Обо всем на свете

В чем видит смысл жизни обломов. В чем смысл жизни Обломова? Обломов: история жизни. Общественный смысл романа

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Тест по произведению

Человек не должен быть эгоистом, заботиться только о себе. Он обязан постоянно к чему-то стремиться, совершенствоваться. Иначе жизнь его становится бледной, тусклой. Он должен действовать, если даже понимает, что погибнет, если знает, что обречен. В этом его величие.

Общаясь с людьми, мы наблюдаем лишь видимую часть айсберга, возвышающуюся над водой. А она намного меньше основной массы, скрытой под поверхностью океана. Рассмотреть же глубину в людях достаточно сложно на первый взгляд. Каждый из нас сам распоряжается своей жизнью. И от этого зависит многое. Мы сами ставим перед собой мелкие и глобальные цели, упорно добиваемся их, а потом пожинаем плоды.

Но нередко среди нас можно встретить людей, идущих по жизни без цели, даром. Их жизнь скучна и однообразна, она подобна старым остановившимся часам, покрытым толстым слоем пыли и затянутым паутиной. Таким человеком является Илья Ильич Обломов, герой И.А. Гончарова.

Обломов - дворянин. Мы знакомимся с ним, уже полностью сформировавшимся взрослым человеком, инертным, апатичным ко всему, что делается вокруг: «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Илья Ильич предпочитает покой.

Но ведь стал Обломов таким не сразу. Все началось гораздо раньше. С детства маленький Илюша привык, чтобы все и вся подчинялись ему. Слуги подобострастно заглядывали ему в глаза, предупреждая малейшее его желание. Родители решили ребенка самостоятельности, один он и шагу не смел ступить: «Ах, ах, подержите, остановите, упадет, расшибется! Стой, стой!»; или: «Не бегай, не ходи, не отворяй, убьешься, простудишься». И маленький Илюша быстро смекает, что легче любую ношу перевалить на чужие плечи, чем нести ее самому. Взрослый Илья Ильич не отступает от своих принципов. Вот он получает письмо от старосты, в котором последний жалуется на неурожай и недоимки в деревне. Обломов страшно расстраивается. Еще бы, ведь вторглись в его размеренный образ жизни, потревожили мирное спокойствие. И хотя в душе он давно готов решить все проблемы, но дальше желания: «А хорошо бы вот это сделалось…» дело не продвигается. Нельзя утверждать, что Обломов ничего не пытается предпринять. Мы видим, как Илья Ильич жалуется, рассказывая о письме каждому, кто приходит к нему домой в прекрасный солнечный день. Он даже готов сделать все, что попросит Тарантьев, лишь бы тот решил его насущные проблемы.

Комната главного героя на первый взгляд кажется убранной. В ней дорогая старинная мебель, обтянутая шелковой материей, множество красивых мелочей. Но зоркий глаз тут же усмотрит паутину, пропитанные пылью дорогие ковры, все в пятнах. На диване лежит забытое полотенце, на столе тарелка от вчерашнего ужина. Самое интересное в комнате - книги, пожелтевшие и покрытые пылью, раскрытые где попало. Книги и прошлогодний номер газеты как нельзя лучше передают нам характер хозяина комнаты, не привыкшего доводить дела до конца, касается ли это собственной жизни или недочитанной книги.

Жизнь Ильи Ильича Обломова скучна и бесцельна. Но следует заметить, что не один Обломов живет так. Так живут все: без нравственных целей, занимаясь лишь мелкими сплетнями и гуляниями по Невскому проспекту. «Скука, скука, скука! - говорит Обломов. - Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?… Где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое, хуже меня, эти члены света и общества». Да, герой похож на остальных своей праздностью и ленью, но он вполне осознает это, тогда как другие этого не замечают. Недаром размышления о своем состоянии возникают у Обломова постоянно: «Отчего я… такой?» Поражает то, что Илья Ильич, в отличие от окружающих осознает свою бесцельность, скуку жизни, но не предпринимает ни одного шага, чтобы хоть что-то изменить. Лишь на короткий миг, казалось, перестала быть скучной жизнь Обломова. Это произошло во время летнего романа с Ольгой Ильинской: «Странно, мне уже не скучно, не тяжело! - думал он - я почти счастлив». Глаза его сияли, щеки горели, у него впервые появилась цель. Жизнь наполнилась смыслом, перестала быть скучной. Но миг, и все возвратилось на круги своя. Мы видим, как постепенно угасает в Обломове искра жизни, и жалеем о том жизненном потенциале, который был заложен в герое и который он растратил так бездарно.

Читая роман Гончарова, мы начинаем понимать, к чему должны стремиться, что обязаны пытаться развить в себе, чтобы наша жизнь не прошла бесцельно. Мы должны стараться воспитать в себе целеустремленность и не забывать, в каком направлении должна нести свои воды наша жизнь; мы обязаны утолять нестерпимую жажду знаний, не должны попусту тратить свои силы на бездействие. Но самое главное, мы не можем лишиться дара удивляться всему живому и взирать на мир с благодарностью.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.

В центре романа «Обломов» – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство.

С малых лет герою привили черты, в дальнем получившие название «обломовщина». Маленький Илюша рос баловнем, совершенно не приспособленным к самостоятельной жизни. Он привык, что все делается за него, а его удел – «праздность и покой». В Илюше последовательно подавлялись любые попытки деятельности. Неподвижность жизни, дрема, замкнутый образ жизни – это не только признак существования героя, но и суть жизни в Обломовке, которая отделена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Бездеятельность и отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки.

Однако характер Илюши формирует не только барство. Жизнь в Обломовке по-своему полна и гармонична: это русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, краски праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он и судит жизнь. Поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь»: его не привлекают ни карьера, ни желание разбогатеть.

До пятнадцати лет Илья учился очень неохотно в пансионе. Изучение наук и чтение книг утомляли его. После пансиона он «проследил курс наук до конца» в Москве. В Петербург Обломов приехал с целью преуспеть на государственной службе и устроить семейную жизнь. Илья Ильич прослужил кое-как два года и покинул службу. Для него это было ненужным и не имеющим смысла бременем.

Бросив службу, отгородившись от общества, Обломов предался мечтам. Теперь «его почти ничего не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, превращались в сонное бормотание здравые суждения. Герой постепенно погружался в полную умственную пассивность и апатию. Гончаров пишет: «Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать».

Он решил, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. О петербургской жизни Илья Ильич говорит: «Все время беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь».

Таким образом, Обломов был добрым, кротким, умным человеком, получившим хорошее образование. В молодости он был полон прогрессивных идей и желания служить России. Его друг детства Андрей Штольц так характеризует Обломова: «Это – хрустальная, прозрачная душа». Однако положительные черты характера Ильи Ильича вытесняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь с ее заботами и волнениями, постоянным трудом страшит героя, и он хочет отсидеться в тихой квартире.

В квартире на Гороховой улице Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Герой радуется, что он «не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой!».

Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.

Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.

Однако Илья Ильич стыдится собственного барства, как личность возвышаясь над ним. Его мучает вопрос: « Отчего я такой?» Когда Штольц пытается пробудить в Обломове желания жить и трудиться, упрекая его за паралич ума и воли, Илья Ильич признается: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Герой живет по принципу: «А хорошо бы если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось».

Любовь к Ольге Ильинской на время преображает Обломова. Вот как описывается герой в состоянии влюбленности: «Туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись, заиграли краски на щеках; задвигались мысли, в глазах сверкнули желание и воля». Но боязнь потерять покой заставляет Обломова отказаться от любви к Ольге. «Обломовщина» оказывается даже сильнее любви. Вот истинная трагедия!

В дальнейшем Илья Ильич находит свой «идеал» в сердечной любви Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего от него не требует, во всем потакая ему. В ее доме «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка появляется опять. Еда и отдых – вот все занятия Ильи Ильича.

Достоинство Обломова заключается в том, что он сам осуждал себя и сознавал неизбежную духовную гибель. Ольга в тоске спрашивает его: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому аду…» Илья Ильич отвечал ей: «Есть – обломовщина!» Обломов страдает от того, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам.

Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Итак, героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».

Роман И. А. Гончарова “Обломов” был напечатан в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.
В центре романа “Обломов” – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался

  1. Историческая ломка – переход от феодального общества с его патриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами чувств и отношений к буржуазному укладу – в “маленьком зеркале” (выражение самого писателя) первого романа Гончарова...
  2. Мировая литература весьма щедра на любовную тематику, а имена литературных влюбленных давно стали хрестоматийными. Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче, Тристан и Изольда – можно много перечислять примеров любовных историй,...
  3. Писатель-реалист, Гончаров счи­тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя – создание устойчивых типов, которые слагаются “из долгих и многих повторений или настроений явлений и...
  4. Герой романа Александр Адуев живет в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с ее лихорадочными темпами все настойчивее и чаще врываются в ленивую...
  5. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” – “увертюра всего романа”, тем не менее, в окончательном тексте занявшая место 9 главы 1 его части. “Сон” является средоточием...
  6. Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре...
  7. Особенность “карьерной” повести Гончарова состоит в том, что преодоление романтического идеала, приобщение к суровой деловой жизни столицы расценивается писателем как проявление объективного общественного прогресса. История героя оказывается отражением исторически необходимых...
  8. Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь...
  9. В образе Райского Гончаров, по собственному признанию, показал “род артистической обломовщины” – “русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку”. Устами Райского Гончаров высказывает свои взгляды на искусство. Ему передает Гончаров...
  10. Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее....
  11. Роман Гончарова “Обломов” является второй частью его знаменитой трилогии, открывает которую роман “Обыкновенная история”. Роман “Обломов” назван по имени главного героя – Ильи Ильича Обломова-помещика, жившего в Петербурге спокойной и...
  12. Критика литературной системы романтизма и связанных с ее влиянием умонастроений в “Обыкновенной истории” составляет один из существенных мотивов ее содержания. Вместе с тем эта критика составляет лишь часть и форму...
  13. Фольклорные мотивы в произведении Гончарова показаны в основном в представлении Обломовым идеального мира. Каждый русский человек вырастает на сказках, но почти все, став взрослыми, забывают их или помнят как что-то...
  14. Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается...
  15. Обломов, лучшее создание нашего блистательного романиста, не принадлежит к числу типов, “к которым невозможно добавить ни одной лишней черты” – над этим типом невольно задумываешься, дополнений к нему невольно жаждешь,...
  16. Это Вера. Выросшая в условиях “устаревшей, искусственной формы, в которую так долго отливался склад ума, нравы и все образование девушки до замужества”, героиня благодаря. “инстинктам самосознания, самобытности, самодеятельности” (VIII, 77)...
  17. Роман И. А. Гончарова “Обломов” – классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый – любовь Обломова и Ольги, второй – любовь Штольца и Ольги....
  18. “Обломов” – реалистический социально-бытовой роман. В этом произведении ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды. На характер и...

Чтобы понять роман Гончарова, необходимо в первую очередь ответить на вопрос о том, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Именно поэтому данная тема часто выбирается для школьных сочинений. О том, как правильно выполнить задание и не упустить ничего важного, поговорим в этой статье.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: план

Традиционно любое сочинение пишется по схеме: введение, основная часть и заключение. Чтобы облегчить задачу, эти части иногда делят на пункты и дают им названия. Давайте попробуем составить план нашей работы:

  • Введение - краткое описание героя и обозначение проблематики.
  • Мечты героя, его взгляд на мир.
  • Детские годы, жизнь в Обломовке.
  • Сравнение Обломова со Штольцем.
  • Выводы.

Теперь подробно распишем каждую часть.

Вводная часть

Итак, в чем состоит трагедия жизни Обломова? Сочинение можно начать с того, что Илья Ильич является главным героем романа. Он сложный и противоречивый персонаж, но с первого взгляда этого незаметно. Перед читателем предстает ленивый помещик, много лет живущий на одном месте и забросивший родовое имение. Обломов еще молод - ему немного за 30, но он апатичен, ленив и избалован. Излюбленное занятие - лежать на диване и что-то обдумывать.

С другой стороны, он добр, ласков, мягок, простодушен и доверчив. Он неглуп, но не может ничего добиться в жизни. Что же ему мешает реализовать себя? Ответ на этот вопрос находится в его детстве.

Прекрасная Обломовка

Попробуем понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Те черты, которые помешали Илье Ильичу сделать что-то значимое, были привиты еще в детстве. Он рос, окруженный заботой нянек, его никто не готовил к реальной жизни. Илюша быстро привык к тому, что все за него делают другие, а он должен жить в покое и праздности. Если же у барича возникало желание что-то делать, его тут же успокаивали и отправляли спать или есть.

Жизнь Обломовки была неподвижна и замкнута, не было для ее обитателей никаких целей. С другой стороны, это еще и образец гармоничного существования, здесь есть и природа, и любовь матери, и русское гостеприимство, и традиционные праздники. Для Обломова этот мир идеален, он смотрит на жизнь с точки зрения жителя Обломовки. Именно поэтому «петербургские желания» разбогатеть и сделать карьеру его не привлекают.

Отрыв от имения, где он вырос, стал настоящей трагедией для маленького Ильи. Учеба в пансионе ему не понравилась, не лучше было и в Москве. Когда отправился в Петербург и поступил на службу, то бросил ее через два года, потому что не хотел ничего добиваться, не видел в этом смысла.

Мечтатель

Теперь в сочинении «В чем состоит трагедия жизни Обломова?» можно перейти к описанию его петербургской жизни. Это время, когда Илья Ильич отгородился от общества и предался мечтаниям. Ничто не могло его заставить покинуть дом. Постепенно апатия уничтожила в нем все духовные потребности, гуманные порывы и желания. Осталось одно сонное бормотание. Физическая пассивность перерастает в умственную.

Что же остановило Обломова и помешало добиться успеха? Ответ довольно прост. Илья Ильич не захотел терять свою человечность, доброту и мягкость. А ими бы пришлось пожертвовать, чтобы добиться в Петербурге успеха. Только бессердечный и черствый человек, думающий лишь о себе, смог бы сделать здесь карьеру. Беготня и «дрянные страстишки» местного общества вызывали в нем отвращение и презрение, он не мог переступить через себя.

Илья Ильич получил очень хорошее образование и в молодые годы был увлечен прогрессивными идеями, он хотел служить своей стране. Но все его положительные стремления и качества были вытеснены ленью и безволием. Волнения, трудности и заботы жизни страшат героя, поэтому он прячется от них в своей квартире. Даже любовь не смогла вывести его из оцепенения.

Обломов лежит на диване не только потому, что барин может себе это позволить, но и из-за того, что только так может сохранить человечность и жить в покое.

Штольц и Обломов

Мы практически поняли, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Это его неспособность к действию. Но в романе есть другой человек, который является полной противоположностью героя, - Штольц, его друг детства. Он постоянно чем-то занят, активен, целеустремлен, имеет успех в свете. Этих персонажей часто сравнивают, чтобы ярче проявились их черты характера.

Именно Штольцу удается заставить Илью Ильича действовать, вывести в свет, познакомить с друзьями и Ильинской Ольгой Сергеевной. На некоторое время Обломов буквально оживает, он увлечен новыми знакомствами и даже влюбляется. Кажется, что Штольц вот-вот изменит судьбу друга, но все оказывается напрасно. Попытка ни к чему не приводит. Он не в состоянии ничего исправить и подарить другу новую жизнь.

Как только Обломов оказывается предоставлен сам себе, он снова скрывается от всего мира. Даже чувства к Ильинской, которая ответила ему взаимностью, не заставили его подняться с дивана и что-то изменить.

После этого жизнь Обломова начинает постепенно затухать, он все меньше двигается. И в конце концов умирает от инсульта довольно в молодом возрасте. Его жизнь кажется бесполезной и бесцельной. Он так ничего и не оставил после себя.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: цитаты

В тексте произведения есть фразы, указывающие причину трагической судьбы главного героя. Часть из них можно вставить в сочинение. Приведем их здесь:

  • «Беззаботный ленивец».
  • «Не смог осмыслить свою жизнь, поэтому скучал и тяготился от всего, что приходилось делать».
  • Слова Обломова о петербургской жизни: «...беготня, вечная игра страстишек, особенно жадности, пересуды, сплетни, перебиванья друг у друга дороги,... оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, голова кругом пойдет, одуреешь».
  • «Это - прозрачная, хрустальная душа» (Штольц об Обломове).
  • «Лежит вот тут, не мыкается, сохраняя свой покой и свое человеческое достоинство» (автор о жизни героя в Петербурге).

Подведем итоги

Теперь мы может с уверенность сказать, каким человеком был Обломов. Сочинение можно закончить небольшим выводом о том, что главный герой является олицетворением типичного русского человека. Он неглуп, полон добродетели, бескорыстен, его душевный мир богат, сердце полно благородных стремлений - помочь близким, своей стране, изменить все к лучшему. Но свершиться этим порывам и устремлениям мешают лень и слабохарактерность. Именно эти две черты придали жизни Обломова трагичность, а «вскормлены» они были еще в самом детстве. Именно в этом Гончаров видит причину того, что Россия отстает от Европы - не будем забывать о том, что Штольц по происхождению немец.

Надеемся, что теперь вам понятно, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Кратко можно пояснить это так: отсутствие способности бороться с любыми, даже самыми незначительными, препятствиями. И вина здесь полностью возлагается на воспитание маленького Илюши. Именно Обломовка лишила его воли.

Похожие публикации