Обо всем на свете

Исследовательская работа о глине для дошкольников. Научно-исследовательская работа. Исследование и применение свойств глины. Исследование глины на растворимость в воде

Хотите лучше владеть компьютером?

Сервисы Гугл позволяют сделать онлайн опрос с разными типами вариантов ответов и автоматическим созданием сводной таблицы с ответам всех респондентов. Формы опросов можно встраивать на страницы сайтов, но это для проведения такого опроса не обязательно иметь свой сайт. Сфера применения таких опросов широка, учителя могут проводить анкетирование родителей или учеников школы, отправив ссылку на страницу опроса по электронной почте, опубликовав в социальных сетях или на школьном сайте. Опрос может быть как анонимным, так и только от авторизованных пользователей. Рассмотрим создание своего онлайн-опроса в сервисах Гугла.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция « Я – исследователь»

Секция: «География»

Исследовательская работа на тему

« Секреты нашей глины»




Цыбенжапов Амар Баирович, 1 класс

МБОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

Дашинимаева Аягма Очировна,

Россия, Забайкальский край, Дульдургинский район, село Зуткулей,

МБОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»,

учитель географии и биологии


2018

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть. Что такое глина?...................................................................4

    1. Виды глины ……………………..……………………………………………………...…4

      Применение глины ………………………………………………………………….……4

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………..….…..6

2.1 Свойства глины и опыты…………………………………………………………….……6

2.2 Где взять глину для работы………………………………………………………….……8

2.3 Подготовка глиняного теста………………………………………………………………9

2.4 Игрушка своими руками…………………………………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………………………...11

Литература…………………………………………………………………………………….12.

Приложение …………………………………………………………………………………..13

Введение

Тема моей исследовательской работы «Секреты нашей глины»

Актуальность работы. Я – ученик 1 класса Цыбенжапов Амур. Мне нравится заниматься музыкой, футболом лепкой из глины и других материалов. Дело в том, что я живу на берегу реки, которая, к сожалению, давно высохла. Но летом при длительных дождливых днях наполняется и течет. Вот на правой стороне нашей реки Эреэбэг есть глина, которую мы используем именно в целях лепки игрушек вместо пластилина. Часто мы делаем сувениры, игрушки на конкурсы поделок в школе. Мне нравится работать с глиной. И поэтому я решил подробно узнать о глине рядом с моим домом, ее видах и свойствах, а также о том, как подготовить глину для лепки игрушки.

Цель нашей работы подробно ознакомиться с материалом глина, видами и её свойствами, узнать, как правильно подготовить глину к работе, создать игрушку и составить рекомендацию для учащихся.

В соответствии с поставленной целью определились следующие задачи:

    познакомиться с глиной как горной породой;

    узнать виды глины, залегающие у нас в селе и рядом с моим домом;

    провести опыты, чтобы ознакомиться со свойствами глины;

    изучить область применения глины ;

    изучить подготовку глины к работе и процесс изготовления поделок из неё;

    изготовить игрушку;

Методы и средства :

1. Изучение литературных источников, интернет.

2. Практическая работа

3. Опрос и анкетирование

4. Выводы.

Объектом моего исследования является природная глина рядом с моим домом.

Глава 2. Практическая часть

1.2.Свойства глины, опыты

Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей. Самыми важными свойствами глины являются:

способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;

способность набухать в воде;

способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;

клейкость;

связывающая способность;

способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.

Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами найденной природной глины в нашем селе.

Опыт № 1

Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.

Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.

Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Опыт № 3

Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.

Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.

Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Опыт № 4

Цель: познакомиться со способностью глины выдерживать высокую температуру – огнеупорностью.

Оборудование: кусок глины или изделие, муфельная печь.

Ход: поместили глиняное изделие в печь. Изделие стало твердым и слегка уменьшилось в размерах. При очень высокой температуре глина плавится.

Вывод: при обжиге глина приобретает новые свойства - прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу

Опыт № 5

Цель: показать, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.

Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину.

Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

Итак, можно сделать вывод, что сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Это свойство и позволяет нам лепить из глины.

Заключение

Глина - это один из самых доступных и распространённых материалов для лепки. Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в обработке, её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

Во время работы над данным проектом я много узнал о глине из интернета и литературы.

Выяснил, какими свойствами обладает глина, провел ряд опытов. Особо следует отметить природное свойство глины – это ее гигроскопичность (активно поглощает воду), при смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Пластичность глины – это свойство позволяет получать сложные формы изделий.

В процессе работы я расширил свои знания о глине. Изучил, как выбирать, добывать глину и готовить ее к работе. Я создал коллекцию своих работ, которую можно широко использовать: как символ года, как сувенир, на уроках окружающего мира, на месячнике бурятского языка, в различных конкурсах поделок, домашние животные и дикие для изучение природы. Все это стало главным результатом моего исследования.

Если вы, как и я, любите творить, воплощать и создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас! Это приятное время провождение приносит пользу.

В дальнейшем я планирую продолжать лепить из различных материалов, совершенствовать своё мастерство и провести мастер - класс среди своих одноклассников.

Литература

1.Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М., 2000. – с. 72.

2.Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры№38(2, 1997г.), М.-1997.

3.Раздаточный материал кабинета географии «Полезные ископаемые» , «Минералы и горные породы»

4. География Агинского автономного округа для школьников. Полезные ископаемые

5. В.Г. Стрельников. Природа агинской степи. Чита.-2000. Стр 32

4.Интернет-ресурсы.

http // wikipedia . ru

Приложение 2.

Готовые работы

Приложение

Готовые работы

Мои любимое горячее блюдо «Буузы»

мои работы

Фруктовый сад, конфеты

Мои домашние животные и друзья «Патрик и Джек»

Буряад басаган

Буряад хубуун

композиция «Живые организмы»

Улитка, звездочка, колобок, гусеница

Приложение 1. Глина на берегу реки Эреэбэг. Берем для изготовления работы.

глина сухая

Берем природную глину на берегу реки Эреэбэг

Природная глина у меня рядом с домом.

Готовим глиняное тесто, проверяем на наличие камней и ненужных материалов.

Изготовление игрушек.


Приложение 3.

Карта Зуткулея.

Введение

Понятие «Глина» объединяет достаточно широкий класс пород осадочного происхождения. Она состоит из мельчайших частиц горных пород, образовавшихся в результате ветровой и водной эрозии. Химический состав глины во многом определяется составом этих пород, которых на разных территориях различен. Поэтому глины, добытые на разных территориях различны /2/.

Так как глина образуется из соединений земной коры, то химический состав их схож: силикаты алюминия, катионы калия, натрия, магния, кальция и т. д.

Образование глины – это довольно медленный процесс: мелкие частицы пыли, осаждаясь на поверхности почвы, проникают через гравий, песок и в процессе фильтрации постепенно слипаются друг с другом, образуя сначала тонкий слой, который не пропускает воду и поэтому начинает тормозить перемещение таких же частиц. Таким образом, начинается формирование глиняного пласта (за 3 года – 1 мм.).

На сегодняшний день в косметологии и оздоровительной практике используют голубую глину, т.к. по минеральному составу она обладает удивительными целебными свойствами. В ней присутствуют почти все элементы таблицы Д.И.Менделеева. Из литературных источников и интернет – ресурсов, мы узнали, что голубая глина применяется для лечения самых разнообразных заболеваний: онкология, болезни суставов, хронические заболевания женской половой сферы, заболевания органов пищеварения и т. д.

Голубая глина содержит все минеральные соли и микроэлементы, в которых мы нуждаемся: кремнезем, фосфат, железо, кальций, магний, калий и т.д., причем в весьма хорошо усваиваемой форме для организма человека /5/.

Актуальность: В селе Троицкое Целинного района, мы обнаружили голубую глину. Узнав о том, что этот вид глины используют в качестве лекарственного или косметического средства, мы решили выяснить, является ли она по составу целебной. Если полученные результаты будут положительны, то нам бы очень хотелось, чтобы жители нашего села могли в дальнейшем применять глину в лечебных целях.

Цель работы – изучить физико – химические и лечебные свойства местных образцов голубой глины.

Для решения поставленной цели перед нами стояли следующие задачи:

    Изучить литературные источники о происхождении и лечебных свойствах голубой глины;

    Провести социологический опрос учащихся и преподавателей нашей школы с целью выяснения у них уровня знаний о химическом составе голубой глины и пользе ее лечебных свойств на организм человека;

    Изучить физические свойства глины:

    Чистота глины (отсутствие посторонних примесей);

    Способность растворяться в воде;

    Пластичность;

    Провести химический анализ проб голубой глины:

    Кислотность;

    Адсорбционные способности;

    Определение наличия ионов в глине:

    SiO 3 2- ;

    Cl - ;

    SO 4 2- ;

    Fe 3+ ;

    Pb 2+ ;

    Выявить в результате проведения исследования наличие лечебных свойств голубой глины;

Объект исследования:

проба № 1- Родник находится в северо-восточном направлении в 200 метрах от села Троицкое Целинного района республики Калмыкия. Водный источник находится на глубине балки;

Место проведения исследовательской работы – МОБУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа им. Г.К. Жукова».

Методы исследования:

    анкетирование;

    изучение физических свойств голубой глины;

    изучение химических показателей;

    фотографирование.

    1. История происхождения глин

Голубая глина появилась на дне кембрийских морей более 500 млн. лет назад. Под воздействием погодных условий она сформировалась из минералов каолинита, шпата, некоторых разновидностей слюды, известняка и мрамора.

При перепадах температуры в минералах появляются микротрещины. В них попадает вода и, замерзая, разрушает камни до мельчайшей пыли. Со временем, частички породы скапливаются, пропитываются водой, образуя голубую глину.

В древности воинственные амазонки, живущие на острове Лесбос, на севере Греции, в Эгейском архипелаге, использовали голубую глину, как боевую раскраску. Когда же грекам удалось пленить непокорных красавиц и смыть с их лиц глину они поразились красоте своих пленниц. Так весь мир узнал о секрете красоты неукротимых воительниц. Даже сама Клеопатра делала из голубой глины маски для волос, лица и тела /3/.

Сегодня голубую глину добывают в Крыму (Сапун – Гора), от Севастополя до Симферополя и на Алтае в карьерах глубиной не менее 20-25м. Потом глину промывают и очищают от примесей, сушат и расфасовывают.

    1. Роль глины в косметологии и медицине

Глина – один из четырех первоэлементов (огонь, вода, воздух), необходимых для жизни. С незапамятных времен человек использует глину не только, как строительный материал и для изготовления посуды, но и как уникальное и универсальное косметическое и лечебное средство. В народной медицине ее используют для профилактики и лечения множества болезней. Уже египтяне, в то время, знали, что глина обладает сильными антибактериальными свойствами, поэтому использовали ее при бальзамировании, ведь глина содержит радий, который выводит из нашего организма все вредные вещества. А во время войны солдатам добавляли в еду немного глины для профилактики дизентерии и при отсутствии перевязочных и дезинфицирующих материалов накладывали на раны.

Глинолечение было научно обосновано знаменитым профессором Боткиным С.П., который занимался исследованием воздействия компрессов из холодной глины на организм при заболеваниях сердечнососудистой системы и щитовидной железы /2/.

Наши дедушки и бабушки при помощи накаленного кирпича лечили радикулит, а добавив луковую шелуху на горячий кирпич, применяли для ингаляции при простудных заболеваниях.

Кембрийская голубая глина широко используется при лечении целлюлита – образование подкожных жировых отложений, вследствие нарушения обмена веществ и застоя лимфы, способствует восстановлению обмена веществ на клеточном уровне, так как содержит соединения кремния и кремнезем. А значит, является эффективным средством для борьбы с целлюлитом.

    1. Химический состав голубой глины и значение в косметологии

Голубая глина – это прекрасное очищающее, дезинфицирующее, противовоспалительное, регенерирующее средство. Из нее изготавливают маски, компрессы для лица и волос, антицеллюлитные обертывания. Растворы из голубой глины пьют для очищения организма. Такими целебными свойствами она обладает благодаря своему составу /9/:

Кремний – укрепляет ногти, волосы, способствует быстрому заживлению ран;

Кальций - регулирует обмен веществ в коже;

Алюминий - способствует рубцеванию швов, уменьшению пор, очищает кожу от прыщей и угрей;

Марганец - антиаллерген, рассасывает синяки и отеки;

Железо - обеспечит красивый румянец;

Натрий - сужает расширенные поры, матирует кожу;

Цинк - контролирует насыщение кожи аминокислотами, укрепляет ногти и волосы;

Магний - уменьшает проявления аллергий и стрессов, укрепляет волосы и ногти;

Калий - контролирует количество жидкости в коже;

Азот - тонизирует стенки капилляров и сосудов, придает здоровый цвет лицу;

Хром - выводит лишнюю жидкость, препятствует развитию целлюлита;

Фосфор - повышает сопротивляемость организма, делает кожу эластичной;

Молибден - стимулирует регенерацию кожи;

Никель - нормализует выделение подкожного сала;

Серебро - очищает, активизирует защитные функции кожи;

Кобальт - способствует усвоению кальция и фосфора;

Радий - как альтернативная профилактика рака кожи и груди.

    1. Воздействие голубой глины на организм человека

Кембрийская голубая глина является лечебно – оздоровительным средством, обладающим широким спектром действия, которое нормализует функции как отдельных органов и тканей, так и всего организма – очищая и оздоравливая весь организм в целом.

Действие голубой глины на организм обладает саморегулирующим эффектом, что исключает передозировку. Так, например, если при приступе изжоги используют соду для нейтрализации кислоты, то наблюдается повышение секреции желудочного сока и приступ возобновляется вновь. При регулярном использовании соды болезнь прогрессирует.

В отличие от соды, голубая глина не нейтрализует избыток кислоты, а адсорбирует (поглощает) ее, причем по мере снижения ее концентрации снижается темп и объем поглощения ее частичками глины. Этот процесс проходит намного мягче и не вызывает повышение секреции желудочного сока. Кроме того, частицы глины обволакивают стенки желудка, поглощают продукты гниения, шлаки, токсины, бактерии, удаляя их из организма и одновременно стимулирует деятельность клеток желудочно– кишечного тракта, и обогащая организм необходимыми ему микро – и макроэлементами. Таким образом, лекарственные действия голубой глины заключаются в том, что она не только ликвидирует конкретные болезнетворные факторы, но и нормализует функции больных органов и тканей организма /6/.

    1. Показания и противопоказания к глинотерапии

Глинолечение показано всем людям: и детям, и взрослым, единственным противопоказанием является – индивидуальная непереносимость к глине.

Лечебный эффект сохраняется от одного года до трех лет.

II . Основная часть.

2.1. Методы работы.

2.1.1. Анкетирование.

    Применяли ли Вы хотя бы один раз глинолечение?

    От каких болезней лечились?

    Как излечились?

2.1.2. Определение физических свойств голубой глины /5,6,7,8,9/

2.1.2.1. Определение чистоты глины

    для этого достаточно смочить глину водой и промять руками. Если руки ощущают камешки, песчинки - глина плохая;

    поместить небольшое количество образца глины на предметное стекло, и рассматривать глину через лупу, на наличие песка и посторонних примесей.

    Отвесить на весах образец глины массой 25г и поместить навеску в стакан на 500мл.

2.1.2.2. Способность растворяться в воде

    В стакане с водой растворить и перемешать образец глины, чтобы частицы пришли в движение, а вода замутилась, и следить, как глина будет оседать.

Если она это делает медленно, то глина маслянистая (частички жира не позволяют глине потонуть, поскольку не смачиваются водой), и оседает она хлопьями, нехотя - это хорошая глина. А если глина сразу пошла на дно и через пять минут в стакане наблюдается два слоя - из глины и воды - это плохая глина

    Отвесить на весах образец глины массой 25г.

    Поместить навеску в химический стакан на 500мл, добавить воды до отметки 400мл и хорошо размешать стеклянной палочкой.

    Наблюдать процесс осаждения частиц глины. (Обычно глина плохо смачивается водой и долго не оседает на дно, что указывает на ее гидрофобные свойства.)

    Для качественной оценки «жирности» необходимо сравнить процессы осаждения различных сортов глин. «Жирные» глины оседают медленно, «тощие» - быстро.

2.1.2.3. Пластичность

Хорошую глину (не по составу, а по вязкости) можно определить без лабораторных исследований, просто на глаз. Есть очень несложный метод проверки.

Взять комок глины, обильно смочить водой и сделать из него форму в виде бублика. Еще при лепке обратить внимание, насколько глина пластична. Если она даже сырая крошится, то такая глина будет плохим союзником в лечении.

Хорошая глина мнется руками, принимая любую форму. Но основной показатель - это качество изделия после сушки. Положить «бублик» на солнце и подождать.

Если поверхность изделия потрескалась или появились непонятные разводы - глина плохая . Ее не стоит использовать. Если «бублик» остался ровным и прочным - глина хорошая . Настоящая глина чуть маслянистая на ощупь, вязкая.

2.1.2.4. Определение плотности глины

    Определить на весах массу стеклянного стакана на 200 – 250мл (m 1) в граммах.

    Насыпать в стакан образец нерастертой влажной глины, уплотняя его по мере наполнения стакана (постукиванием дна стакана о ладонь), до отметки 50 или 100мл (см³).

    Определить массу стаканчика с глиной (m 2) в граммах.

    Рассчитать массу глины по формуле m = m 2 – m 1.

    Рассчитать плотность глины (d ) по формуле d = m / V (г/см³), где V – объем глины, см³ (50 или 100).

2.1.3. Химический анализ проб голубой глины

2.1.3.1. Определение кислотности

Данное определение проводила с помощью универсальной индикаторной бумаги, опуская её в образец, смоченный дистиллированной водой.

Поместить образец глины массой 25г в химический стакан на 200 – 250 мл.

    Добавить в стакан 100мл дистиллированной воды и хорошо размешать.

    Поместить в полученную взвесь полоску универсального индикатора (индикатор - лакмус).

    Сравнить цвет влажной полоски с цветовым тестом на упаковке индикатора и определить рН среди водного раствора глины. Результат записать в таблицу.

2.1.3.2. Адсорбционная способность

Адсорбирующие способности голубой глины можно исследовать с помощью раствора перманганата калия (розовая окраска), и раствора йода (светло - коричневая окраска).

2.1.3.3. Определение наличия ионов в глине

2.1.3.3.1. SiO 3 2-

Взвесить по 200 мг навески (5 образцов), добавить к каждой по 10 мл раствора щелочи - 0,4 % гидроксида натрия. Для количественного анализа отмерить по 5 мл полученных растворов. Затем к каждому образцу по каплям раствор соляной кислоты 1н до появления изменения в растворах. Используемый раствор соляной кислоты подкрашен метиловым оранжевым. Добавление соляной кислоты продолжить до появления изменений в растворе: окрашивания, помутнение, образование взвеси.

2.1.3.3.2. Cl -

Реагенты: 5 % раствор AgNO 3 ; азотная кислота (1 н).

Выполнение анализа: к 10 мл пробы раствора глины прибавить 3-4 капли азотной кислоты и прилить 0,5 мл раствора нитрата серебра. Белый осадок выпадает при концентрации хлорид - ионов более 100 мг/л:

Cl - + Ag + = AgCl↓

белый

2.1.3.3.3. SO 4 2-

Реагенты: 10 % BaCl 2 ; 8 % HCl ( ρ =1,19 г/см 3 ).

Выполнение анализа: к 10 мл пробы раствора глины прибавить 2-3 капли соляной кислоты и прилить 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат - ионов более 100 мг/л выпадает осадок:

SO 4 2- + Ba 2+ = BaSO 4

белый

2.1.3.3.4. Fe 3+

Реагенты: 20 % К CNS ; азотная кислота (конц.); 5 % H 2 O 2 .

Условия проведения реакции: H 2 O 2 необходима для окисления Fe ( II ) до Fe ( III ).

Выполнение анализа: к 10 мл пробы раствора глины прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и добавить 0,5 мл KCNS . При концентрации ионов железа более 2,0 мг/л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг/л окрашивание становится красным:

Fe 2+ + 3 CNS - = Fe ( CNS ) 3

красный

2.1.3.3.5. Pb 2+

Реагент: хромат калия (10 г К 2 CrO 4 растворить в 90 мл Н 2 О).

Выполнение анализа. В пробирку поместить 10 мл пробы глины, прибавить 1 мл раствора реагента. Если выпадает жёлтый осадок, то содержание катионов свинца более 100 мг/л:

Pb 2+ + CrO 4 2- = PbCrO 4

желтый

Если наблюдается помутнение раствора, то концентрация катионов свинца более 20 мл/л, а опалесценции - 0,1 мг/л.

2.1.3.3.6. Исследование антимикробных свойств глины

1. Налить в 2 химических стакана (объемом 500 мл) свежее молоко (нестерилизованное) до отметки 300 мл. Положить на дно одного из них образец влажной глины массой 5-10 г. и оставить оба стакана в тени, контролируя состояние молока несколько раз в день на протяжении нескольких дней.

Определить, когда появятся первые признаки скисания в каждом из образцов. Оценить качество антимикробных свойств глины.

2.2. Результаты исследования

2.2.1. Анкетирование

В проведенном анкетировании приняло 250 респондентов.

    На вопрос: « Знаете ли вы о лечебно – оздоровительных свойствах голубой глины? », мы получили ответы:

    Да – 90%;

    Нет – 10%.

    На вопрос: « Применяли ли Вы хотя бы один раз глинолечение?», мы получили ответы:

    Да – 87%;

    Нет – 13%.

    На вопрос: «От каких болезней лечились?», мы получили ответы:

    Люмбаго – 11%;

    Ревматизм – 22%;

    Косметология – 34%;

    ЖКТ – 11%;

    Пупочная грыжа – 11%;

    Мигрень – 11%.

    На вопрос: «Как излечились?», мы получили ответы:

    Излечились – 22%;

    Боли отступили – 33%;

    Профилактика – 45%

В результате проведенного анкетирования можно сказать, что учащиеся нашей школы знают о лечебных свойствах голубой глины и даже пользовались ею в оздоровительных целях.

2.2.2. Определение чистоты глины

Таблица 1.

Степень чистоты соответствующих образцов глины

Степень чистоты образца

Проба № 1

Наличие примесей в виде речного песка менее 10 %.

Проба № 2

Чистый

Образцы глины хорошего качества, не содержат посторонних примесей и могут быть использованы в лечебных и косметических целях.

2.2.2.3. Способность растворяться в воде

Таблица 2.

Осаждение и расслаивание частиц глины

Степень осаждения и расслаивания частиц глины

Проба № 1

Медленно оседают на дно, глина расслаивается на песок и глину

Проба № 2

Медленно оседают на дно, глина не расслаивается

Проба № 2 – В водном растворе частицы глины оседают медленно и глина не расслаивается. Это значит, что данная проба маслянистая (частицы жира не позволяют глине потонуть, поскольку не смачиваются водой), и оседает она хлопьями, нехотя – это глина хорошая.

Проба № 1 – По физическим свойствам относится к «тощим», т.к содержит песок.

2.2.2.4. Пластичность

Таблица 3.

Пластичность соответствующих образцов

Степень пластичности глины

Проба № 1

Проба № 2

Образец пластичный, без комочков, легко мнется и сворачивается в «бублик»

Оба образца хорошо мнутся руками, принимая любую форму, после сушки «бублик» остался ровным и прочным – это хорошая глина, она маслянистая и вязкая на ощупь.

2.2.2.5. Определение плотности

Таблица № 4.

Масса пустого стаканчика, г.

Масса стаканчика с глиной, г.

Разница в массе, г

Плотность глины, г/см 3

Результат

2,4

257,8

255,4

1,27

«тощая»

2,4

313,5

311,1

1,5

«жирная»

2.2.3. Химический анализ проб голубой глины

2.2.3.1. Определение кислотности

Данное определение проводили с помощью индикатора – лакмуса. Установили, что рН глины составляет от 8-9, т.е. оба образца обладают слабощелочными свойствами.

2.2.3.2. Адсорбционные способности

Таблица № 5.

Цвет раствора

Время, за которое проходило обесцвечивание раствора, час.

Перманганат калия

Раствор йода

KMnO 4

I 2

Розовая

Светло-коричневая

Розовая

Светло-коричневая

Все образцы глины обладают в одинаковой степени адсорбционными свойствами.

2.2.3.3. Определение наличия ионов в глине

Таблица № 6.

SiO 3 2-

пробы

Появление розовой окраски (число капель)

Результаты эксперимента на содержание силикат-иона показали, что во всех образцах содержится примерно одинаковое его количество

Таблица № 7.

Наличие ионов

пробы

Результат

1

2

Cl -

+

+

Слабое помутнение.

SO 4 2-

+

+

Выпадение осадка, опалесценция

Fe 3+

+

+

Розовое окрашивание

Pb 2+

-

+

Помутнение раствора, желтого цвета

Cl -

Слабое помутнение растворов всех образцов, в результат, указывает что, хлорид - ионов более 1 мг/л.

SO 4 2-

Наблюдается опалесценция, значит концентрация сульфат-ионов более 1 мг/л

Fe 3+

Появляется розовое окрашивание, указывая, что концентрация ионов железа более 2,0 мг/л

Pb 2+

Обнаружены катионы свинца в пробе № 2 – не более 20 мг/л, а опалесценции – 0,1 мг/л.

В пробе № 1 катионов свинца: загрязнителей, не обнаружено, что подтверждает о лечебных свойствах данного образца глины.

Заключение:

Изучив свойства голубой глины, мы узнали, что она обладает чудодейственными лечебными свойствами /8/.

Проведенные нами исследования позволяют предположить, что голубая глина действительно обладает целебными свойствами:

    Оба образца хорошего качества (жирные на ощупь, пластичные, не содержат посторонних примесей и могут быть использованы в лечебных и косметических целях);

    Имеют рН = 8-9, слабощелочную среду, следовательно, оба образца способны нормализовать кислотно-щелочной баланс в организме.

    Голубая глина является хорошим адсорбентом, поэтому ее можно использовать при интоксикации организма и заболеваниях ЖКТ;

    В наших образцах были обнаружены все ионы, в которых нуждается человеческий организм. Во втором образце были обнаружены ионы свинца в допустимых нормах (0,1 мг/л), что тоже подтверждает о лечебных свойствах голубой глины исследуемых образцов;

    Очень актуальной особенностью применения глины является ее доступность практически всем слоям населения. Сегодня, когда фармацевтический рынок насыщается дорогими лекарственными препаратами, многие люди стали увлекаться глинолечением, выявляя на себе положительное её действие.

    Важное значение имеет экологическая чистота глины, применяемой для лечения. Поэтому лучше всего приобретать глину в аптеках. При самостоятельном добывании глины мы рекомендуем: брать глину как можно дальше от границ поселений, не использовать глину с обрывов рек, имеющих химическое загрязнение, не использовать поверхностную глину, помнить, что, несмотря на хорошие качества глубинной глины, ее необходимо проверять на опасность радиоактивного загрязнения.

    Человек является частью природы, поэтому связь между природными условиями и нашим здоровьем очевидна. люди осознали это и научились использовать природу, ее богатства для поддержания и улучшения состояния своего здоровья. Возможно, мы стоим у истоков открытия уникального месторождения голубой глины и будем надеяться, что в ближайшем будущем глина именно с исследуемых мест получит широкое применение.

Список литературы:

    Боголюбов А.С., Васюкова О.В., Жданова О.В., Кравченко М.В., Лазарева Н.С., Определитель растений., Москва, "Экосистема", 2004

    Васильев В.П. Аналитическая химия. М.: Дрофа, 2005г.

    Попов В.А., Семенов А.С. Как организовать геолого-химические исследования. // Химия в школе. – 1900. - № 1. – с 63-64

    Романютин А. А., Назаревич Р. Р. Целебная глина // Медицина Украины. 200 5. № 2.

    Рыжов И.Н. Изучение почв.// Биология в школе. – 2006. - №1 с.76 – 77

    Сучкова А.П., Питолина Т.П. Первые шаги в геологию: Издание 2 – е, дополненное, Роснедра, РосГео, Экост, Москва, 2005. 116 с.

    Семёнова Н.А. (А.П. Холопов, В.А. Шашель, Н.А. Чаплыгина, Н.Г. Морозов) Кремний - элемент жизни. Экология и медицина. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008. - 448 с. Серия «Исцелит тебя Надежда!».

    Харитонов Ю.Я., Григорьева В.Ю.. Аналитическая химия. Практикум. Качественный анализ. М.: Издательская группа «ГЭОТАР» - «Медиа», 2007 г.

Интернет-ресурсы:

9. Глина и ее лечебные свойства:

10.Злобина Т. Целительные силы Алтая:

11.Здоровый образ жизни, здоровье и красота:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Изучаемые объекты

проба № 1- Родник находится в северо-восточном направлении в 200 метрах от села Троицкое Целинного района республики Калмыкия. Водный источник находится на глубине балки

проба № 2 – участок балки находится на восточной окраине улицы Мукабенова села Троицкое Целинного района республики Калмыкия.



Изучение голубой глины


Определение физических свойств голубой глины

Определение чистоты глины


Способность растворяться в воде



Результат

Изучение пластичности


Определение плотности глины


Химический анализ проб голубой глины

Определение кислотности



Результат

Адсорбционная способность


Добавление йода


Добавление KMnO 4


Результат

Определение SiO 3 2-


Результат

Cl -


Результат

SO 4 2-


Fe 3+



Результат

Pb 2+


Абдиряева Ольга, 10 класс

В этой работе идё речь о лечебных свойствах глины и использовании её в медицине.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №80 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Удивительные глины

Исследовательская работа

Выполнила: Абдиряева Ольга Вадимовна

Руководитель:Черня Клара Михайловна

Хабаровск, 2013 год

План

1. Введение

1.1 Лечебные свойства природных камней и минералов

1.2 Актуальность проблемы

2. Основная часть

2.1 Эти удивительные глины

2.2 Исследование целебных свойств глины

3. Результаты и выводы

4. Литература

1. Введение

Уже доисторический человек проявлял интерес к горным породам, к земле, являющейся опорой для его ног, к минералам, удивляющим его своим цветом, красотой и светом. Камни служили ему материалам для изготовления различный инструментов (кремниевые орудия и ножи, обсидиановые режущие инструменты и др.). Красивые цветные камни измельчались для приготовления красок, которыми первобытный человек писал всю свою историю. Во многих древних культурах камням и горным породам приписывалась живительная сила, которая якобы укрепляла того, кто их носил при себе и на себе.

По мере того, как люди переходили от кочевого образа жизни к более оседлому, стала развиваться добыча минералов и драгоценных камней. Причем украшения изготавливались для различных частей тела: ожерелья, ножные кольца, перстни, браслеты, головные обручи и др.

Позднее самоцветы и различные камни стали использовать в медицинских целях. В дальнейшем этот накопленный опыт превратился в целую науку. Индия, сокровищница драгоценных камней, вплоть до середины ХХ столетия оставалась единственной страной в мире, где драгоценные камни, в частности бриллианты, использовались в лечебных целях.

Огромный и богатый опыт использования минералов в лечебных целях должен быть адаптирован к современным условиям и научно обоснован.

Лечение драгоценными камнями известно всем народам, живущим на планете: народам Африки, коренному населению Америки, жителям славянских стран, на безбрежных просторах от Южной Америки до Китая и Европы. Кроме того, возраст текстов, в которых приводятся способы лечения минералами, достигает тысячи лет.

1.2 Актуальность проблемы

В настоящее время, когда рынок лекарств насыщен дорогими поддельными препаратами, люди обращаются к народным средствам. Используют ля лечения различных заболеваний природные камни, кристаллы и минералы.

Сейчас биоминералотерапия значительно расширяется и интерес к ней неуклонно растет. Этой актуальной проблеме посвящена моя работа. Изучив специальную литературу, я поняла, что камни и глины оказывают влияние на тонкие системы энергообеспечения тела, устраняют возможные проявления патологии в физическом теле.

В результате исследования целебных свойств различных глин я сделала соответствующие выводы.

Информация, представленная в работе, интересна тем, что она расширяет наши знания о природе, даёт представление о вибрационной медицине, которая, несомненно, становится популярной в наше время.

Эти удивительные глины

Сегодня глинолечение не так популярно, как в стародавние времена. Между тем первые рецепты врачевания глиной были обнаружены в древних папирусах. Глину высоко ценили Гиппократ, Авиценна, Гален, Плиний, Аристотель, Марко Поло и др. Основоположники современной медицины С.П. Боткин, М.И. Соколов, А.Н. Покровский, Г.А. Гельман, И.Ф. Горбачев использовали глину при сердечно-сосудистых заболеваниях, истерии, базедовой болезни, заболеваниях печени и желудочно-кишечного тракта.

Литературные источники народной медицины свидетельствуют о том, что глина представляет собой достаточно универсальное и безвредное средство лечения. Она имеет богатое минеральное содержание, обладает антитоксическими, антисептическими, бактерицидными свойствами, способствуют регенерации тканей. Глина имеет адсорбирующие качества, которые позволяют ей выводить патогенные вещества из организма человека, улучшая его энергообмен. Глина обладает также консервирующими свойствами. Известно, что глина концентрирует в себе электромагнитные излучения. Существуют также мнение, что она способна выравнивать ослабленное биополе человека. Народные целители используют глину в виде мазей, паст, масок на лицо, примочек, растираний, лечебных ванн, водных растворов, порошков, аппликаций на больные места и т. д.

Современная научная медицина неоднозначно относится к глинолечению. Например, ст. н. с. научного центра восстановительной медицины и курортологии М.З. М.П. РФ О.Б. Давыдова считает, что основное лечение с помошью глины - это МСТОД теплолечения, аналогичныи старинным грязевым курортам, и показан он при том же спектре заболеваний - прежде всего, это боли в суставах. По ее утверждению, никаких «чудодейственных» микроэлементов B химическом составе глины не наидено, поэтому они не практикуют очищение кишечника от шлаков с помощью глины или холодные глиняные аппликации.

В результате исследований, проведенных в институте экологии человека под руководством профессора, доктора физико-математических наук Н.В. Курина, установлено, что глина белая имеет длину волны вибрационного поля типа радиоволн около 8 м, что соответствует длине волны здоровых клеток организма человека. Вибрационное поле глины белой воздействует на больные клетки (вследствие заболеваний они имеют меньшую длину волны), резонируя их на длину волны, близкую к 8 метрам. Отмечается, что изменение волновой характеристики организма от 7,7 до 7,8-7‚9 происходит за 50-75 минут с момента наложения или приема глины.

B информационном листке, утвержденным М.З. УССР 1990г. приводятся следующие показания к применению глинолечения:

  • внутрь применяется при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при вялотекущих интоксикациях;
  • наружное применение для достижения тепловых эффектов в хронических стадиях заболеваний (артритов, полиартритов‚ ревматического, инфекционного характера, болезни Бахтерова);
  • наружно, как охлаждающее средство на месте ушиба, для снятия рефлекторных болей в области сердца;
  • гинекологическая практика в соответствии с показаниями грязелечения.

Особенно широко на сегодняшний день глины применяются в косметической практике. Учеными создана специальная технология, позволяющая поставлять косметологам глину в порошке без нарушения ее целебных свойств. Голубая, розовая, белая, черная глины дают омолаживающий эффект за счет глубокой очистки кожи, насыщают кожу кислородом, замедляют ее старение. Цвет глины определяется большим количеством присутствующих в ней солей:

  • красный цвет - большое количество калия, железа;
  • зеленоватый - медь, двухвалентное железо;
  • голубая - кобальт, кадмий;
  • темно-коричневая и черная - углерод, железо.

Очень актуальной особенностью применения глины является ее доступность практически всем слоям населения. Сегодня, когда фармацевтический рынок насыщается дорогими лекарственными препаратами, многие люди стали увлекаться глинолечением. При этом большая часть населения, как правило, добывает глину самостоятельно из расположенных по близости карьеров, мало задумываясь об экологической чистоте глины.

Глины - это широко распространенные осадочные горные породы, состоящие в основном из глинистых минералов. К последним относятся каолинит Аl2(Sі205)(0Н)4 и близкие к нему по строению диккит и накрит; галлуазит (Н2О)4[Аl2(Sі205)(0Н)4]; гидромусковит (иллит) Кх(Н2О)х[А12(АlSі3010)(0Н)2-х(Н20)х]; монтмориллонит и др. Все эти минералы обладают слоистой структурой.

Структура глинистых минералов

Минералы, из которых образованы глины, содержат два различных типа слоистых структур:

  • слои, составленные из силикатных тетраэдров с различным содержанием Аl (lll), заместившего Si (IV);
  • слои, составленные, B основном, из октаэдров, B которых ионы Аl3+ или ионы Mg2+ окружены шестью оксидными или гидроксидными ионами.

Октаэдры объединены за счет обобществления атомов кислорода. Ленты различными способами организуются в слои. Глинистые минералы классифицируют по видам организации ленточных структур в слои. Простейшим расположением тетраэдрических и октаэдрических сеток являются слои 1:1 Каолинит - типичный представитель глинистых минераловтипа 1:1. Каждый слой каолинита образован одной лентой из тетраэдров и одной лентой из октаэдров. Слои крепко удерживаются вместе посредством водородных связей между гидроксидными ионами на поверхности октаэдрической ленты одного слоя и оксидными ионами на поверхности тетраэдрической ленты другого (соседнего) слоя. Другим важным структурным расположением является структура 2:1. В глинистых минералах типа 2:1 октаэдрическая лента располагается между двумя лентами из тетраэдров; образуется «сэндвич». Глинистые минералы со структурой этого типа - монтмориллонит и вермикулит - обычные компоненты почв. Между атомами кислорода на нижней поверхности одного слоя и атомами кислорода на верхней стороне другого слоя действуют только слабые силы притяжения. Вода и катионы могут легко проникать в пространство между слоями минералов типа 2:1. Таким образом связь между пакетами 2:1 осуществляется с помощью прослойки гидратированных катионов. Эти слабые связи свободно удерживают катионы в межпакетном пространстве, позволяя им замещаться на другие катионы. Вследствие этого смектиты имеют высокую емкость катионного обмена.

2.2 Исследование

При выполнении данной работы я решила исследовать свойства глин.

Цель работы: исследование целебных свойств глин.

Задачи исследования:

  1. Проверка образцов глин на экологическую чистоту
  2. Определение кислотно-основных свойств глин.
  3. Определение жирности глин.
  4. Качественное определение ионов, входящих в состав глин

В работе были проанализированы 4 образца глин, из которых три куплены в аптеке, а одна взята из завода художественной керамики Хабаровска. Туда онапоставлялась из карьера.

  • Образец №1-Голубая глина.
  • Образец №2-Зеленая глина.
  • Образец №3-Черная глина.
  • Образец№4-Глина из карьера.

Первым этапом работы было определение экологической чистоты исследуемых образцов глин. Имея большую удельную поверхность, глины обладают свойством адсорбировать из окружающей среды значительное количество газов, паров жидкостей и различных ионов. Вследствие этого они являются хорошим адсорбентом свинца антропогенного происхождения. Свинец-яд, который действует на все живое. Симптомами свинцового отравления являются изменения крови, расстройство нервной системы, паралич конечностей.

Для этого 10г. глины заливали 50мл. азотной кислоты. Через сутки смесь фильтровали и упаривали фильтрат до 3мл. К полученному раствору добавили йодид калия. Желтый осадок свидетельствует о наличии ионов свинца (такой результат получается с образцом глины 4)

Рb 2+ + 2I - = PbI 2 ↓ (желтый осадок)

До добавления йодида калия

После добавления йодида калия

Определение кислотно-основных характеристик глин проводили с помощью универсальной индикаторной бумаги, опуская ее в водные настои глин, на дистиллированной воле. Установлено, что глины имеют рН от 8 до 9, т.е. обладают слабощелочными свойствами.

По утверждению народных целителей для внутреннего лечения наиболее пригодна «жирная», «маслянистая» глина. «Жирность» глины можно определить очень простым способом. Для этого небольшую порцию глины перемешивают с водой: хорошая «жирная» глина опускается на дно медленно, a «тощая» - быстро. Результаты проверки глин показали, что самая «жирная» глина - образец № 1. Глина плохо смачивается водой и долю не оседает на дно, что указывает на ее гидрофобные свойства. Второе место по «жирности» занимает образец № 3, затем №4. Черную глину можно отнести к «тощей».

Последним этапом работы было качественное определение ионов, входящих в состав глин. Для перевода анализируемых ионов в раствор образцы глин заливали раствором H 2 SO 4. Обнаружение ионов в полученном растворе проводили дробным методом с помощью специфических реакций. Установлено наличие в глинах следующих ионов: Fe 2+ , Fe 3+ , NH 4 + , Ca 2+ , CO 3 2- , PO 4 3- .

  • Ионы Fe 3+

Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6KCNS ⇄ 2Fe (CNS) 3 (красный раствор) + K 2 SO 4

  • Ионы Ca 2+ (раствор Na 2 CO 3 )

Ca 2+ + CO 3 = CaCO 3 ↓ (белый осадок)

  • Ионы NH 4 + (раствор NaOH при t 0 )

NH 4 + OH = NH 3 (запах нашатырного спирта) + H 2 O

  • Ионы Mg 2+ (растворNaOH)

Mg 2+ + 2OH = (белый осадок) ↓ Mg (OH) 2

  • Ионы PO 4 3- (раствор AgNO 3 )

3Ag + + PO 4 3- = Ag 3 PO 4 ↓ (желтый осадок)

  • Ионы Ag + (растворNaCl)

Ag + Cl = AgCl↓ (белый, творожистый осадок)

Обнаружение ионов железа в глинах

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

  • Важное значение имеет экологическая чистота глины, применяемой для лечения. Поэтому лучше всего приобретать глину в аптеках. При самостоятельном добывании глины мы рекомендуем: брать глину как можно дольше от границ города, не использовать глину с обрывов рек, имеющих химическое загрязнение, не использовать поверхностную глину, помнить, что несмотря на хорошие качества глубинной глины, ее необходимо проверять на опасность радиоактивного загрязнения.
  • Глины имеют рН от 7 до 9, т.е. обладают слабощелочными свойствами.
  • В составе глинистых минералов содержаться многие элементы, в которых нуждается человеческий организм - Са, Mg, P, N, Fe.

Список литературы

  • Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелз Т., Лисс П. «Введение в химию окружающей среды»
  • Берегиня Н. «Глина. Природный целитель»
  • Бугрова С.А. «Сердолик. Здоровье - это просто!»
  • Востоков В.Ф. «Тайны тибетской медицины»
  • Гоникман Э.И. «Кристаллы любви и света»
  • Путикина И.А. «Литотерапия: Лечение камнями»
  • Травинка В.М. «Голубая целительница глина»
  • Шувалова О. П. «Лечение глиной и целебными грязями»
  • www.ezo.drzp.org
  • www.himia.ru
  • www.kamni.ru
  • www.dragotsennye-kamni.ru
  • www.liveinternet.ru
  • www.wikipedia.org
  • www.magic-stone.net
  • www.2002.vernadsky.info

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Б-Рой

Уржумского района Кировской области

Номинация «Природное краеведение»

Работу выполнила

учащаяся 11 класса

Ложкина Ирина

Руководитель:

Семёнова Ольга Юрьевна,

учитель географии

Введение (актуальность темы, цели и задачи)

Основная часть:

2.1. антропогенный рельеф Кировской области

2.2. антропогенный рельеф Уржумского района

2.3. карьер - как пример антропогенного воздействия на природу в нашей местности:

а) географическое положение карьера;

б) характер местности, где расположен карьер;

в) размеры карьера;

г) характер обнажения (обрыв, карьер, осыпь);

д) описание пластов (снизу вверх).

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложения

Введение

С первых шагов своей разумной деятельности человек стал изменять рельеф, сначала в связи со строительством жилищ, хозяйственных сооружений и укреплений, затем в связи с созданием полей, дамб, дорог. Но наиболее ощутимое воздействие связано с добычей полезных ископаемых. В местах их добычи возникают целые горы из отвалов пустой породы, впадины карьеров от выработанных пород. Этих созданных руками человека форм рельефа сегодня так много, что по их количеству, да и по величине можно сравнивать с некоторыми природными формами рельефа.

Вряд ли найдётся в нашей стране человек, который не слышал бы о карьерах, не видел бы их и не знал бы о том, как они изменяют ландшафт. О карьерах люди знают ещё со школьной скамьи - об этом им говорили учителя на уроках географии и краеведения.

О карьерах не написаны статьи и тома научных трудов. Но эта тема актуальна сегодня, потому что все мы непосредственно связаны с поверхностью земли и наша повседневная жизнь связана с жизнью окружающей нас природы.

И едва ли кто задумывался над тем, что произойдет с поверхностью Земли, если мы будем создавать все новые и новые карьеры? Не превратится ли поверхность нашей планеты в лунный ландшафт?

При работе над темой исследования передо мной встало противоречие между имеющимися сведениями об экспедиции, организованной преподавателем Кировского государственного педагогического института Лавровым Д.Д., в середине 60-х годов 20 в. для изучения и описания эрозионных форм рельефа на территории нашего административного округа (в частности Яблоневого лога), и отсутствия опубликованных результатов этого исследования в печати.

Поэтому, цель этой работы - изучить карьер - как пример антропогенного воздействия на поверхность и характер залегания горных пород на склонах карьера.

Задачи исследования:

Изучить литературу по теме.

Составить картосхему местонахождения карьера в окрестностях с. Большой Рой.

Провести обследование и описать карьер - как пример антропогенного воздействия на природу в нашей местности.

Взять образцы горных пород и сделать зарисовку геологического обнажения и составить геологическую колонку.

Гипотеза: возможно ли, изучая карьер, заглянуть в далекое прошлое Земли?

Объект исследования: карьер.

Предмет исследования: горные породы, слагающие карьер и их основные параметры (мощность каждого пласта, характер границ, цвет горной породы, строение и минералогический состав каждого образца).

Методы исследования: наблюдение, картографический, математический, моделирование, анализ, синтез.

Основная часть

Антропогенный рельеф Кировской области

Все меньше окружающей природы,

все больше окружающей среды.

А.Вознесенский

Антропогенный рельеф создается человеком в процессе хозяйственной деятель-ности. Это целенаправленно создаваемые формы — дорожные насыпи, карьеры и холмы-отвалы пустой породы при добыче полезных ископаемых, возникшие в результате активизации хозяйственной деятельности. По происхождению антропогенный рельеф условно делят на две группы: техногенный, созданный промышленной деятельностью, и агрогенный, возникший в ре-зультате сельскохозяйственной деятельности.

Техногенный рельеф возникает при разработке полезных ископаемых, создании гидротехнических сооружений, градостроительстве. Характер и интенсивность изменения поверхнос-ти при этом зависят от вида полезных ископаемых и способа их разработки. Месторождения стройматериалов разрабатывают-ся открытым способом до глубины 25 м. В результате создаются карьеры.

Карьер - это промышленная разработка горных пород путем вскрытия значительных участков земной поверхности.

На территории Кировской области техногенный рельеф представлен на северо-востоке и юго-западе территории. На северо-востоке расположено Вятско-Камское месторождение фосфоритов, которые добыва-ют открытым способом с глубины до 20 м. Следовательно, та-кой глубины достигают карьеры, образовавшиеся после их вы-работки. Общая площадь нуждающихся в рекультивации зе-мель превышает 1000 га. При открытом способе эксплуатации месторождений часто применяют буровые и взрывные работы. От взрывов возникает система открытых трещин глубиной до 10 м, что увеличивает водопроницаемость грунтов и приводит к развитию глыбовых осыпей, обвалов.

Разработкой торфа поверхность нарушается до глубины 1,5—4 м, но на больших площадях. Так, свыше половины нару-шенных земель приходится на торфоразработки.

На юго-западе области расположены Советские камнеразработки. В этом районе действует пять карьеров по добыче известняка: Суводский, Чимбулатский, Поповцевский, Кремешковский и Береснятский. При строительстве дорог образуются искусственные фор-мы рельефа — дорожные насыпи и выемки, которые в дальней-шем нарушают поверхностный сток и активизируют процессы размыва и просадки. Изменения рельефа в основном происходят и пределах узкой полосы — 200—300 м и распространяются до глубин 10 м на протяжении многих сотен километров дорог.

Широко проводятся дноуглубительные, русловыпрямительные и дноочистительные работы для улучшения судоход-ных свойств р. Вятки и ее крупных притоков. В руслах и поймах рек ведется добыча песка и песчано-гравийных смесей, общий объем которых за последние 20 лет вырос более чем в 3 раза. Вопреки природоохранному законодательству река Вятка в ок-рестностях г. Кирова превращена в песчано-гравийный карьер. Изъятие из русла значительных объемов твердых наносов при-вело к изменению режима течения и движения наносов на зна-чительных участках и вызвало целый ряд нежелательных явле-ний в районе Корчемкинского водозабора, ухудшило условия судоходства.

Изменяется рельеф и при инженерно-строительных ра- ботах, когда создаются поверхности антропогенного выравнива- ния, засыпаются неровности — лощины, балки, западины, срезаются высокие отметки. Агрогенный рельеф создается для улучшения условий сельскохозяйственного производства (выравнивание полей для машинной обработки). В целом хозяйственная деятельность усиливает современные эрозионные процессы.

На плоских водоразделах атмосферные осадки и талые воды просачиваются вглубь почвогрунтов, тогда как со склонов они стекают в понижения, где создается избыточное увлажнение. Запас влаги в почве меньше на склонах южных экспозиций, где снег тает быстрее, а влага испаряется интенсивнее. Уже на скло-нах круче 2° заметен плоскостной смыв и размыв. С увеличением крутизны возрастает интенсивность эрозионных процессов и распашка склонов круче 8—10° становится нецелесообразной из за сильной смытости почв. Овраги разрушают сельскохозяйственные угодья, дороги, территории населенных пунктов.

Антропогенный рельеф Уржумского района

На территории Уржумского района представлены оба типа антропогенного ландшафта. Наиболее широко представлен а грогенный рельеф, который создается для улучшения условий сельскохозяйственного производства: происходит выравнивание полей для машинной обработки, засыпка промоин, обсадка оврагов деревьями для прекращения их роста.

Техногенный рельеф представлен небольшими карьерами для добычи песка и известняка, предназначенных для ремонта дорог, плотин, насыпей и мостов, созданных на территории района. Карьеры по добыче известняка расположены на правом берегу р. Вятки в районе с. Р-Тимкино. Крупнейший карьер по добыче глины для нужд населения расположен при въезде в г. Уржум со стороны В-Полян на Отрясовской горе. А также имеются небольшие выемки для добычи глины и песка имеются около каждого населенного пункта района.

Карьер - как пример антропогенного воздействия на природу в нашей местности

На территории Больше-Ройского сельского административного округа почти в каждом населенном пункте имеются небольшие карьеры по добыче песка и глины для кладки и ремонта печей, а известняк для строительства фундамента домов добывается по берегам рек или в оврагах. Величина карьеров невелика. Глубина и ширина карьера, чаще всего не превышает двух метров.

Географическое положение карьера

Для изучения карьера - как примера антропогенного воздействия на природу нашей местности был выбран карьер, расположенный за пределами нашего села. Он расположен на левом берегу р. Ройки к югу от ул. Центральной, на расстоянии 2 км от села. Чтобы добраться до этого карьера нам пришлось пройти до конца улицы Центральной на юг, по старой трассе, до самого моста через реку Ройку. Карьер появился в конце 80-х годов, когда в области начала действовать программа «Дороги». Эта программа была разработана в связи с тем, что длительное время наша область была «белым пятном» на карте автодорог между Центром и Уралом. Большая часть дороги Киров-Вятские Поляны не имела твердого покрытия и в период весеннего бездорожья перекрывалась. Поэтому в середине 80-х годов 20 в. было принято специальное Постановление российского правительства о строительстве автодорог в Кировской области. Строительство участка автодороги по Уржумскому району в сторону В-Полян началось в 1986 г. и закончилось в 1991 г. В этот период понадобился песок для строительства насыпи к мосту через р. Ройку, который стали брать рядом, создав карьер.

Характер местности, где расположен карьер;

Карьер расположен на крутом левом берегу реки Ройки на высоте 8 м от уреза воды.

Размеры карьера

Карьер имеет овальную форму с крутыми отвесными склонами с южной, западной и северной сторон. С восточной стороны отвесная стена отсутствует, с этой стороны от дороги проложен проезд в карьер. Карьер имеет ширину 39 м, длина его 40 м, а высота отвесной стенки 7, 2 м.

Характер обнажения (обрыв, карьер, осыпь)

Для описания обнажения был выбран западный отвесный склон карьера, имеющий осыпь. Общая высота обнажения - 6,2 м, в том числе отвесный склон высотой 5 м, а осыпь горных пород - 1,7 м. Длина обнажения 12,5 м

Описание пластов (снизу вверх)

В результате исследования установлено, что горные породы в нашей местности залегают горизонтально. По глубине залегания их можно определить абсолютный возраст: те породы, которые залегают ниже образовались раньше, чем те, которые залегают выше.

Нижнюю часть обнажения занимает осыпь горных пород общей высотой - 1,7 м. Она сложена суглинком.

Пласт № 1. Мощность пласта 1,2 м. Границы четкие. Порода - песок. Цвет - коричневый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 2. Мощность пласта 0,46 м. Границы четкие. Порода - песок. Цвет - темно-коричневый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 3. Мощность пласта 0,7 м. Границы четкие. Порода - песчаник. Цвет серый. Строение плотное.

Пласт № 4. Мощность 0,25 м. Границы четкие. Порода - песок. Цвет серый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 5. Мощность 0,37 м. Границы четкие. Порода - песчаник. Цвет серый. Строение плотное.

Пласт № 6. Мощность 0,49 м. Границы четкие. Порода - аргиллит - окаменевшая глина, встречающаяся очень редко. Цвет красно-коричневый. Строение плотное.

Пласт № 7. Мощность 0,27 м. Границы четкие. Порода - песчаник с вкраплениями красной глины. Цвет - пестрый. Строение плотное.

Пласт № 8. Мощность 0,7 м. Границы четкие. Порода - суглинок. Цвет коричневый. Строение плотное.

Пласт № 9. Мощность 0,7 м. Границы четкие. Порода - песок пылеватый. Цвет светло-серый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 10. Мощность 0,3 м. Границы четкие. Порода - песок пылеватый (подзол). Цвет светло-серый. Строение рассыпчатое.

Пласт № 11. Мощность 0,05 м. Границы четкие. Луговой войлок. Цвет темно-коричневый. Строение рассыпчатое.

В результате исследования горных пород геологической колонки можно сделать вывод: чередование горных пород говорит о том, что на территории нашей местности длительное время существовали древние пустыни, о чем свидетельствует наличие песка и песчаника. Наличие глины и аргиллита сланца говорит о том, что в отдельные периоды здесь существовали обширные водные бассейны.

Заключение

Таким образом, задачи, поставленные перед началом работы, выполнены. В результате работы над темой, я изучила литературу о карьерах, составила картосхему местонахождения карьера в окрестностях с. Б. Рой.

Описала карьер - как пример антропогенного воздействия человека на природу нашей местности.

В итоге исследования я пришла к следующему выводу:

1. Карьер по-прежнему широко используется населением для хозяйственных нужд, так как не все жители села при переходе на газоснабжение убрали в домах печи, а значит, для ремонта печей понадобится и песок, и глина.

2. Карьер в прошлом году нашел использование в связи с тем, что при строительстве разводящих газовых сетей была сильно разрушена дорога и после завершения строительства газопровода по территории села по договору с администрацией начался ремонт дороги, песок для которого брали в карьере.

3. В результате работы, проводимой в карьере, карьер начал увеличиваться в размерах.

4. Необходимо продолжить работу школьников по изучению антропогенных форм рельефа, начатую в этом году, а местной администрации и жителям села следить за тем, чтобы карьер не превратился в свалку.

Работа над этой темой будет продолжена, т.к. не достаточно изучено воздействие карьеров на характер растительности и на развитие растений, расположенных на обрывистых склонах карьера.

Литература

- Алексеев, А.И. География России: природа и население. - Москва: Дрофа, 2001. - 320 с.: ил., карт.

- Исупова, Е.М. Антропогенный рельеф [Текст] / Е.М.Исупова. // Энциклопедия земли Вятской: природа. Киров, т. 7. 1997 г, / сост. А.Н.Соловьев. - Киров, 1998. - С. 135 - 137.

- Скиннер, М., Редферн, Д., Фармер, Д. География: А-Я. - Москва: Фаир-Пресс, 1999. - 528 с.: ил.

Приложения

Приложение № 1

Картосхема размещения карьера в окрестностях с. Большой Рой.

Масштаб: в 1 см - 250 м.

1: 25 000

Приложение № 2

Картосхема карьера

Масштаб: 1: 300

в 1 см - 3 м.

Приложение № 3

Геологическая колонка залегания горных пород в карьере.

А о А 1 - луговой войлок

А 2 - горизонт вымывания, подзол

άQ4 - песок пылеватый

άQ3 - суглинок

άQ2 - песчаник с вкраплениями красной глины

D3 - аргиллит

άQ2 - песчаник

άQ4 - песок

άQ2 - песчаник

άQ4 - песок

άQ4 - песок

άQ3 - суглинок

Приложение № 4

Вид на карьер с дороги

Вид на дорогу с карьера

Приложение № 5

Обнажение в карьере. Общий вид

Приложение № 6

Измерение высоты осыпи

Приложение № 7

Измерение высоты обнажения с помощью рулетки

Приложение № 8

Взятие образцов горных пород

Приложение № 9

На выступе песчаника

Приложение № 10

Вид на карьер с крутого обрыва

Похожие публикации