Обо всем на свете

Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры. Какие бывают формы проведения мероприятий? Парки культуры и отдыха

Стальная Виталина Алексеевна научный сотрудник Камской государственной инженерно-экономической академии

Спектр развлечений современного человека широк и разнообразен и является своего рода «зеркалом» современной культуры, моды и технического прогресса. С развитием потребности в развлечениях, образовался значительный сектор экономики, включающий предприятия развлекательной направленности и дающий миллиардные обороты. Однако, несмотря на значимость и масштабность современной индустрии развлечений, ни в современной статистической практике, ни в научных исследованиях российских специалистов до настоящего времени нет ни критериев выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей, нет и серьезной классификации ее основных видов и форм. Целью данной статьи является определение возможных путей классификации способов развлечений и типологизация объектов развлекательной инфраструктуры.

В широком смысле развлечения - это удовольствие, вызванное комплексом положительных эмоций, впечатлений, которые сопровождают процесс развлечения или являются его результатом. Источниками развлечений могут стать различные виды деятельности субъекта, приносящие удовольствие и формирующие позитивный эмоциональный фон. К настоящему времени многие из таких направлений стали объектами коммерциализации и сформировали современную индустрию развлечений. В таблице 1 представлен классификационный ряд основных видов развлечений, которые с определенной степенью условности можно отнести в ту или иную группу, в соответствии с выбранным классификационным критерием.

Таблица 1. Классификация основных видов развлечений

  1. Первая группа развлечений сформирована на основе вида источника положительных эмоций и впечатлений, которыми могут быть различные виды активной деятельности (в том числе - непрофессиональный спорт), неформальное общение, созерцание мероприятий публично-зрелищного характера. Своеобразным источником получения удовольствия является физическое воздействие на тело, а также химическое воздействие на мозговые центры удовольствия.
  2. В соответствии со способом организации, можно выделить развлечения,которые представляют предприятия сферы услуг, а также те, которые не требуют участия кого-либо в роли организатора - то есть самодеятельные развлечения.
  3. С развитием информационных технологий, значительная часть развлечений переместилась из реального сектора в виртуальный, сформировав группу виртуальных способов развлечений.
  4. В зависимости от количества развлекающихся, можно выделить единоличные развлечения, развлечения в группе и массовые, которые, как правило, предполагают создание специализированных объектов развлекательной инфраструктуры.
  5. В классификаторе выделена особая группа развлечений - «легальные и запрещенные». Сегодня существенное значение приобретает социальная направленность индустрии развлечений. Хорошо известно, например, что развлечения, направленные на удовлетворение человеческих пороков, в конечном счете ведут к деградации общества. Так, отказ от наказания за употребление наркотиков и переход к легальной продаже наркотиков превратили Нидерланды в своеобразную Мекку для наркоманов, в специфическую «Страну грез», с особой «индустрией развлечений». В некоторых странах к разряду запрещенных развлечений относят «секс-индустрию», и соответствующие «секс-туры».
  6. По степени интенсивности деятельности в процессе развлечения можно выделить активные виды развлечений, которые предполагают физическую активность субъекта, и пассивные, не предполагающие таковой.
  7. В зависимости от возраста, выделяется группа развлечений для детей, для людей среднего и старшего возраста.

В настоящее время существует множество предприятий, занятых в организации и проведении развлекательных мероприятий.

Совокупность предприятий, занятых развлечением людей относят к сфере социокультурного сервиса, наряду с образованием, здравоохранением, физкультурой, спортом вне зависимости от форм собственности и образует современную инфраструктуру развлечений.

Создавать системы классификации объектов развлекательной инфраструктуры для разных сегментов рынка становится в последнее время популярным занятием. Но многие эксперты считают, что говорить о классификации объектов развлекательной инфраструктуры несколько преждевременно. «Этот рынок развивается недавно (с начала 1990 годов) и во многом хаотично. Существующие объекты малочисленны и разрозненны» .

Попытки классификаций объектов инфраструктуры развлечений можно встретить в различных исследовательских работах. Так, в работе представлена классификация развлекательных центров по виду отдыха, на который они ориентированы: пассивный отдых (кинотеатры, азартные игры); активный отдых (бильярд, боулинг); зоны спортивного отдыха (картинг, ледовые катки); спортивно-оздоровительные зоны (фитнес, бассейн, теннис, гольф). Однако такое деление весьма условно, поскольку границы между тремя последними группами не являются четкими: все спортивные развлечения можно включить в виды активного отдыха, а бильярд и боулинг в ряде случаев можно отнести к спорту.

В целом специфика деятельности развлекательных объектов, определяется их специализацией, профилем и доступностью для посещения (табл. 2). Выделенные критерии являются определяющими в вопросах менеджмента и маркетинга данных объектов.

Таблица 2. Виды объектов развлекательной инфраструктуры

  1. Если подходить к вопросу классификации объектов развлекательной инфраструктуры с позиции основной специализации, то можно выделить пять относительно устойчивых групп. В первую группу в соответствии с представленной классификацией вошли объекты, организующие кинопоказ, проведение живых выступлений артистов эстрады, различных шоу, спортивных и иных зрелищных мероприятий. Деятельность подобных объектов ориентирована на эстетическое восприятие, и преимущественно не связано с самодеятельностью людей, которые довольствуются своим положением зрителей. Это могут быть всевозможные концертные залы и площадки, кинотеатры, стадионы, арены и т. д. Вторая группа включает учреждения для активных занятий непрофессиональными видами спорта и фитнесом: бассейны, ледовые катки, спортивные залы, спортивные-клубы и пр. Третья группа представлена учреждениями культуры: музеи, библиотеки, театры, выставочные галереи. В четвертую группу входят предприятия, организующие отдых и досуг: кинотеатры, аквапарки, клубы, дискотеки, диско-бары. Последняя группа представлена игорными заведениями: казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы.
  2. В соответствии с профилем можно выделить развлекательные центры формата «семейный», «Детский» и «Взрослый». Первый вид развлекательного центра ориентированы на семьи, которые приходят сюда с целью провести досуг. Обычно в таких центрах большое внимание уделяется кафе и ресторанам, игровым аттракционам и аркадам. Для центров семейного отдыха подходят практически любые виды тематических парков, крытых центров семейного отдыха и досуга. Для строительства таких объектов выбираются довольно большие территории в местах, где нет плотной застройки, а стоимость земли довольно низкая. Разумеется, семейный центр должен полностью оправдывать и отрабатывать свое название. Поэтому операторы заботятся о том, чтобы все члены семьи могли интересно проводить там время. В частности, для родителей обычно устроены бары и организованы «взрослые» игры - боулинг, бильярд и прочее. Загрузка таких центров, как правило, подвержена существенным сезонным колебаниям, что не лучшим способом сказывается на их рентабельности. Среди первых семейных центров, появившихся в России, можно отметить «Фентези парк», «Планета Развлечений», «Кино и Домино», «Ого-Город» (Москва), «Игромакс» (Казань), «Сален» (Анапа).
    • Концепция «Детский центр» предполагает комплекс развлечений исключительно для детей. Обычно данные объекты располагают в торговых центрах и молах. Еще при проектировании там выделяют специальные площади, стремясь таким образом приучить детей проводить свободное время в торговых центрах. Детские центры занимают меньшую площадь, поскольку там не надо устраивать баров, ресторанов, боулингов, бильярдов. В результате аренда помещений под детские развлечения обходится значительно дешевле, чем под центры семейного отдыха в том же моле. Первые детские игровые центры (игротеки) «Космик» появились в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Костроме. В России данную концепцию активно развивают и реализуют торговые марки Game Zona, Crazy Park, Star Galaxy, «Игромакс», «Динопланета», Play Day.
    • Развлекательные центры взрослого формата выстроены с учетом особенности психологии зрелых людей. Существенное отличие данной концепции от описанных выше заключается в том, что обустройство развлекательных центров такого формата прибыльнее и не сопряжено с серьезными ограничениями. Под семейные центры необходим земельный участок, удовлетворяющий целому ряду требований, и большие инвестиции для строительства крупногабаритного масштабного здания за пределами города. Для создания детских центров необходим торговый комплекс или отдельное помещение вблизи жилых массивов. В то же время ни один из первых трех форматов развлекательных центров не удовлетворяет досуговых потребностей многочисленной категории граждан, большую долю своего времени проводящих в эпицентре мегаполиса. Чтобы создать серьезным и успешным горожанам условия для общения и отдыха, понадобилась принципиально новая структура развлекательных центров. Данную нишу заняла концепция развлекательных центров для взрослых, ориентированная на атмосферу центра города, офисы, корпоративные вечеринки, бизнес-ланчи и т. п.
    Следует отметить, что в России данная концепция в чистом виде пока не представлена. Частично она представлена в боулинг-центрах и ночных клубах. Но в полной мере она может быть реализована в рамках четырех игорных зон, открытие которых планируется в течение 2010-12 годов. Думается, что операторам игорных заведений, умеющим работать с взрослой клиентурой, данный формат наиболее близок. Среди объектов, ориентированных на данную концепцию, можно назвать развлекательный центр Nevada (Санкт-Петербург), центр развлечений и покерный клуб «Астория» (Москва), развлекательный центр «Атлантида» (Омск), культурно-развлекательный комплекс с казино «Батыр»(Набережные Челны).
  3. Последние несколько лет идет активный процесс становления новых форм реализации свободного времени, суть которого в переходе от массовых к камерным формам. А это в первую очередь проявляется в некой элитарности ряда развлекательных учреждений, недоступности их для широких слоев населения. Именно этим фактором в основном и обусловлен рост объемов реализации развлекательных услуг высокодоходной части населения, закрытых для массовой публики. Обслуживанием так называемых камерных эксклюзивных потребностей замкнутой клубной элиты занимаются vip-залы в казино, элитные клубы и рестораны, специализированные закрытые vip-зоны развлекательных центров.
  4. Еще одной отличительной чертой объектов индустрии развлечений является способ его расположения. Разница - в функциональности. Развлечения на открытом воздухе представляют класс outdoor. Это всевозможные парки аттракционов, культуры и отдыха, зоопарки, игровые, танцевальные и сценические площадки. Outdoor - это сезонный, и в большинстве своем зависимый вид развлечения, представленный в крытом помещении. Это всевозможные развлекательные центры: кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры.

Другим важным аспектом в описании объектов индустрии развлечений является размер и масштабность их функционирования. Мировые процессы глобализации и укрупнения бизнеса затронули и индустрию развлечения. Последнее время отмечено появлением крупномасштабных развлекательных проектов, совмещающих несколько направлений развлечений.

Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг представлена в таблице 3.

Таблица 3. Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг

  1. Специализированные предприятия развлекательной инфраструктуры - это развлекательные центры с ярко выраженной целевой направленностью при незначительном участии услуг сопутствующего характера. В качестве дополнительных услуг здесь обычно присутствуют фуд-корты, предприятия розничной торговли товарами, имеющими отношение к специализации центра. Это могут быть отдельно стоящие кинотеатры, боулинг центры, казино, аква-парки.
  2. С точки зрения окупаемости, наиболее рентабельными являются смешанные формы развлекательных объектов. Можно выделить два принципа образования смешанных объектов развлекательной инфраструктуры. Во-первых, это сочетание 2-3 направлений развлечений. По такому принципу построены объекты со смежными направлениями развлечений - бильярд и боулинг, кинотеатры и аркады, роллердромы и катки. Во-вторых, это использование развлекательной составляющей в качестве дополнения к основной специализации объекта. Наиболее типичный случай - это расположение развлекательных зон в составе торговых центров (торгово-развлекательные центры). Успешными пионерами в области «торговля + развлечения» можно назвать ИКЕА и «Макдоналдс». Набор развлекательных услуг, который может быть представлен в таком центре, довольно широк. Среди популярных развлечений можно назвать бильярд, боулинг, автоматы с видеоиграми и спортивными симуляторами, картинг, роллердром, тир, детские аттракционы.
    Основное отличие торгово-развлекательного центра от специализированного состоит в том, что отдельно стоящий развлекательный центр - это предприятие узкой направленности. Такие развлекательные центры могут оказывать услуги на очень высоком уровне за счет своей специализации. Задача же развлечений в торговом центре - заставить посетителя провести в нем максимальное время. Девелоперы рассматривают развлечения как «приманку», тем самым стремясь увеличить рентабельность и снизить срок окупаемости всего объекта. Нередко развлекательную зону в центре торговли используют в качестве антикризисного инструмента. К тому же некоторые развлечения в торговых центрах предоставляются бесплатно. Примерами торгово-развлекательных центров являются фестивал-центры (Festival Center), культурно-развлекательные комплексы, торгово-общественные центры.
  3. Многопрофильные развлекательные центры, географические зоны развлечений представлены масштабными развлекательными проектами, включающими объекты различной развлекательной специализации и полный комплекс сопутствующих и вспомогательных услуг. Как правило, такие центры являются объектами туристского интереса и располагают соответствующей инфраструктурой. Так, например, город развлечений Лас-Вегас, знаменитый самыми большими в мире казино и самыми роскошными отелями, уникальными шоу, разнообразными ресторанами и ночной жизнью ежегодно привлекает 25 млн туристов. Тематические парки также являются самостоятельными объектами развлечений со сложной развлекательной инфраструктурой - это огромные комплексы, объединяющие на одной территории самые невероятные аттракционы, отели, рестораны и магазины. Другим примером крупномасштабной развлекательной зоны является остров Сентоза (Сингапур). Вся его территория отведена под развлекательный центр, включающий музеи, аква-парк, фешенебельный парк развлечений и аттракционов для всех возрастов. Создание многопрофильных развлекательных центров планируется и на территории России в рамках проекта строительства четырех игорно-развлекательных зон.

Помимо представленных выше, можно выделить несколько других устойчивых параметров для классификации объектов развлекательной инфраструктуры. Это такие параметры, как: тип развлекательных услуг (ориентация на определенную группу потребителей: молодежь, дети, семьи и т. д.); размер развлекательного центра (количество посетителей, на которое он рассчитан); ценовая политика (на какой сегмент потребителей в зависимости от уровня доходов он рассчитан) и др.

Завершенность понимания основных видов и форм современных развлечений позволяет рассуждать об инструментальных подходах в управлении этими предприятиями.

Орлов, И.Б. / И.Б. Орлов. Социокультурный сервис на современном этапе // Вестник МГУС. Серия. Гуманитарные науки. 2007. № 2 (2). С. 16-19.

Никитина Елена. Доходное место: По доходам и развлечения // Ведомости. 22.11.2004, № 214.

Рынок развлекательных услуг и инвестиционная привлекательность открытия развлекательного заведения в Москве. Июнь, 2006.

Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Литературная ступенька»

(досугово-развлекательная деятельность)

Литературная палитра по произведениям С.Я Маршака

Форма проведения: литературная гостиная

Место проведения: развивающая зона МОУ «Центр образования», начальная школа

Цель: расширять представления детей о творчестве С. Я. Маршака; узнать о театральном искусстве на примере произведений С.Я. Маршака

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД : получение новых знаний учащихся о произведениях С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности произведений.

Регулятивные УУД : формирование у обучающихся представления о добре и зле, позитивном отношении к окружающему миру;

Коммуникативные УУД : формирование умения слушать и понимать других в рамках диалога; формирование умения строить речевое высказывание; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе (планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев произведений по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, сверстниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Оборудование:

Портрет С. Я. Маршака.

Выставка детских книг С. Я. Маршака.

Выставка детских рисунков по произведениям С. Я. Маршака.

Костюм почтальона.

Посылка с вопроса ми - заданиями викторины.

Презентация по вопросам викторины.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас совместное занятие с родителями.

(слайд 1)

А что вы знаете о С.Я. Маршаке?

Посмотрите, каким он был в детстве.

Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе, где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

А вот таким Самуил Маршак был, когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями.

Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я.Маршаку.

Стук в дверь, входит почтальон с посылкой в руках.

Инсценировка стихотворения « Почта».

Ребята, давайте откроем посылку и выполним все задания. Но задания не простые. Они из сказок и стихов поэта Самуила Яковлевича Маршака.

А у нас есть команды ребят и их родителей, которые называются «Усатые –полосатые», «Котята» и «Мышата».

Итак, первое задание из посылки.

1.Загадки по страничкам произведений С.Я.Маршака.

Почтальон загадывает загадку, которую сочинил Маршак, а та команда, которая знает отгадку, поднимает руку.

Для 1-й группы:

Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью. (Обувь)

Для 2-й группы:

Бьют его рукой и палкой ни кому его неего не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Для 3-й группы:

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Для 1-й группы:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Для 2-й группы:

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

Для 3-й группы:

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И под конец совсем исчез. (Календарь)

Молодцы! Справились!

2. Работа с анаграммами «Зашумевшие линии».

Почтальон:

Послушайте второе задание (достает из посылки)

Ребята нужно составить слово и отгадать из какого оно произведения.

Для 1-й группы:

Коношым – мышонок.

Участники одной команды инсценируют «Сказку о глупом мышонке». Аудиосказка.

Для 2-й группы:

-яатяпаз- запятая.

Инсценирование стихотворения «Знаки препинания». Аудиосказка.

Для 3-й группы:

Ирыдол – лодыри.

Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри». Аудиосказка.

3.Развлекательная игра «Доскажи словечко».

Для 1-й сказки.

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на_________(ремне),

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной__________(фуражке),

Ленинградский____________(почтальон)»

Из какого произведения строки? («Почта»)

Для 2-й сказки.

Сел он утром на (кровать),

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

Для 3-й сказки.

Стала петь мышонку (утка):

Га-га-га, усни, (малютка!)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)

Для всех групп. Кто быстрее ответит, то и дополнительный бонус получает.

Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку).

Сверху на перинку

Чистую (простынку).

Вот тебе под ушки

Белые (подушки).

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)

4. Литературная пауза «Бюро находок» .

(За каждый ответ- бонус команде)

Из каких произведений эти вещи?

Почтальон.

Ребята, в моей посылке лежат какие-то вещи, а откуда они, из каких произведений я что-то никак не могу вспомнить. Команда, которая знает ответ – поднимает руку.

Вещи: ведерко, конверт, кроватка, картина, сковорода, карандаши, жаба, утка.

5.Найди лишнее слово.

1.Что дама не сдавала в багаж?

Диван, картину, портфель, чемодан, кошку.

2.Какая няня не приходила к глупому мышонку?

Утка, собака, корова, жаба, лошадь.

3.Какого цвета не было на мяче?

Желтый, зеленый, красный, синий, голубой.

6.Физкультурная минутка.

Участники викторины быстро передают друг другу разноцветный мяч с пожеланиями.

7.Восстановить стихотворение «Пожелание друзьям»

Вот и подходит к концу наша викторина. С. Я. Маршак был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее и терпеливее,

Могут утешить и развеселить. Он предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Для вас, мальчишек и девчонок, Маршак написал стихотворение « Пожелание друзьям».

Это стихотворение лежит в каждом конверте для команд. Попробуйте его восстановить и выразительно прочитать.

8.Подведение итогов викторины.

Почтальон.

Ребята, все задания из посылки вы успешно выполнили,

итоги викторины подведены. Но в посылке еще что – то лежит. Как вы думаете, что?

Конечно, это книги С. Я. Маршака.

Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры является одним из основных направлений. Однако на практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной сторо­ны, организация отдыха и развлечений в учреждениях куль­туры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятель­ности чрезвычайно низок.

Организация отдыха и развлечений в учреждении куль­туры представляет собой вид деятельности специалистов, от которых требуется высокий уровень профессионального мастерства и уровень культуры аудитории. Организуя от­дых и развлечения, специалисты смогут вовлечь людей в

действие самой жизни на основе их инициативы, активно­сти, вызвать сильные, разнообразные эмоции.

В современных условиях организация отдыха и развле­чений требует особого простора для фантазии и выдумки, широкого повседневного поиска оригинальных решений.

В процессе реформирования нашего общества люди ста­ли освобождаться от ложного пафоса и псевдокультуры, появилась определенная раскрепощенность, которая от не­достатка культуры у значительной части молодежи перехо­дит в нарушение общественного порядка.

На реальное отношение людей к проблемам организации отдыха и развлечений свое влияние оказывают интенсифи­кация и усложнение психической деятельности человека; развертывание его духовного, личностного потенциала и соответствующий этому рост потребности в признании, уважении и личностном самовыражении.

Одной из причин низкого уровня этого направления дея­тельности в учреждениях культуры является то, что специа­листы еще слабо усвоили разницу в понятиях «отдых» и «развлечения». В процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомле­ния. Отсюда развлечения требуют особой физической и эмоциональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет и свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познавательную актив­ность, получение знаний, развитие интеллекта, смену видов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, находчивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержа­тельным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего

настроения на рабочую неделю, значительно продлевает ра­ботоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, груп­повой и индивидуальный характер. Организовать коллек­тивный отдых - это означает включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные инте­ресы с общественными, добиться соответствия его индиви­дуальных действий характеру объективных законов обще­ственного развития. Поэтому организация отдыха, по своей сути, выступает как творческий процесс, эффективность ко­торого во многом зависит от участия в нем самого населе­ния, его умения отдыхать.


В культурно-развлекательной деятельности особенно важно, чтобы каждый человек занимался своим любимым делом, выполнял бы те действия, которые больше всего от­вечают его собственным интересам и возможностям.

В последнее время в учреждениях культуры предпочте­ние отдается общесемейному проведению досуга (74% оп­рошенных), т.е. таким пассивным формам отдыха, как про­смотр видеокассет, прослушивание музыки и т.д.

Наблюдения показывают, что значительно сократилась роль книг, газет, лекций, что можно объяснить как большой занятостью домашними делами, так и повышением значи­мости общесемейных форм досуга.

Насчитывается около 68% людей, которые не находят полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растрачивать свой досуг порой во вред своему здоро­вью и интеллекту.

Рассматривая организацию отдыха и развлечений как особую деятельность, следует отметь концентрацию в ней интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека. Нужно учесть также особое значение эмоциональной насы­щенности в активном отдыхе, а не только в развлекатель­ных программах.

Активный отдых позволяет переключиться с обязатель­ных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умст­венной нагрузки на физическую, с личных дел и интересов на общественные, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий в структуре имеющегося времени, их энергетические, вре­менные и другие лимиты, их психофизиологическую цен­ность для разных людей.

При этом следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействия на человека в процес­се отдыха и развлечений, между которыми имеется опреде­ленная взаимозависимость.

Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Здесь игра выступает в двух ипостасях: как метод подготовки программы и как форма. Как форма игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровых правил; потребности в игровой деятельности.

Как метод игра представляет собой сознательную ини­циативную деятельность, направленную на достижение ус­ловной цели, добровольно установленной самими играю­щими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой ини­циативы играющих.

Правила игры определяют характер препятствий и труд­ностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игр.

Основная структура игры: экспозиция- программа организации участников, формирование команд; завязка ~ изложение правил игры; основное действие: по­буждение, стимул к игре; управление игровым Действием; вовлечение играющих участни­ков в игру; организация игрового финала.

Кульминация - достижение игровой цели. Финал - чество­вание победителей игры.

Выбор игры для конкретной формы культурно-развлекательной деятельности зависит от: цели; возрастных особенностей участников игры; количества участников; ус­ловий проведения игры; места проведения игры; наличия игрового инвентаря.

Текст объяснения правил должен быть кратким и логич­ным и включать: название игры, цель игры, роли и места расположения играющих, ход игры, правила игры.

Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать иг­ровые персонажи, например, скоморохи, клоуны и т.д.

Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглаше­ния или жребия, но наиболее интересный прием, с педаго­гической точки зрения, - выдвижение водящего коллекти­вом играющих.

Определение результатов игры имеет большое воспита­тельное значение, поэтому организаторам необходимо про­думать характер объявления результатов игры. В Россий­ской Федерации все большей популярностью пользуются те формы культурно-развлекательной деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях. Это:

Спортивно-художественный праздник «Молодецкие игры», содержащий синтез забав, игр, обрядов и цере­моний с современными спортивно-техническими вида­ми спорта;

Художественно-игровые вечера «Посиделки»;

Семейно-бытовые формы досуга типа «Вечерок», за основу структурного построения которых берется фор­ма встречи 2-3 семей в учреждении культуры;

Танцевально-игровые вечера «Русский чай», «У си­бирского самовара» и т.д.

Так, спортивно-художественный конкурс «Молодецкие игры» проводится в целях активизации спортивно-художественной деятельности организаций досуга на фольклорно-игровых традициях.

Основные этапы организации художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».

1. Создание оргкомитета конкурса: в оргкомитет могут входить представители государственных, общественных ор­ганизаций и неформальных объединений; оргкомитет раз­рабатывает основные положения художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры», в которые вхо­дят: цели и задачи конкурса; состав участников; время и ме­сто проведения; ответственные за финансирование и реше­ние оргвопросов; основные этапы конкурса; программа конкурса; требования к командам-участникам; состав жю­ри; система оценки этапов конкурса; порядок награждения победителей.

2. Распространение положения о проведении «Молодец­ких игр».

3. Предварительный этап «Молодецких игр»: жеребьевка команд-участниц конкурса; составление графика предвари­тельных соревнований и конкурсов.

4. Подготовка художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры»: место проведения конкурса; ярмарки; игровые аттракционы; медицинское обслуживание; отряд по охране общественного порядка; формирование режис-серско-постановочной группы; составление плана проведе­ния репетиций коллективов художественной самодеятель­ности.

5. Проведение «Молодецких игр»: встреча команд-участниц; торжественное открытие «Молодецких игр»; по­строение команд-участниц; вынос и поднятие флага; при­ветствие членов организационного комитета, гостей, участ­ников конкурса; художественное представление команд; от­крытие ярмарки; спортивные состязания; народные гулянья.

6. Подведение итогов конкурса и награждение победите­лей.

7. Торжественное закрытие художественно-спортивного конкурса «Молодецкие игры».

Следует учитывать и специфику различных видов отды­ха: праздничный и повседневный, в выходные дни и семей­ный отдых. И каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.

Праздничная ситуация максимально активизирует эмо­циональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей подготовительного предпраздничного перио­да. Деятельность организаторов при этом имеет задачу ут­верждения социально значимых ценностей и созидания, во­влечения максимального большинства в единое празднич­ное действие. Высокий эмоциональный настрой дает воз­можность повысить эффективность праздничного действия. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использованы при его подготовке.

Для повседневного неорганизованного отдыха в учреж­дениях культуры есть молодежные гостиные с уютным ка­фе, читальным залом, кинолекционным залом, зеленой гос­тиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выста­вочным залами.

Происходит формирование нового стиля сферы развле­чений. Начался процесс появления в учреждениях культуры новых технически оснащенных форм обслуживания, таких, как аудиовизуальные, видеотехнические средства, компью­теризация и т.д.

Бурное развитие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас не только формы от­дыха и развлечений, но и деятельность имеющихся учреж­дений культуры и создание новых.

В наибольшей степени познавательные возможности че­ловека мобилизуются в том случае, когда решающим стано-

вится довод «необходимо». А он возникает лишь тогда, ко­гда у человека появляются возможности совместить любо­пытство и необходимость в познавательной деятельности.

Под влиянием новых форм отдыха развиваются и закре­пляются иные качества человека. И от того, настолько глу­боко их содержание, насколько они активны, зависит в ко­нечном счете результат деятельности учреждений культуры.


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социально-культурной деятельности
Специальность «Социально-культурная деятельность»
Форма обучения очная

Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Социально-культурная деятельность»
на тему: «Культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности »

Группа / курс социально-культурная деятельность, 2 курс

Студент(ка) ______________________ Оганесян М.Г.
(подпись) (фамилия, инициалы)
Преподаватель ________________к.п.н., профессор Хоменко В.И.____
(подпись) (учёная степень, звание, фамилия, инициалы)

Дата защиты « __ » июня 2011 года
Оценка _________
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Культурно-развлекательные технологии в социально-культурной деятельности.

      Понятие и сущность социально-культурной деятельности.
      Технологии социально-культурной деятельности. Понятие и виды.
      Культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности.
2. История Развития культурно-развлекательной деятельности.

2.1. Зарождение игровых программ.


      Зарождение конкурсно-зрелищных программ
3. Анализ содержания и организации культурно-развлекательных технологий в современных условиях.
4. Перспективы развития культурно-развлекательных технологий в 21 веке.
Глава 2: Реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.
2.1. Организация игровых программ.
2.2. Организация Конкурсно- зрелищная программ.
2.3. Организация танцевально- развлекательных программ.
Заключение
Список Литературы

ВВЕДЕНИЕ
Социально - культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д.
Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально- значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Существует четыре функции социально-культурной деятельности:
- развивающая;
-информационно- просветительская;
-культурно-творческая;
-рекреативно-оздоровительная.
Деятельность культурно-досуговых учреждений в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нём чётко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а так же основные права граждан в области культурной деятельности. Российская Федерация располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности (музей, библиотека, клуб и т.д.). Все действующие в России культурно-досуговые учреждения подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками. Библиотеки подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабом деятельности. Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзикл-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лекторий, планетарий), выставки и выставочные залы. Учреждения для детей и подростков (Дома детского творчества, Центры эстетического воспитания и др.).
Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы). За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе культурно-досуговых учреждений. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились культурно-досуговые учреждения, рассчитанные на определённые слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесов, клубы лидер-леди).
С внедрением рыночных отношений в сферу культуры разрушенной оказалась её инфраструктура, сузился круг структурных образов, свёрнутой культурная жизнь в провинции и на селе, где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием. Не говоря уже о выездном спектакле или концерте артистов областной филармонии, которые безвозвратно ушли в прошлое. Именно поэтому в наши дни растёт число самодеятельных творческих коллективов. Их участники- «люди из народа»,заменяют образовавшуюся тему былых гастролей заезжих знаменитостей и сами становятся артистами городских и сельских концертных площадок.
Актуальность проблемы. В настоящее время социально-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения.
Основная задача Домов культуры как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга детей и молодежи.
К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга детей и молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм детского и молодежного досуга.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени детьми и молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает детей и молодежь его добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Для значительной части детей и молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества сферы досуговой-деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни детей и молодежи.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования.
Объект исследования: досуговая сфера социально-культурной деятельности.
Предмет исследования: особенности реализации культурно-развлекательных технологий в современных типах культурно-досуговых программ.
Цель: изучить особенности технологии организации досуговой деятельности в различных типах культурно-досуговых программ.
Задачи:

    Изучить исторические истоки и эволюцию развлечений в сфере досуга общества.
    Выявить методические основы технологии подготовки и проведения игровых культурно-досуговых программ.
    Исследовать особенности реализации культурно-развлекательных технологий при организации конкурсно-зрелищных программ.
    Проанализировать технологические особенности организации и проведения танцевально-развлекательных программ.
    Доказать эффективность реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.
Методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы;
- изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга детей и молодежи;
Структура работы - обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

      Понятие и сущность социально-культурной деятельности.
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
      Технологии социально-культурной деятельности. Понятие и виды.
Технология социально-культурной деятельности – это совокупность методов, процессов и способов создания и проведения социально-культурных мероприятий (организации культурного досуга) людей в целях удовлетворения их культурных потребностей или решения задач другой деятельности.
Основными технологиями социально-культурной деятельности являются:
    Культурно-воспитательные:
    Побуждающие;
    Культурно-познавательные (культурно-развивающие);
    Рекреационно-реабилитационные;
    Культурно-развлекательные;
    Ритуально-обрядовые.
В культурно-воспитательных технологиях используется методы, приемы и средства, направленные на приобщение людей к определенным ценностям, в побуждающих – на мотивацию их к адекватному поведению и деятельности. В культурно-познавательных (культурно-развивающих) - на интеллектуальное развитие личности, в рекреационно-реабилитационных- на восстановление психических и физических сил, в культурно-развлекательных на вызов позитивных эмоций и развлечение людей, в ритуально-обрядовых- на осуществление нормативно-поведенческих действий.
Таким образом, основными в социально- культурной деятельности являются деятельностная,медико- биологическая. культурологическая, экологическая, техноэкономическая и социально-управленческая концепции. Важнейшие сферы социально-культурной деятельности определены Основами законодательства Российской Федерации о культуре. Классификация основных технологий социально-культурной деятельности зависит от содержания их воздействия и результата способствующего выполнению жизненных задач людей.
      Культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности.
Развлечение - это такой вид человеческой деятельности, который характеризуется несерьезным легким отношением к осуществленной деятельности в целях повышения настроения, отвлечения, увлечения, отдыха, восстановления сил.
В качестве развлекательной деятельности может выступать любой вид человеческой деятельности. Развлекательная деятельность очень важна, так как она выполняет восстановительную функцию.
Основным критерием в определении является ли эта деятельность развлекательной или нет, выступает отношения человека к этой деятельности. Если индивид занимается какой-либо деятельностью не вдумчиво, поверхностно. В целях повышения своего настроения, отдыха, то данная деятельность может быть отнесена к развлекательной.
Основные виды развлекательной деятельности:
- игры, танцы;
- просмотр кино и видеофильмов;
-чтение книг и журналов;
-легкое общение;
- анимации;
-дни смеха.
Развлекательные мероприятия так же принято называть дивертисментом.
Дивертисмент (фр. - увеселения, развлечения) - театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.
Психологические факторы эффективности социально-культурного воздействия в развлекательных мероприятиях определяется:
    Набором производственных операций (разножанровостью номеров программы) ;
    Применением разнообразных выразительных художественных приемов;
    Оптимальным использованием путей воздействия на зрителя (участника);
    Через эмоционально-чувствительную сферу его психики;
    Наличием развлекательных действий (их количеством среди номеров культурной программы или самим фактом проведения развлекательного мероприятия) .
В числе отличительных характере развлечений можно провести следующее:
    Непродолжительность по времени (от 3-5 до 15-20 минут)
    Поверхностное, невдумчивое участие
    Отсутствие состязательности и соревновательности.
    Позитивно-эмоциональный эффект от участия зрителей (участников) в развлекательных мероприятий
Таким образом, культурно-развлекательные технологии это такие технологии социально-культурной деятельности, сущностное содержание которое реализуется в организации и подготовки социально-культурных мероприятий в целях увеселения, поднятия настроения, отдыха или восстановления сил человека.
    История Развития культурно-развлекательной деятельности.
      Зарождение игровых программ.
    Феномен игры возник еще на заре человеческой истории. О том, какое место занимала игра в жизни первобытного человека, можно лишь предполагать, основываясь на археологических данных или описаниях, содержащихся в трактатах древних мыслителей. Однако даже на гипотетическом уровне представляется, что у первобытного человека игра являлась тем привлекательным моментом жизни, который делал ее радостнее и романтичнее. Ритуальные танцы, разыгрывание сюжетов предстоящей охоты и др. - все находило отражение в игровых действиях первобытного человека.
    Известно, какое значение придавалось игре в Древней Греции и Древнем Риме. Зрелищные массовые игры являлись неотъемлемой частью политической и культурной жизни населения, составляли основное содержание праздничного досуга. Далее, игра, пройдя сквозь эпоху Средневековья - период яростного запрещения всяких игр, позже Возрождения и последующих эпох стала неотъемлемой частью жизни, отдыха и развлечений человека. Слоган - игре столько лет, сколько человечеству - только подтверждает социокультурное значение игры.
    Глубокое исследование феномена игры было осуществлено нидерландским ученым, историком культуры Й. Хейзингой (1872-1945). В его главном труде «Ноmо ludens» (Человек играющий) содержится обширный теоретический анализ игры как универсального явления культуры. Слово «универсальный» подчеркивается здесь не случайно, поскольку Хейзинга рассматривает игру как основу всех видов жизнедеятельности человека - труда, отдыха, развлечений, правосудия, искусства, науки, политики. Несмотря на то, что автор сам признает, в ряде случаев, дискуссионность своих суждений, многие его определения, характеристики игры заслуживают самого пристального внимания и изучения.
    Хейзинга исходит из концептуальной идеи, что вся «человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра» 91 . Аргументируя этот тезис, Хейзинга утверждает, что элемент состязательной игры содержит правосудие, представляющее собой поединок спорящих сторон. Облачение судей в мантии и парики только доказывает игровую сущность этой сферы деятельности человека.
    Далее, по мнению Хейзинги, «из всех вещей ничто не стоит так близко к чистой идее игры, как сущность поэзии». Поэзия в своей первоначальной функции как фактор культуры рождается в игре и как игра. Связь поэзии с игрой касается не только внешних форм речи, так же полно проявляет себя в формах образного воплощения, в мотивах и способах их оформления и выражения. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так что каждый образ, играя, отвечает на какую-либо загадку. Как соперничество в разгадывании загадок порождает мудрость, так поэтическая игра рождает на свет прекрасное слово. И над тем, и над другим господствует система правил игры.
Основные сущностные свойства игры , по Хейзинге, сводятся к следующему. Игра есть свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, протекающее в определенных, рамках места, времени и смысла по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимого. Игровое действие сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку.
Игра - свободная деятельность в свободное время, не затронутая проблемой детерминизма, она есть украшение жизни, ее существенное дополнение, творящее духовную атмосферу, необходимая человеку и обществу вследствие заключенного в ней смысла, выразительной ценности, завязываемых ею духовных и социальных связей, как необходимая культурная функция, находящая свое место в сфере праздника и досуговой деятельности.
Игре свойственно такое внутреннее качество, как «этическое содержание», выражающееся в строгих правилах игры, устанавливаемых самими игроками. Нарушение правил разрушает «здание» игры. Она мгновенно теряет свой смысл (Я так не играю!). Игра обладает неким воображаемым пространством, в котором проходит игровое действо и в котором царит свой собственный порядок, и в этом смысле она разыгрывается как «спектакль», как «праздник» внутри реального обособленного игрового пространства.
Внутреннее качество игры - состязательность, которая выступает в открытой (зримой) и скрытой (незримой) формах. Дух соперничества присутствует почти в каждой игре.
Игра - явление многофункциональное. Ее функции - познавательная, обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, психофизическая, гедонистическая, релаксационная говорят об универсальности игры, способности влиять на человека, охватывая все его духовные и физические грани жизнедеятельности. «Игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением» .
В этой связи среди многочисленных функций игры следует особо выделить эстетическую функцию. Игра, в первую очередь, относится к категории прекрасного, поскольку в «хорошей» игре происходит становление и развитие лучших духовных и физических качеств человека, порой достигающих своего совершенства. Игра, в своей основе лишенная утилитарного содержания, вскрывает в человеке качества, присущие только человеку фантазию, воображение, творческое отношение к окружающей действительности.
Игра, в высшем своем проявлении, не создавая никаких материальных ценностей, обладает бесценным качеством творить духовный мир личности. Благодаря игровому началу, пронизывающему все человеческие отношения, могут существовать миф, сказка, театр, балет, живопись, скульптура, поэзия, музыка - все искусство с его условными формами отражения мира вещей и чувствований.
      Зарождение танцевально-развлекательных программ
Прообраз социально-бытового танца возник еще в условиях первобытнообщинного строя как своеобразное художественное воспроизведение различных процессов жизнедеятельности первобытного человека - охоты, трудовых процессов, подражания повадкам птиц и зверей, стихийным проявлениям природы. Эти первые танцевально-пластические формы обладали определенным образным смыслом, выявляли состояние душевного мира первобытного человека. С развитием человеческой цивилизации у многих племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требовавшее массового действия - сбор плодов, начало охоты, военный поход и другие торжества.
В Древней Греции и Древнем Риме танец был частью культа, который исполнялся в честь почитаемых богов, позже стали развиваться военные, атлетические и другие танцевальные формы, постепенно обретавшие первые черты профессионального хореографического искусства, в которых греки видели способы совершенствования и облагораживания человека. Уже в те времена появилось такое явление, как танцевальная музыка, сопровождавшая разные виды танцев - дворцовые, церемониальные, театрализованные, храмовые.
Со временем выделяется танец, который становится массовым явлением, средством развлекательного досуга, частью праздничного и повседневного быта. Такой танец современные исследователи определяют как социальный танец, как «вид танца, который никогда не был связан с религией или обрядом, а служил развлечением.
Социальный или массовый танец изначально характеризовался динамичностью, непрерывным изменением и рождением новых форм, заразительной способностью не только распространяться в пределах одной этнической группы, в рамках одной национальной территории, но и пересекать любые границы других государств. Это явление объяснялось спецификой многих форм массового танца - простотой и доступностью танцевальных движений, что и способствовало его быстрой популяризации.
Так, например, зародившиеся во Франции в XV в. такие танцевальные формы, как фарандола, бранлъ, в скором времени танцевала вся Европа, сначала в народно-крестьянской среде, за тем на светских балах. Массовые танцы XVI-XVII вв., распространенные в европейских городах, отличались большим разнообразием. Среди них медленные, плавные танцы-шествия - павана, аллеманда, сарабанда, чакона; умеренно-скорые, скользящие - куранта, менуэт; быстрые с прыжками и подскоками -галъярда, бурре, гавот, жига. Имея изначально народное происхождение, в городской среде эти танцы претерпевали значительные изменения и, став частью придворных ритуалов, приобретали черты чопорной сдержанности.
Время функционирования того или иного вида массового танца может измеряться и десятилетиями, и целыми веками. Появление новых танцевальных форм не упраздняет предшествующих. В одних формах происходит трансформация ритмических рисунков, в других сохраняется первоначальная идентичность формы, благодаря чему массовая танцевальная культура прошлого представляет исторический раритет, непреходящую кулътур-но-зстетическую ценность. Это такие танцевальные формы, как менуэт, гавот, экосез, темпераментная мазурка, которые танцевали в Европе с конца XVII в. включительно до первой половины XIX в., торжественный и величественный полонез, возникший еще в конце XVII в. и просуществовавший до начала XX в. Одна из существенных характеристик этих танцев - их церемониальность, парадность и сложность композиционных перестроений, что, в свою очередь требовало предварительной подготовки, которой и занимались специальные учителя, обучавшие детей танцевальному искусству как одному из направлений вхождения их во взрослую жизнь.
Массовая танцевальная культура в течение многих веков подразделялась на два главных направления - народную и светскую.
Возникновение той или иной танцевальной формы и модного музыкального направления, возможно, не имеет прямолинейной зависимости, но, находясь в едином социокультурном пространстве, они взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на стиль и манеру танцевания, формируя ритмическую основу танцевальной формы. Так, например, новое музыкальное направление - джаз, возникший в конце XIX - начала
Рок-музыка, появившаяся в середине XX столетия, кардинально изменила массовую культуру в целом, став символом времени молодых поколении. По мнению исследователей, рок с самого начала был больше социальным явлением, чем музыкой, поскольку в нем нашел отражение извечный протест молодежи против «скуки, фальши и безысходности» общественной жизни, и рок-музыка в этом смысле предоставляла все условия для выражения своего «идеологического» отношения к этой жизни, порой бессознательного, но настойчивого утверждения своей самоценности, что, в свою очередь, еще больше увеличивало духовную пропасть между молодым поколением и старшим, воспринимавшим рок-музыку как антикультуру.
Яркий, шумный, раскованный и вызывающий, в пестром вульгарном костюме, эпатажном поведении, экспрессивных жестах и однообразных музыкальных интонациях, не требующих интеллектуальных усилий для их усвоения, - такой рок создал свою обособленную молодежную субкультуру с ее специфическим мироощущением и мировосприятием, ставший одновременно ее ритмом и стилем жизни.
В начале 70-х гг. XX в. в нашей стране широкое распространение получили дискотеки. И несмотря на то, что многие представители старшего поколения воспринимали дискотеку, по выражению А.В. Толстых, как «дьяволиаду в современных ритмах», тем не менее она стала характерным знаком молодежной танцевально-развлекательной культуры, воплощением мечты молодых людей о современной форме досугового общения.
Истоки дискотеки можно обнаружить в начале XX в., с момента появления еще одного технического чуда - граммофона (позднее - патефона), который предприимчивые владельцы устанавливали в своих увеселительных заведениях для прослушивания модных музыкальных новинок с целью привлечения большего числа посетителей.
Специалисту досуга важно понимать, что основное сущностное родовое свойство танца - ритм (с гр. - такт). Ритм - одно из главных выразительных средств танца, и в этой связи ритм обладает эстетическими свойствами. Упорядоченность, мера несут гармонию и выразительность. Ритм и ритмические движения являются определяющим фактором организации танцевальной формы. Заданные в определенной композиционной структуре, составляют основной смысл танца. Одной из граней ритма является темп, задающий танцу внутреннюю динамику и внешнюю форму выражения. В этой связи ритм обладает зрелищными свойствами, визуализирующими танцевальную стилистику того или иного исторического времени. Ритм - понятие национально-этническое. Ритмы, свойственные тому или другому этносу, выступают как культурная танцевальная традиция.
и т.д.................

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно- ценностное общение;
  4. досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско – краеведческая деятельность;

1. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу « Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин.

На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни).

Однако это не вполне верно. Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания:

Для младшей школы

Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой

же приятной, как на даче или в деревне?

Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске?

Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям?

2. Проблемно- ценностное общение .

Проблемно -ценностное общение, в отличии от досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно- ценностное общение школьников может быть организованно в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно - ценностных дискуссий.

Для достижения результатов первого уровня – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы.

Этическая беседа – это не лекция педагога по морально- нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик).

Хорошо организованная беседа- это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог - Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого - обмен детей непродолжительными репликами). А без отстаивания своего мнения перед лицом другого, особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи трудно всё списать на превосходство в возрасте, опыт, знания), непросто понять, готов ли ребенок всерьёз отвечать за свои слова. Иными словами ценит ли он то, что утверждает, или нет.

Понять это можно участвуя в дебатах.

Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно- ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня -- получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

3.Досугово – развлекательная деятельность

(досуговое общение).

Достичь в досугово - развлекательной деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

Впрочем, культпоход культпоходу рознь.

Например, обычно посещение школьным классом музея

проходит по следующей схеме:

распространитель музейных билетов приходит в школу;

классный руководитель по своему усмотрению выбирает

тему и об этом сообщает учащимся;

школьники в добровольно- принудительном порядке сдают

педагогу или ответственному однокласснику деньги на

класс идет в музей;

обсуждение, если и происходит, то носит

спонтанный характер.

Превращая культпоход в музей из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:

вместе с учащимися встретиться с распространителем

музейных билетов;

организовать составление школьниками приветственного

обращения к музею;

договориться с работниками музея о том, что кто-то из них

встретит ребят, введет их в

пространство музея;

организовать после просмотра экспонатов, встречу с

работниками музея;

предложить желающим школьникам выполнить творческие

работы и передать их в дар музею.

На достижение в досугово - развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный « огонёк», разумеется, при условии организации силами самих школьников.

Для того, чтобы досугово - развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), её необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких. Например, можно организовать в районе школы ярмарку.

Алгоритм проведения ярмарки включает:

общий сбор, который может сопровождаться линейкой,

карнавальным шествием;

свободное движение участников по пространству;

свободный выбор аттракциона и участие в нём;

финальный сбор, с аукционом или без него.

4.Игровая деятельность.

В многообразии определений игры в качестве опорного приведём следующее: игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения отрешённости и восторга (Й. Хейзинга)

Во - первых игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией.

Игровая позиция педагога, по мнению С.Д.Полякова, вытекает из двух основных признаков игры- двуплановости и роли.

Двуплановость – развёртывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева - не задачи реальной деятельности общения, а отвлеченные от реальности воображаемые условия.

Участники игрового общения, игровой деятельности в той или иной степени сознают ролевой характер своего поведения.

Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что помогает педагогу совершать разнообразные манёвры в поле делового и личностного общения.

5. Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность).

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности: созидательный процесс; направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

6. Художественное творчество.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных

противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

7.Трудовая (производственная) деятельность.

Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность.

Однако справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учеба-это настоящий труд» в последнее время стал использоваться к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников мы вводим уточнение - «производственная». Речь идёт о труде, в котором мальчишки и девчонки по меньшей мере производят продукт(вещь, услугу, информацию и т. п.), причем значимый не только для них, но и для других людей.

Достижение в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как кружковые занятия техническим творчеством (авиамоделированием, судомоделированием и т.д.), домашними ремёслами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.

Для современных младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструкторами « Лего».

На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как коллективная трудовая игра, детская производственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности, становится особое производственное общение.

Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и «Фабрика» описаны И. П, Ивановым в его книге « Энциклопедия коллективных творческих дел».

Детско - взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить общественно- полезную продукцию.

И именно благодаря этому оно является той образовательной

формой, которая обеспечивает достижение в трудовой деятельности

воспитательных результатов третьего уровня – получение детьми

опыта самостоятельного общественного действия.

8. Спортивно - оздоровительная деятельность.

На тему воспитательных возможностей внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности подготовлена специальная образовательная программа, в которой представлены воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности.

В нашей школе ведется 2 часа внеурочной деятельности: « Азбука содержания животных», « Риторика».

Курс « Азбука содержания животных» рассчитан на 33 часа.

Цель курса - формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения

к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа курса даёт возможность его использовать.

На занятиях дети с удовольствием рассказывают о своих любимых питомцах, рисуют, лепят фигурки животных.

Также получают информацию из дополнительной литературы.

Много информации берем из периодического журнала « Мой зоомир».

Рабочая программа по «Риторике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

На основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;

На изучение отведено 33 часа в год(1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.

Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые перед учениками ставит сама жизнь.

Похожие публикации