Обо всем на свете

Конспект урока по литературе с мультимедийной презентацией.Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.Отражение судьбы поэта в стихотворении Парус. Конспект урока литературы с презентацией "Творческая мастерская " Понятие об эпитете. Здесь мало увидеть, здесь на

Урок литературы

Тема. Фантазия и быль в рассказе «Никита».

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа.

Оборудование: тексты рассказа, презентация, фонохрестоматия, толковые словари.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Здравствуйте, мои красивые, творческие, умные! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное.

II. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Дома вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа. И как вы думаете, с учетом начала урока, вашего домашнего задания, какова будет цель нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

Вспомнить биографию Платонова

Проанализировать рассказ по эпизодам

Определить, что есть быль, а что есть фантазия в рассказе

Развивать речь и т.д.

Запись в тетрадях темы урока

III. Проверка домашнего задания (биография Платонова)

Ребята, вспомнить биографию А.П. Платонова я вам предлагаю необычным способом. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить

II. Анализ содержания рассказа.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром?

Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)

5. Реализация домашнего задания. Проверка планов.

Возможный план.

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

6. Беседа.

Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

Как воспринимает Никита окружающий мир?

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7. Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Когда про старый пень – актерское чтение 5.45. с. До 6.27 с.

Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества. Давайте заслушаем сообщения о Земле и Солнце в представлениях древних славян. (Тимербаева, Давлетова, Шведчиков).

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу : верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними - смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца - Даждьбог - был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена . Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог - это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога - бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило - восток, - было стороной радости, вечного тепла.

Символ жизни и весеннего равноденствия на Руси - это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию,любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде и с хлебными колосками в руках.

Земля у славян издавна почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля - мать, которая рождает всё необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве в доказательство наивысшей правды и верности ели или целовали землю.

В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда юный бог Ярило обратил на неё свой светлый взор, то проснулась Земля и жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла появились на ней злаки, цветы, тёмные леса и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые. Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. "И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой Земле".

10. Работа с текстом.

Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

III. Подведение итогов урока.

В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

IV. Домашнее задание.

1.Пересказ биографии С. Я. Маршака с. 90-91

2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из драматической сказки «Двенадцать месяцев» (с. 91-106)

3. Инд.задания:

Подготовить сообщение «Вспомним стихи нашего детства» (Ежова К.)

Оценки за урок

Рефлексия

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение

Конспект урока по литературе в 7 классе.

Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие».
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Реализация домашнего задания.
- Чтение близких по смыслу пословиц разных народов.
- Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у доски, остальные проверяют, затем растолковывается смысл пословиц).

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1) .
Учитель: Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
- Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?

4. Усвоение новых знаний.
Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд 2, 3)
Вопрос:
- Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская? (конечно же, русская)
Учитель: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригинальные, самобытные произведения – как церковные, так и светские.
Вопрос:
- Чем же светские произведения отличаются от церковных?
Учитель: Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.
Вопрос:
- Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал знаменитый летописец Нестор? («Повесть временных лет»)
- Перечислите особенности жанра «летопись».
Просмотр презентации: слайды 4-5.
Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.
Вопросы:
- В чем ценность книг?
- В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?
Учитель:
- Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать). (слайд 6)
Запись в тетрадь определения термина.
Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7).
Задание:
- Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт характера. Слайд 8.
Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73 учебник).
Вопросы:
- Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка?
- Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?
- Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»?
Учитель:
- В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.
Вопрос:
- Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.
Задание:
Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила соответствующие им (слайд 9):
Трудолюбие - лень;
Правда – ложь;
Благородство – бесчестие;
Гордость – гордыня;
1. Нравственные понятия: лень-трудолюбие. Слайд 10.
Выдержки из текста:
«…не ленитесь, но усердно трудитесь…»
«В дому своё не ленитесь….»
«На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»
Учитель:
- Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием?
- Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?
Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью».
- Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?
Учитель:
- В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Вопрос:
- Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за результат)
Вывод:
Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».
2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11.
Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»;
Вопросы:
- Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь - душу. Как вы думаете, почему?
- Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».
Пословицы:
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Разум золота краше, правда солнца светлей.
- Горькая правда приятней сладкой лжи.
- И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
Вопросы:
- Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?
- А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?
Вывод:
Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри.
3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12.
Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время».
Вопрос:
- Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?
- Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения)
Вывод:
Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека.
4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие. Слайд 13.
Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…»
«…напойте и накормите просящего…»
«…не забывайте и подавайте сироте…»
Вопросы:
- В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь?
- Может ли благородный человек быть немилосердным?
Выдержки из текста:
«…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»
«Больного навестите, покойника проводите…»
«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»
Учитель:
- В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.
Вопрос:
- Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»?
- Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?
Вывод:
Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый, милосердный.
Вопрос:
- Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека?
- Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?

Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.
5. Рефлексия:
- Можете ли вы назвать себя благородным человеком?
- Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?

6. Домашнее задание (слайд 14):
Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».

Конспект урока по литературе

для учащихся 10 класса

МАОУ гимназия №12 имени Г.Р. Державина города Тамбова

учитель русского языка и литературы Самарина Светлана Юрьевна

Тема: «Сравнительная характеристика поэзии А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева»

Цель урока:

углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, используя ИКТ на уроке литературе

Задачи:

    Развить исследовательскую и интеллектуальную деятельность, умения получать информацию, отличать индивидуальный авторский стиль двух авторов, решать проблемы, извлекать пользу из опыта;

    Научить сотрудничать в группе, принимать правильное решение, устранять разногласия, выполняя договорённость;

    Воспитать умение нести ответственность, включаться в общее дело, адаптироваться в трудной ситуации;

    Показать единство содержания и формы на примере предложенных текстов.

    Формировать культуру поведения, нравственно-эстетический литературный вкус

Оборудование: презентация, портреты поэтов, информационная карта (для каждой группы), карточки для игра «Элис», песочные часы, ватман для синквейна, картины природы, эпиграф на доске, тексты стихотворений, музыка

    Слово учителя

Сегодня у нас необычный урок, он пройдёт в форме Batller (в форме дискуссии), хотя такая форма работы предполагает совместную игру через интернет, используя менеджера личной игровой учётной записи. Мы немного упростим её, у вас на столах есть личная карточка команды и индивидуальный аккаунт,. В этой карточке вы будете фиксировать баллы, которые вы заработаете лично, играя в команде, после урока мы подведём итог и я выставлю оценки!

Для игры следует разделиться на команды:

1-команда, которая поддерживает взгляды А.С.Пушкина и будет анализировать его лирику

2- команда, которая поддерживает взгляды Тютчева, будет анализировать его лирику

3- команда будет вести игру, назовём их эксперты, миссия которых поддерживать дискуссию, задавая наводящие вопросы командам, анализируя их ответы и составляя в течение разговора таблицу «Сравнительная характеристика поэзии Пушкина и Тютчева» (на ваших столах уже есть шаблон таблицы, её надо только заполнить!)

    Анализ текстов (работа в группах)

итак, приступим.

1)Философская лирика, что скрывается за этим направлением, о чём хотели нам сказать в своих поэтических шедеврах поэты А.С.Пушкин и Ф,М.Тютчев

Для анализа лирики, я предлагаю взять стихи А.С.Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...»

Чтение стихотворений(сначала Пушкинисты, потом Тютчевцы)

Анализ. Говорят пушкинисты, потом тютчевцы, эксперты по ходу записывают и задают вопросы, если не услышали аргументированного ответа.

(Примерные вопросы экспертов)

Как построены стихотворения? К какому жанру их можно отнести?

Что характерно для этого жанра?

-(Послание предполагает искренность, интимность).

Согласна. А какие зрительные образы возникают при чтении? Какую иллюстрацию вы нарисовали бы?

-(Море. Лирический герой, который стоит на берегу. Скалы. Туман, а в тумане едва уловимые образы Байрона и Наполеона (у Пушкина). Звёзды и луна у Тютчева)

Что ещё общего между стихотворениями?

Что толкает их к размышлению?

- (Море служит поэтам источником для раздумий и философских рассуждений)

Какие два художественных образа возникают перед нами?

-(образы моря и поэта)

Но между тем, так ли близки эти стихи? Сейчас мы попытаемся ответить на этот вопрос. Приступим.

Определите настроение стихотворений.

- (Лирический герой Пушкина прощается с морем, с югом, поэтому настроение грустное. Звучит мотив прощания. Герой Тютчева чувствует восторг, восхищение, тихую радость, но никак не грусть.)

Рассмотрим каждого лирического героя по отдельности. Что вызывает у поэтов любовь, дружеские чувства к морю? Чем вызваны восторг, восхищение?

-(Пушкина прежде всего привлекает свобода: «свободная стихия». Стихия – это свободная, ничем не связанная сила. Идёт усиление – свободная сила. Море является символом свободы. А всё остальное: красота, величие – как бы отодвигается на второй план, хотя это тоже очень важно. У Тютчева море вызывает восторг своей красотой, своим величием. Но трудно определить, каким символом оно является, почти невозможно. Море для Тютчева – тайна)

Почему для описания Тютчев взял ночной час?

- (Наверное, потому, что ночью зрение и слух обострены, можно увидеть и услышать то, что днём не заметил бы. Час этот выражает то, что жизнь не останавливается, идёт днём и ночью)

Хорошо. Что скажете о человеке? О поэте? О лирическом герое?

- (Пушкин подчёркивает свободолюбие героя)

Когда речь шла о зрительных образах, вы упоминали Байрона и Наполеона. С какой целью они включены в стихотворение?

- (Поэт думает, и в этот поток включаются новые герои. И если рассмотреть их как карту, Пушкин – Россия, Байрон – английский поэт, Наполеон – Франция. Граница расширяется, расширяется мысль героя)

Так о чьей судьбе думает лирический герой? Только ли о своей?

- (Эти образы отражают судьбу земли, они говорят о стремлении поэта к величию.)

Я хочу обратить ваше внимание к тому, что Байрон и Наполеон – романтические герои. С чем ещё прощается поэт?

С романтизмом?

- (Конечно. Вспомните, что стихотворение было написано тогда, когда Пушкин получил распоряжение отправиться в ссылку в Михайловское. А это была совсем другая жизнь, совсем другие произведения.)

А какие ещё чувства испытывает поэт, находясь на берегу моря?

- (Он хотел бежать: «как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, заветным умыслом томим!». Но любовь стала причиной отказа от мысли о бегстве. Он хотел стать свободным, как море, но не получилось)

- Делаем вывод: лирический герой Пушкина хочет слиться с природой в единое целое, но не может.

А что скажете о герое Тютчева?

Тютчевский герой – это человек восприимчивый, внимательный, тонко чувствующий красоту природы. Его не интересует судьба земли.

Я соглашусь, но не спешите с выводом о том, что мысль Пушкина шире. Я задам вам вопрос, который может показаться примитивным:

Где находится лирический герой Тютчева?

-(У моря, на берегу)

Так ли это? Перечитайте последнюю строфу, обратите внимание на предлог.

-(Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображён как часть этой природы. На это указывает предлог «в»)

Чего он желает?

- (Он хочет обрести полную гармонию с природой. Лирический герой растворился в природе)

Делаем вывод: это не просто пейзаж, это сама природа. Какая черта у Тютчева в поэзии ведущая?

- (Это космизм лирики Тютчева .)

3. Столько общего и столько отличий вы нашли в содержании стихотворений. Что скажете об их форме? Строфа и ритм?

Лирический герой Пушкина возбуждён, в тревоге за своё будущее, поэтому строки короче, чем у Тютчева; и ритм более чёткий, более быстрый. Герой Тютчева испытывает тихую радость, спокойствие, его ничто не тревожит, поэтому строки длинные, а ритм замедленный.

А как это достигается?

- Стихотворение Пушкина написано ямбом, а стихотворение Тютчева дактилем. Рифма и способ рифмовки одинаковый: чередуются женская и мужская рифмы, рифмовка перекрёстная.

Звукопись?

- Авторы используют ассонанс и аллитерацию. Пример: у Пушкина обилие звука «р» - это сильный, могучий, громкий звук; «у» - грустный, тёмный. У Тютчева много звука «о», который выражает восторг, торжествующее пространство.

Стилистические фигуры?

- В текстах много обращений («свободная стихия», «море», «океан» и «море ночное», «тусклым сияньем облитое море», «зыбь ты великая») и анафор («как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час», «ты ждал, ты звал», «другой..., другой...», «как ты... как ты...»).

Художественно-изобразительные средства?

- Язык стихотворений очень богат. Много эпитетов, метафор, сравнений. Например, у Пушкина: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, торжественная краса и др. У Тютчева: словно живое, ходит и дышит, облитое сияньем, празднуешь ты, волны несутся, звёзды глядят; есть оксюморон «тусклое сиянье». Оба используют олицетворение: море изображается как живое.

Синтаксис?

- У Пушкина много восклицательных предложений. Они служат для передачи восторга, тревоги, сожаления. Есть риторические вопросы. Лирический герой пытается представить своё будущее. У Тютчева тон более ровный: 1 восклицательное предложение. 1 риторический вопрос – желание постичь тайну моря. Много многоточий – как будто не может найти слов, чтобы выразить свои чувства.

Вывод:

Итак, на примере данных текстов мы доказали, что содержание и форма произведения составляют единое целое. Остаётся сделать выводы о творчестве двух поэтов: Пушкина и Тютчева. Эксперты запишите эти выводы.прочтите, что у вас получилось(таблица)

2)слово учителя

Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.

Так как же это прекрасное чувство выразили в своих поэтических строках Пушкин и Тютчев?

чтение стихотворения о любви и

их анализ

Пушкин-Тютчев

Многие стихотворения представляют своего рода «повесть о чувствах», которая сопровождается их свободным исследованием.

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в тысяча восемьсот двадцать пятом году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное двадцать второго июля тысяча восемьсот семидесятого года.

Эти стихотворения объединяет тема любви . Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

Оба стихотворения звучат очень мелодично, написаны искренне, задушевно, слова, найденные поэтами, очень просты, но они наполнены глубоким чувством, и заставляют пережить то, что ощущали Пушкин и Тютчев. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Стихотворения различны в изображении героинь . Пушкин обожествляет , изображает женщину как идеал («без божества», «небесные черты»), героиня Тютчева обладает земными «милыми чертами».

«Я помню чудное мгновенье…» А. С. Пушкина написано пятистопным рифмованным ямбом, а в произведении Тютчева «Я встретил вас – и все былое» чередуется четырех- и пятистопные ямбы:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

Оба стихотворения легко воспринимаются на слух. Искренность, глубокая звучность во многом обусловлены тем, что стихи написаны ямбом, с чередованием женской и мужской клаузул и перекрестными рифмовками.

Композиционно произведения можно разделить на три совершенно равные части , каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэтов с юными красавицами, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.

Стихотворения близки по употреблению выразительных эпитетов («гений чистой красоты», «милые черты», «время золотое», «душевной полноты»), сравнений («как поздней осени порою», «как после вековой разлуки», «как гений чистой красоты», «как мимолетное виденье»), повторений:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божеств, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Все это помогает достигнуть эмоциональности произведений и точности словесного обозначения предметов. Напевность, плавность тона достигается в обоих стихотворениях за счет ассонанса (чередуются гласные о – а – и – е):

В томленьях грусти безнадежной…

Тут не одно воспоминанье…

Удачно сочетаются и гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Величайшее мастерство Тютчева и Пушкина состоит в том, что этот удивительный подбор звуков сделан непринужденно, как бы незаметно, слова выбраны не по звуковому составу, а по смыслу. Для поэтов важно передать ощущения, чувства, которые они испытывали , для чего Тютчев использует прием умалчивания, ораторские приемы (риторические восклицания):

Смотрю на милые черты…

Не умолкавшие во мне…

И та ж в душе моей любовь!..

В стихотворении Пушкина в отличие от стихотворения Тютчева употребляются синтаксические переносы, которые придают ему разговорную интонацию:

Шли годы. Бурь порыв мятежный…

Формы глаголов первого лица и употребление личного местоимения «я» помогают почувствовать присутствие лирического героя в образе самого автора:

Я встретил вас – и все былое…

Я помню чудное мгновенье…

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

-эксперты, подведите итог вышесказанному (таблица)

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Вывод:

Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

Читая стихотворения Пушкина о любви , мы понимаем насколько глубоко и преданно способен любить автор, как готов жертвовать собой ради любимой, как любовь наполняет его жизнь смыслом и светом. Она вдохновляет, заставляет жить и творить. В этих стихотворения открылась вся пылкая, нежная душа Пушкина. И поэтому его любовные стихи будут вечно волновать сердца людей! Для Пушкина любовь-это самое сильное чувство, естественное проявление человеческих отношений. Он любит искренно, нежно, бурно и страстно.

Закрепление и обобщение знаний

    (Умение проявлять гибкость перед лицом быстрых изменений!)

Сегодня мы рассмотрели только несколько стихотворений поэтов, но я точно знаю, что ваш кругозор велик, давайте это докажем, сыграв в популярную для молодёжи игру «Alias »(«Элиас»-скажи иначе)Это словесная командная игра.

Выберем из каждой команды по 1 представителю, называем число, игрок берёт карточку из стопки и отвечает на тот вопрос, который находится в каждой карточке под этим числом! Чем больше заданий решается за определённый промежуток времени, тем больше очков зарабатывает команда.

вам предстоит вспоминать синонимы и ассоциации для самых различных слов, а конкретнее продолжить строчку из стихотворений Пушкина и Тютчева, выигрывает тот, кто за минуту больше вспомнит.

(разложены карточки со словами, каждый игрок по очереди отвечает, по 1 человеку из 3-х команд)

Вывод:

Замечательно! Своими ответами вы доказали, что, умеете быстро находить верные пути объяснения слов, хорошо знаете поэтические произведения. Эти навыки вам пригодятся для успешной коммуникации, ведь всегда приятно общаться с интеллектуальным, креативным и творческим человек.

    Рефлексия (итог урока)

Для того, чтобы подвести итог по данной теме, я предлагаю вам составить синквейн, где каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие и образные. Работаем в группе, каждая группа пусть составит свой синквейн. Напоминаю правила составления(вы их видите на экране)

    На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

    На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

    Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

    Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Поэзия

возвышенная, проникновенная

надеяться, ждать, верить

Я вас любил

Гениальность

Учащиеся зачитывают свои синквейны

Таким образом, мы пришли к выводу, что поэзия Тютчева и Пушкина поистине гениальна, хотя они поэты разных эпох, и у каждого своя индивидуальность. Но общее у них одно - это творчество, гениальность, неисчерпаемость.

Выставление оценок

Сдайте, пожалуйста, свои карточки, я выставлю оценки по баллам, которые вы заработали на уроке.

В завершении нашей беседы мне хочется сказать вам несколько напутственных слов, задумайтесь над ними, ведь вы сегодня точно подметили, поэзия творит чудеса, и счастлив тот, кто умеет читать между строк!

(на фоне музыки И.Крутой «Когда я закрываю глаза..»,учитель читает стихотворение)

УМЕЙ ценить того, кто без тебя не может
И не гонись за тем, кто счастлив без тебя
Не верьте тем, кто Вам не верит
Не ждите тех, кто не спешит
Нажать звонок у Вашей двери…
Когда беда ваш дом крушит

ЗАБУДЬТЕ тех, кто в жизни новой
Забыл о том кем был вчера,
Чье наспех брошенное слово
Полощут времени ветра

ИЩИТЕ тех, кто Вас услышит,
В толпе узнает, позовёт
С кем ниточкою свыше
Судьба Вас накрепко совьет

ДОВЕРТЕСЬ тем, кто звону верит
Колоколов, а не монет
Кто совесть Вашей мерой мерит
Чье … ДА...- так ДА!..
А... НЕТ...- так НЕТ!..

СПЕШИТЕ к тем, кто жаждет встречи,
Кто Вас как личный праздник ждёт...
С кем раз в году прожитый вечер...
Питает душу целый год...

ХРАНИТЕ тех, кто сердцу дорог,
Над кем не властны времена
Кто и тогда ведёт Вас в гору
Когда вершина не видна
Как много озарённых светом
На нашем жизненном пути
Дай Бог, их встретить. И при этом
ДАЙ...БОГ... в себе СЕБЯ найти..!

Спасибо за урок!

Разработка урока по литературе в 5 классе «Дети – герои войны. Подвиги детей в стихотворениях русских поэтов»

Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование знаний у учащихся детях-героях войны, о русских поэтах, писавших о подвигах неизвестных детей; знакомство с лирическими произведениями о детях на войне.
2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения, патриотизм.
3. Развивающие: развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация); активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению
Тип урока: урок художественного восприятия произведений.
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение),
практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание)
Приемы: «Ассоциативный ряд», «Синквейн», «Письмо в прошлое»
Оборудование: портреты поэтов; тексты лирических произведений о войне; таблица «Ассоциативный ряд к слову «Война»; мультимедийная презентация «У войны не детское лицо», проектор, экран, ноутбук; фильм (цифровой образовательный ресурс) «Дети войны»; творческие работы учащихся: рисунки.

Этапы урока/время (мин.) Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие. Оргмомент
1 мин. - Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Начинаем урок литературы. Приветствие детей
Постановка проблемы (вопрос, возвращение к которому происходит в конце урока).
1 мин. - Начать мне бы хотелось с необычного вопроса: чего бы вы, дети 21 века, хотели больше всего на свете? Что в этой жизни вы считает самым важным и самым ценным?
В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу. Возможно, ваши ответы изменятся.
ответы учащихся
Формулировка учащимися темы урока
(просмотр фильма «Дети войны» - 3,43 мин.)
5 мин. Эпиграф (читает учитель): СЛАЙД 1
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина!
Разве хотела ты
нашей смерти,
Родина!
(Р.Рождественский)
- Как вы думаете, о чем эти стихи?
- Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему?
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и подумать над темой сегодняшнего урока.
(просмотр фильма «Дети войны»)
- Итак, какова же тема нашего урока?

СЛАЙД 2.
Тема урока звучит так: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.
Дети слушают
- о том, что дети должны жить долго и счастливо
- нет, несовместимы, т.к. дети – это будущее страны

Учащиеся смотрят фильм.

Ответы учащихся
Актуализация темы (ассоциативное поле) .
3 мин. Ассоциативное поле «Война».
- Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в парах)

Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети заполняют таблицу:
Звуки
войны Запахи войны Человек видит на войне… Человек чувствует на войне…
Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны Гарь, копоть, дым Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен Боль, ненависть, страх…

Формулировка учащимися цели урока .
1 мин. - Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях. Ответы учащихся
Вступительное слово учителя

4 мин. 9 мая наша страна отметит 73 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. …Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети.
- Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения поэта А. Иоффе говорит:
СЛАЙД 3.
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
(звучит 1 куплет песни «Священная война»)
- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
СЛАЙД 4.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
СЛАЙД 5. Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам, просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.
СЛАЙД 6. В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей, в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь - внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже. СЛАЙД 7.

Знакомство с пионерами-героями
5 мин. СЛАЙД 8.
- Четыре юных партизана получили звание «Герой Советского Союза», к сожалению, посмертно.
(во время рассказов учащихся на слайдах демонстрируются фото пионеров-Героев)
- К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям.
Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу.

Сообщения учащихся:
Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и «За боевые заслуги». Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Леня Голиков – Герой СССР, юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
16-летний партизан пал смертью храбрых в бою.
Валя Котик – Герой СССР, юный участник партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Награжден посмертно.
Зина Портнова – была членом подпольной молодежной организации «Юные мстители», участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Знакомство с произведениями о детях на войне, анализ стихотворений
13-15 мин. СЛАЙД 9.
- Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.
- Каких поэтов-фронтовиков, писавших о войне, вы уже знаете?
- Назовите стихотворения, которые мы уже читали?
- Как поэты выражают свою любовь к Родине? Какими показали поэты детей на войне?

О войне писали и пишут до сих пор.

СЛАЙД 10. Посмотрите на слайд: здесь представлены лишь некоторые поэты времен войны.
Сейчас мы обратимся к стихам, которые вы, возможно, никогда не слышали. (2-3 мин. на каждое стихотворение)
Читайте выразительно, вдумчиво, искренне. А после чтения расскажите по данному вам плану, как вы поняли данное стихотворение.

СЛАЙД 11.

Примерный план сочинения-анализа лирического произведения
А) Название стихотворения и его автор.
Б) Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
В) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
Г) Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)
Д) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
Е) Главные образы стихотворения.
Ж) Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
З) Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
- В этом стихотворении говорится о том, как…
- Главная мысль заключается в том, что…
- Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует)
- Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)…

1. А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий…» - первый ученик читает и анализирует.

2. С. Михалков «Десятилетний человек» (читает второй ученик и анализирует по плану, а также разъясняет значение непонятных слов.

3. Муса Джалиль «Они с детьми погнали матерей…» Ученица читает стихотворение.

Мы, конечно, в атаки не шли,
И фашистов, увы, не бомбили,
Но и мы свою лепту внесли
В дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка,
Не в последних рядах воевал,
А другой, потерявший отца,
Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган,
Просыпался, глаза протирал,
И работу свою продолжал...
Татьяна Шишова

А. Твардовский, К. Симонов
- «Рассказ танкиста» и «Сын артиллериста»
- ответы учащихся

В пилотке мальчик босоногий…
А.Т.Твардовский
В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.

Горбушка хлеба, две картошки -
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью - в рот.

Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
- Сынок, должно быть, сирота?

И на лице, в глазах, похоже, -
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
- Ну, сирота. - И тотчас: - Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.

Десятилетний человек
С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

Они с детьми погнали матерей...
Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...

Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия
4 мин. Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.
СЛАЙД 12.
Герои минувших немеркнущих лет,
Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.

Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?
И в заключение я прошу вас составить синквейн на тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД 13.
Синквейн - небольшое стихотворение, построенное по принципу:
1 строка – ключевое слово.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола
4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.
5 строка – синоним ключевого слова.
Например:
Война
Беспощадная, жестокая
Губит, уничтожает, убивает.
Война и дети несовместимы.
Зло.
Ответы учащихся

Учащиеся пробуют составить синквейн с ключевыми словами: дети, мир, Победа
Домашнее задание
1 мин. - Дома я предлагаю вам выполнить необычное задание: напишите письмо неизвестному ребенку, вашему сверстнику, погибшему на войне. И пусть это письмо из дня сегодняшнего в день вчерашний никогда не придет, я хотела бы, чтобы вы нашли какие-то слова благодарности в адрес тех детей, которые отдали свои жизни ради вас.

Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!
Учащиеся записывают домашнее задание и задают по необходимости вопросы

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок, предваряющий изучение творчества М. Ю. Лермонтова в девятом классе. Программа «Школа 2100». Учебник «История твоей литературы», 9 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Конспект урока и презентация способствуют пробуждению интереса к поэту, личности противоречивой, что сказалось на отзывах современников о нём, отразилось и в непохожести прижизненных портретов.

Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе а рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа М.Гелприна "Свеча горела" пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик "Пушкин написал Есенина", который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.

Целевая аудитория: для 10 класса

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конспект и презентация к уроку: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, учатся понимать мысли и чувства русских поэтов, писавших стихи о родной природе, развивают умения пользоваться литературоведческими терминами, анализировать поэтический текст. На занятии создаются условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики.

На этапах урока предусмотрены следующие виды деятельности: художественное чтение поэтических произведений, работа с литературоведческими терминами, работа с иллюстрациями, написание стихотворений, составление синквейна.

Похожие публикации