Обо всем на свете

Перун являлся. Славянский бог Перун. Глава пантеона и настоящий бесстрашный воин. Верующие в Перуна

Отцом Небесным и Ладой – Матерью Небесной. Посылает людям славянский Бог Перун отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли, семьи и Родины. Поэтому так много оберегов и знаков, обращенных к Нему. Бог Перун является одним из значимых Богов в старинной северной системе гадания – «Славянских Резах Рода ». В День Перуна люди вспоминают Его силу, да о справедливости и защите просят.

Перун-громовержец – это сын Отца Небесного Сварога и Небесной Матери-Богородицы, Лады . Рождён был Перун в Мир по особому замыслу Рода Творца , Прародителя всех богов и людей. Предназначение Перуна – это быть защитником Мира Яви, делать слабых сильными, помогать становиться смелее и мудрее.

Бог Перун является братом:

  • Семаргла – Бога Огня;
  • Стрибога – Бог Ветра и Воздуха.
  • Леля и Полеля – двух Богов, отвечающих за любовь и крепкий семейный союз;
  • Морены – Богини Зимы и Смерти;
  • Лёли – Богини Весны, Любви и Красоты;
  • Живы – Богини Жизни и Лета.

Легенды и мифы о славянском Боге Перуне

Темное и загадочное место есть в Архангельской области – это гора Карасова и ее близлежащие территории. Издавна люди туда не ходят, считают гиблыми местами. Науке не все ведомо, что прознали уже давно наши предки и передают из поколения в поколение. Есть одна легенда, которую ведающие увязывают с горой Карасова, полагая, что это и есть настоящий могильник Скипер-Змея , которого Перун Могучий схоронил после боя. Вот отрывок из легенды:

…а Перун же ударил копьем и пригвоздил Скипер-Змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом–кладенцом. Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер-Змея заговоренным железом.

Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и черную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а еще быстрее, впереди них бежала молва о том, что пленен мучитель и враг людской. Слуги Скипер-Змея разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от черного колдовства, начала цвести и плодоносить.

Выбрали братья место подходящее, выкопали яму в 90 сажен глубиной, да 30 сажен шириной. Сколотили гроб дубовый, обшили его обручами железными, затолкали туда Кара-Скипера, и наложил Велес , мудрый Бог, заклятие: «чтобы спал в этом гробу мертвым сном Кара-Скипер-зверь, но каждые триста лет и три года просыпался, вспоминал, как хотел погубить он ребенка малого, как Перун, освобожденный братьями, выполнил то, что Макошь начертала. И вспомнив это, бился бы в бессильной злобе, не в силах разорвать цепи и разбить дубовый гроб». А после закрыли эту яму дубовыми щитами, скрепили железными обручами, сверху еще камней наложили, и на них нанес заклятье мудрый Велес.

Символы и обереги Бога Перуна: секира, щит, перунов цвет.

Не один оберег имеется в обиходе у славян, которыми они к Перуну обращаются. С их силою соединена мощь Бога грозы и Справедливости.

Праздники , где чествуют Бога Перуна

  • 12 января почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча. В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться. Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.
  • 2 февраля . Большой праздник почитания славянского Бога Перуна – Громница, В этот день изготавливали громничные свечи и заговаривали их силой Бога-Громовержца на весь год.
  • 20 июля-2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои.

Сила в этих трёх праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

Персонаж славянской мифологии, бог-громовержец и бог войны, покровительствует князю и княжескому войску - дружине. Имя Перуна означает «разящий». Супруга Перуна - богиня Макошь, покровительница ткачества и прядения, оберегающая матерей и незамужних девиц. Перун изображается с золотыми усами и серебряной головой. Атрибуты бога - дуб, петух и топор с молотом, а также громовые стрелы. В греческой мифологии функции, аналогичные функциям Перуна, закреплены за , а в скандинавской - за .

История появления

Первое упоминание о том, что славяне поклонялись богу-громовержцу и создателю молний, который владычествовал над остальными богами, относится еще к VI веку и сделано византийским историком Прокопием Кесарийским.

Перуну приносили в жертву быков. Этот факт позволяет связать Перуна с образом Ильи-пророка, который начал выполнять функции бога-громовержца в христианстве. Для пира, который устраивался на Ильин день, тоже закалывали быка.

Перун упоминается также в «Беседе трех святителей» - памятнике древнерусской письменности, построенном по принципу вопросов и ответов, которые даются святыми православной церкви. Там Перун именуется ангелом грома.


Более развернутую информацию о Перуне можно получить из «Повести временных лет». Древнерусские воины клялись Перуном и - еще одним богом славянского пантеона, покровителем поэзии и скота. Для такой клятвы обнаженные мечи воинов, щиты, прочее оружие и золото складывались на землю и над всем этим давался обет выполнить те или иные условия или договор.

Князь установил деревянные идолы шести божеств на холме в Киеве. Перун назван среди них первым, за ним следуют - податель блага, Хорс - бог солнца, - бог ветров и прочих атмосферных явлений, супруга Перуна богиня Макошь и вестник богов Симаргл. Сложно восстановить по имеющимся данным внешний вид Перуна, но идолу бога покрывали голову серебром, а усы - золотом.


После принятия христианства идол Перуна по приказу князя изрубили, проволокли по грязи на веревках и сбросили в реку Волхов. Сам Перун в текстах древнерусских книжников из бога постепенно превратился в демона, чья власть пала в тот момент, когда крестили Русь.

Перун в мифологии

Образ Перуна интересным образом трансформировался в фольклоре южных славян. На Балканах практиковался весенне-летний обряд вызывания дождя, центральным действующим лицом которого была Додола, она же Пеперуда, образ которой напрямую связан с образом Перуна.


Во время ритуала Додолу олицетворяла увитая зеленью девочка, которая во главе ритуальной процессии обходила деревенские дома. На роль Додолы выбирали сироту, или девочку, которая появилась на свет после смерти отца, или же ребенка, который стал у матери последней дочерью. В последнем случае был риск, что мать девочки родит еще одного ребенка - тогда деревне грозили бы несчастья.

Участники процессии танцевали и пели ритуальные песни перед каждым домом, после чего «главную героиню» обливали водой, а сама девочка вертелась и старалась разбрызгать побольше воды вокруг. Хозяин дома выносил участникам обряда подарки, которые позже делились между всеми, кто участвовал в обряде.

Предполагают, что Додола изначально изображала богиню, супругу бога-громовержца, а те, кто сопровождал Додолу, изображали жриц богини.


В фольклоре восточных славян есть сказочный сюжет о том, как бог-громовержец преследует черта, стремясь убить того молнией. Черт поочередно пытается скрыться от преследователя в теле человека, затем в разных животных, в деревьях, в камнях и в конце концов уходит в воду. Тут Перун прекращает преследование со словами, что черту там и место.

Священное дерево и символ Перуна - дуб. С этим деревом был связан ритуал, который проводили на острове Хортица. Вокруг дерева укреплялись стрелы, в жертву приносились живые петухи. Каждый участник обряда делал богу подношение мясом или хлебом.


С Перуном народная фантазия связывала «археологические» находки. Начав обрабатывать пашню или строить дом, люди находили части древних орудий, вытесанных из камня, - это мог быть наконечник копья или стрелы, или топор. Такие находки называли «громовыми стрелами» Перуна. Считалось, что при ударе молнии такой божественный «снаряд» уходит в землю, а позже выходит на поверхность. Считалось, что «громовые стрелы» способны исцелять болезни и обладают другими магическими свойствами.

  1. Образ Перуна часто всплывает в живописи - в творчестве российских художников, которые вдохновляются древнеславянской мифологией и фольклором. Среди них можно назвать и Андрея Клименко.
  2. Осенью 2017 года на «YouТube» появился любительский комедийно-драматический триллер от первого лица под названием «Перун». Фильм снят подростками из города Ревда и длится около часа. Сюжет таков: мающиеся от скуки городские подростки развлечения ради пускаются исследовать места, связанные с местным городским фольклором. При этом герои ухитряются спровоцировать гнев древнеславянского бога Перуна, убив тотемное животное.

  1. В книге «Таня Гроттер и молот Перуна» авторства из-за удара молотом Перуна пострадала Гробыня Склепова, соседка главной героини по комнате, - она лишилась волшебной силы.
  2. Перун - один из богов в видеоигре «Thea: The Awakening». Это мрачная постапокалиптическая стратегия с нелинейным сюжетом, созданная по мотивам славянского фольклора и мифологии. Цель игры - не завоевать все вокруг и построить империю, а выжить. Просто выжить в неуютном и опасном фэнтези-мире.
  3. В романе «Гимназия № 13» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак бог Перун поселяется на школьной крыше, откуда мечет молнии. Книга начинается с того, как рабочие пытаются свалить столетний дуб, что растет рядом с гимназией. Мальчишки гимназисты пытаются помочь им расправиться с деревом при помощи направленного взрыва. В результате взрыва дуб остался неповрежденным, зато сами подрывники вместе с другими детьми оказались заперты в школе, которую внезапно заполнили домовые и прочие фольклорные персонажи. При этом время в школе замерло, а всякая связь с внешним миром оборвалась.

Перун — это, возможно, самый известный древнеславянский бог, местами теснивший даже Рода и Сварога в бытность язычества. Это бог-громовержец, бог-покровитель воинов, бог-покровитель правителя. Но в любом случае, мало какой языческий бог вообще настолько окружен преданиями и славой, как Перун, бог славян, младший ребенок Сварога и матери-Лады.

Детство и юность

Не совсем ясно, к какому поколению Ясуней вернее всего относить Перуна. Кто-то из ученых, занимающихся славянской мифологией, записывает его в поколение «сыновей», кто-то — в поколение «внуков». Впрочем, наверное, это не самый интересный и важный вопрос в данном контексте. Предание гласит, что Ирий дрожал от раскатов грома, а небо вспыхивало чудовищными молниями, когда Перун появился на свет.

Если говорить о наследовании родительских черт, то Перун скорее, как говорится, пошел «в папу» - то есть, в Сварога, чем в маму, Ладу. Он умел одинаково хорошо управляться как с арсеналом кузницы, так и с арсеналом любого войска. Отец закалял сыновей — Перуна и Симаргла - в своей кузнице в языках волшебного огня. Когда Перун был маленьким ребенком, то колыбельные песни ему заменяли удары грома, а любимым развлечением детства было бегать вдогонку за молниями. Как говорят предания, молнии проигрывали... В результате выросший Перун стал самым храбрым, сильным и доблестным воином среди Ясуней.

Имя

Имя бог войны у славян получил, можно сказать, говорящее: на праславянском языке «перун» означает «бить, разить». Значение имени охватывает все стороны божественной сущности Перуна — это и грозная разящая длань молнии, и разящий без промаха воитель. Перун также являлся покровителем князя и его верной дружины — персонификации всего славянского войска, да и всего народа. В целом, семантика Перуна — светлая сила, неуклонно побеждающая темную в, казалось бы, неравном поединке. Все дело в том, что сила Света тверда и чиста внутри, а сила Тьмы изнутри пуста, поэтому никогда не может взять своего неумолимого врага числом.

Подвиги

Перун далеко не сразу научился контролировать силы, которыми так неумеренно был одарен. Это произошло только в зрелости, после чего бог-громовержец отправился совершать подвиги. О них сложено много легенд, назовем некоторые:

  • победил гигантского змея (или скорпиона — это не совсем ясно) Скипера, чернобогова сына;
  • победил Чудо-Юдо, зверя из морских глубин, дитя Черномора (сделав это, чтобы произвести впечатление на будущего зятя, царя Дивьего царства Дыя);
  • побил василисков в Репейских горах;
  • превратил деву Додолу в букашку за вероломство;
  • победил чернобожьих отпрысков в Пекельном царстве и т.д.

Эти и другие подвиги снискали Перуну славу самого доблестного воина, в результате чего он стал главным хранителем мира земного и небесного, Яви и Прави. Прокопий Кесарийский, писавший в 6 веке, утверждает, будто бы именно Перун стал, в конце концов, главным богом у большинства славян. Впрочем, популярность фигуры Перуна довольно легко объяснить: не знающий промаха громовержец покровительствовал воинам, а языческие племена значительную часть времени своего существования проводили именно в войнах, именно войны приносили им богатство. Неизменный атрибут Перуна — большой красный плащ — приобрел символическое значение: одеть такую одежду мог себе позволить только предводитель дружины.

Экипировка Перуна

Как выглядел Перун, каким его представляли наши далекие предки? Обычно это был высокий, крепкий и красивый воин со светлыми волосами и голубыми глазами. В бою его непременно окружали громы и молнии. В качестве символа молния могла иметь у славян двойственное значение: это и ярость божья, и помощь божья.

Если Перуну ставили идол, то непременно кряжистый и дубовый, на нем высекали лицо сурового воина, молнии и различные символы войны. 20 июля - день Перуна являлся праздником славянских воинов. Между прочим, известный обычай искать на Ивана Купала цветущий папоротник (с точки зрения биологии — полная глупость...) тоже связан с Перуном: именно он подарил возлюбленным Купале и Костроме на свадьбу такое растение.

Из оружия Перун использовал палицу или топор, восседая непременно на богатырском коне. Также порой Перун мог воевать с копьем и щитом в руках. Секирой Перуна позже славяне стали называть обычный военный топор с короткой ручкой. Топоры, вероятно, украшали свастиками и особыми звездами (как они выглядели — не известно).

Вероятно, свастика по представлениям древних славян должна была отвести от воина смерть в бою, однако прямых подтверждений этому нет. Свастика в ее обычном начертании является символом Перуна, также существуют рунические символы, обозначающие этого бога.

Закат Перуна

В эпоху позднего язычества Перун достиг апогея своей славы. Показательно, что Владимир Святой поставил на центральной площади Киева около своего терема громадный колосс — идол Перуна. Впрочем, когда Владимир принял христианство, идол полетел прямиком в воды Днепра — и ни божественное могущество Перуна, ни его воинственный дух, ни мольбы, бежавших следом за уносимым водами реки кумиром язычников «Перун, выдубай! Перун, выдубай!» (т. е., вылезай из воды) - не сотворили чуда: колосс не восстал.

Эра многобожия на Руси закончилась. Интересно, что на берегу Днепра существует Выдубайский монастырь — вероятно, именно там идол закончил свой бесславный путь. По прошествии времени, Перун соединился с фигурой Ильи-пророка (которого верующие люди до сих пор поминают при раскатах грома), вероятно, благодаря крутому и бескомпромиссному характеру последнего. Популярность Перуна медленно, но верно стерлась из народной памяти.

Книга Перуна

Существуют так называемые Веды (Сантии) Перуна. Иногда их именуют просто книгой Перуна. Этот источник имеет весьма туманное происхождение, но содержательно представляет собой сборник фрагментов, собственно, вед — славяно-арийских и индийских священных текстов. Перун, бог славян, имеет к этому тексту довольно опосредованное отношение.

Перун — один из самых главных богов древних славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян. Именами этих двух богов клялись и дружинники Игоря. Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года. Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных богов, и об этом ясно повествует « «: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые. Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах. Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну. Из дуба добывался живой огонь. Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные. Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака), которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу. Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица: «На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай».

Археологами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что они почитались нашими предками наравне с чурами и идолами. Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб. Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом. В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня. Обе находки датируются VIII веком нашей эры. В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира. В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба. В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе: «дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить». Всё это говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел как сакральный, так и божественный облик.

До нас дошли сведения о праздниках Перуна , в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха. Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным. При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров, найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам. Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц. Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна. Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.

Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов. К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya, так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра. В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис. Западные славяне называли Перуна — Прове. Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».

От того что исторические источники доносят его имя, как Прове, мнения исследователей расходятся. Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права, недаром в месте его поклонения свершались суды.

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова perti или переть, что означало — ударять, бить. Таким образом, Перун означает — разящий, бьющий . Словом «Перун» в древней Руси называли и просто молнию с громом. Древние славяне верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю. Тучи и облака также называли — «Перуновы деревья», на которых сидят птицы-молнии.

Упоминание о Перуне в древних источниках встречается очень часто. В частности, в некоторых из них ясно говорится о том, что громовержца почитали, приносили ему жертвы: «…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». В писании «Беседа трёх святителей» Перуна называют ангелом грома и молнии. Однако первое упоминание относится всё к той же Повести временных лет, где говорится о клятве Руси с византийцами: «И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной». После чего произошла присяга на холме (это очень характерно для капищ Перуна, что располагались на возвышенности), возле идола Перуна, где князь Игорь вместе с дружинниками сложили своё оружие, щиты и золото. Во время присяги перед идолом говорилось: «А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием».

Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении древних славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Оружие бога Перуна называли «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, ), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна.

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь».

Видео Перунов День . Велесов Круг (2005 год).

Перун - бог-громовержец в мифологии славян, наиболее известный и почитаемый. Какое место он занимал в пантеоне, чем знаменит и как поклонялись этому божеству?

В статье:

Перун - воин-громовержец

Перун - самый почитаемый среди славян бог, владыка грома и молний, покровитель князя и его дружины. «Разящий» был чистым воплощением мужского начала. - дуб, молот, топор, плеть, а характерными чертами облика его идола являлись серебряная голова и золотые усы. Наши предки не только сравнивали Перуна со скандинавским богом Тором, знаками которого также были молот и молнии, но и считали их одной сущностью, а отличия во внешности объясняли разным восприятием действительности у народов.

Считалось, что Перун путешествует по небу в колеснице, сжимая в руке молнию, которую также называли «чертовым пальцем». По легенде демон, которого пытался поразить Громовержец, ускользал от его гнева, прячась то в человеке, то в камне, то в жабе, то в ветвях деревьев. Поэтому молнии ударяли в возвышенности или одиноко стоящие стволы - чаще всего это был дуб, который позднее стали почитать как священное дерево Перуна. Под ним устраивали ритуальные убийства быков и петухов, призванные задобрить бога и показать ему уважение.

Дуб, в который попала молния

Знаки Перуна - цветы ириса, синие, как холодное пламя молний, символизирующее очищение духа от скверны. В «Повести временных лет » упоминаются «громовые камни», которые находили практически на всех . Особенно много их было на новгородском, которое считалось крупнейшим на территории Руси, - странные топоры, высеченные из камня. Славяне полагали, что сам бог создавал их, ударяя молнией в скалы.

Легенды свидетельствуют, что во время рождения Перуна случилось сильнейшее землетрясение. Его родителями были Сварог (бог-кузнец) и Лада, она же Слава - от этого имени и произошло название славян. Когда Перун был совсем юным, его вместе с тремя сестрами похитил получеловек-полускорпион Скипер-зверь, который погрузил бога в глубокий сон. Спасли брата Сварожичи Сирин, Стратим и Алконост, обмыв его живой водой.

Дива-Додола - верная жена Перуна

Перуница — Жена Перуна

Предки сохранили и романтичную легенду о знакомстве Перуна с его женой. Перуница, или Перына - дочь Дыя, повелителя звездного неба, и Дивии, властительницы Луны, насылавшей на людей вещие сны. Второе имя Дыя, которым нарекли его греки, - Зевс.

Молодая богиня с первого взгляда понравилась Перуну, который, не мудрствуя лукаво, предложил пожениться. Испугавшись подобного напора, Дива заплакала и бросилась бежать домой. Но упрямый Громовержец последовал за ней, не зная, что на пути его подстерегала новая беда - чудовищный трехглавый змей, живший в Черном море. Заприметив красавицу, он решил завладеть ею.

Перун отыскал дом своей возлюбленной и был приглашен побеседовать с родителями. Хотя Дый и не спешил давать согласие на брак дочери, ему понравился смельчак, не побоявшийся преодолеть огромное расстояние ради гордой Дивы. От беседы их отвлек чудовищный грохот и рев - змей, выползший со дна морского, крушил все вокруг, пытаясь похитить Додолу. Оба громовержца вступили в жестокую схватку с монстром, и, поразив его молниями, загнали обратно в пучину. После этого Дый, убедившийся в могуществе Перуна, дал согласие на свадьбу.

Дети Перуна - великие боги славян

Тарх Перунович

Среди детей Громовержца наибольшего внимания заслуживают двое - Тарх Перунович, он же Дажьбог, и Девана , ставшие неотъемлемой частью пантеона южных славян. Упоминания о них присутствуют даже в индуистских верованиях. Например, некоторые славяноведы утверждают, что именно был прообразом Будды.

Дажьбог всегда считался Богом-Хранителем знаний, владеющий великой мудростью. Его имя означает «дающий счастье», «дающий бог». Изначально он спас людей, страдающих от тьмы и холода, согрев их своим теплом и сиянием, а после подарил девять книг, в которых были собраны все тайны мира с самого начала его существования. Сын Перуна был покровителем солнечного света и плодородия. Его часто упоминают в песнях, а к имени князя Владимира добавили эпитеты «Красное Солнышко», что являлось наивысшим проявлением почитания и народной любви, ассоциирующим князя с божеством.

Дочь Перуна была известна практически всем народам. Греки называли ее Артемидой, говоря, что бесстрашная охотница пришла к ним с далеких славянских земель. Римляне же нарекли богиню Дианой.

Дочь Перуна — Девана

Девана знаменита неимоверной силой, унаследованной от отца. Она обладала возможностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Еще в юном возрасте девушка приручила огромных страшных волков, ластившихся к ее рукам как домашние собаки. Со временем охотница, не имеющая равных в своем ремесле, безумно возгордилась. В итоге она решила, что будет лучшим правителем, чем ее дед Сварог. Правь, Явь и Навь должны были стать новыми угодьями Деваны.

Однако Дажьбог прознал о планах сестры и рассказал все отцу. Разъяренный Перун бросился искать непокорную дочь и заметил ее в лесу, выслеживающую добычу. От страшного звериного рыка Громовержца опала с деревьев листва, а ручные волки Деваны, скуля и поджав хвосты, удрали. Принялся Перун убеждать упрямую дочь, но она стояла на своем - все три мира должны быть ее. Отчаявшись, Громовержец вызвал Девану на поединок.

От мощи божеств раскалилась сталь мечей, и бросили они их на землю; копья превратились в щепки. Хитрая Девана переменилась в львицу и атаковала отца, рассчитывая застать его врасплох. Но стал Перун гривастым львом и сбил с ног дочь. Охотница безумно испугалась впервые в жизни и, превратившись в птицу, взмыла в небеса. Но Громовержец в личине орла сбросил ее из-под туч в воду.

Девана стала рыбою и попыталась уплыть, но попалась в отцовский невод. Отчаявшись, зарыдала девушка, моля о помиловании. Сжалился Перун и обнял свое дитя, прощая ее. С тех пор Девана поклялась слушаться отца, зная, что страшная кара грозит ей за гордыню.

Велес и Перун - битва жизни и смерти

Перун и Велес

Велес издавна был добрым богом, покровителем скота, сказателей и поэтов, хранителем контрактов, памяти и душ предков, повелителем вод и дождей. Именно его фигура была ключевой для севера Руси. Ему приносили в дар стебли злаков - так называемую «бородку змея» , ибо Велес подобен змее. Из-за облика его люди сочли божество оборотнем, чертом, спрятавшим свое гадкое естество под чешуей. Они призвали Перуна для того, чтобы он победил чудовище.

Давняя нелюбовь к змеям - ведь именно змей пытался похитить будущую жену Громовержца - дала о себе знать, и согласился он на поединок. Перун пытался убить , но ничего не получалось - хитрый бог ускользал, превращаясь то в лошадь, что одним взмахом хвоста поднимала сильный ветер, а ударом копыта высекала искры, то в чудовищного кабана, разоряющего посевы в отместку людям, просившим заступничества у Перуна. От вражеских молний не было ему вреда, а потому однажды, набравшись храбрости, Велес похитил прекрасную Мокошу и увел весь домашний скот Перуна в зеленые дебри.

Разъярился Громовержец, метнул молнии - и вспыхнул лес. Вот только не удалось так выманить хитрого Велеса. Отчаявшись, Перун спустился на землю и стал лично искать врага. И вот ему повезло - бродя среди чащи, наткнулся он на громадный дуб, в дупле которого спал утомленный погоней змей, да храпел так сильно, что ничего не слышал. Тотчас ударом молнии расколол Перун дерево, зажал Велеса и поджег ствол. Взвыл змей не своим голосом, взмолил о пощаде, но Громовержец был непреклонен и потребовал вернуть ему дочь и скот.

Похожие публикации