«Конспект по русскому языку на тему: «Учимся писать письма. «Конспект по русскому языку на тему: «Учимся писать письма Почему обычные речные камешки помогли ирине выздороветь
Наш урок начнем с четверостишия. Давайте хором прочитаем его:
На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».
Итак, у нас урок развития речи. Сегодня мы с вами будем писать изложение.
Скажите что такое изложение? (письменный пересказ текста)
Ребята, сегодня я хочу предложить вам побывать в роли авторов. Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами? ( Нам нужно найти в тексте секретики и вслед за автором еще раз написать этот текст, рассуждая и действуя так же, как будто мы настоящие авторы.)
Итак, сегодня мы будем учиться у настоящего писателя, как надо создавать тексты.
Изложение называется «Речные камешки»
Я прочитаю текст. А вы внимательно слушайте и следите. (у каждого текст на парте)
Речные камешки
Иринка заболела. Мама уложила ее в постель, дала горькие лекарства. На улице светило солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.
А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что дочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет!
Вечером пришел доктор и спросил, как Иринка себя чувствует. Девочка улыбнулась – хорошо!
Мама благодарила доктора. А он сказал, что это все речные камешки. Они не хуже лекарства помогают.
Кто главный герой текста? (Иринка)
Что с ней случилось?
Чему она завидовала?
Как она узнала, что ребята заботятся о ней?
Что же помогло Иринке выздороветь?
Как об этом рассказывал доктор?
Что можно сказать о друзьях Иринки?
Какая тема рассказа? (речные камешки)
Какова главная мысль рассказа? (Что автор хотел донести до читателя?) – Речные камешки помогают выздороветь.
Какие типы речи вы знаете?
К какому типу речи относится наш текст? (повествование)
Ребята, что нам поможет написать изложение? (план)
Посмотрите внимательно на текст. Сколько частей в тексте? (4)
Почему вы так решили? (каждая часть начинается с красной строки)
Давайте прочитаем 1ую часть. Как мы можем коротко и четко озаглавить ее?
(аналогично все остальные части)
Иринка заболела
Мама дает девочке камешки
Девочке хорошо
Камешки не хуже лекарства
Ребята, а для чего нам нужен план? (Чтобы написать обо всем, ничего не пропустив и чтобы обо всем рассказать по - порядку)
Можно ли сейчас приступать к написанию текста?
Найдите в тексте восклицательные предложения. Какие чувства передаются этими предложениям? (радости, счастья, удовольствия)
Ребята, а какой тип этого текста? (повествование)
Почему? (в тексте повествование рассказывается о каком-то событии, случае.)
Каких частей речи много в таких текстах? (глаголов)
Найдите глаголы в тексте (Заболела, уложила…)
Чтобы грамотно написать давайте посмотрим, а какие слова нам встретятся в тексте?
Вставь букву. Как можно проверить? На какую орфограмму подобраны эти слова?
Грустно, чувствует, солнце – НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛ
речные, скучно, девочка – СОЧЕТАНИЕ ЧК, ЧН
раскрой скобки. Как будем писать эти слова? Почему?
не говорила, не заметила, (Не с глаголами)
уложила, х о рошо - Непроверяемые безударные гласные. Их нужно запомнить
лекарство(лекарь), светило (свет), речные (реки), говорила (говор) – Безударные гласные, проверяемые ударением
какие орфограммы встречаются в каждой группе?
Давайте еще раз перечитаем текст, чтобы смогли написать. (про себя)
А теперь открываем тетради. Записываем сегодняшнее число. Изложение. Речные камешки.
И начинаем работать.
Давайте проверим, что у нас получилось.
Вспомните, сколько раз мы должны проверить любой текст?
Любой текст мы должны проверять 3 раза
Посмотрите по каким критерия нужно редактировать (т.е. править) текст:
Раскрыта ли тема
Логичность (последовательность)
Язык текста
1)Чтобы понять раскрыта ли тема, я предлагаю вам ПАМЯТКУ №1
Прочитайте ее:
Все ли пункты плана раскрыты?
Полно ли раскрыт каждый пункт плана?
Нет ли лишнего содержания?
А теперь давайте послушаем…и посмотрим, последовательно ли написала письмо… А для этого давайте посмотрим ПАМЯТКУ №2
Нет ли пропусков частей?
Нет ли перестановок частей текста?
Есть ли вывод в конце работы?
Сейчас…прочитает нам свое изложение, а все остальные внимательно слушаем и оцениваем по памятке.
А теперь послушаем… и подумаем, за что можно похвалить автора. (какие интересные слова он подметил и не упустил в своей работе?)
Кто в своих работах нашел ошибки?
Что дает нам умение редактировать свой текст? (видим свои ошибки и исправляем их)
Ребята, очень важно находить в своих работах ошибки. И это не страшно, а наоборот. Человек, который видит и исправляет их – понимающий, толковый и умный. Таким образом он растет, развивается.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
РЕЧНЫЕ КАМЕШКИ
Иринка заболела. Мама уложила её в постель и давала горькие лекарства. Но девочка медленно выздоравливала.
На улице раздавались веселые голоса, светило солнце, а Иринка лежала в постели и думала: «Сейчас, наверно, все ребята на реке, собирают камешки, купаются, а про меня забыли».
Не знала Иринка, что с того дня, как она заболела, стали происходить странные вещи.
Каждый раз, когда мама доставала газету из почтового ящика, она находила там речные камешки.
«Все ребята озорники», - думала мама, а Иринке ничего не говорила.
Но сегодня мама увидела, что Иринке очень скучно, и решила отдать ей все камешки: пусть играет!
Когда Иринка заснула, мама взяла разноцветные камешки и положила их дочке на столик, возле кровати.
Вечером пришел доктор. Девочка не заметила доктора: она рассматривала камешки.
- Этот камешек с белыми полосочками - Ленькин, - тихо говорила Иринка, - самый хороший отдал... Это Юлин. Она нашла его у реки под лодкой... А вот этот хрусталик - наш общий. Мы им все играли.
Доктор спросил:
- Как чувствует себя Ириночка?
Иринка весело улыбнулась и сказала:
- Хорошо!
- Спасибо вам, доктор, - сказала мама. - Моя девочка поправляется.
А доктор лукаво посмотрел на Иринку и сказал:
- Это все речные камешки. Они, видно, не хуже лекарств помогают.
Может, это была шутка, а Может, и правда.
ШМЕЛЬ И МИША
Миша гулял в саду. Здесь в тени, на круглой клумбе, росли лилии: желтые и красные с темными крапинками.
Миша дотянулся до высокого цветка желтой лилии и сунул свой нос в самую чашечку цветка.
Миша и не заметил, как его нос стал желтым от цветочной пыльцы.
Потом он понюхал красную лилию, да так старательно, что даже лоб и щёки стали красными.
Понюхал Миша цветы и побежал рассказать маме, как хорошо пахнут лилии.
Мама сидела на скамейке под яблоней и зашивала Мишину тапку.
- Это что же у тебя за цветок между щёк вырос? - засмеялась мама. - Посмотри на себя. - И она дала Мише круглое зеркальце.
Вдруг над Мишей закружил большой мохнатый шмель: ж-ж-ж! ж-ж-ж!
Миша испугался, закрыл скорей нос руками.
- Уходи, шмель, уходи! Это мой нос, а не цветок!
Пожужжал шмель сердито и улетел прочь.
Рассмеялась мама и говорит:
- Догадался, видно, что хоть и красив твой нос, но ведь это не настоящий цветок, а так просто - какая-то разноцветная шишечка.
РОМАШКИ
С утра была солнечная погода.
Бабушка посадила Шурика на террасе, а сама ушла на кухню.
К завтраку Шурик получил яйцо вкрутую. Он разрезал его ножом пополам. И вдруг получились две ромашки: в серединке яйца желток, а по краям белок - как лепестки.
Обрадовался Шурик и побежал скорей к бабушке.
- Бабушка, посмотри, у меня в блюдце две ромашки выросли!
- Не может быть, - сказала бабушка. - Опять, наверно, балуешь?
- Не балую, не балую! - закричат Шурик и повел бабушку за собой.
Вышли Шурик и бабушка на террасу и видят: на столе большой, важный петух разгуливает. А на блюдце только крошки от яйца.
- Кш, кш! - прогнала бабушка петуха и спросила Шурика: - Где же твои ромашки? Показывай!
- Петух, наверно, съел, - огорченно сказал Шурик. Так бабушка и не увидела, как ромашки у Шурика на блюдце выросли.
НУ И ЧТО Ж, ЧТО СОБАКА...
Утро.
Тонконогая девочка Наташа побежала за водой. Топ-топ-топ по тропинке босыми ногами. В одной руке красное ведерко, в другой голубое.
- Ой! - споткнулась о толстый корень, ушиблась.
На одной ноге прыг-прыг, а вторая нога и зажила.
Вот и колодец. Навесила Наташа ведёрко на гвоздь под желобком и запела песенку.
И вдруг из-за колодца выглянул лохматый, страшный пёс. Посмотрел на девочку и зевнул, раскрыв огромную пасть. А там - зубы острые, белые, и красный язык виден.
- Ну... и что ж... что... собака... - сказала девочка и зажмурила от страха глаза.
А сама думает: «Не покажу и виду, что боюсь».
Долго стояла Наташа зажмурившись. Потом тихонько-тихонько открыла один глаз и увидела: пес- пошёл прочь от колодца, осторожно ступая по росистой траве.
Это, верно, чтоб лапы не замочить.
СТАРЫЙ ПОЛКАН
НОВОСЕЛЬЕ - ВСЕМ ВЕСЕЛЬЕ
Плотники построили дом.
Поставили его на большой, крепкий плот и потянули катером по реке.
Днем в воде отражались жёлтые бревенчатые стены. А по вечерам, когда приречные жители зажигали у себя свет, окна пловучего домика оставались темными. Там еще никто не жил.
Но вот на стоянке в домик залетела маленькая речная птичка трясогузка: на затылке черная бархатная шапочка, клюв шильцем, на тонких ножках живо прыгает.
Только не успела птичка устроиться хорошенько - приплыл дом в деревцо Разнежье. Здесь его давно ждал пасечник, дедушка» Игнат.
Дом у него от времени стал совсем старым. И вот за хорошую работу дедушке Игнату выстроили этот дом.
Дедушка Игнат взял с собой внучка Гришу и, радостный, заспешил на берег. За ним ребятишки гурьбой - всем хочется скорей на новый дом поглядеть.
А новый дом уже стоит у берега и покачивается на волне. Волна плещется, золотится от солнца.
- Ну, Гришутка, беги посмотри, как оно, наше новое жильё, - сказал дедушка Игнат и ладонью глаза прикрыл, видно, от яркого солнца.
Вбежал Гриша но пружинистым мосткам в дом, высунулся из окна, смеётся:
- Дедушка, а в нашем доме живут уже!
И тут все увидели птичку, которая вылетела из окна и впорхнула под крышу.
- В нашем новом доме всем хватит места, - сказал пасечник. - Пусть птичка живёт у нас. Вот и славно будет.
ПЕРВЫЙ ЛЕСОК
Стемнело. А Костя неё стоял на берегу реки. Он озяб, но ни за что не хотел уходить домой. На реке стало тихо и прохладно.
«У-у-у...» - далеко загудел пароход.
Очень обрадовался мальчик. Он по голосу узнал буксир «Буян». Ведь этот буксир тащил баржу, на которой работал Костин отец.
Вскоре буксир подошёл к пристани. Отец Кости сошёл по трапу, взял Костика на руки и отнёс к себе на баржу.
На каждой барже есть маленький домик. В нём живут люди, которые правят баржой.
В домике было тепло. В железной печке ярко горели берёзовые дрова. Шумел чайник. Отец дал Костику жареной рыбы и вареной картошки, от которой шел вкусный парок.
- Ну, сынок, кушай скорей - и спать. Завтра с утра в лес идем, - неожиданно сказал отец.
Костя недоверчиво посмотрел на него - ведь лес был очень далеко!
Засыпая, Костя слышал, как волны плескались о борт баржи.
Утром, чуть солнце засветило в окошко, Костя проснулся:
- Вставай, папа, скорее! Ты обещал, что утром в лес пойдем.
- Что ж, скорей так скорей, - сказал отец, - Открывай дверь и ступай в лес. Гуляй, сынок!
Костик распахнул дверь и вышел из домика. Перед ним, залитый солнцем, стоял целый лес молодых деревьев-саженцев!
Такой уж груз на этот раз привез Костин отец на барже.
Только гулять в этом лесу Костику долго не пришлось. Подъехали машины и стали увозить деревца.
А последний шофер весело крикнул Костику на прощанье:
- Не грусти, паренек, скоро и в наших местах зашумит настоящий лес!
ОГОНЬКИ НА ТОМ БЕРЕГУ
Отец Оли работал на другом берегу Волги.
Там из-под земли рабочие доставали белый камень. Из него строили дома, школы. Называлось это место карьер.
Если вечером за рекой горела целая цепочка огней - значит, у отца всё было хорошо. Отец работал на карьере электриком и следил, чтобы для тех, кто работает вечером, светили все лампочки.
И вдруг случилась беда: над Волгой пронеслась буря.
Нетер был такой сильный, что повалил деревья, унёс лодки, сорвал на реке маленькую пристань.
И огоньки на далёком карьере погасли: видно, буря спутала и порвала все провода.
Два дня отец не приходил с работы домой.
-Мама и Оля с тревогой смотрели на тот берег, но там было темно и грустно без огоньков.
- Сумеет ли папа зажечь все огоньки? Их так много! беспокоилась Оля.
А мама говорила:
- Если там работает наш папа, то огоньки будут гореть. И снова людям будет светло. Ведь наш отец хороший мастер.
На третий день, когда Оля уже ложилась спать, загудели сразу несколько пароходов.
Оля и мама подбежали к окну.
С того берега лучистыми звёздочками сверкали золотые огоньки.
Оле огоньки сказали:
«Всё в порядке! Пана справился с работой».
А маме огоньки сказали:
«Работа сделана. Ждите меня домой и приготовьте обед повкусней и погорячей!»
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь. Г. Мохначева
III.Проверка домашнего задания
IV.Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем учиться различать тексты разных типов, определять их признаки.
V.Орфографическая разминка . .
(В) этой узенькой к..ро..ке
Ты найдеш.. к..р..ндаш..,
Руч..ки, пер..я, скрепки, кнопки,
Что угодно для душ.. .
(Пенал.)
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.
Определите части речи.
Определите род, число, падеж имен существительных.
Сделайте звуко-буквенный анализ слова перья. ,
В каких словах не совпадает количество букв и звуков? Почему?
VI.Чистописание
п.. нал промокашка п..ртфелъ
Яна аккуратно сложила в портфель учебники, тетради, пенал и счетные палочки.
Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
VII.Словарный диктант «Что в пенале?»
Отгадай, что за вещица - Задумали ноги
Острый клювик, а не птица. Пойти по дороге,
Этим клювиком она Одна побежала бегом,
Сеет-сеет семена Вторая
Не на поле, не на грядке - На месте -
На листах твоей тетрадки. Кругом. (Циркуль.)
(Ручка) Если ей работу дашь -
Я люблю прямоту Зря трудился карандаш.
Я сама прямая. (Резинка.)
Сделать новую черту
Всем я помогаю Он признался ножу:
Что-нибудь без меня Без работы я лежу.
Начертить сумей-ка, Построгай меня, дружок,
Угадайте-ка, друзья, Чтобы я работать мог.
Кто же я? (Линейка.) (Карандаш.)
В белом поле по дороге У меня подруги-мастерицы,
Мчится конь мой одноногий Любят всласть они трудиться.
И на много-много лет Оттого легко так мне
Оставляет черный след. (Перо.) С ними сад садить на полотне,
Облака домой переносить,
Свою косичку без опаски Речку, море, неба синь,
Она обмакивает в краски. Но пора уже спросить:
Потом окрашенной косичкой Что же это?
В альбоме водит по страничке. Мастерицы все прекрасны!
(Кисточка.) У меня в коробке... краски.
Что общего имеют эти предметы? (Это школьные принадлежности.)
Как следует обращаться со школьными принадлежностями?
VIII. Работа с учебником
Вспомните:
*В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос: что случилось? как это было?
*В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопросы: какой? какая? какое?
*В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему?
1. Упр. 24, с. 17
Выполнение упражнения согласно вопросам учебника. Физкультминутка
2 .Упр. 25, с. 18.
Какие это тексты? Докажите.
Составьте и запишите план текста-повествования.
IX.Письмо по памяти -
Немало дела д..творе;
(В) густом л..су, в ш..роком поле,
(В) к..лхозе, (в) доме, (во) дв..ре,
А главное - за партой (в) школе.
С.Михалков
Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Объясните, как вы понимаете эти строки.
Подробное изложение «Речные камешки»
Речные камешки
Иринка заболела. Мама уложила ее в постель, дала горькие
лекарства. На улице светило солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.
А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет,
Вечером пришел доктор. Иринка даже не заметила его: рассматривает камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась -хорошо!