Обо всем на свете

Православные молитвы на верных друзей. О молитве друг за друга Какими молитвами молятся о друзьях

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?» Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

23.12.2017 Трудами братии монастыря 11 643

В пятницу после вечерни в нижнем храме Спасо-Преображенского собора отслужена панихида (заупокойное богослужение Вселенской родительской (мясопустной) субботы, на котором молитвенно поминаются умершие и в надежде на Божию милость просится им прощение грехов и вечная жизнь в Царствие Небесном). Монахи молитвенно просят Бога помиловать всех "от века умерших", особенно тех, чья смерть была внезапной - на войне, во время стихийных бедствий и катастроф, в горах, на море, при пожаре, - кто умер без покаяния и не был отпет и погребен по-христиански, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни окончил он земную жизнь, не лишился молитв Церкви.

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.

Нередко люди умирают неестественною смертию. Например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, во время стихийных бедствий и катастроф… И все они лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили совершать это общее, вселенское поминовение, основываясь на учении апостольском.

День родительской субботы особенный, он ознаменован парастасом (Великой панихидой), обычно совершаемым на утрене. Безусловно, в этот день в храмах можно поминать не только умерших родителей, но и всех, близких сердцу скончавшихся православных христиан..

В синаксаре на этот день написано: «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине, «кто быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви».

Родительские субботы в православии

В календаре Русской Православной Церкви есть семь дней особого поминовения усопших, называемых родительскими субботами. Среди них особо выделяют Вселенские, в которые молитвенно поминаются вообще все православные христиане. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Название «родительская» суббота, скорее всего, произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия: «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Это долг наш молитвенный. Из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы особо чтим тех, через кого этот дар жизни получили. Но в этот день мы поминаем не только родителей и близких родственников, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных. По слову Господа Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь.

У Бога нет мертвых, у Него все живы. Тело Христово состоит как из членов земной, странствующей Церкви, так и из членов Церкви Небесной, торжествующей. И эта Вселенская полнота молится в этот день Богу о всех - от Адама и до сего дня усопших ее членах. Традиция поминать усопших имеет древнюю историю и восходит еще к апостольским временам. Уже в V веке преподобный Савва Освященный фиксирует в Иерусалимском уставе этот обычай, ссылаясь на его древность. Все мы будем в этот день молиться Богу об упокоении не только своих сродников, но и всех от века усопших христианах.

В России традиция подачи записок на поминовение именно в монастыри сложилась очень давно. Это не удивительно, ведь смысл монашеской жизни и состоит в достижении вечной жизни посредством молитвы, в том числе и обо всём мире. Подавая на поминовение в монастыри, мы тем самым увеличиваем количество молящихся об одном человеке, чтобы наша молитва была услышана.

Как можно подать записку о поминовении

На сайте Валаамского монастыря можно подать требы удаленно (см.: ) буквально за несколько минут. Современные технологии делают такую возможность реальной. Теперь подавать заявки в монастыри проще. Раньше этот процесс занимал много времени: нужно было попасть в монастырь самому или найти человека, собирающегося в паломническую поездку. Теперь подать записку можно всего за пять минут не выходя из дома. Это возможно благодаря оплате электронными деньгами.

Пусть вас не смущает такая легкость. Помните духовный смысл церковного поминовения. Он заключается не столько в преодолении трудностей, связанных с подачей, сколько в необходимости молитвенного соработничества Господу. А это не связано со скоростью подачи-приема записки. Да, записки принимаются через интернет. Но само чтение происходит так же, как и много веков назад.

Мы хороним наших близких в могилы, а сердца свои устремляем в небеса, ко Христу и просим Его, чтобы Он позаботился о тех, кто нам так дорог. А они, быть может, просят Бога позаботиться здесь о нас. Это единство взаимной любви во Христе умерших и живых людей и есть - Церковь Христова.

Поминая прославленных Богом Святых, мы низводим на себя их помощь и заступление. Все скончавшиеся в вере и надежде на вечную жизнь молятся за нас, равно как и от нас ожидают молитвы, особенно во время приношения Бескровной Жертвы. Они по любви своей постоянно молятся за нас Богу, - и именно упоминают пред Богом особенно имена тех людей, которые молятся им, - равное за равное. Мы поминали их, они - нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот и сам не будет помянут и не удостоится поминовения.

Молитва, возносимая во имя Господа Иисуса Христа всегда угодна Богу (ср.Ин.14.14). Но молитва наша оказывается еще более действенной, когда она сочетается с литургической молитвою Церкви.

Ап. Иаков пишет: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). И чем искреннее, пламеннее наша молитва о прощении грехов, о помиловании нами поминаемых, тем более они очищаются Господом от грехов своих. Так и при ежедневном поминовении умерших без покаяния, обреченных Богом на мучения за свои грехи, поминаемым сообщается облегчение от тяжести мучения, поскольку изо дня в день Святейшая Кровь Христова очищает души от грехов их. При этом, нечестивые грешники все более и более очищаются от омрачения греховного, а благочестивые – еще более просветляются и освещаются.

Устанавливается некая незримая связь между лицами, творящими поминовение и самими поминаемыми на молитве. Так при поминовении и первые и последние получают великую пользу. Творящий на молитве поминовение о других и сам не остается без награды от Бога за свою любовь к поминаемым.

Прп. Макарий Великий молился даже об умершем язычнике. Некоторые из святых, молившихся не только за верных, но и за нечестивых, были услышаны и своими молитвами исхитили их от вечного мучения, как например великомученица Фекла и Св. Григорий Двоеслов. Великая польза для творящего пред Богом молитвенное поминовение за тех людей, о которых некому молиться.… Тут, прежде всего, усматривается материальная бескорыстность молящегося (ведь ему никто и ни чего за их поминовение не заплатит!) и исполнение им следующих заповедей Спасителя: «Да любите друг друга»; «и во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Ин.13, 34; Мф7, 12).

Некоторые говорят: «к чему поминовение усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого». Но так говорящие забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашей сердечною молитвою, которую Господь по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.

Христианин! Молись и благотвори за усопшего. А молясь за усопшего, готовься и сам к своему успению. Об усопшем молись дома, молись в храме вместе со священнослужителями; попостись, очисти и свои грехи в таинстве покаяния, соединись и сам со Христом в причащении Его пречистого Тела и Крови. Поэтому и ты, если хочешь, чтобы молитва твоя была вполне благотворна для поминаемого и для тебя спасительна, то дай ей крылья: пост и милостыню. И, несомненно, знай: «твоя молитва дойдет до Господа Бога и твой ближний получит милость Божию, и сам ты будешь благословен от Господа за твою любовь.

Нам же самим, - дабы сделать действенными наши благодеяния, совершаемые ради блага ближних, - следует испросить у Господа Бога, прежде всего помилования нас самих; надо молиться о прощении наших грехов. Иначе говоря, кто молиться Богу о помиловании ближних, тот сам должен прежде обрести помилование у Бога.

Схиигумен Савва. Сборник трудов и писем.

Братья и сестры!

На нашем сайте www.blagie.ru вы можете ознакомиться с другими материалами, а также заказать для себя и своих близких молитвенную помощь.

Чтобы отписаться от новостей другого пользователя, щелкните на значке настроек в этом событии и выберите нужный пункт.

Духовные мудрости.(В картинках),В ВИДЕОРОЛИКАХ И АУДИО.

community-post.html

МОЛИТЕСЬ ДРУГ ЗА ДРУГА (Иак. 5, 16)

Св.прав.Иоанн Кронштадтский так пишет по этому поводу: "Отчего искренняя наша молитва друг за друга имеет великую силу на других? Оттого, что я прилепляюсь во время молитвы к Богу, делаюсь един дух с Ним, а тех, за которых я молюсь, соединяю с собою верою и любовью, потому что Дух Божий, действующий во мне, действует в то же время и в них, как "все исполняющий", так как "мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17; Еф. 4, 4).

МОЛИТВА ХОДАТАЙСТВЕННАЯ – МОЛИТВА ЗА ДРУГИХ.

Молиться нужно не только за себя, но и за других. «Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели», – говорит святитель Московский Филарет. Христианин должен молиться за всех, как за себя, чтобы Бог даровал им преуспеяние веры и разума духовного, а от грехов и страстей свободу.
Но спрашивается: есть ли в слове Божием указание о том, чтобы мы молились друг за друга?
Сам Господь наш Иисус Христос дал всем нам одну молитву, не каждому за себя, но всем и каждому за всех, повелев просить у Отца нашего Небесного для всей земли, – для всех нас: действия воли Его, насущного хлеба, прощения долгов, избавления от искушений и прочего.
Святые апостолы еще прямее заповедали молиться друг за друга (Иак. 5:16). Святой апостол Павел неоднократно приписывал свои успехи и свою безопасность молитвам за него многочисленных учеников его (2Кор. 1:10-11). Этот верховный апостол имел нужду в молитвенной помощи своих чад (Евр. 13:18), умолял их Господом нашим Иисусом Христом и любовью Всесвятого Духа подвизаться с ним в молитвах за него к Богу (Рим. 15:30). Апостол Христов чаще всего просил молиться за него о том, чтобы Бог отверз ему дверь для слова «проглаголати тайну Христову» (Кол. 4:3), «да слово Господне (проповедуемое им – К. С.) течет и славится» (2Сол. 3:1). Если же апостольские дела требовали молитвенной помощи человеческой, то тем более мы, столь несовершенные в духовной жизни и обремененные житейскими заботами, имеем необходимость обращаться в своих нуждах к нашим братьям, чтобы они споспешествовали нам в молитвах за нас ко Господу. Нуждаясь в молитвах за нас других, мы, в свою очередь, должны молиться за них. Этот наш долг вытекает из христианской любви, которая видит во всех христианах своих членов и членов Христа Бога, общего всех Спасителя, желает им того же, чего себе, равно как и всеми мерами усиливается делать им то же, что и себе. «Молитесь друг за друга, – поучает святитель Тихон, – ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть едино духовное тело, едину преблагословенную Главу имеющие – Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые (Рим. 12:5)» . Пусть слаба будет и недостойна наша молитва, – все равно и тогда мы должны молиться за других с верой, что этим мы принесем им пользу. И это будет самой надежной и действительной помощью для них.
Замечателен в этом отношении рассказ из жизни святых, на который обратил внимание Н. Мотовилова преподобный Серафим в своей беседе с ним о цели христианской жизни.
Одна блудница встретилась с женщиной, находившейся в отчаянии из-за смерти единственного сына. В страшном горе своем мать стала умолять блудницу, чтобы та помолилась о воскресении ее сына. Зная свое недостоинство, блудница ужаснулась в душе этой просьбе матери, но видя отчаяние последней и ее веру, и будучи не в силах видеть ее горе, она возопила ко Господу: «Не мене ради, грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!» – И Господь воскресил его.

1. О молитве за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей
В первую очередь мы должны молиться о лицах, облеченных светской и духовной властью, а также за близких и дорогих для нас лиц: членов семейства, сродников и благодетелей.

Молитва за предержащие светские власти.

Молитва за предержащие власти составляет одну из важнейших наших обязанностей. От решения властей зависит мир и тишина, безопасность от врагов внутренних и внешних. Благоустройство и порядок, промышленность, торговля и т. п. находят свое основание в мудром руководстве светских начальников. Чтобы эти их ответственные служебные обязанности исполнялись с подобающим успехом, христианин и должен возносить свои моления ко Господу, тем более, что всякая власть от Бога (Рим. 13:1).
Еще в Ветхом Завете избранный народ молился за своих властителей. Но и после того, как он попал под иго царей иноземных, не прекращал своих молитв за новых властителей: «...молите Господа за ня (то есть страну, в которую Бог переселил иудеев – К. С.), – писал пророк Иеремия своим пленным соотечественникам, – яко в мире их будет мир вам» (Иер. 29:7). Молились евреи и о жизни римских императоров, когда были покорены римлянами.
Христианская Церковь с самого начала своего существования молилась о верховной власти. Спаситель признавал законною власть римского кесаря и повелевал воздавать ему все должное, что соответствовало его высокому положению и великому значению в государстве (Лк. 20:25).
Верные заветам Спасителя, святые апостолы только раскрывали Его учение, когда заповедали своим последователям молиться за предержащие власти (1Тим. 2:2).
Заповедь апостолов свято исполнялась христианами. В первые времена своей жизни Церковь Христова терпела много гонений от римских императоров. Тогдашняя римская власть испробовала на христианах всевозможные способы мучения. Невинная хри-стианская кровь текла широким потоком по греко-римской империи. Вместе с тем, христиане терпели от римской власти и жесточайшие нравственные страдания: насмешки, презрения, лишения доброго имени и прочее. Казалось, кто бы мог в подобном положении удержаться от желания мести и проклятия гонителей?! И однако древняя Церковь, одушевляемая чувствами христианской всеобъемлющей и всепрощающей любви, неуклонно следовала заповедям святого Евангелия.
Насколько живо первые христиане были проникнуты духом евангельского патриотизма свидетельствуют многие древние церковные писатели. «Мы, – говорит один из них, от лица христиан своего времени, карфагенский пресвитер Тертуллиан, – подымая глаза к небу, простирая свободно руки, ...обнажая голову... не имея необходимости в понуждении... – мы просим у Бога императорам долгоденствия, мирного царствования, безопасности их дома, храбрости воинства, верности сената, благонравия народа, спокойствия всего мира и всего, что желательно человеку и императору» . «Итак, – заключает свою пламенную речь Тертуллиан, – в то время как мы таким образом молимся, раздирайте тело наше, если угодно, железными когтями; пригвождайте нас ко кресту; повергайте в огонь; обнажайте против нас меч; бросайте нас на съедение зверям: молящийся христианин готов все претерпеть. Спешите, ревностные правители, исторгать жизнь у тех людей, которые проводят ее в молитве за императора» . Подобно говорят и другие христианские писатели и апологеты: Афинагор, святой Феофил Антиохийский , святой Иустин Философ , историк Евсевий и другие.
О молитве за власти говорили и святые отцы «золотого века». Так святитель Афанасий Александрийский в своем защитительном слове пред императором Констанцием говорит, что за него (Констанция) все приносят ревностные молитвы, которые и окажут ему необходимое содействие в предпринимаемых им делах. Святитель Иоанн Златоуст говорит о молитве за властителей как общеизвестном христиан-ском долге.
И в настоящее время Церковь Христова молитвенно испрашивает у Господа властям своего Отечества всех благ.
Таким образом, Церковь всегда молилась и молится за светскую власть, и поэтому, кто живет с нею в действительном союзе, исполняет повеления ее пастырей, усваивает сердцем ее учение, тот должен проникаться духом молитвенных благожеланий своим начальникам.

Молитва за духовных руководителей.

В благодатной помощи Божией в высшей степени нуждаются лица, облеченные духовной властью: пастыри, священнослужители. На этих лицах лежит великий и священный долг воспитывать людей в религиозно-нравственном духе как евангельским словом, так и своей жизнью.
Пастырь, по словам святого апостола Павла, должен быть для паствы образцом в слове, жизни, любви, духе, вере и чистоте (1Тим. 4:12). Как всякий человек, пастырь имеет свои немощи и недостатки. Чтобы Господь помог ему ревностно исполнять свой служебный долг, чтобы благодать священства не осталась праздной, но всегда горела в нем верой, надеждой и любовью, чтобы Сам Господь был для него Учителем, Сам направлял его ноги на путь истины, правды и мира, Сам был для него светом, оком и устами, – мы и должны слезно и горячо молиться.
«Молиться, – поучает святитель Тихон, – за проповедников слова Божия, пастырей и учителей, «да слово Господне течет и славится» (2Сол. 3:1); да в житии и в звании своем будут исправны и непорочны, да право учат, и, что учат, того образ на себе показуют».
Пастыри, в свою очередь, молятся за народ и, в частности, за своих прихожан. Эта взаимная искренняя молитва крепко сродняет и сближает пастырей с пасомыми. А при таком молитвенном единении легко становится славить и воспевать пречестное и великолепое имя нашего Небесного Отца.

Молитва за членов семейства, сродников и благодетелей.

Молитвы наши должны обнимать и самых дорогих для нас людей – членов семейства: отцов, матерей, детей, всех живущих в нашем доме, всех сродников и благодетелей. Желая от всего сердца им самого наилучшего, мы должны просить у Господа, чтобы Он ниспослал на них Свое Божественное благословение, чтобы Он сохранил их Своей всемогущей рукой от всякого зла и даровал все необходимое к временной и вечной жизни.

2. О молитве за скорбящих, бедствующих и подверженных духовным недугам.

Из прочих людей заслуживают нашего особого внимания и молитвы все скорбящие и бедствующие. Земная жизнь часто бывает для человека сплошной печалью, тьмой и тесной тюрьмой. В таком состоянии человека не радует Божий свет, он готов впасть в отчаяние и погубить себя. Наша христианская любовь требует, чтобы мы просили Господа, дабы Он даровал им силы и крепость благодушно терпеть посылаемые испытания, избавил их от житейских бед и зол, излил в сердца их отраду и успокоение; чтобы исполнил к ним жалости и милосердия сердца богатых и сильных мира сего, вселил в них благую ревность к обильному и доброхотному подаянию милостыни, к заступлению и помощи меньшим братьям. Тем же труждающимся и обремененным, которым Господь судил перейти от этой жизни, – послал христианскую кончину – безболезненную, непостыдную, мирную, после причастия святых и животворящих Таинств.
К числу несчастных, нуждающихся в наших молитвах, нужно отнести и подверженных духовным недугам, то есть отпадших от истинной веры и христианской жизни. Об этих людях тоже нужно молиться, чтобы Господь просветил их ум к уразумению истины Христова учения, к познанию Его Божественной силы, явленной в подвигах святых и в судьбах святой Церкви, чтобы все они уверовали в истинного Сына Божия – Бога во плоти (1Тим. 3:16), пришедшего в мир для спасения человеческого рода.
О людях же, забывших свое назначение, забывших христианскую жизнь и возлюбивших более всего нынешний век, нужно просить Милостивого Подателя, чтобы Он вразумил их, как непостоянны земные блага и ничтожны плотские наслаждения, которым они служат. Нужно молить Господа, чтобы Он умягчил сердца этих людей, дал им слезное покаяние и сокрушение о своих грехах, вселил в сердца их любовь к Божественному Слову, указующему истинный путь спасения; укрепил немощные силы на преодоление страстей и преспеяние в добрых делах. Чтобы они, познав суету мира, более помышляли о кончине, Страшном Суде и будущей жизни, которой не будет конца.
Итак, всякий раз, когда в храме священнослужитель призывает помолиться «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных» или «о всякой души христианстей, скорбящей, озлобленней, милости Божией и помощи требующей», (прошения великой и литийной ектений), христианин должен мысленно переноситься к ним и всем сердцем молить Господа, чтобы Он помиловал их и соделал причастниками Своих небесных обителей.

3. О молитве за врагов своих.

Своего высшего проявления молитва достигает не тогда, когда мы молимся за близких к нам людей, за наших благодетелей или за тех, кто относится к нам безразлично, но тогда, когда молимся за своих врагов, прощая им все причиненные нам обиды.
Пример такой молитвы показал нам Сам Господь наш Иисус Христос, молившийся за Своих распинателей (Лк. 23:34) и заповедавший нам молиться за своих врагов, чтобы быть сынами Отца, «Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злые и благие, и дождит на праведные и неправедные» (Мф. 5:44-45).
И святые апостолы учили, что христиане не должны воздавать злом за зло, или ругательством за ругательство, но должны благословлять, так как они призваны к тому, чтобы наследовать благословение (1Пет. 3:9).
Преподобный Зинон, подвизавшийся на Синае, беседуя однажды о значении молитвы, сказал: «Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет перед Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился».
По словам преподобного Марка Подвижника, мы своей молитвой за обижающих нас «благодетельствуем душам их» . Это и понятно. Даже самый лютый враг наш, зная, что мы не желаем ему зла, а наоборот, молимся о его благополучии, естественно переменит свое плохое к нам отношение на хорошее. Во время молитвы за врагов, по учению святителя Иоанна Златоуста, не следует жаловаться на них Богу. Прошения о наказании врагов он считает даже безумными. Недобрым чувствам, возникающим в нашей душе при воспоминании о наших врагах, необходимо противопоставлять воспоминание о своих грехах и страх будущего наказания.
Для нас молитва за врагов имеет очень большое значение, так как она, по заключению святителя Иоанна Златоуста, уподобляет нас не только Ангелам или Архангелам, а Самому Царю Небесному.

4. О молитве за всех людей..

Наконец, нужно молиться вообще о всех людях, чтобы Господь вложил в сердце всех и каждого любовь к святому Евангельскому закону и ревность к его исполнению, чтобы укрепил душевные и телесные силы на добрую, честную деятельность, чтобы всех помиловал и вел ко спасению Ему одному известными путями.
Это учение о молитве за всех основывается на словах святого апостола Павла (1Тим. 2:1) и требуется самым характером любви христианской всеобъемлющей. «Расширим сердце наше молитвою, и обымем ею всех человеков, – поучает святитель Филарет (Дроздов). – В ней и отдаленное да соделается близким, ...высокое и низкое равным пред лицем Всевышнего. В ней да угаснет вражда, и любовь да воспламенится более сильным и чистым пламенем». Молитву за всех людей с великим благоволением принимает всеблагой Отец Небесный, у Которого нет лицеприятия (Рим. 2:11), ни тени перемены (Иак. 1:17), Который есть беспредельная Любовь, все твари объемлющая и сохраняющая.

5. О молитве за всех усопших православных христиан.

Кроме молитвы за живых, христианство учит, что нужно молиться и за умерших.
«Бог... несть Бог мертвых, но живых», – говорит Спаситель (Мф. 22:26). Пред Богом все живы, и живущие в этом мире, и отшедшие в мир иной составляют одну семью у Отца Небесного, одно живое тело, одну святую Церковь. И как в живом теле не прекращается обмен поддерживающих жизнь элементов между разными частями тела, и как в доброй семье всегда поддерживается живое общение и взаимная помощь между членами семьи, – так и в Церкви Христовой не прекращается взаимная связь и помощь между членами ее, остающимися в этом мире и перешедшими в другой мир (1Кор. 12:26). Эта связь и взаимная духовная помощь выражается в молитве. Мы молимся друг за друга непрерывно – смерть не останавливает молитвы. Молимся за тех, кого любим, пока они здесь с нами, и не перестаем молиться, когда они оставляют нас, ибо «любы николиже отпадает» (1Кор. 13:8), ее нельзя вырвать из сердца, заколотить в гроб и закопать в землю. Христианство учит нас молиться не потому, что Бог будто бы без просьб наших не сделал бы всего возможного для тех, за кого мы желаем просить, но потому, что Отцу Небесному при любви к детям, без сомнения, угодно видеть и взаимную любовь детей, помнящих друг друга, заботящихся друг о друге, просящих друг за друга (Исх. 5:18). Оно заповедует молиться не с надменными притязаниями – как бы изменять определения Божии к участи почивших, – но с живым упованием на то, что Бог от века предуставил все к благу нашему, – все, и то, между прочим, что должно зависеть от нашей взаимной любви друг к другу, ходатайства друг за друга.
Нам неизвестны тайны загробного мира, участь умерших, но христианство призывает нас веровать, что молитвы за отшедших братий имеют для них спасительное значение. Особенно это нужно сказать о молитве, соединяемой с Бескровной Жертвой. «Когда весь народ и священный лик стоят с простертыми к небу руками, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – и когда предлежит страшная жертва, как не умолим мы Бога, прося за умерших» . О важно-сти поминовения усопших на литургии свидетельствуют и другие отцы: святитель Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин и другие.
В церковной истории имеются многочисленные рассказы о том, какое большое значение для умерших имеют молитвы о них живых. Вместе о тем, при усердной молитве за умерших последние сами становятся ходатаями перед Богом за живых.
Можно вспомнить общеизвестный случай из жизни святителя Филарета, митрополита Московского.
Святителю была подана на подпись бумага о за-прещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, владыка, – смиренно отвечал иерей. – Единственно, что на сердце у меня лежит – это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных». «Ну, благодари их», – сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.

6. Вопрос о молитве за умерших без веры в Господа, повинных в смертном грехе, самоубийц и за скончавшихся вне ограды святой Православной Церкви.

Но не за всех умерших людей молится святая Православная Церковь. Она заповедует молиться только о тех, которые умерли с верой в Бога, с раскаянием и надеждой на милосердие Божие, умерли в союзе с Церковью и за гробом являются ее членами. Православная Церковь не совершает молитв за умерших без веры в Господа нашего Иисуса Христа, ибо кто не имел веры при жизни, по слову Спасителя, тот не может увидеть Царствия Божия, не будет спасен, а будет осужден – «иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16).
Не совершает она молитв и за повинных в смертном грехе, то есть за тех лиц, которые не только не веровали в Бога, но даже хулили Его, направляли все свои силы к тому, чтобы противоборствовать Евангельской вере. Этот грех, в котором невозможно покаяние по самому существу согрешающего, не может быть прощен ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12, 32; Евр. 6, 4-6, 10, 26-31). Священник А. Никольский считает молитву за таких грешников не только бесполезной, но и даже оскорбительной для Бога, так как ей «мы требовали бы от Бога насильного взятия в общение с Собою тех, которые упорно отреклись от Него и по своему внутреннему состоянию совершенно не способны к жизни в общении с Ним».
В Священном Писании указывается еще, что Царства Божия не наследуют «ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодее, (ни сквернителе), ни малакии (предающиеся тайному пороку – К. С.), ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадителе, ни хищницы» (1Кор. 6:9-10). Но Церковь молится об этих грешниках, потому что для них возможно еще покаяние пред смертью и потому, что их грехи бывают следствием слабой природы человеческой, а не противоборством Богу хулой на Него.
Не совершает святая Церковь молитв и за самоубийц. «Царствие Небесное нудится, – учит Спаситель, – и нуждницы восхищают его» (Мф. 11:12). Жизнь человеческая и должна представлять ряд усилий к достижению этого Царства. На этом пути человек может много раз падать, вставать, пока Господь не прервет его. Но самовольно остановить жизнь – значит не желать Царства Небесного, не прилагать никаких усилий к восхищению его. Поэтому Церковь, помогая слабым, не молится о вольных самоубийцах. Не отказывает она в своей молитве только тем из самоубийц, которые лишили себя жизни в душевном расстройстве и безумии.
Наконец, святая Православная Церковь не отпевает полным своим чином христиан инославных. По указу Святейшего Синода 1797 года православный священник имел право только в церковном облачении провожать тело умершего до кладбища и опускать в землю при пении «Святый Боже».
В настоящее время, согласно распоряжению Святейшего Патриарха Алексия I, блаженно почившего 17 апреля 1970 года, инославных отпевают с опущением только тех песнопений чина, в которых от лица усопшего исповедуется его правая вера, или от лица Церкви обещается ему упокоение со святыми и вечная память.
Но если Церковь в лице ее священнослужителей, как ближайших исполнителей ее закона, не за всех умерших возносит общественную молитву, то для любви христианской, для сердца человеческого нет закона, нет запрета. Сам Христос молился за Своих распинателей с той мыслью, что они не знали, что творят (Лк. 23:34). Так поступали и первые христиане с побивающими их каменьями (Деян. 7:60). Поэтому не может быть запрещения для частной молитвы христианина о всех почивших и даже вольных самоубийцах. Оптинский старец иеромонах Леонид (в схиме Лев) на вопрос ученика: «Каким образом молиться о самоубийцах?» отвечал: «По духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу, аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя». Сердце христианина должно успокаиваться при этом на мысли, что молиться о всех людях, по апостолу, «добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти. Един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим. 2:1-6).
Таким образом, по содержанию молитва бывает хвалебной, просительной, покаянной, благодарственной и ходатайственной. Однако ни один из этих видов не может мыслиться совершенно отдельно. Все они тесно связаны между собою, что вполне, конечно, естественно. Если христианин прославляет Бога за дивные Его дела, то он в то же время и просит Его о помощи, ибо эту помощь он может получить только от Него одного. А поскольку главным препятствием к излиянию Божиих даров являются наши грехи, то, испрашивая у Господа Его великие милости, человек вместе с тем возносит и покаянную молитву. Получив же от Господа содействие, он не может не благодарить Его за неизреченные щедроты. А так как каждый христианин является членом великого церковного организма, то молитву о себе он всегда соединяет с молитвой о других. Все эти виды молитвы находят прекрасное выражение в церковных пе- снопениях: «Великом славословии» и в гимне святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим».

С указанным содержанием молитв может обращаться к Богу и один христианин, и целая община во главе со священнослужителем. Отсюда молитва может быть частной и общественной.

(Источник "Азбука веры" -

Сегодняшний стих из Библии учит нас, дорогие ребята, чтобы мы молились друг за друга. А кому же мы должны молиться? Конечно, нашему Богу Иисусу Христу. Скажите, вы когда-нибудь молились за ваших родных, друзей или знакомых? Просили вы Господа помочь им, когда у них, что-то случалось?

Сегодня, я расскажу вам историю про двух друзей: Костю и Игоря, и про то, что с ними случилось.

Костя и Игорь жили в соседних квартирах, учились в одной школе и в одном классе. Они были неразлучными друзьями и всегда были вместе. Каждое утро мальчики встречались на лестничной клетке, чтобы вместе идти в школу. В школе на уроках они сидели за одной партой, в обед вместе ходили в столовую, и на всех переменах вместе бегали по школьным коридорам. Друзья вместе посещали спортивную секцию по футболу и на соревнованиях играли в одной команде.
Но вот, однажды зимой, Игорь заболел ангиной, и Косте пришлось одному ходить и в школу, и на тренировки. Костя очень скучал по своему другу и с нетерпением ждал, когда тот выздоровеет. Однако время шло, а Игорь всё не выздоравливал. И чем дольше он болел, тем мрачнее становился Костя.

Как-то вечером перед сном, Костина мама вошла в комнату сына, чтобы пожелать ему спокойной ночи и увидела Костю, который с печальным видом сидел на кровати. Мама подошла к кровати, села рядом с Костей и, обняв его за плечи, прижала к себе и ласково спросила:
– Сынок, почему ты грустишь? У тебя, что-нибудь случилось?
– Ах, мамочка, я так скучаю по Игорю! – тяжело вздыхая, сказал Костя. – Он так долго болеет! А мне очень хочется, чтобы он уже выздоровел, и мы снова стали вместе ходить в школу и на тренировки. Как бы я хотел ему помочь! Но я не знаю, как.
– А скажи мне, Костя, молился ли ты за Игоря? Просил ли ты Господа Иисуса Христа, чтобы Он исцелил твоего друга? – серьёзно глядя сыну в глаза, спросила мама.
– Нет, не молился, – растерянно ответил Костя, – я не думал, что Игорю это поможет.
Мама подошла к письменному столу, взяла лежащую на нём Библию, и, открыв её, обратилась к сыну:
– Костя, Господь Иисус Христос учит нас любить друг друга и от всего сердца молиться друг за друга. Вот, послушай, Костя, что говорится об этом в Божьем Слове: «Молитесь, друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ». Сынок, если ты на самом деле хочешь помочь твоему другу, то тогда возьми и прямо сейчас помолись за него и попроси Господа исцелить его.
Затем, сделав небольшую паузу, мама добавила: «И когда будешь молиться, сынок, помни, что Бог слышит все твои молитвы и обязательно на них ответит, потому что Он сам сказал: «Просите и дано будет вам » (Матфея 7:7).

После этого мама, пожелав Косте спокойной ночи, поцеловала его и вышла из комнаты. Как только за мамой закрылась дверь, Костя тут же встал на колени и стал горячо молиться Господу: «Дорогой Господь Иисус, я очень хочу, чтобы мой друг Игорь выздоровел, и чтобы мы опять были вместе. Мне так его не хватает! Исцели его, пожалуйста. Всё это я прошу во имя Иисуса Христа. Аминь» . Закончив молиться, Костя лёг в постель и крепко заснул.

На следующий день мама Игоря позвонила Косте и сообщила ему хорошую новость о том, что Игорю стало намного лучше и что на днях он сможет пойти в школу. А уже через день, Костя и Игорь встретились на лестничной клетке и вместе отправились в школу.

Так Костя помог своему лучшему другу через молитву. И Господь, услышал Костину молитву и ответил на неё, исцелив Игоря.

Я хочу, что бы вы знали, что Господь Иисус призывает нас молиться друг за друга. А я, ребята, призываю вас быть послушными нашему Господу Иисусу Христу и молиться за ваших родителей, братьев и сестёр, друзей, соседей, одноклассников и просто знакомых.

МОЛИТВА : Давайте помолимся и попросим Господа помочь нам исполнять его призыв и молиться за наших родных, друзей и знакомых.

Обличение богатых и жестокосердых землевладельцев (1–6). Общие наставления христианам ввиду близости пришествия Господня (7–9). О долготерпении в злостраданиях (10–13). О елеопомазании (14–15). Взаимная исповедь и молитва (16–18). Обращение заблудших (19–20).

. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

От обличения богатых и самонадеянных торговцев () Апостол переходит теперь к обличению богатых, но немилосердых и жестоких собственников и землевладельцев за притеснение ими бедных соседей и наемников. По тону и самому образу выражения грозная речь Апостола здесь близко напоминает грозные обличительные речи ветхозаветных пророков. Обличаемые богачи здесь, как и ранее в послании ( сл., сл.), принадлежали, вероятно, к христианскому обществу, а не к неверующим иудеям, хотя и последним, без сомнения, были вполне понятны и внушительны обличения Апостола, так как обличаемые им пороки жестокосердия противны не только христианскому закону любви, но уже и Моисееву закону с его сострадательною заботливостью о бедных.

Вся обличительная речь Апостола к богачам распадается на два отдела: : возвещение ожидающей богачей кары гнева Божия, и – характеристика поведения богачей, их преступлений, – как основание или причина грядущего суда Божия. Богачи приглашаются, ст. 1, к сильному плачу – «плачьте и рыдайте " (κλαύσατε ολολύζοντες ) – выражения, употребительные у пророков при возвещении ими ужасов суда Божия (). Апостол «заставляет богачей рыдать, т.е. сильно плакать о том, что они собирают свое богатство на нетление и не раздают нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (блаж. Феофил.). Речь идет не о естественной участи всякого земного богатства, как скоро гибнущего и тленного по самой природе (), а об участи, какая постигнет богатых, как суд Божий, как нарочитое наказание Божие, именно ввиду близкого пришествия Господня (ниже, ). Цель апостольского призыва богачей к рыданию не состоит только в том, чтобы внушить ужас и сознание величайших бедствий, идущих на них (ср. ), но и побудить их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно.

. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

Применительно к главному пороку обличаемых богачей, бедствия их изображаются под образом гибели богатств и всякого рода вещественных благ. «Гниение богатств, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, т.е. в пришествие Христово, богатство ваше скажется как бы огнем, собранным на погибель вашу» (блаж. Феофил.). Подобно древним библейским пророкам, Апостол будущий суд над богачами и их имением представляет, как уже происшедший (perfectum propheticum). После перечисления отдельных видов имущества богачей наряду с общим названием богатства, Апостол делает (ст. 3) выразительное указание на совершенную бесполезность и крайнюю тщету накопления богатств ввиду наступления последних дней, т.е. приближения пришествия Христова.

. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

Назвав выше () ожидающие немилосердых богачей бедствия суда Божия, Апостол теперь в том же пророчески-обличительном тоне показывает причину грядущего на них наказания – в содеянных ими нравственных проступках и преступлениях. Преступления эти таковы: богачи нажили свои богатства несправедливостью и обидами (ст. 4), что тем более преступно, что собственные богатства они употребляли на роскошную жизнь (ст. 5) и даже на преследование праведников с целью пролить кровь их (ст. 6). Тяжесть первого греха – вне сомнения: богачи удерживали заработную плату наемников, в частности, жнецов, руками и трудами которых они наживали свои богатства. Притеснение бедных рабочих через удерживание заслуженной ими платы запрещено, как одно из тяжких преступлений, уже в законе Моисеевом (; ) и строго, пламенно было обличаемо пророками (; ; ; см. ; ; ). Преступность и совершенную нетерпимость упомянутой несправедливости к бедным рабочим Апостол показывает, сильно выражаясь, что удержанная плата рабочих и обиды, причиненные им, – подобно крови первого в мире мученика Авеля (), вопиют к Богу, и что стоны и вопли обиженных рабочих-жнецов и др. дошли уже слуха всеведущего Господа, называемого здесь ветхозаветным, наичаще встречающимся у пророков именем Саваоф – Богом воинств небесных (), Богом светил небесных и полчищ Израилевых. У LXX имя это нередко передается Παντοκράτωρ , Вседержитель ; следовательно, идея всемогущества и вседержительства греческими переводчиками Библии считалась самою главною в имени Божием Цебаоот. Называя Бога этим именем Саваоф, Апостол, очевидно, выражает мысль, что Судии Богу легко будет наказать богачей, обижающих людей столь бедных и трудящихся под палящими лучами восточного солнца, как жнецы.

. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

Продолжая поучать христиан безропотному и терпеливому несению злостраданий, Апостол для подкрепления своих наставлений ссылается на пример ветхозаветных пророков, которые безропотно переносили великие страдания за истину проповедуемого ими слова Божия. Рядом с пророками в качестве великого образца терпения страданий Апостол называет (ст. 11) праведного Иова, в истории которого он одновременно отмечает благоприятное окончание страданий праведника, благословенного Богом за терпение великими благами. История Иова, которую Апостол представляет хорошо известною читателям, таким образом, в двух отношениях особенно назидательна для страждущих христиан; и по исключительному терпению Иова, и по конечному его оправданию Господом. Τό τέλος Κυρίου – не и прославление Господа, как думали некоторые толкователи (блаж. Августин, Лянге), а именно – дарованная Господом награда за терпение Иова. Выражением «вы слышали о терпении Иова » Апостол, быть может, намекает на синагогальные чтения из книги Иова, знакомившие иудеев с великим подвигом терпения этого праведника. Место весьма важно, как свидетельство об историческом существовании Иова.

В конце ст. 11 Апостол к истории прославления делает замечание: «ибо Господь весьма милосерд и сострадателен », что должно исполнить читателей надеждою, что их терпение скорбей, по милосердию Господа, будет вознаграждено.

. Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.

Без видимой связи с предыдущим, Апостол предостерегает христиан от неумеренного употребления клятвы. Известно, что иудеи около времени Иисуса Христа чрезвычайно часто и в весьма разнообразных формах клялись. Господь Спаситель осудил эти иудейские клятвы и указал Своим последователям простое заверение истины или отрицание неправды – в качестве клятвы (). Апостол запрещение злоупотребления клятвами и указание нормального употребления клятвы излагает почти словами Господа, и, подобно же Господу, не отменяет клятву вообще, а лишь недостойное ее употребление, – мотивируя свое наставление словами «чтобы вам не подпасть осуждению ", υπό κρίσιν ». осуждение легкомысленно клянущегося весьма легко и возможно. По принятому чтению: είς υπόκρισιν , слав. в лицемерие , дается мысль о неизбежности лицемерия при легкомысленном употреблении клятвы. «Лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до преступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется» (блаж. Феофил.). В ст. 13 Апостол дает наставление общего характера, чтобы христианин в радости и скорби помнил Господа, чтобы скорбные и радостные чувства свои разрешал молитвою и псалмопением. «Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть ждет, чтобы блаженство ее приумножилось» (блаж. Феофил.).

. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

. И веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Апостол теперь дает всему обществу верующих, всей Церкви, наставление на случай болезни, более или менее тяжелой (как показывают выражения: ασθενεί и κάμνοντα ), кого-либо из членов. В этом случае болящий – свободно выраженным желанием или просьбою должен пригласить пресвитеров Церкви, τους πρεσβυτέρους εκκλησίας , – не просто старейшин или старцев, но лиц особенных иерархических полномочий и благодатных дарований через рукоположение (см. ; ; ), которые и должны совершить над болящим молитву и помазание елеем во имя Господне, причем Апостол указывает и благодатное действие или, точнее, разнообразные благодатные действия «молитвы веры» (ст. 15): эта «молитва веры " (ή ευχή τής πίστεως ) спасет "болящего" (σώζει τον κάμντα ), и восставит (слав. «воздвигнет» , греч. εγερεί ) его Господь, и, если он соделал грехи, простятся (ἀφεθήσεται) ему … Западная экзегетика при анализе и изъяснении этих слов Апостола усиливается доказать, что здесь нет речи о таинстве елеопомазания, а имеется будто бы обычное и распространенное в иудействе помазание елеем больных, совершавшееся раввинами, старейшинами, причем некоторые раввины со своим законоведением соединяли и искусство врача. Действительно, с внешней стороны елеопомазание, как и крещение, не представляет чего-либо нового в христианстве. Об известности и распространенности помазания в иудействе свидетельствуют и Библия (; ), и иудейское предание – Иосиф Флавий (Иуд. война I:33, 5 и др.), и Талмуд. В иудействе помазание елеем употреблялось при самых разнообразных болезнях, наружных и внутренних – как ввиду освежающего и смягчающего кожу и тело действия елея, так отчасти вследствие верования иудеев, что в раю из древа жизни истекал елей, который и должен был обеспечить людям бессмертие. Однако рассматриваемое с внутренней стороны, елеопомазание христианское является действием совершенно новым, неведомым иудейству, именно есть действительное таинство, причем, впрочем, Апостол Иаков не устанавливает таинства вновь, а лишь советует христианам благовременное его употребление. Признаками же таинственного, благодатного свойства действия елеопомазания являются следующие, указываемые Апостолом, черты: а) совершение елеопомазания не рядовыми христианами, а нарочитыми пресвитерами церковными; б) «молитва веры » над болящим, именно, «в присутствии его, а не заочно, как можно молиться о всяком» (еп. Михаил); в) помазание болящего елеем во имя Господне, чем ясно показывается, что здесь не имеется в виду целебное действие елея самого по себе; наконец, г) врачующее действие приписывается не елею, но молитве веры, елей же является внешним посредством или проводником высшей силы, врачующей душу и тело болящего; выражается здесь это благодатное действие таинства, во-первых, общим понятием спасения (душевного и телесного), во-вторых, в частности, телесным исцелением болящего («восставит его Господь » – безусловная, абсолютная речь вместо условной) и, в-третьих, разрешением грехов, т.е. врачеванием даже и душевных немощей болящего.

Из сказанного ясно, что в ряду других таинств церковных таинство елеосвящения имеет ту особенность, тот специфический характер, что приносит лицу, над которым совершается, вместе с духовным и телесное исцеление. Неправилен поэтому взгляд католической Церкви на таинство елеопомазания, как на extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium (таинство умирающих). В основании этого взгляда лежит мнение, будто Апостол Иаков не говорит о телесном выздоровлении болящего, так как будто бы σώζειν означает лишь духовное спасение через излияние благодати, «εγείρειν , может, указывает на укрепление и ободрение духа болящего во время борьбы души со . Но неправильность этого понимания очевидна уже при сопоставлении слов Ап. Иакова со свидетельством евангелиста Марка () об исцеляющем действии елеопомазания в руках апостолов. Равным образом, не подлежит сомнению, что гл. σώζει ν в Библии не раз означает телесное исцеление (); тем более гл. εγείρειν весьма нередко означает поднятие больного с одра болезни, выздоровление (). Ошибочно также видеть с католиками указание на смертельное состояние болящего, над которым Апостол заповедует совершать таинство елеопомазания, в гл. ασθενίν , который в действительности указывает только на тяжесть болезни, но не на смертельность ее (; ), и в гл. κάμνειν , имеющем подобное же значение (). Справедливо поэтому обличает латинян св. Симеон, еп. Солунский: «Латиняне говорят, что не должно совершать елеосвящение над болящим, а только над умирающим. О безумие! Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, а они говорят, что он умрет… Священное Писание . Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

Иак.5:18 . И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

После речи о таинстве елеопомазания, служащем главным образом врачеванию телесных недугов, Апостол дает средство против недугов духа – разнообразных греховных падений (παραπτώματα ), именно: разъясняет необходимость взаимной молитвы христиан друг за друга, как верного и всеобщего средства духовного врачевания. «Но такая молитва предполагает взаимное исповедание верующими своих грехов, ибо нужно знать, в чем виновен наш брат, что лежит на его совести, чтобы наша молитва о нем была благоуспешна» (проф. прот. Д.И. Богдашевский). Отсюда – увещание св. Апостола: «исповедайте друг другу (εξομολογείσθε αλλήλοις ) согрешения …» Вопреки мнению некоторых древних и новых толкователей, здесь нет речи о таинстве покаяния или исповеди; Апостол говорит лишь о простом взаимном признании христиан пред другими верующими в своих проступках, в целях взаимного примирения, утешения, облегчения, совета, главным же образом для того, чтобы дать возможность христианам молиться о согрешившем брате. Конечно, не исключается здесь и исповедь пред пресвитерами, облеченными от Господа властью прощения грехов (; ). Но ближе всего Апостол говорит не о таинстве покаяния, а о взаимообщении христианском, которое так неизменно требуется в жизни Церкви, как единого тела, единого организма. Рядом с взаимною исповедью христиан Апостол сейчас же поставляет взаимную же молитву христиан друг за друга: «и молитесь друг за друга, яко да исцелеете " (ιαθήτε ), т.е. духовно исцеляете от душевных немощей – грехов, имеющих опору в чувственных вожделениях (см. ). В качестве же побуждения к христианской взаимопомощи в форме молитвы Апостол указывает на великую силу молитвы праведника: »много бо может праведного споспешествуема " (ενεργουμένη ). «Молитва праведника имеет большую силу тогда, когда и тот, за кого он молится, содействует его молитве душевною скорбью. Ибо если тогда, когда молятся за нас другие, проводим время в роскоши, неге и невоздержании, то мы через это ослабляем силу молитвы подвизающегося за нас» (блаж. Феофил.). Впрочем, выражение ενεργουμένη

. пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

В заключение своего послания Апостол – с любвеобильным воззванием – «братия » – указывает на величайшее дело помощи христиан брату, отступившему от истины христианской, истины веры, мысли и жизни. Желая побудить христиан к такой деятельности, требуемой идеею органической связи всех членов Церкви, Апостол говорит об исключительной важности такого подвига: «пусть знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов » (ст. 20). К кому относится это последнее обещание, к обращенному ли грешнику или к обратившему его, получающему великую награду за свое высокое дело? В первом случае смысл тот, что «дело обращения грешника велико тем, что здесь, во-первых, спасается душа грешника от смерти, под которою, конечно, разумеется вечная в духовном смысле и, во-вторых, дается основание такого спасения – покрывается множество грехов» (еп. Георгий). Принимая это объяснение (разделяемое проф. прот. Д.И. Богдашевским, еще ранее еп. Михаилом и др.), мы, однако, полагаем, что не исключается здесь и мысль о награде самого обратившего. В аналогичном рассматриваемому выражении Апостола Петра (): «любовь покрывает множество грехов » по разъяснению блаж. Феофилакта, мысль та, что «милость к ближнему делает милостивым к нам Бога» (см. ). Увещанием к важнейшему подвигу любви христианской Апостол и заканчивает свое послание, полное высокого богословия и святого нравоучения.

Похожие публикации