Обо всем на свете

Псалтирь. Псалтирь Псалом 5 толкование

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника. Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.

КАФИЗМА 1

Псалом 5 Псалом 5
1 О наследствующем, псалом Давиду 1 О наследующей. Псалом Давида.
2 Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́. 2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди. 3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя. 4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 Яко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй, 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние. 6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь. 7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко храму свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. 8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой. 9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Яко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху. 10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. 11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́. 12 И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Яко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас. 13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 5 ПСАЛМА

О наследствующем, псалом Давиду . В издании Псалтири на русском языке надписание это читается так: «Начальнику хора (т.е. этот псалом передан регенту хора для разучивания его певцами), на духовых орудиях, псалом Давида».
О наследствующем , по объяснению св. отцов, разумеется Церковь, или народ христианский. Псалом этот принадлежит также Давиду, который составил его, по объяснению одних, в гонение Саула, по мнению же других, после восстания Авессалома.
Этот псалом представляет собой молитвенную беседу пророка с Богом, в которой Давид изливает свои чувства пред Господом относительно враждующих против него врагов, нечестных, лживых и коварных. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.

Пс.5:2–3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Эти молитвенные слова пророка и царя Давида ежедневно произносятся в церковных богослужениях: ими начинается первый из трех псалмов одной из утренних служб, так называемого «первого часа».
Глаголы моя — значит слова молитвы моей; внуши – возьми в уши, выслушай; разумей звание значит – пойми, в чем состоит мое призывание, о котором заявляю; вонми гласу моления моего , т.е. вникни, обрати внимание на мою просьбу.
Пророка Давида Святая Церковь поставляет всем христианам в пример и образец покаяния и молитвы. Ведь Бог не слышит молитву, когда молящийся так развлекается мыслями в молитве, что и сам не сознает своих слов, или не понимает того, о чем молится. Не разумеет Бог просящего, когда тот не знает сам чего просит или когда просит не полезного. Не внемлет Бог молитве, когда молящийся недостоин того, чтобы быть услышанным, или по недостатку должного смирения, или, будучи великим грешником, не думает о покаянии и не чувствует сокрушения о грехах своих. Вот о чем напоминают слова этой псаломской молитвы.
Царю мой и Боже мой – так пророк обращается с прошением к Господу Богу, во-первых, как к Царю, Который имеет попечение о подвластных Ему людях и старается исполнить их добрые желания, а во-вторых, как к Богу, пред Которым предстоит не только как раб Его, но и как ничтожная тварь, ничего сама по себе не могущая и во всем от Бога зависящая, и этим самым выражает полное свое смирение пред Богом и совершенную покорность Его всеблагой воле.

Пс.5:4 Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.

У евреев было освящено обычаем три раза в день становиться на молитву: утром, в полдень и вечером. Поэтому и Давид, который считал молитву самой главной обязанностью своей к Богу, говорит Ему: заутра , т.е. прежде, чем начну делать какие-то дела, предстану Ти — предстану пред Тобою, Господи. И тогда усмотрю, узрю (узриши ), прежде, чем мои мысли начнут думать о житейском, я в молитве усмотрю Божественные свойства Твои..

Пс.5:5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Так как, я с утра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, и что противно Тебе всякое беззаконие. Ты не слышишь молитвы молитвы людей нечестных, нераскаянных грешников, и потому не приселится (не может приблизиться к Тебе) лукавнуяй , т.е. хитрый, злой человек.
Все, кто творит зло, не любит и нарушает закон Твой, не предстанут перед Тобой, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Пс.5:8 Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Далее пророк так говорит: имея в виду святость Твою, Господи, и страшась гнева Твоего, я, по милости Твоей, с благоговением вхожу в дом Твой и со страхом приношу молитвы в храме Твоем.
Здесь дом и храм означают скинию Божию, которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом.

Пс.5:9–10 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Давид говорит дальше: пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на путь правды и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез это избегать всех грехов, которые ненавистных Тебе. Исправь, настави меня на непорочный путь, чтобы я ходил по нему, имея всегда пред очами Тебя, Бога моего.
И все это сделай из-за моих врагов, чтобы избегнуть козней и зла от них. Несть во устех их истины , а только ложь, коварство и обман: одно говорят, а другое мыслят. Сердце их суетно , т.е. так искажено злобой сердце их так, что они неспособны на правду и истину, а думают только о суетном и ложном.
Гроб отверст гортань их, т.е. гортань их (имеется ввиду рот) похожа на открытый гроб со смердящим трупом, из нее не слышится хороших слов, а только ложь, коварство и обман.
Языки своими льщаху , т.е. с языков их сходят одни только сладкие, но льстивые речи, которые маскируют злостные намерения и ненавистные чувства.

Пс.5:11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

Осуди их (нечестивых), Боже, праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам, отними у них всякую надежду на исполнение их нечестивых намерений.
По множеству нечестия их изрини я , т.е. за множество беззаконий их отвергни их, лиши их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам потому что, восставая против избранных Твоих, они возмутились против Тебя и наносят оскорбление Твоей святости.
Такая молитва людей благочестивых о наказании нечестивых должна быть понимаема не как естественное желание мщения, но как благочестивая ревность по Бозе, какую возбуждает в сердцах их Дух Святой, и за которою последует и самое исполнение, т.е. погибель нечестивых, если они не исправятся.

Пс.5:12 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

Когда, говорит Давид, сотворишь праведный суд Твой, Господи, тогда все получат праведное воздаяние по делам своим, тогда все те, которые, надеясь на милость Божию, терпели клеветы, напасти и разные обиды со стороны нечестивых, возвеселятся и возрадуются, и радость их будет вечная, нескончаемая (Ин. 16:22). И будут, продолжает пророк, хвалиться Тобою все, кто любит имя Твое.

Пс.5:13 Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Причина вечной радости праведников состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается.
Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою».

Этот псалом является молитвой, торжественно обращенной к Богу во времена, когда псалмопевец оказался в бедствии из-за злобных умыслов своих врагов. В жизни Давида было много подобных ситуаций; более того, в его жизни трудно найти время, когда данный псалом был бы неуместен, ибо в этом он был прообразом Христа и постоянно окружен врагами; а своими частыми и сильными обращениями к Богу во времена преследований он указывает на зависимость Христа от Отца и победу, одержанную над силами тьмы во время этих бедствий. В этом псалме Давид (I) устанавливает общение между своей душой и Богом, обещая молиться и убеждая свою душу в том, что Господь обязательно услышит его (ст. 2-4).

(II) Он воздает Богу славу и утешается Его святостью (ст. 5-7).

(III) Он заявляет о своем решении постоянно участвовать во всенародном поклонении Богу (ст. 8).

(IV) Давид молится (1) о себе: чтобы Бог направлял его (ст. 9);

(2) против своих врагов: чтобы Бог погубил их (ст. 10,11);

(3) за весь народ Божий: чтобы Бог дал ему радость и хранил его (ст. 12,13). Все это очень полезно, чтобы направлять нас в молитве.

Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

Стихи 2-7 . Название этого псалма не содержит в себе ничего необычного, кроме того, что он должен исполняться на инструменте Nehiloth (слово, которое нигде больше не используется). Предполагается (и это лишь предположение), что оно подразумевает духовые инструменты, в сопровождении которых этот псалом должен исполняться (как слово Neginoth предполагало струнные инструменты). В этих стихах Давид смотрит на Господа:

I. Как на Бога, слышащего молитвы; каким Он всегда был с тех пор, как люди начали призывать Его имя; и сегодня Он также готов услышать молитвы, как и прежде. Обратите внимание, какими словами здесь Давид называет Его: «Господи (ст. 2,4) - Иегова, сущий и самодостаточный, которым мы обязаны восхищаться; Царь мой и Бог мой (ст. 3), которого я признаю за своего Бога, которому я клянусь в верности и под защиту которого, как Царя, я отдаю себя». Он – Царь царей и Бог богов, но это еще не все; самый повелевающий и ободряющий принцип молитвы, самое могущественное и преобладающее прошение в молитве – это отношение ко Всевышнему как к нашему Царю и нашему Богу, перед которым у нас есть определенные обязательства и на которого мы возлагаем особые надежды. А теперь обратите внимание на то,

1. О чем молится Давид, что может ободрить нашу веру и надежды во всех наших обращениях к Богу. Если мы молимся страстно и в вере, то имеем повод надеяться (1), что Бог будет знать о нашем деле, о котором мы докладываем и просим Его, ибо в этом псалме Давид молится: «Услышь, Господи, слова мои!» Хотя Бог находится на небесах, но Его ухо открыто для молитв людей, и Ему не сложно слышать нас. Возможно, люди не хотят или не могут слышать нас: наши враги так высокомерны, что не желают, а наши друзья так далеко, что не могут слышать нас; но Бог, находясь высоко в небесах, может и хочет услышать нас.

(2) Что Он примет эту информацию и подвергнет мудрому и сострадательному размышлению, что Он не будет пренебрегать ею и отделываться поверхностным ответом, ибо псалмопевец молится: «Уразумей помышления мои». Молитвы Давида включали не только слова, но и его размышления, так как размышление – наилучшая подготовка к молитве, и поэтому молитва – наилучший результат размышлений. Размышления и молитва должны идти рядом (Пс 18:15). Только задумываясь о своих молитвах подобным образом, мы можем надеяться, что Бог поразмыслит над ними и примет в Свое сердце то, что исходит из нашего.

(3) Что в должное время Бог дарует нам милостивый ответ, ибо об этом молится псалмопевец: «Внемли гласу вопля моего!» (ст. 3). Его молитва была воплем; это был глас вопля его, что подчеркивает страстность его чувств и назойливость выражений. Подобные действенные страстные молитвы праведного мужа могут много совершить и творить чудеса.

2. Что здесь обещает Давид и ставит как условие со своей стороны, которое он должен исполнять, дабы получить милостивый прием. Когда мы обращаемся к Богу, это может направлять нас, чтобы мы могли правильно предстать со своими прошениями, ибо мы просим и не получаем, если просим неправильно. Здесь Давид дает четыре обещания, и мы должны следовать его примеру. Он обещает:

(1) что будет молиться, что это будет делом его совести и его основным занятием: «Я к Тебе молюсь. Другие живут без молитвы, а я буду молиться». Цари на своих престолах (как это было с Давидом) должны быть просителями у престола Божьего. «Одни молятся неизвестным богам и ожидают помощи от них, но Тебе единственному я буду молиться». Уверенность, которую Бог дает нам в том, что Он готов услышать молитву, должна укрепить наше решение жить и умереть молясь.

(2) Что будет молиться рано утром. Тогда его молящийся голос будет услышан и молитва будет направлена к Богу. На каждом его письме к небесам будет стоять дата, а не просто указано: «Вечером и утром и в полдень я буду молиться; более того, семикратно в день прославляю Тебя», это сказано с уверенностью. Утренняя молитва – наш долг; мы больше всего подходим для молитвы, когда свежи, энергичны и спокойны, когда не испытываем ночной дремоты, восстановлены в силах, но еще не исполнены заботами о дневном бизнесе. Именно в это время нам больше всего нужна молитва, если задуматься об опасностях и искушениях предстоящего дня, которые нас беспокоят. С помощью веры и молитвы мы можем получить свежее пополнение благодати.

(3) Что его глаз будет направлен к Богу, а его сердце – к исполнению долга: «Рано утром направлю свою молитву». Как стрелок направляет стрелу в белый круг, с такой же сосредоточенностью и уравновешенностью ума мы должны обращаться к Богу. Или так же, как мы отправляем письмо другу в определенное место, мы должны направлять свои молитвы Богу, нашему Отцу Небесному. И давайте всегда посылать их через Господа Иисуса, великого Посредника, и тогда они наверняка попадут по адресу. Все наши молитвы должны направляться к Богу. Их основная цель – воздаяние почестей и прославление Бога. Пусть нашим первым прошением будут слова «да святится (будет прославлено) имя Твое», а уже затем мы можем быть уверены, что получим тот же милостивый ответ, какой был дан Христу: «И прославил и еще прославлю».

(4) Что будет терпеливо ожидать ответа: «Я буду ожидать, буду ждать ответа на мою молитву, и послушаю, что скажет Господь Бог» (Пс 84:9; Авв 2:1), чтобы, если Он дарует мне просимое, я мог бы поблагодарить, а если Он откажет, я мог бы быть терпеливее, а если Он отложит ответ, я мог бы продолжать молиться и ждать, но не ослабеть». Мы должны ожидать, или высматривать, подобно человеку, который послал стрелу и всматривается, насколько близко к цели она попала. Мы в значительной мере теряем утешение от молитвы из-за того, что недостаточно наблюдаем, какие ответы на нее получаем. Мы можем надеяться, что Бог приклонит ухо к нашим словам и поразмыслит над ними, если будем молиться и ожидать, как хромой, который пристально смотрел на Петра и Иоанна (Деян 3:4). Мы можем обратиться к Нему, как Давид в этих стихах, который не говорит: «Господь, сделай это или то для меня…», а - «Услышь меня, поразмысли о моей ситуации и поступи так, как Ты считаешь нужным».

II. Давид обращается к Господу как к Богу, ненавидящему грех (ст. 5-7). Он отмечает это (1) как предупреждение для самого себя и всех других молящихся, чтобы помнить, что Бог, к которому мы обращаемся, не только милостивый, но что Он также чист и свят; что хотя Он готов услышать молитву, но в то же время, если в нашем сердце поселится беззаконие, Он не услышит наши молитвы (Пс 65:18).

(2) Как ободрение для своей молитвы против врагов: они были нечестивыми людьми и, следовательно, врагами Бога – людьми, которых Господь не любит. В данном месте обратите внимание на святость природы Бога. Когда псалмопевец говорит «ибо Ты Бог, не любящий беззакония», это означает: «Ты Бог, который ненавидит беззаконие как действие, прямо противоположное Твоей безграничной чистоте, нравственности и святой воле». Хотя делающие беззаконие процветают, пусть никто не предполагает, что Богу нравится беззаконие или люди, которые притворяются, что почитают Его, но в то же время ненавидят своих братьев и гонят их, говоря: «Да прославится Господь». Богу не нравится беззаконие, прикрытое религиозностью. Поэтому пусть тот, кто любит грех, знает, что он не нравится Богу; и пусть никто не говорит, будучи искушаем: «Я искушаем Богом», ибо Бог не является творцом греха и у Него не водворится злой, и поэтому нечестивец не всегда будет процветать. Доктор Хаммонд полагает, что данное место подразумевает закон Моисея, который не позволял иноземцам, упорствовавшим в идолопоклонстве, жить на земле Израиля.

На справедливость Его правления. «Нечестивые не пребудут пред очами Твоими», то есть они не увидят Его улыбки, не будут допущены, чтобы обратиться к Нему, и не будут оправданы на суде в тот великий день. Делающие беззаконие чрезвычайно безрассудны. Грех – это безрассудство, а грешники -самые большие глупцы; не те глупцы, которых таковыми сотворил Господь (таких нужно жалеть), ибо Он не может ненавидеть то, что сотворил, а глупцы, которые сами сделали себя такими. Бог ненавидит их. Нечестивцы ненавидят Господа, поэтому вполне справедливо, что Он ненавидит их; и это будет их вечным бедствием и погибелью. «Ты погубишь тех, кого ненавидишь». Существует две разновидности грешников, которые здесь отмечены для погибели:

(а) глупцы, которые говорят ложь и обманывают; на этих грешников ставится особое ударение: «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Отк 21:8; Пс 22:15);

ничто больше лжи не противоречит природе Бога, и поэтому Бог истины больше всего ненавидит именно ложь.

(б) Жестокие люди. Кровожадного и коварного гнушается Господь, ибо бесчеловечность так же противоположна и в той же степени ненавидима Богом милости, которому нравится миловать. Писание говорит, что лжецы и убийцы особым образом похожи на дьявола и являются его детьми; и поэтому вполне логично, что Господь гнушается ими. Таков был характер врагов Давида и такими в наше время являются враги Христа и Его Церкви – люди, полностью потерявшие все добродетели и честь; и чем хуже они становятся, тем больше мы можем быть уверены в их погибели в должное время.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны побуждать себя к обязанности молиться, ободрять себя в молитве, потому что мы не напрасно ищем Бога. Мы должны выражать свое отвращение ко греху и благоговейное ожидание дня явления Христа, который будет днем погибели нечестивцев.

Стихи 8-13 . В этих стихах Давид характеризует себя, своих врагов, весь народ Божий и молится о каждой группе.

I. Он говорит и молится о себе (ст. 8,9).

1. Давид принимает твердое решение быть вблизи Бога и поклоняться Ему. Грешники уходят от Бога и делают себя отвратительными для Его святости и незащищенными для Его правосудия: «А я не хочу быть вдали от Тебя». Святость и справедливость Бога не пугают тех, кто прав сердцем, и не уводят их от Бога; эти качества привлекают их прилепиться к Нему. В этих стихах Давид решает (1) поклоняться Богу, оказывать Ему почтение и воздавать славу имени Его.

(2) Поклоняться Ему публично: «Я… войду в дом Твой, во дворы дома Твоего, чтобы поклониться Тебе вместе с другими Твоими верными поклонниками». Давид часто молился и поклонялся в одиночестве (ст. 3,4), в то же время он был постоянным в своем посещении и поклонении в храме. Обязанность молиться наедине предназначена для того, чтобы подготовить нас, а не избавить от публичных постановлений.

(3) Поклоняться Ему с благоговением и соответствующим ощущением безграничной пропасти между Богом и человеком: «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». «…Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр 12:28). Все поклоняющиеся должны пребывать в великом страхе.

(4) Давид решает принимать ободрение в поклонении лишь от Бога.

От Его безграничной милости. Взывая к Господу, псалмопевец полагается лишь на Его безмерную милость (на неистощимые богатства милости, которые имеются в Боге, бесчисленные доказательства и примеры которой мы получаем от Него), а не на собственные заслуги или собственную праведность. Милость Божья должна быть и основанием для наших надежд, и источником нашей радости каждый раз, когда мы приходим к Нему.

От учрежденного места поклонения, которым в то время был храм и который здесь назван «святой храм Твой» как прообраз Христа, нашего великого и единственного Посредника, который освящает служение в той же степени, как храм освящает золото, и на которого мы должны взирать во время всех наших поклонений, как в то время взирали на храм.

2. Он настойчиво молится, чтобы Бог Своей благодатью всегда вел и хранил Его во время исполнения долга (ст. 9): «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих» - «ради тех, которые следят за мной, которые наблюдают за моими ошибками и ищут повода выступить против меня» (евр). Здесь обратите внимание (1) на то, как Давид использовал злобность своих врагов. Чем энергичнее они следили за его ошибками, чтобы в дальнейшем можно было его обвинить в чем-то, тем осторожнее он был, избегая греха и всех его проявлений, и тем настойчивее он продвигался по Божьему пути и в исполнении долга. Таким образом, благодаря мудрости и благодати из зла может получиться добро.

(2) На правильный курс, принятый Давидом для отражения нападок тех, кто искал повода навредить ему. Он вручил себя божественному водительству, умоляя Бога поставить его на правильный путь Своим провидением и благодатью, умоляя сохранить его от неверного пути, чтобы враги (какими бы хитрыми они ни были, даже как враги Даниила) ни в коем случае не могли найти повод выступить против него. Путь исполнения долга здесь назван путем Божьим и Его праведности, ибо Господь предписывает нам Своими святыми и справедливыми законами, что если мы поставим их перед своими глазами как наш принцип, то сможем в вере просить Бога направлять нас во всех особенных ситуациях. Как Бог ответил на молитву Давида, мы можем прочитать в 1Цар 18:14,15.

II. Псалмопевец рассказывает о своих врагах и молится против них (ст. 10,11).

(1) И если его рассказ правдив (что, несомненно, так и есть), у них очень плохой характер; и если бы они не были таковыми, то не могли бы быть врагами человека, который был по сердцу Бога. Он говорит (ст. 7), что Всевышний ненавидит кровожадных и лжецов. «Вот, Господи, - говорит Давид, - таковы мои враги: они лжецы, им нельзя верить, ибо нет в устах их истины». Они не считали грехом обдуманную ложь, если она могла опорочить Давида и выставить его отвратительным. «Господи, путеводи меня, - говорит он (ст. 9), - ибо с такими людьми мне предстоит иметь дело; против их клеветы невинность бессильна. Разве они говорят правду? Разве они говорят о мире и дружбе? Они языком своим льстят, чтобы скрыть свою злобность и достичь цели с большей уверенностью. Каждый раз, когда они притворяются в религиозности и дружбе – двух святых вещах, – они лгут. Сердце их - пагуба, они кровожадны, ибо гортань их - открытый гроб. Они жестоки, как преисподняя, широко отверстая, чтобы пожирать и поглощать; они ненасытимы, как преисподняя, которая никогда не скажет: «Довольно» (Прит 30:15,16). Этот же стих цитируется в Послании к Римлянам, чтобы показать общую порочность всего человечества, ибо по своей природе все люди склонны к злобности (Тит 3:3). Преисподняя открыта для них, в то же время по отношению друг ко другу они сами похожи на преисподнюю.

(2) Если эта молитва, направленная против них, будет услышана (что, несомненно, так и будет), они окажутся в очень плохой ситуации. Какими люди являются и как поступают – такова будет и расплата. Давид молится Богу, чтобы Он погубил их (в соответствии с тем, что он сказал в ст.7: «Ты погубишь таких людей». «Да падут они…», - говорит псалмопевец, и грешники очень скоро погубили бы себя, если бы были предоставлены сами себе). Давид молится Богу, чтобы Тот лишил их Своей защиты, благоволения, наследства от Господа и земли, где они живут; а горе тем, кого Бог изгоняет. Из-за своих грехов они заслуживают погибели. Бога можно оправдать тем, что они полностью отказались от Него: «По множеству нечестия их, отвергни их». Своими поступками они переполнили чашу беззакония и стали готовыми для погибели. Преследование слуг Божьих переполняет чашу в той же степени, что и другие грехи (1Фес 2:15,16). Более того, они легко могут пасть от замыслов своих; те планы, которыми они собираются защищаться и причинять вред другим, посредством господствующего провидения Божьего могут превратиться в средства их собственной погибели (Пс 7:15; 9:16). Давид просит: «…они возмутились против Тебя. Если бы они были лишь моими врагами, то я мог бы простить их; но они восстали против Бога, Его венца и достоинства. Они восстали против Его правления и не желают покаяться, воздать Богу славу, и поэтому я четко вижу их погибель». Его молитва об их погибели исходит не из чувства мести, а из чувства пророчества, благодаря которому он предсказывает, что каждый, кто восстал против Бога, погибнет от своих же замыслов. И если Бог имеет полное право воздавать бедствиями тем, кто беспокоит Его народ, - о чем говорит Писание (2Фес 1:6) – мы просим, чтобы это свершалось каждый раз, когда мы молимся: «Отче, да будет воля Твоя».

III. Давид рассказывает о народе Божьем и молится о нем, заканчивая молитву уверенностью в их благословении, в котором он сам заинтересован. Обратите внимание (1) на то, как он описывает народ Божий. Они праведные (ст. 13), ибо они уповают на Бога; они уверены в Его силе и всемогуществе, осмелились полностью положиться на Его обетование и уверены в Его защите, если идут правильным путем. Они любят Его имя, довольны всяким Его проявлением и наслаждаются, общаясь с Ним. Лишь истинная и чистая религия дарует жизнь удовлетворенности в Боге и зависимости от Него.

(2) Как Давид молится о них: «И возрадуются; дай им повод возрадоваться и сердца радостные, исполни их радостью великой и неизреченной, пусть они восклицают с неизменной радостью. Пусть они вечно ликуют и имеют святую радость от всего, что заканчивается Господом; поэтому пусть радуются в Тебе, в Твоем благоволении, в Твоем спасении, а не в каком-либо другом творении. Пусть возрадуются, так как Ты покровительствуешь им, покрываешь их, прячешь их в тени и пребываешь среди них». Возможно, в этом месте Давид ссылается на столп облачный и огненный, который для Израиля был видимым знаком особого присутствия Божьего и Его особой защиты. Давайте же научимся у Давида молиться не только о себе, но и о других; молиться обо всех хороших людях, которые уповают на Бога, любят Его имя, хотя мы не всегда думаем о них или интересуемся ими. Пусть все имеющие право на Божье обетование имеют место в наших молитвах. Да пребудет благодать со всеми, кто искренне любит Христа. Это совпадает с желанием Бога.

(3) На то утешение, которое получает Давид, молясь о них (ст. 13). Он молится о них, так как они -особый народ Божий, поэтому он не сомневается, что Бог услышит его и они вечно будут ликовать, ибо они счастливы, имея уверенность в Божьем благословении: «Ибо Ты благословляешь праведника – повелеваешь благословениям пребывать с ними. В Своем Слове Ты провозгласил их блаженными, и поэтому сделаешь их таковыми. Кого Ты благословишь, тот благословен».

«Они в безопасности, находясь под защитой Твоего благоволения, которым Ты венчаешь их» (так некоторые понимают это место);

«это Его честь, диадема Его красоты, и это делает Его воистину великим; благоволением Ты венчаешь его, окружая со всех сторон, как щитом». Во время войны щит защищает лишь с одной стороны, а благоволение Бога защищает святых со всех сторон; оно подобно ограде Иова, окружавшей его, и пока они уповают лишь на божественную защиту, они пребывают в абсолютной безопасности и должны быть полностью удовлетворены.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны верой отдать себя Божественному водительству и заботе, а затем радоваться Его милости и благодати, будучи уверены в окончательной победе Бога над всеми Его врагами, торжестве Его народа в Нем и его спасении.

5:1-4 Начальнику хора. На духовых [орудиях]. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

Кто как Давид, просыпаясь каждое утро, сразу обращался к Творцу, считая Его своим Царём и Богом (руководителем и наставником)? С раннего утра Давид готов был говорить с Богом и ожидать Его указаний. Не потому ли его любил Бог?Обращался Давид к Богу в молитвах, ну а затем ждал ответов на них - по событиям в своей жизни или по гласу пророков. Не думаем, что Бог буквально отвечал с небес ему - тут же, на рассвете.
Ответ Бога на свои молитвы нужно уметь ещё и услышать: распознать, что же именно Он отвечает и в чём Его ответ проявляется.

5:5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
Давид знал, что у Бога - не сможет обосноваться злой человек и беззаконник, а Давид хотел бы у Бога навеки устроиться. Желать жить под опекунским крылом Отца - позволено всем живущим на земле, никто не обделён шансом потрудиться над собой и СТАТЬ Божьим: добрым и любящим дела Божьи христианином.

5:6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
Бог не только ДЕЛА плохие ненавидит, но и ТЕХ, от кого дела эти исходят. Плохих людей, то есть. И такие есть пока что на Его планете.
Возлюбив человечество в целом и дав каждому дал шанс стать лучше, перестав делать злые дела – Бог, тем не менее, НЕ может возлюбить беззаконников никогда. Потому и уничтожит их.

Но возникает вопрос: Давид и сам творил беззакония иногда. Почему же тогда он был уверен в том, что Бог не уничтожит его?
Речь в этом тексте не может идти о любом согрешающем, так как "все согрешили и все лишены славы Божией (Римл.3:23). Речь в этом тексте идёт о тех, кто согрешает дерзкою рукою и ничуть в этом не раскаивается.

Немного остановимся на ненависти.
Ненависть, как видим - качество, присущее образу Божьему, а, стало быть, и человеку, созданному по образу Божьему, совсем не чуждо качество это.
Ненависть – это СПРАВЕДЛИВОЕ возмущение тем, ЧТО расстраивает планы и мир Творца, имеющего право уничтожать всё и всех, что мешает исполнению Его замысла по сотворению Его мироздания.
Бог – ОБЪЕКТИВЕН, потому истребление нечестивых – тех, кто причиняет ЕМУ вред – акция для Него СПРАВЕДЛИВАЯ.

5:7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
Ни лжецу, ни коварному, ни желающему зла своему соседу – не удастся пристроиться под Божьим крылом, это мерзость для Бога – ТАКИЕ люди.

5:8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
Давид же мечтает стоять пред Господом в Доме Его и понимает, что на это надо иметь право: Бог милостив только к тем, чьи пути выравниваются и кто перестаёт делать зло, кто живёт в страхе Господнем.
Давид понимал, что он держится в поле зрения Творца не только благодаря своему стремлению к праведности, но более всего - благодаря незаслуженной милости Божьей.

5:9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
Давид не хочет, чтобы враги его потешались над его падениями, потому и просит Бога наставить его на прямой путь, чтобы как можно меньше падать ему выпадало и чтобы падениями своими не давать повод врагам злословить Бога Давида.

5:10,11 Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят.
Давид возмущён НЕ тем, что против него лично настроены враги его. Но тем, что против Бога они замышляют: ведь Давид был Божьим служителем, и каждое его падение было на руку противникам Бога.
Льстивые речи Давид не терпел, ибо льстецы не обличают и не показывают промахи. Пусть себе падает Давид, и чем чаще – тем для них лучше.

Вот почему глупо Божьему служителю на лесть соблазняться и только приятное в свой адрес воспринимать, подобно Ахаву, который говорил:
И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое.. (3Цар.22:8)

И поскольку сам Давид понимает, что не имеет права выносить приговор всем врагам Бога – он просит Его осудить их:
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

5:12,13 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Давид знает, что в конечном итоге все, кто надеется на Бога и на Его справедливый суд – возрадуются в жизни своей от обилия вечных благословений, которых они дождутся.

В богослужениях православной церкви очень широко используется Псалтирь. Псалом 5 входит в последование вседневных часов (ежедневное краткое богослужение). Ради удобства, часы в современной практике соединяются с другими службами. Но для самостоятельного чтения, изучения, данное доступно в любой момент. Каковы обстоятельства и цель написания, в каких случаях принято читать текст - расскажем в этом материале.


Значение 5 псалма

Многие главы Псалтири имеют надписание, в данном случае - «о наследствующем», что обозначает тему, которой посвящена эта глава Писания. Она повествует о том, какое наследство приготовил грешным и праведным. Далее следует комментарий, предназначенный руководителю хора - псалом 5, по замыслу автора, должен исполняться на духовых инструментах.

  • Бог всегда хочет и может слышать нас, где бы мы не находились.
  • Давид обращается к Господу со всей страстью (вопит), он уверен в том, что получит своевременный ответ.
  • Обещает молиться в любой период своей жизни. Это первое дело, которым земной царь занят с самого утра. Не оставляет он его также за дневными хлопотами.
  • Подкрепив душу молитвой, человек может быть уверен в том, что на протяжении дня сохранит правильный настрой - не забудет Божьих повелений.
  • Автор 5 псалма не требует от Владыки небес конкретных действий, он знает, что Бог примет наилучшее решение.

При вдумчивом прочтении мы можем также узнать о свойствах Иеговы. Он ненавидит беззаконие, потому что оно глубоко противоречит Его святой природе. Он справедлив, поскольку не терпит грешников, не удостоит их Своей милости.

Стихи 8-13

Давид описывает себя, своих неприятелей, израильский народ. Несмотря на преследования и клевету, праведник остается верен Богу, стремится быть ближе к Нему. При этом Давид не стесняется своей веры. Он молиться не только наедине, но и на общественные богослужения приходит постоянно. Хороший пример тем, кто молится лишь дома и считает это достаточным.

  • Своих неприятелей царь обличает во лжи. Такой грех отвратителен Богу настолько, что мы видим сравнение их с открытыми гробами. Отступления от воли Творца не являются случайными или разовыми, их было «множество». Поэтому Создатель поступит справедливо, лишая врагов праведника милости.
  • Как правитель, Давид не забывает попросить и о вверенном ему народе Божьем. Он хочет, чтобы души его подданных наполнились радостью, ликованием. И это связано с пребыванием в милости у Господа. Пророк учит каждого молиться не только о своих нуждах, но и за ближних.

Смирение Давида говорит о том, что он имеет перед Богом некие грехи. Поэтому считает, что заслужил наказание. Он не предпринимает активных действий, чтобы защититься. Его средства спасения - только молитва и покаяние. Мудрый царь не просит умертвить своих недоброжелателей. Он лишь желает, чтобы Господь пресек их коварные замыслы. Согласно народной традиции, текст 5 псалма читают при болезнях глаз. Но вы можете произносить его в тех обстоятельствах, которые считаете подходящими.

5 псалом - текст на русском языке, толкование, для чего читают was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub

Похожие публикации