Обо всем на свете

Сбор с владельцев транспортных средств в беларуси. Пять причин не платить дорожный сбор

История Алексея типична и абсолютно не уникальна. Таких людей в нашей стране тысячи.

Пока они скрываются под маской анонимности, опасаясь проблем на работе, на дороге. Но это не преступники. Их объединяет лишь то, что они принципиально не платят дорожный сбор. И у каждого, помимо очевидной финансовой, найдутся десятки других причин. Наш собеседник называет среди них неправдоподобные отчеты чиновников, беспочвенные остановки ГАИ. Да и сам техосмотр, по его словам, в реальности уже давно потерял свою главную функцию - проверку безопасности технического состояния. Госпошлина растет, дороги в основной массе лучше не становятся, меры ужесточают, а число анонимных неплательщиков продолжает увеличиваться. Простая, можно сказать обыденная история одного из них - в материале onliner.by .

Распределение денег

«Чиновники доносят через СМИ свою статистику: сколько получили, сколько и на что потратили. Не надо даже доставать калькулятор, чтобы понять: что-то не сходится», - Алексей начал разговор с простых вычислений. За окном - январский день, его немолодой Rover обильно припорошен снегом. Под ветровым стеклом, в месте, где должна белеть наклейка о пройденном ТО, девственно чисто. В правом нижнем углу лобового пусто уже полтора года, с момента объявления о сборе налога на дороги. Молодой человек вспоминает громкие заявления, озвученные с тех самых пор: «Налоговики говорили, что деньги от пошлины ($100-120 млн) пойдут в фонд для строительства и ремонта дорог. Но, якобы, это мелочи, покрывают только одну пятую часть трат (всего их $700 млн). А если посчитать количество всех автомобилей (в том числе коммерческих) и умножить на суммы выплат, выйдет $500 млн. Получается, только каждый пятый проходит ТО? А в «Гостехосмотре» говорят, нарушителей не 80 процентов, а 16-20. Кто-то врет?»

Польза техосмотра

Несоответствие или несогласованность информации - проблема. Но не она стала главной причиной, почему Алексей перестал проходить техосмотр. Толчком послужила ржавчина, обыкновенная дырка на кузове его Rover в районе задней арки.

«На безопасность движения она не влияет никак, но ТО я уже не пройду, меня развернут с формулировкой «не допущен к движению по дорогам из-за видимых повреждений кузова» , - говорит собеседник. - Признаться, я перфекционист. Каждый день я вспоминаю об этой дырке, и каждый раз она меня бесит. В остальном мой Rover полностью исправен: заметив малейший симптом, я сразу диагностирую и решаю проблему, то есть соблюдаю ПДД. Изучил свою машину досконально, как и другие модели марки. Сейчас администрирую минский клуб Rover. По случайности коррозия вылезла во времена введения дорожного сбора. И тут рациональность перевесила мой перфекционизм. Посчитал: $750 нужно отдать на ремонт дырки и других подгнивающих частей (с двухлетней гарантией), еще $200 - за два года налога. Это экономически нецелесообразно, траты не должны превышать пользу. Некоторые, приезжая на станцию ТО, оплачивают услуги только для того, чтобы узнать о недостатках. Ну а получив диагностическую карту на руки, уезжают, не заплатив налог, не получив заветную наклейку. Думаю, каждый понимает, что прохождение техосмотра уже давно не гарантирует безопасность техсостояния машины. Честно, я бы поверил в обратное. Но новости про отвалившиеся колеса у тракторов и грузовиков на столичных улицах не оставляют мне шанса» .

Штрафы и вложения

Госпошлина для большинства легковушек составляет 1,26 млн, штраф - вначале 210 тыс., потом 420. То есть можно три раза попасться, рассуждают анонимы. Тут уж как повезет: сегодня можно проехать мимо патрульной машины, а завтра остановят трижды.

Продвинутые автомобилисты сводят фактор случая к минимуму, в чем помогают мобильные приложения или рации. Но от неожиданной встречи не застрахован никто. В сети не раз всплывали истории, как сотрудники ГАИ, выслушав принципиальные доводы водителей по поводу госпошлины и, как следствие, отсутствия сертификата о прохождении техосмотра, отпускали нарушителей со словами «счастливого пути». В этом вопросе удача не на стороне Алексея, он ее компенсирует настойчивостью:

«Меня останавливают часто, не знаю почему. Два или три раза уезжал без штрафов за отсутствие ТО. В последний раз жезлом указали притормозить на перекрестке в частном секторе в темное время суток. Инспектор попался адекватный. Состоялся примерно такой диалог: «Почему остановили? Я же перестраховывался, ехал 30 км/ч. Какова причина?» - «Проверка документов». - «Но это недостаточное основание для остановки… (Позже я объясню, почему использую уже всем надоевшую фразу «причина остановки».) Я не нарушал, спецмероприятие не проводится, заявление от граждан в мой адрес вряд ли поступало, и я не думаю, что вы меня в чем-то подозреваете». Какое-то время мы еще спокойным тоном пообсуждали ситуацию, и он в итоге признался: «Вы знаете, на самом деле толковых оснований останавливать вас нет. Езжайте». Конечно, это исключение из правил, чаще инспекторы начинают раздражаться, говорить, мол, «слишком умный попался». Отвечаю: «Да, я умный. Неужели это плохо? Разве это может кого-то не устраивать?»

А вот раньше был неопытным. В первые два года водительского стажа ГАИ останавливала меня до пяти раз в неделю. Рекорд - три раза в день. Когда жил в другом районе, мой маршрут пролегал через пост дежурства инспекторов и раз в неделю я просто предъявлял документы. Штрафов не было, так как ПДД не нарушал. Но как мыслят новички? Если машут жезлом, значит, где-то нарушил. А по итогу участвуешь в праздной беседе на темы «»«куда едете?», «почему крадетесь?» Так сложились первые впечатления: останавливают просто так, подозревают «потому что». Признаюсь, беспочвенные, «пустые» требования воспитали меня таким, какой я есть. Я начал читать законы, внутренние инструкции Госавтоинспекции, а позже - оперировать этими знаниями в беседе. Оттуда и фраза «причина остановки», и нежелание останавливаться там, где это запрещено ПДД, и обращения в службу доверия. Моя цель - не спор ради «правдорубского» видео в сети. Я просто не хочу, чтобы меня останавливали без объективных на то причин. Я не создаю конфликт, не разжигаю его и не поддерживаю. Я только хочу понять, что же я сделал не так, почему меня остановили. Когда инспектор это понимает, вдруг сразу становится доброжелательным. Но это никогда не избавляет меня от штрафа за отсутствие ТО: как только мы доходим до передачи документов, я сразу говорю, мол, техосмотра нет, готов оплатить на месте».

Состояние дорог

«Дорожный налог ввели, а состояние дорог лучше не стало» - это высказывание сопровождает почти каждую новость на наболевшую тему. Кто-то не хочет принимать участие в финансировании строительства второго кольца вокруг Минска, кто-то не видит стремительного развития ремонтных организаций, продолжает прыгать по кочкам и ямам, к которым привык еще с начала 2010-х, с опаской выезжает на улицы в снежные дни. У Алексея тоже есть свой резон, и связан он с самой серьезной за его стаж аварией. «В январе 2010 года мне не уступили дорогу, и моя первая машина - Ford Sierra - превратилась в металлолом , - вспоминает молодой человек. - Тогда слегка приморозило. Я выезжал с работы, только повернул и начал набирать скорость. А через 200 метров был перекресток, где за пару минут до ДТП проезжую часть посыпали песком. Та же машина, закончив с дорогой, посыпала рядом тротуар. Я разогнался только до 50 км/ч, как со встречной полосы налево повернул автомобиль. Я ударил по тормозам и в заносе доехал до него. К счастью, никто не получил ни малейших травм. Тут же подбежал дорожник, спросил: «Может, еще скажешь, что скользко, что дорога плохо посыпана?» В ответ только спокойно сказал ему: «Раз я не остановился за 20 метров, то, наверное, не очень хорошо». Потом он утверждал, что я «летел черт знает сколько», что песок на льду должен был сразу подействовать. Позже пригласили на разбор ДТП, санкций ко мне не применяли. Судьбу нарушителя я не знаю. Но моя машина оказалась разбита в хлам» .

Форма оплаты

Многие анонимы готовы платить за свой автомобиль и за дороги, по которым он ездит, но только не так. Их смущает несколько аспектов. Во-первых, все автовладельцы должны платить равный налог: и те, кто ездит много, и те, кто мало. Во-вторых, пошлина привязана к человеку, а не к пробегу: платить приходится каждый раз при смене машины. В-третьих, по их мнению, не совсем справедлива градация по весу: за автомобиль массой в 1,49 тонны надо платить 3 базовые величины, а при массе 1,51 тонны - уже 6.

«Пошлина для белоруса - не совсем налог , - считает Алексей. - Мы не можем не заплатить НДС, заложенный в стоимость товара, или подоходный налог, который вычитают на стадии выплаты зарплаты. Наши люди привыкли, что кто-то другой считает их налоги. Пошлина в этом смысле - головоломка. Те, кто в принципе готов платить налог, просят включить его в стоимость топлива. Логично: больше ездишь - больше влияешь на покрытие, его состояние - соответственно, больше платишь. Не хочется вдаваться в вопросы акцизов и двойного налогообложения, чиновники уже все объяснили: топливо не подорожает, так как цена на него должна быть такой же, как в соседних странах. Но есть и другие способы обязательных выплат» .

Пока же такие, как Алексей, продолжают ездить без отметки о техосмотре. Обычно они говорят инспекторам, что забыли сертификат дома. За это нарушение штраф меньше - всего 0,5 базовой величины. Недавно в МВД предложили не штрафовать забывчивых водителей, поручив при этом усовершенствовать базы данных, по которым можно все проверить, зная лишь ФИО водителя и номер машины. То есть, в частности, автоматизировать выявление неплательщиков госпошлины. И тут у анонимов останется минимальная альтернатива: или платить, или снимать маски.

Еще два года назад в Беларуси подорожал транспортный налог. В период 2014-2015 гг. базовая величина, исходя из которой рассчитывается этот вид сбора, увеличилась на 20 %, т. е. со 150 тысяч до 180 тысяч. В связи с этим у многих автовладельцев возник закономерный вопрос: а не подорожает ли дорожный налог в Беларуси в новом, 2016 году? Давайте рассмотрим эти показатели для различных категорий граждан. Сразу стоит отметить, что с 1 января 2016 года базовая величина, требуемая для расчета этого вида налога, снова увеличилась и теперь составляет 210 тысяч белорусских рублей.

Для физических лиц


Для техники массой не более 750 кг составит всего 2 базовые величины, а для прицепов большей массы — целых 11 величин. Небольшое послабление в текущем году получили владельцы так называемых прицепов-караванов. Им придется уплатить сбор в размере всего лишь 2 БВ (до этого было 5).

Такая разница в тарифах государственными служащими объясняется тем, что прицепы большей массы, вероятнее всего, используются не для частных нужд, а для занятия бизнесом. Поэтому и ставки налога для них довольно высоки.

Видимо, из этих же соображений устанавливался и для владельцев автобусов. Правда, тут все зависит от числа посадочных мест:

  • ˂ 20 — 12 БВ;
  • 21-40 «потянет» уже на 17 базовых величин;
  • ˃ 40 — это уже целых 22 величины (базовых).

Частным лицам выгоднее всего ездить по дорогам страны на мотоцикле. Дорожный налог в Беларуси с этого вида транспорта обойдется его владельцу всего в 2 базовые величины в год.

Для юридических лиц

Гораздо хуже в этом вопросе лицам юридическим. Для них, понятное дело, ставки дорожного налога в Беларуси существенно выше. Так что если вы владелец организации или предприятия, вероятно, вам стоит пересмотреть необходимость содержания большого парка автотранспортных средств.


Легковой автомобиль, в зависимости от массы, обойдется фирме в такие суммы:

  • ˂ 1 тонны — потребует расстаться с 7 БВ;
  • от 1 до 2 тонн — обойдется в 9 базовых величин;
  • 2-3 тонны — налог составит 11 БВ;
  • за машину массой ˃ 3 тонн придется выложить 14 БВ дорожного налога.

С прицепами тоже все не так просто:

  • до 750 кг — 5 БВ;
  • свыше 7,5 тонны — 12 БВ;
  • за дачу на колесах (прицеп-караван) придется отдать 5 базовых величин (до 2016 года этот показатель составлял 7 БВ).

Если на вашем предприятии есть грузовая техника, приготовьте такие суммы:

  • ˂ 2,5 тонны — 12 БВ;
  • 2,5-3,5 т — 17 величин (базовых);
  • от 3,5 до 12 тонн — целых 22 базовых величины;
  • за массу свыше 12 тонн придется отдать 25 БВ.

А вот плата за автобусы для юридических лиц ничем не отличается от частников (физлиц). Вероятно, такие тарифы установлены потому, что физлицо, имеющее в своем распоряжении автобус, вряд ли станет ездить на нем в супермаркет за продуктами, а будет пользоваться им в бизнес-целях.

Выгодно ездить предпринимателям и на мотоциклах. Это будет стоить всего 3 базовые величины.

Как платить

Чаще всего сумма дорожного налога в Беларуси взимается с автовладельцев в период прохождения техосмотра транспортного средства. В зависимости от того, какого возраста ваша машина и к какой категории она относится, дорожный налог можно уплачивать по такой схеме:

  • один раз в 2 года;
  • ежегодно;
  • два раза на протяжении года.

Те автомобилисты, которым позволено проходить техосмотр транспортного средства один раз в 2 года, должны уплатить дорожный сбор по двойному тарифу.

Существуют ли льготы

Тем не менее существуют такие категории граждан, а также транспортные средства, для которых оплата дорожного налога в Беларуси происходит по сниженному тарифу. Правда, их не так уж и много:

  • автомобили медпомощи;
  • транспорт МВД, МЧС, КГБ, Минобороны и Госпогранкомитета;
  • автобусы и троллейбусы (общественный транспорт).

Важно отметить, что начиная с 1 января 2016 года отменена льгота в размере 50 %, ранее установленная для пенсионеров. Теперь скидка в половину сбора положена лишь ветеранам ВОВ, и то только в том случае, если имеется медицинский документ, подтверждающий годность претендента к управлению транспортным средством (проще говоря, если ветеран смог пройти медкомиссию), при этом фактически управлять ТС может абсолютно другой человек.

Для такси

К сожалению, для этого вида транспортных средств также не появилось никаких послаблений. Размер дорожного налога в Беларуси, согласно законодательству, уплачивается таксистами дважды в год, так как именно столько раз они должны проходить техосмотр. Ставки налога определяются исходя из фактической массы транспортного средства, указанной в техпаспорте.

Когда деньги можно вернуть


Иногда, впрочем, дорожный налог в Беларуси можно вернуть. Такое действие регламентируется статьей 259 НК Республики Беларусь. Частичный или полный возврат транспортного налога может быть осуществлен, если:

  • госпошлина была оплачена в большем, чем необходимо, размере или не должна была взиматься вовсе;
  • лицо, уплатившее пошлину, отказывается от получения самого разрешения на право участия в дорожном движении до момента обращения в «Белтехосмотр»;
  • автомобиль не прошел техосмотр, владельцу отказано в выдаче разрешения.

В случае если вы уплатили дорожный сбор за весь год, а машину продали, например, в апреле, возврат денег не предусмотрен. Более того, если, к примеру, в июне этого же года вы приобретете новый автомобиль, транспортный налог придется уплатить снова.

Куда деньги пойдут

Немалую стоимость дорожного налога в Беларуси чиновники традиционно поясняют тем, что собранные деньги в полном объеме пойдут на строительство новых государственных дорог, а также на ремонт уже существующего покрытия. В это довольно сложно поверить, ведь шоссе и магистрали от Минска в областные центры, а также второстепенные дороги уже не модернизировались достаточно давно.

Предполагается, что в нынешнем году дорожные средства, полученные от сбора пошлин, поровну разделят между местными и республиканским бюджетом. Но пока это только планы. На сегодняшний день все деньги, полученные в результате сбора транспортной пошлины, накапливаются в республиканском бюджете. Именно там решают, какие дороги и когда ремонтировать. Распорядителем накопленных средств является Министерство транспорта Республики Беларусь.

Несмотря на недовольство белорусских автомобилистов относительно введения новой госпошлины « за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении», вводимой с 1 января 2014 года и которую ударными темпами продвигают через все инстанции, позиция официальных органов остается неизменной.

Напомним, что размер пошлины будет зависеть от массы транспортного средства и уплачиваться пошлина будет во время прохождения техосмотра.

Для физлиц госпошлина составит:
— при массе до 1 т — 3 БВ (390 000 рублей),
— от 1 т до 2 т — 5 БВ (650 000 рублей),
— от 2 т до 3 т — 7 БВ (910 000 рублей),
— свыше 3 т — 10 базовых величин (1 ,3 млн рублей),
— прицеп к легковому автомобилю — 1 БВ (130 000 рублей).

Для автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, госпошлина составит:
— до 1 т — 5 БВ (650 000 рублей),
— от 1 т до 2 т — 7 БВ (910 000 рублей),
— от 2 т до 3 т — 9 БВ (1 ,17 млн рублей),
— свыше 3 т — 12 БВ (1 ,56 млн рублей),
— прицеп к легковому автомобилю — 3 БВ (390 000 рублей).

Для грузовиков, автобусов, мототехники, принадлежащих физлицам или юрлицам, пошлина составит:
— до 3,5 т — 15 БВ (1 ,95 млн рублей),
— от 3,5 т до 12 т — 20 БВ (2 ,6 млн рублей),
— свыше 12 т — 25 БВ (3 ,25 млн рублей),
— прицеп и полуприцеп к грузовому автомобилю — 10 БВ (1 ,3 млн рублей),
— автобус — 15 БВ (1 ,95 млн рублей),
— мотоцикл и мотороллер — 1 БВ (130 000 рублей).

Мы надеемся, что наша нижеприведенная аргументация по поводу деления второй категории автомобилей от 1 т до 2 т была услышана, поэтому новую систему расчета стоимости транспортного налога смотрите

Согласно расчетам в бюджет заложен доход в размере 1,6 трлн белорусских рублей, которые поступят в качестве платы по новой госпошлине.

Как заявил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович: « новый налог на авто нужен, потому что все деньги пойдут целевым образом на дороги». Также глава правительства назвал примерные суммы, которые белорусским автомобилистам придется вычеркнуть из собственного бюджета. Для « жигулей» налог составит 390 тыс. белорусских рублей в год, для « фольксвагена» 650 тыс. белорусских рублей в год, а владельцы « мерседесов» заплатят до 1 млн бел. руб. в год.

Однако по существующей методике расчетов, во вторую категорию транспортных средств массой от 1 до 2 тонн попадает почти 80% автомобилей зарегистрированных на физических лиц. Так владелец небольшого автомобиля Volkswagen Polo с двигателем 1,2 имеющего массу 1067 кг будет платить транспортный налог столько же, сколько и владелец Porsche Cayenne с двигателем 3,6 и массой 1995 кг. Исходя даже из таких соображений, логичнее бы было самый массовый сегмент автомобилей, разделить на автомобили от 1 до 1,5 тонн и от 1,5 до 2 тонн, так как не может Volkswagen Polo оказывать одинаковые « разрушающие» нагрузки на дорожное покрытие, как и Porsche Cayenne или подобные ему внедорожники.

Также хотим отметить, белорусы собирают подписи против новой государственной пошлины для автомобилистов. Онлайн петиция к министру финансов Беларуси Андрею Харковцу на данный момент собрала уже больше 60 000 подписей и продолжает набирать обороты. Белорусский народ пытается обратить внимание министра на то, что в акциз стоимости топлива уже заложена сумма отчислений на ремонт дорог, а также, что закон уравнивает тех, кто использует автомобиль редко, с теми, кто ездит постоянно. Также в петиции указывается, что при продаже автомобиля плата пошлины может происходить несколько раз.

Также народ в очередной раз просит обратить внимание на то, каким образом используются средства на содержание дорог. Пользователи автомобильных интернет-ресурсов постоянно выкладывают видео, на котором прекрасно видно как наши дорожные службы кладут асфальт и в дождь и снег, а при локальном ремонте дорог асфальт просто кладется в лужи и это считается нормой.

Тем временем, сам министр финансов сообщил журналистам, что в новом законе нет ничего инновационного: « Это стандартные платежи, которые уплачиваются и в других странах. Цены на топливо у нас ниже, чем в тех странах». Включение налога в стоимость топлива привело бы к тому, что из-за подорожания бензина приграничные области скупали бы бензин в России, отметил министр.

Он также заявил, что в 2008 году был отменен налог с пользователей транспортных средств. « Тот налог не был замещен ростом цен на топливо. Это все инсинуации, здесь есть четкие расчеты, которые мы готовы предоставлять», — цитирует агентство Харковца.

Также напомним, что на новый год предусмотрены увеличения акцизов на автомобильное топливо и доходы от нового транспортного сбора. Согласно проекту бюджета, ставка акциза для автомобильного топлива в 2014 году вырастет в среднем на 14,5%.

Для белорусских автомобилистов существует несколько налогов и пошлин, которые расходуются на разные нужды. Из чего формируется дорожный фонд? Повысилось ли качество дорог после введения транспортного налога? На что пойдут деньги водителей в этом году? Разбираться в хитросплетениях дорожно-транспортных пошлин сайт помогал экономист Владимир Ковалкин, создатель проекта «Кошт урада ».

Дорожный фонд

— Закон «О дорожных фондах в республике Беларусь» был принят еще 23 декабря 1991 года, и подписал его председатель Верховного совета Станислав Шушкевич. С тех пор закон неоднократно изменялся, но никто его не отменял. Во многом определяющие для отрасли события произошли в 2006 году: в результате очередных внесений изменений в закон были отменены налоги с покупки и продажи автомобильного топлива. Акцизы на топливо, напротив, остались и при этом выросли в 2,5 раза. Согласно бюджету на 2006 год, эти акцизы шли в доход дорожного фонда.

Какое-то время с акцизами творилась чехарда: в январе 2007 года их величину снова уменьшили — в те же 2,5 раза, а в марте того же года снова увеличили — уже в 2,4 раза. С 2008 года топливные акцизы больше не участвуют в формировании дорожных фондов, а отправляются прямо в республиканский бюджет.

Предполагалось, что эти деньги дорожного фонда будут направлены на ремонт дорог. Хватало ли их? В бюджете 2010 года по сравнению с бюджетом-2009 расходы на дорожное хозяйство сократились вдвое. Начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александр Головнев говорил в интервью 2010 года: «Объем ремонта сократился более чем в 100 раз, и сейчас мы фактически проедаем накопленные средства. Через 3−4 года мы получим катастрофическое состояние дорожной сети. Объем финансирования таков, что, выполнив в этом году капитальный ремонт определенного участка, в следующий раз мы проделаем эту же работу через 150 лет».

Со временем изменилось название статьи в бюджете. Так, если в 2014 году Приложение № 9 к Закону «О республиканском бюджете» называлось «Расходы республиканского бюджета на финансирование дорожного хозяйства», то в 2015-м Приложение называется «Республиканский дорожный фонд». При этом сам дорожный фонд, конечно, включается в республиканский бюджет.

Итого — 4,012 трлн рублей (или примерно 191 млн долларов по курсу на середину марта). Расходы же предполагаются в размере 5,412 трлн рублей (около 258 млн долларов), поэтому часть расходов на дороги будет покрыта за счет других доходов бюджета.

Рассмотрим некоторые из этих пунктов подробнее.

Транспортный налог

Полностью он называется «государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Налог этот надо платить перед прохождением техосмотра, а разрешенной максимальной массы автомобиля и его принадлежности. Через год ставки : к старым добавили по 1−4 базовым величинам. Теперь частный владелец Maybach, который уже не выпускается, за год заплатит 8 базовых величин — сегодня это 1,68 млн рублей. Владелец Hummer заплатит больше: максимальная масса модели Н2 может достигать 3,9 т — а это уже 11 базовых.

Александр Лукашенко вскоре после введения налога : «Вот если деньги уйдут не на дороги, как было заявлено, тогда вы снимите шкуру и с правительства, и с президента, что не проконтролировали […] Я правительству сказал: если только эти деньги уйдут не на дороги и меня люди потом упрекнут, что мы дыры закрывали, как некоторые пописывают в газетах и на интернет-ресурсах, пеняйте на себя».

Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко : «Необходимо еще раз подчеркнуть, что это целевые деньги. Кроме как на реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство дорог, они использоваться не могут. Эта целевая направленность сохраняется в законе о бюджете на 2015 год».

Доход от этого налога изначально делился в пропорции 50/50 между республиканским и областными бюджетами, но с 2015 года он шел в бюджет страны. Правда, как его распределить, поначалу не могли придумать. поделить в зависимости то ли от километража дорог, то ли от числа автомобилей. А с 2016 года решили деньги направлять не только на строительство и капитальный ремонт дорог, но и на текущий ремонт .

Платные дороги

Система платных дорог BelToll начала работу с 1 августа 2013 года, первое время ее работа вызывала множество нареканий. Со временем выяснилось, что владельцы больших внедорожников даже с белорусскими номерами по платным дорогам. Летом 2015 года вступили в действие , осенью протяженность платных участков на четверть. Сейчас система BelToll обслуживает 117 участков платных дорог общей протяженностью 1512 км. Подумывали и о том, чтобы МКАД.

Автомобили с максимальной допустимой общей массой не более 3,5 тонн, зарегистрированные в Таможенном союзе, не должны платить за проезд. Для остальных предусмотрена оплата в размере от 0,04 до 0,145 евро за километр в зависимости от массы и числа осей. Скажем, дальнобойщик на трехосном тягаче с полуприцепом за проезд по М1 от Польши до России заплатит 88,4 евро (2,032 млн рублей по актуальному курсу). Как видно из бюджета, в этом году с платных дорог планируют получить доход в размере 675 млрд рублей. В пересчете это примерно 717 млн километров для иностранной легковушки или 198 млн километров для дальнобойщика.

Сбор с большегрузов и иностранных автомобилей

Сбор с большегрузов введен в 2010 году указом президента № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования». Плата взимается в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования от проезда по ним тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Плату могут взимать предприятия «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» и Транспортная инспекция Минтранса. Размер платы зависит от массы автомобиля, его размеров и размеров выступающего груза, тариф колеблется от 0,02 до 1,3 евро за каждый километр пути и может комбинироваться (скажем, очень тяжелый и очень габаритный автомобиль едет по дорогам общего пользования, при этом перевозит груз, который выступает за допустимые пределы, и т.д.).

Сбор с иностранных автомобилей за проезд по территории Беларуси взимается с грузовых автомобилей и автобусов (за исключением нескольких категорий), его величина зависит от допустимой общей массы и составляет от 30 до 55 евро за каждый факт въезда в страну. В бюджете по этой статье предусмотрен доход в размере 261,1 млрд рублей — такие деньги можно собрать примерно с 360 тысяч небольших автобусов или 200 тысяч тяжелых грузовиков.

Другие «автомобильные» налоги

Есть и другие налоги и пошлины, которые прямо или косвенно уплачивают автомобилисты, но в формировании дорожных фондов напрямую они не участвуют.

С 1 июля 2011 года изменились ставки на растаможку автомобилей, местами увеличение тарифов было очень внушительным — в несколько раз. Теперь растаможка 1 кубического сантиметра рабочего объема двигателя потянет на 1,5−20 евро. Ставшая самым дешевым легковым автомобилем в мире Tata Nano возрастом в 4−5 лет будет растаможиваться по тарифу 1,5 евро за «кубик» — то есть платежи потянут почти на треть стоимости самой машины (936 евро при рабочем объеме в 624 см 3). В течение почти двух лет — до 31 декабря 2015 года — электромобили без растаможки.

Кстати, за услугу самой растаможки тоже надо платить — теперь уже 50 евро.

С 1 марта 2014 года введен еще и утилизационный сбор на автомобили. Его уплачивают и юридические лица (в зависимости от возраста и рабочего объема двигателя), и физические (в зависимости от возраста авто) при ввозе машины в страну. Базовая ставка на легковушки была установлена в размере 20 тыс. российских рублей, на грузовики — 150 тыс. российских рублей. На машины возраста до трех лет для физических лиц действовал 0,1, на машины постарше — 0,15. Интересно, что за ввоз электромобилей утильсбор платить надо было, а за ввоз гибридов — нет. Законодательная казуистика привела к тому, что в некоторых случаях за один автомобиль утильсбор два раза — например, если машина куплена в России у официального дилера, а потом ввезена в Беларусь.

Но совсем недавно, 4 февраля 2016 года, ставки утильсбора для юридических лиц в 1,65 раза, а для физических лиц — аж в 8,25 раза. Заодно добавили в тарифную таблицу гибриды, а для удобства вместо российских рублей стали считать в белорусских. Так, теперь за машину возрастом до 3 лет физлицу надо заплатить 4,95 млн рублей, за модель постарше — 7,425 млн рублей.

Однако утилизационный сбор и деньги за «растаможку» не идут в дорожный фонд — они попадают прямо в республиканский бюджет. Доход от утильсбора пойдет, как говорили в Минпроме, «на создание и развитие инфраструктуры втормета по утилизации отходов», но конкретных планов еще нет. Акциз на топливо — 1,676 млн с тонны солярки и 3,062 с тонны бензина — тоже отправляется прямиком в республиканский бюджет.

Похожие публикации