Обо всем на свете

Конспект игры - путешествия по экологии для старшей - подготовительной группы. Конспект занятия игры по экологии в старшей группе «знатоки природы Конспект игры по экологии

Экологические игры.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые - на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу - на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое - несладкие. Вини-Пух радуется - он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? - говорит воспитательница. - Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да - нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.

Подборку игр подготовила воспитатель Чернова Н.М.

Дидактическая игра «Птицы» (старшая группа)

Цель игры: закреплять умение классифицировать птиц.

Игровое правило : найти нужную картинку с изображением птицы.

Игровое действие: разместить картинки с изображением птиц в соответствии с классификацией (водоплавающая, перелетная, зимующая, декоративная).

Материал: панно «Дерево» - 1 шт, карточки с изображением птиц - 25 шт.

Ход игры: Дети по очереди выбирают карточку с изображением птицы, рассказывают, что это за птица и определяют ее место обитание. Перелетные птицы располагаются на оранжевой части дерева, зимующие птицы находятся на синей части дерева, водоплавающие птицы размещаются в нижней части дерева на озере, декоративные птицы располагаются в клетке.

Воспитатель: Ребята, вы помните, что на прошлой неделе мы с вами подготовили домик для птиц и повесили его на дерево на нашей площадке? А что еще мы с вами сделали для птиц?

Дети: Кормушку.

Воспитатель: Правильно, кормушку! И тоже повесили ее на дерево. А для чего мы с вами это сделали?

Дети: Чтобы накормить птиц в зимнее время.

Воспитатель: Совершенно верно! Какие вы все молодцы! Давайте сейчас с вами сыграем в игру-лото «Птицы». Нам с вами нужно будет определить, какие птицы и почему зимой улетают на юг, в теплые страны, а значит называются как?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Верно! А птицы, остающиеся зимовать, называются как?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно, ребята! Еще мы с вами вспомним, какие птицы называются водоплавающими. И познакомимся с такими декоративными птицами, как волнистые попугайчики. Посмотрите вот на эту картинку! У кого дома есть такой же попугайчик? А в каком домике живет ваш попугайчик? Правильно, в клетке, иначе он улетит на улицу и погибнет от холода и голода.

Итак, вы готовы?

Дети: Дааааааа!

Воспитатель: Тогда слушайте правила игры! Перед вами панно «Дерево». Посмотрите на него внимательно! Дерево разделено на 2 части: оранжевую и синюю, на стволе дерева есть клетка для птиц, под деревом озеро.

В коробочке на столе находятся картинки с изображением птиц.

Каждый из вас по очереди подходит к столу, берет из коробочки картинку с птицей. Затем определяет, какая же это птица: зимующая или перелетная, водоплавающая или декоративная.

Если это птица зимующая, мы ее поместим на какую часть дерева: оранжевую или синюю? Правильно, на синюю, потому что синий цвет символизирует зиму. Если птица перелетная, мы поместим ее на какую часть дерева? Правильно, оранжевый цвет символизирует солнце и теплые края. Водоплавающих птиц мы поместим куда? В озеро, правильно! А декоративных птиц? В клетку. Совершенно верно!

Кто из вас хочет первым выбрать птицу?

Дети: Я! Я! Я!

Воспитатель: первым поднял руку Вася, значит, он будет первым. Вася, какую птицу выбрал? Как она называется?

Вася: Снегирь.

Воспитатель: Как ты определил, что это снегирь?

Вася: У него красная грудка. Это зимующая птица. Снегирь прилетает к нам с первым снегом. Я помещу его на синюю часть дерева.

Воспитатель: Молодчина, Вася! Кто следующий?

Итог игры:

В ходе игры дети закрепили умение классифицировать птиц, еще раз вспомнили и рассказали признаки, по которым птицы делятся на зимующих и перелетных, декоративных и водоплавающих. Познакомились с классом птиц: декоративные. Научились отличать птиц по внешнему признаку, соотносить их с названием и средой обитания.

Данная игра способствовала развитию у детей связной речи, памяти, логического мышления; воспитывала доброжелательное отношение к окружающему животному миру и желание оказывать помощь животным и птицам в зимнее время.

Ребята соблюдали правила игры, действовали вдумчиво, старались самостоятельно, быстро и правильно выполнить задание. Некоторые дети испытывали трудности в классификации птиц. Им помогали ненавязчивые наводящие вопросы. Игра вызвала у детей положительные эмоции, удовольствие от полученного результата.

Организация: МБДОУ № 76

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель . Продолжать знакомить с законами природы. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Планируемые результаты. Дети имеют представление об охране окружающей среды, знают правила поведения в природных условиях и соблюдают их. Эмоционально реагируют на проблемы поведения людей в природе. Умеют доброжелательно договариваться со сверстниками и распределять действия в процессе игры.

Ход занятия.

Шагая по импровизированной тропе, участники делают семь остановок, которые можно назвать привалами. Ведущие могут быть на каждом привале. Можно привлечь родителей.

Привал 1. «На опушке леса».(Здесь предоставлена наглядность по теме «Лес»: знаки поведения в лесу, плакаты, иллюстрации и т.д.)

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. Здесь ждут вас грибная поляна, следы неизвестных животных, лесной доктор и много других лесных приключений. Сейчас вы находитесь на опушке леса. Мы пропустим вас на тропу, проверив ваши знания, что нельзя и что можно делать в лесу. Дети, вы будете получать жетоны. В конце тропы мы определим лучших знатоков природы.

Игра «Да, нет». (Ведущий приводит примеры, дети говорят).

Ветки не ломайте, деревья не рубите, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не мешать.

Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, ползучего ужа нужно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Всякие звери нужны, всякие звери важны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

В лесу можно листьями побросаться, букеты нарвать, венки сплести. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

Нельзя топтать поганки, ими лечатся лесные животные.

(Пропускают детей на тропу.)

Привал 2. «Отгадай загадку». (У каждого листок, вырезанный из бумаги, а на нем написана загадка. Если ребенок умеет читать, то сам прочитает. Если не умеет читать, то читает ведущий).

Ползун ползет, иголки везет.(Еж)

Рыжая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

Не дровосек и не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

И тонок и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь)

Четыре листа вроде креста, да черный глаз глядит на нас. (Вороний глаз)

Растет стеной, ее не тронь, обожжет, как огонь. (Крапива)

Сидит-зеленеет, падает- желтеет, лежит- чернеет. (Лист)

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Кто отгадал, получает жетон).

Привал 3. «Чьи шишки?».

(Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев: кедра, ели, лиственницы, сосны.)

Ведущий . Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать шишки. Назовите, от какого дерева вы взяли шишку и потом данную шишку нужно положить в корзинку.

(Кто назвал правильно, получает жетон).

Привал 4. «Грибы-грибочки».

Ведущий . Дети, давайте будем собирать грибы. Берите по одному грибу, а я буду задавать вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в свое лукошко и дам вам жетон.

Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)

Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Опята, лисички, грузди)

Какой гриб растет очень быстро и также быстро превращается в пыль? (Дождевик)

Можно ли собирать грибы около дороги? (Нет. Они впитывают в себя вредные вещества, так как рядом проходит большое количество машин.)

Как правильно собирать грибы? (Нужно аккуратно срезать ножиком, не повреждая корни.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик)

Привал 5. «Осторожно!»

Ведущий. На моем привале очень опасная обстановка. Здесь вас окружают ядовитые растения. Но они не все ядовитые. Вы будете брать по одному и класть их в разные корзины. На корзинах написано «Опасно!», «Не опасно». Взяв растение, нужно его назвать и положить в соответствующую корзину.

(На столе картинки растений: белена, василек, клевер, вороний глаз, лютик ядовитый, ромашка, волчье лыко, купальница, ландыш.)

(Тем детям, которые ответили все верно, вручают жетоны.)

Привал 6. «Чьи следы?».

Оформление: рисунки следов животных(белки, зайца, волка, лося, кабана, сороки, воробья, лисы, утки).

Ведущий.(Дает участникам карточку с изображенными следами, они должны отгадать, чей след. Если правильно, получают жетоны.)

Привал 7. «Кто я?».

Мои листочки всегда дрожат, хотя мне и не холодно. Осенью я самая красивая. А еще из меня делают спички. (Осина)

Я такая трава, которую можно узнать даже в темноте. (Крапива)

А я даю такой же сладкий сок, как и береза. (Клен)

Я днем сплю, а ночью летаю, урожай спасаю. (Сова)

Все думают, что я на себе ношу запасы продуктов, но это не так. (Еж)

(Отгадавшим детям, вручаются жетоны).

На последнем привале дети сдают жетоны. Ведущие подводят итоги.

(Пока идет подсчет жетонов, с детьми проводят игру «Великаны, карлики»-это, если называют деревья-дети поднимают высоко руки. А если кустарники или траву- дети присаживаются).

Называют победителей, вручают медали. Всех благодарят за активное участие и вручают сувениры.

Используемая литература.

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей.
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания.

Конспект комплексной образовательной деятельности в подготовительной группе по экологии

Тема: Игра-викторина «Степь»
Работу адресую педагогам детских садов для детей старшего возраста.
Цель:
Закрепить у детей представление о степи, как о природной зоне.
Задачи:
- показать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания;
- показать причины исчезновения степных растений и животных и необходимости охраны оставшихся мест обитания;
- развивать у детей любознательность, стремление узнать о природе родного края, прививать любовь к Родине;
- формировать нравственно-волевых качеств, представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Словарная работа: степь, ветер-суховей, прерии, пампа или пампасы, льяносы, саванна, туссоки.
Оборудование: картинный материал, электронная презентация «Степь», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
-рассматривание на карте и глобусе зоны пустынь и степей.
-беседы с детьми об этих природных зонах.
-чтение познавательной литературы (энциклопедия, «Красная книга»).
-рассматривание иллюстраций, фильмов, презентаций из Интернет-ресурсов.

Ход занятия:

Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что там изображено? (Ответы детей).
- Правильно, это степь.
Степь - как море!
Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое.
А когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой.
И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.
Раз в степи много трав, то есть и животные, жизнь которых связана с травами.

Воспитатель: - И сегодня я вам предлагаю провести игру-соревнование о степи.
Вы разделены на две команды, каждой команде я по очереди буду задавать вопросы, а вы должны ответить. За правильный ответ команда получает тюльпан. В конце игры мы подсчитаем, сколько, у кого тюльпанов, выигрывает тот, чей букет будет больше.
Итак, начнём.

1.- Что называют степью?
Степь – это природная зона. Степи - это большие поля без деревьев, на них растёт очень много разной травы. Они находятся на юге нашей страны.
(После ответов детей воспитатель показывает картинку или подготовить презентацию по тексту).
2.- Какими бывают степи?
Степи бывают разные: чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью. Они бывают: разнотравными, сухими, пустынными. На разных континентах степь имеет разные названия: в Северной Америке - прерии; в Южной Америке - пампа, или пампасы, а в тропиках - льянос, в Австралии – саванна. В Новой Зеландии степь называется туссоки.
3. - Какой климат в степях (температура, осадки)?
Степи протянулись на большое расстояние. Ближе к Москве в степи зимы тёплые, с частыми оттепелями, а к Владивостоку черноземные степи переходят в сухие степи. За Уральскими горами зимой холодно, дуют ветры, бушуют метели.
В степях климат разный, но летом везде жарко и сухо, а дождей мало. Потому что в степях немного рек, а летом они мелеют, хоть есть и крупные реки, которые протекают через степь - Дон, Волга, Урал, Иртыш.

5. - Что часто бывает(дует) в степи?
С юга дуют горячие ветры – суховеи, поднимая до небес серые, пыльные дороги. Пыль потом долго витает в воздухе, словно сухой туман. Хорошо дышится в степи только весной, когда тает снег и бегут талые воды.

6. - Какая степь бывает зимой и летом, с чем это связано?
Зима здесь короткая. Снега выпадает совсем мало, а вот летом в степях очень жарко и сухо.
Лето долгое, дождей выпадает немного, а палящие лучи солнца высушивают землю так, что она трескается от зноя.

7. - Что растет в степи?
В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр.
Здесь растут: сон-трава, тюльпаны, незабудки. В южных степях колышутся серебристые перья ковыля. Позднее цветёт темно-лиловый шалфей и душистый чабрец. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают.
Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны.
В степи растут кустарники саксаул, степная акация, тёрн, смородина золотистая, степная вишня, шиповник, ракитник.

8. - Как приспособились растения к жизни в степи?

В степи много трав, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла.
Одни имеют длинные корни, другие луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу.
Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

Воспитатель: - Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.
Если много цветов, значит много кого? (Ответ детей – насекомых) которые их опыляют.

9. - Какие насекомые обитают в степях?Что вы про них помните?
В степях нет деревьев, но много растений. Если много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют.
Например: кобылка, жук навозник, божья коровка, жук чернотелка, мрачная моль.
Много различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания.
Весной, над цветами порхает много бабочек.
В степях много пауков: скорпион, фаланга.
Один из наиболее опасных – южнорусский тарантул. Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно.
- Ещё в степи обитают необычные насекомые.

Муравьи – жнецы, в отличие от лесных муравьев, степные устраивают муравейники глубоко в земле, питаются только семенами растений.
Муравьи-фаэтончики - хищники, лучшие бегуны в мире насекомых.
Саранча - самый опасный вредитель для степи. Любит теплый климат и песчаную почву. Питается различными травами, кустарниками, злаками, поедая их листья, стебли, цветы и плоды.

Физминутка
Хомка–хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт,
Подметает хомка хатку,
И зовёт всех на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять-
Хочет хомка сильным стать!

10. - Самые распространенные животные степи – грызуны. Расскажите о них.
В степи живут суслики, полевки, земляные зайцы, тушканчики, хомячки, сурки. Они роют норы, днём спят, гуляют вечером и ночью. В норах прячутся от жары и холода, хранят и оберегают от врагов запасы корма, выхаживают и воспитывают потомство. Степные животные очень осторожны.
Сурки и суслики, прежде чем отойти от норы, долго осматривают степь, становясь «столбиком». Суслик, заметивший опасность, издает резкий свист, и все остальные суслики быстро скрываются в норах. Чтобы хорошо за всем наблюдать, специально выбирают места, где мало травы.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто ещё может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений?(Птицы)

11. - Каких степных птиц вы знаете?
Птиц в степи не очень много: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка. Степные птицы очень осторожны. Маленьким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы. Время от времени они взлетают над ней. Кроме этого, у степных птиц часто встречается такая окраска, которая делает их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф почти неотличимы от травы, в которой они затаились.
Много жаворонков, а также трясогузок. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле или в траве.

12. - Какие животные могут питаться грызунами, назовите их? (Хищники).
В степях есть хищные животные: лиса, волк, степной орёл.
Есть маленькая лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, питается мышами, зайцами, птицами, ящерицами.
Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Если потомство слабое, волчица его уничтожает.
Степной орёл питается в основном сусликами. Он охотится высматривая их с воздуха, паря в небе. Иногда караулит, сидя, или даже лежа у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом. Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Занесены в Красные книги России.

Воспитатель: - Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой? (Травоядные). Это сайгаки, джейраны.

13. – Расскажите о сайгаке!
Сайгаки – это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту. Сайгаки занесены в Красную книгу.
Сайгак – очень быстро бегает. Огромный нос сайгака - защищает зимой дыхательные пути бегущих животных от холодного ветра.
Сайгаки держатся большими стадами. Они постоянно кочуют на сотни километров в поисках новых пастбищ. Кормятся самыми разными видами растений, в том числе ядовитыми.

14. - Что интересного можете рассказать о джейранах?
Джейран – ест травы и кустарники. Пьют не только пресную, но и горько-соленую воду. Летом пасутся утром и вечером, а самое жаркое время дня проводят лёжа.
Джейран крайне чуток и осторожен, всегда пасутся под надзором вожака. Вожак, стоя на страже, не ест и не ложится, пока его не сменит другое животное.
При малейшей тревоге они бросаются в бегство, убегает быстро, но долго не выдерживает. На бегу джейран задирает хвост, и удаляется большими прыжками, подняв голову. Главный враг джейрана - волк.

15. – Кого ещё можно встретить в степи? (Змей, черепах, ящериц).

Степная гадюка. Для своего убежища она выбирает заброшенные норы сусликов, тушканчиков и хомяков. Степная гадюка ночное животное, но начинает охотиться как только начинает темнеть. Днём она греется на солнцепеке, растянувшись или свернувшись на каком-нибудь косогоре. Завидев человека, гадюка спешит скрыться, но если неосторожно наступить на нее или схватить ее рукой, она наносит быстрый удар своими ядовитыми зубами.

Ещё в степи обитает желтобрюхий полоз. Это крупная, длиной до 2 м, и довольно толстая змея. Она очень агрессивная и злая. При встрече с человеком полоз не пытается скрыться, как остальные змеи, а сворачивается спиралью и с громким шипением бросается на противника. Укус полоза не опасен. Любит полежать на песке, каменистых склонах, на солнце, где он находит убежище и охотится.

Воспитатель: - Животные приспособились к жизни в степи. Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. Спят всю зиму. В степи водится много животных, приспособившихся к жизни на открытых степных пространствах. Некоторые из них быстро бегают и быстро летают, а другие уходят в спячку в зимнее время года.

16. - Как человек относится к степным зонам, как он её использует?
Степь – главная житница нашей Родины. Здесь прекрасные черноземные земли, вот почему степи распаханы людьми на огромные квадраты полей.
На полях сеют пшеницу. Именно отсюда поступает больше всего хлебов в закрома России.
На степных полях выращивают просо, ячмень, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу.
А какие великолепные, огромные в степи сады! Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета щедрые урожаи яблок, груш, слив. В самых южных районах степи уже в начале лета поспевает сочная черешня и золотисто-желтые абрикосы. На бахчах зреют арбузы, тыквы и дыни. Степь – наша кормилица!

17. - Что такое «Красная книга»? Почему туда заносят животных?
Красный цвет в природе - сигнал опасности, поэтому книга называется "Красная книга" - она собрала в себе все виды животных и растений, которые в опасности исчезновения с нашей планеты.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.
Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Некоторые редкие степные животные вынуждены переселяться на поля (журавль-красавка, дрофа). Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ.
Еще одна причина: пасут скот, что приводит к разрушению почв.
И конечно браконьерство.

18. - Что надо делать, чтобы эти животные не исчезали?
Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Воспитатель: - Наша игра-соревнование подошло к концу. Вы показали очень хорошие знания о степи, рассказали очень много интересного и поучительного. Пора подводить итоги.

(Воспитатель подсчитывает тюльпаны и вручает значки «Знатоки степи» победителям).

- На прощание послушаем стихотворение «Степь»
У кого ты не спроси –
Степь – кормилица Руси!
Здесь красавица-пшеница
Созревает, колосится.

И подсолнечник цветёт –
Масло нам с тобой даёт.
Зреют в солнечных лучах
Здесь арбузы на бахчах

А кругом сады, сады!
В них душистые плоды.
Хорошеют, созревают,
Нас с тобой они питают.

Степь – кормилица, царица,
Надо нам ей поклониться!

Елена Веткова
Конспект квест-игры по экологии для старшей группы.

Конспект квест-игры по экологии для старшей группы .

Цель : Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели.

Задачи :

Развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

Способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;

Создать условия для двигательной и творческой активности детей, для формирования таких качеств, как ловкость, быстрота, взаимовыручка

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде;

За каждое правильно выполненное задание получают конверт с буквой. Сложить слово ПРИРОДА, нарисовать КАРТУ - СХЕМУ.

Игра проходит по территории д/с. Задействовать площадку, ельник, спортплощадку, уголок дикой природы, огород, сюжетный цветник, футбольное поле.

Ведущий : – Ребята! Когда я сегодня пришла на работу, почтальон принес конверт. Это письмо, и адресовано оно вам. Давайте я вам его прочитаю.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Вы должны собрать волшебный цветок - Цветик-Семицветик, на лепестках есть задания, которые придется исполнять вам. А собрать лепестки вам поможет карта. Когда вы соберете все лепестки, прочтете слово, то окажитесь в Природном государстве.

Фея Природы»

Ведущий : – Ну как, ребята, принимаем приглашение? А не побоитесь? А выполнить все задания нам поможет карта. Давайте посмотрим по карте куда женам направляться. Ага, все понятно.

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и мы сразу окажемся в Природном государстве.

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Ведущий : - Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее? Нет? А вот и первый лепесток - Красный лепесток. А для этого вы должны выполнить первое задание.

Задание «Переправа» .

Цель : социализация, сплочение детей.

Оборудование : любые 2 доски и 2 небольшие деревянные площадки, можно нарисовать круги вместо площадок.

Ход игры. Нужно перебраться в ельник, используя две доски (одна короче другой) . Дети, не наступая на землю, только по доскам, договорившись, поочередно переправляются в ельник.

Основной результат : дети чувствуют себя в коллективе, понимают, что их мнение играет важную роль. Совместная деятельность сближает.

Дети преодолевают препятствие и забирают лепесток (на обратной стороне буква П) .

В ельнике детей встречает Лесовик.

Ведущий : – Здравствуйте, а вы кто?

Лесовик : - Это я – седой старик .

Называют – Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Что случилось в моем лесу? Откуда здесь столько народа?

Ведущий : Мы пришли в гости к Феи Природы.

Лесовик : Да, это хорошее дело! А вы наши друзья? А может быть недруги? Я – лесовик, я слежу за порядком в лесу и не люблю, когда в лес приходят недруги.

Ведущий : Мы ваши друзья. Дети любят природу и умеют ее беречь.

Лесовик : Значит, вы и вправду любите лес. А ведь иногда сюда приходят плохие люди – устраивают здесь шум! Гам! Вы так себя не ведёте? …. Сейчас проверю. Фея Природы просила меня передать вам Жёлтый лепесток, но только после того, как справитесь с заданием.

Ведущий : – Ребята, справимся с заданием?

Лесовик : Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» . Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да» , если плохо, то все вместе кричим «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Лесовик : Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы. (на обратной стороне Буква Р)

Ведущий : Дети прощаемся с лесовиком и смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше.

Дети отправляются на цветочную клумбу «Сюжетный цветник» .

Подойдя к клумбе дети находят Зелёный лепесток с заданием от Феи Природы.

Эстафета «Поймай бабочку»

Дети делятся на две команды. На противоположной стороне натянута веревка на которой прицеплены бабочки. Участники по очереди добегают делают один прыжок и стараются достать бабочку . Возвращаются к команде передают эстафету следующему. Выигрывает та команда, которая больше поймала бабочек.

Дети забирают лепесток (на обратной стороне буква И)

Ведущий (на спортивную площадку) .

Ведущий : - Ребята, а вот и следующий Голубой лепесток.

Проводится игра «"Рассортируй мусор» .

На поле разбрасывают много бумаги и пластиковых бутылок.

Одна команда собирает бумагу, другая бутылки.

По окончании игры дети забирают лепесток (с обратной стороны буква Р)

Ведущий : Дети смотрим по карте куда мы должны отправиться дальше (аптечный уголок) .

Ведущий : Смотрите, дети нас ждет Фиолетовый лепесток с заданиями.

Нужно быстро ответить на вопросы.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором» ? (Дятла)

– Какое животное называют «кораблём пустыни» ? (Верблюд)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)

Ведущий : Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием и забираете лепесток (с обратной стороны буква О) .

Дети отправляются на огород, где находят Розовый лепесток.

Игра «Рассортируй овощи, фрукты»

Делимся на 2 команды. Перед каждой командой лежит обруч, кругом разбросаны овощи, фрукты. Одна команда собирает внутрь обруча фрукты, другая овощи. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее собирёт предметы.

Ведущий : - Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием. И вот вам очередной лепесток (с обратной стороны буква Д) .

Ведущий : Дети смотрим по карте, куда мы должны отправиться дальше. Дети отправляются на футбольное поле и находят Оранжевый лепесток.

Игра «Попади газетой в ведро»

(Дети делятся на 2 команды. Команда встает напротив ведра. Берут по одному листу газеты, мнут его и выкидывают, попадая в ведро).

Ведущий : Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием. И вот вам очередной лепесток (с обратной стороны буква А) .

Ведущий : Ребята, а вы обратили внимание, что на обратной стороне лепестков, есть буквы. Давайте с вами выложим слово.

Дети выкладывают слово ПРИРОДА.

Какое получилось слово?

Под весеннюю мелодию выходит Фея Природы.

Фея Природы : – Здравствуйте, ребята. Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» - Сегодня, в этот весенний день мы отмечаем день рождения Земли – нашего общего дома. И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее. В честь праздничного дня я награждаю каждую группу медалями .

Похожие публикации