Обо всем на свете

Чем опасен Карлос Кастанеда? Энциклопедия современной эзотерики Карлос кастанеда кто он

Умер Карлос Кастанеда... или, по крайней мере его личная история

Карлос Кастанеда, автор 11 книг, посвященных учению шаманов древней Мексики, 27 апреля умер в своем доме в Вествуде (Лос Анджелес) от рака печени; его тело было кремировано, а прах отправлен в Мексику - такова официальная информация. Сообщение об этом появилось в печати («Лос Анджелес Таймс», «Нью Йорк Таймс» и др.) 19 июня, т.е. спустя почти два месяца.

Что значит «умер»?

Самое первое, что мне хотелось бы сделать - это уточнить термин «умер».

В большинстве духовных традиций человек, достигший просветления (если говорить в терминах восточных традиций), сохраняет осознание после смерти, а его физическое тело остается в этом мире. Так произошло, например, с индийскими мастерами 20 века: Бабажди, Ошо Раджнишем, так умерли Будда, основатель Джайнизма Махавир, православный Сергий Радонежский. Однако в некоторых традициях такой ценный ресурс, как тело, на Земле не оставляют. В конце своего пути практикующий реализует Тело Света : он объявляет о том, что через семь дней умрет; его закрывают в комнате или палатке, а на восьмой день там обнаруживают только волосы и ногти. В традиции Дзогчен (в переводе означает «Великое Совершенство») Тело Света реализовали такие мастера, как Падмасамбхава и Вималамитра, в традиции Бон - Тапихрийца.

Многие традиции говорят о воплощениях, на могиле Раджниша написано: «Никогда не рождался, никогда не умирал. Только посетил эту планету Земля между 11.12.31 и 19.01.90». Не все люди могут достичь реализации за одну жизнь, тот же Раджниш помнил свое предыдущее воплощение, в котором ему не хватило трех дней до просветления.

Традиция Кастанеды перевоплощения не признает, равно как не признает и возможности сохранить осознание, оставив физическое тело умирать в этом мире. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает осознание в качестве «аванса» от безличной могущественной Силы, которую маги образно назвали Орлом . В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда приходит смерть, Орел забирает себе его осознание вместе с накопленным опытом и впечатлениями. Поэтому у каждого из нас только две возможности: либо мы умираем и Орел поглощает наше сознание, либо мы встаем на путь воина, чтобы иметь «кубический сантиметр шанса иметь шанс» достичь абсолютной свободы , или, другими словами, сгореть в огне изнутри . Так произошло с учителем Кастанеды, доном Хуаном Матусом, с его учителем, с учителем его учителя…

Дон Хуан говорил, что дальнейшая эволюция человека в биологическом теле уже невозможна. Согласно учению магов, обычный человек видит окружающий мир как твердые физические тела лишь потому, что его с детства учат интерпретировать подобным образом энергию, которую он воспринимает. Маги видят вселенную как множество светящихся энергетических волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой «светящиеся яйца», «коконы», через которые проходят энергетические волокна вселенной. В момент смерти маги преобразуют свое тело (которое, как и все в мире, является энергией) в энергию в чистом виде и становятся существами, не имеющими организма. Дон Хуан считал, что человек по своей природе является магическим существом, - существом, для которого главным является восприятие, и в восприятии человек может достичь необыкновенных глубин. Однако люди, выросшие и живущие в обществе, забыли о своем путешествии восприятия и просто движутся к дряхлости и смерти.

Кастанеда говорил: «Я хотел бы обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он (дон Хуан), но нет никакой гарантии». Если Карлос Кастанеда действительно умер, это означает лишь то, что он не смог реализовать свой «кубический сантиметр шанса». Для тех, кто практикует техники, описанные в книгах Кастанеды, ездит на семинары по тенсегрити (современная версия магических пассов, открытых шаманами древней Мексики), ничего не изменилось - каждый из нас может иметь шанс, но не может иметь гарантий.

Кстати, семинары продолжаются. Они проходили и после 27 апреля: 2 мая в Санта Монике (США), 23-24 мая в Мюнхене, 6 и 13 июня в США. Семинары будут проходить и дальше. Ближайший планируется в Лос Анджелесе с 31 июля по 2 августа, следующий - в ноябре.

Версия вторая

Данные неофициальных источников таковы. Кастанеда и две женщины-воина его магической группы: Тайша Абеляр (автор книги «Магический переход») и Флоринда Доннер-Грау (автор книг «Сон ведьмы», «Шабоно», «Жизнь в сновидении») - покинули этот мир, сохранив осознание. Об этом заявила одна из energy trackers (следователей энергии - так называют группу женщин-практикующих, которые демонстрируют тенсегрити на семинарах) на встрече с участниками семинаров. (Сообщений о смерти Тайши и Флоринды в прессе не было). Из четырех членов магической группы Кастанеды здесь осталась только Кэрол Тиггс.

Литературный агент Кастанеды Треси Крамер сообщил: «В соответствии с традицией шаманов его линии, Карлос Кастанеда покинул этот мир в полном осознании» (цитирую по «Лос Анджелес Таймс»).

Действительно, на семинаре 4 апреля присутствовали все трое женщин-воинов (Кастанеда не появлялся на семинарах уже больше года). 2 мая была одна Кэрол (про смерть Карлоса она не сказала ни слова). На мюнхенском семинаре в конце мая должны были быть Тайша и Флоринда, однако они не приехали, организаторы даже понизили стоимость семинара и возвращали участникам разницу. 6 и 13 июня также никого из четырех магов не было. (На семинарах я была лично, так что информация из первых рук.)

Великий мистификатор

Вполне возможно, что обе версии смерти Кастанеды фальшивые. Газеты отмечают, что обстоятельства смерти Карлоса также полны мистификаций, как и его жизнь. В свидетельстве о смерти написано, что он учитель в коле в Беверли Хиллз - но в списках школы он не значится.

Согласно сообщению, он был кремирован «at once» («мгновенно», «сразу же») - подозрительная спешка. Однако сообщения в прессе опоздали на два месяца, в качестве объяснения издания приводят слова Деборы Друз, «адвоката и друга» Карлоса Кастанеды: «Он не любил быть в центре внимания. Зная это, я не взяла на себя ответственность за выпуск официального сообщения для печати».

Официально, он умер от рака печени - но участники семинаров, видевшие Кастанеду в его любимом ресторане в Лос Анджелесе в феврале (т.е. за два месяца до смерти), сообщают, что он был похож на кого угодно, только не на человека, страдающего раком печени.

Фотография «Кастанеда в 1951 году» выглядит малореальной: во -первых мужчине на фотографии под сорок, а Кастанеде в 1951-м было не более 26; во -вторых я провела мини-опрос тех, кто видел Кастанеду - конечно, мы видели его в 1996 году, сходства все равно мало. Вообще, Кастанеда запрещал себя фотографировать и снимать на пленку: «Запись - это способ зафиксировать вас во времени. Единственное, чего не должен делать маг, - это становиться статичным, инертным. Статичный мир, статичная картинка - это противоположность мага».

В 1997 в Канаде вышла книга Маргарет Раньян Кастанеды - бывшей жены Карлоса, она описывает его как мастера мистификаций. Вот пример. Согласно анкетам Калифорнийского университета, Карлос родился 25.12.1931 в Бразилии, согласно иммиграционной карточке - 25.12.1925 в Перу. Эта противоречие в информации было найдено и впервые опубликовано журналистом в марте 1973 года. Но это только один факт. Согласно учению, маг свою личную историю стирает, так что можно не сомневаться - большую часть информации о Кастанеде мы не узнаем никогда.

Для чего магу нужны мистификации? Цель мага - уйти, сохранив осознание. А для этого маг должен не только иметь достаточно энергии, он должен быть свободным и текучим. Личная история, общественное внимание, так же как и чувство собственной значимости, - это то, что мешает: связывает, отнимает энергию. Почти на каждый семинар приезжают люди, которые очень скоро забывают о том, зачем они приехали, - о практиках, о совершенствовании себя и о бесконечности. И начинают собирать факты биографии Кастанеды и женщин его магической группы. Для участников это - непозволительная растрата времени и энергии, для магической группы Кастанеды - очередная попытка фиксации. Но маг не может быть фиксированным!

Приведу эпиграф к книге Кастанеды «Сказки о силе»: «Пять условий для одинокой птицы:

    Первое: до высшей точки она долетает

    Второе: по компании она не страдает даже таких птиц, как она

    Третье: клюв ее направлен в небо

    Четвертое: нет у нее окраски определенной

    Пятое: и поет она очень тихо.

Главный вопрос

А теперь мне хотелось бы задать вопрос. Может быть мы решаем не ту проблему? Умер Кастанеда, ушел Кастанеда или освободился от тяжести общественного внимания - что может дать нам обладание этой информацией? Как много копий сломано в обсуждении вопросов «был ли дон Хуан реальной личностью?», «не использовал ли Кастанеда труды других антропологов?», «реальны события его книг или это художественный вымысел?»! Но что и кому это дало?

Почему же мы продолжаем тратить на это время и энергию? Не потому ли, что обсуждать эти вещи намного привычнее и проще, чем задать себе (именно себе) главный вопрос: работают техники ли, описанные Карлосом Кастанедой? Ведь если задать себе этот вопрос, мы лицом к лицу столкнемся с тем фактом, что у нас мало времени и только один выбор: мы можем либо беспечно двигаться к собственной смерти, либо «бросить проклятую мелочность, которая свойственна людям, проживающим жизнь так, как если бы смерть никогда не тронет их».

Мой знакомый практикующий тенсегрити сказал: «Знаешь, для нас полезнее считать, что Кастанеда действительно умер. Становишься решительнее. Понимаешь, что ты один и ты должен мобилизовать все свои силы».

Действительно, «лучшее, на что мы способны, проявляется тогда, когда мы прижаты к стене».

Кастанеда говорил: «Намерение - это не рассуждения, это действие». Мастера традиции Дзогчен подчеркивают: «Речь идет не о философской доктрине, речь идет о практическом возвращении человека к его истиной природе». Есть много прекрасных сильных техник, описанных в разных традициях: молитва, медитация, йогические асаны… Почему же мы игнорируем их, либо превращаем в формальность, выполняя которую, мы никуда не движемся, не меняемся?!

Я позволю себе закончить словами Кастанеды, сказанными на одном из семинаров: «Мы все столкнемся лицом к лицу с бесконечностью, хотим мы того или нет. Почему же делать это, когда мы слабы и дряхлы, в момент смерти? Почему не тогда, когда мы сильны? Почему не сейчас?»

Имя: Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda)

Возраст: 72 года

Место рождения: Сан-Паулу, Перу

Место смерти: Лос-Анджелес, Калифорния, США

Деятельность: Доктор философии по антропологии

Семейное положение: был женат

Карлос Кастанеда - биография

Писатель, духовидец, ученый, шарлатан, бизнесмен... Все это можно сказать про Карлоса Кастанеду, и все это будет истиной. Впрочем, далеко не всей.

О его жизни известно очень мало, а то, что известно - недостоверно. Ведь его учение включает в себя «стирание памяти»: воин должен говорить о себе как можно меньше правды. Поэтому биография «большого лгуна и верного друга» (так назвал Кастанеду его знакомый Жозе Бракамонте) весьма противоречива. Даже на многих «его» фотографиях изображен однофамилец, не имеющий к Карлосу никакого отношения. Изложенная ниже история -разрозненные кусочки мозаики, собранные в единую картину. Но кто поручится, что их нельзя сложить иначе?..

Карлос Кастанеда - Туманное начало

Дон Хуан Матус: «Все пути одинаковы: они ведут в никуда».

Место и время появления Кастанеды на свет теряются в тумане. Он родился в Перу, Бразилии или Аргентине, а дата рождения «плавает» между 1925 и 1946 годами. Его отец был преуспевающим дельцом, мать рано ушла из жизни. Самой большой радостью в жизни маленького Карлоса/ были причудливые рассказы дедушки-итальянца. Возможно, именно эти чудесные истории определили судьбу писателя-мистика. Через десятки лет в одной из своих книг он скажет «прощай» духу любимого родственника...

Повзрослев, юноша отправился учиться в США. По «официальной» версии тогда ему было 15 лет, скептики же переносят событие на десять лет вперед и намекают на скандал с внебрачным ребенком,заставивший его бежать. За границей молодой человек с головой окунулся в науку.

Круг его интересов необычайно широк - философия, психология, искусство. Он опубликовал в журналах несколько своих стихотворений, ради заработка писал картины на заказ. Женился на Маргарет Раньян, у них родился сын. Через десятки лет Маргарет издаст первую биографию Кастанеды, но сам он будет отрицать факт супружества с ней.

Учение Дона Хуана

Дон Хуан Матус: «И я осознал, что жизнь, которую я вел, не стоит того, чтобы жить. Поэтому я изменил ее».

Поворотным моментом стала полевая практика Кастанеды в Калифорнийском институте. Изучая шаманские обряды, молодой ученый встретил индейца из племени яки - брухо (колдуна) Хуана Матуса. Старик пригласил Карлоса в свою хижину; так началась история, которая позже стала первой книгой Кастанеды. Пытавшийся оставаться сторонним наблюдателем, антрополог все сильнее втягивался в учение дона Хуана. Сознание западного человека отвергало мистику, и для его «расширения» ученик брухо употреблял пейотль - вид кактуса, содержащий галлюциноген мескалин.

Кастанеда всегда настаивал на реальности изложенных в его книгах событий - дескать, европеец не сумел бы придумать такого персонажа, как дон Хуан. Скептики же находили в них несоответствия известным антропологическим фактам об индейцах. Сам автор лишь добавлял тумана, выступая с противоречивыми заявлениями. Существовал на самом деле старый брухо или нет, дон Хуан стал литературным альтер эго Карлоса Кастанеды.

К 1965 году из-за денежных проблем Кастанеде пришлось оставить занятия. Тогда он взялся за собранные для дипломной работы полевые заметки. Из них получился роман. Но лишь спустя три года после многих исправлений он был опубликован университетом. И сразу -грандиозный успех. Новые тиражи печатались уже в самых престижных издательствах США. К бедному ученому пришла слава - письма от поклонников, организованные литературными агентами встречи...

Последние оказались потрясением для фанатов. Читавшие «Двери восприятия» Хаксли и боготворившие Тимоти Лири хиппи ожидали увидеть соответствующего их кругу автора: босые ноги, копна волос, туманный взор... Вместо этого перед ними представал приземистый и зажатый ученый в строгом сером костюме.

Вскоре увидели свет еще две книги: «Отдельная реальность» и «Путешествие в Икстлан». В основе последней - диссертация, которая в 1973 году принесла Кастанеде ученую степень по антропологии. Критика не умолкала, однако услышать ее становилось все труднее: популярность на-гвализма - мистического учения дона Хуана - росла. И тут Кастанеда совершил один из тех резких разворотов, которыми была так богата его жизнь: навсегда удалился от научной деятельности.

Нагваль Дон Карлос

Дон Хуан Ма-тус: «Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение».

Неподалеку от Лос-Анджелеса Кастанеда приобрел особняк, который стал его постоянной резиденцией. В его жизни появилось множество женщин. Первыми из них стали бывшие ученицы «сгоревшего во внутреннем пламени» дона Хуана, про которого Карлос утверждал, что тот не умер, а перешел на иной уровень существования. Теперь Кастанеда сам стал лидером «партии воинов нагваля», «тольтеков» - магов, чьи традиции якобы исходят от древних индейских мудрецов. В сообщество принимали и новых участниц: недостатка в желающих не было. По примеру своего учителя они «стирали биографию» - меняли имена, разрывали отношения с семьями.

Никто в точности не знает, что происходило за стенами его дома. Одна из подопечных мистика, Эмма Уоллес, впоследствии напишет книгу «Ученица мага. Моя жизнь с Карлосом Кастанедой». В ней она опишет жизнь в общине колдунов как нечто среднее между тоталитарной сектой, гаремом и группой психоанализа. Однако множащиеся слухи лишь повышали интерес к Кастанеде. Именно в годы «затворничества» вокруг него сложился настоящий культ. Встречи с ним искали Шон Коннери и Клинт Иствуд .

Сам Федерико Феллини загорелся идеей экранизации «Путешествия в Икстлан», но дон Карлос отказался даже встречаться с великим режиссером.

Огонь изнутри

Дон Хуан Матус: «Смерть - это вызов для нас. Мы все рождены, чтобы принять этот вызов».

Спад популярности происходил постепенно, с общим угасанием контркультуры «детей цветов». Кастанеда по-прежнему выпускал одну книгу за другой, но ажиотажа они более не вызвали. Поток критики тоже мельчал -дурной знак...Тихий период завершился в 1992 году - и очень громко: Кастанеда объявил о создании корпорации Cleargreen. Теперь его целью стало обучение магическим пассам как можно большего количества людей. Разумеется, не бесплатно. Изменилась даже терминология - «магия» превратилась в «шаманизм».

Были запущены циклы семинаров, лекций, тренингов. Бизнес шел прекрасно: компания быстро набирала капитал, а мир снова заговорил о Кастанеде. Отныне публика связывала его не с хиппи, а с вполне встроенным в систему квазирелигиозным движением «Нью Эйдж» («Новая эра»). Некоторые недоумевали: почему, сакральные практики превратились в товар? Кастанеда успокаивал: дескать, так захотел «воскресший» в очередной раз дон Хуан.

Согласно нагвализму, маг в конце своей жизни должен «сгореть в огне изнутри», чтобы переродиться в трансцендентном мире. В «Сказках о силе» дон Хуан прыгает в пропасть и уже не возвращается. Кастанеда сомневался в том, что ему удастся повторить путь своего учителя: он много и тяжело болел. Среди членов его группы все чаще возникали разговоры о ритуальном самоубийстве...

27 апреля 1998 года Карлос Кастанеда умер от рака желудка, его тело кремировали. В завещании он отписал все имущество корпорации Cleargreen. Через некоторое время ее руководство сделало заявление, что Кастанеда не умер, а перешел в иное энергетическое состояние. Каста-неда-младший подал иск о подделке завещания -безуспешно. Путь мага завершился вполне земными раздорами.

Сразу после дона Карлоса бесследно исчезли женщины из его «группы нагваля». В 2003 году в мексиканской пустыне нашли обглоданные животными человеческие останки. Экспертиза ДНК показала, что одной из погибших была ученица Кастанеды.

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда (исп. Carlos César Salvador Araña Castaneda). Родился 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935) года в Кахамарке, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) - умер 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе (США). Американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения.

Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков, - «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как художественную литературу.

Поскольку под влиянием дона Хуана Карлос Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно в данном случае найти источник, которому можно полностью доверять.

Существует несколько видов источников сведений о Карлосе Кастанеде:

во-первых, естественный источник - это те сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью;
во-вторых, это информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых прямо или косвенно утверждали, что почерпнули сведения из задокументированных источников;
в-третьих, сами документы (реально существующие либо вымышленные);
в-четвёртых, субъективные воспоминания лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его.

Необходимо отметить и позицию Карлоса Кастанеды, который долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти.

Другая характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, - запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике дона Хуана, человек знания (то есть Воин, или маг, в его терминологии) не может позволить себе фиксацию самого себя, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его учения - это изменения, «текучесть».

Одним из традиционно спорных моментов биографии Карлоса Кастанеды можно считать дату его рождения. 1925 - такой год рождения предложил журнал «Тайм» (март 1973). По словам Кастанеды, он вначале не хотел давать интервью такому крупному изданию, как «Тайм», но его уговорил дон Хуан, посчитавший подобное действие целесообразным. Кастанеда высказывал недовольство по поводу сведений, опубликованных в этом номере. 1931, который предлагается в качестве вероятного года рождения в некоторых статьях. Сам Кастанеда в некоторых интервью называл датой своего рождения 25 декабря 1935, а местом рождения - деревню Juquery (с 1948 - Mairiporã) «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии».

Место рождения тоже вызывает вопросы: известна версия, что Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу в городе Кахамарка. Карлос Кастанеда с иронией прокомментировал сведения о своём перуанском происхождении, что они, вероятно, вызваны сильным желанием во что бы то ни стало обнаружить в нём «индейскую кровь». В пользу «бразильской» версии может говорить и то, что Кастанеда свободно изъяснялся по-португальски.

Согласно Карлосу Кастанеде, первоначально его звали Карлос Аранья (Carlos Aranha; порт. aranha - паук) (впоследствии в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери - Кастанеда, а не отца - Арана). Он родился в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу, Бразилия. На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал как быстрое совокупление «за дверью» (что дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды охарактеризовывал как «скучное совокупление»). Его передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось двадцать пять. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

Когда ему было примерно 10-12 лет, Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес. В год пятнадцатилетия (1951) его отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско, в которой он жил, пока не закончил обучение в школе (Hollywood High School). Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось и вскоре он вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии в City College в Лос-Анджелесе. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. «Их было примерно четыре тысячи, и при прослушивании жалоб и рыданий я обнаружил, что в них отражаются и все мои страхи и страдания».

1959 становится годом получения им гражданства США. При заполнении документов он берёт имя Карлос Кастанеда. Он принимает решение записаться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и примерно через два года завершает обучение по специальности антропология.

В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает брак с Маргарет Раньян, но в июле того же года они расходятся. Официально же развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.

Карлос Кастанеда остаётся при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года. В 1968 году он получает степень магистра за работу «Учение дона Хуана» (1968), а в 1973 - степень доктора философии по антропологии за свою третью книгу - «Путешествие в Икстлан» (1972).

В марте 1973 года журнал «Тайм» публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде. Впоследствии Кастанеда опровергал напечатанные в ней сведения, предполагая, что неверная, с его точки зрения, информация была дана в погоне за сенсацией. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сесар Аранья Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу.

По утверждению «Тайм», отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Аранья Бурунгарай, а мать, Сусана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя - плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки, а затем в 1948 вместе с семьёй переехал в Лиму. Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно по причине авторитетности журнала «Тайм» на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями.

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь.

Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейот, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела». Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан.

Согласно книгам Кастанеды, «магия» толтеков заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия в учении толтеков не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» - достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Существует мнение, что как и всё на «бренной земле», это просто взгляд с другой точки зрения (взгляд на предназначение человека). Т.о. «спасение души» описывается другими словами, возможно, более точными. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм», которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Мнение других учёных отличалось: они считали, что Кастанеда должен сперва накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона, США, и штат Сонора, Мексика, а результатом многолетней работы - книга «Учение дона Хуана» и знакомство с Хуаном Матусом.

Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе, Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправился к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходил у него обучение. Осенью 1965, в связи с психологическим стрессом, Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес. В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало первую книгу, «Учение дона Хуана», благодаря которой год спустя он получил степень магистра. Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора. Её многомиллионные тиражи сделали Кастанеду миллионером.

В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получает докторскую степень. В данной работе смещаются акценты с использования «растений силы» на учение шамана по повышению осознания, называемое им «магией», или «Путём воина». Постепенно Карлос Кастанеда окутывает свою личность туманом. Уменьшается число интервью, начинается этап «стирания личной истории». В 1974 году вышла последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном, - «Сказки о силе», в которой, как выяснилось в последующее время, дон Хуан уходит из этого мира, или «сгорает в огне изнутри». В последующих книгах Карлос Кастанеда работает со своими воспоминаниями с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса.

В период с 1977 по 1997 вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда практически полностью отре́зал себя от общества, сложив заботы о социальном контакте на посредников. В этот период и до конца жизни, будучи продолжателем шаманской линии дона Хуана, он вёл активную магическую практику согласно учению дона Хуана вместе со своей группой. В состав группы входили Флоринда Доннер-Грау (Florinda Donner-Grau), Тайша Абеляр (Taisha Abelar), Кэрол Тиггс, Патрисия Партин (Patricia Partin, она же «Синий разведчик») и ещё несколько человек. С начала 1990-х годов начал вести более открытый образ жизни, читать лекции в Калифорнийском университете, обучать сначала бесплатно - небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.

16 июня 1995 года основал свою издательскую организацию «Cleargreen» для распространения тенсегрити, в качестве места для встреч и лекций и для других задач.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды - «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая суммирует наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити».

Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998. Официальная причина смерти - рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня.

В настоящее время ученики продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсегрити по всему миру, в том числе и в России.

Учение дона Хуана:

В своих книгах Карлос Кастанеда описывает обучение у Хуана Матуса - мага, представителя древнего шаманского знания. Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, однако его идеи завоевали множество последователей по всему миру. Дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Кастанеда считал, что дон Хуан описал тип познавательной системы, незнакомый европейцу, обычно ориентирующемуся на что-то «априорно» существующее (на свои представления о том, как мир должен быть устроен, жёстко сформировавшиеся под давлением социализации).

Согласно Кастанеде, дон Хуан преподавал своим ученикам особый образ жизни, имеющий название Пути воина, или Пути знания. В качестве основной предпосылки Пути воина дон Хуан утверждал, что люди (как и другие живые существа) - «восприниматели» (исп. perceptor); данный термин имеет более активное значение, чем термин «воспринимающий» (англ. perceiver). Человек, по его концепции, не пассивно воспринимает уже готовую картину внешней и внутренней среды, но его восприятие активно интерпретирует энергетические сигналы, которыми полна вселенная, конструируя модель мира (принимаемую обычно за сам мир). Весь мир представляет собой чистую энергию, из которой восприятие создаёт описание мира. Подразумевается, что, каким бы адекватным ни было человеческое знание, оно ограничено.

Область воспринимаемого и осознаваемого, обычно известная человеческому вниманию, - тональ - достаточно узка и не отражает всевозможных аспектов вселенной - нагваля, то есть тональ как стереотипный мир человека есть лишь мизерная часть непостижимого нагваля. Однако способность к восприятию, по мнению дона Хуана, можно улучшить, следуя Пути воина - практической системе, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение «бесконечного осознания». Способность воспринимать энергетические поля называется видением, а необходимым условием для него является соответствующее намерение.

В создании картины мира, по дону Хуану, ведущую роль играет положение точки сборки - особого (ограниченного) места энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить. Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания:

Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки.
Второе внимание соответствует вниманию, настроенному на восприятие различных миров; точка сборки может принимать множество положений.
Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей.

По словам дона Хуана, необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога, отвечающего за фиксированные конструкции восприятия, в повседневной жизни. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на Пути воина для человека являются сталкинг и искусство сновидения.

Карлос Кастанеда – один из самых популярных авторов эзотериков. Его имя навевает картину, в которой возле костра сидит шаман и слушает волчий вой. Книги автора понятны не всем, возможно, именно в этой загадочности и стиле автора вся прелесть. Рассмотрим подробнее биографию Карлоса Кастанеды.

Личность автора

Кто такой Карлос Кастанеда, правда или вымысел? Википедия и другие источники информации намекают, что он все-таки существовал в реальности, только эта реальность была непривычной для других людей. Необычна дата рождения писателя – она приходится на католическое Рождество. Будущий эзотерик родился 25 декабря 1925г в Перу. Но, не обошлось в его биографии без противоречивых данных.

Исследователи биографии писателя и мистика говорят, что в документах написано имя Карлос Аранья, а фамилия, принесшая ему известность, принадлежит его матери. Карлос был известен как писатель, еще за ним закрепилась слава исследователя индейской магии. В своих книгах он делился с читателями о том, как расширить восприятие и об инструментах познания Вселенной. Загадкой является даже дата смерти мистика. Официально ей считается 27 апреля 1998, но мир узнал о потере только 18 июня.

Детство и юность

Как у любого отшельника, пришедшего в эзотерику, у Карлоса Кастанеды была трудная судьба. Автор рассказывал, что его родители были не бедными, но совсем молодыми. Отцу было 17 лет, а матери – 15, когда у них появился маленький сын. Мальчика передали на воспитание к тетке, но та умерла, когда ему исполнилось шесть. Юный Карлос часто был наказан за нарушение школьных правил и попадание в плохую компанию. В десятилетнем возрасте мальчик отправился в путешествие, закончив его в интернате Буэнос-Айреса. Когда ему исполнилось пятнадцать, отправился в семью приемных родителей, живших в Сан-Франциско. Парень обучался в Hollywood High School, а после окончания переехал в Милан. Молодой человек стал студентом Академии Изящных Искусств Брера, но не обнаружил в себе способности к рисованию и вернулся в Калифорнию.

Карлос начал проявлять интерес к журналистике, литературе и психологии. На протяжении четырех лет он ходил в City College, находившийся в Лос-Анджелесе и обеспечивать свое содержание тяжелой работой. Однажды он стал помощником психоаналитика и должен был упорядочивать записи. Получив гражданство США, молодой человек стал студентом факультета антропологии.


Журнал Time настаивал, что писатель родился на севере Перу в городе Кахамаркае. Также издание приводит данные, согласно которым, Кастанеда был студентом колледжа святой Девы Марии, а после поступил в национальную школу изящных искусств, расположенную в Перу.

Творческая деятельность писателя

Кастанеда писал работы о лекарственных растениях, используемых племенами северо-американских индейцев, в одной из командировок познакомился с Хуаном Мантусом. Знания, полученные в процессе общения с ним, автор использовал в своих книгах. Хуан владел шаманскими практиками, которые научный мир не готов был принять. У Кастанеды появились последователи, которые и сегодня продолжают следовать его идеям. В книгах автор представил новое устройство мира, чуждое для европейцев. Ученики дона Хуана жили по правилам, называемым Путем война.

По утверждению шамана, люди и все живое на земле воспринимает не объекты, а энергетические сигналы. Принимая их, организм и мозг создают собственную модель мироустройства. Любые знания – ограничены, и все познать невозможно. Человек воспринимает тональ – малую часть из всей информации в пространстве. Нагваль – часть, содержащая все части жизни Вселенной. Человек сосредотачивает максимум внимания, остановив внутренний диалог. В 1968 вышла книга «Отдельная реальность». После выхода «Путешествия в Икстлан» карьера Карлоса пошла вверх. За двадцать лет он создал восемь книг.


Поздние годы и смерть

Попытки Карлоса постичь магию удалили его от общества до начала девяностых годов. Он стал преподавателем Калифорнийского университета, позже он стал давать семинары на платной основе. Незадолго до смерти он опубликовал две работы: «Магические пассы» и «Колесо времени». Писателя убил рак печени, обычно такое заболевание бывает у тех, кто много употребляет алкоголь.

Об официальной жизни Карлоса Сезара Араны Сальвадора Кастанеды известно крайне мало. Но и то, что известно, переплетается с двусмысленностью и мистификациями, возникновению которых часто способствовал он сам. Точно неизвестны даже дата и место его рождения. По одной версии - записи в иммиграционных документах - он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой - 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.


Известно, что он учился в муниципальном колледже Сан-Франциско, прослушав там курсы по творческому письму и журналистике, затем поступил в 1955 г. в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и через семь лет стал бакалавром по антропологии. Преподавал в университете, был учителем в Беверли-Хиллз. В одном из эпизодов он описывает, как ходил по престижным кинотеатрам Лос-Анджелеса со специальной карточкой своей подруги, дочери голливудского заправилы.


В 1968 г. к Кастанеде пришла известность. Ему было 37 или 43. Интегрировав в среду вольнодумной интеллигенции, он был полон сил и амбициозных устремлений. Его амбиции получили направление благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет он занимался «полевой работой», завершившейся, впрочем, не научным открытием, а совершенно необычным, новым для того времени романом “Учение Дона Хуана: Путь Знания индейцев Яки”. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К.Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге « Путешествие в Икстлан» (Journey to Ixtlan, 1972). Появление первых же книг « Учение дона Хуана» (The Teaching of Don Juan, 1968) и « Особая реальность» (A Separate Reality, 1971) сделало автора знаменитостью, а « Рассказы о силе» (Tales of Power, 1974) и « Второй круг силы» (The Second Ring of Power, 1977) также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии « Дар орла» (The Eagle"s Gift) была опубликована в 1981. Книги издавались миллионными тиражами, они были переведены на 17 языков, в том числе, и русский.


Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем «Карлос»), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса , якобы познавшего некое высшее откровение, и его помощника дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира, чтобы он мог видеть, думать и жить совершенно иначе, чем раньше. Учеба заключается в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий на фоне приема наркотических растительных снадобий, которые дает и рекомендует дон Хуан. В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчеркивает важность определенных физических упражнений, таких, как скашивание глаз для измененного видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности (что вполне закономерно для человека, превратившегося в наркомана). Критика всегда сомневалась в реальном существовании Дона Хуана, и не безосновательно. Кастанеда не предъявил миру ни одного доказательства существования своего Дон Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого доном Хуаном.


О личной жизни Карлоса Кастанеды известно, что он был женат. Развелся через полгода, хотя окончательно расстался с женой в 1973 г. Есть человек, называющий себя его сыном, Адриан Вашон (C. J. Castaneda), но так ли это в действительности - неясно. Умер Кастанеда в Вествуде (шт. Калифорния, США) от рака печени 27 апреля 1998 года. В последний период он вел «здоровый образ жизни»: он не только не употреблял алкоголя и наркотических препаратов, прославлению которых посвятил свое творчество, не только не курил, но даже не пил чая и кофе. Производители бестселлеров еще некоторое время эксплуатировали его “таинственный уход”, утверждая, что он “сгорел изнутри”, хотя он был обычным способом кремирован и останки были перевезены в Мексику. Кастанеда должен был остаться загадкой. Ведь на учении бессребреника Дон Хуана его автор оставил после себя прекрасно работающую индустрию с многомиллионным доходом. Его имущество после смерти было оценено в 1 млн. долларов (довольно скромно для автора, чьи книги разошлись общим тиражом около 8 миллионов на 17 языках). Все оно было отдано в учрежденный незадолго до его смерти Фонд Орла. Оценочный общий капитал фонда составлял 20 миллионов.

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании “Cleargreen”, которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всеостальное - не более чем предположения, если не сказать - домыслы. Кастанеда тщательно сохранял «тайну личности», практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом. Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих - пытаться ее реконструировать.


Карлос Сезар Арана Кастанеда (предположительно, таково его полное имя) родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. В 1951 году он эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей - Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за «полевыми материалами» для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени.


С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды - «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки», опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером - как и девять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез - «растаял подобно туману». Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом - как бы растворился в воздухе. Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.

(19267-199 8) - испанский антрополог, мыслитель эзотерической ориентации, автор ряда книг, посвященных изложению миропонимания мексиканского индейца яки Дона Хуана Матуса, одного из (согласно К.) Учителей человечества. Встреча К. и дона Хуана состоялась в 1960. Сочинения К.: «Разговоры с доном Хуаном» (1968), «Отделенная реальность» (1971), «Путешествие в Икстлан» (1972), «Сказка о силе» (1974), «Второе кольцо силы» (1977), «Дар орла» (1981), «Внутренний огонь» (1984), «Сила безмолвия» (1987), «Искусство сновидения» (1994), «Активная сторона бесконечности» (1995), «Тенсегрити: Магические пассы магов древней Мексики» (1996), «Колесо времени» (1998) и др. Творчество К. наглядно демонстрирует практически полное взаимное исключение подходов миропонимания мистика и эзотерика Дона Хуана, с одной стороны, и мировоззрения западного интеллектуала 20 ст. О последнем Дон Хуан говорит: «Та жизнь, которую вы ведете, - не жизнь совсем. Вы не знаете того счастья, которое проистекает из делания вещей осознанно». После первого расставания и воссоединения Учителя и ученика (т.е. К.) Дон Хуан постулирует необходимость своеобразного и нетрадиционного взгляда на мир с целью его постижения: «Ты испугался и удрал из-за того, что чувствуешь себя чертовски важным. Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Эксперименты К. на себе самом с психотропными растениями (прием галлюциногенов - пейота, дурмана Datura inoxia, гриба из семейства Psylocybe - был ошибочно принят К. за основную методику миропостижения у индейцев яки), а также совместные попытки постижения основ колдовства исполняли роль (в контексте имплицитного понимания ситуации Дон Хуаном) лишь средства для высвобождения из инертных мировоззренческих, категориально-понятийных, логистических, двумерных пространственно-временных и пр. тисков известного мира. («Ты считаешь себя слишком настоящим», - говорил Дон Хуан К.) Реальность самого К. и Дон Хуана суть мудрость, специфическая ценность и особая психотехническая установка, предполагающие и задающие значительное количество мыслимых, весьма условных интерпретаций. Несомненно более важными явились, в частности, техники видения и «остановки мира», которыми владел, согласно К., Дон Хуан. Видение у Дона Хуана не аналогично традиционалистскому смотрению. Последнее предполагает истолковывание, оно - процесс мышления, в границах которого мысли об объекте весомее, нежели истинное его видение. В процессе же смотрения индивидуальное «Я» замещается, вытесняется видимым объектом. Обретается свобода от ига каких бы то ни было предзаданных оценок, комментариев и пр. Мир, на который мы смотрим, по Дону Хуану, - это лишь одно из его возможных описаний. (В начале второго тома К. писал: «...В то время учение дон Хуана начало представлять собой серьезную угрозу моей «идее мира». Я стал терять уверенность, которую мы все имеем, в том, что реальность повседневной жизни является чем-то таким, что мы можем считать гарантированным и само собой разумеющимся».) Увидеть Это (объект в собственной безграничной ясности превосходящий любые обозначения себя) - и означает постижение его скрытой бытийности. Видение призвано заместить «думание» - дискретный поток мыслей индивида, инициируемых по поводу всего, чего угодно. Сравнения, по К., в таком контексте бессмысленны - все вещи равно важны и неважны: «... человек, вступивший на путь магии, постепенно начинает сознавать, что обычная жизнь навсегда оставлена позади, что знание в действительности - это пугало, что средства обычного мира больше не будут средствами для него и что он должен приспособиться к новому образу жизни, если собирается выжить... К тому времени, когда знание становится пугающим делом, человек также начинает осознавать, что смерть является незаменимым партнером, который сидит рядом с ним на одной циновке. Каждая капля знания, которая становится силой, имеет своей центральной силой смерть. Смерть делает завершающий мазок, а все, что трогается смертью, действительно становится силой... Но концентрация на смерти заставит любого из нас фокусироваться на самом себе, а это является снижением. Поэтому следующая вещь, которая необходима... - это отрешенность. Мысль о неминуемой смерти вместо того, чтобы стать препятствием, становится безразличием». «Человек действия», по Дону Хуану, живет действием, а не мыслями о действиях. Такой человек менее всего озабочен тем, что ему будет «думаться», когда действие прекратится. По дону Хуану, «человек идет к знанию так же, как он идет на войну, полностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью. Идти к знанию или идти на войну как-то иначе - ошибка, и тот, кто совершает ее, доживет до того, чтобы пожалеть о сделанных шагах...». Человек, созревший для «осуществления действий, не думая», - это человек знания, способный исполнить действие и исчезнуть, не обременяя себя мыслями о результатах. «Чтобы стать человеком знания, - отмечал Дон Хуан, - нужно быть воином. Нужно биться и не сдаваться, не жалуясь и не отступая до тех пор, пока не станешь видеть лишь для того, чтобы понять - ничто не имеет значения... Искусство воина - находить равновесие между ужасом от того, что ты человек, и восхищением от того, что ты человек». Главный смысл таких оценок в том, что помимо мира наших восприятий правомерно полагание иных возможных миров, признание плюрализма наличного бытия. Стремясь опровергнуть в третьем томе сочинения традиционные ценности индивида Запада (цельность и уникальность личности - наличие истории у «Я», самооценку, полагание насущной реальности как единственно возможной и пр.), Дон Хуан постулирует, что поскольку наша личная история - промысел других, постольку мы должны избавиться «от обволакивающих мыслей других людей». Дон Хуан у К. для изображения архитектоники мироздания вводит понятия «тональ» и «нагваль». «Тональ» - «регистратор» мира; все, что человек способен описать (любая вещь, для которой у человека находится слово, относима к «тональ»), мир, данный в языке, культуре, смотрении, делании. «Нагваль» (вечный, неизменный и спокойный) - актуально и потенциально неописуемое, истинный творец мироздания (а не его свидетель), доступный для обнаружения лишь в состоянии элиминации собственных умственных убеждений. Все «фрагменты» будущего «я» человека (телесные ощущения, чувства и мысли) до рождения индивида располагаются в нагвалеобразных «челноках», впоследствии их соединяет вместе «искра жизни». Родившись, человек сразу же теряет ощущение нагваля и погружается в ипостаси тоналя. В отличие от индуистского «Это», лежащего вне бытия людей, нагваль Дона Хуана может быть использован колдуном в своих целях, придавая человеку неизмеримые возможности. Смысл данного учения сводим, вероятнее всего, не к описаниям невероятных способностей «посвященных» людей. (Когда К., в 1968, попытался преподнести Дону Хуану первый том книги о Доне Хуане, тот отказался от подарка, заметив: «Ты знаешь, что мы делаем с бумагой в Мексике».) Дон Хуан у К. видит, что люди обманывают себя, давая имена миру, ожидая при этом, что он будет соответствовать их обозначениям, схемам и моделям; люди ошибаются, полагая, что человеческие действия конституируют мир, и что они и есть мир. «Мир - это загадка... Мир непостижим, а... мы все время стремимся открывать его тайны. Его же надо принимать таким, каков он есть - таинственным!». Эзотерический мир (у К. вполне «валентный» рядовому индивиду) диктует приобщающемуся неофиту собственные правила игры: по дону Хуану, «принимать ответственность за свои решения - означает, что человек готов умереть за них». Европеец, прячущийся за сакральный авторитет культурных традиций и мыслящий себя потенциально бессмертным, способен тем самым уходить от ответственности: согласно дону Хуану, «решения бессмертного человека могут быть изменены, о них можно сожалеть или подвергнуть их сомнению». Ожидание общественного признания заслуг, самоуважение как особые максимы - в пространстве эзотеризма утрачивают всякий смысл: по мысли дона Хуана, «ты так чертовски важен, что можешь позволить себе уйти, если вещи складываются не так, как тебе бы хотелось... Человек - только сумма личной силы. Эта сумма определяет, как он живет и умирает». Стремление К. не только изложить личный опыт контакта с репрезентантами эзотерической реальности, но и задать возможный универсальный язык ее описания наряду с перспективными моделями ее теоретических реконструкций - придает особо значимый эвристический статус его сочинениям.

Похожие публикации