Обо всем на свете

Каковы основные вопросы экономики кратко. Основные вопросы экономики. Экономические системы. В классе и дома


Здравствуйте, друзья!

Наверняка у Вас бывало чувство полного непонимания и сложности после прочтения какой-нибудь статьи по экономике или даже книги? Уверен было, и не раз.

Экономика, это слово мы слышим постоянно. Экономика вокруг нас. По телевидению, по ради, в газетах и интернете. Мы слышим такие слова как акции, векселя, индексы цен, инфляция, безработица, бюджет и т.д.

Вопрос один, а что мы из этого понимаем? Что из этого важно? К чему приведет, например, инфляция, изменения цен на акции? Уверен, многие путаются в тысячах экономических сводках с какими-то показателями. Не говоря уже о тысячи книг и статей по экономике.

Как тут быть? Как ориентироваться во всем этом? Да и как вообще понимать эту науку экономику? О чем она?

Друзья, вспомните, когда человек пытается сказать Вам что-то важное и не знает с чего начать. Вспомнили!? Что мы обычно в этот момент говорим? Да, все верно! Мы говорим, чтобы человек начал с главного. То есть с сути! Сколько бы человек не ходил во время разговора вокруг да около, пока он скажет главного по сути мы так и ничего не понимаем.

Вывод. Во всем в этом мире есть суть. Экономика не исключение. Зная суть и понимая ее мы можем понимать любое происходящее явление.

Приступим!

Экономика - это огромная наука со своими тысячами определениями. Но из этих тысячи определений мы выберем с Вами всего… три главных определения. Точнее даже не определения в чистом виде, а ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА. Да, да друзья, всего три вопроса! И мы начнем понимать многие процессы, происходящие в экономике. Мы встанем ногами на эти три вопроса и все остальное останется вверху: акции, товары, инфляция, торговля, фирмы, корпорации. Т.е. мы с Вами будем стоять на тех самых «трех китах», но в отличие от раннего описание устройства Земли и планет наши «киты» абсолютно реальны и именно на них все и держится и от них отталкивается.

Чувствую недоумение у Вас. Как можно с вопросами понять суть экономики? Вы правы с вопросами нельзя. Ведь вопрос, это всего лишь вопрос и никакого представления он не дает. Но! Уважаемые мои, где есть вопрос, там должен быть ответ. И у нас есть ответы. Правильный вопрос содержит в себе 50% ответа. Наши три вопроса правильнее некуда.

Итак, барабанная дробь…. И на сцену выходят три главных вопроса экономики :

1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?

Как ни крути в экономике все крутится вокруг потребления и производства.

Здесь на лицо прямо пропорциональная зависимость. Потребление растет, растет производство, растет производство, растет благосостояние людей, растет благосостояние людей, растет благосостояние страны. И наоборот. Все! Вот и процветание. Вот и весь механизм. Не надо никакой экономики! Не надо никаких учебников, никаких теорий. Достаточно понимать этот механизм, чтобы понимать происходящее в экономике на базовом уровне.

А теперь вернемся к нашим вопросам. Если вы можете ответить на эти вопросы, Вы можете смело идти преподавать экономику. Я не шучу!

Вся экономическая суть отталкивается от этих трех вопросов. Вся экономика, вся хозяйственная деятельность направлена на решение этих вопросов. Скажу больше. Вся деятельность человечества в хозяйстве определяется этими вопросами.

Все предприниматели, все фирмы, все корпорации, все государства, все заводы, все, все и все занимаются тем, что пытаются дать ответы на эти вопросы, но отвечают они не словами, а в виде продукции или услуг, которые производят.

Улавливаете, друзья! Причина всех экономических процессов, всех экономических явлений эти три вопроса. Эти вопросы ПРИЧИНА! Все остальное следствие.

Осталось самое малое. Разобрать эти три вопроса. Чтобы наше понимание экономической сути было полным и ясным.

Первый вопрос.
Что производить . Так как все люди, фирмы, корпорации, государства потребляют огромное количество различных товаров и услуг, то возникает желание у других фирм, корпораций, государств и людей удовлетворить этот спрос. Но! Спрос - это такое дело. Его нужно угадать, точнее лучше знать. Да, мы все хотим больше товаров и услуг потреблять. И наши аппетиты растут. Но это же совсем не значит, что мы готовы потреблять все, что предложат! Нет! Мы хотим потреблять, то что нам нужно – раз, то что нам нравится – два, и то что нам интересно – три. А необходимости, предпочтения и интересы у всех разные, согласитесь!?

И как тут быть? А вот как тут быть это проблема тех, кто пытается удовлетворить наши эти необходимости, интересы, предпочтения. Это те самые люди, которые занимаются бизнесом: производством товаров и услуг. Здесь мы именно говорим о производителях. Это вот их задача думать, как угодить нам. Угодили, значит спрос на их продукцию будет расти и оставаться большим, отсюда следует, что они заработают хорошие деньги и получат возможность развиваться и расти. Не угодили, тогда банкротство или поиск новых товаров и услуг для производства.

Ну как тут не согласиться с тем, что клиент всегда прав!? Прав! Все на него, для него и про него! Клиент всему голова, понимаете, ли.

Такие корпорации как Apple, Microsoft, Yandex, Sony, Dell, Samsung являются результатом того, что они точно угадали предпочтения потребителей и смогли удовлетворить их интересы, необходимости, и предпочтения. Результат как Вы сами видите рост прибылей компаний, рост капитала и развитие бренда.

Некоторые глядя на это компании думают, что спрос потребителей удовлетворить не сложно. Что нужен капитал и идея и дело пойдет. Увы нет! Мало иметь идею и капитал. Нужно каким-то мистическим образом чувствовать и знать, что Ваш товар или услуга нужна людям и интересна. Для этого нужно анализировать предпочтения, интересы и потребности людей. Правильно сделанные выводы приведут к росту фирмы, а значит к росту прибыли и благосостояния вас.

Вот и думают все производители товаров и услуг что производить . При это заглядывая нам в глаза в поисках того, что мы хотим. Как они узнают, что мы хотим об это мы поговорим в следующей статье экономической колонки. Не пропустите.

Второй вопрос.
Как производить . Это вопрос идет строго за первым. После того, как фирмы определили, что производить встает вопрос, как производить . Это вопрос очень тонкий. Как производить, значит какие выбрать технологии для производства, какие ресурсы использовать, где производить (т.е. в какой стране, в каком регионе), т.е. задача стоит как наиболее эффективно использовать доступные ресурсы для производства товара или услуги.

Почему так? Да, потому что кроме того, что необходимости и интересы потребителей являются сигналом к производству товаров и услуг, еще и цена является тем фактором, что влияет на производство товаров и услуг.

Выше цена, больше предпринимателей хотят заниматься производством данного товара или услуги, в связи с этим приходится перераспределять имеющиеся ресурсы. И даже отказывать от производства уже имеющихся товаров и услуг. В пользу дорогих, а значит более прибыльных.

Возьмем такой ресурс как труд или рабочую силу, как иногда ее называют.

Например, Китай или Индия там как известно рабочей силы в избытке, отсюда и дешевая рабочая сила, но в то же время в Китае и Индии недостаток капитала, отсюда и дороговизна капитала (кредиты по повышенным ставкам). В США все как раз наоборот, рабочая сила дорогая (высокие зарплаты), но сравнительно дешевый капитал (процентные ставки на кредиты меньше, так как развита банковская система).

Предприниматели всегда стремятся к сокращению своих расходов, с целью получения большей прибыли при меньших затратах, что в то же время дает им возможность устанавливать более низкую конкурентную цену на свой товар. Ведь себестоимость товара стала меньше.

Именно поэтому многие компании сегодня (Apple, Samsung, Dell, и т.д. производят свою продукцию в Китае и Индии. Дешевая рабочая сила - это и привлекает компании.

Вывод. Как производить во многом зависит от цены производимого товара или услуги. Если цена выше, то и ресурсы используются качественные и дорогие, полагая, что все окупится в связи с большей ценой товар на рынке.

И важное. Выбор как производить означает какое количество денег будет потрачено на производство той или иной продукции или услуги. А от выбора ресурсов и технологий будет зависеть качество выпускаемой продукции. А от качества будет зависеть кто будет потребителем продукта. И все это упирается в цену как было сказано выше. Высокая цена позволяет использовать качественные и дорогие ресурсы. Что сказывается на само товаре. Цепочка как ни крути. Все завязано. Это экономика друзья!

Третий вопрос .
Для кого производить . Это вопрос лучше будет если он будет стоять вначале. Т.е. первым. Но наша статья не о бизнесе и бизнес моделирование, а об экономике. Поэтому этот вопрос мы ставим третьим из экономической целесообразности. Номы должны понимать, что этот вопрос стоит первым в деятельности бизнесменов.

Ответ на это вопрос можно по-разному сформулировать. Но наша задача вникнуть в суть. Поэтому и ответ будет простой и понятный.

Для кого же производить? Как Вы думаете? Если Вы читали предыдущие мои посты в экономической колонки особенно статьи «Спрос» и «Предложение», то Вы легко ответили на это вопрос.

Вы правы! Производить нужно ля тех, у кого есть ДЕНЬГИ. Вот и все. Вот такой простой ответ. Здесь Вы должны понимать, что в данной простоте большая суть. Если у потребителей нет денег или их совсем мало, то никто, ничего производить не будет. Т.е. производить нужно для тех, у кого есть деньги, и тех, кто приобретя товар или услугу (т.е. благо) получит удовлетворение.

Другой вопрос на какие деньги рассчитывает производитель. Есть товары для людей с высоким доходом, для среднего дохода, ну и всем известный вариант «бюджет».

Например, рынок смартфонов. Понятно уже, что смартфоны компании Apple относятся к дорогим. А вот смартфоны компании Sony варьируются в нескольких ценовых сегментах: класс бюджет, для среднего класса и класс престиж. В зависимости от класса зависит и цена.

Вот и все, друзья! Мы раскрыли три главных вопроса экономики. В них вся суть экономики. Они и есть вся экономика. Чтобы не происходило в экономике, все происходит от и для решения этих вопросов.

Можно без преувеличения сказать, что поиск ответов на эти вопросы и есть экономика.

Остается одна неясность. Точнее вопрос: а какой механизм используется для приведения всех этих трех вопросов в гармоничное существование? Как компании узнают, что производить, ведь они не проводят опроса людей? Откуда они знают какую цену предложить, если у них нет с нами прямого контакта, и мы не заполняем никаких анкет?

Этот вопрос мы раскроем в следующей статье экономической колонки на сайт. Это магия…. Шучу, друзья, это не магия – это рынок. Но, об этом, как мы с вами договорились, в следующий раз!

Джалялов Ремзи, специально для Клуба миллионеров Golden MSN Club ®

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Экономика - это наука, которая затрагивает жизнь каждого человека. Главная ее задача заключается в гармоничном распределении ресурсов, которые, как известно, ограничены. Из этого утверждения становятся понятны основные вопросы экономики. В этой статье мы попробуем рассмотреть их.

Что и в каком количестве следует производить? Это и есть первый вопрос экономики. Прежде чем что-либо производить, необходимо решить, в каких именно товарах и услугах нуждаются потребители. От ответа на этот вопрос зависит, как именно ограниченные ресурсы будут распределяться между различными предприятиями. К примеру, решено, что потребители остро нуждаются в кухонных плитах. Следовательно, металл будет отпускаться соответствующим предприятиям, а не, скажем, производителям холодильников. Правильное разрешение рассматриваемой задачи сводит к минимуму возникновение таких проблем, как избыточное предложение и дефицит продукции. Следовательно, основные вопросы экономики направлены, прежде всего, на верную организацию практической деятельности предприятий.

Как производить? Это второй центральный вопрос экономики. Прежде чем приступить к выпуску благ, необходимо решить, какой способ их производства наиболее оптимален, учитывая Ответ на рассматриваемый вопрос зависит от каждой конкретной ситуации. К примеру, один способ производства может быть трудоемким, другой потребует большого капитала, на реализацию третьего уйдет много времени. То есть, варианты использования ограниченных ресурсов могут быть самыми различными. Приведем пример. Требуется определенное количество картофеля. Выращивать его можно при помощи природных удобрений и ручного труда на подсобных небольших участках. Однако получить необходимое количество картофеля можно и на аграрных предприятиях, при помощи минеральных удобрений и современной сельхозтехники. Очевидно, что основные вопросы экономики разрешаются по-разному, в зависимости от требований и ресурсов.

Каким образом лучше всего распределить услуги и товары? Это третий вопрос экономики. После выпуска продукции необходимо решить, кто именно может претендовать на ее получение. Каждый исторический момент предлагал свой ответ на этот вопрос. Когда-то блага, в первую очередь, доставались сильнейшему посредством насилия. Затем стала использоваться уравнительная система. Ресурсы распределялись приблизительно поровну. Существует также так называемый принцип очереди. То есть, блага достаются тому, кто раньше всех занял место в очереди из желающих. Основные общества заключаются, в том числе, и в выборе наиболее гармоничного распределения благ. практически выработали оптимальный метод разрешения этой задачи. Заключается он в том, что товары и услуги достаются тому, кто может уплатить их стоимость, заявленную продавцом. Подобный денежный принцип выгоден потому, что у людей появляется мощный стимул к трудовой деятельности. То есть, человек развивается в карьерном плане, улучшает производительность, совершенствует навыки, что благотворно сказывается на преуспевании страны в целом. На данный момент далеко не все главные проблемы экономики разрешены, однако человечество с каждым годом движется к прогрессу касательно рассматриваемых задач. Развитые страны еще не достигли абсолютного благополучия, однако они уже наработали пути решения наболевших вопросов.

Итак, мы вкратце рассмотрели основные вопросы экономики. Актуальны они практически для всех стран, включая самые малоразвитые, ведь везде существует ограниченный объем благ, с которыми нужно предпринимать определенные действия.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этого положения является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что производить , т.е. какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время;

2. Как производить , т.е. при какой комбинации ресурсов, и с использованием какой технологии будут произведены товары;

3. Для кого производить , т.е. кто будет оплачивать данные товары и услуги, кто будет извлекать из них полезные свойства, и как будет распределяться доход общества.

При решении вопроса «что производить?» воспользуемся кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей (кривая трансформации ) - это графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.

Рассмотрим пример:

Изобразив данные на графике, получим кривую производственных возможностей (рис. 1).

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X , производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y . Точки А, Е и F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y . Точка B показывает, что производство организовано неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Альтернативная стоимость равнозначна следующим понятиям: цена замены, альтернативные издержки, вмененные затраты, издержки упущенных возможностей, упущенная выгода, стоимость наиболее предпочтительного варианта.

Альтернативные издержки продукта Х рассчитываются по формуле:

АИ Х = ,

где - сокращение выпуска продукта У , а - увеличение выпуска продукта Х .


Если У(Х) - уравнение границы производственных возможностей, то альтернативные издержки продукта Х равны модулю значения производной этой функции. Аналогично определяют альтернативные издержки продукта У .

Форма кривой производственных возможностей связана с влиянием экономического закона повышающихся вмененных издержек при увеличении производства какого-либо товара или услуги.

Закон повышающихся вмененных издержек гласит: по мере того как экономика производит все больше данной продукции, альтернативные затраты производимой дополнительной единицы, выраженные в возможностях производства другой продукции, растут.

Решение вопроса «как производить?» связано с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов. Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов и максимально возможным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции.

Производственная функция - зависимость между заданным объемом производства и затратами факторов производства.

В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Эта проблема стоит и перед всей экономикой, так как от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Эффективность Парето - это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Справедливость в распределении трактуется по-разному.

Выделим три концепции:

1. Уравнительное распределение;

2. Распределение на основе принципа «по труду»;

3. Распределение в зависимости от вклада в производство экономических ресурсов (например, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу).

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.

Человечеству постоянно приходится решать фундаментальную экономическую проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности при ограниченности ресурсов? Потребности людей всегда остаются основным побудительным мотивом развития экономических систем. Поскольку потребности и желания людей не имеют границ, а ресурсы всегда ограничены, то каждый человек и общество в целом стоит перед выбором. Неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов ставит перед обществом три главных вопроса:
ЧТО нужно производить и в каком количестве?
КАК и кто должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологии?
ДЛЯ КОГО производятся товары и услуги, как они будут потребляться?

На эти вопросы должно ответить любое общество независимо от его экономической и политической структуры. Перед каждым производителем стоит главный вопрос: что производить? Необходимо определить, какие товары или услуги привлекут потребителя. От правильного ответа на этот вопрос зависит непрерывность реализации товара. Как производить – для предприятия при наличии конкуренции означает поиск путей снижения издержек, чтобы удержаться на рынке, возможные комбинации факторов производства при данном объеме ресурсов и существующем уровне техники. Для кого производить предполагает определение величины и уровня доходов потребителей и реальных возможностей предложения. Поступающие от продажи деньги превращаются в заработную плату, налоги государству, дивиденды акционерам, новое оборудование, т.е. возвращаются к потребителям. Образуется замкнутый экономически цикл.

Что производить, как производить и для кого производить товары и услуги зависит от обладания и рационального использования определенных ресурсов Они являются необходимыми компонентами для деятельности предприятий в любой отрасли. Страна должна обладать полезными ископаемыми, предприятиями, транспортом, квалифицированной рабочей силой, денежными средствами и др. Ресурсы являются исходной и основной предпосылкой создания благ. Для удовлетворения потребностей необходимыми производственные ресурсы, на базе которых создаются потребительские блага. Те ресурсы, которые используются для создания благ, называют факторами производства.

Проблему ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей призвана решать экономическая наука, которая представляет собой совокупность объективных знаний, изучающих деятельность человека, связанную с необходимостью создания экономических благ для наиболее полного удовлетворения потребностей людей при ограниченности ресурсов.

Удовлетворении экономических потребностей обуславливает создание всего того, в чем нуждается человек. Это прежде всего производство благ, необходимых для физического, психического и социального комфорта. Они являются побудительным мотивом экономической деятельности и имеют покупательную силу. Человек нуждается в средствах существования (питании, одежде, жилье и др), а также в путешествиях, украшениях, развлечениях и др. Предприятию необходимы орудия и предметы труда для производства товаров и услуг.

Обычно потребности делят на низшие (материальные) и высшие (духовные). Пропорции между ними изменяются, т.е. структура потребностей находится в постоянном развитии. Эта зависимость связана с доходами населения. По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (телевизор, холодильник, продукты питания и др.), и коллективные, требующие больших затрат (строительство школ, дорог, охрана общественного порядка др.). В реальной действительности потребности принимают форму интереса. В зависимости от носителя интересов они выступают как общественные, коллективные и личные. Существуют интересы национальные интернациональные, общегосударственные и региональные, групповые и семейные и т.д.

Особенностей потребностей является их постоянный рост и изменения по структуре, качеству и количеству. В обществе возникают новые потребности и отмирают старые. Появляются новые товары и новые желания у людей. Растет численность населения, что неизбежно требует увеличения массы создаваемых материальных и духовных благ. В экономической литературе эта тенденция сформулирована в законе возвышения потребностей. Рост потребностей всегда опережает возможности производства и не совпадает с уровнем фактического потребления. В обществе существует противоречие между безграничностью потребностей и ограниченными возможностями их полного удовлетворения. Это противоречие разрешается на каждом конкретном этапе ростом производства. Непрерывное увеличение потребностей является побудительным мотивом для создания необходимых благ. В результате использования факторов производства (экономической деятельности) создаются экономические блага. Они всегда ограничены и являются объектом экономической деятельности людей. Кроме экономических, существует еще даровые блага.

Благо – это материальный или нематериальный (духовный) предмет, способный удовлетворять определенную потребность. Эти дары природы, продукты и др. Экономические блага можно классифицировать по различным признакам. Если благо имеет вещную форму, то его называют продуктом. Как известно, большая часть производимых благ для личного потребления. Они называются частными благами. Например, одежда. Однако существует блага, которые потребляются одновременно многими лицами и их потребление не ущемляет интересы одних лиц в пользу других. Такие блага называют общественными. К этому типу благ относят общественную безопасность страны, образование, здравоохранение, парки, дороги и др. большая часть такого рода благ представляется пользователям без непосредственной их оплаты. Ряд услуг (пользование государственными транспортными средствами, снабжение электроэнергией и теплом, оказание других услуг) оплачивается непосредственно потребителями. Оборона страны не может функционировать на частной основе, поскольку все понимают, что она нужна, но никто не станет платить за ее содержание. Поэтому в любом обществе существует необходимость совместного решения проблем, которые касаются исключительно всех. Объемы и степень пополнения запасов различных благ характеризует их ограниченность и выражается понятием «редкость». В экономике это термин применяется в совокупности с потребностью и как синоним понятию «ограниченность».

Анализ потребностей имеет не только теоретические, но и практическое значение. Хотя потребности не следует отождествлять со спросом, однако эти категории связаны между собой. Потребности управляют спроса. Не существует спроса без потребностей. Каждый производитель должен найти рыночную нишу неудовлетворенных потребностей. Он должен определить объем и структуру потребностей, которые он вынужден затратить на покупку одного товара пи желании купить несколько. Потребитель стремится распорядиться своими ограниченными доходами с наибольшей выгодой (полезностью) для себя. А это предполагает учет общественной стоимости (рыночной цены). Потребитель должен отдать предпочтение конкретному товару. Если два товара обеспечивают одинаковый уровень полезности, то потребитель безразличен к комбинациям двух благ. На их основе строится кривые безразличия. Благо, которое является предметом купли-продажи на рынке, будет пользоваться спросом лишь в том случае, если обладает двумя свойствами:

Полезностью (потребительной стоимостью), т.е.способностью удовлетворять человеческие потребности;

Ценой, которая соответствует сложившийся общественной норме. Употребляя термин «товар», люди подразумевают материальные предметы (холодильник, одежда, газ, автомобиль, компьютер и т.д.). Но это понятие охватывает также и услуги консультанта, парикмахера, танкиста, брокера, страхового агента, водителя и т.д. происходит купля-продажа «невидимых» благ.

По типу потребления товары или рыночные блага можно разделить на товары индивидуального потребления (потребительские товары) и товары для предприятий и организаций (средства производства).

Потребительски товары предназначены исключительно для индивидуального потребления и делятся на три группы:

Товары повседневного спроса (краткосрочного пользования). К ним относятся легкодоступные, дешевые, которые охотно покупают потребители (продукты питания, стиральный порошок, вспомогательные материалы и др.). Сюда относят часть услуг (ксерокопирование, стирка одежды). На данном рынке велика роль привычки, поскольку это хорошо знакомые товары, и цена здесь не имеет особого значения.

Товары длительного пользования (одежда, автомобиль и др.). Они требуют от потребителя серьезных размышлении и затрат времени. Здесь большую роль играют цена, качество, стиль.

Товары специального ассортимента. Покупателя привлекают, прежде всего, потребительские характеристики товара.

Товары для предприятий и организаций (средства производства) делятся на две группы:

Товары кратковременного пользования. Это относительно дорогие товары и услуги, которые обычно потребляются в течение одного года (сырье, материалы);

Капитальные товары, которые являются относительно дорогими, имеют продолжительный срок службы и используются предприятиями. Покупка их планируется заранее и предполагает наличие альтернативных вариантов (оборудование, станки и др.)

Потоки товаров и услуг в экономике всегда опосредуются движением денег. В деньгах нуждаются домашние хозяйства, предприятия, государство для приобретения необходимых товаров и услуг, оплаты труда и необходимых материалов и т.д. В процессе кругооборота деньги выступают, с одной стороны, денежным эквивалентом национального объема производства, а с другой стороны, они представлены в форме заработной платы, платы за аренду, ренты, процента и прибыли, величина которых определяется рыночными ценами.

Похожие публикации