Обо всем на свете

Кирилл философ. Святой кирилл Отрывок, характеризующий Кирилл Философ

ок. 827, Салоники - 14 февраля 869, Рим) - создатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций. Знатного происхождения, был взят ко двору византийского императора Михаила III, получил образование в Магнаврской академии у Льва Математика и патриарха Фотия. Уклонившись от светской карьеры, принял духовное звание и стал библиотекарем при храме Св. Софии Константинопольской. В 860-861 вместе с Мефодием совершил миссионерскую поездку в Хазарию. По пути останавливался в Крыму, где обрел мощи св. Климента папы Римского, перенесенные им впоследствии в Рим. Принимал участие в диспутах с иконоборцами, арабскими мусульманами, иудейскими богословами. В 863 по приглашению князя Ростислава «солунские братья» посланы императором в Великую Моравию для организации богослужения на славянском языке. Вместе с соратниками Климентом, Наумом, Саввой, Гораздом, Ангеларием трудились над переводами с греческого богослужебных текстов. Отозванные в Рим, в полемике со сторонниками «триязычной ереси» (признававшими сакральное значение лишь за еврейским, греческим и латинским языками) отстаивали равенство всех языков и народов. Папа Адриан II разрешил им распространение канонической литературы и церковную службу на славянском языке. Вскоре Кирилл умер и был погребен в крипте церкви Св. Климента, где его мощи почитаются до сего дня. Кирилл и Мефодий канонизированы православной и католической церковью, считаются духовными покровителями Европы, в их честь воздвигнуто много храмов, день памяти 24 мая (по н. ст.) отмечается в Болгарии, России и др. странах как день славянской письменности и культуры. Творческое наследие Кирилла включает избранные переводы Священного Писания и собственные творения, сохранившиеся на греческом, славянском, латинском языках. Кирилло-мефодиане посвящено более 2 тыс. публикаций. В православной культуре Slavia orthodoxa Кирилл получил звание философа, ставшее частью его имени, за глубокие в ней познания, ее преподавание и первое на славянском языке определение философии, которое гласит, что она есть «Божиам человечям вещем разум, елико может человек приближитися Бозе, яко Детелию учить человека, по образу и по подобию быти сътворшему его» (Рук. 15 в. РГБ, МДА. ф. 173, № 19, л. 367 об.). Эпизод из отроческой биографии, описанный в виде пророческого сна, повествует о том, как юный Кирилл избирает себе в невесты Софию Премудрость, сияющую неземной красотой. Духовное обручение с ней будет трактоваться в православной софиологии как основополагающий мистический акт сопричастия к высшей форме постижения бытия не рациональным рассудочным, но внутренним сокровенным путем сердечного познания. Константин-Кирилл со времен Древней Руси становится образцом православного философа, его образ как просветителя, подвижника, мудреца повлиял на всю последующую историю отечественной философской мысли.

Ист.: Жития Кирилла и Мефодия. М.-София, 1986; Лавров Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930; Сказания о начале славянской письменности, вступ. статья, пер. и комм. Б. Н. Флори. М., 1981.

Лит.: Бильбасов В. А. Кирилл и Мефодий. ч. 1 -2. СПб., 1868-71 ; БернштейнС. Б. Константин-Философ и Мефодий. М., 1984; Верещагин E. М, У истоков славянской философской терминологии. - «Вопросы языкознания», 1982, № 6; Кирило-Методиевска енциклопедия в Зт., т. 1. София, 1985; DannA. Litinerario spirituale di un santo: delia saggezza alla Sapienza. Note sul cap. Ill Vita Constantini. - Константин-Кирил Философ. София, 1981; Grivec F. Konstantin und Methodius, Lehrer der Slaven, Wiesbaden, 1960; Sevcenko J. The Definition of Philosophy in the Life of Saint Constantin. - For Roman Jacobson. The Hague.1956.

А также разным языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета , Константин принял сан иерея и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе. Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев , бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в столице.

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой прислать учителей, которые «могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке». Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам .

Литература

  • А.А.Турилов. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина (История и культура славян IX-XVII веков). М.: Индрик, 2011. - 448 с., 800 экз., ISBN 978-5-91674-146-9

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 827 году
  • Родившиеся в Салониках
  • Умершие 14 февраля
  • Умершие в 869 году
  • Умершие в Риме
  • Великая Моравия
  • Славянские просветители
  • Святые Болгарии
  • Святые Византии
  • Основоположники национальной письменности и литературы
  • Православные миссионеры
  • Изобретатели систем письма
  • Старославянский язык
  • Равноапостольные

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сидельников, Кирилл Юрьевич
  • Соколов, Кирилл Константинович

Смотреть что такое "Кирилл Философ" в других словарях:

    Кирилл-философ - Под этим именем известны: 1) св. К., первоучитель славян (см. Кирилл и Мефодий), 2) св. К. катанский (костенский), учитель сербов XV в. и 3) К. I, митрополит киевский. Одному из первых двух принадлежит, вероятно, Слово об исходе души, или О… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КОНСТАНТИН-КИРИЛЛ ФИЛОСОФ - КОНСТАНТИН КИРИЛЛ ФИЛОСОФ (ок. 827, Салоники 14 февраля 869, Рим) создатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций. Знатного происхождения, был взят ко двору византийского императора Михаила… … Философская энциклопедия

    Кирилл и Мефодий (Константин и Мефодий) - Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (мирское имя неизвестно, предположительно Михаил) братья, славянские первоучители и апостолы, святые не только православной, но и римско католической церкви (у православных церковных память первого 14 февраля … Биографический словарь

    Кирилл, епископ Ростовский \(1231-1262\) - Кирилл (ум. 1262 г.) – епископ Ростовский, возможный автор поучений. Сведения о нем содержатся в Летописи Лаврентьевской. В 1230 г. ростовские князья Василько, Всеволод и Владимир послали в Суздаль, к отцу своему Юрию Всеволодовичу, с просьбой… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ - св. равноап., просветители славян, создатели слав. азбуки, переводчики ПИСАНИЯ на слав. язык. Кирилл (в миру Константин) и МЕФОДИЙ родились в г.Солуни (Фессалоники) в семье военачальника (друнгария) Льва. мефодий с 833 состоял на военной службе… … Библиологический словарь

    Кирилл (значения) - Кирилл: В Викисловаре есть статья «Кирилл» Кирилл (др. греч … Википедия

    КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ - братья из Солуни (Салоники), славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827 869; до принятия в 869 монашества Константин, Константин Философ) и Мефодий (ок. 815 885) в 863 были приглашены из… … Большой Энциклопедический словарь

    Кирилл Иерусалимский - Κύριλλος Α΄ Ἱεροσολύμων … Википедия

    Кирилл св. - – философ, славянский первоучитель, род. в 827 г. в Солуни и был младшим сыном греческого военачальника Льва, отличался исключительными талантами, умом, острой памятью, так что удивлял учителей и учеников успехами. На школьной скамье он… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Кирилл Игоревич Якимец - (р. 1964) русский писатель фантаст, деятель контркультуры, руководитель пресс службы Союза журналистов России. Биография Родился в 1964 г. в Москве. Учился в физматшколе № 2, Московском энергетическом институте (отчислен в 1987 г. с шестого курса … Википедия

Книги

  • Сказание, как составил святой Кирилл Философ Азбуку по языку Словенскому и книги переведенной от Греческих на Словенский язык , . Прежде убо Словяне, еще суще погани, не имеяху письмен, но чертами и нарезаньми, читаху и гадаху; крестившежеся, нуждахуся Римскими и Греческими письмены писати Словенскую речь, без…

Вконтакте

Обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам.

По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета, Константин был посвящён во чтеца и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе. Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье.

Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в столице.

Sławomir Czyż , GNU 1.2

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

В 856 году логофет Феоктист, бывший покровителем Константина, был убит. Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришёл в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

ChristianeB , CC BY-SA 3.0

В 860 году Константин направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык, самаритянское письмо, а наряду с ними какое-то «русьское» письмо и язык (полагают, что в житии описка и вместо «русьские» письмена следует читать «сурьские», то есть сирийские - арамейские; во всяком случае это не древнерусский язык, который в те времена не выделяли из общеславянского). Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно «Житию» кончился победой Константина, однако каган веру не поменял. Арабские источники и «Письмо Иосифа» дают иную картину: победителем в диспуте был признан раввин, который стравил Константина с имамом и, выждав, когда они дискредитируют друг друга перед каганом во взаимном споре, затем доказал кагану преимущества иудейской веры.

Dimitar Papradiški , Public Domain

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой прислать учителей, которые «могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке». Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе Римскому. Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну - Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того, как Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан.

В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней (14 февраля) скончался. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Похоронен в Риме в церкви Святого Климента.

Фотогалерея


Полезная информация

Кирилл (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф

Годы жизни

Имя

Кирилл
в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф

Дни памяти

Февраль 14,
Май 11,
Июль 27 - Собор Болгарских просветителей

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский (до принятия схимы - Константин), и старший брат его Мефодий (память 6 апреля) по происхождению славяне, родились в Македонии, в городеСолуни.

Святой Кирилл получил блестящее образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Он рано принял сан пресвитера. По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии.

Святой Кирилл с успехом вел прения с еретиками иконоборцами и с магометанами. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию, но уединение его продолжалось недолгое время.

Оба брата были посланы в 857 году императором Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар. По дороге они останавливались в Херсоне и обрели там мощи священномученика Климента, папы Римского. Прибыв к хозарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере. Убежденный проповедью святого Кирилла хозарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. Святой Кирилл вернулся в Константинополь с 200-ми отпущенными пленниками.

В 862 году началось главное дело святых братьев. По просьбе князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке.

Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Они ввели Богослужение на славянском языке.

Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан И встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента, папы Римского. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году 42-х лет.

Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента, где почивают мощи этого священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями.

, арифметике , риторике , астрономии , а также разным языкам. По окончании учения, отказавшись заключить весьма выгодный брак с крестницей логофета , Константин был посвящён во чтеца и поступил на службу хартофилаксом (буквально «хранителем библиотеки»; реально это равнялось современному званию академика) при соборе Святой Софии в Константинополе. Но, пренебрёгши выгодами своего положения, удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении. Затем он почти насильно был возвращён в Константинополь и определён преподавать философию в том же Магнаврском университете, где недавно учился сам (с тех пор за ним и укрепилось прозвище Константин Философ). На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев , бывшим патриархом «Аннием », что принесло ему широкую известность в столице.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар . [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ]

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой прислать учителей, которые «могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке». Император и патриарх, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам .

В культуре

В кино

См. также

Напишите отзыв о статье "Кирилл Философ"

Примечания

Литература

  • Тахиаос, А.- Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий просветители славян. Сергиев Посад, 2005.
  • Турилов А. А.. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина (История и культура славян IX-XVII веков). М.: Индрик, 2011. - 448 с., 800 экз., ISBN 978-5-91674-146-9

Отрывок, характеризующий Кирилл Философ

– Ты её знаешь?.. Тогда скажи мне, кто эти люди, Север? И почему так болит за них моё сердце? – Удивлённая его советом, спросила я.
– Это – Катары, Изидора… Твои любимые Катары… в ночь перед сожжением, – грустно произнёс Север. – А место, которое ты видишь – их последняя и самая дорогая для них крепость, которая держалась дольше всех остальных. Это – Монтсегюр, Изидора… Храм Солнца. Дом Магдалины и её потомков… один из которых как раз должен вот-вот родиться на свет.
– ?!..
– Не удивляйся. Отец того ребёнка – потомок Белояра, ну и, конечно же, Радомира. Его звали Светозаром. Или – Светом Зари, если тебе так больше нравится. Это (как было у них всегда) очень горестная и жестокая история… Не советую тебе её смотреть, мой друг.
Север был сосредоточенным и глубоко печальным. И я понимала, что видение, которое я в тот момент смотрела, не доставляло ему удовольствия. Но, несмотря ни на что, он, как всегда, был терпеливым, тёплым и спокойным.
– Когда же это происходило, Север? Не хочешь ли ты сказать, что мы видим настоящий конец Катар?
Север долго смотрел на меня, словно жалея.... Словно не желая ранить ещё сильнее… Но я упорно продолжала ждать ответа, не давая ему возможности смолчать.
– К сожалению, это так, Изидора. Хотя мне очень хотелось бы ответить тебе что-нибудь более радостное… То, что ты сейчас наблюдаешь, произошло в 1244 году, в месяце марте. В ночь, когда пало последнее пристанище Катар… Монтсегюр. Они держались очень долго, десять долгих месяцев, замерзая и голодая, приводя в бешенство армию святейшего Папы и его величества, короля Франции. Их было всего-навсего сто настоящих рыцарей-воинов и четыреста остальных человек, среди которых находились женщины и дети, и более двухсот Совершенных. А нападавших было несколько тысяч профессиональных рыцарей-воинов, настоящих убийц, получивших добро на уничтожение непослушных «еретиков»... на безжалостное убийство всех невинных и безоружных… во имя Христа. И во имя «святой», «всепрощающей» церкви.
И всё же – катары держались. Крепость была почти недоступной, и чтобы её захватить, необходимо было знать секретные подземные ходы, или же проходимые тропинки, известные только жителям крепости или им помогавшим жителям округи.

Но, как это обычно случалось с героями – «на сцену» явилось предательство... Вышедшая из терпения, сходившая с ума от пустого бездействия армия рыцарей-убийц попросила помощи у церкви. Ну и естественно, церковь тут же откликнулась, использовав для этого свой самый проверенный способ – дав одному из местных пастухов большую плату за показ тропинки, ведущей на «платформу» (так называли ближайшую площадку, на которой можно было устроить катапульту). Пастух продался, погубив свою бессмертную душу... и священную крепость последних оставшихся Катар.

У меня от возмущения бешено стучало сердце. Стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, я продолжала спрашивать Севера, будто всё ещё не сдавалась, будто всё ещё оставались силы смотреть эту боль и дикость произошедшего когда-то зверства...
– Кто была Эсклармонд? Знаешь ли ты что-то о ней, Север?
– Она была третьей, и самой младшей, дочерью последних сеньоров Монтсегюра, Раймонда и Корбы де Перейлей, – печально ответил Север. – Ты видела их у изголовья Эсклармонд в твоём видении. Сама же Эсклармонд была весёлой, ласковой и всеми любимой девочкой. Она была взрывной и подвижной, как фонтан. И очень доброй. Её имя в переводе означало – Свет Мира. Но знакомые ласково называли её «вспышкой», думаю, за её бурлящий и сверкающий характер. Только не путай её с другой Эсклармондой – была ещё у Катар Великая Эсклармонд, Дама де Фуа.
Великой её прозвали сами люди, за стойкость и непоколебимую веру, за любовь и помощь другим, за защиту и Веру Катар. Но это уже другая, хотя очень красивая, но (опять же!) очень печальная история. Эсклармонд же, которую ты «смотрела», в очень юном возрасте стала женой Светозара. И теперь рожала его дитя, которое отец, по договору с ней и со всеми Совершенными, должен был в ту же ночь как-нибудь унести из крепости, чтобы сберечь. Что означало – она увидит своего ребёнка всего на несколько коротких минут, пока его отец будет готовиться к побегу... Но, как ты уже успела увидеть – ребёнок всё не рождался. Эсклармонд теряла силы, и от этого всё больше и больше паниковала. Целых две недели, которых, по общим подсчётам, должно было наверняка хватить для рождения сына, подошли к концу, а ребёнок почему-то никак не желал появляться на свет... Находясь в совершенном исступлении, измождённая попытками, Эсклармонд уже почти не верила, что ей всё же удастся сохранить своё бедное дитя от страшной гибели в пламени костра. За что же ему, нерождённому малютке, было испытывать такое?!. Светозар, как мог, пытался её успокоить, но она уже ничего не слушала, полностью погрузившись в отчаяние и безнадёжность.
Настроившись, я снова увидела ту же комнату. Вокруг кровати Эсклармонд собралось около десяти человек. Они стояли по кругу, все одинаково одеты в тёмное, а от их протянутых рук прямо в роженицу мягко втекало золотое сияние. Поток становился всё гуще, будто окружавшие её люди вливали в неё всю свою оставшуюся Жизненную мощь...
– Это Катары, правда ведь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора, это Совершенные. Они помогали ей выстоять, помогали её малышу родиться на свет.
Вдруг Эсклармонд дико закричала... и в тот же миг, в унисон, послышался истошный крик младенца! На окружавших её измождённых лицах появилась светлая радость. Люди смеялись и плакали, словно им вдруг явилось долгожданное чудо! Хотя, наверное, так оно и было?.. Ведь на свет родился потомок Магдалины, их любимой и почитаемой путеводной Звезды!.. Светлый потомок Радомира! Казалось, наполнявшие залу люди начисто забыли, что на восходе солнца все они пойдут на костёр. Их радость была искренней и гордой, как поток свежего воздуха на просторах выжжённой кострами Окситании! По очереди приветствуя новорождённого, они, счастливо улыбаясь, уходили из залы, пока вокруг не остались только родители Эсклармонд и её муж, самый любимый ею на свете человек.
Счастливыми, сверкающими глазами юная мать смотрела на мальчика, не в состоянии произнести ни слова. Она прекрасно понимала, что эти мгновения будут очень короткими, так как, желая уберечь новорождённого сына, его отец должен будет тут же его забрать, чтобы попытаться ещё до утра убежать из крепости. До того, как его несчастная мать взойдёт на костёр вместе с остальными....
– Благодарю тебя!.. Благодарю тебя за сына! – не скрывая катившихся по уставшему лицу слёз, шептал Светозар. – Радость моя ясноглазая... пойдём со мной! Мы все поможем тебе! Я не могу тебя терять! Он ведь не знает ещё тебя!.. Твой сын не знает, как добра и прекрасна его мать! Пойдём со мной, Эсклармонд!..

Кирилл (Константин Философ) (в миру Константин, по прозвищу Философ (за любовь к размышлению), 827—869, Рим) - cоздатель (с братом Мефодием) славянской азбуки, литературной, богословской и философской традиций.

Родился в 827 в Солуни, ныне Салоники, Греция; умер 14 февраля 869 в Риме. Православный миссионер, создатель первого славянского алфавита. Вместе со своим старшим братом Мефодием перевел на славянский язык богослужебные книги. Имя Кирилла увековечено в названии одного из современных алфавитов - кириллицы.

Причислен к лику святых и католической церковью, и православной церковью - как Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, то есть Святой, подобно апостолу принесший веру целому народу, в данном случае славянам.

Константин родился в семье друнгария - полкового командира. С детства отличался отличной памятью, красотой и способностью к языкам. Кроме родного греческого с малых лет владел славянским языком. Отец Константина друнгарий Лев умер, когда мальчику было 12 лет. Его взял на воспитание государственный канцлер Феоктист, опекун малолетнего императора Михаила III. Вместе с императором Константин обучался во дворцовом училище Магнаура в Константинополе. Полученное там образование можно сравнить с университетским. Училище окончил на 22-м году жизни, но отказался от выгодного брака с крестной дочерью канцлера и карьеры на государственной службе.

Чтобы оставить Константина при себе, Феоктист назначил его библиотекарем храма Святой Софии (это было единственное предложение, на которое молодой человек согласился), для чего было необходимо принять сан священника. Константин всю жизнь прожил в безбрачии, но до начала миссионерской деятельности своего прихода не имел. Административные обязанности главного библиотекаря настолько утомили его, что он скрылся в монастыре на берегу Мраморного моря. Его разыскали через полгода, и предложили читать курс философии в родном училище.

Константин проявил себя в дискуссиях с иконоборцами и в 852 получил отвественное задание - был отправлен в Багдад для диспута с самыми учёными мусульманскими богословами. Не дав себя убедить, муллы отдали должное учености Константина. Они устроили ему экзамен по всем наукам; во всех дисциплинах его познания превосходили познания самих экзаменаторов. На вопрос: "Откуда ты все это знаешь?" он отвечал, что арабы просто не так давно знакомы с науками и потому их поражает человек, получивший систематическое образование в Греции - на родине наук. «Один человек,— говорил он,— доставши немного морской воды, носил ее везде с собою и всем говорил: «Посмотрите, вот вода, которой нет ни у кого, кроме меня». Но встретил он один раз жителя морского берега; и этот сказал на его хвастанья: «Не сошёл ли ты с ума, что носишься, как с дивом каким, с бутылкой протухлой воды? У нас целое море этой твоей воды». Так-то и вы - немного усвоили себе просвещение и думаете, что имеете право гордиться; но все науки заимствованы вами у нас». Однако по возвращении продолжать работу преподавателя Константин не смог по причине разногласий с ректором училища, Львом Философом - завистником и скрытым иконоборцем, не терпевшим рядом с собой восходящую звезду. 10 лет Константин прожил у своего брата Мефодия в монастыре на горе Олимп.

В 862 году император дал Константину новое поручение - отправиться к союзнику Византийской империи хазарскому кагану для участия в диспуте. В этом путешествии его сопровождал Мефодий, который с тех пор не расставался с братом. Повелитель Хазарского каганата отличался веротерпимостью. Важные сановники при дворе могли исповедовать и ислам, и иудаизм, и христианство. Но у христиан, в основном греков, не было подготовленного богослова, который мог бы на равных спорить с раввинами и муллами. По дороге к хазарам Константин побывал в Крыму, произвел там археологические раскопки и обнаружил захоронение Святого Климента, третьего папы римского. Эту находку он позже использует для того, чтобы добиться личной встречи с действующим римским папой, когда направится в Рим сопровождать мощи.

Константин произвел самое благоприятное впечатление при дворе кагана, но эффект не был закреплен. Через 6 лет, в надежде на военную помощь Хивы, хазарская держава перешла в ислам, что, впрочем, ее не спасло от разгрома дружинами киевского князя Святослава.

Другой славянский князь, глава Моравского княжества (на территории современных Венгрии и Словакии) Ростислав обратился к императору с просьбой прислать образованных священников. Моравцы к тому времени уже приняли крещение, только служба велась на латинском языке. Просьба Ростислава диктовалась политическими мотивами - он желал заменить немецких священников на греческих, причем с ведома и одобрения римского папы, у которого с немецким духовенством были свои счеты. Император выбрал для этой миссии Константина потому, что он из Солуни и хорошо говорит по-славянски. Никто не поручал Кириллу придумывать славянскую азбуку. Он предпринял это на свой страх и риск, желая, чтобы славяне понимали, о чем их молитвы: "...когда молюсь на незнакомом языке, то дух мой молится, а разум мой остается бесплодным".

Надпись на глаголице, высеченная на стене собора Вознесения Девы Марии в Загребе. Воспроизводит текст надписи на плите, найденной на острове Крк. Это самый старый текст, в котором встречается слово "хорват".

В 863 Кирилл предложил глаголицу, все буквы которой были оригинальны. Придуманная позже на основе греческого алфавита кириллица названа в честь человека, давшего славянским народам собственную письменность. Именно в Болгарии, на родине кириллицы, празднование дня славянской письменности проходит с наибольшим размахом, и 24 мая (день памяти святых Кирилла и Мефодия) в этой стране праздничный нерабочий день.

За 3 с половиной года службы Константина и его славянских учеников на славянском языке имели такой успех, что завистливое немецкое духовенство стало жаловаться высшим иерархам католической церкви. Константин с трудом прорвался в Рим для объяснений, используя как повод сопровождение мощей Святого Климента. Он сумел добиться одобрения своей деятельности со стороны лично римского папы и в соборе Святого Петра состоялась служба на славянском. Путешествия, непосильный труд и постоянная борьба подорвали здоровье Константина. Он почувствовал, что ему не суждено уехать из Рима и принял схиму под именем Кирилл.

В Риме Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 года окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, и через 50 дней (14 февраля) скончался. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента, мощи которого он обнаружил и доставил. В XIX веке, в годы первой римской республики, останки Кирилла были извлечены из подземелья базилики Святого Климента и на время затерялись. Часть его мощей монахи-доминиканцы обнаружили в 1960-е годы; захоронение было возобновлено.

Похожие публикации