Обо всем на свете

Савва сторожевский монастырь. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Ранний период истории монастыря конца XIV – начала XVII века

По просьбе Звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Димитрия Донского.

Наивысший расцвет обитель переживает в середине XVII века, когда царь Алексей Михайлович выбирает ее под «собственное государево богомолье». Монастырь заново отстраивается, получает статус Лавры, становится одной из самых известных, богатых и почитаемых обителей России.

В 1650 году выходит в свет царский указ о начале в монастыре больших строительных работ. «Велено у чудотворца Саввы Сторожевскаго Никите Михайловичу Боборыкину да подъячему Андрею Шахову сделать каменный город около всего строения мерою по чертежу 357 сажень, а в том городе семь башен». Саввино-Сторожевский монастырь был задуман и создан зодчими XVII века как единый архитектурно-художественный ансамбль, сочетавший в себе необыкновенную живописность с удивительно точным использованием рельефа местности, логически обоснованным размещением храмов, жилых и хозяйственных зданий. Павел Алеппский сравнил его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот - невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

Саввина обитель всегда находилась под патронажем сначала Великих Князей Московских, а позже - государей Дома Романовых, а основатель ее почитался как «Молитвенник за Царей Богоизбранных».

В 1919 году честные мощи преп. Саввы (обретены в 1652 г.) были вскрыты и вывезены из обители, а сама она была закрыта, на ее территории находились концлагерь, колония, санаторий, музей. В 1995 году Саввин монастырь был открыт в ранге ставропигиального, а в 1998 г. в обитель вернулись честные мощи преподобного Саввы Сторожевского.

При Саввино-Сторожевском монастыре открыт детский приют, богословские курсы, издательство, паломническая служба, братия окормляет воинов, несущих службу на границе и в «горячих» точках. Ежегодно обитель преп. Саввы посещает более полумиллиона гостей.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. 1405 г.

Белокаменный Рождественский собор относится к немногим сохранившимся памятникам ранне-московского зодчества. Росписи храма относятся к началу XV - середине XVII веков с поновлениями XIX - начала XX веков. Ранний слой фресок создан мастерами круга преп. Андрея Рублева на алтарной преграде и столбах, полностью весь объем собора расписан мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по заказу царя Алексея Михайловича. Фрески «царских изографов» обновлены маслом Палехской артелью. Иконостас «царских» мастеров середины XVII века дошел до нас практически в первозданном виде. По правой стороне на солее почивают мощи основателя монастыря преподобного Саввы Сторожевского. В XVI веке с юга к собору пристроен придел в честь преподобного Саввы, в XVII веке - папертная палатка с запада и крытая двухэтажная галерея с юга, а в XIX веке с западной стороны возведено крыльцо.

До начала XV в. единственным каменным сооружением монастыря является собор Рождества Божией Матери. В 1407 г. этом соборе был погребен преп. Савва. Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Димитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников раннемосковского зодчества. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972 г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены, столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные «царскими изографами» во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас работы тех же мастеров. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.

Звонница. 1652-1654 гг.

Здание Звонницы самое высокое в обители. Имеет оригинальную четырехъярусную трехпролетную конструкцию, завершающуюся четырьмя каменными шатрами с главками. Во втором ярусе церковь во имя Святой Троицы (ныне - в честь преподобного Сергия Радонежского). Два верхних яруса предназначены для колоколов. Ансамбль звонов состоял из 19 колоколов, отлитых в XVII - XVIII веках. До наших дней сохранился только один колокол - Часовой. В центральном большом проеме находился 35-тонный Большой Благовестный колокол, отлитый в 1668 г. мастером Александром Григорьевым. Сейчас на его месте - вновь отлитый Благовестник.

Рождественский собор. Интерьер притвора

Папертная палатка Рождественского собора пристроена в XVII веке. Росписи были обновлены мастерами Палехской артели к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. На сводах проиллюстрировано генеалогическое древо Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, на стенах избранные святые и фрагменты жития преп. Саввы Сторожевского. Под юго-западным окном, в самом соборе, находится место первоначального захоронения преподобного Саввы.

Рождественский собор. Святая рака с сенью над мощами преподобного Саввы Сторожевского

Святые мощи преподобного Саввы, основателя монастыря, были обретены 1 февраля (19 января) 1652 г. И почивали в дубовой раке. Царь Алексей Михайлович желал переложить нетленные мощи преподобного Саввы в серебряную позлащенную раку, но не успел это сделать, В 1680 г. его сын царь Федор Алексеевич исполнил обет отца. Через столетие надворным советником Николаем Владимировичем Шереметевым была установлена деревянная сень над ракой. С благословения Святейшего Синода 1847 г. на средства богомольцев была установлена новая сень из накладного серебра, которая была торжественно освящена митрополитом Московским Филаретом 30 (17) июля. В этот день был установлен местночтимый праздник, и ежегодно совершался крестный ход между монастырем и Скитом. После кощунственного вскрытия мощей в 1919 г. рака и сень были утрачены и воссозданы в год 600-летия основания монастыря.

Троицкая надвратная церковь.1651 г.

Троицкая (первоначально Сергиевская) надвратная церковь представляет собой типичный для XVII века шатровый безстолпный храм. Построена на высоком подклете, где находится широкая лестница - парадный вход в монастырь. Освящена церковь 1 декабря 1651 года. Считается последней в России XVII века шатровой церковью, т.к. Патриарх Никон в 1652 году запретил строительство подобных храмов, как не соответствующих византийским традициям: «... шатры более приличествуют боярским теремам, нежели храмам Господним». Церковь соединялась крытым переходом с Царицыными палатами и являлась домовой церковью царицы. Имеет небольшие размеры и обладает великолепной акустикой за счет использования голосников.

Широкая лестница подклета под прямым углом поворачивает налево и выводит на Соборную площадь монастыря. Подклет построен таким образом, что из его глубины виден только один Рождественский собор. С каждым шагом, с каждой ступенью собор как бы вырастает из холма, увеличиваясь в размерах и приближаясь к зрителю.

Дворец царя Алексея Михайловича. 1650, 1674-1676 гг.

Дворец возведен на месте первоначальных братских келий. По окончании строительства он представлял собой протяженную [ок. 110 м.) одноэтажную на подклете постройку из семи клетей, четыре из которых имели второй этаж. По всей своей Длине дворец надстроен при царевне Софье Алексеевне. Здесь располагались покои царя Алексея Михайловича и его свиты, а затем братские кельи и покои для высочайших гостей, посещавших монастырь в XVIII - начале XX веках. В покоях висели портреты русских государей, бывавших в обители. Северная часть Дворца разобрана в XIX веке. Сейчас во Дворце располагаются богословские курсы, паломническая служба монастыря и церковная лавка.

Царицыны палаты. 1652-1654 гг.

Царицыны палаты - дворец, построенный в 1652-1654 гг. для первой супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской, - можно назвать сооружением уникальным. И не потому, что в монастырях никогда не строили гражданских зданий, тем более - царских дворцов. А потому, что это здание сохранило в себе все неповторимое очарование жилого терема XVII века - старинная форма оконных и дверных проемов, восхитительное белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую. Это одноэтажное здание (в древности имевшее второй деревянный этаж) поставлено налево от главного входа в монастырь на склоне холма, поэтому со стороны крепостной стены имеет подклет, служивший для хозяйственных целей.

Водосвятная часовня. 1998 г.

Построена по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в год 600-летия основания монастыря на алтаре древнего храма преп. Иоанна Лествичника. Этот храм был возведен при больничных корпусах монастыря по указу царя Алексея Михайловича и разобран из-за ветхости в конце XVIII в.

Купальня над источником преп.Саввы. 2003-2004 гг.

Купальня построена над источником преп. Саввы недалеко от древней монастырской запруды на реке Сторожке.

Скит преподобного Саввы. Храм преп. Саввы Сторожевского. 1862 г.

Скит расположен в километре от монастыря на месте уединенных молитв преп. Саввы. Под алтарем храма сохранилась пещерка, куда удалялся для молитвы основатель монастыря.

Здания Скита построены в начале 1860-х гг. на средства Павла Григорьевича Цурикова, купца 1-ой гильдии и потомственного дворянина.

Красная башня. 1650-1654 гг.

Самая красивая башня - Красная над Святыми воротами. Она, в отличие от других башен (граненых), прямоугольной формы, двухэтажная (на втором этаже была устроена церковь Алексия, человека Божьего, небесного покровителя царя Алексея Михайловича).

Красная башня, вместе со стоящей рядом надвратной Троицкой церковью, оформляет необычный парадный вход в монастырь. Двое ворот башни ведут в монастырский дворик, он, в свою очередь, - в подклет Троицкой церкви.

Крепостные стены. 1650-1654 гг.

Согласно указу царя Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре возвели «каменный город». Началось строительство, как было принято, с возведения крепостных стен. Протяженность их составляет 760 м., высота до 8 м., толщина до 3,5 м. Стены имеют три ряда бойниц и галерею боевого хода, по углам - 7 башен (сохранилось 6).

На территорию ведут двое ворот - парадные и хозяйственные. Парадные, или Святые, ворота расположены с восточной стороны, хозяйственные - прорезают толщу северной стены. Из 6 сохранившихся башен 4 имеют название.

Восточная башня носит название Красной; юго-западная башня, служившая складом зерна, - Житной; юго-восточная хозяйственная - Водовзводной; южная, выступающая наружу углом, - Усовой; не сохранившаяся западная башня, находившаяся у больничных палат, так и называлась - Больничная. Башни имели шатровое завершение, крытое тесом.

С использованием материалов из книги «Саввино-Сторожевский монастырь», издательский совет Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря

Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми.



Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне "безусловная" дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию "Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами". В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд "собственного" монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник "игумена земли Русской", часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, "да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи". Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в "его" монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи "выводят" 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

Богородице-Рождественский собор честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, соборный храм всегда находился под защитой своего основателя и строителя, чему сохранились многочисленные свидетельства. При Алексее Михайловиче, часто приезжавшим сюда на богомолье, были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году). Именно при нём в монастыре началось большое строительство, так с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вёл в "малую палату", где царь с семьёй обычно стоял во время богослужений. Ныне этого перехода нет. Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился - его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы (1659 г.). Галерея - "вся из каменного хрусталя" (слюды), как отмечал Павел Алеппский, сопрвождавший Патриарха Антиохийского Макария в сер. 1650-х годов. Он же восхищённо писал об "удивительно блестящей позолоте" соборных куполов. В храме тогда появился новый иконостас - высокий, резной, вызолоченный. Иконы для него написали "жалованные живописцы" Оружейной палаты Яков Тихонович Рудаков и Степан Григорьевич Рязанец. В 1735 году ликвидировали древнее позакомарное покрытие собора, заменив его четырёхскатной крышей, устроили чугунный пол ("куплено в соборную церковь на пол чугунного железа 200 пудов").

В 1775 году Екатерина II почтила своим визитом "первокласный" монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на литургии, которую служил сам митрополит Платон (Левшин), после изволила обедать и отдыхать в настоятельских покоях ("Царицыны палаты"). После чего отбыла в Москву. По общему "настроению" монастырский ХIХ век ничем бы не отличался от ХVIII столетия, если бы не пребывания в монастыре французов в 1812 году. Ещё в августе, в ожидании французских "гостей", из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте - и французы устроили форменный грабёж. Впрочем, это не удивительно, так как они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабёж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного - именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему, что он вернётся во Францию живым, после того как войска покинут Россию, в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломлённый Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.

Одно из важнейших событий ХIХ века - замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса ХVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года.

Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в ХVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик - купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.



Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому "раннемосковскому зодчеству". Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами - более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для "раннемосковского зодчества".

Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: "...во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или "система смещённых соотвтствий", во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар". В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика - они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток - в Рождественском соборе они "обрываются" на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно "запрещая" наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов - несмотря на их очевидную близость - различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к "золотому сечению". В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете - высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).

Большую роль в создании образа храмов "ранней Москвы" играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая "навязчивость" декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. "Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный "вектор" храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся "приземистым". На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип "раннемосковского зодчества" - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.

Пристройки "обросли" храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу - придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада - галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом - туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам - с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более "тонкими". Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. "Некоторой", потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её "призвук" но этот "призвук" сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.

В 1430-х годах в храме появился иконостас "от стены до стены", закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия - видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл "примерно" современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.

Саввино-Сторожевский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Торжественный и нарядный Саввино-Сторожевский монастырь - главная достопримечательность Звенигорода и одна из самых почитаемых обителей Руси. О ее роли в русском православии говорит хотя бы тот факт, что монастырь первым в стране получил почетное звание «лавра». Саввино-Сторожевский монастырь был основан в конце 14 века учеником Сергия Радонежского, монахом Саввой, и знал славные и печальные моменты истории. К числу первых относится особое благоволение русских монархов, начиная с царя Алексея Михайловича, ко вторым - запустение и разграбление в годы советской власти. Сегодня 600-летняя обитель может похвастать великолепными храмами, роскошными Царицыными палатами и дворцом Алексея Михайловича 17 века и - главное - особой намоленной атмосферой бескорыстного служения Богу.

Немного истории

Летописи донесли до нас точную дату основания монастыря - 1398 г. Сначала здесь появилась лишь деревянная церковь во славу Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с которой преподобный Савва выкопал скит, где проводил время в молитве, - он сохранился до наших дней. В 15-17 веках обитель служила форпостом Московского княжества на западе и неоднократно посещалась самодержцами: Иваном Грозным с супругой и детьми, царем Алексеем Михайловичем, при котором обитель стала загородной царской резиденцией - тогда же здесь появились палаты и дворец.

В войну 1812 г. монастырь не был разграблен французами: по преданию, к полководцу Евгению Богарне явился во сне преподобный Савва и повелел пощадить обитель.

После революции Саввино-Сторожевский монастырь был закрыт, а его ценности увезены или разграблены. Возрождение обители началось в 1995 г. и продолжается по сей день.

600-летний скит преподобного Саввы находится на месте пещеры, где некогда искал уединения от мирской суеты основатель обители.

Что посмотреть

Главный храм Саввино-Сторожевского монастыря - собор Рождества Богородицы, построенный в начале 15 века на месте старой деревянной церкви. Классический облик русского храма дополнен здесь фигурными кокошниками в навершиях стен (они были восстановлены советскими реставраторами), а венчает сооружение золоченый купол на высоком световом барабане. В интерьере стоит полюбоваться прекрасным иконостасом и отыскать древнюю икону преподобного Саввы.

Надвратный храм Живоначальной Троицы ведет свою историю с 17 века, а аккуратная Трапезная церковь была построена по указу царевны Софьи. Великолепные Царицыны палаты и дворец царя Алексея Михайловича также были сооружены в 17 веке - это замечательные белокаменные терема роскошного, но одновременно выдержанно простого фасада. А рядом с монастырем расположены 600-летний скит и церковь преподобного Саввы - они находятся на месте пещеры, где некогда искал уединения от мирской суеты основатель обители.

Особая атмосфера и живописные пейзажи обители привлекали многочисленных художников: Левитана, Жуковского, Каменева... С той поры за предместьями Звенигорода закрепилось название «русский Барбизон».

Панорама Саввино-Сторожевского монастыря

Практическая информация

Адрес: Московская область, Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь. От Звенигорода до монастыря можно добраться автобусами №№ 23 и 51 до остановки «Монастырь».

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.

Это стихотворение А. С. Пушкин посвятил
Саввино-Сторожевскому монастырю

Звенигород. Давно хотелось туда съездить, а тут как раз выдались свободные выходные… В 46 км к западу от Москвы в живописном месте на возвышенности находится город Звенигород. А в 1,5 км от Звенигорода на Сторожевой горе – Саввино-Сторожевский монастырь. Красивое, древнее, святое место! Как и во многих монастырях, интересное сочетание различных архитектурных стилей.

Храмы и часовни монастыря:

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг.)
2. Надвратная церковь Троицы Живоначальной
3. Церковь преп. Сергия Радонежского (в звоннице) 1650 г.
4. Церковь Спаса Преображения (1693 г.)
5. Часовня-беседка (1998 г.)
6. Часовня над Святым источником преп. Саввы
Другие постройки монастыря:
7. Северные ворота
8. Стрелецкие палаты (XVII-XVIII вв.)
9. Трапезная палата (1652-1654 гг.)
10. Дворец царя Алексея Михайловича (XVII в.)
11. Братские корпуса (2-я пол. XVII в.)
12. Царицыны палаты (XVII в.)
13. Трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (1807 г.)
14. Монастырская постройка
15. Казначейский корпус (2-я пол. XVII в.)
16. Красная башня (XVII в.)
17. Водовозная башня (XVII в.)
18. Усова башня (XVII в.)
19. Житная башня (XVII в.)
20. Башни и стены ограды (2-я пол. XVII в.)
21. Памятник преп. Савве Сторожевскому (2007 г.)

Немного истории

Монастырь основан в 1398 г. на высоком берегу Москвы реки на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Монастырь основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. Первоначально монастырь имел деревянные стены (тын).

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной-осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), братский и келейный корпуса и другие сооружения.

В 1812 году Саввино-Сторожевский монастырь разделил судьбу многих русских обителей, но, несмотря на общее разорение монастыря, мощи преподобного Саввы остались нетронутыми.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи преподобного Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей преподобного Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому.

Савва Сторожевский – преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище».

Северные ворота монастыря.

Самым большим сооружением монастыря является четырехэтажное здание Трапезной с ледником, колодцем и столовой палатой. Характерно, что уже в XVII веке в окна были вставлены стекла, а не слюда, а также в помещение было проведено отопление.

Часовня-беседка.

Сразу же на себя обращает внимание собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он великолепен. И не столько снаружи, сколько изнутри. Он действующий, в нем нет особо богатого убранства, но присутствует мощная аура и потрясающий дух Времени.

Трапезная церковь иконы Казанской Богоматери (желтое здание) 1807 г.

Впечатлили палаты царя и царицы, но вот только не позавидуешь, как жили в те времена, особенно царица, вся жизнь ее проходила в этих четырех стенах да в церкви, хотя, кто знает, может, ей очень даже хорошо жилось… Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом. Рядом с красно-белой Троицкой церковью, где сейчас размещаются фонды музея, располагаются Царицыны палаты – царицы Марии Милославской. Шатровое парадное крыльцо украшено толстыми кувшинообразными колоннами. Создатели нашли простое решение цветовой гаммы здания: красный цвет кирпича, из которого оно сложено, хорошо контрастирует с белизной резного камня. Это изящное строение резко отличается от расположенного напротив огромного, величественного, но холодноватого царского дворца.


Дворец (палаты) царя Алексея Михайловича вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь государя. Из-за сложного рельефа местности и значительных размеров здания (протяженность фасада около 100 м) строительство заняло несколько десятилетий.

Житная башня. Стены и башни были построены за четыре года (1650–1654).

Ангел наверху Житной башни.

Завершает монастырский ансамбль четырехъярусная звонница с тремя шатрами и часовой башенкой. В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишилась почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. Колокол весил около 34 тонн. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола.

Кстати. Прежде вход в монастырь был в другом месте, рядом с Царицыными палатами, через Красные ворота. Красная башня сейчас на реставрации. Спуститесь по ступенькам вниз и зайдите оттуда. Совсем другое впечатление. За Красными воротами расположен небольшой парадный дворик. Отсюда на главную площадь вели две лестницы. Первая, широкая, предназначенная для почетных гостей, проходила через подклет Троицкой церкви, вторая, для рядовых посетителей, более узкая, шла к северу от Троицкой церкви. Вход с дворика на первую лестницу оформлен белокаменными колоннами, украшенными розетками и настенной живописью.

Вид со смотровой площадки вниз – на пруд.

По тропинкам вдоль склона спускаемся к колодцу преподобного Саввы.

Скит преподобного Саввы

Недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря находится Саввинский скит, в котором более 600 лет тому назад совершал свой молитвенный подвиг преподобный Савва. Место это является ничуть не меньшей достопримечательностью Звенигорода, чем сам монастырь. Не ошибусь, если скажу, что многие, кто приезжает в Саввино-Сторожевский монастырь, и не подозревают, что в двух километрах от него есть скит.

На территории скита установлена часовня-купель над источником преподобного Саввы. Замечательная купальня, а самое главное – вокруг природа необыкновенная. Купальня большая, раздельная, всё очень приятно... Сюда действительно стоит прийти. Благодатное место!


Немного истории

По преданию, преподобный Савва часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую или обнаруженную им неподалеку от монастыря, для уединения и молитвы. В 1860-1870-х годах над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквями, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.

Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория.

К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня. На территории скита существует монастырь.

Дорожка, идущая мимо храма, ведет прямо к малому скиту с церковью во имя преподобного Саввы.

Рядом со входом установлен крест с надписью «В память почившей братии святой обители».

Заглянуть за ограду скита можно, только поднявшись по лестнице на холм.

Отсюда открывается прекрасный вид на окружающую местность.

Сувениры лучше покупать в монастыре, а не на подступах к нему или автостоянке: и выбор больше, и дешевле. В магазинчике продавали хлеб, куличи, пироги, чай и кофе. Советую приобрести монастырский луковый хлеб, очень вкусные квас и медовуху.

Монастырь «красив, ухожен и известен», в последние времена привлекает огромное количество народа, особенно по выходным дням и праздникам.

Резюме: стоит съездить, чтобы отдохнуть душой, насладиться природой.

Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.

Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.

Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.

После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.

На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.

Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.

В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.

К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева.

Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном возвышении оставшись наедине с Господом.

Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты.

В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки.
В годы революции были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.

Чудом сохранившиеся иконы праотеческого, пророческого, праздничного и деисусного чинов, а также драгоценное убранство иконостаса были поставлены на государственный учет в Звенигородский музей в 1960 г.

В 1969-1975 гг. в мастерской реставратора Д.Е. Брягина, располагавшейся в московском Ново-Девичьем монастыре, проведено изучение и полная реставрация икон и окладов. Подвижнический труд бригады Д.Е. Брягина по сохранению, консервации икон продолжили реставраторы музея А.Л. Мельниченко и М.Б. Селезнев, которыми иконостас в 1998 г. был установлен в Рождественском соборе.

Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960-70-х гг.) и В.М. Пустовалова.

К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.

22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.

В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

Литература:
Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.

Кондрашина В.А. Сокровища Звенигородского музея. Каталог. /М/, /1991/.

Кондрашина В.А. Иконостас Саввино-Сторожевского монастыря работы царских
изографов середины XVII в.// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 387-405.

Лосев С.П. О реставрации в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 88-89.

Мельниченко А.Л. Реставрация иконостаса середины XVII века Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 84-87.

Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.

Огнев Б.А. Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетия.

Диссертация// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008 (Глава II. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). С. 277-311.

Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008. С. 13-26.

Пустовалов В.М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 323-347.

Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

Яснова Л.Ю. Об истории реставрации настенной живописи и икон 1650-х годов в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря: 1959-1979 годы// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 406-412.

Похожие публикации