Обо всем на свете

Склонение личных имён. Какие фамилии не склоняются: пошаговая инструкция Как правильно писать фамилию в родительном падеже

В настоящей статье кратко рассматриваются основные вопросы «Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке».

Внимание акцентируется на самых спорных и сложных случаях употребления. Имена и фамилии рассмотрены отдельно.

1. Склонение фамилий

1.1. Подавляющее большинство русских фамилий имеет формальные показатели - суффиксы -ов- (-ев-), -ин-, -ск-: Задорнов, Тургенев, Путин, Малиновский, Ямской. Такие фамилии склоняются, образуя две соотносительные системы форм - женского и мужского рода, называющие соответственно лиц женского и мужского пола. С обеими системами сопоставима единая система форм множественного числа.

Примечание. Все это напоминает систему форм прилагательного (кроме отсутствия форм среднего рода). Так как соотношение мужских и женских фамилий является абсолютно регулярным и не имеет анологий среди нарицательных существительных, то приходит такая мысль: не следует ли считать русские фамилии особенным типом «родоизменяемых» существительных.

1.2. Фамилии с формальным показателем -ск- склоняются в женском и мужском роде и во множественном числе как прилагательные: Малиновский, Малиновского, Малиновскому…, Достоевская, Малиновской…, Малиновские, Малиновских и т. д.

Относительно немногочисленны русские фамилии, склоняющиеся как прилагательные и не имеющие показателя -ск-. К ним относятся: Благой, Дикий, Броневой, Толстой, Гладкий, Боровой, Береговой, Лановой, Поперечный и т. п. (перечень таких фамилий можно найти в книге «Современные русские фамилии». Авторы: А. В. Суслова, А. В. Суперанская, 1981. С. 120-122).

1.3. Фамилии с формальными показателями -ин- и -ов- имеют в мужском роде особое склонение, не встречающееся ни среди нарицательных существительных, ни среди личных имен. В них объединены окончания прилагательных типа отцов и существительных второго склонения мужского рода. Способ склонения фамилий отличается от склонения притяжательных прилагательных окончанием предложного падежа (ср.: о Карамзин-е, о Грибоедов-е, - о мамин-ом, об отцов-ом), от склонения указанных существительных - окончанием творительного падежа (ср.: Никитин-ым, Кольцов-ым, - кувшин-ом, остров-ом).

Соотносительные женские фамилии склоняются как притяжательные прилагательные в форме женского рода (ср. как склоняются Каренина и мамина, Ростова и отцова). То же надо сказать о склонении фамилий на -ин и -ов во множественном числе (Рудины, Базаровы склоняются как отцовы, мамины).

1.4. Все прочие мужские фамилии, имеющие нулевое окончание в именительном падеже (при написании они кончаются согласной буквой й или мягким знаком) и основы на согласные, кроме фамилий на -их, -ых, склоняются как существительные мужского рода второго склонения. Такие фамилии имеют в творительном падеже окончание -ем, (-ом): Гайдаем, Врубелем, Герценом, Гоголем, Левитаном, Хемингуэем. Такие фамилии воспринимаются как иностранные.

Соотносительные женские фамилии не склоняются: с Анной Магдалиной Бах, о Мэри Хемингуэй, с Надеждой Ивановной Забелой-Врубель, Любови Дмитриевне Блок, Наталии Александровны Герцен, о Зое Гайдай.

Примечание. Чтобы применять это правило, нужно знать пол носителя фамилии. Отсутствие такой информации ставит пишущего в затруднительное положение.

Форма, в которой стоит фамилия, информирует о поле соответствующего лица. Но если писатель (автор) не имел нужных сведений, был небрежен или нетверд в применении грамматики русского языка, читатель получает ложную информацию.

Фамилии данного типа множественного числа тоже склоняются как существительные мужского рода: написал Хемингуэям, Блокам, побывал у Гайдаев, у Герценов, у Врубелей и т. п.

Примечание. Существуют особые правила использования таких фамилий в одних случаях в несклоняемой форме, в других - в склоняемой форме множественного числа. Данные правила к морфологии относятся меньше, а больше к синтаксису. Они довольно подробно описаны в Справочнике по правописанию и литературной правке Д. Э. Розенталя (§149, п. 10, С. 191-192). Согласно этим правилам рекомендуется: у отца и сына Ойстрахов, но у отца и дочери Гилельс, с Томасом и Генрихом Маннами, но с Робертом и Кларой Шуман. В данной статье эта информация подробно не рассматривается.

1.5. Описанное выше простое правило склонения фамилий на согласные, не имеющих формальных показателей -ов-, -ин, для некоторых редких фамилий применить очень трудно, например, для тех, которые омонимичны склоняющимся по третьему склонению географическим названиям или нарицательным существительным. Так, в грамматическом приложении к «Справочнику личных имен народов РСФСР» говорится о затруднениях, которые возникают при необходимости просклонять такие фамилии, как Астрахань, Любовь, Грусть.

В этом же пособии говорится, что для иных фамилий с трудностями связано только образование множественного числа (фамилии Ус, Сон, Гей, Полоз, Палец, и др.).

Склонение множества фамилий (как в единственном, так и во множественном числе) оказывается трудным из-за неясности, нужно ли в них поддерживать беглость гласных по образцу омонимичных им или похожих внешне нарицательных существительных (Журавеля или Журавля - от Журавель, Мазурока или Мазурка - от Мазурок, Кравеца или Кравца - от Кравец и т. п.). Такие затруднения нельзя решить с помощью использования правил. В таких случаях нужен словарь фамили, определяющий рекомендации для каждой фамилии.

1.6. Отдельный тип характеризует русские фамилии на -ых (-их), которые происходят от формы родительного (или предложного) падежа прилагательных во множественном числе: Черных, Белых, Кудреватых, Кручёных, Рыжих, Долгих. Учитывая нормативность русского языка, подобные фамилии не склоняются: лекции Черных, роман Седых, творчество Крученых и т. п.

Примечание. В нелитературной (разговорной) речи действует стремление к склонению таких фамилий, если они принадлежат мужчинам, оказывающее воздействие тем сильнее, чем ближе общение с владельцем данной фамилии. В уже не функционирующем Московском городском педагогическом институте им. Потёмкина учащиеся там в сороковых-пятидесятых годах посещали лекции Черныха, сдавали зачёты и экзамены Черныху и т.п. (просто говорить по-другому никому даже не приходило в голову). Если бы эта тенденция сохранилась, фамилии на -ых, -их не отличались бы от остальных фамилий на согласные, которые рассматривались в п. 13.1.4.

1.7. Иногда, учитывая морфологическое устройство некоторых фамилий, их исходная форма может быть оценена неоднозначно. Такое бывает редко, но эти случаи лингвистически очень интересны с точки зрения трудностей, которые могут возникнуть при их склонении. Наблюдаются трудности при определении «русских» и «нерусских» фамилий на -ов и -ин; к последним принадлежат, например, Флотов (немецкий композитор), Гуцков (немецкий писатель), Кронин (английский писатель), Дарвин, Франклин и т. п. С точки зрения морфологии «русскость», или «нерусскость» определяется выделением, или не выделением в фамилии формального показателя (-ов- или -ин-). Наличие такого показателя показывает, что творительный падеж содержит окончание -ым, а соответственная женская фамилия склоняется (Фонвизиным, Фонвизиной), а если не выделяется - то образуется творительный падеж с окончанием -ом, а женская фамилия не склоняется (с Анной Вирхов, Вирховом). Ср. «омонимы»: у Ханны Чаплин, Чарльзом Спенсером Чаплином и Николаем Павловичем Чаплиным, с Верой Чаплиной.

Примечание. Учитывая материалы Л. П. Калакуцкой, иногда соответственные мужские и женские фамилии формируются морфологически несоответственно (творительный падеж Цейтлиным, можно сочетать с несклоняемой формой Цейтлин фамилии женщины). Урегулирования здесь можно достичь, только используя специальный словарь фамилий, который содержит грамматические правила. Поэтому редактор должен обязательно следить за морфологически противоречивыми друг другу формами, чтобы они не встречались хотя бы в пределах одной статьи.

Существуют нерусские (предпочтительно немецкие) фамилии на -их: Дитрих, Аргерих, Эрлих, Фрейндлих и т. п. Подобные «иноязычные» фамилии, ни в коем случае, нельзя принимать за русские фамилии на -их потому, что в русских фамилиях перед основой –их, почти никогда не находятся мягкие согласные, которые имеют твердые пары. Это связано с тем, что в русском языке очень мало прилагательных с подобными основами (т.е. таких прилагательных, как синий; и есть ли фамилия Синих).

Но бывает, что конечному -их в фамилии предшествует шипящая или задненебная согласная, её принадлежность к несклоняемому типу будет правильна при соотнесенности с основой прилагательного (например, Ходячих, Гладких); если такое условие отсутствует, подобные фамилии воспринимаются морфологически неоднозначно (например, Товчих, Хасхачих, Грицких). Хотя подобные случаи встречаются довольно редко, всё равно следует учитывать эту реальную возможность.

Существует вероятность восприятия неоднозначности фамилий, исходные формы которых заканчиваются йотом (на письме й) с предшествующими им гласными и или о. Это такие фамилии, как Побожий, Топчий, Рудой, Бокий иногда их воспринимают и как имеющие окончания -ий, -ой и, следственно склоняющиеся как прилагательные (Топчему, Топчего, в женском роде Топчей, Топчая) и как содержащий нулевое окончание, склонённое относительно образца существительных (Топчию, Топчия, в женском роде форма Топчий не изменяется). Чтобы решить подобные спорные вопросы, нужно опять обращаться к словарю фамилий.

1.8. Склонение фамилий, оканчивающихся в исходной форме на гласные, не зависит от того, мужские они или женские.

Примечание. Материал Л. П. Калакуцкой показывает, что существует тенденция распространять соотношение, закономерное для фамилий на согласные, на фамилии с конечным а, т.е. склонять мужские фамилии, не склоняя женские. Редакторам следует всячески способствовать изживанию этой практики.

Рассмотрим фамилии на гласные, исходя из их буквенного облика.

1.9. Фамилии, которые необходимо отразить в письменном обращении, заканчивающиеся на букву: е, э, и, ы, у, ю – не склоняются. Например: Фурье, Гёте, Орджоникидзе, Мегрэ, Руставели, Ганди, Джусойты, Шоу, Камю и пр.

1.10. Это же правило распространяется на фамилии, которые имеют окончание «о» или «ко», «енко». С окончанием на «о» – Гюго, Пикассо, Карузо. Или такие фамилии, как: Громыко, Семашко, Степаненко, Макаренко, т.е. в основном, имеющие украинские корни. И, если в сороковых – пятидесятых годах прошлого века могли допускаться склонения таких фамилий, то сейчас это не приемлемо.

1.11. Склонение фамилий, заканчивающихся на букву «а», имеет ряд отличий от предыдущего правила. В данном случае имеют значение такие знаки: куда падает ударение, а также происхождение фамилии. Не склоняются фамилии, заканчивающиеся на не ударную букву «а» и имеющие перед ней гласные «и», «у». А так же окончание «а» ударная, в основном это фамилии французского происхождения.

Например, гласные перед «а»: Галуа, Делакруа, Моравиа, Гулиа. Или французские фамилии: Ферма, Дюма, Петипа и пр.

Склоняются фамилии, если окончание «а», стоит после согласной, не ударное, или ударное вычленяемое, в соответствии с правилами морфологии. К ним относятся чаще фамилии славянского, восточного происхождения.

Спиноза – Спинозу – Спинозе, Петрарка, Глинка, Окуджава и т.д.; Кваша – Квашу – Кваше, Митта и т.д.

Существуют фамилии, принадлежащие русскому или иностранному лицу. В таких случаях здесь играет роль, как будет склоняться мужская и женская фамилия. Окончания «ов», «ин», принадлежащие лицам русского происхождения, склоняются в творительном падеже, как «ым» — мужской пол и «ой» — женский пол. С Николаем Чаплиным – русский вариант и Чарльзом Чаплином – иностранный, а женский род, с Верой Чаплиной и Ханной Чаплин. Иначе говоря, фамилии не русского происхождения, заканчивающиеся на «ов» и «ин», женского рода не склоняются.

1.12. Фамилии, оканчивающиеся на «я», склоняются, за исключением ударного окончания и происхождения. Золя, Труайя – не склоняются. Головня, Данелия, Берия, Гойя – склоняются, т.к. ударение приходится не на окончание.

Не все грузинские фамилии склоняются. Это зависит от вида заимствования в русском языке. Фамилии с окончанием «ия», (Данелия) – склоняются, на конце «иа» — не склоняют, (Гулиа).

1.13. Возникает вопрос, в каких случаях фамилии склоняются, а в каких нет, и здесь все зависит от выше приведенных правил. А как быть, если это фамилия во множественном числе. Существует справочник нестандартных фамилий, где сказано, что независимо от того, склоняется фамилия или нет, во множественном числе она должна соответствовать исходной и не склоняться. Например, в единственном числе – с Леонидом Зоей, передать Леониду Зое, а во множественном – все члены семьи Зоя. Хотя не исключены склонения таких фамилий во множественном числе, как Окуджава, Дейнека, Зозуля. Был в семье Окуджава или встречался с Окуджавами, Дейнеками, Зозулями.

В то же время Митта, Шульга и пр. фамилии, оканчивающиеся на «а», невозможно склонять во множественном числе. В данном случае, как автор, так и редактор должны полагаться на свои знания и ощущения языкового барьера. Противоречия, которые могут возникнуть со склонением иностранных фамилий, следует избегать, хотя-бы в одном и том же тексте.

2. Склонение личных имен

2.1. Между личными именами и нарицательными существительными особых морфологических различий нет. Их род не изменяется (конечно, Евгений и Евгения, Александр и Александра являются исключениями). Среди личных имен слова, имеющие особое склонение, отсутствуют – обратите внимание на фамилии, оканчивающиеся на -ин и -ов. Однако у личных имён есть и характерная черта – среди них отсутствуют слова среднего рода, однако средний род встречается редко и у одушевлённых существительных нарицательного вида.

2.2. В личных именах может встречаться существительное 3 склонения. Именно это отличает их от фамилий и морфологически сближает с существительными нарицательного вида. С помощью 3 склонения можно склонять такие имена, как:

  • Любовь (О любови, Любови);
  • Жизель;
  • Адель;
  • Руфь;
  • Рахирь;
  • Агарь;
  • Юдьфь;
  • Эсфирь;
  • Суламифь.

Есть и такие имена, которые иногда склоняются, иногда – нет (Сесиль и Сесили, Нинель и Нинели, Ассоль и Ассоли, Газель и Газели, Айгюль и Айгюли). Такие имена имеют вариативное склонение.

NB! Женские фамилии, которые оканчиваются на мягкий согласный, подобно женским фамилиям, оканчивающимся на твердый согласный, не могут склоняться. В русском языке остаётся нереализованной такая возможность, как параллельное изменение имён существительных, оканчивающихся на мягкий согласный, по 2 разным склонениями, которые используются для того, чтобы выразить различия по полу с грамматической точки зрения. В теории возможны такие соотношения, как Врубелем, Врубелю, Врубеля (склонение фамилии мужчины) – Врубелью, Врубели (склонение фамилии женщины), рысем, рысю, рыся (склонение названия животного-самца) – рысью, рыси (склонение названия животного-самки). Однако частичная реализация данной возможности прослеживается в широко известной фольклорной Лебеди.

2.3 Имена женщин, оканчивающиеся на твердый согласный, бывают исключительно несклоняемыми и от женских фамилий не отличаются. К таким именам относятся следующие:

  • Катрин;
  • Ирен;
  • Элизабет;
  • Марлен;

И многие другие. Такие нарицательные существительные существуют, но в ограниченном количестве. Плюс они почти не пополняемы (фрекен, фрейлейн, миссис, мисс, мадам). При этом существует огромное количество личных имен, пополнение которых при помощи заимствования не имеет ограничений.

2.4. Мужские имена, которые оканчиваются на мягкий и твердый согласный, склоняются подобно нарицательным существительным такого же внешнего типа – например, Эрнст, Роберт, Макар, Константин, Игорь, Амадей, Эмиль. Иногда данные имена используются как женские: например, Мишеля, Мишель – это мужские имена, Мишель – женское (оно не склоняется).

2.5. Всё вышесказанное о несклоняемости и склоняемости фамилий на гласные имеет отношение и к личным именам.

Какие имена не склоняются? К ним относятся Рене, Коломба, Роже, Атала, Оноре, Нана, Хосе, Франсуа, Дитте, Данко, Озе, Гуго, Панталоне, Бруно, Анри, Ласло, Луи, Карло, Лизи, Ромео, Бетси, Амадео, Джованни, Лео, Мери, Пьеро, Этери, Гиви и многие другие. Такие имена, как Франсуаза, Джамиля, Джульетта, Офелия, Сюзанна, Эмилия, Абдулла, Каста, Мирза и Муса склоняться могут.

2.6. Если необходимо, то можно образовать множественное число от личных имён, способных склоняться – Елены, Игори, Иваны. При этом возникающие морфологические ограничения похожи на те, которые появляются для нарицательных существительных. Для примера можно привести родительный падеж множественного числа от Мирза, Абдулла или Коста. Чтобы узнать о том, как образуется родительный падеж множественного числа от таких имен, как Сережа, Валя или Петя, см. соответствующее примечание.

3. Образование косвенных падежей от некоторых сочетаний фамилий и имен

Старая традиция русского языка употреблять фамилии известных деятелей в сочетании с именами не искоренилась и в наше время: Жюль Верн, Майн Рид, Конан Дойль, Ромен Роллан. Очень редко можно встретить употребление вышеперечисленных фамилий без имен. Особенно, если речь идет об односложных, к примеру, Рид, Скотт и прочие.

Некоторые из нас не знают до сих пор как правильно нужно склонять такое единство: Жюль Верну, Вальтер Скотта, о Робин Гуде и так далее. А ведь зачастую просклонять это необычное словосочетание нужно не только в устной, но и в письменной форме. Данные слова может подтвердить следующий всем известный пример:

Себя казать, как чудный зверь,

В Петрополь едет он теперь /…/

С ужасной книжкою Гизота,

С тетрадью злых карикатур,

С романом новым Вальтер-Скотта…

(Пушкин. Граф Нулин)

… и встает

страна Фенимора

и Майн-Рида.

(Маяковский. Мексика)

По вечерам быстроглазая Серна

Ване и Ляле читает Жюль Верна.

(Чуковский. Крокодил)

Написание имени и фамилии через дефис только подчеркивает тесное переплетение данного словосочетания. Если в подобных репликах имена не склонять, тогда смысл будет непонятен. Такое решение даже осуждено в различных пособиях, к примеру: у Д. Э. Розенталя сказано: «… романы Жюля Верна (не: «Жюль Верна»)…» (Указ. соч. С. 189. §149, п. 2). Если следовать эту рекомендацию, тогда может получиться следующее:

Ветер свистнул у Вовы над ухом

И сомбреро сорвал с головы!

Волны-горы бегут друг за другом,

Скачут, словно гривастые львы.

Вот с шипеньем одна накатила -

И Жюля Верна с кормы подхватила!

(Волгина Т. По тропинкам бродит лето. Киев. 1968. С. 38-39).

Естественно, подобная правка в стихотворениях – недопустима. Но и не стоит заменять текст, который передает непринужденную разговорную речь — Жюль Верна, Майн Рида, Брет Гарта, Конан Дойля и прочее, на нормативное сочетание, склоняя при этом формы имен. Редактор в таких случаях должен быть более сдержанным.

4 На первой странице тетради записывается номер варианта и вопросы.

5 Затем переписывается формулировка первого вопроса, дается ответ на него, затем второй и

т. д. Между вопросами соблюдается интервал в три строки.

6 Разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам. Текст должен быть оформлен на стандартных листах формата А4 (210×297 мм) при соблюдении следующих размеров полей: левое – 20 мм, нижнее и верхнее поле – 15-20 мм, правое – 10-15 мм. Текст документа следует печатать через 1-1,5 интервала, шрифт – 12-14 пунктов, Times New Roman. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равным пяти знакам (1,25см), выравнивание текста – по ширине. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре вверху или внизу страницы без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Общий объем работы не должен 12 страниц машинописного текста.

7 Сокращение слов не допускается, кроме случаев установленных соответствующими правилами и стандартами.

8 После ответов на вопросы на отдельной странице указывается список использованной литературы, который оформляется согласно библиографическим правилам, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления и т.д.), затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания

9 Ставится дата выполнения работы и подпись.

10 Контрольная работа должна быть выполнена и сдана в установленный срок. Контрольная работа сдается на проверку преподавателем до начала экзаменационной сессии.

11 На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков. Зачтенная контрольная работа является необходимым условием для допуска к зачету.



12 По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя, исправляет ошибки, вносит изменения и дополнения к первоначальному варианту ответа, не переписывая всю работу.

1.3 Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Основы философии "

Работа студентов над содержанием философских понятий и терминов предполагается не только при ответе на первые вопросы всех вариантов контрольной работы, но и при работе над другими вопросами. Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Знание понятий и терминов является неотъемлемой частью изучения любой дисциплины. Необходимо уметь выделять существенные признаки из определения термина, подбирать сходные, родственные термины. Приведем определение термина. Человек – это биосоциальное существо, обладающее приобретенным даром мышления и речи, способное создавать орудия труда и пользоваться ими для преобразования действительности. Выделим из определения существенные признаки: биосоциальное существо, мышление, речь, труд. Термин "человек" необходимо знать при анализе следующих процессов и явлений: антропосоциогенез, сознание, культура. Первое явление – антропосоциогенез показывает процесс становления человека как существа социального. Второе явление – сознание, представляет собой высшую, свойственную только человеку форму отражения действительности. Третье явление – культура – это совокупность результатов деятельности человека.

Попробуем назвать слова, которые определяли бы понятие "культура". Мы получим целый список таких терминов и сочетаний: образование, религия, материальные блага, деятельность человека, цивилизация, духовные ценности, искусство. Выделяем из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это будут определяющие признаки: материальные блага, духовные ценности, деятельность человека.

Существенные и необходимые признаки объединяем в определение понятия "культура".

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, совокупность результатов деятельности людей. Таким образом, через выделение отличительных признаков мы пришли к определению понятия "культура".

Работая с терминами, возможно увязывать их с историческими этапами развития философии, с деятельностью различных философов, с выявлением особенностей исторических этапов развития философии.

Возьмем такое понятие как космоцентризм. Космоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит представление о том, что окружающий человека мир есть огромный и таинственный космос, не созданный ни богами, ни людьми. Космоцентризм был характерен для античной философии, которая развивалась в период с 7 века до н. э. по 3 век н.э. Основными философами этого периода были Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

Как самостоятельный и достаточно простой можно использовать этимологический метод, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла. Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно значение широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, би- и другие) и корней двух составных терминов (авто-, кратия-, фило-, био- и другие). Например, агностицизм – философская концепция, отрицающая познаваемость мира; философия означает "любовь к мудрости".

Вторые вопросы контрольной работы охватывают определенные этапы в развитии мировой и отечественной философии. Раскрывая их необходимо:

Определить временные рамки того или иного периода развития философской мысли;

Показать его особенности, раскрыть основные идеи, назвать представителей;

Охарактеризовать исторические предпосылки появления философских школ и духовных течений;

Выявить особенности проявления философии в условиях ее диалога с множеством конкретных наук;

Объяснить связь современной философии с другими направлениями интеллектуальной деятельности – с наукой, религией, искусством, социальными и политическими теориями;

Осознать роль идейного наследия философии различных периодов в развитии современных общественных процессов, осмыслении действительности, в развитии мировой науки и культуры.

Важную роль в истории, в том числе и истории философии, играют народные массы и выдающиеся личности.

При рассмотрении третьих вопросов контрольной работы студенты должны:

Рассмотреть главных представителей мировой философии и их достижения;

Проследить, как ими решалась главная задача – выявление сути и смысла бытия;

Показать, что философствовать любили люди самых разных сословий, титулов, уровня образованности, ученых степеней и профессиональных интересов;

Раскрыть широкое представительство разных взглядов и позиций, обусловивших появление множества философских течений и направлений;

Отметить, что одни мыслители создали собственные оригинальные учения, на которые затем опирались их последователи, другие лишь дополняли их, внося определенные штрихи. Но каждый из них – это выдающаяся ЛИЧНОСТЬ, исповедующая великие идеалы, люди, которыми можно восхищаться.

1.4 Варианты контрольной работы и литература

Вариант 1

1 Раскрыть понятие философии . Основные вопросы, методы и функции философии.

Древней Индии.

Аристотеля.

Литература

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп. / В.Ф.Асмус. – М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. /под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 736 с.

5 Кальной И.И. Философия. Учебное пособие. / И.И.Кальной. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002.- 448 с.

6 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

8 Социальная философия./ под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., "Культура и спорт" изд. объед. "ЮНИТИ". 1995.

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. / А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

10 Андреев И.Л. Происхождение человека и общества, - 2-е изд. / И.Л.Андреев. – М.: Мысль, 1988. – 415с.

11 Краткий словарь по философии / под.ред. Блауберга И.В. - М.: Полит. лит-ра, 1970.

12 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

13 Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. / П.С.Таранов. - Симферополь: Реноме, 1997. – 624 с. т.1,2.

14 Таранов П.С. 500 шагов к мудрости: В 2-х т./ П.С.Таранов. – Д.: Сталкер, 1996. – 480с.

Вариант 2

1 Раскрыть понятие мировоззрения . Показать его историчность и особенности типов мировоззрения.

2 Установить взаимосвязь социально-экономических и культурных процессов в обществе с формированием мировоззренческих идей и возникновением философских школ в Древнем Китае .

3 Оценить философские взгляды славянофилов (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

3 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

8 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

9 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

10 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 3

1 Показать особенности философского понимания бытия . Функции понятия бытия в философии.

2 Рассмотреть процесс развития идей в античной натурфилософии и их сущность.

3 Охарактеризовать проблемы человека и общества в философии Платона.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

4 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

Вариант 4

1 Доказать проблему реальности сознания и раскрыть его существенные признаки.

2 Рассмотреть общие черты, ведущие школы и оценить идейные достижения поздней античной философии .

3 Определить основные положения учения Фомы Аквинского .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

5 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

6 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

Т. Медведева.

10 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

14 Чанышев А.И. Философия Древнего мира: Учеб.для вузов. / А.И.Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 703

Вариант 5

1 Рассмотреть структуру и функции сознания . Установить логическую связь «сознание-деятельность-творчество».

2 Раскрыть роль христианской патристики в формировании идейных принципов средневекового мировидения.

3 Показать особенности философии "серебряного века" (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

Т. Медведева.

14 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 6

1 Уяснить специфику познания . Познакомиться с видами познания и их взаимосвязью.

2 Доказать, что схоластика и мистика были основными направлениями в средневековой философии.

В.И.Вернадского . Концепция нообиосферогенеза.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

10 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

Вариант 7

1 Исследовать проблему истины в познании .

2 Выявить и обосновать особенности духовной атмосферы в эпоху Возрождения. Ознакомиться с представителями философии Возрождения , основными направлениями и идеями

3 Раскрыть философские взгляды Ф.Достоевского, Л.Шестова – представителей экзистенциализма в России.

Литература

1 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

2 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб.пособие. /А.Х.Горфункель. – М.: Высш. школа, 1980. – 368 с.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

5 Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А.Канке. – М.: "Логос", 1999. – 288 с.

7 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

8 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

Т. Медведева.

12 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

13 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

Вариант 8

1 Соотнести понятия "человек – индивид – личность – индивидуальность ".

2 Охарактеризовать антропологические и социальные идеи в философии Нового времени .

3 Дать оценку взглядам русских философов 18 века (М.Ломоносов, А.Радищев ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

11 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

12 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

13 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

Вариант 9

1 Раскрыть понятие ценностей . Исходные ценности человеческого бытия.

2 Определить место немецкой классическойфилософии в историиновоевропейской философии.

3 Показать актуальность проблемы человека и общества в философии Ж.-Ж.Руссо, Ф.Вольтера, Ш.-Л.Монтескье.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

4 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

5 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н Кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

6 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

9 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

10 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

11 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

12 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

14 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с

Вариант 10

1 Раскрыть сущность диалектики. Исторические типы диалектики. Современные концепции диалектики.

2 Назвать и охарактеризовать общие особенности философии ХХ века .

3 Дать оценку философским взглядам социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб.пособие. /А.Х.Горфункель. – М.: Высш. школа, 1980. – 368 с.

5 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

6 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н Кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

7 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 11

1 Усвоить законы диалектики , их сущность. Показать на примерах особенности их действия в природе и обществе.

2 Охарактеризовать особенностифилософии всеединства.

3 Раскрыть философию экзистенциализма Ж.-П.Сартра, А.Камю .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 18 века. Уч. пособие. / В.Н кузнецов, Б.В.Мееровский. - М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

Вариант 12

1 Раскрыть исторические формы материализма и современное понимание материи .

2 Показать процесс развития философии народничества. Познакомиться с основными представителями и их идеями.

3 Охарактеризовать философию позитивизма (О. Конт ).

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

5 Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О.Лосский. – М.: Высшая школа, 1991. – 559 с.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

10 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

11 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

12 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

13 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

14 Чанышев А.И. Философия Древнего мира: Учеб.для вузов. / А.И.Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. – 703

Вариант 13

1 Раскрыть содержание основных категорий диалектики . Их признаки и сущность (общие, структурные, детерминантные).

2 Ознакомиться с основными положениями философии бессознательного.

3 Раскрыть сущность диалектического материализма К. Маркса.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Асмус В.Ф. Античная философия. Уч. пособие. Изд. 2-е, доп.В.Ф.Асмус. - М., "Высшая школа", 1976.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

4 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

5 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

10 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

11 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

12 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 14

1 Рассмотреть общество как объект философского анализа, его основные функции.

2 Показать связь философии и глобальных проблем современности.

3 Раскрыть сущность агностицизма Я.Юма, И.Канта.

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 Лазарев Ф.В. Философия: Учебное пособие. / Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. – Симферополь: СОНАТ, 1999, с. 352.

5 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

6 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

8 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

9 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

10 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

11 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

12 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Вариант 15

1 Раскрыть понятие «человек ». Сущность его возникновения и развития.

2 Исследовать ведущие тенденции развития современной мировой философии .

3 Оценить реформационные идеи Т.Мюнцера, М.Лютера, Ж.Кальвина .

Литература

1 Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: "Проспект", 1998. – 568 с.

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / под общ.ред. И.Т. Фролова. – М.: "Политиздат", 1989.

3 Ермакова Е.Е. Философия: Учеб.для техн. вузов. / Е.Е.Ермакова. – М.: Высшая школа.; изд. Центр "Академия", 1999. – 272 с.

4 Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учебн. пособие. / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. – М.: "Проспект", 1998. – 432 с.

5 История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

6 Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. / А.А.Радугин. – М.: Центр. 1999. – 272

7 Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студентоввузов. Изд. 2-е, испр., доп. / И.Н.Смирнов, В.Ф.Титов. – М.: 1998. – 280 с.

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник./А.Г.Спиркин. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

9 106 философов, С.: Таврия, 1995, Т.1,2.

10 Философия: Учебник для вузов. – Ростов н/Д.: "Феникс", 1996 – 576. / ред. Л.Конопович,

Т. Медведева.

11 Философия: Уч. пособие / под ред. проф. В.И.Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

12 Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидореной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с.

13 Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. Р-на-Дону.: "Феникс", 1999.

14 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.

15 Хрестоматия по философии: Уч. пособие / под. ред и сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

Из вопросов, поступивших в «Справочное бюро» «Грамоты.ру»:

  • Здравствуйте, у меня фамилия Осса, ударение на О, мне в дипломе написали Оссе, и теперь я должна делать экспертизу, которая стоит бешеных денег, чтобы доказать, что фамилия не склоняется.
  • Моя фамилия Погребняк. Это украинская фамилия, а они вроде как не склоняются. Некоторые люди склоняют мою фамилию, пишут Погребняка, Погребняку, Погребняком. Разве это возможно?
  • Моя фамилия Ерошевич, она польского происхождения (это точно известно). Меня интересует такой вопрос: склоняется ли моя фамилия. Моему родственнику (мужского пола) выдали аттестат, в котором фамилия была просклонена. И с этим аттестатом его никуда не брали. Говорили, что фамилия не склоняется. Учителя тоже говорят, что не склоняется, а на вашем сайте написано, что склоняется. Я в замешательстве!

Подобные вопросы не редкость в «Справочном бюро» нашего портала. Чаще всего их задают в мае–июне и в самом начале сентября. Связано это, конечно же, с тем, что в конце учебного года выпускники школ и вузов получают аттестаты и дипломы, а в сентябре дети идут в школу и начинают подписывать тетради. В аттестате и дипломе обязательно будет написано, кому он выдан (т. е. фамилия в дательном падеже), а на обложке тетради – чья она (т. е. фамилия в родительном падеже). И в тех случаях, когда фамилия учащегося оканчивается не на -ов (-ев) , -ин (-ын) или -ский (-цкий) (т. е. не относится к так называемым стандартным), почти всегда возникает вопрос: надо ли склонять фамилию и если да, то как именно склонять? Именно с ним носители языка обращаются за помощью к лингвистам. А вслед за этим вопросом нередко следует и другой: «Как доказать, что фамилия склоняется?» или «Как отстоять право на несклонение фамилии?». Вопрос «Склонять или не склонять фамилию?» нередко выходит за рамки языкового, вызывая ожесточенные споры и приводя к серьезным конфликтам.

Разумеется, подобные вопросы поступают не только от учащихся, их родителей и преподавателей, их задают в течение всего года, но пики обращений к лингвистам – именно в мае–июне и сентябре, в связи с обострением данной проблемы в школах и вузах. Это не случайно: ведь именно в учебном заведении у многих носителей языка происходит первая встреча со специалистом – учителем русского языка, и требование педагога изменять по падежам фамилию, которая в семье всегда считалась неизменяемой, удивляет, раздражает и вызывает отпор. Подобные же трудности испытывают офисные работники (секретари, делопроизводители), которые сталкиваются с категорическими требованиями руководства не склонять склоняемые фамилии.

Опыт работы нашего «Справочного бюро» показывает, что законы склонения фамилий действительно неизвестны большому числу носителей языка (и даже некоторым филологам), хотя они приводятся во многих справочных пособиях по русскому языку, в том числе широкодоступных. В числе этих пособий – «Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя, стилистический словарь вариантов Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской «Грамматическая правильность русской речи» (3-е издание – под заголовком «Словарь грамматических вариантов русского языка»), «Словарь русских личных имен» А. В. Суперанской, исследование Л. П. Калакуцкой «Фамилии. Имена. Отчества. Написание и их склонение» и многие другие источники. Исследование запросов интернет-пользователей и мониторинг блогосферы позволяют сделать вывод: среди носителей языка распространено немало заблуждений относительно правил склонения фамилий. Вот главные из них: решающим фактором является языковое происхождение фамилии («не склоняются фамилии грузинские, армянские, польские и т. д.»); во всех случаях склонение фамилии зависит от пола носителя; фамилии, совпадающие с нарицательными существительными (Гроза, Жук, Палка ), не склоняются. Немалое число носителей языка убеждены, что правил склонения фамилий так много, что запомнить их не представляется возможным.

Чтобы показать, что все эти представления не соответствуют действительности, приведем основные правила склонения фамилий. Они взяты из перечисленных выше источников и сформулированы нами в виде пошаговой инструкции, своего рода алгоритма, с помощью которого можно быстро найти ответ на вопрос: «Склоняется ли фамилия?».

Вот этот алгоритм.

1. Как сказано выше, склонение фамилий, оканчивающихся на -ов (-ев,), -ин (-ын), -ский (-цкий), т. е. так называемых стандартных фамилий, не вызывает трудностей у носителей языка. Нужно только помнить два важных правила.

А. Заимствованные фамилии на -ов, -ин , которые принадлежат иностранцам , в форме творительного падежа имеют окончание -ом (как существительные второго школьного склонения, например стол, столом ): теория предложена Дарвином, фильм снят Чаплином, книга написана Кронином. (Интересно, что так же склоняется псевдоним Грин , принадлежащий русскому писателю: книга написана Грином. ) Омонимичные русские фамилии имеют окончание -ым в форме творительного падежа: с Чаплиным (от диалектного слова чапля "цапля"), с Крониным (от крона ).

Б. Женские фамилии на -ина типа Смородина, Жемчужина склоняются двояко, в зависимости от склонения мужской фамилии (Ирины Жемчужины и Ирины Жемчужиной , Зои Смородины и Зои Смородиной ). Если мужская фамилия – Жемчужин , то правильно: приезд Ирины Жемчужиной . Если же мужская фамилия – Жемчужина , то правильно: приезд Ирины Жемчужины (фамилия склоняется как нарицательное существительное жемчужина ).

2. Теперь переходим непосредственно к так называемым нестандартным фамилиям. Первое, что нужно помнить: вопреки распространенному заблуждению, пол носителя фамилии далеко не всегда влияет на склоняемость/несклоняемость. Еще реже на это влияет происхождение фамилии. В первую очередь имеет значение, на какой звук оканчивается фамилия – согласный или гласный .

3. Сразу опишем несколько групп несклоняемых фамилий. В современном русском литературном языке не склоняются русские фамилии, оканчивающиеся на -ых, -их (типа Черных, Долгих ), а также все фамилии, оканчивающиеся на гласные е, и, о, у, ы, э, ю .

Примеры: тетради Ирины Черных, Лидии Мейе, Романа Грымау; диплом выдан Виктору Долгих, Андрею Гретри, Николаю Штаненко, Майе Ли; встреча с Николаем Кручёных и Александром Минадзе.

Примечание. В разговорной речи и в языке художественной литературы, отражающем устную речь, считается допустимым склонение мужских фамилий на -ых, -их (в сценарии Черныха, встреча с Рыжихом) , а также склонение фамилий украинского происхождения на -ко, -енко по склонению существительных женского рода на -а: пойти к Семашке, в гостях у Устименки. Отметим, что украинские фамилии такого типа последовательно склонялись в художественной литературе XIX века (у Шевченки; исповедь Наливайки; стихотворение, посвященное Родзянке ).

4. Если фамилия оканчивается на согласный (кроме фамилий на -ых, -их , о которых говорилось выше), то здесь – и только здесь!– имеет значение пол носителя фамилии. Все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются – это закон русской грамматики . Все женские фамилии, оканчивающиеся на согласный, не склоняются. При этом языковое происхождение фамилии не имеет значения. Склоняются в том числе и мужские фамилии, совпадающие с нарицательными существительными.
Примеры: тетрадь Михаила Бока, дипломы выданы Александру Кругу и Константину Королю, встреча с Игорем Шипелевичем, в гостях у Андрея Мартынюка, дочь Ильи Скалозуба, работа Исаака Акопяна; тетрадь Анны Бок, дипломы выданы Наталье Круг и Лидии Король, встреча с Юлией Шипелевич, в гостях у Екатерины Мартынюк, дочь Светланы Скалозуб, работа Марины Акопян.

Примечание 1. Мужские фамилии восточнославянского происхождения, имеющие беглую гласную при склонении, могут склоняться двояким образом – с потерей и без потери гласного: Михаила Заяца и Михаила Зайца, с Александром Журавелем и Александром Журавлём, Игорю Грицевецу и Игорю Грицевцу. В ряде источников предпочтительным признается склонение без выпадения гласного (т. е. Заяца, Журавелем, Грицевецу ), т. к. фамилии выполняют в том числе юридическую функцию. Но окончательный выбор – за носителем фамилии. При этом важно придерживаться выбранного типа склонения во всех документах.

Примечание 2. Отдельно необходимо сказать о фамилиях, оканчивающихся на согласный й. Если ему предшествует гласный и (реже – о ), фамилия может склоняться двояко. Такие фамилии, как Топчий, Побожий, Бокий, Рудой , можно воспринять как имеющие окончания -ий, -ой и склонять как прилагательные (Топчего, Топчему , в женском роде Топчая, Топчей ), а можно – как имеющие нулевое окончание со склонением по образцу существительных (Топчия, Топчию , в женском роде неизменяемая форма Топчий ). Если согласному й на конце фамилии предшествует любой другой гласный, фамилия подчиняется общим правилам (Игорю Шахраю, Николаю Аджубею, но Инне Шахрай, Александре Аджубей ).

5. Если фамилия оканчивается на гласный -я, которому предшествует другой гласный (напр: Шенгелая, Ломая, Рея, Берия, Данелия ), она склоняется .
Примеры: тетрадь Инны Шенгелаи, диплом выдан Николаю Ломае, встреча с Анной Реей; преступления Лаврентия Берии, встреча с Георгием Данелией.

6. Если фамилия оканчивается на гласный -а, которому предшествует другой гласный (напр.: Галуа, Моруа, Делакруа, Моравиа, Эриа, Эредиа, Гулиа ), она не склоняется.
Примеры: тетрадь Николая Галуа, диплом выдан Ирине Эриа, встреча с Игорем Гулиа.

7. И последняя группа фамилий – оканчивающиеся на -а, -я, которым предшествует согласный . Здесь – и только здесь! – имеет значение происхождение фамилии и место ударения в ней. При этом нужно запомнить всего два исключения:

А. Не склоняются французские фамилии с ударением на последний слог: книги Александра Дюма, Эмиля Золя и Анны Гавальда, афоризмы Жака Деррида, голы Диарра и Дрогба.

Б. Преимущественно не склоняются финские фамилии, оканчивающиеся на -а неударное: встреча с Мауно Пеккала (хотя в ряде источников рекомендуется склонять и их).

Все остальные фамилии (славянские, восточные и другие; оканчивающиеся на ударный и безударный -а, -я ) склоняются . Вопреки распространенному заблуждению, склоняются в том числе и фамилии, совпадающие с нарицательными существительными.
Примеры: тетрадь Ирины Грозы, диплом выдан Николаю Мухе, лекция Елены Кара-Мурзы, песни Булата Окуджавы, роли Игоря Кваши, фильмы Акиры Куросавы.

Примечание. В склонении японских фамилий раньше наблюдались колебания, но справочные пособия отмечают, что в последнее время такие фамилии последовательно склоняются, а в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка несклоняемый вариант у Акутагава, наряду с несклоняемым у Окуджава , назван «грубым нарушением нормы».

Вот, собственно, и все главные правила; как видно, их не так уж много. Теперь мы можем опровергнуть перечисленные выше заблуждения, связанные со склонением фамилий. Итак, вопреки расхожему мнению: а) не существует правила «не склоняются все армянские, грузинские, польские и т. д. фамилии» – склонение фамилий подчиняется законам грамматики языка, и, если конечный элемент фамилии поддается русскому словоизменению, она склоняется; б) правило «мужские фамилии склоняются, женские нет» относится не ко всем фамилиям, а только к тем, которые оканчиваются на согласный; в) совпадение фамилии по форме с нарицательными существительными не является препятствием для их склонения.

Важно помнить: фамилия – это слово и, как и все слова, оно должно подчиняться грамматическим законам языка. В этом смысле нет разницы между предложениями Аттестат выдан Голод Ивану (вместо правильного Голоду Ивану ) и Жители деревни страдали от голод (вместо страдали от голода ), в обоих предложениях – грамматическая ошибка.

Следовать правилам склонения фамилий важно еще и потому, что отказ от изменения по падежам склоняемой фамилии может привести к недоразумениям и казусам, дезориентировать адресата речи. В самом деле, представим себе ситуацию: человек с фамилией Гроза подписал свою работу: статья Николая Гроза. По законам русской грамматики мужская фамилия, оканчивающаяся в родительном падеже ед. числа на -а , восстанавливается в исходной форме, в именительном падеже, с нулевым окончанием, поэтому читатель сделает однозначный вывод: автора зовут Николай Гроз. Сданная в деканат работа А. Погребняк приведет к поискам студентки (Анны? Антонины? Алисы?) Погребняк, а принадлежность к ней студента Александра Погребняка еще надо будет доказать. Соблюдать правила склонения фамилий нужно по той же причине, по которой необходимо соблюдать правила правописания, в противном случае возникает ситуация, аналогичная знаменитой «оптеке», описанной Л. Успенским в «Слове о словах». Авторы «Словаря грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская указывают: «Для словоизменения фамилий непреложным должен быть закон об абсолютной выводимости им. падежа фамилии из ее косвенных падежей».

Поэтому предлагаем вам запомнить азбучную истину № 8.

Азбучная истина № 8 . Склонение фамилий подчиняется законам грамматики русского языка. Не существует правила «не склоняются все армянские, грузинские, польские и т. д. фамилии». Склонение фамилии зависит в первую очередь от того, на какой звук оканчивается фамилия – согласный или гласный. Правило «мужские фамилии склоняются, женские нет» относится не ко всем фамилиям, а только к тем, которые оканчиваются на согласный . Совпадение фамилии по форме с нарицательными существительными (Муха, Заяц, Палка и т. д.) не является препятствием для их склонения.

Литература:

  1. Агеенко Ф. Л. Словарь собственных имен русского языка. М., 2010.
  2. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.
  3. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. – 5-е изд., испр. М., 2008.
  4. Калакуцкая Л. П. Фамилии. Имена. Отчества. Написание и склонение. М., 1994.
  5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – 8-е изд., испр. и доп. М., 2003.
  6. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. М., 2004.

В. М. Пахомов,
кандидат филологических наук,
главный редактор портала «Грамота.ру»

Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).

Любой падеж определяется по вопросу.

На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?

Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:

  • кого? - одушевлённое существительное
  • чего? - неодушевлённое существительное

В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.

Обстоятельственные вопросы родительного падежа

Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:

  • откуда?
  • когда?
  • зачем?

Определение значения родительного падежа по вопросу

Классифицировать значения удобнее всего в таблице:

Существительные в родительном падеже имеют значение:

времени действия

образа действия

места действия

причины действия

цели действия

после обеда

среди дня

до вечера

без печали

без энтузиазма

без огонька

из города

возле школы

из-под куста

с радости

из любопытства

из-за обиды

для работы

для учёбы

Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

Как правильно:

  • среди турок или среди турков?
  • двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
  • килограмм мандарин или мандаринов?

Если у кого-то от этих вопросов возникает нормально.

Самая большая головная боль - форма родительного падежа множественного числа.

Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание - сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.

Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.

Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.

Существительные женского рода во родительного падежа

У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)

Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

  • В им. п. -а с шипящ. перед ней: баржа - барж, кража - краж, лужа - луж, лыжа - лыж, туча - туч (без ь).
  • В им. п. -а,-я не после шипящ.: вафля - вафель, туфля - туфель, домна - домен, кочерга - кочерёг, няня - нянь, розга - розог, свадьба - свадеб, сплетня - сплетен, простыня - простынь, усадьба - усадеб.
  • В им. падеже - ия: лекция - лекций, армия - армий, пародия - пародий, фамилия - фамилий, экскурсия - экскурсий.
  • В им. п. - ья или -я: ладья - ладей, статья - статей, кегля - кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.

  • В им. п. - ня: вишня - вишен, спальня - спален, колокольня - колоколен (здесь без мягкого знака); деревня - деревень, кухня - кухонь, яблоня - яблонь (здесь с мягким знаком).
  • В им. п. - ь: мать - матерей, дочь - дочерей, тетрадь - тетрадей, ночь - ночей, площадь - площадей, кровать - кроватей, кость - костей, плеть - плетей, постель - постелей, печь - печей (окончание -ей).

Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа

В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии -ев, -ов.

  • В им. п. -о: окно - окон, решето - решет, зеркало - зеркал, судно - суден; село - сёл, весло - вёсел; яблоко - яблок Но: шило - шильев, дно - доньев, личико - личиков (окончание -ев, -ов).
  • В им. п. -е: поле - полей, блюдце - блюдец, полотенце - полотенец.
  • В им. п. -ие, -ье: гнездовье - гнездовий, завоевание - завоеваний, кушанье - кушаний, побережье - побережий, снадобье - снадобий, угодье - угодий. Но: платье - платьев, устье - устьев, низовье - низовьев (окончание -ев).

  • В им. п. -ьё: ружей. Но: копий, отребий.

Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.

Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган,

нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней

нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев

при собирательном значении - эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет

предметы

чулок, сапог, валенок, опорок, погон,

путей, корней

кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков,

единицы измерения

100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат

семь пядей, 100 рублей

10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов

названия продуков

нет макарон

много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов,

Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.

Прилагательные и причастия в родительном падеже

Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.

Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:

  • Какого? - муж. и сред. рода
  • Какой? - женск. рода

Например:

  • зари (какой?) алой, вечерней - окончание -ей, -ой;
  • моря (какого?) глубокого, сверкающего - окончания -ого, -его;
  • корабля (какого?) большого, плывущего - окончания -ого, -его.

К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:

  • каких?
  • что делающих?
  • что сделавших?

Например:

Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня я хотела бы затронуть очень важную тему, моим студентам она очень пригодилась, т.к. фамилии и имена в русском языке чаще всего употребляются в речи, особенно у тех,кто работает или учится. Итак, в русском языке фамилии обычно имеют следующие суффиксы:

Ов (Круглов )
-ев (Тургенев )
-ин (Путин )
-ск (Ржевск ий)

Просклоняем для примера фамилию с суффиксом -ов

И.п. кто? Смирнов
Р.п. кого? Смирнова
Д.п. кому? Смирнову
В.п. кого? Смирнова
Т.п. кем? Смирновым
П.п. о ком? О Смирнове

Если говорить про имена и отчества, нужно отметить,что тут тоже есть свои нюансы:

Например, имена мужские, которые относятся ко 2 склонению - Александр, Владимир, Евгений, образуют отчества при помощи суффикса - ович, а для женского отчества - овна.

Александрович /Александровна

Если добавить к имени суффиксы - евич/евна, то мы получим следующие отчества:

Евгеньевич /Евгеньевна

Но, пожалуйста, обратите внимание,что мужские отчества, которые образованы от имён, оканчивающихся на -ий (Валерий, Евгений), меняют окончание на -ь, например:

Валерьевич, Евгеньевич

Мужские имена, которые относятся к 1 склонению (например, Никита) образуют отчества путём прибавления суффикса -ич для мужского отчества:

Никитич

А у женских отчеств добавляется -ична:

Никитична

Обратите внимание , что если ударение в мужском имени падает на последний слог (Илья, Лука, Фома), то женские отчества образуются путем добавления суффикса -инична: Ильинична - от мужского имени Илья΄ (ударение падает на последний слог). Если же вы хотите правильно просклонять отчества по падежам, то здесь происходит добавление или замена определенных окончаний, например, давайте просклоняем отчества Ильич (мужского рода) и Львовна (женского рода):

И.п. кто? Ильич (мужского рода) Львовна (женского рода)
Р.п. кого? Ильича Львовны
Д.п. кому? Ильичу Львовне
В.п. кого? Ильича Львовны
Т.п. кем? Ильичом Львовной
П.п. о ком? Об Ильиче о Львовне

Мужские имена, которые оканчиваются на любой согласный (мы знаем,что согласные бывают твердые и мягкие) и на букву -й-, то склоняются они таким же образом, как обычные существительные мужского рода, например:

Иван (кто), Ивана(кого), Ивану (кому) и так далее.

Очень важно помнить, что ударение сохраняется на том же месте (гласном), что и в именительном падеже. Но и здесь имеются исключения : два русских имени Лев и Пётр, в них ударения падают на окончания других падежей, например,

Петра (кого? Родительный падеж), Петру (кому? Дательный падеж), Петром (кем? Творительный падеж)

А в имени Лев при склонении по падежам выпадает гласная и меняется на -ь:

Ль ва-Ль ву-Ль вом

Иногда возникают вопросы, когда перед нами оказывается имя, которое состоит из 2-х частей и пишется через дефис, как быть с ними и как склонять? Ничего сложного в этом нет, просто необходимо запомнить, что склоняется только последняя часть такого имени, первая остается без изменений, например:

Сент-Луис
Р.п. кого? Сент -Луиса
Д.п. кому? Сент- Луису
В.п. кого? Сент- Луиса
Т.п. кем? Сент-Луисом
П.п. о ком? О Сент-Луисе

Имена, не зависимо от рода - мужского и женского, которые оканчиваются на букву -а, склоняются как остальные существительные в русском языке: Вера-Веры-Вере и т.д.

Мужские и женские имена, оканчивающиеся на -я,-ья,-ия,-ея будут склоняться как существительные с соответствующими окончаниями: Мария-Марии-Марией.

Похожие публикации