Обо всем на свете

Не наливают новое вино в старые мехи. Библейские сюжеты: Почему нельзя вливать молодое вино в ветхие мехи? но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Сегодня мы расскажем о том, что такое мехи, и, возможно, для многих станет понятнее смысл слов Христа: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9: 17).

Как выглядели древние сосуды?

Итак, мехи — это своего рода кожаные мешки, которые использовались для перенесения жидкостей. В древние времена было невозможно брать с собой в дорогу воду или вино, используя глиняные или каменные сосуды — они могли разбиться и были в целом достаточно тяжелыми. Поэтому получили распространение мехи — мешки, которые делали из кожи животных (например, коз или верблюдов). Шкура тщательно подготавливалась, а затем зашивалась. Оставляли лишь одно отверстие (шейное), которое и служило горлышком этого сосуда. Как вы понимаете, мехи были разных размеров — в зависимости от размера животного. Они могли достигать таких огромных размеров, что в них вмещалось до 18 ведер воды!

Новые мехи, как и любые изделия из кожи, были мягкими и с легкостью растягивались. Именно поэтому стоило вливать новое вино в новые мехи — оно продолжало бродить внутри мягкого сосуда и немного растягивало его. Старые же мехи дубели, становились хрупкими, поэтому процесс брожения молодого вина в них мог вызвать разрыв. В этом случае и мехи приходили в негодность, и вино выливалось.

Где еще в Священном Писании упоминаются мехи?

В Ветхом Завете можно прочесть интересный эпизод. К Иисусу Навину приходят жители Гаваона, чтобы заключить союз с израильским народом. Они употребляют хитрость — надевают старую одежду и берут в дорогу ветхие мехи, чтобы Иисус Навин поверил, что перед ним путники, прошедшие очень долгий путь. Всё дело было в том, что с ближайшими соседями (ханаанскими народами, к которым и принадлежали гаваонитяне) Бог запретил заключать союз. Старейшины Израиля были введены в заблуждение, и жители Гаваона благодаря этой хитрости добились своего. Но когда обман послов был раскрыт, их уже не могли предать смерти, так как старейшины поклялись сохранить им жизнь. Иисус Навин хоть и не истребил обманщиков, но сделал их вечными рабами: За это прокляты вы! Без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! (Ср.: Нав. 9: 23).

Еще о свойствах и особенностях мехов мы читаем в Псалтири царя Давида: Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл (Пс. 118: 83). Здесь имеется в виду тот факт, что от дыма кожаные сосуды коптились, становились очень темными, чернели. То есть псалмопевец таким образом говорил, что почернел от горя.

Смысл притчи о ветхих мехах

Очень важно обратить внимание на контекст, в котором была рассказана притча. Ученики Иоанна Крестителя спросили, почему не постятся Господни ученики. После этого Христос и произнес Свое наставление, тем самым давая понять через простые образы, что нельзя наложить серьезное бремя на тех, кто пока к этому не готов. Очень хорошо это место изъясняет святитель Игнатий Брянчанинов: «Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению... Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению».

Иллюстрация Ирины Саврицкой

Спрашивает Галина
Отвечает Лариса Сугай, 18.12.2007


Добрый день, Галина!

Интересно заметить, что высказывание Иисуса «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое » описано в 3 Евангелиях: , и .

Некоторые люди пытались принять учение Иисуса и какое-то время следовали за ним. Но наступал момент, когда «старые мехи» разрывались от «молодого вина» и они уходили со словами «какие странные слова! Кто может это слушать?».

Все очень просто: учение Иисуса на самом деле не что-то новое – это «заповедь, данная от начала», но иногда мы не способны принять весть от Иисуса, потому что у нас «старые мехи». Нам просто нужно обновление!

Мир Вам!
Лариса

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Важность этого высказывания. Упоминания Христа о вине в Мат.9:17 и Лук.5:39 рассматриваются сторонниками умеренного употребления алкоголя как указание Его одобрения - умеренно употреблять алкогольное вино. В то время, как чудесное производство вина на свадьбе в Кане утвердительно доказывает, что Иисус сделал алкогольное вино, два высказывания, приведенные выше, чтобы их исследовать, предположительно показывают, что Иисус повелел умеренно употреблять алкогольное вино. Первое высказывание встречается в трех параллельных местах / Мат.9:17; Марк.2:22; Лук.5:37.38/ / 145 стр. ориг./. Второе высказывание обнаружено ни у Матфея, ни у Марка. Поскольку в Евангелии от Луки объединены оба высказывания, мы ограничимся этим местом:

"И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше" /Лук.5:37-39/.

"Молодое вино" - броженое или неброженное? Фраза "молодое вино" /ойнос неос/ встречается в Новом Завете только в этом месте и в параллельных местах. Перед нами стоит вопрос - природа "молодого вина". Броженое или неброженное? Широко распространенный взгляд указывает, что это недавно выжатое вино, но уже в состоянии активного брожения. Говорят, что именно такое вино может быть безопасными в том случае, когда поместить его в новые мехи, ибо только они достаточно эластичные, чтобы выдержать давление брожения, выделяющего газы.

К примеру, такая точка зрения выражена Джимми Л. Олбрайтом в его диссертации "Вино в библейском мире". Он пишет: "Библейское упоминание о разрывающихся мехах / Мат.9:17; Марк.2:22; Лук.5:37/ показывают, что брожение, выделяющее газ, происходит в винах, производимых в Израиле, - химическое действие начинается в пределах нескольких часов после выжимания винограда. Сок начинает бродить, когда находится в ниже расположенных от прессов чанах, но его вскоре выливают в кувшины или мехи... Молодое вино вливают в новые мехи; старые мехи под давлением могут прорваться" /Джимми Л. Олбрайт, "Вино в библейском мире: его экономическая, социальная и религиозная причастность к Новому Завету", Диссертация на степень доктора философии, Южная баптистская теологическая семинария, 1980 г, стр.129,137/.

Подобным образом комментирует это место Р. К. Х. Ленский: "Когда кожа находится в свежем состоянии, она в некоторой степени растягивается, но, будучи старой, она становится жесткой, негнущейся и под давлением быстро прорывается. Поэтому люди никогда не вливают молодое, новое вино, которое еще бродит и вызывает давление, в старые уже высохшие мехи" / Р. К. Х. Ленский, "Толкование Евангелия от Иоанна", Колумбус, Огайо, 1942 г, стр.318/.

Это популярное истолкование весьма богато воображением, но не реальное. Любой человек, знакомый с давлением, происходящим при брожении, с выделением газа знает, что никакие сосуды, будь они из стекла или кожи, не смогут выдержать такое давление. Иов знал это, когда говорил: "Вот утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам" /Иов.32:19/. Библейская энциклопедия признает этот факт, говоря: "Невозможно, чтобы муст можно когда-либо вливать в мехи, чтобы выдержать весь процесс брожения, как об этом обычно заявляют; действие испускаемого газа в ранних стадиях процесса настолько буйное и сильное, что никакие мехи не в состоянии выдержать. Там, где выдавливают большое количество виноградных гроздьев, необходимо /146 стр. ориг./ освобождать сразу же винные чаны /цистерны/, разливая муст в фаянсовые кувшины; среди иудеев такая посуда была весьма разнообразной" /Библейская энциклопедия, Т. К. Чейн и Д. Сутерленд Блек, 1903, статья "Вино и крепкие напитки", т.4, стр.5315/.

Непереброженный виноградный сок.

"Затруднение, связанное с этим иносказательным словом, - как выразился Александр Б. Брюс, - не критическое или экзегетическое /то есть в истолковании/, но научное. Стоит прямой вопрос: смогут ли даже новые, прочные, вязкие мехи выдержать процесс брожения?" Ответ, несомненно, отрицательный. Таким образом, сам Брюс заметил, что "Иисус вообще никогда не имел в виду броженое, опьяняющее вино, но "муст", не опьяняющий напиток, который можно безопасно сохранять в новых кожаных мехах, но не в старых мехах, в которых уже содержалось обычное, нормальное вино, ибо частицы белкового вещества, прилипающие к коже, могут возбудить брожение и выделение газа с громадным давлением" / Александр Б. Брос, "Синоптические Евангелия в объяснении греческого Нового Завета", Гранд Рапидс, 1956 г, 500 стр./.Подобный аргумент также представлен Эрнестом Гордоном /н.10/ стр.20/.

Некоторые доказывают, что здесь "молодое вино" - муст, который не вполне перебродил, но уже близок к завершению этого процесса, и его безопасно можно вливать в новые мехи, чья эластичность может быть достаточной, чтобы сопротивляться "послебродильному" процессу, который может последовать" /Гораций Бумстед, "Библейское одобрение вина" в журнале "Священная библиотека": январь 1881г. стр.82/. Эта гипотеза имеет двойную слабость. Во-первых, вино, которое приближается к завершению бродильного процесса, можно безопасно вливать в старые мехи, ибо в них шейное отверстие должно быть предусмотрено для соответствующего освобождения от остающихся бродильных газов. Во-вторых, когда допускается бродильный процесс, он происходит не в мехах, но в больших кувшинах, известных как хебит в еврейском языке и долиум у римлян. / Смотри "Библейская энциклопедия" /н 32/ стр.5315, т.4/.

Единственное "молодое вино", которое можно безопасно вливать в новые мехи, - это непереброженный муст после фильтрования или кипячения. Винный мех необходимо приготовить подобно амфоре, смазывая медом или специальной смолой /скипидаром/; затем только вливается муст, плотно закрывается и запечатывается. Причина, почему требуются новые мехи для "молодого вина", заключается в том, что старые мехи могут почти неизбежно иметь, - как объясняет Лис и Бурсн "некоторые разлагающиеся белковые вещества, прочно приставшие к стенкам кожанного меха" /Фредерик Ричардс Лис и Давсон Бурнс, "Библейский комментарий воздержания", Лондон, 1894, стр.266/. Это может быть причиной брожения нового вина. С другой стороны, если новые мехи употребить для хранения непереброженного нового вина, не будет никаких бродильно-причинных средств в самих мехах. Таким образом, вино будет сохранено от брожения, а мехи - от разрыва.

Весьма значительно отметить в этом отношении, что Колумелла, известный римский агроном, современник апостолов, подчеркивал необходимость употреблять новые амфоры, /147 стр. ориг/ чтобы сохранить свежий муст непереброженным: "Чтобы муст мог оставаться всегда таким же сладким, как был свежим, поступали следующим образом. Прежде, чем гроздья винограда с кожурой положить под пресс, возьмите из чана возьмите из чана наиболее свежий муст и влейте его в новый виноградный кувшин; затем обмажьте его вокруг и покройте тщательно смолой /варом/, чтобы никакая вода не могла проникнуть в него. Затем погрузите весь кувшин /флягу/ в бассейн с холодной водой в такой мере, чтобы никакая часть ее не была выше поверхности. Затем после 40 дней вытащите кувшин из воды. Муст будет сохраняться сладким в течение года" /Колумелла "О земледелии" 12,29/.

Подобный метод применялся с новыми мехами, которые приготовляли подобно амфоре. - их смазывали методом или специальными смолами, а затем вливали муст, плотно, герметически закрывали и зарывали в землю. Любой из процессов, описанных в предыдущем разделе, таких как фильтрация, кипячение, удаление воздуха, окуривание серой и понижение температуры ниже 4 градусов Цельсия, - можно рассматривать как надежные, чтобы сохранить "молодое вино" непереброженным в "новых мехах". Любые два метода или все могут быть сочитаны, чтобы гарантировать отсутствие брожения.

Значение высказывания Христа.

Это истолкование еще больше подтверждается символическим значением высказывания Христа. Представьте новое вино в новых мехах как цель урока в возрождении. Как соответствующим образом объясняет Эрнест Гордон: "Старые мехи, с их алкогольными остатками на дне, представляют разлагающуюся природу фарисеев. Новое вино Евангелия не возможно влить в них. Они произведут в нем брожение. "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Последнее посредством обращения станут новыми сосудами, способными сохранять "молодое вино", не повреждая его брожением. /Марк.2:15-17.22/. Таким образом, сравнивая опьяняющее вино с не возрожденным фарисеизмом, Христос ясно поставил в известность, кого по Его мнению представляло опьяняющее вино" /Эрнест Гордон /н.10/ стр.20/.

Следует заметить, - продолжает Эрнест Гордон, - как в этой случайной иллюстрации, Христос всецело отождествил вино с непереброженным вином. Броженое вино не получило признания. Его можно влить в любые меха, какими бы они жалкими и испорченными ни были. Но новое вино, подобно новой одежде, которая слишком хороша, чтобы быть употребленной для починки старых лохмотьев. Этот продукт чистый и полезный, требующий хорошего очищения посредством фильтрования. Естественный путь, в котором эта иллюстрация употреблена, подчеркивает, по крайней мере всеобщее понимание этого вопроса среди Его иудейский слушателей, что реальный плод виноградный "хорошее вино" было непереброженным" /Там же стр.21/. / 148 стр. ориг./

Лк, 21 зач., 5, 33-39

Тогда приступили фарисеи к Иисусу, говоря: почему ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше».

Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

Чудесная премудрость Божия сохраняет труды поста и испытания для апостолов на те времена, когда они благодатью Христовой будут в достаточной мере уготованы для этого. Теперь они - сыны чертога брачного, когда Жених - с ними, и каждый день для них радость и праздник. Но так не будет всегда. Придут дни, когда отнимется у них Жених. Когда Христос оставит их, и мир будет яриться враждой против них, сердца их исполнятся печалью, и они будут поститься в те дни.

Христос заранее видел Свой Крест. Но даже на пути ко Кресту Он знал радость, которую никто не может отнять, потому что это радость - присутствия Божия. И таким приобщением Христу должен быть наш пост. Обратим внимание, что не раз Господь уподобляет христианскую жизнь брачному пиру. Радость - первое свойство христианина. «Радуйтесь, - говорит апостол, - и снова говорю, радуйтесь». Слишком многие думают, что все христианство заключается только в том, чтобы делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется.

Господь требует от каждого служения по его силам. Он не хочет «приставлять заплату к ветхой одежде, отодрав от новой одежды, ни вливать молодое вино в мехи ветхие». Он не налагает строгость и суровость правил на тех, кто только что пришел к Нему из мира, чтобы враг не искусил их желанием снова убежать в мир. Господь постепенно возводит нас от силы в силу, «и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше». Ученики могут быть искушаемы помыслами, что прежний образ их жизни лучше, пока постепенно не привыкнут к тому образу жизни, к которому призвал их Господь. Пока не будет дано им вкусить молодое вино благодати Духа Святого. Ученики Христовы должны будут иметь не только вид благочестия, но более всего - силу его.

Обратим также внимание, что протестанты и современные католики стараются найти в этом Евангелии оправдание отмены поста, поскольку поста у них практически не существует. А о том, что Сам Христос, прежде выхода на служение спасения мира, постился сорок дней, дав нам образ истинной духовной жизни, странным образом забывают. Но все, что совершил Христос, должна совершать и Церковь.

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» (Мк. 9, 29). Как Сын Божий - Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, - говорит преподобный Исаак Сирин, - пока тело не подчинится духу». В приобщении Кресту - истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его - величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром.

И мы должны задуматься так же, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своем отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа - приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие - говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии.

Похожие публикации