С какой целью и как проводился опыт. Цель анкетирования и особенности его проведения. Экспертиза асфальтобетона: для кого актуальная услуга
Научный прогресс на 99% обязан любознательности человека и на 1% — случайности. Опыт и эксперимент являются основными методами исследования, благодаря которым учёные находят ответы на самые трудные вопросы. И хотя в литературе данные понятия отождествляются, мы попробуем разобраться, есть ли между ними разница и насколько она существенна.
Определение
Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Сравнение
Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов.
Впрочем, обозначенная нами разница не является существенной, и данные категории вполне могут использоваться в качестве синонимов. Ведь их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.
Выводы сайт
- Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить её на практике.
- Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.
- Цели. При проведении эксперимента перед учёным уже возникла определённая цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.
В методике проведения опыта можно выделить этапы:
1. Подготовка к опыту: подведение учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство, воспроизвести природное явление, выявить закономерности, понять сущность; подбор необходимого для опыта оборудования, установка его проверка.
2. Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания которых он просто не получится. Например, простой опыт, который должен доказать, что песок и глина пропускают воду по-разному, может не получиться, если глина будет сухой.
3. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и материалов, необходимых для опыта; инструкция по технике выполнения опыта (устно, на инструкционных картах, в учебнике), определение порядка ведения опыта и наблюдений; непосредственное проведение опыта (самим учителем или учащимися); демонстрационный опыт проделывается на столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и видеть результаты опыта.
4. Контроль учителя за ходом проведения опыта, коррекция, диагностика.
5. Анализ полученных результатов, формулировка выводов.
6. Связь результатов опыта с процессами в природе, жизнью человека.
Общие замечания по методике проведения опытов: 1) рассматривать выявленное свойство в связи с его возможным влиянием на те или иные стороны жизни организмов; 2) категорически отказаться от объяснительно-иллюстративного метода, мотивируя исследовательскую деятельность учащихся проблемными вопросами; 3) наблюдать механизм влияния и его последствия на конкретных примерах с участием натуральных объектов; 4) побуждать учащихся к объяснительным умозаключениям и выводам (фактически к формулировке гипотезы), поиску дополнительных подтверждений, выдвинутых предположений и выводов (фактически к подтверждению выдвинутой гипотезы).
Раскроем методику руководства мыслительной деятельностью учащихся при постановке некоторых опытов.
Изучение состава почвы. В теме «Почва» при проведении опытов доказываем наличие в почве различных составных частей, в частности воды, органических и минеральных веществ, воздуха. Цель работы: выяснить основные свойства почвы, определить состав почвы, выявить, какие свойства почвы наиболее важны в деятельности людей.
Выполнению работы предшествует беседа о том, что такое почва. В беседе устанавливается, что плодородие - это основное свойство почвы. Плодородие - это способность почвы обеспечивать растения всем необходимым для их роста и развития. Далее учитель ставит перед учащимися ряд проблемных вопросов. Что же содержится в почве, из чего она состоит, от чего зависит плодородие почвы?
Оборудование: стеклянные стаканы, вода, почва, спиртовка, стекло, жестяная банка. Можно придерживаться следующей последовательности: положите немного почвы на листочки бумаги, рассмотрите ее (можно использовать лупу).
Учащиеся рассматривают и почву и устанавливают, что в ней всегда можно найти мелкие камушки, части погибших растений и животных. После этого дается задание: в стакан с водой добавить почвы (обязательно с большим содержанием органических веществ) и размешать. Учащиеся наблюдают, как в стакане образуются два слоя: сверху слой органических веществ, а внизу медленно оседают песок и глина
Затем доказываем, что в почве есть воздух. С этой целью на каждую парту мы даем по стакану с водой и почву (комковатую). Учащиеся бросают по комочку почвы и наблюдают выделение пузырьков воздуха. После этого учитель предлагает отодвинуть стаканы и предупреждает, что они еще будут нужны чуть позже.
Следующая серия опытов проводится учителем демонстрационно. Учитель прокаливает почву (предварительно увлажненную), и дети наблюдают, как капельки воды конденсируют на стекло, тем самым доказывается, что в почве есть вода. Учитель продолжает прокаливать почву, чтобы сгорели органические вещества. Их наличие в почве учащиеся определяют при сгорании еще и по запаху.
Прокаленную почву учитель высыпает во второй стакан с водой и перемешивает. Учащиеся видят, что в стакане только песок и глина, сравнивают почву в двух стаканах (первом и втором). Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. В чем разница между почвой в первом и втором стаканах?
2. Что произошло с органическими веществами? 3. Как вы это узнали?
Изучение свойств воды. По теме «Вода в природе» необходимы опыты и практические работы по выявлению свойств воды (три состояния воды, текучесть, растворимость, прозрачность, фильтрование), показывающие круговорот воды в природе, доказывающие, что вода при замерзании увеличивается в объеме.
Оборудование: стаканы, воронки, стеклянные палочки, колбы, стеклянная трубочка, вставленная в пробку, фильтровальная бумага, соль, сахар, спиртовка, плоское стекло, тарелка, кусочки льда.
1.Растворимые и нерастворимые в воде вещества.
Опустите в один стакан с водой немного соли, а в другой сахара. Наблюдайте за таянием веществ. Сделайте вывод. Определите свойство воды.
2.. Ознакомиться со свойством текучести воды дети могут в результате проведения следующего опыта. Возьмите два стакана, один из которых наполнен водой, блюдце. Перелейте воду из одного стакана в другой и немного в блюдце. Сделайте вывод. Определите свойство воды (вода льется, растекается). А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних предметов в другие (чашка, блюдце, пузырек, баночка и т. д.). В заключение обобщите результаты экспериментирования детей: вода меняет форму, вода принимает форму предмета, в который ее наливают.
3. Определение цвета, запаха, прозрачности воды. Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. Дети устанавливают, что, чистая вода ничем не пахнет. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «соленый», «горький», «кислый». А можно ли про воду сказать, что она сладкая, соленая, горькая или кислая? В результате опыта у учащихся формируется представление о том, что чистая вода не имеет вкуса. Далее дети определяют цвет воды. Можно поставить рядом стакан воды и стакан молока. Так с помощью наглядности дети устанавливают, что чистая вода не имеет цвета - она бесцветная. С этим признаком воды непосредственно связан другой - прозрачность. Определить этот признак дети могут на практике. Приготовленные заранее карточки с рисунками дети рассматривают через стакан с водой. Учащиеся устанавливают, что чистая вода - прозрачная.
4. Фильтрование.
Приготовьте фильтр. Для этого возьмите лист фильтровальной бумаги, вложите ее в стеклянную воронку и всё опустите в стакан. Через приготовленные фильтры пропустите раствор соли и сахара. Исследуйте жидкость после фильтра на вкус. Наблюдайте, что будет происходить. Сравните отфильтрованную воду с неотфильтрованной.
Параллельно 2-3 группы учащихся могут наблюдать, профильтруется вода, если пропустить ее через вату или тряпочку. Вату и тряпочку хорошо смочить и вложить в воронку. Сравните, как очищается вода при пропускании ее через тряпочку, вату и фильтровальную бумагу. Сделайте вывод, какой фильтр лучше использовать для очистки воды.
5. Далее дети устанавливают, что вода расширяется при нагревании, и сжимается при охлаждении. Для этого колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опускает учитель в горячую воду. Учащиеся наблюдают, что вода поднимается. Ту же трубку опускают затем в тарелку со льдом, вода начинает опускаться. Учащие делают обобщенный вывод о свойствах воды.
Затем в беседе учитель помогает учащимся окончательно установить связь между свойствами воды и ее значением в жизни человека и в природе. Значение прозрачности для животных и растений, обитающих в воде, роль воды как растворителя для питания растений, животных, человека, для хозяйственной деятельности людей. Значение перехода воды в различные состояния для накопления ее в природе, для жизни живых организмов.
Таким образом, получают окончательное разрешение проблемные вопросы, поставленные перед детьми в начале выполнения работы.
В теме «Круговорот воды в природе», демонстрируя опыт, который дает представление учащимся о данном природном явлении, мы воду нагреваем в колбе или пробирке, чтобы учащиеся могли наблюдать процесс кипения воды. Капельки воды конденсируем не на дно тарелки, а на охлажденную стеклянную пластинку, что дает возможность учащимся наблюдать образование сначала капелек воды, а потом ручейков.
Тема «Свойства снега и льда». Для чего нужно знать свойства снега и льда?
Детям необходимо знать свойства снега и льда, чтобы понять, в каких условиях в течение долгих зимних месяцев живут в окружении снега и льда зимующие живые организмы: растения и животные. Именно поэтому изучаются свойства снега и льда. Учитель должен донести до учащихся эту важную мысль в начале изучения темы.
При таком подходе каждое выявленное свойство необходимо рассматривать с точки зрения его влияния на живые организмы. Важно не только констатировать наличие того или иного свойства, записав информацию о нем в таблицу, но и необходимо исследовать, какое значение для живых организмов оно имеет.
Ход изучения снега и льда можно построить в соответствии со структурой научного познания, что позволяет развивать теоретическое мышление и формировать основы научного мировоззрения. В этом случае процесс познания включает эмпирический этап: исследование свойств снега и льда и их влияния на живые организмы; теоретический этап: выработку гипотезы о возможных путях использования этих свойств и адаптации к ним; подтверждение гипотезы на практике: поиск фактов, подтверждающих гипотезу, объяснение новых фактов с использованием гипотезы.
В начале урока можно поставить проблемный вопрос: «Откуда берется снег и при каких условиях это бывает?»
При поиске ответа на вопрос желательно анализировать записи в дневниках наблюдений за погодой. Учащиеся должны прийти к выводу, что, когда температура воздуха понижается ниже 0 градусов, на землю из облаков выпадает снег. Говорят: «Осадки в виде снега». Чтобы выпал снег, должны сочетаться два условия: низкая температура и облачность, при отсутствии хотя бы одного из них снег выпасть не может. Таким образом: снег - это твердые осадки, выпадающие из облаков, отрицательная температура не приводит к немедленному появлению снега.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам: 1) первый тонкий лед мы можем видеть на поверхности луж, как только температура воздуха и воды в лужах опустится ниже 0 градусов; 2) лед отличается от снега тем, что имеет другое происхождение: он не выпадает из облака, а образуется из воды при ее замерзании; 3) для этого необходимы только низкая температура (ниже 0, это материал изученной ранее темы «Термометр») и наличие воды.
Для изучения свойств снега и льда учитель раздает стаканы или другую посуду со снегом и льдом. Учитель предлагает детям отложить по небольшому кусочку льда и комочку снега на блюдце, чтобы через некоторое время понаблюдать за его состоянием. Далее следует перейти к непосредственному изучению свойств снега и льда. Для этого надо поставить целую серию опытов.
Цвет. Первое необходимое свойство - цвет. Вопрос: «Какого цвета снег?» Учащиеся приводят сравнение снега и льда по цвету. Учитель спрашивает, какого цвета снег. На этот вопрос дети отвечают безошибочно: «Снег белый». Какого цвета лед? Как правило, дети не могут определить цвет льда. Его они называют белым, серым, голубым и т. д. Не стоит сразу отвергать их ответы. Надо дать возможность путем дополнительных наблюдений убедиться, что это не так. Надо показать предметы белого, серого, голубого цвета, сравнить их по цвету со льдом. Дети убеждаются в ошибочности своих выводов и определяют, что лед бесцветный. Далее следует выяснить «Оказывает ли белый цвет снега влияние на живые организмы?»
Для выяснения этого вопроса на белом фоне (белая доска, стена, большой белый лист бумаги) прикрепим листочки разного цвета, в том числе белого, и попросим учащихся ответить: листочки какого цвета менее всего заметны издали? Каким нужно быть, чтобы на белом фоне тебя было трудно заметить? (Белым.) (На белом снегу так же хорошо все видно, как на бумаге.) Значит, на белом снегу не спрятаться?
Вывод: снег белого цвета. На белом фоне темные и цветные предметы хорошо заметны, а белые - маскируются. Если нужно быть незаметным на белом снегу, лучше быть белого цвета.
На доске учитель заранее вычерчивает таблицу, в которую по мере изучения записывает свойства снега и льда.
Для определения прозрачности под комочек снега и тонкую пластинку льда учащиеся кладут цветную открытку. Они замечают, что через тонкую пластинку льда можно рассмотреть рисунок или буквы текста. Через снег этого не увидишь. Учащиеся приходят к выводу, что лед прозрачный, а снег непрозрачный. Какое это имеет значение в природе?
Вывод: снег непрозрачный, предмет под снегом не виден и может быть любого цвета. Значит, под снегом можно спрятаться.
Подробности Просмотров: 1959Аудит является инструментом для получения достоверной информации о функционировании системы управления охраной труда в организации. Основное назначение аудитов - предоставить информацию высшему руководству о функционировании системы управления охраной труда для анализа им ее эффективности.
Аудиты проводятся с целью:
определить соответствие или несоответствие системы управления охраной труда требованиям стандарта;
определить эффективность системы управления для достижения поставленных целей;
определить потенциал для дальнейшего совершенствования системы управления охраной труда;
обеспечить выполнение требований законодательства;
сертификации системы управления качества на ее соответствие требованиям стандарта.
При проведении аудита проводится проверка функционирования системы, а не работы подразделений и отдельных работников.
Аудит (от латинского) - слушание. Следовательно, аудитор - слушающий, а аудитория - место, где происходит слушание. С точки зрения правового положения аудитор - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.
Аудиты подразделяются на:
аудиты первой стороны - проводятся самой организацией в собственных интересах;
аудиты второй стороны - аудиты, проводимые организацией в собственных целях в другой организации (поставщик, подрядчик). К ним относятся и корпоративные аудиты;
аудит третьей стороны - осуществляется независимой организацией (не заинтересованной в результатах аудита). Такие аудиты, как правило, проводятся для целей сертификации, решения вопроса о присуждении премии и др.
Аудит первой стороны - внутренний аудит.
Аудит второй и третьей стороны - внешний аудит.
Вертикальный аудит - аудит, при котором подразделение проверяется по всем пунктам стандарта, по всем аспектам управления охраной труда.
Горизонтальный аудит - аудит, при котором определенный пункт стандарта, аспект управления охраной труда проверяется во всех подразделениях.
Комбинированный аудит - одновременный аудит системы менеджмента качества, системы менеджмента окружающей среды, системы управления охраной труда.
Совместный аудит - аудит, проводимый совместно двумя или более организациями.
Аудит соответствия (внедрения). В результате его проведения устанавливается, насколько на практике обеспечивается выполнение требований системы управления охраной труда, установленных процедур и критериев («опиши, что нужно делать, как нужно делать, а делай так, как написано»).
Аудит адекватности (настольный аудит, аудит документации). В результате его проведения устанавливается, насколько система управления охраной труда организации соответствует требованиям СТБ 18001-2009.
В отличие от контроля проведение аудита не предусматривает вмешательства в деятельность проверяемого субъекта. Аудиторам не предоставлено для этого полномочий.
Следует также отметить, что результаты аудита не должны служить в качестве основания для привлечения к ответственности работников.
Достучаться до небес [Научный взгляд на устройство Вселенной] Рэндалл Лиза
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОВОДЯТСЯ ИЗМЕРЕНИЯ?
Измерения не могут быть идеальными. В научных исследованиях - как и при принятии любого решения - нам приходится определять для себя приемлемый уровень неопределенности. Только в этом случае можно двигаться вперед. К примеру, если вы принимаете лекарство и надеетесь, что оно облегчит вам сильную головную боль, то вам, возможно, достаточно знать, что это лекарство помогает обычному человеку в 75% случаев. С другой стороны, если изменение стиля питания ненамного снизит ваши и без того невысокие шансы заболеть чем?нибудь сердечно–сосудистым (к примеру, с 5 до 4,9%), этого может оказаться недостаточно, чтобы убедить вас отказаться от любимых пирожных.
В политике точка принятия решения еще менее определенна. Как правило, общество смутно представляет, насколько хорошо нужно изучить вопрос, прежде чем менять законы или накладывать ограничения. Необходимые расчеты здесь осложнены множеством факторов. Как говорилось в предыдущей главе, из?за неоднозначности целей и методов провести сколько?нибудь достоверный анализ «затраты - прибыли» очень сложно, а иногда вообще невозможно.
Колумнист The New York Times Николас Кристоф, ратуя за осторожность в обращении с потенциально опасными химическими веществами типа бисфенол–А (ВРА) в пище или пищевой упаковке, писал: «Исследования ВРА уже несколько десятков лет бьют тревогу, а данные до сих пор сложны и неоднозначны. Такова жизнь: в реальном мире законодательные меры, как правило, приходится принимать на основании неоднозначных и спорных данных».
Ничто из сказанного не означает, что нам не следует, определяя политический курс, стремиться к количественной оценке затрат и выгод. Однако ясно, что нам нужно четко понимать, что означает каждая оценка, как сильно она может меняться в зависимости от начальных предположений или целей, а также что при расчетах было и что не было принято во внимание. Анализ «затраты - выгоды» может быть полезен, но может и дать ложное ощущение конкретности, надежности и безопасности, которое зачастую приводит к опрометчивым решениям.
К счастью для нас, физики, как правило, ставят перед собой вопросы попроще, чем те, что приходится решать публичным политикам. Имея дело с чистым знанием, которое в ближайшее время не предполагается использовать на практике, думаешь совершенно о другом. Измерения в мире элементарных частиц тоже намного проще, по крайней мере теоретически. Все электроны по природе своей одинаковы. Проводя измерения, приходится думать о статистической и системной погрешности, зато о неоднородности популяции можно спокойно забыть. Поведение одного электрона дает нам достоверную информацию о поведении всех электронов. Тем не менее представления о статистической и системной погрешности применимы и здесь.
Однако даже в «простых» физических системах необходимо заранее решить, какая точность нам необходима, ведь идеальных измерений не бывает. На практике вопрос сводится к тому, сколько раз экспериментатор должен повторить измерение и насколько прецизионный измерительный прибор при этом использовать. Решение за ним. Приемлемый уровень неопределенности определяется задаваемыми вопросами. Разные цели предполагают разные уровни прецизионности и точности.
К примеру, атомные часы измеряют время с точностью до одной десятитриллионной, но такое точное представление о времени мало кому нужно. Исключение - эксперименты по проверке теории гравитации Эйнштейна: в них лишней прецизионности и точности быть не может. До сих пор все тесты показывают, что эта теория работает, но измерения непрерывно совершенствуются. При более высокой точности могут проявиться невиданные до сих пор отклонения, представляющие новые физические эффекты, которые невозможно было заметить в ходе прежних, менее точных экспериментов. Если это произойдет, то замеченные отклонения позволят нам заглянуть в царство новых физических явлений. Если нет, придется сделать вывод о том, что теория Эйнштейна даже точнее, чем было установлено ранее. Мы будем знать, что ее можно уверенно применять в более широком диапазоне энергий и расстояний, к тому же с большей точностью.
Если же нам нужно «всего лишь» доставить человека на Луну, то мы, естественно, не обойдемся без знания физических законов, достаточного, чтобы не промахнуться, но привлекать общую теорию относительности не обязательно, и уж тем более не требуется принимать во внимание еще более мелкие потенциальные эффекты, представляющие возможные отклонения от нее.
Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович Из книги Движение. Теплота автора Китайгородский Александр Исаакович Из книги Достучаться до небес [Научный взгляд на устройство Вселенной] автора Рэндалл Лиза Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз Роджер Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автора Из книги автораИзмерения g на службе разведки Речь идет не о военной разведке. Там знание ускорения силы тяжести ни к чему. Речь идет о геологической разведке, цель которой – найти залежи полезных ископаемых под землей, не роя ям, не копая шахт.Существует несколько методов очень точного
Из книги автораИЗМЕРЕНИЯ И БАК Вероятностная природа квантовой механики не подразумевает, что мы, по сути, ничего не знаем. Более того, зачастую все обстоит как раз наоборот. Нам известно достаточно много. К примеру, магнитный момент электрона - это его неотъемлемая характеристика,
Из книги автораДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ Ни суперсимметрия, ни техницвет не дают нам идеального решения проблемы иерархии. Суперсимметричные теории не предлагают нам экспериментально непротиворечивых механизмов нарушения суперсимметрии, а создать на основе техницветной силы
О́пыт
сущ.
, м.
, употр. часто
Морфология: (нет) чего? о́пыта
, чему? о́пыту
, (вижу) что? о́пыт
, чем? о́пытом
, о чём? об о́пыте
;
мн.
что? о́пыты
, (нет) чего? о́пытов
, чему? о́пытам
, (вижу) что? о́пыты
, чем? о́пытами
, о чём? об о́пытах
1.
Опыт
- это знания, навыки и умения, которые человек или какое-либо сообщество людей приобрели в процессе жизни, практической деятельности в той или иной области. Опыт работы.
| Положительный, отрицательный опыт.
| Приобретать, передавать опыт.
| Делиться опытом.
| Изучать, использовать чужой опыт.
| Обмен опытом.
| Полагаться на чей-либо опыт.
| Учиться на опыте старших.
| Убедиться в чём-либо на собственном опыте.
| У подростка ещё нет опыта самостоятельной жизни.
| За плечами директора - солидный опыт работы на родном предприятии.
2. Опытом вы называете знание жизни, основанное на том, что вы пережили и испытали.
Громадный личный опыт. | Житейский опыт. | Умудренные опытом люди. | Наученный горьким опытом.
3. В философии опытом называют совокупность чувственных восприятий, которые человек приобретает в процессе взаимодействия с внешним миром и которые составляют источник и основу его знаний об этом мире.
Опыт является источником всякого знания.
4. В науке опытом называют воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью их изучения и исследования.
Провести, поставить, проделать опыт. | Оригинальный, смелый, интересный опыт. | Удачный, неудачный опыт. | Лабораторные опыты. | Физические, химические, животноводческие опыты. | Каковы результаты опыта? | Опыты на животных и людях. | Первые успешные опыты по исправлению зрения с помощью лазера были проведены в начале 1980-х.
Эксперимент
5. Опыт - это ваша попытка сделать что-либо, пробное осуществление чего-либо.
Литературные, стихотворные опыты. | Ранние опыты молодого драматурга. | Опыты живописца в области книжной графики.
о́пытный прил.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Синонимы :
Смотреть что такое "опыт" в других словарях:
опыт - опыт, а … Русский орфографический словарь
Основанное на практике чувств. эмпирич. познание действительности; в широком смысле единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым чувств. данные являются … Философская энциклопедия
Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова
Попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют. См. испытание.. наученный опытом, умудренный опытом... . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опыт испытание, проба,… … Словарь синонимов
Опыт - Опыт ♦ Expérience Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… … Философский словарь Спонвиля
Эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению … Большой Энциклопедический словарь
опыт - ОПЫТ, эксперимент ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
опыт - способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… … Большая психологическая энциклопедия
ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений … Современная энциклопедия
L) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория … История Философии: Энциклопедия
Книги
- Опыт моей жизни. Книга 2. Любовь в Нью-Йорке , И. Д.. `Опыт моей жизни` - непридуманная история человека, чье имя известно каждому жителю России. Этот роман о судьбе обыкновенной девушки, истории, родине и эмиграции, падении и фантастическом…