Обо всем на свете

Монголия дархан русский городок. Дархан. Второй по величине город Монголии. Административный центр Дархан-уульского аймака. Регионы монголии. О сельском хозяйстве

Материал из Монгольская вики-Энциклопедии

Дархан (монг.дархан - кузнец) - третий по величине центральный сомонный центр Монголии на севере страны, административный центр Дарханского аймака . Расположен в междуречье рек Хара-Гол, река и Шарын-Гол, река . Важный пункт трансмонгольской железнодорожной магистрали.

История

Официальной датой закладки города считается 17 октября 1961 года. Строительство велось при технической и финансовой помощи Советского Союза. Согласно названию города подразумевалось, что он станет промышленным центром для северных территорий Монголии. Город остаётся в основном индустриальным центром, а также местом проживания около 82% населения аймака . Как и в большинстве других монгольских городов, порядка 86% горожан проживает в квартирах, остальное население живёт в юртах на окраинах города. Город расположен примерно в 100 км от границы с Россией. В Дархане имеется консульство России .

Население

  • 1963 год -- 22,8 тыс. жителей.
  • 2007 год -- 74,3 тыс. жителей.
  • 2011 год -- 130,0 тыс. жителей.

В 2011 году собственно в городе проживает 90 000 чел., с пригородами - более 100 000 чел..

Культура

Большинство крупных предприятий, за исключением завода по производству стали и мясоперерабатывающего комбината, в настоящее время приватизированы и находятся в частном ведении. За последние годы получил развитие и частный сектор, что увеличило количество предприятий малого и среднего бизнеса.

  • Кожевенно-меховой комбинат
  • Мясоперерабатывающий комбинат
  • Угольный карьер Шарын-Гол
  • Цементный завод
  • Завод железобетонных изделий
  • Комбикормовый комбинат
  • Элеватор

Дополнительные сведения

  • Андриян Григорьевич Николаев, летчик-космонавт СССР, герой МНР - почетный гражданин города Дархан.

Город расположен на Трансмонгольской железной дороге, от него отходит ветвь протяжённостью 64 км к станции Шарын-Гол.

Города-побратимы

  • Димитровград, Болгари
  • Ирвинг, Техас, США
  • Капошвар, Венгрия
  • Улан-Удэ, Россия

Монголия может похвастаться самой низкой в мире плотностью населения. Половина страны живет в столице. На огромных территориях лишь изредка встречаются городки с населением в пару десятков тысяч, остальное - степь с редкими кочевниками. Вместо дорог везде направления, кроме шоссе от российской границы до китайской границы. Естественно, посмотреть весьма удаленные от цивилизации места, такие как озеру Увс-Нуур, монгольский Алтай или пустыня Гоби, без хорошо оборудованного джипа невозможно. Пришлось ограничиться знакомством с городами.

В Монголии одна линия железной дороги, идущая из России в Китай, с небольшими ответвлениями. Есть еще вторая тупиковая ветка из России на востоке, но там нет пассажирского сообщения. Поезда в Монголии очень старые и медленные, в России такие уже почти вывели из оборота, зато билеты дешевые. Ночь в плацкарте от границы до Улан-Батора (9 часов и 300 км) стоит всего 9 долларов. Белье и чай включены в стоимость билета. Еще в Монголии во всех поездах есть общие вагоны, которые в России уже почти не встречаются. Они весьма популярны, так как поезда все равно удобнее убитых маршруток.



Недавно систему продажи билетов компьютеризировали, так что можно взять билет от промежуточной станции на вокзале в любом городе. Также появился первый быстрый поезд, который пока ходит только по маршруту Улан-Батор - Дархан с остановкой в Зуунхараа. Обещают скоро пустить такие же поезда и в южном направлении до города Сайншанд.



Внутри Европа. Стоит гораздо дороже плацкарта - $11.


Посмотрим на Монголию из окна.



Степь да степь кругом.



Кто научил монголов закапывать в землю шины?



Дархан - третий по величине город Монголии с населением аж 75 тысяч. Основан около 50 лет назад вместе с металлургическим заводом.



Естественно, архитектура здесь не очень выдающаяся.



Серые кирпичные дома украшают надписями традиционным монгольским вертикальным письмом, которое было до кириллицы.



По улицам гуляют коровы.



Прямо Индия, а не Монголия.



Проезжаю часть усиленно очищают от льда.



А на пешеходов всем наплевать.



Как и в Улан-Баторе, здесь огромное количество ломбардов, которые конкурируют между собой. Гостиниц поменьше.



Балконы хрущевок похожи на юрты.



В городе два больших кластера домов, между которыми два холма, на одном из которых Будда, а на другом - смотровая площадка.



Между холмами грандиозный мост.





Интересно, насколько резко заканчивается город.





По второй горе дети катались на ледянках.



Кто-то ходил вокруг горы из камней.



А кто-то задумчиво курил возле горы синих лент.



Дархан является третьим по величине городом Монголии и административным центром аймака Дархан-Уул, проживает здесь немногим больше 70 тысяч человек, расположен он в ста километрах от границы с РФ и в двухстах километрах от Улан-Батора. Особо интересного в нём ничего нет, но мы его выбрали в качестве второго города Монголии для посещения.

Город разделён на старый и новый район. Новый район расположен справа от трассы, а старый слева, если смотреть со стороны Улан-Батора. Посередине на главном перекрёстке города есть статуя Будды и ступы по одну сторону дороги, а по другую какой-то мемориальный комплекс с фонтанами и обзорной площадкой на город.

Так же напротив этого комплекса, в новом районе есть большой, но почему то безлюдный парк "Миний Монгол". Территория парка большая (дина более километра) и всюду развешаны колонки, из которых играет радио, только людей нет, поэтому создаётся впечатление, что ты в заброшенном городе. Мы ради интереса прогулялись по всем основным улицам нового района и выявили, что город весьма похож на наши сибирские райцентры, только людей поменьше. Старый же район больше похож на деревню, потому что почти весь состоит из одноэтажных частных домов, но зато в старом районе есть большой вещевой рынок с товарами китайского и российского производства. Цены там средние, особой дешевизны нет. А вот продукты в Дархане стоят несколько дороже, чем в столице страны. Интересной особенностью нового района является то, что большинство балконов у стандартных советских пятиэтажек нестандартные и оформлены в виде небольших юрт. Есть в городе и несколько религиозных объектов, основной это буддистский монастырь Харагин, расположенный в старом городе и ещё один буддистский комплекс, есть в новом районе.

На въезде в город со стороны Улан-Батора есть интересная статуя металлурга, сваренная из различных металлических частей, среди которых автозапчасти, арматура, швейные машинки, провода и т.д. Расположена она прямо на трассе, близ поворота на Эрдэнэт.

Так же в Дархане, по адресу ул. Молодежная дом 13 имеется генеральное консульство РФ, но особой пользы для путешественников оно не представляет.

Через город проходит трансмонгольская железная дорога и в Дархане останавливаются поезда следующие в Россию и Китай. Вокзал расположен в старом городе. Имеется зал ожидания и буфет, камер хранения нет, на ночь закрывается.

Каждый город Монголии особенный, ведь в бескрайних просторах этого государства так мало населенных пунктов, и разделяют их многие десятки, даже сотни километров.

Второй по размерам город Монголии - Дархан, являющийся административным центром Дархан-Уульского аймака (административная единица страны), тоже считается местом особенным.

Краткий обзор истории развития города

История г. Дархана (Монголия) начинается с 1961 года. Заложен он был тогда в Селенгинском районе Монголии, у «Бурхантын Хэндий» - крохотной железнодорожной станции. Интересен Дархан как образец типичного для Монголии промышленного центра. При помощи специалистов из СССР с 1970 по 1990 годы в нем было сооружено много предприятий.

На сегодняшний день Дархан представляет собой один из самых индустриальных городов монгольского государства. Более половины (76%) всего населения аймака Дархан-Уульского проживает непосредственно в Дархане. По состоянию на конец 2004 года, население всей области составляло приблизительно 90400 человек. Причем, большую часть составляют молодые люди.

«Город дружбы»

Это второе название относительно молодого города Дархана. Построен он был с целью создания важного промышленного центра, направленного на производство строительных конструкций и материалов.

Возведенные монгольскими и русскими рабочими в 1962 году промышленные предприятия быстро развивались вместе с самим городом. Приезжали сюда и представители таких социалистических стран, как Польша, Венгрия и Чехословакия.

Благодаря этому и возникло его второе название, которое оправдывает себя до сих пор. Дархан и сегодня «дружит» с заграничными городами. Международные предприятия здесь имеют свои представительства и офисы.

Особенно примечателен город Монголии Дархан (фото представлены в статье) тем, что застроен он настолько неплотно, что оставляет городские пространства удивительно бескрайними. Например, парк с детскими площадками простирается на несколько километров.

Следует отметить и то, что Дархан, в сравнении с другими населенными пунктами страны - зеленый город. А в окрестностях его водятся самые разные животные: олени, лоси, соболя и бобры, занесенные в государственную Красную книгу.

География, природа и климат

Дархан-Уульский аймак раньше был частью Селенгинского. Расположен он у реки Орхон и в огромных долинах Селенги, между нагорьем Khangai и горами Khentii. Практически вся территория этой области находится над уровнем моря на высоте 700 метров.

Дархан богат минеральными и природными ресурсами, растительностью и удивительно живописной дикой природой. Обширная область Монголии Дархан-Селенга относительно хорошо изучена. Имеет она и богатые месторождения меди, железной руды, угля. Также тут добывают известняк, мрамор, песок и гравий.

Но они используются не в полной мере. Для экономического расширения Дархана в будущем, ресурсы природы будут использованы на основе безвредных для всей окружающей среды передовых технологий.

Климат Дархана континентальный, со средними температурами. В летний период они достигают до +30 градусов, в зимний - до -30 градусов. В районе число солнечных дней составляет 260.

Достопримечательности

Путешественники, которые посещают в Монголии Дархан по пути в столицу Улан-Батор или в Россию, имеют возможность совершить по нему небольшую экскурсию. Со смотровой площадки между старой и новой частями города можно полюбоваться открывающейся панорамой. Примерно в этом же месте находится буддийский комплекс.

Известен город и своим вещевым рынком, расположенным с левой стороны от дороги, ведущей в Улан-Батор. Там приобрести китайские вещи по достаточно низким расценкам.

Благодаря тому, что город проектировался и строился в основном советскими специалистами, он достаточно зеленый. Здесь много деревьев, посаженных советскими военными, строителями и медиками.

Интересен Дархан и своей архитектурой. В отличие от монгольской столицы, он не нагроможден хаотично современными зданиями. Хоть и большая часть районов застроена "советскими" пятиэтажными домами, проектирование здесь велось с учетом своеобразного монгольского колорита.

К примеру, многие балконы пятиэтажек оформлены в местном монгольском стиле. Формами своими они напоминают юрту. Огромная статуя сидящего Будды находится между старой и новой частями города, на возвышенности у главной развязки автодорог.

Примечателен в городе и детский парк, который по площади своей территории в Монголии занимает первое место.

В честь 15-летия металлургического комбината была воздвигнута статуя металлурга, выполненная сваркой из арматуры, швейных машинок, различных шестеренок, запчастей автомобилей и прочих деталей. Этот памятник по отдельным деталям можно рассматривать довольно долго.

Старый Дархан

Монголия не обделена интересными историческими достопримечательностями.

И в старом городе имеется место паломничества верующих буддистов - монастырь Харагин, выполненный из дерева.

А музей народного искусства хранит неплохую коллекцию этнографических и археологических артефактов, которые посвящены монгольской истории и культуре. Имеются здесь и чучела животных.

О сельском хозяйстве

Регион Дарханско-Селенгинский - один из немногих в стране, где монгольские кочевники с древних времен занимались сельским хозяйством. Дархан Уул - аймак, являющийся главным сельскохозяйственным производителем Монголии. Он обладает богатыми ресурсами для развития сельского хозяйства.

Регион этот имеет более теплый климат относительно остальной части государства. Территория бассейна реки Хараа имеет благоприятные условия для выращивания овощей (особенно картофеля). Зерновые культуры также здесь производятся. Вообще, более 90 кооперативов занимаются выращиванием фуража, зерна и овощей.

Сельскохозяйственными районами заняты более 71 % территории аймака, а лесами - более 22 %. Но также многие жители региона занимаются животноводством.

Каждый монгольский город — особенный, ведь в этой стране бескрайних степей так мало населенных пунктов, и между каждым из них — многие десятки и сотни километров. Второй по величине город Монголии, административный центр Дархан-Уульского аймака (такая монгольская административная единица), город Дархан — тоже место особенное.

Дархан, имеющий второе название «Город дружбы», как и некоторые другие монгольские города, появился относительно недавно — в 1961 году на месте крохотной железнодорожной станции «БурхантынХэндий» — с подачи и при существенной помощи Советского Союза. Построен город был с целью стать важным промышленным центром производства строительных материалов и конструкций. Построенные в 1962 году советскими и монгольскими рабочими промышленные предприятия развивались сами и развивали город: сюда приезжали не только из СССР, но и из других стран соцлагеря, таких как Венгрия, Чехословакия, Польша. Собственно, название «Город дружбы» Дархан оправдывает до сих пор: «дружит» с городами из других стран, а международные организации и предприятия имеют здесь свои офисы и представительства. В 1990 году был построен сталелитейный завод. Помимо него в Дархане также имеются мясоперерабатывающий комбинат, зерноперерабатывающая фабрика, кондитерская фабрика, завод по производству алкогольных и неалкогольных напитков, сельскохозяйственные предприятия (а места в аймаке для выращивания зерновых и овощей ой как много) — все эти предприятия кормят и поят не только Дархан-Уульский аймак, но и всю Монголию. Кроме того, в местные высшие учебные заведения стекаются студенты со всей страны.

Климат Дархана — континентальный, с теплым летом (+20-25 С°) и суровой зимой (-10-30 С°), зато здесь солнечно почти круглый год: более 260 солнечных дней в году достаточно для хорошего самочувствия как горожан, так и туристов.

Примечателен Дархан, например, тем, что застройка здесь не просто не плотная, а оставляющая городские пространства настолько бескрайними, насколько возможно: например, несколько километровый парк с детскими площадками. Дархан — город чрезвычайно зеленый, а в его окрестностях водятся разнообразные животные: соболя, олени, занесенные в Красную книгу Монголии бобры, лоси.

Между старым и новым (насколько это возможно в таком юном городе) Дарханом находится смотровая площадка, с которой можно обозреть город. В старом городе есть место паломничества — монастырь Харагин, расположенный в деревянном домике, а в новом — буддийский комплекс. В Музее Дархана, он же Музей народного искусства, хранится приличная коллекция археологических и этнографических артефактов, посвященных монгольской культуре и истории, а также чучела животных. На выезде из города стоит статуя металлурга, воздвигнутая в честь 15-летия Дарханского металлургического комбината. Она любопытна тем, что сварена из арматуры, различных шестеренок, швейных машинок, автомобильных запчастей и прочих деталей и предметов — ее интересно разглядывать и пытаться узнать, что есть что.

Похожие публикации