Обо всем на свете

Карамзин бедная лиза верность. "Бедная Лиза": анализ произведения Карамзина. Русская и зарубежная литература, анализ произведений, сочинения

Популярность повести "Бедная Лиза", анализ которой мы проведем, была столь велика, что окрестности Симонова монастыря (именно там происходят описанные в произведении трагические события) стали местом своеобразного "паломничества", почитатели таланта Карамзина таким образом выражали свое отношение к судьбе полюбившейся им героини.

Сюжет повести "Бедная Лиза" смело можно назвать традиционным: бедная крестьянская девушка жестоко обманута богатым и знатным человеком, она не выдерживает предательства и уходит из жизни. Как видим, ничего особо нового читателю не предлагается, но в этот избитый сюжет Карамзин вносит неподдельный человеческий интерес к героям, он описывает их историю в доверительной, интимной манере, его влечёт к себе мир душевных переживаний героев, соприкасаясь с которым он и сам испытывает глубокие и искренние чувства, которые находят выражение в многочисленных лирических отступлениях, характеризующих и героев, и, в первую очередь, самого автора, его гуманистическую позицию, готовность понять каждого из героев.

Образ Лизы стал для своего времени очень крупным художественным открытием, главная мысль Карамзина звучала даже не полемически, а вызывающе: "... и крестьянки любить умеют!"". Обратим внимание на восклицательный знак, автор настаивает на своём, готовый историей "бедной Лизы" доказать это своё утверждение, которое у большинства "просвещённых читателей" сначала могло вызвать в лучшем случае лишь улыбку.

Образ Лизы в повести "Бедная Лиза" создан в русле противопоставления жизни сельской, близкой к природе, чистой и целомудренной, где ценность человека определяется только его человеческими качествами, и городской, условной и в этой своей условности испорченной, портящей человека, заставляющей его приспосабливаться к обстоятельствам и терять свое лицо в угоду "приличиям", соблюдение которых обходится - в человеческом плане - очень дорого.

В образе героини Карамзин выделяет такую черту, как самоотверженность. Она "неутомимо" трудится, чтобы помочь матери, которая называла её "божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за всё то, что она делает для матери". Страдая от горя, вызванного смертью отца, она "для успокоения матери старалась таить печаль своего сердца и казаться спокойною и весёлою". Человеческое достоинство девушки проявляется в том, что она гордо и спокойно несет свой крест, она не может взять не заработанные ею деньги, она искренно и наивно полагает, что недостойна быть избранницей "барина", хотя и чувствует к нему большую любовь. Сцена объяснения героев в любви пронизана поэзией, в ней, наряду с условностями, ощущается подлинное чувство, поэтически воплощенное в душевных переживаниях героев, которым созвучны картины природы - утро после объяснения в любви Лиза называет "прекрасным". Образы "пастушка" и "пастушки" как нельзя более полно передают душевную чистоту героев, целомудренность их отношения друг к другу. На какое-то время душевная чистота героини преобразила Эраста: "Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которыми прежде упивались его чувства".

Идиллические отношения "пастушка" и "пастушки" продолжались до тех пор, пока Лиза не сообщила возлюбленному о сватовстве к ней сына богатого, после чего они, обезумев от страха потерять друг друга, переступили грань, отделяющую "платоническую любовь" от чувственной, и при этом Лиза оказывается несравненно выше Эраста, она полностью отдаётся новому для себя чувству, тогда как он пытается осмыслить произошедшее, по-новому посмотреть на любимую девушку. Замечательная деталь: после своего "падения" Лиза боится, чтобы "гром не убил меня как преступницу!" Произошедшее роковым образом сказалось на отношении Эраста к Лизе: "Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы". Именно этим вызван его обман: он пресытился Лизой, ее чистой любовью, кроме того, ему нужно было поправить свои материальные дела выгодной женитьбой. Попытка его откупиться от Лизы описана автором с потрясающей силой, а слова, которыми он фактически изгоняет Лизу из своей жизни, говорят о его подлинном отношении к ней: "Проводи эту девушку со двора", - приказывает он слуге.

Самоубийство Лизы показано Карамзиным как решение человека, для которого жизнь закончена прежде всего потому, что его предали, он не в состоянии жить после такого предательства - и делает страшный выбор. Страшный для Лизы еще и потому, что она - набожна, она искренно верит в Бога, и самоубийство для нее - это страшный грех. Но ее последние слова о Боге и о матери, она ощущает свою вину перед ними, хотя изменить что-либо она уже не в силах, слишком страшная жизнь ее ожидает после того, как она узнала о предательстве человека, которому верила больше, чем себе...

Образ Эраста в повести "Бедная Лиза" показан автором как образ сложный и противоречивый. Он по-настоящему любит Лизу, он старается сделать ее счастливой и это ему удается, он наслаждается своим чувством к ней, теми новыми для себя ощущениями, которые вызваны этим чувством. Однако он так и не может преодолеть в себе того, что, вероятно, можно было бы назвать влиянием света, светские условности до какого-то предела им отметаются, но потом он снова оказывается в их власти. Можно ли осуждать его за его охлаждение к Лизе? Могли бы герои быть счастливы вместе, если бы этого охлаждения не было? Новаторством в создании художественного образа Карамзиным можно считать изображение душевных страданий Эраста, который выгоняет Лизу из своей новой жизни: здесь "злодейский поступок" героя переживается им самим настолько глубоко, что автор не может осудить его за этот поступок: "Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его - но язык моё не движется - смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему". Да и финал повести даёт нам возможность увидеть, что герой страдает от содеянного им: "Эраст до конца жизни своей был несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею".

Сентиментализму присуща определённая "чувствительность", которой отличается и сам автор повести. Современному читателю такие глубокие переживания могут показаться странными, однако для времени Карамзина это было подлинное откровение: столь полное, глубочайшее, погружение в мир душевных переживаний героев становилось для читателя способом познать и самого себя, приобщение к чувствам других людей, талантливо описанным и "прожитым" автором повести "Бедная Лиза", делало читателя духовно богаче, открывало ему новое в своей собственной душе. И, наверное, в наше время горячее сочувствие автора своим героям не может оставить нас равнодушными, хотя, конечно, и люди, и времена очень сильно изменились. Но во все времена любовь остаётся любовью, а верность и преданность всегда были и будут чувствами, которые не могут не привлекать к себе души читателей.

Любовь Евгения Онегина и Татьяны Лариной во многом трагична. Онегин не отнесся серьезно к признанию героини в любви и только через несколько лет сказал о своих чувствах. Но к тому времени Татьяна была уже замужем. Героиня до сих пор любила Онегина. Казалось бы, она дождалась взаимности. Но Татьяна Ларина - верная и преданная жена. Она поступила по , оставшись верной мужу, которого не любила. Ее поступок заслуживает уважения.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Верность своей Родине - моральный принцип Петра Гринева. Когда Белогорскую крепость захватил Пугачев, у героя был выбор: перейти на сторону врага, признав в Пугачеве государя, и сохранить жизнь или умереть, не предав свою страну. Петр Гринев выбрал второй вариант. Он был готов отдать жизнь, но сохранить достоинство. Поступок героя - пример настоящей верности своим моральным принципам, воинскому долгу и Родине.

Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

Чувства Эраста и Лизы были искренними. Но, когда девушка отдалась Эрасту, чувства стали угасать. Лиза - верная, преданная девушка, умеющая по-настоящему любить. Но Эраст оказался другим. Он предал Лизу. Проиграв свои деньги, он женился на богатой вдове, а Лизе сказал, что уходит на войну. Девушка не смогла пережить : не видя смысла жить, она бросилась в пруд.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Наташа Ростова хотела сбежать с Анатолем Курагиным, хотя у нее был жених - Андрей Болконский. Девушка была готова на измену в силу своей неопытности, молодости и доверчивости. Данный поступок не делает ее ужасным человеком. Случившееся принесло Наташе Ростовой много мучений, она осознала ошибочность своего поступка. Сохранение верности возлюбленному стало для девушки испытанием.

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Тарас Бульба - человек, верный своему слову, своему государству. Он не терпит предательства, смело сражается с врагами. Андрий, его младший сын, предает запорожцев. Понятие верности для Тараса Бульбы важнее родственных связей. Он убивает сына, не желая смириться с его поступком. Мировоззрение Тараса Бульбы - пример верности своим моральным принципам, своей Родине, своим товарищам.

Измена… Какое страшное слово! Произносишь его, и холодок идет по телу… Почему-то, прочитав тему, я сразу подумала о любовной измене (хотя, конечно, можно говорить и об измене Родине, и о предательстве друга). Сразу представляешь не просто расстроенное, а растерянное лицо женщины, злые глаза мужчины. И понимаешь, что такое простить нельзя, почти невозможно. Чтобы ответить на вопрос: почему? – хочется обратиться к произведениям художественной литературы, где можно найти ответы на все вечные вопросы.

Мне сразу вспомнилось произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Как настоящий писатель-сентименталист, Карамзин запечатлел очень грустную историю любви и смерти. Повествование об обыкновенной крестьянке превратилось под пером мастера в настоящую драму, когда хочется плакать от безысходности. Но… расскажу обо всем по порядку.

Сюжет произведения прост. Молодой дворянин Эраст случайно встречается с с крестьянкой, которая продает цветы.

Девушка сразу покорила его своей искренностью, скромностью и простотой. И Лизе он понравился. Но автор сразу обращает наше внимание на то, что жизнь Эраст вел рассеянную, думал больше о своем удовольствии и светских развлечениях и, конечно, был Лизе, явно не пара (как сказали бы сегодня). Но любовь не спрашивает совета разума! Она просто приходит, и человек не может ничего с собой сделать! Так было и с Лизой. Она полностью отдалась своему чувству. Все ее мысли были об Эрасте, и когда он впервые поцеловал ее и сказал о своей любви, она не поверила своим ушам! И хотя была девушкой чистой и целомудренной, чувства взяли верх. Можно ли ее осуждать за это? Ведь она любила! А Эраст? Нам хочется верить, что он встретил ту единственную, которая заставит его забыть разгульный образ жизни, свойственный дворянам. Ведь и он влюблен! Мы становимся свидетелями их страстных встреч, мы верим его словам и любовным клятвам. Но финал произведения оказался жестоким. Эраст уходит на войну, проигрывает в карты большую сумму денег, и чтобы поправить свое состояние, женится на богатой вдове. Когда Лиза узнает об этом, она не верит своим ушам. Больше всего меня потрясло, что, разрывая с ней отношения, Эраст дает ей сто рублей! Как будто заплатил за украденную невинность… «Он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» - вот ее мысли, ее чувства. Когда любовь так велика, измену трудно простить. Это настоящее предательство! Лиза, чистая и невинная, поверила его клятвам, а Эраст жестоко растоптал их любовь. И она бросается в пруд, не желая жить без любимого человека.

Поступок Лизы дал мне понять, что измену трудно простить. Когда ты отдаешь любимому человеку все, что у тебя есть: душу, сердце, любовь, а взамен получаешь измену и сто рублей, - твои чувства растоптаны, и только сильный человек может это пережить. Лиза не была сильной. И измену простить не смогла. Можем ли мы судить ее за это?

Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души.

В повести Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается о любви молодого дворянина

Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продаёт цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-«с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Его любовь к Лизе оказалась не прочной. Эраст проигрывается в карты. Стремясь поправить дела, он собирается жениться на богатой вдове, поэтому оставляет Лизу. Потрясённая изменой Эраста, Лиза в отчаянье бросается в пруд и тонет. Этот трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев. Эраст – дворянин. Лиза – крестьянка. Их брак невозможен. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают. В повести автор ценит не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству.

Карамзин был великим гуманистом, человеком с тонкой душой. Он отрицал крепостное право, не признавая за людьми власти распоряжаться жизнью других людей. Хотя героиня повести не крепостная девушка, а свободная крестьянка, тем не менее, сословная стена между ней и её возлюбленным не преодолима. Даже любовь Лизы не смогла разрушить этого барьера.

Читая повесть, я полностью на стороне Лизы, переживаю восторг любви и скорблю по поводу гибели девушки. Обратившись к высокой теме неразделённой любви, Карамзин понимал и чувствовал, что драму человеческих чувств не возможно объяснить только социальными причинами. Образ Эраста в этом смысле очень интересен, характер его противоречив; обладает нежной поэтичной натурой, красив, за что Лиза и полюбила его. В то же время Эраст эгоистичен, слабоволен, способен на обман; с холодной жестокостью он выводит Лизу из своего дома, но, узнав о её смерти, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Автор подчёркивает, что никакое сословное превосходство не освобождает человека от ответственности за свои поступки.

37843 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Карамзин Н.М. / Разное / Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Русская и зарубежная литература, анализ произведений, сочинения

Анализ произведений русской и зарубежной литературы, образцы школьных сочинений

Сочинение «Почему Лиза бедная?» (почему так называется повесть Карамзина)

Повесть «Бедная Лиза» рассказывает о несчастной любви. Автор начинает своё произведения с того, что описывает свои прогулки в «опустевший монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и её судьбе. Кроме того, эпитет «бедная» отражает и социальное положение Лизы, неизменно ограничивающее ее возможности в жизни, и ее открытое и искреннее сердце простой девушки, которое легко ранить и разбить.

Молодая и прекрасная крестьянка Лиза тяжело работает, чтобы помочь своей старушке-матери. Однажды на улице она встречает молодого господина, который покупает у неё все цветы. Она влюбляется в красивого юношу, которого зовут Эраст. Лиза знает, что Эраст не её круга, и мечтает, чтобы он был простым пастухом. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое».

Вскоре Эраст признаётся ей в любви, и они дают друг другу клятву верности. Лиза, доверчивая и наивная, во всем доверяется Эрасту. «Я верю тебе, Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?»

Чувствительность является главной чертой характера Лизы. Она верит в свою любовь, живет «нежными страстями». Вскоре отношения Лизы и Эраста перестают быть платоническими. Молодой человек, добившись желаемого, охладевает к девушке. Он уезжает на войну и «надеется по возвращении своем уже никогда с нею не расставаться». Лиза тоскует по Эрасту, вся её жизнь потускнела без него «Ах. Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!». Однако забота о матери удерживает её дома.

Через 2 месяца Лиза в городе случайно встречает Эраста. Она обрадовалась и обняла возлюбленного. Однако Эраст отказывается от неё: «обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей - возьми их,… позволь мне поцеловать тебя в последний раз - и поди домой».

Сердце Лизы разбито. Она не смогла пережить горя и унижения. Возможно, если бы Эраст повел себя честно и сразу сказал ей правду, она, полная искренней любви к нему, смогла бы даже понять его и простить. Но именно обман, ложные надежды, долгое время тоски и ожидания перемен к лучшему, а в итоге подлость возлюбленного и крушение всех надежд сломали девушку.«Мне нельзя жить,… нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Она бросается в пруд и погибает.

Автор всячески жалеет свою героиню. Он сочувствует её несчастной судьбе и горькому выбору, который она сделала. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту, Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его - но язык мой не движется - смотрю на него, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?».

Повесть «Бедная Лиза» - это повесть о несчастной, но прекрасной любви. Лизина любовь была честной, пылкой и настоящей. Предательство Эраста предопределило её печальную судьбу.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Здесь нужно чётко понимать, о какой измене идёт речь. Они бывают разные. Предательство любимого человека, измена Родине, своим идеалам и принципам. В своём сочинении я бы хотела поговорить о предательстве в любви. Можно ли простить любимого человека, если он изменил? Я считаю, что и да, и нет. Всё зависит от конкретного случая. Иногда стоит дать любимому человеку, если мы им дорожим, ещё один шанс. А иногда лучше сразу прервать все отношения, чтобы избежать повторных измен. Предательство в любви – это всегда острая боль, которую причиняет тебе самый близкий человек, рана, которую залечивают иногда годами, а кто-то и не может пережить.

Вспомним рассказ “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина. Бедная, бедная Лиза, её боль я чувствовала как свою. Литература учит нас многому, кстати, и тому, как относиться к изменам, примеры которых мы часто встречаем в художественных произведениях. Попробую это доказать.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого “Война и мир” главная героиня Наташа Ростова изменяет Андрею Болконскому. Она не выдержала года разлуки с женихом. Анатоль Курагин по совету сестры Элен Безуховой соблазняет молоденькую неопытную девушку. Да-да, неопытную и наивную. Наташа юна, жизнерадостна, открыта миру. Она верит словам и обещаниям, она верит, что все вокруг такие же добрые и честные, как она. Она хочет любить, её сердце переполняет жажда любви. Страшно представить каким ударом были для неё слова Пьера: Анатоль женат, он играет с нею. Она заболела, была на грани смерти. Но время лечит раны. Узнав об измене, Болконский разрывает помолвку без объяснений. Он не может простить и понять Наташу. Но, встретившись во время войны, когда Андрей смертельно ранен, а Наташа ухаживает за ним, он понимает, какая это глупость. Его презрение к Наташе, желание отомстить Анатолю – всё уходит. А вот любовь – это самое главное. Болконский прощает Наташу, прощаем её и мы, понимая и сопереживая.

Но в этом же романе мы встречаем совершенно другую героиню Элен Курагину, расчётливую и бездушную. Она по настоятельному совету отца выходит замуж за “мешок с деньгами” Пьера Безухова, которого соблазнила своей слишком откровенной красотой. И что? Она изменяет ему с Долоховым, Борисом… Список огромен. Она не считает измену дурным поступком, бросая Пьеру: “Посмотрите на себя. Разве вам можно не изменять?” Её не волнуют переживания Пьера, его честь. А в высшем свете, который она обожает, она умудряется выставить себя жертвой, а мужа – тираном. И ей, насквозь лживой, сочувствуют. Пьер стреляется с Долоховым, чуть не погибает, понимая, какая это глупость. Элен не заслуживает таких поступков. Пьер просто оставляет эту женщину. Во время войны, когда Пьер идёт в ополчение, Болконский, Ростовы сражаются, Наташа помогает раненым, Элен развлекается и думает, кого выбрать из двух женихов, нельзя ли остаться с обоими. Распутная жизнь приводит к смерти. И нам, конечно, немного её жаль. Ведь так её воспитали в семье, где мать соперничала с дочерью, а Василий Курагин был бездушен и нечестен, зато тщеславен и расчётлив. Такой измены простить нельзя. От таких людей, как Элен, надо бежать куда глаза глядят. Как бы они не притворялись, предать они могут в любую минуту. Потому что больше всего на свете любят себя и своё благополучие.

Таким образом, не сомневаюсь, что я доказала свою мысль. В одних случаях измену можно простить, в других – лучше не прощать. Всё зависит от конкретного случая, конкретного человека. Но ещё раз хочется напомнить, что измена в любви – это предательство, которое глубоко ранит, приносит душевную боль человеку, которого вы ещё вчера любили. Разве он достоин этого? Будьте честны с любимыми людьми! Не причиняйте им боль!

Волкова Елена
(выпускница 2017)

Похожие публикации