Обо всем на свете

Подлинные и мнимые. Электронное учебное пособие Двуединство человека обнаруживается с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества

«Человек и общество в философии» - Определение смысла слова «философия». Философия есть реализация полноты жизни человека. Везение - это удачи. Снисходительность. Три круга философии. Что такое философия. Никто из нас еще не родился бессмертным. Привычка - вторая натура. Результаты философской деятельности. Проснемся же, чтобы изобличить наши заблуждения.

«Идеалы и ценности» - Области науки. Грамотный человек. Остров духовных ценностей. Понятие конфликта ценностей. Идеал. Жадность. Ценности. Говорить неправду. Ответы. Нормы права. Добрый человек. Ценности и идеалы. Термины и понятия. Важнейшая ценность. Домашние животные. «Золотое» правило.

«Программа «Социокультурные истоки»» - Объединение содержания, воспитания и образования. Слышать слово. Семья. Слово и образ Отечества. Семь чудес России. Истоки дела и подвига. В поисках истины. Комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки». Приобщение к истокам родной культуры. Приобщение к истокам духовности. Цель. Концепция программы.

«Что такое счастье» - На день рождения своей маме я подписала открытку. Словарь В. Даля. Опрос среди родственников. Цель проекта – изучение понимания и значения слова «счастье». Объяснение толкового словаря. Ответы учеников. Трактовки понимания слова «счастье». Происхождение слова «счастье». Что такое счастье. Анализ понимания слова «счастье».

«В чем счастье человека» - Права каждой личности по Келли. Сюрприз. Что такое счастье. Понятие морального сознания. Упражнение «Наши эмоции». Нерациональные требования. Упражнение «Лестница счастья». Сам себе кузнец. Счастье-это горение. Джеймс Фоулер и Николас Кристакис. Можно ли стать еще счастливее. Гнев требует выхода. Что вам важнее.

«Мировоззрение» - Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. Что такое мировоззрение. Для всех народов нравственные основы человечества исконны и едины. О справедливости. О добре. Типы мировоззрений. Типы мировоззрения. Призыв к миру. Тесты «Нравственные ориентиры деятельности». Роль мировоззрения в деятельности человека.

Всего в теме 23 презентации

Ся на опыт предшествующих людей и на Разум Творца, содержащийся в его душе. Далее, мы часто говорим, что физический труд отличается от ум- ственного творчества. Здесь имеем в виду то, что при физическом тру- де затрачивается максимум физических усилий и минимум психичес- кой или умственной энергии. Физический труд направлен прежде все- го на создание материальных условий для жизни человеческого тела, которое должно питаться, одеваться, иметь жилище и т.д. При умствен- ном труде, наоборот, затрачивается максимум умственной энергия и минимум физической. Умственный труд есть создание новых мыслей и образов, которые воплощаются в словах – литература, поэзия, филосо- фия; в цветах и формах – архитектура, скульптура, живопись, в звуках – музыка, новых технических изобретениях. Умственный труд и есть твор- чество по преимуществу, если при этом мы исключим такие его виды как труд бухгалтера, счетовода и прочее. К творчеству относится и процесс познания мира, вернее сказать, познание и творчество не существуют друг без друга. С одной сто- роны, познание есть творчество, ибо познавая окружающий мир че- ловек его сотворяет. Феноменальный мир, мир явлений, представля- ет собой результат творческого осмысления существующего в созна- нии каждого человека. Каждый человек видит, слышит и понимает мир по-своему, через каждого человека творение Логоса приобрета- ет свои многообразные и неповторимые черты. Каждое человечес- кое сознание уникально и индивидуально, но все человеческие миры имеют общие черты, обусловленные единством мира, в котором он живет и творит, единством общих оснований, на которых стоит мир, единством своего происхождения и задач в эволюционном процессе. Если мы будем отрицать существование Логоса и мира идеальных первообразов, мы не сможем объяснить, как уникальные человечес- кие миры могут понимать друг друга, согласовывать друг с другом свои действия, создавать единую науку, а в будущем – единую мета- науку, философию. С другой стороны, всякое творчество есть познание. Творя, человек познает свойства окружающей его материи, учится овладевать ею и изменять ее. Творя, человек познает самого себя, так как в процессе творчества он объективирует, воплощает в формах, свой внутренний мир. Воплощение внутреннего мира во внешних формах есть познание тех идей, которые содержит его душа, а отсюда и познание идей Логоса, 21 ибо монады призываются к жизни одухотворяющей и наполняющей их определенными задачами силою Логоса. Каждый человек на Земле – творец, так как каждый из нас, даже не будучи деятелем в области искусства или науки, творит свою жизнь. Наши поступки есть проявление вовне наших желаний и мыслей; мысль есть начало любого действия, семя, которое дает определенные всходы. К творчеству необходимо отнести и способность человека создавать от- ношения с другими людьми, способность сотрудничать, понимать, лю- бить другого. Кто-то делает это в кругу своей семьи или как член свое- го трудового коллектива, кто-то призван быть водителем больших со- обществ людей. В этом случае творчество есть организация в единство значительных групп людей, которые могут быть объединены только ради определенной идеи или цели, носителем последней и выступает вождь. Руководя людьми, он воплощает эту идею в жизнь. На основании сказанного мы можем определить творчество как про- цесс воплощения мысли в художественных образах, научных понятиях, философских идеях, в видимых предметах, в человеческих поступках. Или, что тоже самое, как процесс организации материи по законам ра- зума; привнесение порядка, а значит, целесообразности и красоты, в хаотическую материю. Это широкое определение творчества охватыва- ет все виды человеческого творчества, а также творчество космическое. Оно показывает также, что основой творчества является мысль. Наука о творчестве должна стать наукой о мысли, о ее созидающей силе в мироздании. Наука о творчестве должна стать наукой о Божественном Мыслителе, принявшем тело и пришедшем в земной мир, чтобы вопло- тить свои мысли в прекрасные и совершенные формы, “Сколько мощи заключено в оформлении мысли! В оформлении мысли заключено все творчество! Можно утвердить, что устремление к сознательному офор- млению мысли уже придает жизнь мысли... Конечно, творческая мысль переродит мир. Как должно человечество осознать значение мысли”.7 4. Талант и гениальность Итак, на Земле вся материя вылилась в формы, созданные мыслью человека и высших мыслящих существ. Мысль есть оформленная тон- кая материя, оформленная энергия, а значит, сила, стремящаяся вопло- титься в видимые формы, порождающая определенные следствия. Мысль есть существо невидимого глазом мира, однако она сейчас уже изучает- ся с помощью приборов, регистрирующих ее присутствие. Творчество 22 извлекает мысли из невидимых сфер, тем самым, утверждая их суще- ствование. Совокупность мыслей составляет космическое пространство мыслеформ, которое философы называют миром идей или ноуменаль- ным миром, а ученые – ноосферой или информационным полем Земли. Информационное поле включает в себя все мысли воплощенных лю- дей, но, говоря о мире идей, философы имели в виду высшие мысли, созданные мыслетворчеством высочайших творческих сил Вселенной, творчеством Логосов. Их мысли создаются на весь, период существова- ния Космоса и обладают огненной природой. “Из всех энергий тончай- шая есть мысль. Мысль бессмертна и живет, создавая новые сочета- ния”.8 Воображение есть способность человека черпать мысли извне, ибо предположение, что человеческий мозг способен сам порождать мысли или что он способен помыслить о чем-то, никогда не существовавшем во “вселенском мозгу”, есть заблуждение и самомнение. Предмет дол- жен существовать прежде, чем человеческий ум может его помыслить или вообразить. Но в уме Логоса он существует как абстрактная идея, а человеческий ум, как уже отмечалось, преобразовывает абстрактные идеи в конкретные образы и понятия. Идеи движут миром, утверждал великий Платон. Но только те идеи, которые восприняты людьми, не воспринятое людьми исчезает для Зем- ли. Получать высшие мысли извне и преобразовывать их в человечес- кие формы могут далеко не все люди, а только те, кто одарен развитым воображением. Только творческие личности способны воспринимать новые эволюционные идеи, высшие мысли Логоса. Эволюцию челове- чества движут люди, способные мыслить, т. е. воспринимать высшие мысли и распространять их среди людей в доступной для них форме. Думают все, но мыслят единицы. Это значит, что все люди произ- водят мысли, но одни думают только об обыденных вещах или в сво- ей практической деятельности руководствуются мыслями, заимство- ванными от других людей, книг, газет, журналов. Другие мыслят са- мостоятельно, опираясь на свой разум, соединяющий их с разумом Логоса. Последним человечество обязано своим продвижением впе- ред, ибо дающие миру творчество дают людям жизнь, смысл, цель. Например, идеи о месте России и ее будущем предназначении в ис- тории человечества были осознаны и распространены среди народа великими русскими писателями и философами. Если бы последние не осмыслили их, то русский народ не имел бы объединяющей их в 23 целостность идеи, не видел бы перспектив своего существования в качестве единой нации. Творение идей, способствующих усовершенствованию мира, есть духовное творчество, творческим органом здесь является Высшее Эго человека. Творцы в области науки и техники, искусства и философии составляют немногочисленный авангард человечества, создающий между тем все, что последним потребляется в качестве духовной пищи и как удобства технического усовершенствования повседневной жизни. Твор- ческую личность отличает от обычного человека творческий “инстинкт”, жажда творчества. Главной потребностью ее жизни является процесс познания и творчества. Эта потребность не определяется извне, жела- нием богатства или славы, а разворачивается изнутри как воля ее ду- ховной сущности. Творческий инстинкт – это воля Высшего Я челове- ка, проявляющаяся как непреодолимое желание творить, незнающая сомнения в своем предназначении и верующая в свои созидательные силы. Это желание не иссякает, оно не удовлетворяется уже достигну- тым, ибо дух вечен в своих устремлениях и проявлениях. Вся жизнь творца направляется внутренним духовным побуждением и подчиняет- ся единой цели; чтобы реализовать свои замыслы он подчиняет свое внешнее существование строгой дисциплине и упорному труду. Высшей ступенью творческой личности является гений. Гений – это развитая личность, способная проявлять на Земле все накопления сво- ей Индивидуальности. Большие накопления его души есть результат многих и многих воплощений, каждое из которых было направлено к усовершенствованию мира и творчеству. Гении заимствуют мысли из пространства, или, что тоже самое, из глубин своего собственного духа. Таланты развивают и переосмысливают то, что собрано гениями. Ге- ний – это универсальный ум, большие накопления его души многооб- разно проявляются в земном творчестве. Гений – это творец добра, так как добро есть то, что служит эволю- ции мира и человека, то, что направлено на созидание по законам разу- ма и красоты. Творить добро в полной мере может лишь тот, кто пре- одолел несовершенства своей собственной природы, кто служит миру, ничего не получая от него, отдавая ему все свои силы. Чаша – пролитая над миром – символ сердца творческого гения. Гений – совершенный человек; это высокое определение можно дать только редким цветам человечества, его Подвижникам, Учителям и Мудрецам. Прошедшие по Земле весь эволюционный путь, достигнув разума, соотносимого с 24 разумом Логоса, они прокладывают дорогу всем, идущим следом. Твор- чество на земле будет успешным только тогда, когда человек будет слу- шать голос своего Высшего Я, а не подчиняться капризам своей низ- шей природы, способной порождать только низкие несовершенные мыс- ли. Творчество человека будет успешным только тогда, когда он осозна- ет закон Иерархии и примет водительство тех, кто стоят на вершине эволюции. Творчество будет успешным при развитии Высшего Разума, ибо сон разума порождает чудовищ, несовершенные формы уничтожа- ются в эволюции, а вместе с ними гибнет и производящий их человек. Итак, гении насыщают пространство культуры новыми идеями, но успех в эволюции каждого человека и человечества в целом зависит от того, примут ли они их или отвергнут. Известно, например, что “Тай- ная Доктрина” Е. П. Блаватской всегда лежала на столе Эйнштейна, многие открытия в физике двадцатого столетия подтвердили то, что было предсказано в этом гениальном труде9. Однако соотечественники Блаватской до сих пор относятся к ней с подозрением, проявляя ограни- ченность и предвзятость, несовместимые с духом истинной науки и философии. 25 Библиографический список 1 БлаватскаяЕ. П. Разоблаченная Изида М.,1993, Т. I. С. 512. 2 БлаватскаяЕ. П. Избранные статьи М.,1994, Т. I. С. 56. 3 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Минск. 1994, Т. 2. Ч. 2. С. 273 4 Лейбниц. Рассуждения о метафизике. Соч. М. 1982, Т. 1. Ч. 2. С. 134–135. 5 Агни-Йога. Аум. 23. Самара, 1992. 6 Агни-Йога. Надземное. 334. 7 Агни-Йога. Беспредельность. 755, 751. 8 Агни-Йога. Беспредельность. 798. 9 Кренстон С. Е. П. Блаватская. М.,1996, С. 519. . 26 Оглавление Введение. Научный и философский подходы к изучению человека 3 §1. Человек как единство духа, души и тела. Эволюция человека... 7 1. Понятие о Духе. Абсолютный и относительный Дух (монада) ........................................................................................ 7 2. Понятие о монаде. Дочеловеческие и человеческие монады. 10 3. Две души человека. Понятие об индивидуальности и личности....................................................................................... 12 4. Духовная и материальная эволюция человека и ее задачи..... 14 §2. Сущность творчества и иерархия творческих сил........................ 17 1. Творчество Логоса....................................................................... 17 2. Творчество человека................................................................... 19 3. Сущность творчества.................................................................. 20 4. Талант и гениальность................................................................ 22 Библиографический список................................................................... 26 27 Учебное издание Емельянова Людмила Милентьвна ТВОРЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Текст лекций Редактор В. П. Зуева Компьютерная верстка А. Н. Колешко Сдано в набор 07.10.02. Подписано к печати 18.11.02. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,39. Усл. кр.-отт.1,51. Уч. -изд. л. 1,50. Тираж 150 экз. Заказ № Редакционно-издательский отдел Отдел электронных публикаций и библиографии библиотеки Отдел оперативной полиграфии СПбГУАП 190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени

Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучше только для себя»». 21 век объявлен ЮНЕСКО веком образования, а система же образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Мы живём в мире, имя которой биосфера. Наш дом лишь ничтожный уголок необъятного космоса.

Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией, средой для экологического воспитания. Появление и развития современных экологических проблем связывают со сверх потреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Это следствие глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущими поколениями за состояние природной среды в мире. Я работаю над проблемой «Формирование знаний о сущности взаимодействия человека и природы». Главная цель моего воспитания: воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край. Работу веду по трём направлениям:

  1. «Школа наш дом – изучим экологию в нём».
  2. «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя».
  3. «Береги здоровье смолоду».

В процессе этой работы решаю следующие задачи:

  • воспитание эмоционально положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать;
  • формирование интереса к родной природе, желания больше узнать о природе своего края;
  • развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
  • воспитание бережного отношения к природе, желания трудиться в природе, стремления к созиданию;
  • создание экологического объединения, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности;
  • воспитание привычки заботиться о природе и её обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;
  • продолжить учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекрасней.

Ребёнок, живущий в сельской местности, должен особенно интересоваться сельскохозяйственным трудом, потому что он окружает его с детских лет, потому что это труд его родителей.

Для меня, сельского воспитателя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда.

Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встаёт вопрос об экологизации воспитания. Она задаёт новые ценностно-смысловые ориентиры всему воспитанию, развитию и образованию, предлагает переход от культуры потребления и покорения природы к культуре «события» с природой и гармонизации отношений человека и природы. Эта тема безгранична. Я же хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленькую речку Ширку, берега которой превращены в свалку.

В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

В своей работе я исхожу из того, что экологическое воспитание возможно при определённых условиях: это формирование элементарных экологических представлений о природе, понимании важности охраны окружающей природы, воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения. С помощью методов и приёмов, способствующих решению задач экологического воспитания, эффективно влияющих на мотивационную, эмоциональную сферу ребёнка. Это систематические наблюдения, игры, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, целевые прогулки с наблюдениями за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных.

Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природной среды дети познакомились с целями и задачами «зелёных» и «голубых» патрулей. Решили создать с детьми класса экологическое объединения «Родник» (разновозрастное, объединение, добровольных, независимых, исследователей края). На сегодняшний день «Родник» объединил детей в количестве 22 человека (2-6 классы).

Главная задача объединения – донести до ума и сердец людей, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее. Дети должны сердцем почувствовать не сохраним природу – не будет России!

Двуединство человека обнаруживается с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества.

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Наряду с деятельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т. е. в связи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое, доселе небывалое. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. Даже в сфере чисто рациональной деятельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель деятельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребностями его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную деятельность от творчества. Когда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое - некий идеал, рождающийся из глубины человеческой души, - мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной деятельности.

Наиболее типичный образец творчества есть творчество художественное; и в этом смысле можно сказать, что всякое творчество носит на себе отпечаток «искусства», т. е. художественного творчества.

Искусство есть всегда выражение. Слово «выражение» есть одно из самых загадочных слов человеческого языка, которое мы употребляем, обычно не вдумываясь в его смысл. Буквальный его смысл обозначает и «отпечаток», и процесс «отпечатывания» чего-то в другом, внешнем ему объекте или материале, - нечто аналогичное процессу накладывания печати на что-либо так, что на нем сохраняется, «отпечатлевается» ее форма. По аналогии с этим мы говорим о «выражении», когда что-то незримое, потаенное становится зримым и явным, отпечатлеваясь в чем-то ином. Что-то незримое, духовное таится в душе человека; он имеет потребность сделать его зримым, явственным; он достигает этого, пользуясь словами, звуками, комбинациями красок, линий, образов, - наконец (в мимике и танце) движениями своего тела. Поскольку он стремится к этому и этого достигает, он - художник. Искусство, будучи «выражением», есть воплощение; в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем как его «форма». В этом и состоит существо творчества.

Творец творит, конечно, сам - простой пересказ чужого не есть творчество. Но этот творящий «сам» есть не просто индивидуальный человек в его субъективности и не безлично-общий носитель сознания; он есть индивидуально-человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа. Степень участия индивидуально-человеческого и сверхчеловеческого, или степень активно-умышленного и пассивно-непроизвольного момента в творчестве, может быть различной. Иногда гений творит почти просто, как безвольный медиум действующей в нем высшей силы; в других случаях художник употребляет долгие мучительные усилия, делает многократные пробы, чтобы выразить то, что ему дано свыше. Но, так или иначе, собственное усилие или делание и простое внимание к голосу, говорящему в нем, слиты здесь в неразличимое единство. Но это и значит, что творчество предполагает двуединство человеческого существа - его самостоятельность, свободу, умышленность - и его укорененность в чем-то трансцендентном, в превышающей его духовной реальности и зависимость от нее.

Художественное или вообще творческое «вдохновение» есть, конечно, нечто иное, чем «благодать», - то присутствие и действие самого Бога в человеке, которое образует существо религиозно-мистического опыта. Художники, мыслители, нравственные и политические гении-творцы могут совсем не иметь религиозного опыта в точном смысле слова. Процесс творчества отличается от состояния молитвенного созерцания, предстояния души Богу или восприятия Бога. Сами художники говорят не о действии Бога, а в неопределенной форме о вдохновляющей их высшей духовной силе - о «музе» или «демоне» (в античном смысле духа, сверхчеловеческого, божественного существа). Художник (и вообще творец) не ищет и не созерцает Бога, не стремится умышленно к просветлению своей души, к ее сближению с Богом; его задача - иная, именно само творчество - создание новых форм бытия, новых воплощений идеальных начал, таящихся в его духе.

Человеческое творчество - художественное и всякое иное, ему аналогичное - имеет, очевидно, глубокое сродство с этим космическим творчеством. Отличие его состоит в том, что, тогда как в природе творческая сила безлична или сверхлична, носит характер родовой, так что индивиду суть только ее пассивные орудия, человеческое творчество индивидуально и активным носителем его является здесь личный, сознающий себя дух. Человек не только фактически творит, но и сознает, что он творит, имеет творчество как дело собственного, автономного «я». Ощущая в процессе творчества действие в себе некой высшей, сверхчеловеческой силы, он одновременно сознает себя самого не простым пассивным его орудием или медиумом - таковым он ощущает себя только в качестве чисто природного существа, например при рождении детей, - а активным его соучастником. В лице человеческого духа мы встречаемся с таким сотворенным существом, которому Бог как бы делегирует частично Свою собственную творческую силу, которого Он уполномочивает быть активным соучастником Своего творчества. Тот самый момент, который конституирует человека как личность, - момент автономности, самоопределения - обнаруживается одновременно как носитель творчества. Спонтанность в определении своей собственной жизни, та производная изначальность, которая есть существо личности, - есть одновременно спонтанность в созидании новых форм бытия, т. е. сознательное творчество.

Для оценки онтологического значения этого факта надо осознать - вопреки обычному представлению, - что момент творчества вовсе не есть исключительная привилегия немногих избранных исключительных натур. Есть, конечно, в этом отношении существенное различие между разными типами людей: поэт (и творец вообще) склонен - в известной мере совершенно справедливо - ощущать свою избранность и потому свое аристократическое превосходство над обычным средним человеком. Духовный мир - как и мир вообще - построен иерархически; в нем есть подлинные Божии избранники, духовные вожди, определяющие пути его развития. Но эта иерархическая структура совмещается в духовном мире с «демократическим» равенством. В этом смысле различие между «творцами» и средним человеком оказывается лишь относительным, различием в степени. Всякий человек есть в малой мере или в потенциальной форме творец. Мы уже указывали, что всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Всякий ремесленник, работающий с любовью и вкусом, вкладывающий в свою работу существо своей личности, руководится предносящимся ему идеалом и в этом смысле творит по вдохновению; и различие между ремесленником и художником только относительно. Это было очевидно в старину, в эпоху ручного труда; и если наша эпоха машинного производства провела отчетливую грань между механически-предписанным, автоматическим трудом и свободным творчеством, то она достигает этого именно принижением и подавлением истинно человеческого в человеке, противоестественным превращением человека в мертвое орудие или рабочий скот. Но и это возможно только до известной степени. Человек не может вообще перестать быть личностью; он поэтому всегда вкладывает хотя бы минимальный момент творчества в свой труд. Творческий элемент присущ далее всякому познанию: ибо познание есть внесение в бытие света истины, онтологическое вознесение бытия на уровень самосознающегося бытия. И если в отношении великих новых научных и философских синтезов само собой ясно, что в них творится нечто новое, небывалое, что ими обогащается бытие, то и здесь различие между творческим гением и ремесленником научного труда - при всей существенности его в отношении крайних типов - все же допускает незаметные переходы и тем обнаруживает свою относительность. Так же относительно, наконец, в области нравственной и политической различие между простым деятелем и творцом. Ибо и в этих областях даже самый скромный, обыденный человек, кроме простого, извне предписанного ему выполненения своих обязанностей, вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки, справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом и в этом смысле есть творец. Всякий человек, вносящий отпечаток своей личности в окружающую его среду, всякая жена и мать, вносящая какой-то свой собственный нравственный стиль в жизнь семьи, свой эстетический стиль в домашнюю обстановку, всякий воспитатель детей есть уже творец.

Человек как таковой есть творец. Элемент творчества имманентно присущ человеческой жизни. Человек в этом смысле может быть определен как существо, сознательно соучаствующее в Божьем творчестве. Нигде, быть может, богочеловеческое существо не проявляется так отчетливо, как в этой его роли производного творца. Человек есть не только раб Божий, покорный исполнитель воли Божией, а именно свободный соучастник Божьего творчества. Или, иначе говоря: так как воля Божия есть воля творческая, невыразимая адекватно в каких-либо общих, автоматически выполнимых правилах и предписаниях и состоящая именно в спонтанном формировании бытия в его неповторимо-индивидуальном многообразном составе, то подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества; всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение ее истинного существа. Человек как только «раб Божий» есть «раб ленивый и лукавый» - примерно подобно тому, как работник, только рабски-механически выполняющий предписанную ему работу, не интересуясь ею и не вкладывая в нее своего вольного усилия, есть уже тайный саботажник. Ибо Бог призвал человека быть не просто рабом, а Своим свободным, т. е. творческим, сотрудником.

С другой стороны, существенно осознать, что человеческое творчество не есть уже тем самым осуществление воли Божией во всей ее полноте, глубине и целостности. Ибо воля Божия не есть только воля к сотворению новых форм бытия; в согласии с тем, что Бог есть нечто большее и иное, чем только творческий первоисточник бытия, именно есть вместе с тем олицетворенная святость, идеальное начало внутреннего совершенства, как бы духовной прозрачности и оправданности бытия, - воля Божия в ее полноте и глубине есть воля не только к созиданию, но и к обожению творения, к ее слиянию с самим Богом. В этом отношении только в области нравственно-религиозной, в области творческого усилия человека внедрить, воспринять в собственное бытие - индивидуальное и коллективное - святость Бога, человеческое творчество есть вольное выполнение целостной воли Божией. Но именно в этой области человек меньше всего есть «творец» и в наибольшей степени - простой восприемник благодатной реальности самого Бога.

Это отличие сверхчеловеческой творческой силы человека от целостной и глубочайшей воли Бога может быть выражено и так, что человек как творец есть всегда выразитель лишь одного из многих Его замыслов. Ибо Бог, в силу сверхрациональности Своего существа, не есть только чистое, абсолютное единство, а есть всегда и единство многообразия. Его творчество осуществляется в многообразии замыслов; и человек-творец всегда осуществляет один из этих многих замыслов, который он испытывает как действующую в нем силу, как некий подчиненный божественный дух. Поэтому в человеческом творчестве обнаруживается действие сил хотя и истекающих от Бога и связанных с Ним, но как бы промежуточных между человеческим духом и Богом. Таинственное явление человеческого творчества есть обнаружение момента многообразия в реальности Божества, как бы некой производной, в известном смысле политеистической структуры реальности. Здесь снова обнаруживается плодотворность понятия реальности как сферы промежуточной и связующей между Творцом и творением.

Но именно в силу этого творчество имеет в составе целостного духовного бытия человека некоторую лишь ограниченную сферу, некоторые имманентные пределы. Мы имеем здесь в виду не просто внешние пределы человеческого творчества - не то, что Бог все же лишь частично делегирует человеку Свою творческую силу, - так, что некоторые задачи превосходят творческую способность человека. Будучи самодержавным в своей собственной сфере, именно в качестве творчества, - так, художественное творчество не ведает иных мерил, кроме именно художественного совершенства, и в этом смысле стоит «по ту сторону добра и зла», - оно все же, в целостной духовной жизни, остается подчиненным началу святости. Это обнаруживается в том, что никакое подлинное творчество невозможно без нравственной серьезности и ответственности; оно требует нравственного усилия правдивости, должно сочетаться со смирением, совершается через аскезу бескорыстного служения. В противном случае творчество не только умаляется как таковое, но может даже, вопреки своему существу, выродиться в разрушительный титанизм; производно-божественный дух, вдохновляющий человека как творца, при известных условиях может превратиться в «демона» или «дьявола», которым человек одержим.

Всякая идея человека остается неполной и потому искаженной, поскольку мы не отдали себе отчета в возможности для человеческой воли уклоняться от истинной структуры реальности, от истинного онтологического существа человека, - другими словами, поскольку мы не отдали себе отчета в таинственном факте греха и самочинной свободы. Все предыдущее наше размышление, направленное на уяснение богочеловеческой основы человеческого бытия - идеи человека отчасти как существа богослитного, отчасти - в качестве автономной личности - как некоего излучения вовне этой богослитной его глубины, - как будто противоречит возможности отпадения человека от Бога, возможности самочинной человеческой воли, в которой человек уже антагонистически противостоит Богу.

Очевидно, необходимо дополнить - и тем исправить - достигнутое доселе понимание человека новым, еще неучтенным моментом, непосредственно ему противоречащим. Но мы уже знаем, что метафизическое постижение бытия возможно только через усмотрение антиномистического единства противоположностей.

духовность творческий богочеловеческий бытие

Двуединство человека обнаруживается с совсем иной стороны и в ином аспекте в присущем человеку моменте творчества. <…>

Фактически, вне всяких теорий, человеческая жизнь с полной бесспорностью обнаруживает этот момент творчества. Наряду с деятельностью чисто рационально-умышленной, в которой человек целесообразно, т.е. в связи с преследуемой им целью, комбинирует уже готовые элементы окружающего его мира, он имеет еще иную активность, в которой из его души и с помощью его усилий рождается нечто новое , доселе небывалое. В области художественной, познавательной, нравственной, политической человек в этом смысле обладает способностью к творчеству, есть творец. Даже в сфере чисто рациональной деятельности только подбор и группировка материала и средств есть комбинирование уже готовых, заранее данных элементов; только когда и сама цель деятельности автоматически-принудительно продиктована человеку неустранимо-данными потребностями его природного существа, можно отчетливо отличить такую чисто рациональную деятельность от творчества. Когда же эта цель есть нечто совершенно новое, небывалое – некий идеал, рождающийся из глубины человеческой души, – мы имеем дело с элементом творчества в составе даже чисто рациональной деятельности.

Наиболее типичный образец творчества есть творчество художественное; и в этом смысле можно сказать, что всякое творчество носит на себе отпечаток «искусства», т.е. художественного творчества. Как определить его сущность?

Искусство есть всегда выражение . <…> Слово «выражение» есть одно из самых загадочных слов человеческого языка, которое мы употребляем, обычно не вдумываясь в его смысл. Буквальный его смысл обозначает и «отпечаток», и процесс «отпечатывания» чего-то в другом, внешнем ему объекте или материале, – нечто аналогичное процессу накладывания печати на что-либо так, что на нем сохраняется, «отпечатлевается» ее форма. По аналогии с этим мы говорим о «выражении», когда что-то незримое, потаенное становится зримым и явным, отпечатлеваясь в чем-то ином. Что-то незримое, духовное таится в душе человека; он имеет потребность сделать его зримым, явственным; он достигает этого, пользуясь словами, звуками, комбинациями красок, линий, образов, – наконец (в мимике и танцах) движениями своего тела. Поскольку он стремится к этому и этого достигает, он – художник. Искусство будучи «выражением», есть воплощение; в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем как его «форма». В этом и состоит существо творчества.

Но что именно хочет человек «выразить»? Самый простой – и поэтому весьма распространенный – ответ здесь был бы: себя самого. В известном смысле это совершенно верно и понятно само собой: так как внутреннее существо человека есть дух, то, выражая что-либо духовное, человек тем самым непроизвольно выражает самого себя. С другой стороны, однако, человек в качестве «я» – и в смысле бессодержательного общего носителя сознания и жизни (чистого я), и в смысле безусловно-своеобразного единственного, неповторимого начала (моего «я» ) – по существу непосредственно невыразим , ибо есть неотчуждаемая, недоступная эксериоризации, вынесению вовне, глубинная точка бытия. Только косвенно, через посредство того, что он имеет , человек может как-то дать воспринять, что он есть . И художник (как и всякий творец), «творя», т.е. выражая, меньше всего думает о себе самом: он хочет выразить некое сокровище, духовное «нечто» в его душе. Даже чистый лирик выражает не просто свои душевные переживания в их чистой субъективности, а нечто в известном смысле объективное, общечеловеческое, что с ним связано или в них содержится. <…>


Это «нечто», не будучи уже готовым, оформленным бытием, очевидно, не принадлежит к составу объективной действительности. Оно отмечено чертами, присущими реальности в ее отличии от объективной действительности – и притом реальности с той ее стороны, с которой, как мы видели, она есть сущая потенциальность – бытие в форме назревания, самотворчества. В процессе художественного творчества творимое, как известно, берется из «вдохновения», не делается умышленно, а «рождается»; какой-то сверхчеловеческий голос подсказывает его художнику, какая-то сила (а не его собственный умысле) вынуждает художника лелеять его в себе, оформлять и выразить его. Но это нечто готово, есть в определенном виде лишь в момент, когда художник употребил необходимое усилие, чтобы выразить его. В этом и заключается то, что называется творчеством. Творчество есть такая активность, в которой собственное усилие художника, его собственное «делание» неразделимо слито с непроизвольным нарастанием в нем некоего «дара свыше» и только отвлеченно может быть отделено от него.

Творец творит, конечно, сам – простой пересказ чужого не есть творчество. Но этот творящий «сам» есть не просто индивидуальный человек в его субъективности и не безлично общий носитель сознания; он есть индивидуально-человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа. Степень участия индивидуально-человеческого и сверхчеловеческого, или степень активно-умышленного и пассивно-непроизвольного момента в творчестве, может быть различной. Иногда гений творит почти просто, как безвольный медиум действующей в нем высшей силы; в других случаях художник употребляет долгие мучительные усилия, делает многократные пробы, чтобы выразить (или, что то же, – подлинно, адекватно воспринять) то, что ему дано свыше. Но, так или иначе, собственное усилие или делание и простое внимание к голосу, говорящему в нем, слиты здесь в неразличимое единство. Но это и значит, что творчество предполагает двуединство человеческого существа – его самостоятельность, свободу, умышленность – и его укорененность в чем-то трансцендентном, в превышающей его духовной реальности и зависимость от нее. <…>

Человек как таковой есть творец . Элемент творчества имманентно присущ человеческой жизни. Человек в этом смысле может быть определен как существо, сознательно соучаствующее в Божьем творчестве. Нигде, быть может, богочеловеческое существо не проявляется так отчетливо, как в этой его роли производного творца. Человек есть не только раб божий, покорный исполнитель воли Божией, а именно свободный соучастник Божьего творчества. Или, иначе говоря: так как воля Божия есть воля творческая, невыразимая адекватно в каких-либо общих, автоматически выполнимых правилах и предписаниях и состоящая именно в спонтанном формировании бытия в его неповторимо-индивидуальном многообразном составе, то подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества ; всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение ее истинного существа. Человек как только «раб Божий» есть «раб ленивый и лукавый» – примерно подобно тому, как работник, только рабски-механически выполняющий предписанную ему работу, не интересуясь ею и не вкладывая в нее своего вольного усилия, есть уже тайный саботажник. Ибо Бог призвал человека быть не просто рабом, а Своим свободным, т.е. творческим сотрудником.

Франк С. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. М, 2007. – С260-271.

Похожие публикации