Обо всем на свете

Неделя святых отец и праотец. Неделя перед рождеством христовым, святых отец. Тропарь в Неделю святых праотец

За две недели до праздника Рождества Христова Святая Церковь совершает память святых праотец. Продолжая подготавливать нас к достойному восприятию грядущего праздника Рождества Христова, Она ныне вспоминает и прославляет всех праведных мужей и жен, которые жили до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, начиная с праотца Адама и заканчивая святым Иоанном Предтечей и Пречистой Девой Марией.

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ПРАОТЦЫ?

На самом верху иконостасов можно увидеть, как изображаются величественные седобородые старики Адам, Ной, Авраам, Мельхиседек - праотцы, праведники, принимавшие участие в истории спасения человечества. В это воскресенье, за две недели до Рождества Христова, празднуется их память.

Праотцы - не обязательно являются предками Иисуса Христа по плоти. Главное в их почитании то, что они являют собой прообразы грядущего избавления от вечной смерти. В православной традиции к праотцам относят: Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Мафусаила, Еноха, Ноя и его сыновей, Авраама, Исаака, Иакова и 12 сыновей Иакова, Лота, Мелхиседека, Иова и многих других. В древнееврейском тексте Библии они названы «отцами», в греческом переводе (Септуагинта) их именуют «патриархами» (греч. patriarches — «родоначальники»).

К их сонму относят также женщин - праматерей Еву, Сарру, Ревеку, Рахиль, Лию, сестру Моисея пророчицу Мариам, судью Израиля Девору, прабабушку царя Давида Руфь, Юдифь, Есфирь, мать пророка Самуила Анну, иногда и других женщин, чьи имена сохранились в Ветхом Завете или в церковном Предании. Из новозаветных лиц в сонм праотцев включают также праведных Симеона Богоприимца и Иосифа Обручника. К праотцам православная традиция относит также праведных Иоакима и Анну, именуя их «богоотцами». О них мы знаем не из Св. Писания, а из Св. Предания, но их имена вписаны в историю спасения человечества.

Почитание праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви со второй половины IV в., хотя восходит оно к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связано с Иерусалимской церковью. Память праотцев, не случайно была установлена перед Рождеством Христовым - это воспоминание о цепи поколений, предваряющих появление на свет Спасителя.

Согласно иконописной традиции, праотцев изображают в основном седобородыми. Так в греческом иконописном подлиннике Дионисия Фурнаграфиота читаем: «Праотец Адам, старец с седою бородою и с длинными волосами. Праведный Сиф, сын Адама, старец с дымчатою бородою. Праведный Энос, сын Сифа, старец с раздвоенною бородою. И т. п.». Исключение составляет только Авель, о котором написано: «Праведный Авель, сын Адама, юный, без бороды».

Как правило, праотцев изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания. Например, у того же Дионисия Фурнаграфиота сказано: «Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Некоторые праотцы могут быть представлены с символическими атрибутами: так Авеля изображают с овечкой в руках (символ невинной жертвы), Ноя — с ковчегом, Мелхиседека с блюдом, на котором сосуд с вином и хлебами (прообраз Евхаристии).

Отдельные иконы праотцев встречаются не часто. Обычно это заказные иконы тезоименных святых. Но в росписи храма и в иконостасе они занимают особое и очень важное место.

В греческих храмах изображения праотцев и пророков нередко располагаются вблизи сцены Рождества Христова, чтобы обращая взор к лежащему в яслях Богомладенцу, молящиеся видели не только участников и очевидцев Боговоплощения, но и «прежде закона верою предвозсияших» праотцев. Например, в росписях кафоликона святителя Николая монастыря Ставроникита на Афоне, выполненных в сер. XVI в. Феофаном Критским, изображениями пророков и праотцев расположены нижним рядом под сценами христологического цикла (сцены от Благовещения до Пятидесятницы), словно праведники и пророки взирают на исполнение того, о чем они сами пророчествовали и чему послужили прообразами.

Знаменитый изограф Феофан Грек, прибывший на Руси из Византии, тоже изобразил праотцев в росписи храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, выполненной в 1378 г. Но он их расположил в барабане, предстоящими перед ликом Христа Пантократора, изображенного в куполе. Здесь представлены Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, то есть те праотцы, которые жили до Потопа.

Изображения праотцев мы встречаем и в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной двумя веками позже — в XVI в. В центральном барабане храма изображены Адам, Ева, Авель, Ной, Енох, Сиф, Мелхиседек, Иаков. Круг праотцев расширен, чтобы показать, как ветхозаветная история предваряет новозаветную.

Для русской традиции такие случаи нечасты. Зато в высоком русском иконостасе праотцам отведен целый ряд — пятый. Этот ряд сформировался в XVI веке под влиянием большого интереса к Ветхому Завету. Дело в том, что в 1498 г. под руководством архиепископа новгородского Геннадия (Гонзова) был сделан перевод на славянский язык всех книг Ветхого Завета. Этот перевод получил название Геннадиевской Библии. До этого на Руси, да и во всем славянском мире, читали только Новый Завет и отдельные отрывки из Ветхого, т.н. Паремии, те фрагменты, которые прочитываются на богослужении. Переведенные книги архиепископ Геннадий велел переписывать и рассылал по монастырям, и тем самым пробудил большой интерес к Ветхому Завету в русском образованном обществе, а это, в основном были священство и монашество. Священство и монашество были и основными заказчиками храмового убранства, росписей и иконостасов, и мы видим, что буквально через несколько десятилетий после выхода в свет Геннадиевской Библии, примерно к середине XVI в. над пророческим чином в иконостасе появляется чин праотцев.

Иконостас представляет собой сложный организм, смысл которого показать образ Небесной Литургии, в которую включается образ Церкви — деисусный чин, и история спасения: Новый Завет — праздничный чин, Ветхий Завет — пророки и праотцы.

Сначала иконы праотцев представляли собой поясные изображения, чаще всего вписанные в форму кокошника. Иногда они чередовались с изображениями херувимов и серафимов. К концу XVI - нач. XVII вв. в иконостасах появляются полнофигурные изображения праотцев.

В связи с добавлением второго ряда Ветхого Завета перед иконописцами возникла задача: что изображать в центре этого ряда. В центре деисусного чина помещается образ Христа («Спас в силах» или Спаситель на троне), в центре пророческого ряда изображается Богоматерь («Знамение» или тронный образ Богоматери Царицы Небесной). По аналогии с этими образами в центре пятого ряда появилась икона Саваофа (Бога Отца), как олицетворение Ветхозаветных представлений о Боге, или образ т.н. Новозаветной Троицы, в котором образ Бога-Отца дополняется изображением Иисуса Христа (как отрока или в зрелом возрасте) и Духа Святого в виде голубя. Эти образы вызывали большие споры в обществе и дважды были запрещены на церковных Соборах— в 1551 г. на Стоглавом соборе и в 1666-67 гг. - на Большом Московском. Однако они прочно вошли в иконописный обиход. Только в ХХ в. известный иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский нашел выход из этого положения, предложив помещать в центре праотеческого ряда образ Ветхозаветной Троицы в виде трех ангелов, так, как написал его Андрей Рублев. Именно такая традиция закрепилась в большинстве современных православных храмов, где установлены пятиярусные иконостасы.

Часто с двух сторон от центральной иконы в праотеческом ряду изображаются праотцы Адам и Ева. Они как прародители человечества возглавляют ряд праотцев. Может показаться странным, почему среди святых представлены именно те, кто из-за своего непослушания Богу был изгнан из рая, кто вверг человечество в рабство смерти? Но иконостас, как мы уже говорили, это образ истории спасения, Адам и Ева, как и весь произошедший от них человеческий род, пройдя через искушения, искуплены, благодаря Боговоплощению, смерти и Воскресению Иисуса Христа. Не случайно, изображение креста венчает иконостас, чтобы явить образ Христовой победы.

И на иконах Воскресения (Сошествие во ад) мы видим, как Спаситель, стоящий на разрушенных вратах ада, выводит из царства смерти Адама и Еву. В эту композицию включают изображения и других праотцев, например, Авеля. А на одной иконе «Сошествие во ад» XIV в. (Ростовская провинция) за фигурой Евы можно видеть пять женских образов, это праведные жены, возможно, это именно те, кого Церковь почитает как праматерей.

Образы Адама и Евы мы видим и в изображении Страшного Суда. Обычно они представлены коленопреклоненными перед Иисусом Христом, восседающим в окружении двенадцати апостолов. Здесь уже утверждается возвращение к Богу некогда изгнанных из рая прародителей.

В иконографию Страшного суда входит композиция «Лоно Авраамово», где также изображаются праотцы, прежде всего, Авраам, Исаак и Иаков. Это один из образов рая. Обычно праотцы показаны восседающими на седалищах среди райского сада. По-древнерусски лоно — это часть человеческого тела от колен до груди, поэтому у Авраама на коленях и за пазухой изображаются множество детей, души праведных, которых как своих детей принимает отец всех верующих.

Авраама мы встречаем также в композициях «Гостеприимство Авраама», здесь он изображается вместе с Саррой, и «Жертвоприношение Авраама», где он приносит в жертву Богу своего сына Исаака. Эти сюжеты, прообразующие новозаветную жертву, получили широкое распространение в христианском искусстве. Самое раннее из дошедших до нас изображений «Гостеприимство Авраама» сохранилось в римских катакомбах на Виа-Латина, IV в., а одно из наиболее ранних изображений «Жертвоприношения Авраама» находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Распространены были эти сюжеты и на Руси, они присутствуют уже во фресках Киевской Софии XI в., и мы можем встретить их во многих храмовых ансамблях вплоть до сегодняшнего дня.

На иконах сюжеты из истории Авраама также встречаются довольно часто, но, конечно, образ «Гостеприимство Авраама» в древнерусской традиции пользовался особенным почитанием, поскольку он воспринимался как икона «Св. Троицы».

Среди ветхозаветных сюжетов, связанных с жизнью патриархов стоит указать еще на два важных сюжета, это «Лествица Иакова» и «Борьба Иакова с Богом», эти композиции также имеют глубокий символический смысл и потому часто включались в росписи храмов.

Начиная с XVI в. сюжеты с праотцами нередко помещали на дьяконских дверях. Наиболее часто встречаются изображения Авеля, Мелхиседека, Аарона, они воспринимались как прообразы Христа, поэтому воспринимались как важная часть литургического контекста храма.
Иконография праматерей не столь обширна, как иконография праотцев. О Сарре мы уже упомянули. Изображения других ветхозаветных праведных жен довольно редки и в монументальных росписях, и в иконах. Тем более ценны те редкие памятники, к которым можно отнести Шуйскую-Смоленскую икону Богоматери, хранящуюся в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Эта икона вставлена в раму, в клеймах которой изображены восемнадцать ветхозаветных праведниц: Ева, Анна, (мать пророка Самуила), Девора, Иудифь, Иаиль (Суд., 4-5), Лия, Мариам (сестра Моисея), Ревекка, Рахиль, Раав, Руфь, Есфирь, Сусанна, Сарра, Сарептская вдова, Сунамитянка, жены царя Давида Авигея и Ависага. Клейма иконы писали иконописцы Оружейной палаты.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Рождественский пост, который подходит ныне к концу, обращает наше внимание на духовный подвиг людей, живших до Христа Спасителя. Большинство праздников, посвященных ветхозаветным пророкам, приходится на время Рождественского поста. И богослужения в честь ветхозаветных пророков помогают нам понять смысл и значение того служения, которое они совершали.

Два же последних воскресенья перед Рождеством Христовым, именуемых на языке церковного Устава Неделей праотец и Неделей отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие с духовной точки зрения обстоятельства тогдашней жизни.

Небольшой иудейский народ окружало море языческих стран и народов. В этих странах была мощная языческая культура, которая поражает даже нас, людей XXI века. Величественные храмы в долине Нила, египетские пирамиды как бы вобрали в себя всю мощь той языческой цивилизации. Развитые ремесла, сельское хозяйство, армия, наука, точные науки, позволявшие строить эти величественные сооружения, — всё это являло огромную мощь. Что перед этой мощью были по большей части незнатные, малоизвестные люди, жившие в Палестине, которых называли пророками? Что была их сила перед этой потрясающей воображение людей силой языческой цивилизации?

В чем же ошибочность и греховность этой цивилизации? В том, что в основе ее было поклонение ложным богам. Люди в поисках Бога зашли в духовный тупик и обожествили то, что Богом не является. И поскольку это было ложное поклонение ложным богам, то оно сопровождалось и опасным, ложным, неправильным, небогоугодным образом жизни. Люди жили по закону инстинкта, и все, что способствовало раскрепощению этого инстинкта, все, что способствовало наслаждению, и было в центре внимания тех древних людей, а все остальное должно было обслуживать эту ложную, языческую жизнь.

Нельзя сказать, чтобы языческое окружение не влияло на тех, кто сохранял веру в единого истинного Бога Творца. Многие в израильском народе, под влиянием всей этой роскоши и мощи окружавшего их мира, преклоняли свои колена пред ложными богами и, наверное, руководствовались при этом очень простым принципом: «Мы что, хуже других? Посмотрите, как они хорошо живут, какие у них мощные государства, какая у них армия, как они хорошо питаются, какие у них красивые храмы и жилища!»

Многие искушались, видя перед собой силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, — их-то и называли пророками. Они шли как бы наперекор течению, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на этот подвиг мужественного хранения веры даровал тем людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу сохранять истинную веру, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало сохранить веру.

Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать — ту самую, которая вдохновляла пророков, — должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.

Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на место Бога возводится культ человека, культ потребления. Жизнь по закону инстинкта становится ценностью, которую эта цивилизация проповедует. И опять, как в глубокой древности, на стороне этой цивилизации — сила, которая поражает воображение; богатство, которое застилает глаза. И, наверное, многим хочется сказать: «Но ведь там так прекрасно, там такая сила, такое богатство, такие наслаждения! Я что, хуже всех? И я хочу жить так».

Как было трудно древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они были в одиночестве и один на один боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не один на один противостоим языческому миру. Мы, все вместе — Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинством, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, — это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к Таинству Церкви.

Но как часто не хватает нам и этих сил, и нередко мы оказываемся буквально раздавлены, разрушены этими внешними обстоятельствами языческой жизни. Память о ветхозаветных святых и дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям, чтобы в полной мере почувствовать и осознать, каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни даны нам также для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы народ наш черпал из этих источников благодатную силу, действием которой наша культура становится носителем высочайших духовных ценностей.

Апостол учит нас, что наша брань не против крови и плоти (Ефес. 6:12). Да, действительно, христианин не борется с людьми, но христианин призван бороться с грехом. И да поможет нам Господь, ради нашего спасения родившийся в Вифлееме, обретать победу над всеми теми силами, которые как в древности, так и ныне борются с верой. От нашей победы, от победы рода человеческого над этими стихиями мира сего зависит существование рода человеческого. Именно поэтому вопрос о вере, о принятии Христа в сердце есть не второстепенный вопрос нашей жизни, но самый фундаментальный, от решения которого зависит не только наш личный облик, но облик всего рода человеческого. Аминь.


Слово в Неделю святых праотец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Это воскресенье называется «неделей святых праотец», потому что оно посвящено праотцам Иисуса Христа. Что же особенно замечательного было в этих людях, в их судьбах? То, что Господь призывал их, и помогал им, и действовал через них тогда, когда уже все земное казалось бы им изменило и их оставило.

Вот наш общий праотец Авраам, отец верующих, как называл его апостол Павел. Он жил почти 4000 лет тому назад, и все равно мы его почитаем. Бог призвал его из среды язычников, идолопоклонников, и сказал ему: «Выйди из своего дома, из рода отца, из твоей страны, и иди в землю, которую я тебе покажу. Отделись от них».

Так было положено начало вере, сначала ветхозаветной, а на ней, как на фундаменте, и новозаветной. Но вот смотрите: что Бог обещает Аврааму? Если он сохранит ему верность и веру, то через его потомков благословляются все племена и народы земли. Обещает им страну, землю, на которой они будут славить Бога.

А что же мы вместо этого видим? Авраам становится старым, а он все еще бездетен... Жена его уже не может родить ребенка, и он все свое имущество должен завещать слуге Елиазару, потому что нет у него наследников. Что же Бог ему обещал? Какое же потомство у него будет, если у него нет ни одного сына, ни одной дочери?

И про землю, на которой он живет, Бог говорил: «Я тебе ее даю». Но земля эта оставалась чужой: каждым городом, каждой крепостью владели разные цари, князья и племена. А он там был никто! Он — странник и чужак.

Но вот, наконец, по благословению Божию жена его, уже потерявшая надежду, рождает ребенка. Но, когда мальчик подрос, Бог говорит, что его надо принести в жертву, как это делали язычники со своими первенцами (они приносили их в жертву языческим богам, убивая на алтаре). Значит, Авраам должен был лишиться и этого последнего утешения? Но он все равно знал, что Бог зла не хочет и не сотворит, и что умерших Он воскресит, и поэтому отправился с сыном на гору Мориа, на то место, где потом был Храм Иерусалимский. Тогда Господь сказал ему: «Я вижу твою веру, теперь Мое благословение всегда будет на тебе и на твоих потомках». И он все получил, хотя ничего не имел. Господь, указав ему на звездное небо, сказал: «Посмотри на эти звезды. Столько будет у тебя потомков. У тебя, который был бездетен, который ни на что человеческое не надеялся».

Среди этих звезд, среди этих потомков и мы с вами, ибо духовно мы все — чада этого человека, который верил Богу полностью, вопреки всему. Он знал, что Господь благ и никогда с его пути не свернет.

А через несколько веков призывает Господь другого пророка и вождя — Моисея. Вы все его знаете. Когда он родился, у него не было шансов выжить, потому что фараон приказал всех израильских детей мужского пола истреблять, чтобы они не увеличивались в числе своем. И мать, родив ребенка, не знала, что с ним делать, потому что, если заплачет дитя, закричит, то могут услышать его на улице, прийти и умертвить.

Она его прятала один месяц, другой, пока была возможность. Но ребенок рос, и она положила его в корзиночку, понесла к реке, к Нилу, который и сейчас течет в Египте, поставила корзиночку среди камышей в воде и ушла, а дочь ее, старшая сестра новорожденного мальчика, осталась следить, что будет. Не унесет ли поток корзиночку с младенцем? Не заберут ли люди? Конечно, какой же шанс выжить ребенку, брошенному в реку?

И вот в это время приходит туда купаться дочь фараона. Она услышала детский плач в камышах и послала туда своих служанок, и те принесли ей корзинку из тростника. Открыли ее и увидели там спеленутое плачущее дитя. Тогда дочь фараона сказала: «Наверное, он из детей израильских, кто-то спрятал ребенка. Я возьму его и воспитаю, как сына».

Она взяла его к себе в дом, дала ему имя Моисей, что значит по-египетски «сын», а по-израильски — «извлеченный из воды». И он вырос у нее, как сын; имел и образование, и богатство, и все условия для жизни, о которых может мечтать человек. Но, как говорится в Писании, он, познав всю мудрость египетскую, все-таки предпочел идти к своим братьям.

И когда он увидел, что братья его по вере, по плоти, страдают от угнетения царя египетского, он решил их избавить и спасти. Пришел к ним и стал говорить, что они — рабы, а должны быть свободными, но они еще больше стали бояться. Однажды он увидел, как египтянин бьет израильского раба, и Моисей заступился, ударил египтянина, а был он человек сильный, и убил того одним ударом. И, когда об этом пошел слух, пришлось ему бежать из города, и скрыться в пустыне, в горах.

Что было ему делать? Дело жизни его не удалось, царь его преследовал; и пошел Моисей по пустыне, нашел там кочевников, людей мирных, богобоязненных, женился на дочери их вождя, и пас его овец. Вот и все призвание! Пас год, пас другой, многие годы так прожил. И уже, конечно, всякая надежда в его душе погасла. И вот тогда-то Господь его призвал.

Однажды забрел он с овцами на высокую гору, и там увидел горящий куст, который пылал, но не сгорал — «Неопалимую Купину», и услышал он Голос: «Сними свою обувь — это святое место». Когда он так поступил и преклонился, Голос ему сказал: «Иди к царю египетскому и скажи: «Так говорит Господь Бог, отпусти народ мой из рабства на свободу». И опять Моисей поколебался. Он ответил: «Куда же я пойду? Как я предстану перед царем? Ведь он меня изгонит и убьет, да и вообще не допустят меня к нему. Кто я?» Ведь прошло много лет и тот царь при дворе которого он жил, давно умер, новый царь был. «Иди!» — сказал Господь.

У Моисея не могло быть никакого человеческого расчета. Но он пошел, вошел к фараону, и не своей силой, а силой Божией сказал: «Так говорит Господь Вечный. Отпусти народ мой!» Сначала фараон его прогнал, но тут начались бедствия стихийные: и падеж скота, и мор, и саранча, и тогда фараон понял, что это Господь Бог говорит устами этого человека. И разрешил всем пленникам, всему народу израильскому уйти.

И вышел народ, и во главе шел Моисей. А впереди сверкал свет. Это был огненный столб, которым Господь указывал им путь в пустыне. Но когда они подошли к берегу залива, то увидели, что сзади скачут царские солдаты, преследуют их на конях и с луками. Это опомнился царь и решил остановить израильтян, потому что ему нужна была даровая рабочая сила.

И снова казалось, что выхода нет. По-человечески размышляя, все должны были погибнуть. И тогда Господь сказал: «Протяни твой посох», и протянул Моисей, и бурный ветер пошел над заливом, и море стало расступаться, и пошел народ по колено в воде по песку. Пошел и перешел море. Когда же люди прошли, волны сомкнулись, и не могли уже догнать их всадники фараона.

Смотрите, опять на самом краю гибели помогает Господь. И вот Моисей, повел народ по пустыне, а ведь пустыня — это не Египет, где и пища прекрасная, и тень есть от деревьев, и живительная вода в реке Нил. И хотя трудна была каторжная работа, а все-таки все были сыты, одеты, обуты. А теперь — голая степь, ни одного деревца, одни камни, и люди ропщут и говорят: «Мы здесь все умрем от голода, лучше нам было быть рабами, чем идти сюда в это гиблое место».

И опять взмолился Моисей и сказал: «Господи, все кончилось у нас, нет у нас выхода и пути». И в это время через пустыню полетели перелетные птицы, они попались в расставленные сети и накормили народ. А другой раз, страдая от жажды, подошли они к скале, и Бог сказал Моисею: «Ударь один только раз, и тут будет источник». Моисей ударил один раз, но веры у него не хватило. Он ударил второй раз, и источник брызнул и потек. И измученные люди приникли к этой воде. А Господь во сне явился к Моисею и, укоряя его, сказал: «Ты ударил два раза, ты мне не поверил. Я же тебе сказал: «Только коснись камня».

Вот так в Священной истории Ветхого Завета мы видим, что Господь призывал людей, которые были в тяжких, трудных обстоятельствах, которые уже ни на что земное не могли рассчитывать. Их ожидало только отчаяние, но отчаяния они не допустили. Потом Господь Иисус сказал: «Не бойся, только веруй». Вот это они и выполнили — не боялись, а только веровали. За это-то мы и прославляем их имена сегодня. Поэтому сегодняшний день праздничный, предваряющий Рождественские дни, посвящен памяти этих мужей, которые твердо стояли в вере своей, в надежде и в любви к Господу. Аминь.

line-height:normal;background:white">Неделя святых праотец - предпоследняя Неделя перед Рождеством Христовым. Неделя святых праотец приходится на промежуток с 24 до 30 декабря (по новому стилю).

Праотец (греч.) - один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: "Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова".
Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая — Неделей святых отец. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".
В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу". В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).

Нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец.

После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. "Средостение греха" уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. — ад, евр. — шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого — диаволу. "Узами греха" были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

normal">Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. "Простри руку Твою (Боже), — так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, — не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша". Обещание, что придет Избавитель — Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама — через праотцев, а после Авраама — через избранный народ Израильский.
О пришествии Спасителя многие "законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху". Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая "печатью пророков" Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. "Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси".
Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали "семени диавола" — греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. "Верою (греч. "в вере") Бог оправдал праотцев", — говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос "возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех", ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.
Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. "Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь — с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках — и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой — плохим, худшим, по крайней мере".

White;">Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, — все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется "первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный", всех праотец; сын его Авель, дары принесший "душою благороднейшею", "которые и принял всех Бог и Господь"; "поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди". "Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога". И Енох, "благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший". Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, "соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира". Отец верующих — Авраам, образец кротости и покорности — Исаак, пример терпения — Иаков, покорности и целомудрия — Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, "взывающа вся сущия в мире". line-height:115%;Times New Roman" new="" roman="">
Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и "чаянием (всех) языков". Наконец, когда "оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос" — "пророческая проповедания, речения и видения — конец прияша (начали осуществляться)" .
"Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда". "Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне".

Тропарь праотцем, глас 2:

Background:white;"> Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Седален праотцев, глас 8:
Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, - вопиюще к ним, - прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.

Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:
Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.

источник www/vsetsaritsa.ru

По церковному Уставу мы чествуем память святых праотец - прародителей Христа по плоти, о которых свидетельствует св. ап. Павел , что они «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33–34).

Св. ап. Матфей , начиная свое Благовествование, приводит подробную родословную Господа Исуса, от праотца Авраама до св. пр. Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, и исчисляет ее по трем периодам: «Итак всех родов от Авраама до Давыда четырнадцать родов; и от Давыда до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского , «Святой Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давыда, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, - они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос (см. Быт. 49, 10)» . Так, благодаря соответствующим здесь церковным песнопениям, углубляемся мы в ветхозаветную библейскую историю, чтобы быть готовыми достойно и осмысленно встречать грядущего в мир Богомладенца, Спасителя рода человеческого.

Особое слово здесь (и свой канон) посвящается св. пророку Даниилу и трем отрокам Вавилонским, Анании , Азарии и Мисаилу (ок. 600 до Р. Х.), - одним из самых известных и почитаемых ветхозаветных святых, день памяти которых отмечаем также и 17 декабря (ст. ст.). Все они были из царского рода иудейского, и еще в совсем юном возрасте в числе и прочих знатных еврейских отроков отведены в пленение вавилонское прислуживать пред царем.

«И сказал царь (Навуходоносор) Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтоб он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя » (Дан. 1, 3–5).

Вавилонское царство было тогда богатейшим на всей земле, что располагало к роскоши и изнеженности, но св. пр. Даниил, а также святые Анания, Азария и Мисаил, не соблазнялись плотскими скоропреходящими удовольствиями и твердо соблюдали весь закон Моисеев. Так, боясь оскверниться изысканными, но запрещенными законом блюдами с царского стола, они уговорили своего приставника подавать им на трапезу лишь воду и овощи, оказавшись при этом здоровее телом и прекраснее лицом всех прочих своих сверстников. И Бог, видя их великую веру и благочестие, даровал им особую премудрость и благодать пред Вавилонскими правителями, так, что они занимали первые должности при царском дворе.

Подвиг святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила в пещи вавилонской - одна из самых чудесных и назидательных библейских историй Ветхого Завета, краткое ее описание приведем по «Закону Божьему».

Навуходоносор поставил близ Вавилона (на поле Деире) большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышат звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в разженную пещь. По данному знаку все пали на землю; только три отрока Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее обыкновенного и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что воины, бросившие их в пещь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего остудить пламя, - отроки воспели чудную песнь. Навуходоносор сидел на высоком престоле против пещи. Вдруг он смутился, встал с своего места и сказал: «не трех ли мы бросили связанными в пещь? А я вижу четырех, несвязанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию» . После этого он подошел к пещи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились, и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил Истиннаго Бога и под страхом смерти запретил всем своим подданным хулить имя Его .

В христианском богослужении воспоминанию этого события посвящены ирмосы 7-ой и 8-ой песни церковных канонов. Великим Постом, в соответствующие уставные дни, библейские песни вычитываются полностью. Так, устами трех святых отроков, которые пребывали невредимыми посреди раскаленной пламенной пещи, возносим и мы свое благодарное моление ко Господу, не оставляющему истинно верующих в Него ни в какой земной напасти.

Нигде, никогда и ни в чем не оставляет Бог твердо надеющихся на Него, верующих и уповающих от всего сердца («Цветник» священноинока Дорофея).

Слово это в точности сбылось и на праведной Сусанне , которую юный провидец Даниил, начиная свое пророческое служение народу израильскому, спас от позорной и неправедной смерти. (Подробно рассказывается об этом в книге пророчеств Даниила по Острожской Библии (Дан. гл. 13)). Отведенные в плен иудеи имели в своем управлении двух старцев, которые собирали собрания у благородного и богобоязненного мужа по имени Иоаким и разрешали таким образом спорные дела между своими соплеменниками. Жена Иоакима, праведная Сусанна, была молода и прекрасна собой, и старцы искали случая, чтобы лишний раз посмотреть на нее, и уязвлялись в сердце нечистыми помыслами, потому что и суды творили они неправедно и лицемерно и были в душе своей исполнены всякого беззакония. Сговорившись друг с другом, они искали подходящего случая, чтобы удовлетворить своему скверному пожеланию. Так, однажды им удалось выследить Сусанну, когда она за некоторой потребностью ненадолго отправила от себя служанок и осталась одна во внутренней ограде сада. Улучив подходящий момент, старцы приступили к ней с бесстыдством и с угрозой, что если она не согласится с ними, то они донесут на нее, что застали ее здесь на месте прелюбодеяния.

Сусанна в ответ глубоко вздохнула и сказала, что лучше ей пострадать от их навета, чем согрешить перед Богом. Тогда закричали нечестивые старцы, и собрались слуги, и старцы клеветали на нее, что видели ее здесь вместе с юношей. По закону Сусанну на утро должны были предать побиению камнями: народ поверил лукавым старцам. Сусанна же молилась и уповала на помощь Божию. И, когда уже подходили к месту казни, некоторый юноша, по имени Даниил, с дерзновением остановил все шествие и сказал, что хочет уточнить и выяснить что-то у старцев по отдельности. Когда развели их, он спросил у первого: под каким деревом видел он Сусанну? Тот, смутившись от страха, ответил, что под «терном» . Другой же говорил, что видел под «чесминою» . Так открылось беззаконие, и люди вместо Сусанны побили камнями тех коварных старцев, а пророк Даниил с той поры стал весьма почитаем среди народа.

Св. Даниил имел еще также особенное дарование к толкованию сновидений, и, по благодати Божьей, ему открывались такие тайны, каких никак не могли постичь своими чарами и гаданиями все кудесники Вавилонские.

Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон, но, когда проснулся, не мог его припомнить. Он призвал мудрецов и гадателей и велел им напомнить и объяснить ему сон. Но они не могли этого сделать и говорили: «нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон» . Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов, в том числе Даниила и его друзей. Тогда Даниил попросил дать ему сроку некоторое время (два дня). После усердной молитвы Господь открыл Даниилу сон и значение его. Он пришел к царю и сказал ему: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя, и во сне ты увидел истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки - серебряные, чрево - медное, а ноги частью из железа, частью из глины. Потом от горы оторвался камень и ударил истукана в ноги и разбил его, а сам сделался великою горою и покрыл собою всю землю» . Царь вспомнил, что он действительно видел такой сон. Тогда Даниил объяснил царю и значение сна. «Золотая голова, сказал он, означает твое царство. После него будут еще три царства, но уже не столь славные. Камень же означает, что после этих четырех царств Бог устроит Свое вечное царство» . Царь поклонился Даниилу до земли и сказал: «Воистину, Бог ваш есть Бог богов» , и поставил Даниила начальника над всей страной .

Подробное толкование притчи находим и в старообрядческой книге «Златоуст».

Даниил пророк рече Навуходоносору: ты царю видяше, и се тело велие, и обличие его округло . Толкование. Великое тело мир есть . Глава же его от злата чиста . Толкование. Глава есть от злата чиста, царство Вавилонское . Руце и мышцы и перси сребрени . Толкование. То есть царство Персское . Чрево и стегне медяне . Толкование. Царство Македонское . Нози же железни . Толкование. Царство Римское . И виде дондеже отторжеся от горы камень не рукама . Толкование. Камень есть Христос: а иже отторжеся от горы, с небесе на землю прииде . А иже не рукама . Толкование. Без семене воплотися от Девицы . И порази тело, и бысть в гору велию . Толкование. Мир обрати ко крещению, и вся на высоту возвед, а поганых царство истреби («Златоуст», сл. 56-е).

Святой пророк писал о таинственных судьбах мира, чему надлежало быть в последнее время перед кончиной века, когда, «по исполнении меры беззаконий» , «восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8, 23). Сподобился св. Даниил видеть и Страшный Суд Господень.

Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламень огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (Дан. 7, 9–10).

Св. пророк Даниил пользовался большим уважением всех последующих царей после Навуходоносора, покоривших царство Вавилонское, но свой столь высокий сан и достоинство никогда не предпочитал он служению Истинному Богу, потому и Господь Сам чудесным образом избавлял его от всех коварных козней многочисленных врагов и завистников.

После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве.

Другие же вельможи стали завидовать Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой-либо просьбой ни к богам, ни к людям, кроме самого царя; а если кто нарушит это приказание, того бросить в ров на съедение львам. Царь согласился. Но пророк Даниил, несмотря на царское повеление, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам.

На другой же день рано утром царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Божий! Бог, которому ты служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним» . Тогда царь повелел поднять Даниила изо рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их .

Подобным образом испытал на себе гнев язычников св. пророк и при царе Кире , когда народ потребовал его казни за сокрушение идола Вила и погибель великого вавилонского дракона. Царь опять был вынужден затворить его в ров со львами, где он пробыл в течение недели. Ангел Господень явился св. пророку Аввакуму , когда тот шел на поле, чтобы отнести обед жнецам, и восхитил его в ров к св. Даниилу, нетронутому дикими зверями, но томившемуся от сильного голода. И когда Даниил воздал благодарение Богу, св. Аввакум тотчас был перенесен ангелом на свое место. Царь же весьма возрадовался о славном спасении Даниила и приказал освободить его, врагов же его отдать на растерзание львам.

При царе Кире по ходатайству св. Даниила иудеи получили, наконец, дозволение вернуться на родину. Само же пленение Вавилонское, по предсказанию пророков, явилось для них наказанием за многочисленные грехи и богоотступничество, когда по плотскому своему мудрованию они изгоняли и избивали пророков и не желали отступать от беззаконных дел.

Это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня. Которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть» , и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Исаия, 30, 9–10).

Так же говорил и св. пророк Иеремия , предупреждая о скором нашествии царя Навуходоносора:

Вот, слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им (Иер. 6, 10).

Были в Иудее и лживые предсказатели, которые обещали Иудее долгий мир и благоденствие, и люди охотно слушали эти речи, потому что они льстили их развращенным сердцам и не призывали к покаянию и духовному пробуждению. Св. Иеремия, напротив, не переставал скорбеть и сетовать о грядущем разорении Иерусалима: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет (Иер. 6, 14). Но ему не верили и даже заключали в темницу до тех пор, пока Иерусалим не был захвачен и разрушен неприятелем. И тогда «заколол царь Вавилонский сыновей Седекии (царя Иудейского) в Ривле пред его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза, и заковал его в оковы, чтоб отвести его в Вавилон. Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили» (Иер. 39, 6-8).

Но такое жестокое испытание послужило народу иудейскому на пользу: многие обратились к Истинному Богу с надеждой умилостивить Его и умолить дозволить вернуться им на родину. И Господь и на этот раз внял усердному их прошению, ибо кающиеся грешники никогда не остаются неуслышанными.

Иудеи были в плену семьдесят лет. Царь персидский Кир позволил им возвратиться из Вавилона на родину и построить город и храм. Он даже отдал иудеям все сосуды, которые были взяты Навуходоносором при разрушении храма Соломонова. Новый храм был меньше и беднее храма Соломонова, но пророк Аггей предсказал, что слава его будет больше, нежели слава прежнего храма, потому что в этот храм придет Спаситель мира. При постройке храма иудеи терпели много препятствий со стороны самарян, но пророки Аггей и Захария ободряли их, и пророк Захария предсказал о торжественном входе Христа во Иеросалим (9 гл., 9 ст.). При священнике Ездре , напомнившем евреям закон, пророк Малахия предсказал о пришествии предотечи Спасителя - Иоанне Крестителе (3 гл. 1 ст.) .

По церковному преданию, св. пророк Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирила Александрийского , святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза .

Рукописаннаго образа не почетше, но не описанным существом вооружившееся треблаженнии. В тузе суще огне ней прославистеся. Посреде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори щедрыи, и потщися яко милостив на помощь нашу, яко можеши хотяи (Кондак канона в неделю св. праотец, св. отец и на память св. пр. Даниила и триех отрок, Анании, Азарии и Мисаила).


. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.

В это время года мы видим наших соседей празднующих западное Рождество и многие из нас, возможно, думают: почему же и мы не можем праздновать Рождество Христово в один день с ними? Сегодняшнее воскресенье дает нам на это ответ...

Как бы предвидя возникновение такого вопроса, святая Православная Церковь начинает приготовлять нас в великому дню Рождества Христова посредством рождественского поста. По мере того, как мы приближаемся к этому дню, Церковь особым образом отмечает последние два воскресенья перед Рождеством и подчеркивает их значение названиями несколько иными от обычных воскресных дней. За две недели до Рождества мы отмечаем Неделю (т.е. воскресенье) Святых Праотцев. Воскресенье непосредственно перед Рождеством называется Неделей Святых Отцов.

Чем отличались Святые Праотцы и кто они были такие? Слово «праотцы» именно то и означает: наши прародители. Самые дальние наши предки были Адам и Ева, а за ними следовали библейские патриархи Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые упоминаются в Библии. Что было в них особенного? Адам и Ева были первыми людьми которые согрешили, но они же были и первые которые покаялись . За свои грехи они каялись всю свою жизнь .

Общим знаменателем всех Праотцев была их вера в истинного Бога , Творца этого мира и всего видимого и невидимого, как мы поем в Символе Веры за каждой Божественной литургией.

Святые Праотцы очень строго и верно придерживались всех законов, которые Бог им посылал: они никогда не компрометировали свою веру из-за окружающих обстоятельств. Они твердо верили, что правда была правдой, а кривда – кривдой , вне зависимости от того, что делало и думало большинство других людей. Иными словами, святые Праотцы не следовали человеческому учению о «политической корректности» ! Не всегда это было им легко, но они никогда не поступались своей верой.

Христианство всегда было и всегда будет борьбой. Моральные и духовные ценности никогда не меняются. Добро всегда остается добром, а зло всегда остается злом. Люди часто забывают или не обращают внимания на то, что Бог находится вне времени. Время существует только для смертных существ и когда-то закончится, а Божьи законы – вневременные и поэтому вечно ценные.

В святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Не мир принес Я на землю, а меч» (Мф. 10, 34). Меч является символом борьбы – преимущественно борьбы духовной. Мы должны бороться всю свою жизнь, и самая трудная борьба – это внутри нас самих . Но прежде чем начинать бороться, мы должны знать – на правильном-ли мы находимся пути? Поэтому мы не должны слепо следовать тому, что делает большинство окружающего нас общества. В древние времена великий греческий философ Сократ говорил: « Большинство никогда не право». Все революции были основаны на этом принципе – как управлять и руководить большинством.

И вот Святые Праотцы показали нам много светлых примеров того, как нам быть и как думать: во-первых, что Господь Бог должен быть для нас весьма реален, а не абстрактен, и во-вторых, что в свете этого нам нужно проверять и окружающее нас общество. Таким образом мы сможем увидеть, насколько западное христианство утратило свою сосредоточенность на Боге и жизнь в Боге. Западные христиане, к сожалению, утратили истинное понимание Бога. Образ Бога в западном христианстве изменился от плохого к худшему и является весьма далеким от истины. Подумать только: что в окружающей среде имеет вечную ценность в наши дни? Кругом лишь одна духовная пустота или искажение всего божественного.

Человеческое мировоззрение во времена Праотцев в общей сложности не на много отличалось от наших дней, но они сами твердо держались своей веры и не компрометировали эту веру только потому, что большинство думало иначе. Они держались веры и за это благодать Божия укрепляла их.

Подумаем об этом, дорогие братья и сестры, и постараемся последовать примеру святых Праотцев, т.к. мы сейчас находимся в схожем положении. Мы можем уважать верования наших соседей, но мы не должны поступаться нашей собственной верой. Наша православная вера имеет лучшие образцы и глубокие корни в наших Праотцах, чью память мы сегодня светло празднуем. Аминь.

Протоиерей Игорь Гребинка

Похожие публикации