Обо всем на свете

Международный банк реконструкции и развития выдает кредиты. Реферат: Международный Банк Реконструкции и Развития и его роль в МЭО. Что делает мбрр

Российский Университет Дружбы Народов

______________________________________________

Экономический факультет

Международных экономических отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Всемирный банк и его роль в международных

экономических отношениях.

третий курс

группа ээ-302

Выполнила: Рогоза Ю.А.

Научный руководитель: Стренина М.А.

Москва 1998

Введение..................................................................................................................... 3

1. Группа всемирного банка................................................................................. 4

2. Международный банк реконструкции и развития.................................. 5

2.1 Структура МБРР............................................................................................... 6

2.2 Деятельность Банка....................................................................................... 7

3. Международная ассоциация развития...................................................... 11

3.1 Цели и структура МАР................................................................................. 12

3.2 Деятельность МАР........................................................................................ 12

4. Международная финансовая корпорация............................................... 13

4.1 Структура МФК............................................................................................... 14

4.2 Деятельность МФК........................................................................................ 15

5. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям........... 17

5.1 Структура МАИГ............................................................................................. 18

5.2 Деятельность МАИГ..................................................................................... 19

Заключение.............................................................................................................. 21

Приложения............................................................................................................. 22

Список используемой литературы................................................................ 30

После кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких -то общих для всех стран механизмов координации и управления. На макроуровне в течении десятилетия возникла целая система межгосударственных экономических и финансовых организаций, наблюдающих за мировым экономическим развитием, предупреждающих о возникших дисбалансах и оказывающих странам в случае необходимости всестороннюю поддержку. В их числе - МВФ, Всемирный банк, Мировая торговая организация и т.д.

Всемирные организации, действующие в области экономики и валютно-финансовых отношений, естественно, попадают в сферу влияния ООН. Деятельность самой ООН в этих областях ограничена. На практике ее вполне заменяет ЮНКТАД. Но среди специализированных организаций, зависящих от ООН, очень важную роль играют органы, созданные по Бреттон-Вудским соглашениям, и ГАТТ, заменяющие специальные учреждения ООН. Дж. Кейнс, заложивший основу регулирования современной макроэкономики, в том числе и международной экономики, поставил в числе прочих актуальный и по сей день вопрос о степени государственного вмешательства в экономическое развитие. Он стал одним из идеологов и авторов статей соглашения (устава) Бреттон-Вудских институтов (МВФ и Всемирного банка), созданных для межгосударственного регулирования и по сей день являющихся ключевыми международными экономическими организациями. В июле 1944 года Бреттон-Вудская конференция объединила представителей 44 стран-членов тогда еще только создавшейся ООН. Конечным результатом конференции было учреждение в декабре 1945 года двух специализированных организаций ООН: МВФ и МБРР. Я свою работу посвящу деятельности одной из этих организаций - МБРР.

Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Его цель - предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 году. Ее цель- предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), основанная в 1956 году, целью которой является содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Основано в 1988 году. Цель агентства - поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Он содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Его целями является - консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве.

Следует сказать еще о том, Что существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ - с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ - это юридически самостоятельные организации с различными целями. Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме в члены Всемирного банка, она должна быть членом МФВ. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. А МВФ главным образом следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России. По данным на 1996 год 180 государств являются членами МБРР . Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком. Россия вступила в МБРР в 1992 году.

МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.

2.1 Структура МБРР

Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров. Он непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны плюс один заместитель управляющего). Управляющий назначается каждой страной-членом сроком на 5 лет. Управляющие встречаются один раз в год на совместных сессиях в рамках Ежегодного совещания. Решения принимаются большинством поданных голосов, если заранее не предусмотрены иные правила процедуры; вес голоса каждого государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка.

Совет Директоров (в настоящее время он состоит из 24 человек) принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов. Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами-членами, являющимися крупнейшими держателями акция Банка (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. В своей работе совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский комитет, комитет по вопросам кадровой политики, комитет по выработке регламента, комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, комитет по административным вопросам, касающимся директоров, а также временные комитеты.

Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Состоит Комитет из 24 членов. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности, в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.

Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором исполнителем, представляющим США, избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет. Директор отвечает за управление повседневной деятельности Банка. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей. Его помощниками являются три директора-распорядителя.

2.2 Деятельность Банка

На сегодняшний день основные цели Банка это:

n содействие реконструкции и развитее территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

n Поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

n Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

n среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

n подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

n финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Займы банка можно разделить на две категории:

1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.

2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов (об этом еще будет сказано подробнее в следующей главе).

Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.

Одним из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор - основной источник экономического роста и высоких доходов. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.

Предоставление займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.

Критерии Банка, по котором оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде, чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного выше чем минимум, который требуется в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым обычно экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.

Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в организациях типа Всемирного Банка была бы минимальной. В действительности, наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой Банк ссуды предоставляются на срок до 40 лет.

Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее, Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.

Существует только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.

Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов: определение объекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и предоставление проекта руководству Банка, практическое осуществление и контроль за ним, оценка результатов.

Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих политики и процедур.

Институт экономического развития занимается организацией и провидением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.

Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. С 1995 года МБРР является членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США, АзБР, МФСР и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием. Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической и отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения. Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды.

Всемирный банк является одним из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах.

Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

Международная ассоциация развития была создана в 1960 году как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Ее источниками финансирования являются взносы стран-доноров.

3.1 Цели и структура МАР

Целями МАР является:

·Содействие экономическому развитию.

·Повышение производительности труда.

·Повышение уровня жизни в развивающихся странах (членах МАР)

Членами МАР являются 159 государств . Членство открыто для всех стран - членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.

Структура МАР:

·Совет управляющих.

·Исполнительный директорат.

·Президент.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президент в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.

3.2 Деятельность МАР

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долл. США, могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800$ США или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.

Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчиками которого являются госсударства8члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые три года). 34 государства-члена согласились предоставить 18 млрд. $ США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-1996 годах, в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экологически устойчивого развития.

МФК была создана в качестве филиала МБРР в 1956 году путем ратификации устава МФК. Эта учреждение является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. 170 государств являются членами МФК

Цель МФК - содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя таким образом деятельность МБРР.

4.1 Структура МФК

1. Совет управляющих.

2. Директорат.

3. Президент, исполнительный вице-президент.

4. Банковская консультативная комиссия.

5. Деловой консультативный комитет.

Высшим органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом МФК, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместителем управляющего в составе ее совета управляющих. За исключением отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета, управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.

Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются все директора-исполнители Банка (и их заместители), назначаемые и избираемые членом или группой членов Корпорации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.

Президентом Корпорации является президент Всемирного Банка. Исполнительный вице-президент отвечает за общее управление и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям осуществляют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности. Вся работа ведется через пять региональных (Африки южнее Сахары; Азии; Средней Азии; Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бассейна) и четыре отраслевых (агробизнеса, химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента.

Банковская консультативная комиссия, состоящая из 10 руководящих работников ведущих международных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности Корпорации.

Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государственных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.

4.2 Деятельность МФК

Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов, кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.

Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:

1. Принцип катализатора, привлечение к участию в проекте частных инвесторов;

2. принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором;

3. принцип участия МФК как меры, дополняющей естественный рыночный прогресс.

МФК содействует развитию частного сектора путем:

n финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);

n мобилизации ресурсов (объединение предоставляемых займов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);

n управления рисками (своп-операции, связанные с валютными курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);

n технической помощи и консультирования (изменения на рынке капитала, иностранные прямые инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);

n разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора).

Международная финансовая корпорация является инвестиционным банком Группы Всемирного банка для развивающихся стран. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирования для проектов частного сектора, таких как содействие предпринимательской деятельности, включая малый бизнес, мобилизация финансовых средств, инвестиции в проекты по развитию инфраструктуры, инициативы по охране окружающей среды, консультационные услуги и техническая помощь.

МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в развивающихся странах членах: долгосрочные займы предоставляемые в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования (субординационные займы, ценные бумаги с доходом); предоставления гарантий и вспомогательное финансирование; менеджмент рисков.

Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров, а также мобилизацию ресурсов для финансирования проектов.

Созданная в 1986 году консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ), контроль за деятельностью которой осуществляет комитет во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правительствам помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей развития путем извлечения максимальной выгоды из иностранных инвестиций. КСИИ предоставляет правительствам консультации по вопросам законодательства, стратегий, правил и процедур, знание которых необходимо для создания привлекательного инвестиционного климата.

Консультативное бюро по разработке проектов для Африки, созданное в 1986 году, предоставляет консультации африканским предпринимателям, стремящимся расширить или модернизировать существующие предприятия или создать новые.

Консультативное бюро по разработке проектов для южной части тихого океана оказывает помощь предпринимателям девяти островных государств - членов МФК в разработке приемлемых для банков проектов либо создание новых предприятий, либо расширении и диверсификации деятельности существующих.

В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической помощи частным фирмам, финансирование которой осуществляется с помощью Фонда технической помощи.

Представители МФК работают в Африке (Абиджан, Аккра, Каир, Касабланка, Дуала, Хараре, Лагос, Найроби), Азии (Бангкок, Исламабад, Стамбул, Джакарта, Манила, Дели, Пекин, Токио), Европе (Будапешт, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Москва, Париж, Прага, Вена, Варшава) и в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Пауло).

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.

Цель МАИГ - поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах , в особенности в развивающихся странах, путем:

n предоставления гарантий, включая совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других странах-членах;

n осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Функциями МАИГ является:

n Увеличение возможностей других страховщиков путем совместного страхования или перестрахования.

n Страхование инвестиций в странах, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних.

n Обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам.

n Предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.

5.1 Структура МАИГ

1. Совет управляющих.

2. Директорат, Председатель Директората.

3. Исполнительный вице-президент.

Высшим органом агентства является Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по одному от каждой страны-члена). Председатель совета избирается из числа управляющих.

Директорат состоит из 20 директоров (у каждого по одному заместителю) и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председателем Директората является президент МБРР.

Исполнительный вице-президент МАИГ назначается директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.

5.2 Деятельность МАИГ

МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством сострахования и перестрахования.

МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий:

n Неконвертируемость валюты (защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью конвертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны пребывания).

n Экспроприация (защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на застрахование инвестиции).

n Война и гражданские волнения (защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесению ущерба материальным активам предприятия или созданию препятствий для его деятельности).

n Нарушение контракта (защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушавшей инвестиционный контракт).

МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного вклада в удовлетворение потребностей развития страны пребывания.

МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию технической помощи в целях содействия усилиям стран-членов по стимулированию прямых иностранных капиталовложений. В 1994 году МАИГ оказывало целый ряд услуг, начиная от консультационных услуг по политики улучшения инвестиционных режимов до помощи в увеличении притока иностранных инвестиций и консультаций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.

В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находится вопросы создания потенциала поощрения инвестиций; началась разработка электронных средств (глобальная электронная сеть, предназначенная для конкретных секторов "CD-ROM") в целях ускорения распространения информации о инвестиционных возможностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Отказ от консультационных услуг по разработке политики с целью сбережения ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработке стратегической политики, за исключением поощрения капиталовложений и распространение информации, были переданы КСИИ. Структурное подразделение МАИГ по разработке политики и консультационным услугам было переименовано в Службу инвестиционного маркетинга.

Содействие инвестициям включает проведение встреч, конференций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Информационная политика Агентства предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддержания контактов с потенциальными инвесторами.

В 1994 году МАИГ провело ряд практикумов в целях оказания помощи странам-членам в создании потенциала маркетинга для улучшения услуг, предоставляемых инвесторам, и укрепления связей с ними, а также осуществления миссий по привлечению инвестиций.

Важнейшим источником финансирования МАИГ является основной капитал. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вносится в их собственной валюте.

Итак, подводя итог моей работе, можно сказать о том, что МБРР был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики входящих в него стран. По окончании периода восстановления опустошенных войной промышленно развитых стран группа Всемирного банка поставила себе цель содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь. Для этого Всемирный банк оказывает финансовую помощь этим странам и выступает в роли советника, а также стимулирует инвестиции из других источников. Всемирный банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам и в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также предоставляются на рыночных условиях. Все это доказывает, что Всемирный банк играет огромную роль в Международных отношениях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список использованной литературы:

1.Интернет:http://moarcc.aris.kuin/win_r/info/mbrr.html

2.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные отношения, 1998.

3.Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. -М.: Прогресс, Универс, 1994.

4.Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 1997.

Система Международного банка реконструкции и развития

МБРР был создан по инициативе США одновременно с МВФ в 1944 г. и функционирует в паре с Фондом. Первоначальной задачей МБРР было восстановление после войны путем интенсивного кредитования экономики Европы, поскольку США нуждались в рынках сбыта и оплоте западной цивилизации. В последующем деятельность МБРР была постепенно переориентирована на развивающиеся страны. МБРР предоставляет инвестиционные кредиты и тем самым функционирует на стыке международных финансовой и инвестиционной систем. В 1969 г. Советом управляющих МБРР был принят специальный документ "Общие условия заключения кредитных соглашений и соглашений о гарантиях".

МБРР заключает с государствами-членами следующие, в частности, виды соглашений:

  • соглашения о гарантиях, в которых Банк гарантирует размещение инвестиций;
  • соглашения о распределении доли участия в инвестиционных проектах;
  • соглашения о предоставлении крупных кредитов развивающимся странам, например, для строительства объектов в этих странах.

Структура и порядок формирования руководящих органов МБРР – такие же, как и в МВФ. В компетенцию Исполнительного совета Банка входит принятие решений о предоставлении кредитов в каждом конкретном случае. МБРР также имеет статус специализированного учреждения ООН.

В систему МБРР на правах его филиалов входит целый ряд международных организаций: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и др.

Правовой статус МБРР не позволяет инвестировать собственные средства в экономику развивающихся стран и напрямую участвовать в кредитовании частных предприятий, приобретать их акции. В связи с этим в 1951 г. был выдвинут проект создания МФК с целью предоставления долгосрочных кредитов в частный сектор развивающихся стран. В 1954 г. ГА ООН на IX сессии приняла резолюцию с поручением Банку составить проект соглашения об учреждении МФК и представить его государствам – членам МБРР. Сессия МВФ и МБРР в Стамбуле в 1955 г. приняла решение о создании МФК в качестве филиала МБРР. Соглашение о МФК, заключенное посредством процедуры принятия, вступило в силу 25 июля 1956 г.

В 1960 г. на правах филиала МБРР была создана МАР – специализированное учреждение ООН, главная задача которой обеспечить льготное кредитование и экспорт частных инвестиций в развивающиеся и наименее развитые государства. Средний срок кредитов МФК – 15 лет, МАР – 35–50 лет.

И МФК, и МАР действуют как крупные акционерные предприятия, имеют уставной капитал; принятие решений основано на системе "взвешенных голосов". По своей сущности это организации, которые обеспечивают различными – мягкими и приемлемыми – формами экспансию капитала развитых государств в развивающиеся.

В последние десятилетия обе организации развернулись в сторону государств с переходной экономикой.

Банк международных расчетов и международная банковская система

В XX в., особенно в его второй половине, в мире сложилась международная банковская система. Банки всех стран мира связаны друг с другом наиболее тесно. Именно через банковские каналы происходит обслуживание внешнеторговых сделок, осуществляются валютные, платежно-расчетные и иные банковские операции. Банки – главные поставщики финансовых услуг.

Оказалось, что банковской системой тоже надо управлять посредством институциональных и нормативных механизмов. Обнаружилась проблема нестыковки внутренних законов о банках, норм межбанковского общения и банковских правил обслуживания клиентов. Все это объективно потребовало интернационализации всей банковской проблематики, гармонизации и унификации законодательства о банках, выработки на международном уровне единых правил деятельности банков в разных странах, общих критериев и стандартов контроля за банками со стороны государств.

Можно выделить два главных направления интернационализации различных сторон банковской деятельности: 1) создание общих правил применительно к отдельным видам финансовых инструментов и банковских операций (например, чекам); 2) выработка единых требований к банкам и стандартов их деятельности в целях обеспечения надежности и стабильности банковской системы, эффективности государственного контроля за ней.

В 1930 г. центральные банки ведущих государств мира создали международную организацию – Банк международных расчетов (БМР). Правовым основанием для этого явилось Гаагское соглашение центральных банков пяти государств, а также конвенция между ними и Швейцарией о штаб-квартире БМР в Базеле. Сегодня участниками БМР являются центральные банки 60 государств. Центральный банк РФ участвует в БМР с 1996 г. БМР сотрудничает с МВФ.

С созданием БМР формально-юридический характер приобрели регулярные встречи представителей центральных банков ведущих стран мира. Появились процедурные правила. Были образованы комитеты, в частности по банковскому надзору; по глобальной финансовой системе; по платежным и расчетным системам. Наиболее известен сегодня созданный под эгидой БМР в 1974 г. Базельский комитет по банковскому надзору и банковскому регулированию (Basel Committee on Banking Regulations and Supervisory Practicies), впоследствии переименованный в Базельский комитет по банковскому надзору.

Статус БМР в Гаагском соглашении 1930 г. определен как акционерное предприятие (корпорация), уставной капитал которого первоначально был распределен между ограниченным числом центральных банков (в основном европейских). В этом качестве БМР выполняет функции агента центральных банков-участников: осуществляет депозитные операции и переводы, обеспечивает взаимные расчеты, в том числе на многосторонней основе, размещает валютные резервы государств на мировых финансовых рынках, покупает и продает иностранную валюту, золото, ценные бумаги (включая государственные, например казначейские векселя США), предоставляет кредиты центральным банкам-участникам. Органами БМР являются: Совет директоров (он из своего состава избирает председателя Банка) и общее собрание акционеров.

Интересно, что БМР не вправе обслуживать правительства государств-участников: открывать им счета, предоставлять ссуды. БМР не имеет права также осуществлять операции с недвижимостью, приобретать контроль над предпринимательскими структурами, открывать текущие счета.

Двойная природа центральных банков сказалась и на статусе БМР. С одной стороны, для него характерны черты межгосударственной структуры, международной организации сотрудничества; с другой – хозяйственного предприятия, коммерческого банка (с ограниченной правосубъектностью по сравнению с ними). Следовательно, БМР – это международная организация "особого рода". Взаимодействие центральных банков в рамках БМР – это преимущественно международные, публичные отношения.

В Комитете БМР по банковскому надзору были сосредоточены вопросы надзора за банковскими операциями за рубежом, их капитализации. От капитализации, состояния активов банков зависят риски, возможности банковских банкротств и кризисов. Банкротство даже одного крупного банка сильно ударяет по всей международной банковской системе. Комитет взял на себя выработку общих стандартов банковского регулирования, в основу которого положены два главных принципа: ни один иностранный банк не должен быть вне сферы национального надзора; надзор должен быть адекватным (необходимым и достаточным). Главная забота Комитета – выработать правила, повышающие надежность банков, прогнозируемость их работы.

В 1987 г. в рамках Комитета завершилась многолетняя работа по гармонизации нормативных актов, касающихся банковского надзора и требований к банковским активам (банковскому капиталу). В 1988 г. был принят документ, получивший неофициальное название "Соглашения по адекватности капитала" (по другой версии – "Соглашение по достаточности капитала"), но известного как "Базель-I". Нормы "Базель-1" применяются более чем в 100 государствах.

Соглашение установило определенные правила для коммерческих банков, например:

  • они обязывались делать отчисления капитала на случай наступления рисков в активных операциях;
  • они должны были для осуществления обычных кредитных операций резервировать 8% от суммы всех банковских активов.

Все это повышало устойчивость каждого отдельного банка и всей национальной банковской системы в целом. Государства (центральные банки) обязаны были проводить выработанные правила в жизнь, в том числе и во внутреннее законодательство своих стран.

Комитет обратил также внимание, что картину достаточности банковского капитала могут исказить разные режимы налогообложения, поэтому он указал: "Сближение режимов налогообложения, хотя и желаемо, лежит вне компетенции Комитета".

Правовая природа документа под названием "Базель-1" также вызывает много вопросов и споров; единой точки зрения на суть и содержание норм, изложенных в нем, пока не выработано; многие нормы имеют характер мягкого права. Некоторым нормам придан диспозитивный характер: "Комитет оставил на усмотрение национальных надзорных органов определять соответствующие оценочные факторы". В тексте имеются указания на то, что "согласованный порядок" измерения достаточности капитала "национальные надзорные органы, представленные в Комитете, намерены внедрить в своих странах". Установлено также, что "данное Соглашение должно применяться к банкам" и подконтрольным им структурам.

Документ "Базель-I" носит явно публично-правовой характер; он содержит правила, унифицирующие административные нормы, посредством которых государства управляют банковской сферой. По всей видимости, его можно квалифицировать как текст, оформивший международное соглашение. Но можно ли назвать международным соглашением в привычном смысле (согласно Венской конвенции о праве международных договоров) соглашение между центральными банками? Возможно, это – многостороннее межведомственное соглашение "особого рода" (sui generis)? В российском законодательстве имеется пробел по поводу порядка подписания международных соглашений Центральным банком РФ.

Практика применения правил соглашения "Базель-I" показала, что банки, чтобы выполнить требование об обязательном 8%-ном резервировании, стали искажать отчетность, выводить за баланс (прятать) свои активы, а в результате ухудшилась структура баланса мировой банковской системы.

В 2002 г. Базельский комитет банковского надзора принял решение перейти к новым стандартам, предоставив коммерческим банкам больше свободы в оценках рисков своей деятельности. В 2004 г. был готов документ "Международная гармонизация измерений и стандартов капитала: пересмотренная редакция", получивший название "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора" ("Core Principles for

Effective Bank Supervision"), или "Базель-Н". В 2006 г. документ был одобрен на Международной конференции органов банковского надзора, которая состоялась в Мексике.

Общий смысл "Базеля-Н" состоит в том, чтобы научить банки самостоятельно управлять своими рисками, создавать систему внутреннего рейтинга кредитов, потенциальных заемщиков, а значит и предотвращать банковские кризисы (банкротства). Под низкорейтинговые (опасные) кредиты банки будут обязаны держать резервы по более высоким ставкам, а под высокорейтинговые кредиты, наоборот, – по более низким ставкам. Чем внимательнее банки будут относиться к этим вопросам, тем стабильнее будет международная банковская система, тем труднее будет ввергнуть ее в новый финансовый кризис.

Новые правила учитывают, что современная кредитная система нашла более тонкие и эффективные механизмы борьбы с банковскими рисками, например так называемую секьюритизацию кредитов (когда кредиты продаются на фондовом рынке вместе со всеми рисками в виде ценных бумаг и деривативов). В этом случае риски перекладываются на конечного покупателя – на клиентов, потребителей. При очередном кризисе пострадают (потеряют деньги) прежде всего они.

В 2010 г. Базельский комитет разработал документ под названием "Базель-Ш", реализация которого начнется через несколько лет.

В рамках международной банковской системы происходит движение финансовых, кредитных, инвестиционных ресурсов. Коммерческие банки разных стран оказывают друг другу и своим клиентам самые разнообразные услуги, совершают множество видов банковских операций. К таким операциям относятся: фондовые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые, трастовые операции. Преобладающая часть таких операций производится на основе внутреннего законодательства государств и межбанковских правил, обычаев делового оборота.

По некоторым из них потребовался международно-правовой метод регулирования. Так, 28 мая 1988 г. были заключены две Оттавские конвенции УНИДРУА: о международном финансовом лизинге; о международном факторинге.

Фондовыми называются операции банков с ценными бумагами, в том числе скупка ценных бумаг за рубежом для собственного портфеля. Лизинг в широком значении этого термина объединяет все операции по предоставлению товаров в аренду. Под лизингом в узком смысле слова понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. В договорах лизинга зачастую предусматривается право или обязанность арендатора купить товары по истечении срока аренды. Лизинг – это одна из форм кредитования экспорта высокотехнологичных товаров.

Факторинг заключается в приобретении банком у клиентов требований на взыскание долгов, частичной оплате таких требований и последующем получении долга у должника. В экспортно-импортных сделках при факторинге банк (факторинговая компания) приобретает у экспортера краткосрочные долги и содействует получению суммы стоимости соответствующих товаров от импортера. Если импортер также привлекает банк в качестве "фактора", то взаиморасчеты по сделке будут осуществляться между фактором (банком) экспортера и фактором (банком) импортера.

Форфейтингом называется покупка долга у кредитора. Когда экспортер получает от импортера за поставленный в кредит товар вексель, банк-форфейтор может выкупить вексель импортера сразу после поставки товара, обеспечивая немедленный платеж экспортеру. При этом банк-форфейтор может потребовать от импортера банковскую гарантию или сам принимает на себя риск по оплате векселя за дополнительное вознаграждение. Трастовые банковские операции состоят в действиях на доверительных началах по распоряжению имуществом, доходами, ценными бумагами клиентов с целью приумножения прибыли.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР , IBRD, International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение . Международный банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт , учреждённый одновременно с в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов ;
  • сбор и публикация статистической информации.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

В отличие от , Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями . Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций , добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства , навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных капиталистических стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 году экономику Ирана и в 1954 году экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены

межправительственная кредитно-финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР является (в составе Всемирного банка) специализированным учреждением ООН, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк независим в своих решениях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР)

межправительственная кредитно-финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР является специализированным учреждением ООН в составе Всемирного банка, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк независим в своих решениях. Основным направлением деятельности МБРР является предоставление долгосрочных займов, главным образом развивающимся странам, а с конца 80-х гг. - и государствам Восточной Европы. Основная часть кредитов выдается на условиях, аналогичных условиям частных коммерческих займов, а, следовательно, под достаточно высокий процент. Займы предоставляются и государственным, и частным предприятиям. При этом последние получают их при наличии гарантии своих правительств. Весомая часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют выделенные МБРР ресурсы. Займы Банка (основная часть на срок до 20 лет по рыночной процентной ставке) обеспечивают порядка 30% общей стоимости кредитуемых объектов; остальное покрывается либо за счет иных внешних ресурсов, либо за счет внутренних источников стран-заемщиков. Направление кредитов (15% -на развитие транспорта, более 20 - на сельское хозяйство и рыболовство, около 20 - на электрификацию и лишь 5% - на развитие промышленности) показывает, что кредитная политика Банка ориентируется преимущественно на интересы частного капитала развитых капиталистических стран, функционирующего в странах-заемщиках. Займы обусловливаются выполнением рекомендаций Банка относительно основных направлений экономического, а зачастую и социального развития государства-заемщика. Членами Банка могут быть только страны - члены Международного валютного фонда (МВФ). В 1995 г. в МБРР состояло 177 государств, включая Россию. Традиционно президентом МБРР избирается представитель США - страны, имеющей в Банке наибольший процент голосов. Право голоса, как и в МВФ, определяется размером взноса страны в его капитал: семь ведущих государств располагают более чем половиной всех голосов в Банке, а США имеют столько же голосов, сколько 100 развивающихся стран. Средства МБРР складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, привлекаемых на мировом рынке ссудных капиталов за счет выпуска облигаций и доходов от собственной деятельности. При Банке созданы два филиала: Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (MAP). Вместе с созданным в 1988 г. Международным агентством по гарантированию инвестиций эти финансовые организации образуют группу Всемирного банка, на которую приходится 2/3 общего годового объема средств, выделяемых всеми межправительственными организациями развивающимся странам.

) влиятельной финансовой организацией является Всемирный банк (World Bank). Что он из себя представляет, кем управляется, каким странам выделяет финансовую помощь и на каких условиях — и чем занимается Всемирный банк в России?

История Всемирного банка

Организация с наименованием Международный банк реконструкции и развития (МБРР) точно так же, как МВФ, была основана по решению Бреттон-Вудской конференции, посвященной обсуждению финансовых и валютных отношений после Второй мировой войны и прошедшей в июле 1944 в США.

Формально учрежденный 27 декабря 1945-го, МБРР предоставил первый заем в размере $250 млн. только при втором президенте по имени Джон Макклой, занимавшем пост с 17 марта 1947 по 1 июля 1949 года. Заемщиком оказалась Франция, а обязательным условием кредитования - неучастие коммунистов в коалиционном правительстве страны. В дальнейшем Всемирный банк активно кредитовал Японию и страны Западной Европы, восстанавливавшие экономики после войны в рамках плана Маршалла. Со временем образовалась Группа Всемирного банка из нескольких организаций, решающих различные задачи. Штаб-квартиры всех организаций расположены в Вашингтоне.

Дальнейшие вехи истории:

1960 год - учреждение Международной ассоциации развития;

1968-1980 - увеличение объемов и расширение структуры кредитов развивающимся странам;

1980-1989 - кредитование экономик третьего мира, направленное на их развитие, с сокращением займов на социальные расходы правительств;

С 1989 - дальнейшее расширение спектра кредитов на самые разнообразные цели

В 2007 году Всемирный Банк предоставил развивающимся странам в виде кредитов и займов 23.6 млрд. $.

Структура Всемирного банка

Группа Всемирного банка

Группу Всемирного банка (World Bank Group) на сегодня составляют 5 структур:

  1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - осуществляет финансирование в форме кредитов стран со средним доходом и кредитоспособных государств-членов;

  2. Международная ассоциация развития (МАР) - дает гранты и беспроцентные займы правительствам беднейших стран;

  3. Международная финансовая корпорация (МФК) - кредитует исключительно частные компании;

  4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) - привлекает прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны путём предоставления гарантий инвесторам и кредиторам, служащих страховкой от политических рисков;

  5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) - занимается разрешением споров, связанных с иностранными инвестициями

При этом понятие «Всемирный банк» относится только к образующим его МБРР и МАР, а понятие «Группа Всемирного банка» — ко всем пяти организациям.


Высший орган управления - Совет управляющих, заседающий раз в год в рамках Ежегодных совещаний Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. В Совет управляющих входят по одному представителю от 189 стран-участниц. Количество голосов каждой из них зависит от доли в капитале банка. Следующей иерархической структурой является Координационный комитет:


Текущей деятельностью руководит находящийся в штаб-квартире Совет директоров, 20 из членов которого представляют группы стран-членов, 5 - крупнейших акционеров:

1. США (16.4% акций);

2. Япония (7.9% акций);

3. Германия (4.5% акций);

4. Великобритания (4.3% акций);

5. Франция (4.3% акций)

Председательствует на заседаниях Совета директоров и возглавляет общее руководство банком его президент, который избирается на 5-летний срок Советом управляющих. С 2012 года пост президента занимает повторно избранный в 2017-м Джим Ён Ким - как и все предшественники, гражданин США. Общая численность сотрудников Всемирного банка почти 12 000 человек, около 60% работают в США.

Членство в организации

Условием членства в МБРР является членство страны-участницы в МВФ. В свою очередь, чтобы стать членом любой другой организации Группы Всемирного банка, стране следует прежде войти в МБРР.

Членами Международного банка реконструкции и развития на сегодня являются 189 государств, Международной ассоциации развития - 173.

Цели деятельности и функции Мирового банка

Основные направления Мирового банка:

Финансирование госпрограмм развития и реконструкции;

Помощь беднейшим странам, борьба против голода и нищеты;

Поощрение и поддержка глобального партнерства;

Мат. стимулирование устойчивого развития окружающей среды;

Улучшение охраны материнства и детства, борьба с ВИЧ / СПИД и массовыми инфекционными заболеваниями

МБРР и МАР финансируют проекты в самых разнообразных областях в форме:

Кредитов под низкие проценты;

Долгосрочных беспроцентных займов;

Грантов

Средства банка состоят из капитала, накопленного за много лет и пополняемого взносами стран-членов, а также выручки от продажи облигаций банка.

В прошлом, 2017 году, согласно годовой отчетности банка, МБРР предоставил 17 861 млн. долларов, а МАР — 12 668 млн. В отношении регионов средства распределялись довольно равномерно: в Африку направлено 23% средств (хотя из МАР было выделено 6 623 млн., а из МБРР только 427), в Южную Азию — 18%, в Восточную Азию и Тихоокеанский регион — 17%. В 2017 финансовом году МБРР привлек сумму, эквивалентную 56 млрд. долл. США, путем выпуска облигаций в 24 валютах. Согласно Standard & Poor’s, облигации имеют высший рейтинг надежности. Следовательно, такие облигации подходят не только для корпораций, но и для традиционно осторожных страховых компаний и пенсионных фондов.


При этом МАР финансируется в значительной степени за счет взносов государств-партнеров из числа развитых стран и стран со средним уровнем дохода. Кроме того, часть денег идет из дохода МБРР. С 2016 года МАР имеет наивысший рейтинг кредитоспособности.



Помимо финансирования проектов государственного и частного секторов организация оказывает развивающимся странам консультационные и аналитические услуги. На официальном сайте банка worldbank.org публикуются данные Всемирного банка по состоянию экономики, образования, здравоохранения и других аспектов развития стран-участниц.

Всемирный банк в России

Россия вступила в четыре из пяти структур Группы Всемирного банка в 1992 году. Доля РФ в капитале МБРР на сегодняшний день составляет 2,98%. В Совете управляющих ВБ страну представляет глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

В июле 2014 из-за санкций, наложенных на Россию, получение страной нового финансирования приостановлено. Однако Программа государственных внешних заимствований РФ в ВБ и в настоящий момент состоит из 16 проектов суммарно на $2 млрд.

Кроме того, по данным МИД РФ, Всемирный банк в России обладает портфелем в 6 проектов на общую сумму кредитов в $435 млн.

Критика мирового банка

Мировой банк часто обвиняют в том же, что и Международный валютный фонд - кредитовании развивающихся стран с навязыванием им определенных ограничений и требованием проведения реформ, загоняющих государства в кредитную кабалу.

Один из VIP-критиков ВБ Нобелевский лауреат-экономист Джозеф Стиглиц, одно время работавший в организации главным экономистом и знающий ее изнутри - доказывает, что программы МБРР не обеспечивают устойчивого развития экономики государств третьего мира. Эксперт отмечает, что пока Россия следовала рекомендациям Мирового банка, в стране упали реальные доходы граждан, а игнорирующий мнение США Китай тем временем добился экономического роста.

Похожие публикации