывать раздражения, не надо лишний раз подчеркнуто, по пижонски эпатажно говорить о своей религиозной принадлежности. Хиджаб – единственный способ «прописать» себя в мусульманстве?! Иных путей нет? Во время хаджа я видел, как богатые паломники покупали национальные арабские платки в дорогих супермаркетах, напяливали себе на голову и шли, не замечая ничего и никого: «У меня «арафатовка» от Giorgio Armani». Но при этом ни цента не давали нищим у этих супермаркетов. Спрашивается, твое мусульманство в этой куфие («арафатовке от Армани»?). Если ты истинный мусульманин, веришь в единого Бога, то, наверное, не нужно акцентировать свой образ жизни только атрибутами одежды. Разве только в хиджабах дело?! В таком случае, есть и обычные платки, которые носят в нашей стране на Северном Кавказе, в Поволжье и в Москве. Ведь главное не то, носить или не носить хиджаб. Главное не ходить с открытыми волосами. Проще, не опростоволоситься, как в народной пословице.

Конечно, для многих рьяных ревнителей веры было бы радостно, если в школах девушкам подросткам позволили ходить в хиджабе, но зачем же вызывать раздражение? Неужели не может быть компромиссов? Дело в том, что в нашей большой стране сложно увязать традиции религиозные, национальные и светские. Мусульмане, настроенные радикально, говорят: «Моя дочь не пойдет в школу, потому что там нельзя носить хиджаб». Им, по-моему, в таком случае надо найти для обучения какие-то специальные исламские религиозные школы. Возможности для этого есть».
Протоиерей Максим Первозванский: Самое мудрое – не выносить вопрос хиджабов на уровень парламента
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский связывает эту дискуссию с поиском национальной идентичности после интернационального «плавильного тигля» эпохи советской империи:

«Самым грамотным и мудрым было бы не выносить этот вопрос на уровень Госдумы. Советы школ наделены достаточными полномочиями, чтобы принимать такие решения самостоятельно. Уточню, не администрация школы в лице ее директора, а именно Совет школы, в который входят родители учеников. Так, сейчас этим органом самоуправления успешно решаются вопросы о том носить или не носить школьную форму, и какой она должна быть.

Вообще решение о том может или не может внешний вид учащихся обозначать их религиозную идентичность не является вопросом глобальным. Он, скорее, тактический вопрос. Дело в том, что любая большая многонациональная страна, а Россия - это многонациональная страна, нормально и стабильно существует только тогда, когда она устроена по типу империи. А империя существует только тогда, когда общие имперские ценности в глазах жителей империи превосходят ценности национальные. То есть, когда человеку важно быть татарином, узбеком или русским, но еще более важно быть россиянином. Такая страна является «плавильным тиглем наций». Таким был Советский Союз. Для советского человека более важным было «Достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза: смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза!». При этом этот гражданин мог быть русским, турком, чеченцем и кем угодно. Но проблема формирования такой идентичности в Советском Союзе была в насильственном характере ее насаждения. Поэтому, когда Советский Союз пошатнулся, и рухнул ореол святости империи, каждый человек начал искать для себя новую идентичность. На этой почве поражения и возросли национальные идентичности. То же самое можно сказать и про религиозные идентичности.

Хотя империя не модное слово, но многонациональное государство Российская Федерация существует не по принципу конфедерации. А раз не конфедерация, значит империя. Пусть это не модное слово и стало носить характер «тяжкого имперского наследия», но если из него убрать популистскую шумиху, то, безусловно, Российское государство существует по типу империи: с центрами, провинциями, префектурами. Империя – прекрасная форма существования государства, народы в нее входящие, живут спокойно, без локальных войн и конфликтов, пользуясь теми преимуществами, которые предоставляет общее государство (транспортная сеть, армия, беспошлинная торговля, образование и многое, многое другое).

В настоящий момент большинство «многонациональных» стран теряют наднациональную и надрелигиозную привлекательность. Мы видим это и в Испании и в Соединенном королевстве. Поэтому и поднимаются сейчас эти вопросы о допустимости публичного проявления религиозных или национальных идентичностей. И крайне важно государству в целом заботиться о значении наднациональных ценностей внутри страны. Тогда все будет работать. И ни у кого не возникнет вопроса, почему в школе тот или иной ребенок соблюдает пост, отказываясь от мяса, или, например, носит те или иные элементы религиозной одежды».

Помнится. во Франции ношение хиджабов в школах заперещено, и в некоторых других странах:

скрытый текст

Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Азербайджан, хоть и населены преимущественно мусульманами, запрещают носить хиджаб в государственных учреждениях, школах и университетах.

Впервые демонстративный отказ от хиджаба имел место в Египте в 1870-х годах. Первой мусульманской страной, которая официально запретила носить женщинам хиджаб, стала в 1925 Турция, однако в 2008 году запрет на ношение хиджаба был снят по причине того, что запрет на ношение мусульманских платков нарушает права и свободы граждан.

15 марта 2004 во Франции приняли закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях


А в России? Васильева утверждает, что запрещен хиджаб в школах, Кадыров утверждает - нет, не запрещен:

скрытый текст

Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал главу Минобрнауки Ольгу Васильеву за требование запретить хиджабы в российских школах. Об этом он написал в своем инстаграме.

По словам Кадырова, «платок - не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки». Он также добавил, что свобода совести и свобода вероисповедания гарантируются российской конституцией.

«Видимо, не все чиновники читали эту статью. Министр образования Ольга Васильева заявила: «Конституционный суд принял решение, что хиджабу, как подчеркивающему национальную принадлежность, не место в школе! Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом… И не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубокое личное убеждение». Но КС данный вопрос не рассматривал и решение по нему не принимал! Выводы, основанные на несуществующем решении, должны быть признаны ошибочными и вводящими граждан России в заблуждение», - написал он.

По его словам, Васильева вправе высказывать свое «личное убеждение», но оно не принимает силу закона. Он также выразил удивление тем, что министр «навязывает свое личное убеждение миллионам граждан».

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?» - написал глава Чечни.

Ранее глава Минобрнауки заявила, что школьницы не должны подчеркивать свое вероисповедание атрибутами.

Похожие публикации