Обо всем на свете

Жалоба на решение налоговой в арбитражный. Административный иск о признании решения налогового органа незаконным

6. Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа.

Арбитражный суд Удмуртской Республики 426057, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Ломоносова, д.5 Истец: ______________________________ Телефон_______, факс_________________ Адрес электронной почты ________
(при наличии)
Ответчик: ______________________________ Почтовый адрес:_____________________ _____________________________________ Юридический адрес:__________________ Цена иска_____________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ об оспаривании ненормативного акта налогового органа «__»___20__г. Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по _________ району г.____ (далее ИФНС РФ ПО ____г.___) проведена выездная налоговая проверка заявителя на основании решения руководителя налогового органа №_____ от «__»____20__г. По результатам проверки составлен акт №____ от «__»____20__г. и вынесено решение №___ от «__»_____20__г. В соответствии с решением заявителю доначислен налог______ за __________ в сумме ______руб., пени в сумме _________руб. и штраф по статье ____ Налогового кодекса Российской Федерации в сумме_______ . Не согласившись с решением, заявитель в соответствии со статьей 101-1 Налогового кодекса Российской Федерации «__»___20__г. обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Удмуртской Республике. В удовлетворении жалобы было отказано решением №___ от «___»_____20__г.., что явилось основанием для обращения с заявлением об оспаривании решения, принятого по результатам проверки в арбитражный суд.

С принятым решением №_____ от «__»_____20__г. не согласны по следующим основаниям:__________________________________________________________________

(излагаются пункты решения с указанием норм законодательства, которыми они не соответствуют). Несоответствующий закону ненормативный акт налогового органа должен быть признан недействительным. В результате принятия данного решения были затронуты имущественные права и законные интересы заявителя. При подаче заявления платежным поручением №___от ____20__г. уплачена госпошлина в сумме______руб.., которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возмещению из бюджета Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь статьями ___, 100, 101-2, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 27, 29, 110, 125, 126, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прошу: 1. Признать незаконным решение Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по _________ району г.____ от «__»____20_г. №______ « О_________________» в полном объеме (вариант: «в части _____________). 2. Возместить из бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме _____руб., уплаченную по платежному поручению №__ от «__»______20__г. Приложение: 1.Копия акта выездной налоговой проверки № __ от ______20_г. с приложением. 2. Копия решения ИФНС РФ по ______г._____ от «__»__20__г. №___ 3.Копия решения начальника ИФНС РФ по ______г._____ о проведении выездной налоговой проверки. 4. Копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающих доводы заявителя (указывается расшифрованный перечень данных документов). 5.Копия апелляционной жалобы вышестоящему налоговому органу от «__»___20_г. 6. Копия решения Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Удмуртской Республике №__от «__»__20__г. по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с доказательством поступления заявителю.. 7.Свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя). 8. Квитанция отделения связи об отправке ответчику копии искового заявления. 9. Документ об оплате госпошлины. Директор () Примечание: По данной категории споров с 1 января 2008года обратиться в суд за признанием незаконным решения налогового органа принятого по результатам выездной налоговой проверки допустимо только после обжалования такого решения в вышестоящий налоговый орган (п.5 ст.101-2 Налогового кодекса РФ). Данное правило распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2009г. Примечание: При подготовке искового заявления обратите внимание на: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации" Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 2007 г. N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах"

Об обязании произвести налоговый вычет (образец).

При составлении административного иска о признании решения налогового органа незаконным, Вам следует выбрать из представленных в образце вариантов написания соответствующий Вашей ситуации. Ненужные варианты следует удалить. При возникновении трудностей в составлении иска следует обратиться к профессиональному юристу.

В ________________________ районный суд

Административный истец:

(Ф.И.О. налогоплательщика)

(место жительства или пребывания)

______________________________________,

(дата и место рождения)

Представитель административного истца:

______________________________________

адрес: _________________________________,

телефон: _____________, факс: __________,

адрес электронной почты: ________________

Административный ответчик:

_______________________________________

(наименование налогового органа)

адрес: ________________________________,

телефон: ____________, факс: __________,

адрес электронной почты: _______________

Госпошлина: ____________________ руб.

Административное исковое заявление о признании решения налогового органа незаконным, о признании права на имущественный/социальный налоговый вычет, об обязании произвести налоговый вычет

«___» ________ ____ г. ______________________________________ (далее — Административный истец) обратился в __________________________________________________ (наименование налогового органа) с заявлением о предоставлении налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за налоговый период с _______ по _______ в связи с несением расходов по ______________________________________ в размере _________.

К заявлению о предоставлении налогового вычета от «___» ________ ____ г. были приложены следующие документы, подтверждающие право Административного истца на предоставление вычета:

  1. ____________________________________.
  2. ____________________________________.

Недоимки по налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам у Административного истца не имеется, что подтверждается _______________________________.

«___» ________ ____ г. Административным ответчиком было принято Решение N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета в размере ________ (__________) руб. с указанием следующих причин отказа: ____________________________.

Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

«___» ________ ____ г. Административный истец обратился в вышестоящий в порядке подчиненности орган ________________________________________________________________ с жалобой на Решение Административного ответчика от «___»________ ____ г. N ___, в результате рассмотрения которой Решение Административного ответчика от «___» ________ ____ г. N ___ было оставлено в силе, а жалоба Административного истца оставлена без удовлетворения по следующим основаниям: ___________________________.

Административный истец считает Решение Административного ответчика от «___» ________ ____ г. N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета в размере ________ (__________) руб. незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы Административного истца.

Право Административного истца на предоставление социального/имущественного налогового вычета на основании ______________________________________________________ (указать номер пункта ст. ст. 219, 220 НК РФ) подтверждается следующими документами/доказательствами:

  1. ____________________________________.
  2. ____________________________________.
  3. ____________________________________.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 137, 138, 219, 220 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 125, 126, 218 — 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

  1. Признать незаконным и отменить Решение Административного ответчика от «__» _______ ____ г. N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета.
  2. Признать за Административным истцом право на социальный/имущественный налоговый вычет в размере ________ (____________) руб.
  3. Обязать Административного ответчика предоставить Административному истцу социальный/ в размере ________ (____________) руб.
  4. Обязать Административного ответчика возместить понесенные Административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере ________ (__________) руб. и судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего Административного искового заявления, в размере ________ (__________) руб.

Приложения:

  1. Копия Заявления в адрес Административного ответчика от «___» __________ ____ г. о предоставлении налогового вычета.
  2. Копии документов, приложенных к Заявлению Административного истца от «___» ________ ____ г., и их опись.
  3. Документы, подтверждающие поступление Заявления Административного истца от «___» __________ ____ г. и его принятие Административным ответчиком.
  4. Копия Решения Административного ответчика от «___» ________ ____ г. N ___ об отказе в предоставлении налогового вычета.
  5. Копии документов, подтверждающих право Административного истца на предоставление налогового вычета.
  6. Копии документов, подтверждающих отсутствие у Административного истца недоимок по налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам.
  7. Копия ответа/решения вышестоящего в порядке подчиненности органа, которым решение Административного ответчика об отказе в предоставлении Административному истцу налогового вычета оставлено в силе.
  8. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов для Административного ответчика.
  9. Документы, подтверждающие размер понесенных Административным истцом судебных расходов.
  10. Квитанция об уплате госпошлины.
  11. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от «___» ______ ___ г. N ____; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).
  12. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от «___» ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от «___» ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).
  13. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых Административный истец основывает свои требования.

«___» __________ ____ г.

Административный истец (представитель):

_________________/_______________________________/

Налогоплательщик имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Данная стадия обжалования решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности является фактически последней, поэтому к ней необходимо отнестись наиболее ответственно. Порядок судебного обжалования регламентируется а Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее по тексту - АПК РФ). Отметим, что в настоящей статье рассматривается порядок обжалования решения налогоплательщиками - юридическими лицами.
При принятии решения об обжаловании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику на стадии подачи искового заявления необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Налогоплательщику необходимо определить подведомственность и подсудность, то есть, проще говоря, суд, в который необходимо подать соответствующее заявление.
В соответствии со ст. ст. 27 и 34 АПК РФ при обжаловании решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику необходимо подавать заявление в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа (край, область, г. Санкт-Петербург и пр.).
- В соответствии со ст. 198 АПК РФ по общему правилу заявление об обжаловании решения подается налогоплательщиком в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Как правило, это трехмесячный срок с момента получения налогоплательщиком решения.
При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца (ст. 114 АПК РФ). Пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Восстановление данного срока осуществляется на основании ходатайства налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин.
Иначе говоря, порядок исчисления сроков для подачи заявления в арбитражный суд аналогичен порядку для исчисления срока подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
В связи с этим, если налогоплательщик принимает решение обжаловать решение в вышестоящий орган и в суд, то во избежание пропуска срока для подачи соответствующего заявления в суд ему целесообразно делать это одновременно. В случае удовлетворения жалобы налоговым органом до рассмотрения заявления арбитражным судом налогоплательщик может в порядке ст. 49 АПК РФ уточнить исковые требования с учетом решения налогового органа.
- При подаче налогоплательщиком заявления в арбитражный суд необходимо определиться с предметом заявления, а также с требованиями заявителя.
Как правило, при обжаловании решения о привлечении к налоговой ответственности предметом является решение налогового органа, а требования состоят в признании данного решения незаконным (полностью либо частично). Вместе с тем на практике иногда возникает необходимость обжалования не только решения, но и вынесенного на его основании требования об уплате налога. В таком случае налогоплательщик вправе соединить требование о признании решения незаконным и требование о признании недействительным требования в одном заявлении в силу их взаимосвязи на основании ст. 130 АПК РФ.
- Для принятия заявления к рассмотрению налогоплательщику необходимо уплатить государственную пошлину. Порядок уплаты госпошлины регулируется гл. 25.3 НК РФ. Пошлина уплачивается в федеральный бюджет. По делам о признании решения налогового органа незаконным размер пошлины составляет 2000 руб. В случае соединения в одном заявлении требований о признании решения и требования недействительными пошлина уплачивается в двойном размере (по 2000 руб. за рассмотрение каждого требования).
- При составлении заявления и обосновании своей позиции налогоплательщику необходимо указать на факты и выводы, изложенные в решении, с которыми он не согласен, а также указать нормы права, которые, по его мнению, нарушены при вынесении данного решения, иные факты и обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности выводов налогового органа. При обосновании своей позиции налогоплательщик может ссылаться на решения ВАС РФ, ВС РФ, КС РФ. Кроме того, для усиления своей позиции налогоплательщик может привести и решения федеральных арбитражных судов, подтверждающие позицию налогоплательщика, поскольку данные документы будут свидетельствовать о единообразии в толковании и применении арбитражными судами норм права. Заметим, что нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права является основанием для отмены изменения или отмены судебного решения при рассмотрении дела в порядке надзора ВАС РФ.
Кроме обоснования своей позиции нормами материального права, налогоплательщик может требовать признания решения незаконным и по формальным основаниям, к примеру, в связи с нарушением налоговым органом порядка проведения налоговой проверки, порядка привлечения к налоговой ответственности и пр. Вместе с тем, по нашему мнению, данные формальные основания должны служить дополнением к основной позиции налогоплательщика, поскольку удовлетворение исковых требований лишь по формальным основаниям на практике встречается достаточно редко.
- На стадии подачи заявления в суд налогоплательщику необходимо определить и доказательственную базу, то есть доказательства, которые будут, по его мнению, свидетельствовать о соблюдении им норм налогового законодательства и, соответственно, об отсутствии состава или события вменяемого правонарушения. Иными словами, налогоплательщик должен найти и попытаться доказать обстоятельства, на которые он будет ссылаться как на основание своих требований (ст. 65 АПК РФ). При определении доказательственной базы, по нашему мнению, налогоплательщику необходимо руководствоваться принципом: "чем больше доказательств, тем лучше", хотя, конечно, виды доказательств, их объем и пр., должны определяться индивидуально исходя из конкретной ситуации.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в соответствии с законодательством сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. К ним, например, относятся письменные доказательства и объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Одной из особенностей арбитражных дел о признании решений налогового органа незаконным является то, что основой доказывания по данному делу являются письменные доказательства. К письменным доказательствам относятся, в частности, документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела:
- договоры;
- акты;
- справки;
- деловая корреспонденция;
- иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Особыми письменными доказательствами по делу о признании решения незаконным являются также первичные документы и данные бухгалтерского учета, отражающие совершение тех или иных операций, запросы налогоплательщика в государственные органы, своим контрагентам с просьбой подтвердить те или иные факты и ответы на них.
- Документы, на которые налогоплательщик ссылается в заявлении, прилагаются к заявлению. К представляемым письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык. В соответствии со ст. 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. На основании данной нормы в арбитражный суд, как правило, представляются копии документов, заверенные в установленном порядке (с отметкой "Копия верна" с указанием должности, фамилии заверившего их лица). В судебном заседании, помимо заверенных копий, суду представляются подлинники данных документов.
- При подаче заявления в суд в обоснование своей позиции налогоплательщику желательно представлять все документы, поскольку при изучении и рассмотрении заявления суду будет проще разобраться в спорной ситуации. При этом необходимо учитывать, что в том случае, если налогоплательщик не приложил к заявлению какие-либо документы (доказательства), он может представить их в процессе рассмотрения дела. В данном случае налогоплательщиком все равно будет выполнено требование АПК РФ о заблаговременном ознакомлении с доказательствами других лиц, участвующих в деле.
Другие доказательства при рассмотрении дел о признании решения налогового органа недействительным используются достаточно редко. Однако при возможности представить другие доказательства данной возможностью желательно воспользоваться. Например, для подтверждения характера выполненных работ можно представить фотоснимки и др.
- При составлении заявления в суд налогоплательщику необходимо руководствоваться положениями АПК РФ, которые устанавливают требования к форме, а также к содержанию заявления (ст. ст. 125, 126, 199 АПК РФ).
Заявление, подписанное налогоплательщиком или его представителем, подается в письменной форме с обязательным указанием на:
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- наименование истца, его место нахождения (если истцом является индивидуальный предприниматель, - его место жительства, дата и место его рождения, дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Налогоплательщиком-организацией указывается его организационно-правовая форма и адрес, по которому он зарегистрирован;
- наименование органа, который принял оспариваемое решение (указывается налоговый орган, вынесший обжалуемое решение);
- название, номер, дата принятия оспариваемого решения;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением;
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта (решения) недействительным;
- перечень прилагаемых документов.
В обязательном порядке к заявлению в арбитражный суд представляются:
- уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют. Налогоплательщик обязан направить в налоговый орган копию искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у него отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 125 АПК РФ);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины. Представляется платежное поручение с отметкой банка о перечислении суммы в федеральный бюджет;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
- копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления. Представляется подлинник доверенности, оформляемой в соответствии с требованиями ст. 185 Гражданского кодекса РФ;
- текст оспариваемого решения.
Кроме того, налогоплательщику необходимо учитывать, что в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
В случае если указанные выше требования к заявлению не будут налогоплательщиком выполнены, то заявление, в соответствии со ст. 128 АПК РФ, может быть оставлено судом без движения (не будет принято к производству) до устранения обстоятельств в порядке, установленном определением суда.
- При принятии решения об обжаловании решения налогового органа и подготовке соответствующего заявления налогоплательщик, естественно, заинтересован в том, чтобы начисленные на основании решения суммы налогов и пени не были взысканы в бесспорном порядке.
Для этого налогоплательщику необходимо вместе с заявлением о признании решения недействительным подготовить и направить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении действия решения в соответствии со ст. 199 АПК РФ. В данном ходатайстве, по нашему мнению, необходимо указать причины, на основании которых налогоплательщик считает необходимым приостановить действие решения с приложением подтверждающих документов. При этом, учитывая, что на основании решения налогоплательщику выставляется требование об уплате налогов и пени с указанием срока для осуществления данного действия (как правило, 5 - 10 дней), ему необходимо составить заявление и соответствующее ходатайство в данный срок.
После принятия заявления к производству судом осуществляется подготовка дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами гл. 14 АПК РФ. После подготовки дела судом назначается судебное заседание (гл. 19 АПК РФ).

Если с заявлением в Арбитражный суд выходит ФНС РФ

Взыскание налоговых санкций с налогоплательщика должно осуществляться налоговым органом исключительно в судебном порядке, то есть путем подачи заявления в суд; взыскание штрафных санкций в бесспорном порядке, в отличие от недоимки и пени, не допускается (ст. 114 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что рассмотренные в статье вопросы защиты интересов налогоплательщика будут справедливы и для других ситуаций взыскания штрафа, а не только для случаев взыскания штрафа на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Данная стадия защиты интересов налогоплательщика имеет свои особенности, обусловленные существом спора.
- В соответствии со ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции. Иначе говоря, основанием для привлечения налогоплательщика является вынесенное налоговым органом в отношении данного лица решение о привлечении к налоговой ответственности. При этом необходимо учитывать, что иные документы, например акт проверки, требование, не могут являться основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции.
- Налогоплательщику необходимо обратить особое внимание, что до обращения с заявлением в суд налоговым органом должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора (абз. 2 п. 1 ст. 104 НК РФ). Как правило, такое предложение делается налогоплательщику в форме требования об уплате штрафа или непосредственно указывается в решении с указанием срока на его добровольное исполнение.
Иными словами, до подачи заявления налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить суммы налоговой санкции (штрафа). И только в случае неуплаты налогоплательщиком штрафа в добровольном порядке в установленный срок налоговый орган вправе предъявить заявление в суд.
При этом необходимо учитывать, что досудебное урегулирование спора является обязательной процедурой, на соблюдение которой налогоплательщику необходимо обратить особое внимание, поскольку его несоблюдение налоговым органом является в силу ст. 128 АПК РФ основанием для оставления заявления без движения или его возвращения налоговому органу (ст. 129 АПК РФ).
- Необходимо учитывать, что для взыскания налоговой санкции в судебном порядке налоговым законодательством установлен срок, нарушение которого приведет к невозможности взыскания штрафов (пресекательный срок).
Так, согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Заметим, что в соответствии с пп. 4 ст. 109 НК РФ пропуск данного срока является основанием, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности. Другими словами, в случае если налоговый орган обратится в суд с заявлением о взыскании соответствующего штрафа за пределами данного срока и этот факт будет установлен судом, налоговая санкция взыскана не будет в силу пропуска шестимесячного срока и, соответственно, отсутствия правовых оснований для ее взыскания.
- При рассмотрении вопроса о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности последнему необходимо учитывать следующее. Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности и взыскание соответствующей налоговой санкции возможно только при наличии вины в действиях (бездействиях) налогоплательщика.
В соответствии с пп. 2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении правонарушения является основанием, исключающим применение ответственности.
При этом необходимо отметить, что ст. 111 НК РФ предусматривает основания, исключающие наличие вины в действиях налогоплательщика. Наличие указанных обстоятельств сделает невозможным также и взыскание штрафа. Ими, в частности, признаются:
- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
- выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Данные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.
- Существенной особенностью дел о взыскании налоговой санкции является установление смягчающих ответственность оснований. В соответствии со ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Иными смягчающими обстоятельствами могут быть любые обстоятельства, признанные таковыми судом.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения.
- При получении налогоплательщиком копии заявления в суд налогового органа о взыскании налоговой санкции ему необходимо подготовить отзыв на данное заявление (ст. 131 АПК РФ). Отзыв - это возражения налогоплательщика относительно заявления налогового органа (изложенных в нем требований). В случае принятия налогоплательщиком решения об обжаловании решения о привлечении к налоговой ответственности, он может подать встречное заявление о признании данного решения недействительным.
Итак, отзыв на заявление ИФНС направляется налогоплательщиком в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания. При этом в отзыве указываются:
- наименование заявителя, его место нахождения или место жительства;
- наименование заинтересованного лица, его место нахождения;
- возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;
- перечень прилагаемых к отзыву документов.
Отзыв подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание отзыва.
Как правило, о необходимости представления отзыва указывается в судебном определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания.
К сожалению организации ведущие активную хозяйственную деятельность зачастую попадают под внеплановые налоговые проверки результатом которых становятся как правило вынесение решение о доначисление налогов, штрафных санкций и пени. Однако уже при представлении мотивированных разногласий по акту проверки налоговики вынуждены с некоторыми замечаниями соглашаться и принимать. По этому не следует пренебрегать своими правами на всех стадиях налогового контроля, в том, числе в обязательном порядке необходимо обращаться за защитой нарушенных прав в вышестоящие налоговые органы и в Арбитражный суд при непосредственной помощи квалифицированных и опытных юристов.


Юрист ООО «Мегаполис-Консалтинг»
Беленичева Анна Борисовна

Похожие публикации