Обо всем на свете

В чем проявляется ответственность человека перед семьей. Хэмминг. «Вы и ваши исследования. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Я очень ответственный человек. Так считают все. Так считаю я сама. На меня всегда можно положиться и я выполняю все свои обещания. Уверена, я очень редкий и ценный сотрудник (по крайней мере, была таковым в свой карьерно-ориентированный период жизни). Даже сейчас я сделаю все, чтобы выполнить поручение шефа или просьбу друзей. Потому что я ценю их доверие, их веру в мои возможности и уверенность в моей поддержке.

Единственный человек, чьими интересами я пренебрегаю - я сама. С собой любимой я не церемонюсь и всегда могу передоговориться. Ну что изменится, если новая жизнь начнется не сегодня, а завтра? А еще лучше с понедельника. Следующего месяца.

Хотя нет, иногда я бываю непримирима - не завтра - а сейчас! Сию же минуту!! Каждую секунду у нас начинается новая жизнь, и моя уже началась.

Решимость бьет через край, вредные продукты изгоняются из холодильника в мусорное ведро, рабочее место очищается от завалов бумаги, в новом ежедневнике строятся судьбоносные планы изменений и все это венчает бодрая тренировка из любимого журнала Shape. Теперь или никогда грозно заявляю я себе и с улыбкой решимости на устах засыпаю.

Чтобы проснуться не выспавшейся в привычном рутинном дне с пасмурной погодой и ожидающим меня длинным списком запланированных дел, о которых даже думать не хочется не то что выполнять. Но ведь не обязательно выполнять все дела сразу - верно?

Знакомая ситуация? Мы настолько привыкли быть хорошими для всех, что на себя просто не остается времени. В нашем обществе не принято думать о себе - это же эгоизм внушали нам с детства - главное коллектив, умение ладить с окружающими, дружить, в конце-концов.

Нас не научили принимать решения отталкиваясь от своих интересов (а естественный детский эгоцентризм - подавлялся на корню). Мы не умеем ставить себя над ситуацией и рассматривать ее с позиции личной выгоды. Мы всю жизнь стремимся соответствовать ожиданиям окружающих - не дай Бог, кто-то заподозрит нас в эгоизме или черствости. Мы никогда не ставим себя в центр Вселенной и безумно возмущаемся теми, кто осмеливается заявлять о своем превосходстве и избранности. Мы не любим выскочек - мы любим коллектив и общину. Мы живем интересами, навязываемыми нам другими, руководствуемся чужими ценностями и воплощаем чужие мечты (пусть даже это мечты наших родителей).

Смешно, но нам проще поверить в миссию своей фирмы, в идею национального единства или еще какую-нибудь идею, чем разработать свой жизненный кодекс и найти, наконец, свое Предназначение.

Для этого надо думать. О себе. О своих интересах. О своих желаниях. Но главное, надо быть готовыми во всех случаях жизни делать СВОЙ выбор, основанный на СВОИХ интересах и ценностях. Даже если для этого придется пренебречь интересами близкого человека (хотя вряд ли ваши жизненные принципы поставят вас в такую ситуацию).
Надо быть готовым идти до конца. Потому что в этой жизни мы ответственны только перед собой. Самый важный человек в нашей жизни - это мы сами. Давайте попробуем построить новую жизнь, опираясь на этот постулат, и посмотрим, как все переменится. Я в это верю. И готова начать думать по-новому прямо сейчас - а вы?

Ответственность – это важное качество, особенно для взрослого человека. Но не все обладают им, даже при достижении возраста совершеннолетия. Если человек не чувствует обязанностей перед кем-либо, это может изменить в худшую сторону его жизнь. Читатель, попробуем разобраться, как стать ответственным ?

Каждое утро необходимо проговаривать про себя, что только человек несет ответственность за себя и свою жизнь. Это необходимо повторять несколько раз подряд, чтобы эта фраза прочно укрепилась в сознании. Да, это может быть самовнушением, но от него только одна польза. Не важно, что с человеком произойдет за день, главное – следовать это фразе и полюбить свои мысли.

Кроме того, помогайте близким. Если у вас есть младший брат или сестренка, крестный сын, помогите родителям забрать их из садика, посидите с ним, поиграйте, погуляйте. А такие сходите к врачу, внимательно выслушав все его рекомендации.

Как ни странно, но именно маленькие дети формируют чувство ответственности в другом человеке. Понимая, что маленький нуждается в защите взрослого, человек приободряется, начиная ухаживать за малышом. Очень помогает повысить ответственность.

Слова, слова.. Помните, песню Теоны Дольниковой? Действительно, говорим мы много, долго, но только малая часть беседы заслуживает внимания. Очень часто люди бросают слова на ветер. И в этом проявляется их безответственность.

Поэтому следует внимательно относиться к своим словам, беречь каждую букву. И самое главное – не давать напрасных обещаний, которые невозможно выполнить.

Многим людям помогают записи в дневнике и блокноте. Это могут быть личные впечатления и переживания. Перечитав их, можно проанализировать свои ошибки. Блокноты также важны с точки зрения распорядка дня: попробуйте его распланировать. Это может помочь обрести дисциплину и самоконтроль над ситуацией.

И, наконец, повысить ответственность поможет организационная работа. Если вы молоды, активны, можно попробовать стать волонтером. В них нуждаются различные фонды благотворительной направленности. Волонтеры – это их добровольные помощники, помогающие в благих для общества делах.

Кроме того, на работе, заняв лидирующий пост, человек должен ощутить не власть над людьми, а ответственность перед ними. Это первое, что должен сделать грамотный и дальновидный руководитель. Иначе, он не добьется уважения со стороны персонала.

В некоторых случаях любовь сотрудников к своему руководителю спасает предприятие от долгов, от упадка и иных негативных экономических ситуаций.

Поделись статьей с другом:

Сколько в тебе тебя? Именно тебя? Я вот думаю, сколько в нас всего намешано: родители, школа, другие учебные заведения, друзья, соседи, родственники. Все они привносили в нас что-то свое, каждый учил на свой лад как жить, как на что смотреть, чему стоит верить, а чему нет. В нас заложены тонны чужого опыта, мыслей и желаний. Если мысленно нажать delete на все лишнее и наносное, то что останется от нас самих? Большинство желаний спровоцировано кем-то, некоторые решения мы принимаем с чьей-то подачи, но уверяем себя, что нас лишь вдохновили. Сотни гуру и святых учителей несут свою истину, просвещают и спасают. А, может, губят и затемняют разум? Подумайте, сколько решений, не важно, хороших или плохих, приняли именно вы? Без чьего-то влияния, диктовки. И так ли это на этот момент? Не влияет ли на вас кто-то сейчас?

Наши близкие, родственники, друзья, сотрудники. Все они в общении с нами, сознательно или нет, влияют на наше поведение и образ жизни. Незаметно для себя мы начинаем говорить как они, одеваться как они и хотеть все то, что хотят они. Мы становимся зеркалом этого мира, как губка впитываем все то, что он нам показывает и предлагает. И это лишь вопрос времени, когда мы станем чьим-то отражением, а наша жизнь — копией других.

Так как же отделить зерна от плевел? Как найти, что мое, а что – нет?

Наблюдайте за собой

Для начала вам нужно начать следить за своими мыслями. Научитесь их взвешивать на воображаемых весах. Где на одной чаше будет «мое», а на другой – «чужое». Это не очень сложное упражнение. Лучше всего эти весы применять тогда, когда вам что-то предлагают. Вы можете согласиться с ними не потому что хотите, а потому, что отражаете им их желание. Либо вам неудобно отказаться и вы принимаете правила чужой Игры. Спросите себя, хочу ли я сейчас общаться с этим человеком, или лучше отказаться? Ведь у нас бывают такие ситуацию, что нам нужно быть дома, отдыхать после работы, или заниматься чем-то важным. Но вдруг, кто-то врывается в наш размеренный ритм телефонным звонком, и говорит нам, что мы «должны» с ним увидеться. И вы бросаете все, идете на эту встречу, даже если не хотите. Чувствуете себя обязанным. В итоге может оказаться, что человеку просто было скучно, он хотел провести интересно свой день и не нашел иного способа, как сделать его интересным за ваш счет.

Умейте говорить «нет!».

Люди, которые не могут отказать, когда это требуются, могут стать жертвой тех, кто не умеет ценить личное время и пространство других. Таким людям легко что-то навязать, они соглашаются, а потом страдают из-за того, что не отказали, пошли на поводу чужих желаний. Тут есть скрытый механизм, в котором участвует воля. Если человек к вам относится с пониманием, то он не будет навязывать вам что-то. Другой же будет диктовать вам скрытно свои правила, и каждый раз, когда вы будете соглашаться, то ваша воля будет слабее, а его воля сильнее.

Прислушайтесь к себе

У всех нас бывают такие моменты, когда нам кажется, что мы что-то потеряли, делаем что-то не то. Наша личность имеет свои потребности и свое чувство правильности. Если вы отклоняетесь от курса, где вашей Душе хорошо, то тогда и появляются такие вот чувства, сомнения.

У каждого из нас должны быть свои мечты, свои желания и цели. Но чаще всего мы отказываемся от них по той причине, что мы перестали слушать себя, верить в себя. Идем на нелюбимую работу, общаемся с людьми, которые уже давно нас разочаровали. И все потому, что боимся отказаться от ненастоящего, ведь оно является нашей комфортной зоной. Нам лучше быть в иллюзии комфорта и терпеть что-то, ведь это все знакомо, и мы уже знаем чего можно ждать от этих ситуаций и людей. А выйти из этой зоны означает, что нам нужно будет рисковать, пробовать что-то новое. Для нас потерять что-то привычное, хоть и плохое, кажется опасным. Ведь это тот фундамент, на котором мы сейчас находимся, а новый? Что если он будет еще хуже? Такие сомнение всегда будут держаться нас в условиях, где мы будем отказываться от себя настоящих и играть по чужим правилам, из-за страха или лени начать Путь к себе.

Ответственность

Ответственность перед собой – это ваша самая главная ответственность. Если вы не заботитесь о себе, о своей личности, то вы рискуете прожить чужую жизнь. У многих людей отсутствует инстинкт самосохранения. Я имею в виду в обществе. Мы уязвимы, так как нас никто не учит защищать свое мнение, желания и интересы. Нас учат, как во всем устраивать других. И со временем может наступить такой момент, когда мы всех во всем будем устраивать, и в это же самое время будем несчастны, ведь вся наша жизнь будет уходить на то, чтобы жить для кого-то по каким-то правилам. В семье, на работе, в общении.

Кто-то верит в Бога лишь потому, что так делали его родители. Кто-то пошел работать юристом потому, что другие к этому подтолкнули. Есть люди, которые соединяют себя узами брака под давлением. И как тут можно говорить о свободе выбора и личности? Ее нет, если человек не умеет слушать себя, отставить свои желания и следовать своему Пути взвешивая на весах своей совести, что его, а что нет. Ответственность перед собой может сделать вашу жизнь сложнее, ведь многим может не понравиться то, что вы начали думать своей головой и принимать свои собственные решения, но именно так вы узнаете, свободны ли вы.

Проблема ответственности

10.06.2015

Снежана Иванова

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают...

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности. Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом. Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения. Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна. Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка. Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача. Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации. Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества. Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях. Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек. Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль. Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема ответственности

Проблема ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену. Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства. Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными. Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий. В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе. Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми. Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям. Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия. Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению. Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче. Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными. Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время. Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях. Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий. Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов идти до конца к победным свершениям. На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности. Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком. Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше. Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете. А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете. Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения. Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно. Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай. Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход. Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку. Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность. Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

I. Обязанности перед самим собой

Человек как индивид относится к самому себе. У него две стороны: единичность и всеобщая сущность. В связи с этим его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью же в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы – образовать себя.

Пояснение . С одной стороны, человек – природное существо. Как таковое, он ведет себя сообразно своему произволу и случаю, т.е. как непостоянное, субъективное существо. Он не отличает существенного от несущественного. – Во-вторых, он существо духовное и разумное. Взятый с этой стороны, он не бывает от природы тем, чем он должен быть . Животное не нуждается в образовании, ибо животное от природы есть то, чем оно должно быть. Оно лишь природное существо. Человек же должен согласовать две свои стороны, привести свою единичность в соответствие со своей разум {62} ной стороной, иначе говоря, сделать последнюю господствующей. Некультурно, например, когда человек отдается своему гневу и действует, слепо повинуясь этому аффекту, ибо в гневе он принимает нанесенную ему обиду или вред за бесконечные и без меры и цели старается отплатить за них, причиняя вред обидчику или другим предметам. – Некультурно, когда кто-нибудь следует такому интересу , который или несвойствен этому человеку, или недостижим в его деятельности, ибо разумным образом можно делать своим интересом лишь то, чего можешь добиться своей собственной деятельностью. Далее, если человек, испытывая превратности судьбы, теряет терпение , значит, свои собственные интересы считает самым важным делом, чем-то таким, к чему, по его мнению, должны приноравливаться и люди, и обстоятельства.

В теоретическое образование входит кроме многообразия и определенности знаний, а также всеобщности точек зрения, позволяющих судить о вещах, умение воспринимать объекты в их свободной самостоятельности, без субъективного интереса.

Пояснение . Многообразие знаний самих по себе входит в образование потому, что именно благодаря многообразию знаний самих по себе человек поднимается от партикулярного знания незначительных вещей своего окружения ко всеобщему знанию, благодаря которому он достигает большей общности знаний с другими людьми, овладевает предметами всеобщего интереса . Выходя за пределы того, что он знает и испытывает непосредственно, человек узнает, что существуют также другие, и притом лучшие, способы вести себя и действовать и что его способы не являются единственно необходимыми. Этим он отдаляет себя от себя самого и приходит к различению существенного и несущественного. Определенность знаний касается их существенного различия, тех различий, которые во всяком случае принадлежат предметам. К образованности относится умение судить об отношениях и предметах дей {63} ствительности, именно для этого и нужно знать, от чего это зависит, что такое природа и цель как вещи, так и отношений друг к другу. Эти аспекты открываются человеку не непосредственно через созерцание, а благодаря занятиям этой вещью, благодаря размышлению как о ее цели и сущности, так и о средствах, насколько они действенны или недейственны. Необразованный человек не идет дальше непосредственного созерцания. Его глаза закрыты, и он не видит того, что лежит у его ног. Это только субъективное ви дение и постижение. Он не видит суть. Он лишь приблизительно знает, какова вещь, да и то не как следует , потому что только знание всеобщих аспектов направляет человека на то, что нужно рассматривать главным образом. Вернее даже, знание всеобщих аспектов уже и есть главное самой этой вещи, оно уже заключает в себе ее важнейшие отделы, в которые, стало быть, остается лишь, так сказать, вложить внешнее наличное бытие, и следовательно, это знание способно постигать гораздо легче и правильнее.

Противоположностью неумения судить является манера судить обо всем чересчур поспешно, без понимания. Такое торопливое суждение основывается на том, что становятся на одностороннюю точку зрения, берут один аспект и тем самым упускают из виду истинное понятие вещи, не обращают внимания на остальные аспекты. Образованный человек знает в то же время границы своей способности суждения .

Далее, в образование входит умение воспринимать объективное в его свободе . Оно заключается в том, чтобы в предмете я искал не свой собственный субъект, а рассматривал бы и трактовал предметы так, как они существуют сами по себе, в их свободном своеобразии, чтобы я интересовался ими без какой-либо личной выгоды . Такой бескорыстный интерес важен в изучении наук , если, разумеется, культивировать их ради них самих. Желание извлекать пользу из предметов природы связано с разрушением последних. Интерес к изящному искусству тоже бескорыстен. Оно изображает вещи в их живой самостоятельности и устраняет те недостатки и стеснения, которым они подвергаются {64} от внешних обстоятельств. Объективный поступок состоит в том, что, 1) взятый даже со своей безразличной стороны, он имеет форму всеобщего , лишен произвола, прихоти, каприза, свободен от странностей и т.п.; 2) со своей внутренней, существенной стороны он является объективным, если имеет целью самое истинную вещь , и лишен корыстного интереса.

Практическое образование требует, чтобы человек, удовлетворяя свои естественные потребности и влечения, проявлял благоразумие и соблюдал ту меру, которая лежит в границах их необходимости, т.е. необходимости самосохранения. Человек 1) должен быть способен выйти из естественного, быть свободным от него; 2) напротив, в свое призвание (Beruf), в существенное он должен быть углублен ; наконец, 3) он должен быть способен не только к тому, чтобы ограничить удовлетворение естественного пределами необходимости, но и к тому, чтобы принести его в жертву более высоким обязанностям.

Пояснение . Свобода человека от естественных побуждений заключается не в том, что он не имеет их и, следовательно, не стремится уйти от своей природы, а в том, что он признает их в общем необходимыми и тем самым разумными и в соответствии с этим исполняет их по собственной воле. Он оказывается тут принужденным лишь в том случае, если вопреки этому всеобщему обзаводится случайными и произвольными мыслями и целями. Определенную, строгую меру в удовлетворении потребностей и употреблении физических и духовных сил точно указать невозможно, но каждый может знать, чт? именно ему полезно, а что вредно. Соблюдение меры в удовлетворении естественных побуждений и в пользовании телесными силами необходимо, собственно говоря, ради здоровья , ибо последнее является существенным условием пользования духовными силами для исполнения высшего назначения человека. Если тело не сохранено в его нормальном состоянии, если нарушена какая-нибудь из его {65} функций, то приходится делать тело целью своих занятий, вследствие чего оно превращается в нечто слишком важное и значительное для духа . – Далее, нарушение меры в пользовании физическими и духовными силами, как чрезмерным, так и недостаточным их употреблением приводит к притуплению и слабости этих сил.

Наконец, умеренность связана с благоразумием . Благоразумие состоит в способности сознавать, чт? делаешь, в том, что человек, наслаждаясь или работая, наблюдает за собой посредством рефлексии и, следовательно, не целиком отдается этому единичному состоянию, а остается способным к размышлению обо всем другом, что еще будет необходимо. Благоразумный человек, воспринимая что-нибудь или занимаясь каким-то делом, одновременно в своем духе вне этого состояния. Это умение не целиком отдаваться своему состоянию вообще требуется при необходимых, но все-таки несущественных побуждениях и целях. Напротив, при истинной цели или при истинном деле необходимо, чтобы дух со всей серьезностью был налицо, а не находился бы одновременно и вне их . Благоразумие здесь состоит в том, чтобы не упускать из виду все обстоятельства и стороны работы.

Что касается определенного призвания , которое кажется какой-то судьбой , то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

Пояснение . По отношению к внешним обстоятельствам своей судьбы и вообще ко всему, что он есть непосредственным образом, человек должен вести себя так, чтобы сделать все это своим , лишить все это формы внешнего бытия. Неважно, какое положение в обществе занимает человек благодаря своей судьбе, если он действительно есть то , что он есть , т.е. если он вполне соответствует своему призванию. Призвание – многосторонняя субстанция. Призвание есть как бы {66} предмет или материал, который нужно всесторонне проработать, чтобы в нем не осталось ничего чуждого, недоступного, сопротивляющегося. Если я сделал этот материал совершенно своим для меня, то в нем я свободен. Преимущественно из-за того человек и бывает недоволен , если он не соответствует своему призванию . Он ставит себя в такие условия, которыми не обладает как действительно своими. В то же время он принадлежит такому состоянию. Он не может отделаться от этого состояния. Он живет и действует, следовательно, в каком-то превратном отношении с самим собой.

Верность и покорность своему призванию, а также покорность своей судьбе , и способность забывать о самом себе в своей деятельности основаны на отказе от тщеславия, самомнения и эгоизма и сосредоточении внимания на том, что существует в себе и для себя и является необходимым.

Пояснение . Призвание есть нечто всеобщее и необходимое и составляет известную сторону человеческого общежития. Призвание есть, следовательно, часть всего созданного людьми . Имея призвание, человек приобщается ко всеобщему и принимает в нем участие. Благодаря этому он становится объективностью. Хотя призвание и представляет собой единичную ограниченную среду, оно все же образует необходимый член целого и в самом себе тоже является целым . Чтобы стать кем-то , человек должен суметь ограничить себя , т.е. сделать свое призвание вполне своим делом. В этом случае призвание не является для него ограничением. Здесь человек един как сам с собою, так и со своим внешним окружением, со своей средой. Он есть всеобщее, целое. Если человек делает своей целью что-либо суетное , т.е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе. Суетное не представляет собой сущего в себе и для себя, но получает существование только благодаря субъекту. Человек видит в нем только себя. Таково, например, моральное тщеславие , когда человек в своих поступках пола {67} гает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу. Человек, который честно исполняет незначительные дела, показывает этим свою способность к б?льшим делам, ибо он проявил покорность и способность отказываться от своих желаний, склонностей и фантазий.

Благодаря интеллектуальному и моральному образованию человек получает способность выполнить обязанности по отношению к другим , каковые можно назвать реальными , в то же время как обязанности, относящиеся к образованию, напротив, скорее формальной природы.

Если исполнение обязанностей оказывается более чем субъективной собственностью индивидуума и скорее присуще его естественному характеру, оно есть добродетель .

Так как добродетель связана отчасти с естественным характером, то она выступает как моральность определенного рода, как моральность большей жизненности и интенсивности. В то же время она менее связана с сознанием долга, чем моральность в строгом смысле этого слова.

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

7. «Быть самим собой» Теперь оставим на время в стороне эти указания на высшее измерение опыта освобождённого мира и постараемся более точно определить то, что с достаточной долей уверенности мы можем извлечь из подобного рода мировоззрения - а именно принцип быть самим

Из книги Человек - это многосложное существо автора Гурджиев Георгий Иванович

САМОРАЗДЕЛЕНИЕ С САМИМ СОБОЙ Лё Приёрэ, 28 февраля 1923 г.Пока человек не отделяет себя от самого себя, он ничего не достигнет и никто ему не поможет.Руководить самим собой весьма сложно. Это долгосрочная задача. Это требует значительной энергии. Это требует больших затрат

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

11.5. Наедине с самим собой (экзистенциализм) Идейным наследником неклассических философских учений XIX в. (а вернее, философии жизни) стал экзистенциализм – широко распространенное и популярное направление современной философии. Его родоначальником, а вернее, отдаленным

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Экзистенциализм. Наедине с самим собой Идейным наследником неклассических философских учений XIX в. (а вернее, философии жизни) стал экзистенциализм – широко распространенное и популярное направление современной философии. Его родоначальником, а вернее, отдаленным

Из книги Критика чистого разума [с непотерянным курсивом] автора Кант Иммануил

Критическое разрешение космологического спора разума с самим собой Вся антиномия чистого разума основывается на следующем диалектическом аргументе: если дано обусловленное, то дан и весь ряд всех его условий; но предметы чувств даны нам как обусловленные,

Из книги Философская пропедевтика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

II. Обязанности перед семьей § 49Получив образование, человек имеет возможность действовать. Если он действительно действует, он по необходимости находится в отношениях с другими людьми. Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные

Из книги Мужество оставаться самим собой. Беседы в Амстердаме, сентябрь 1982 автора Кришнамурти Уппалури Гопала

III. Обязанности перед государством § 53Природное целое, каковым является семья, разрастаясь, превращается в целое народа и государства, {69}которое для индивидов, взятых по отдельности, представляет собой некую самостоятельную волю.Пояснение. Государство стремится, с одной

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

У. Г. Кришнамурти Мужество оставаться самим собой «Мое учение, если именно так вы хотите это называть, не охраняется никаким авторским правом. Вы вольны воспроизводить, распространять, истолковывать, неверно истолковывать, искажать его, представлять его в ложном свете,

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Наедине с самим собой. Экзистенциализм Идейным наследником неклассических философских учений XIX в. (а вернее, философии жизни) стал экзистенциализм– широко распространенное и популярное направление современной философии. Его родоначальником, а вернее, отдаленным

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Быть самим собой Елена Сикирич, психолог,президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в

Из книги Мораль XXI века автора Салас Соммэр Дарио

Обязанности хозяина перед работниками Не обижай наемника, бедного и нищего и из братьев твоих или из пришельцев твоих. В тот же день отдай плату его. Чтобы не зашло солнце прежде того, ибо он беден и ждет ее душа его, чтобы он не возопил на тебя Господу и не было на тебе

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

Подчиненные: обязанности перед нанимателями Нельзя пахать на своем быке ночью и отдавать его в аренду днем или самому работать на себя ночью и наниматься к хозяину днем. И нельзя поститься или предаваться аскезе, так как из-за слабости ты сделаешь для своего хозяина

Из книги автора

5. Управлять самим собой Если мы действительно хотим соответствовать высшим этическим принципам, необходимо принадлежать самим себе, то есть уметь противостоять негативным импульсам и эмоциям, толкающим нас на аморальные поступки. Человек, находящийся в плену страстей,

Из книги автора

Быть самим собой

Из книги автора

Д. С. Гусман Удивительное искусство быть самим собой Если ты идешь по пути, который день за днем прокладываешь собственными руками, то дойдешь до того места, где должен быть. Древнеегипетское изречение В жизни тех, кто всегда ищет Мудрости и не боится называть себя

Похожие публикации