Обо всем на свете

Формирование эстетической экологической культуры учащихся. Формирование экологической культуры личности младшего школьника как ступенчатый процесс. Актуальные вопросы воспитания

А. В. Антишина, А. В. Долматов

(Санкт-Петербург)

Формирование экологической компетенции и культуры

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Представлены основные задачи формирования новых ценностей и нравственных установок, способности и готовности учитывать экологический компонент в будущей профессиональной деятельности

Для современной цивилизации характерно особое внимание к проблемам защиты и охраны окружающей среды. Проявление предвестников экологического кризиса в различных сферах человеческой деятельности в конце XX века актуализировало проблему устойчивого развития прежде всего для промышленно развитых государств. Одной из значимых причин нарастания экологических проблем является низкий уровень экологической культуры населения, недостаточная экологическая компетентность руководителей промышленных предприятий и менеджеров различного уровня .

Значимость обозначенных проблем подтверждается изменениями, происходящими в сфере образования. В образовательные программы школ вводится предмет «Экология», вопросы защиты и охраны окружающей среды отражены в программах таких учебных предметов, как «География», «Химия», «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время в образовательных программах вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлениям «Менеджмент», «Экономика», экологические проблемы до настоящего времени не нашли должного отражения.

Для обеспечения экологической безопасности необходимо формирование у будущих управленцев экологической компетентности, культуры, экологического мировоззрения. В действующих образовательных стандартах по перечисленным направлениям в перечне общекультурных и профессиональных компетенций экологическая компетентность не представлена, в то же время ее значимость для будущего менеджера, экономиста, «капитана» производства и бизнеса очевидна.

Все это определяет необходимость внедрения системы обучения экологическому менеджменту с использованием междисциплинарного подхода в процесс профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» .

На научно-теоретическом и практическом уровнях необходимы разработка соответствующих методик, их апробация и внедрение в образовательный процесс. Важно учитывать тот факт, что для современного образования характерен экстенсивный путь развития экологических практик. Решение экологических проблем зависит от государственной политики, ее ценностей и приоритетов.

В области экологического образования отечественными и зарубежными учеными на протяжении нескольких десятилетий проблемы формирования экологической культуры исследуются достаточно активно (А. Н. Захлебный, С. Н. Глазачев, Н. С. Дежнико-ва, И. Д. Зверев, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачев].

С точки зрения образовательных целей важно не только научить студента понимать экологические проблемы нашего общества, но и учитывать реальные условия и их динамику. Необходимо как совершенствование традиционных методик, так и внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на формирование экологической компетентности и, как следствие, экологической культуры будущих менеджеров.

в том, что в большинстве учебных планов отсутствует курс экологического менеджмента. К тому же слабо используется экологический потенциал всех блоков и модулей образовательных программ. В то же время абсолютное большинство студентов понимает значимость экологической подготовки, что подтверждается результатами проведенного среди студентов факультета управления РГПУ им. А. И. Герцена опроса (опрошено 120 респондентов относительно необходимости включения курса экологического менеджмента в образовательные программы факультета управления].

Экологическая подготовка студентов в вузе должна быть органически включенной в общую систему профессиональной подготовки любого направления и профиля. К тому же важно, чтобы она проводилась с учетом региональных компонентов стандартов образования и была личностно значимой для студентов.

Формирование экологической культуры студентов в настоящее время является одной из важных задач профессиональной педагогики и экологического менеджмента . В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры, являющихся составной частью нравственного воспитания. Под экологической культурой понимается единство экологического сознания, поведения и воспитания в гармонии с природой. В разных регионах страны экологическое воспитание студентов обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Безусловно, на формирование экологической культуры оказывают влияние экологические знания, убеждения, компетентность.

В настоящее время существует ряд подходов к определению экологической культуры. По мнению А. Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социальноэкономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Л. П. Печко

считает, что экологическая культура многогранна и включает:

Культуру познавательной деятельности человека по освоению опыта человечества в отношении к природе;

Культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности, с учетом экологических, эстетических и социальных критериев при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

Культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций, умений оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура менеджера - условие и способ реализации ценностей в системе «человек - природа - общество» (регу-лятивов, норм, традиций, принципов деятельности, вытекающих из концепции устойчивого развития], выражающихся в проявлении общецивилизационной культуры, культуры социального бытия, культуры деятельности (интеллектуальной и предметной] при принятии управленческих решений в сфере взаимодействия природы и общества.

Развитие экологической культуры студентов предусматривает: формирование экологических знаний и представлений; развитие и активизацию экологической мотивации, экологического сознания; формирование убеждений и потребности в необходимости экологической деятельности; изменение потребительского отношения к природе в сознании человека; формирование соответствующих (природосообразных] потребностей, мотивов и установок в образовании и воспитании личности.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания и образования. Экологическое воспитание должно осуществляться в непрерывном цикле, начиная с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека. Отношение к природе тесно взаимосвязано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека и охватывает все сферы сознания и деятельности: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к дей-

Рис 1. Результаты оценки студентами необходимости дальнейшего изучения курса экологического менеджмента.

ствительности, которое формируется в процессе интегрированной научно-образовательной деятельности студентов. Процесс преподавания экологического менеджмента включает обязательные экологические компоненты, способствующие формированию экологической культуры личности .

Уровень экологической культуры будущего менеджера должен отражать степень освоения регулятивов деятельности (правил, предписаний, норм, ценностей и идеалов], направленных на реализацию концепции устойчивого развития, и проявляться в виде потребности в экологической верификации всех принимаемых управленческих решений в сфере взаимодействия природы и общества.

Понимание будущими менеджерами экологических проблем необходимо, чтобы они не только осознавали задачи, используя гуманитарные, в большинстве своем описательные методы анализа взаимосвязей процессов, происходящих в природе и социуме, но могли бы анализировать эти взаимосвязи с использованием современных естественно-научных методов: системного анализа, оптимизации, нелинейной динамики, имитационного моделирования. Современная образовательная система уже не одно десятилетие не обеспечивает потребности социальной жизни, транслируя в будущее ценности индустриально-потребительского общества, не обращая внимания на приближение глобальной антропоэкологической катастрофы. Это подтверждает анализ содержания образования: государственный образовательный стандарт специальности не содержал в федеральном компоненте экологического менеджмента как отдельной дисциплины.

В настоящее время формирование экологической культуры является неотъемлемой

составляющей не только обучения, но и воспитания. Экологическое образование должно носить комплексный характер и органически согласовываться с обучением и другими направлениями воспитательной работы, являясь одним из компонентов процесса гуманизации. Для успешной реализации стратегии устойчивого развития экологическое образование не должно ограничиваться передачей экологических знаний; оно должно развивать системное экологическое мышление и формировать экологическую культуру личности. Экологизация образования предполагает широкое внедрение в систему обучения на всех ее ступенях экологического подхода, который в настоящее время выполняет интегрирующую научно-образовательную функцию.

Интеграция экологического менеджмента с основной системой образования должна проходить в два этапа. На первом подготовительном этапе необходимо определить уровень подготовленности обучающихся в области экологии и экологического менеджмента с помощью осуществления опытно-экспериментальной проверки, которая может осуществляться в различных формах:

Наблюдение за самостоятельной работой обучаемых;

Анкетирование;

Индивидуальные, групповые проблемно-тематические беседы;

Использование методик Case study, «Плюс, минус, интересно»;

Письменный опрос с элементами рефлексии.

Статистическая обработка полученных данных, которая проводится методом количественного и качественного анализа, по завершению подготовительного этапа позволяет определить исходный уровень экологиче-

ской культуры и эффективности формирования экологической компетентности как условия развития ценностного отношения к природе, культуры личности, культуры социального бытия, культуры деятельности.

Авторами выявлен достаточно значимый дополнительный эффект от проведения данного пропедевтического этапа - интерес к освоению экологического менеджмента возрос, что отражено на рис. 1, с. 47, на котором представлены результаты опроса студентов относительно необходимости дальнейшего изучения экологического менеджмента (в том же составе респондентов].

Если основной целью констатирующего этапа являлось определение исходного уровня экологической культуры студентов, то на формирующем обучающем этапе эксперимента происходит формирование экологической компетентности на основе полученных данных. Средством достижения поставленной цели может служить разработанная одним из авторов система заданий, интегрированных в основную систему образования и способствующих созданию благоприятных условий для формирования экологической культуры и экологической компетенции.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся систему знаний об экологическом менеджменте, включающем как теоретический компонент, так и практические приложения комплексного и системного подхода к вопросам охраны окружающей среды, характерные для международных и российских организаций и условий. Изучение дисциплины предполагает рассмотрение основных механизмов экологического менеджмента, вопросов сопровождения хозяйственной деятельности, правовых аспектов регламентирования деятельности организаций с учетом экологических факторов, а также финансового обеспечения системы экологического менеджмента.

Основными формами проведения занятий в учебном процессе могут быть лекции, семинары в диалоговом режиме, межвузовские телеконференции, экологические маршруты в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Целесообразно применение активных методов обучения с элементами исследовательской работы: работа в малых группах по решению конкретных задач (касающихся не столько отноше-

ния человека к природе, сколько взаимоотношений между людьми по поводу природопользования и охраны окружающей среды], групповые дискуссии, ролевые игры, «мозговой штурм».

В результате освоения курса должны быть сформированы следующие составляющие экологической компетенции.

1. Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности в контексте экологической ситуации.

2. Готовность к обеспечению охраны окружающей среды, жизни и здоровья людей.

3. Умение использовать современные методы управления для решения экологических задач;

4. Способность к использованию основных методов защиты от возможных последствий экологических аварий и катастроф.

5. Умение осуществлять экологический аудит.

6. Способность принимать решения и оценивать их последствия с точки зрения влияния на экологическую ситуацию.

Важным условием эффективности обучения является интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности. В процессе апробации внедрения курса экологического менеджмента в образовательный процесс факультета управления студенты активно включились в научно-образовательную деятельность, с их помощью удалось оценить, в частности, степень значимости задач экологического менеджмента. Результаты анкетирования приведены на рис. 2.

В процессе обучения студенты освоили требования стандартов ^0 серии 14000 и определили наиболее значимые цели внедрения этих стандартов и степень их влияния на экологическую эффективность организации, результаты опроса представлены на рис. 3.

Приведенные результаты анкетирования свидетельствуют о безусловной полезности внедрения исследовательского компонента в курс экологического менеджмента.

Важно отметить, что уровень экологической культуры предполагает не только наличие системы экологических знаний, но и положительного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, соответствующего стиля мышления и деятельности.

В настоящее время обучение экологии и экологическому менеджменту становится все

стимулирование природоохранных инициатив создание малоотходныхтехнологай обновление продукции

минимальный ущерб для окружающей среды

обеспечение экологической совместимости всех производств

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис 2. Результаты оценки студентами степени значимости задач экологического менеджмента в ходе изучения курса.

Повысить конкурентоспособность

Улучшить условия международной торговли

Определить национальную экологическую политику

Улучшить показатели воздействия на окружающую среду

Рис 3. Результаты оценки студентами значимости целей внедрения экологических стандартов в интегрированных системах менеджмента.

более актуальным и должно быть тесно взаимосвязано с основным образованием, формированием новых ценностей и нравственных установок, пересмотром структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности. В заключение необходимо выделить ряд его наиболее значимых особенностей.

Методическая система обучения экологическому менеджменту, безусловно, должна базироваться на формировании естественнонаучного фундаментального ядра. Необходимо развитие междисциплинарных связей, создание интегративных образовательных модулей. Важна реальная интеграция образо-

вательной, научной и инновационной деятельности.

Обучение должно быть практикоориентированным. Необходимо включение в курсы практикумов, экспериментальной и проектной деятельности. Лабораторные практикумы и полевые занятия должны проводиться в логике системного подхода и междисциплинарных связей. Важно участие студентов в реальных экологических проектах.

Формирование экологической компетенции, экологического мировоззрения, экологической культуры должно включать креативную составляющую.

Интеграция экологической составляющей в систему обучения, овладение студентами соответствующими компетенциями позволит повысить качество образования и привести его в соответствие с требованиями мировых образовательных стандартов. Интеграцией

экологической составляющей в систему основного образования в неё вносится «дополнительная ценность», дающая возможность расширения сферы деятельности и принятия эффективных решений с учетом экологических факторов.

Литература

1. Пахомова Н. В., Эндерс А., Рихтер К. Экологический менеджмент: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

2. Долматов А. В., Долматова Л. А. Подготовка менеджеров образования: новые задачи и технологии // Нижегородское образование. - 2012. - № 2. - С. 93-98.

3. Долматов А. В., Долматова Л. А. Компетентностная модель проектной культуры педагога // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters]: электронный научный журнал. -2011. - № 7. - С. 1620.

4. Экология: учеб. для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передель-ский. - Изд. 16-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

5. Трифонова Т. А., Селиванова Н. В., Ильина М. Е. Экологический менеджмент: учеб. пособие. - Владимир: Владим. гос. ун-т, 2003. - 291 с.

Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебной работы.

Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе являются: урок, лабораторно-практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа и экскурсия.

Основной формой организации процесса обучения естествознанию считается урок. Система уроков дает возможность учителю преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной работой учащихся. Уроки природоведения имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований, отличных от традиционно установившихся. Главной целью современного урока становится не передача знаний от учителя ученику, а приобщение младших школьников к систематической творческой деятельности. Главное, чтоб и учитель работал творчески, не используя трафаретность при проведении урока.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Как ознакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения были прочувствованы, понятны.

Эти правила начинаются с самого начала курса, когда дети сами отвечают на вопросы: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?» «Откуда берется и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» Они сами делают выводы, что можно, а что нельзя, анализируя ситуацию.

Аналогично дети рассуждают и отвечая на вопросы о воде: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» Далее работа ведется охватывая мир животных и растений. Начиная с 1-класса я ввожу понятие: «Красная книга Забайкалья», «Красная книга России». Мы пытаемся смоделировать подобную книгу с детьми, на уровне их познаний. Заполняется она по мере изучения разделов: растения, животные, птицы, насекомые. Ее можно дополнять с каждым годом обучения (видеомат-л).

Целесообразно при такой работе использовать интегрированный урок. В курсе уроков чтения (учебник Р.Н.Бунеева) очень много материала для подобных уроков.

Например, можно использовать необычный сюжет сказки «Куда лето прячется». Вывод приводит к неожиданной развязке - лето прячется в почках на деревьях. И дети с интересом обсуждают факт, как сказка обернулась явью.

Так, во втором классе, где неживые, привычные предметы оживают, можно связать воедино уроки чтения, развития речи, природоведения. Дети охотно включаются в игру и начинают фантазировать. Для этого можно использовать начало фразы: «Что со мной случилось бы, если бы я был… (деревцем, листиком, цветком и т.д.)(Приложение).

Работая с текстами Виктора Хмельницкого «Гора», «Снег и скрипка», дети анализируют предметы и явления, которые нас окружают, наблюдают и фантазируют. В результате у них получаются интересные сочинения-миниатюры (см. Приложение).

Такой прием помогает почувствовать единение человека с природой, вживаясь в образ необычного для себя существа, приходит понимание того, что каждый листик, каждая травинка живут своей жизнью, которую необходимо оберегать.

Эту работу я продолжала и на уроках русского языка и изобразительного искусства. Результатом этих уроков становились красочно оформленные детьми рефераты, сочинения соответствующие их уровню развития.(См. приложение)

С возрастом у детей меняется и восприятие окружающего мира. При подготовке рефератов они уже сами стремятся использовать как можно больше дополнительной литературы.

Если, к примеру, во втором классе дети приносят энциклопедию или другую литературу, чтобы показать, какая у них есть книга, то в 4ом классе им важна не сама книга, а тот материал, который в ней содержится. Это очень хорошо отслеживается в таблице (приложение.) Позже я наблюдала за деятельностью детей в старших классах, после открытых уроков учителя отзываются положительно о самоподготовке детей. (видеоматериал) Дети приносят книги, энциклопедии, способствующие более продуктивному усвоению материала.

В 3ем классе с моей точки зрения можно наблюдать самую интересную работу детей, при чем в самых различных направлениях.

Например, подготовку к изучению природной зоны - “Степь” и описание грозы в степи (отрывок из произведения А.П. Чехова) я начинаю с посещения нашего ипподрома. Дети с удовольствием слушают о лошадях, их привычках, знакомство с условиями их содержания, катаются, а затем мы рассматриваем ландшафт ипподрома. Обычно экскурсия приходится на конец осени, и дети хорошо ощущают бескрайность степи - нет ни дерева, ни кустика всюду открытое пространство и только на северо-западе тянется Яблоновый хребет.

Когда же начинается изучение отрывка детям легче понять, почему испугался мальчик, попав в грозу в степи, а также восприятие описания самой степи дается легче. При изучении же природной зоны дети сами называют обитателей степи, устанавливают биоцепочки.

К сожалению, все природные зоны так изучать нет возможности. Но вместо экскурсии на выручку приходят ТСО.

Дети видят гватемальские джунгли, побережье Австралии, красоты Большого Барьерного рифа, могут насладиться зрелищем летнего полярного дня в Арктике, царство Карибу и Медведей гризли. Открывают для себя Индию осенью: тигры, разгуливающие по джунглям, обезьяны, павлины, роскошные банановые и манговые деревья, увидят смышленых обезьян греющихся в горячих вулканических источниках, услышат грозный рев водопада Виктория. Увидят неприступные Гималаи, бескрайную Сахару, несметные стада животных, кочующих по саванне вслед за серенгети и т.д.

Все это постепенно ориентирует детей на то, чтобы их поведение в природе было осознанным и бережным.

Возвращаясь к такой форме деятельности как экскурсия, хочу сразу заметить, что сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Тем не менее она довольно эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Первые задания могут носить характер наблюдений: выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего участка леса. Часто после таких экскурсий у детей возникает желание сделать что-то полезное, чтобы сберечь хоть маленький участок парка. Особый интерес вызывает задание придумать знаки, которые помогли бы сохранить уголок парка или леса (см. приложение).

Позже я выезжала с детьми в пойму р. Кайдаловки за городом. В процессе экскурсии мы не только находили вечнозеленые растения (брусничник и грушанку), не только наблюдали за растительностью луга и леса, но и обращали внимание на то, как нарушались правила поведения в природе. Поскольку экологическая задача ставилась до такого похода-экскурсии - дети захватили с собой мешки для мусора и насколько было в их силах попытались очистить хотя бы небольшую площадь.

Еще одну такую экскурсию мы совершили в парк возле Дома Детского Творчества. И здесь уже дети работали по плану:

1. Насколько уникальна территория

2. Основные проблемы

3. Степень вытоптанности

4. Состояние деревьев, их повреждение

5. Степень загрязнения

6. Проблемы охраны данного уголка.

Вот как оценили дети территорию:

Территория необычна тем, что в центре города сохранились такие большие сосны и их не вырубили. Удивительно, что мы видели дятла у этих деревьев - тоже в центре города. Основные проблемы -это вред, наносимый посетителями: мусорят, выгуливают собак. Часть территории вытоптана - трава не растет совсем или очень маленькая. Деревья - не повреждены, а кустарники встречаются с поломанными ветками. Часть территории загрязнена посетителями. Территорию нужно охранять и соблюдать правила посещения природных уголков каждому человеку. Тогда этот парк будет не только чистым, но и красивым. Здесь будет приятно гулять и отдыхать.

Одна из сложностей при обучении и воспитании экологически культурной личности - это умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем.

Дети еще не осознают масштабности окружающего мира и иногда затрудняются прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. И здесь на помощь приходит игра.

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Таким образом, игра - модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления создает мотивацию к обучению.

Вот пример, как игровой момент помогает установить причинно-следственную связь.

1кл. Фрагмент урока природоведение тема: деревья хвойные и лиственные

Уч. Посмотрите ребята кто пришел к нам в гости?

1 Уч. Хрюша.

2 Уч. Это Хрюша, он из передачи “спокойной ночи малыши”

Уч-ль: верно Молодцы, узнали!

А теперь посмотрите: Хрюша гулял в лесу и принес нам веточку из леса.

1Уч: Какая красивая, листики зелененькие.

2Уч: А зачем ее хрюша сорвал?

Дереву же больно!

Уч-ль: А почему ты думаешь что дереву больно?

2Уч: А как же? Оно ведь живое!

3Уч: Нельзя ломать ветки! Вот если бы у нас руки ломали…

Уч-ль: Но ведь ветка такая красивая!

2Уч: Ну и что? Она будет смотреться в лесу.

3Уч: Можно же ее сфотографировать. А если 100 человек придет. И каждый по веточке отломит?

Уч-ль: А что же, правда, может случится, если каждый гуляющий будет ветки ломать?

2Уч: Вместо леса будут палки или прутики торчать.

Уч-ль: А если леса не будет…

1Уч: Там же звери живут - где тогда им свои домики делать?

2Уч: А вдруг у мамы - птички, маленькие дети, они могут погибнуть.

3Уч: А еще деревья нам очищают воздух, а если леса не будет мы можем задохнуться…

При изучении нового материала можно использовать и занимательный момент, и игровой момент, и сюжетно-ролевую игру (см. видеом-л).

Курс программы А.А.Плешакова построен так, что каждый последующий год логически продолжает изученное в предыдущем на более глубоком уровне. Важная задача курса - преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы как в своем крае, так и в родной стране. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, эконо­мического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, техниче­ской, медицинской экологии, рассматривающих поведение чело­века в природе.

Цель формирования экологической культуры школьников со­стоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целена­правленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и на­выков по изучению и охране природы.

Формирование экологической культуры школьников осущест­вляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельно­сти. В педагогической науке (ИД.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Су-ровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинар­ный подход в формировании экологической культуры; система­тичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в


деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей при­родной среды; взаимосвязь глобального, национального и краевед­ческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого предмета в общей системе экологического образования. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов экологического образования, еди­ную логику развития ведущих идей и понятий, их последователь­ное изучение и углубление. Систематичность и непрерывность экологического образования достигаются при условии учета сту­пеней обучения (начального, неполного среднего, полного общего образования), возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал нацеливает целостный педагогический процесс на взаимо­связь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным их восприятием, эстетическим переживани­ем. Важно в процессе формирования экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные воздействия человека на природу в масштабе конкретного регио­на, мира в целом.

§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Задачи и содержание трудового воспитания

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязан­ностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Тру­довая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспи­тание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ совре­менной техники, технологии и организации производства; во­оружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; разви­вает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

о В. А. Сластенин «Псляголша»


258 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 15. Формирование базовой культуры личности

Формирование у учащихся положительного отношения к тру­ду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творче­ском труде;

воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, дело­витости и честности;

вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физи­ческого труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. При­вычка к повседневному умственному труду имеет большое зна­чение для всех видов трудовой деятельности. Школьными про­граммами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка клас­са, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насажде­ниями и др.), летнюю работу на полях во время школьных ка­никул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лес­ничествах, тимуровскую работу.

Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда уча­щиеся вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий, у них развиваются профес-


сиональные интересы, склонности, потребности в труде. Россий­ская школа имеет богатый опыт включения детей в производи­тельный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. При­общение школьников к производственному труду не теряет сво­ей актуальности и целесообразности и сегодня.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Методическая система формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения естествознанию»

Скурихина Е.М.

Первоначальные основы экологического образования в системе семейного и общественного образования были заложены уже в работах Яна Амоса Коменского (1592 - 1670). Он рассматривал природосообразное воспитание в трех аспектах: как последовательное по сложности изучение явлений природы, организация обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемого, использование методов обучения, подобных методам обучения животными своих детенышей. Становление экологического образования в России началось в конце XVIII века, когда впервые в российской школе вводится изучение природы в курсе естествознания с использованием учебника "Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи" академика Зуев В.Ф. (1)

В России первой половины XIX в. интенсивно развивается биоэкология и биогеография, уже тогда исследования носят описательный и региональный характер, как например, "Естественная история Оренбургского края" Э.А. Эверсманна, "Позвоночные животные североевропейской России" Ф.Ф. Брандта и др. В учебных пособиях того времени господствует изложение. В 1828 году естествознание было исключено из программ учебных заведений. После 20-летнего перерыва естествознание вновь вводится в учебные программы. В этот период в передовой части русского общества развились материалистические взгляды, стали очень популярны идеи Ч, Дарвина, которые поддерживали в России Д. И. Писарев, М.А. Антонович, К.А. Тимирязев. На своих лекциях московский профессор К.Ф. Рулье указывает на необходимость и важность глубоких исследований, результаты которых помогли бы регулировать поведение человека в природе. Он предлагал, в первую очередь, изучать проблемы взаимоотношений организма и среды, т. е. вводил экологический подход в преподавании естественных наук. В этот период против формально-словесного изучения природы, против узкого прагматизма, унитаризма в отношении к ней выступали русские просветители В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, подчеркивавшие роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности.

К.К. Сент-Илер в своем учебнике зоологии, изданном в 1869 году, предлагает школьникам самостоятельные внеурочные летние задания. В это время происходит обновление содержания образования: изменяются школьные программы, в практику вводятся элементы самостоятельного исследования природы школьниками. Немалая заслуга в этом А.Н. Бекетова и К.А. Тимирязева. К этому периоду относятся и работы А.Я. Герда, который главной целью преподавания естествознания в средней школе считал формирование у учащихся естественнонаучного мировоззрения. (2) Основываясь на положениях первой методики преподавания естествознания, созданной А. Любеном в 40-х гг, в Германии, он создал первую в России методику преподавания естествознания как научной дисциплины и использовал метод лабораторных и практических работ.

В работах русских философов и демократической интеллигенции второй половины XIX века присутствует экологическая проблематика ответственности личности в отношении к природе.

В начале 20 века в Германии утверждается так называемое экологическое направление в преподавании естествознания, разработанное в трудах Ф. Юнге и О. Шмейля, идеи которых оказали большое влияние на русских ученых (3). В российских гимназиях вводится программа изучения природы, составленная профессором Санкт-Петербургского Лесного института Д.Н. Кайгородовым, разделившим мир природы на "общежития", которые соответствуют экосистемам (луг, сад, поле, река).

С 1901 года в России начинает издаваться первый методический журнал "Природа в школе". Его научным редактором явился профессор ботаники В. В. Половцев, который подчеркивал, что изучение природы необходимо не только для понимания различных явлений, но и для расширения духовных и нравственных потребностей личности. При этом ведущую роль он отводил педагогам, преподающим естественнонаучные дисциплины. (4) В 1918 году в Москве Б.В. Всесвятским создается первая станция юных натуралистов, которая первоначально называется детской сельскохозяйственной станцией, В помощь учителям организуются экскурсионные биологические станции, педагогические биостанции, которыми руководят известные ученые. Но приоритеты государственной политики к концу 20-х гг. сводят естествознание к сельскохозяйственной практике. экологический обучение естествознание

В послевоенный период воспитательное значение биологического образования стало рассматриваться в связи с развитием мировоззрения личности, мышления, становлением культуры труда, эстетическим и этическим воспитанием, что нашло свое отражение в работах Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской, Б.Е. Райкова.

В 60-е гг. - общество ориентировано на проблемы охраны природы. В обсуждение этих проблем активно вовлекаются педагоги и школьники, начинают пропагандироваться экологические знания, вводится термин "природоохранительное просвещение", возникает идея роли охраняемых территорий в поддержании экологического баланса, широкое распространение получает понятие "комплексная глобальная экология". Возникают экологически переориентированные этические концепции (учение А. Швейцера о благоговейном отношении к природе, этика любви к жизни Д.П. Филатова, космическая этика К.Э. Циолковского). Появляется новая отрасль педагогического знания - теория и методика экологического образования, которая вырабатывает содержание, принципы, методы и формы экологического образования. Но, несмотря на все позитивные изменения, экологическое образование рассматривается, в основном, в контексте преподавания биологии и географии.

На Стокгольмской Конференции ООН в образовательные системы разных стран, в том числе и СССР, был введен принцип непрерывного экологического образования учащихся. Экологизация системы среднего и высшего профессионального образования привела к появлению в учебных программах разных типов учебных учреждений дисциплины «Экология». В это время сложилось понимание универсальной значимости экологического образования и были сформулированы его основные принципы и задачи школьного экологического образования. Сформулированные принципы и задачи определили разработку содержания педагогического процесса в экологическом образовании, его форм, методов и средств.

Важным этапом в развитии экологического образования стала 1-я Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, организованная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП ("Программа ООН по окружающей среде"), г. Тбилиси, 1977г. На конференции была принята всеобъемлющая стратегия развития образования в области окружающей среды на национальном уровне. Также было выработано более сорока конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения, применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения, была отмечена необходимость «осознания взаимозависимости экономического, социального, политического и экологического аспектов окружающей среды».

В 1992 г., после принятия государствами-членами ООН в г. Рио-де-Жанейро Концепции устойчивого развития, идея «социальной экологической ответственности личности» получила новый импульс к созданию глобальной сети экологического образования в конце 90-х гг. Бурные изменения в обществе (углубление экологического кризиса, пересмотр экологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) поставили вопрос о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиске нетрадиционных подходов.

Слабо развитая потребность практического участия в решении экологических проблем, потребительский тип отношения к природе у большинства школьников, отмеченные в середине 1980-х гг. (5), характерны и для учащихся сегодня. Основным результатом традиционного экологического образования является лишь осведомленность о данных проблемах. Эта ситуация во многом обусловлена тем, что на практике обучение часто ограничивается лишь включением данной тематики в учебные курсы без учета особенностей процесса решения проблем - от осознания до практического результата, лежащего в основе формирования экологической культуры, которая включает в себя не только сознание, но и экологическое поведение и реализуется в способности людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Поэтому в начале XXI в. экологическое образование определяется уже как процесс приобретения знаний о проблемах окружающей среды, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их практического решения (6).

Такие ученые-педагоги, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, И.Н. Пономарева, А.Д. Урсул и другие, включились в разработку программы экологизации российской системы образования на новой мировоззренческой основе - экоцентрической (ноосферной) и внесли большой вклад в реализацию международного проекта по экологизации образовательных систем стран-членов ООН «Образование и информация в области окружающей среды и народонаселения в целях устойчивого развития». Таким образом, появилось и стало общепринятым понятие «образование для устойчивого развития».

В качестве государственных документов были приняты постановление правительства РФ "О мерах по улучшению экологического образования населения" (N 1208 от 03.11.94) и совместное постановление коллегий Министерства образования РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов "Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ" (1994). В этом же году также была принята "Концепция общего среднего экологического образования", было разработано несколько вариантов проекта "Временного государственного образовательного стандарта "Экология", на основании которых сегодня разрабатываются региональные межведомственные документы по непрерывному экологическому образованию. В 1996 году Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан Указ №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В этом указе говорится о том, что «…государство развивает и поощряет информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации… необходимо формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения» (указ №440, пункт 3). Постановлением правительства РФ №155 от 19.02.96 был принят документ "О плане действий правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996 - 97 г." В «Государственной стратегии устойчивого развития РФ», разработанной в 1997 году, отмечено, что «…экологизация сознания и мировоззрения человека, радикальная переориентация системы воспитания и образования на принципы устойчивого развития должны способствовать выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным». В 2002 году был подписан Федеральный закон №7 «Об охране окружающей среды», в котором глава 13 посвящена вопросам экологического образования и просвещения. Статья 72 этой главы говорит о том, что «…в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм должно осуществляться преподавание основ экологических знаний». В этом же году с целью совершенствования системы экологического образования, воспитания и просвещения населения был организован постоянно действующий круглый стол «Экологическое образование в Российской Федерации: шаг в XXI век».

Практическая реализация этих документов в разных регионах России находится на разных этапах. На отдельных территориях страны разработаны и внедряются региональные модели НЭО. В 1994 году комитет по экологии и комитет по образованию Тюменской области во исполнение общероссийских документов о НЭО разработали совместное постановление "Об экологическом образовании всех обучающихся на территории Тюменской области".

Рис. Управленческий блок

Рис. Области деятельности

Рис. Формы и методы работы

Результаты

Схема 1. Система формирования экологической культуры в МОУ СОШ №1

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югра 18.06.1999 Главным управлением по общему и профессиональному образованию округа был издан приказ №230 «О внедрении регионального компонента в общеобразовательных учреждениях округа». В 2000 году принят закон «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа» (7). В законе сформулированы принципы региональной политики в области регионального образования, определены формы реализации экологического образования (в том числе обязательное преподавание экологических знаний в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы). На основе этого закона, «Концепции экологического образования ХМАО» и стратегических линий «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и других нормативных документов под руководством Захлебного А.Н. был разработан и принят региональный компонент образовательного стандарта «Экология» для начальной и основной школ. В образовательный стандарт включен «Обязательный минимум содержания региональных программ по экологии» и «Требования к уровню подготовки выпускников».

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящий момент существует нормативная база экологического образования, разработаны основные методологические вопросы.

Однако одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации экологического образования. Сегодня наукой рассматриваются, по крайней мере, два стратегических варианта решения этой проблемы. Одни специалисты (Занков Л.В., Левашова Н.А. и другие) считают необходимым разрабатывать отдельный предмет "экология", который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи. (8, 9). Другие (Зверев И.Д., Гвишиани Д.М. и другие) утверждают, что более эффективной является "экологизация" всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. (10, 11). Мы считаем наиболее эффективным сочетание этих путей: преподавание непосредственно предмета «Экология» позволяет формировать экологические знания, служит базой для грамотного поведения в природе, позволяет понимать причины и следствия происходящих экологических проблем, а введение элементов экологических знаний в программы разных школьных предметов помогает взглянуть на вопросы структуры и значения окружающей среды более объемно, с разных точек зрения, способствует формированию целостной картины мира.

В свете современных психолого-педагогических знаний сущность экологического образования состоит в целенаправленном формировании ответственного отношения к природе и экологической культуры посредством воздействия на разум и чувства воспитанников, включения их в активную, творческую и самостоятельную деятельность. Следовательно, чрезвычайно важным является комплексный, системный подход.

Принцип системности предполагает разработку системы содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса по вопросам окружающей среды, вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития. Системный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности.

В настоящее время разными общеобразовательными учреждениями разработаны различные варианты системы экологического образования в общеобразовательной школе. Так, в МОУ СОШ №1 им. Созонова Ю.Г. г. Ханты-Мансийска формирование системы экологического образования происходило в течении ряда лет. В период с 1999 по 2002 год по договору с Экологическим фондом округа (затем - Управлением по охране окружающей природной среды) администрация и преподаватели школы разрабатывали учебно-дидактические материалы по организации экологического образования школы. Итоги проведенной работы были представлены на Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт, развитие и перспективы развития непрерывного экологического образования», проходившей 16 - 19 мая 2001 года в г. Ханты-Мансийске, где в конкурсе-презентации экологических проектов проект школы №1 занял III место. За активное участие в природоохранной акции «За чистоту острова древних кедров» (2002 год) школа была награждена Благодарственным письмом городского Управления по благоустройству и экологии города.

В 2005 году школа №1 была внесена в список общеобразовательных учреждений, участвующих в Окружной программе по внедрение регионального компонента образовательный стандарт «Экология». По итогам проведенной работы были получены положительные отзывы.

Система формирования экологической культуры школьников представлена на схеме 1. Управление экологическим образованием осуществляет директор с помощью заместителя директора по научно-методической работе, председателя научного общества школьников и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, каждый из которых планирует, осуществляет организацию и анализ деятельности одного из трех основных направлений экологического образования.

Заместитель директора по научно-методической работе через методический совет школы и школьные методические объединения учителей осуществляет работу по следующим направлениям: организует, курсы повышения квалификации непосредственно в школе или направляет на окружные и городские курсы по повышению квалификации педагогических кадров; организует городские, школьные научно-практические конференции по вопросам экологического образования; отвечает за создание научно-методической базы, разработку дидактически материалов; организует систему открытых уроков по экологии или интегрированных с ним предметов. Через введение в учебный план школы учебного предмета «Экология», интегрированных и факультативных курсов, проведении декады экологии формируются следующие компоненты экологической культуры школьников: гностический, аксиологический, этический. Результатом должно стать знание учащимися основных понятий и законов общей экологии, особенностей экологии округа, способность анализировать причины изменения экологической ситуации в округе из-за антропогенной деятельности (в частности, из-за нефте- и газодобычи, лесозаготовок, промышленного вылова рыбы и т.д.), формирование навыков выполнения практических работ в области экологии (например, выявление приспособительных особенностей организма к среде обитания, определение загрязнения воздуха учебных помещений, анализ состава продуктов питания и т.д.).

Второе направление работы - организация школьной экологической лаборатории - курирует председатель научного общества школьников через учителей, которые осуществляют планирование и проведение научно-исследовательских работ учащихся. Кроме непосредственно исследовательских работ, выполняются реферативные работы по вопросам экологии (при этом особое внимание уделяется вопросам экологии региона), проводятся школьные олимпиады по экологии (даже если непосредственно сам предмет «Экология» не ведется на данной параллели), издается экологическая газета «Зеленый лист». Результатом должно стать формирование гностического, операционно-деятельностного и аксиологического компонентов экологической культуры школьников. Важным направлением является выработка навыков мониторинга окружающей среды, повышение интереса к исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды. Эта работа осуществляется во взаимодействии со специалистами Станции юных натуралистов, Югорского государственного университета.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе с помощью классных руководителей и родительского комитета школы вносит в план воспитательной работы школы мероприятия экологической направленности, способствующие формированию мотивационного, аксиологического, эмоционально-волевого компонентов экологически культурной личности учащихся. Данная работа проводится при сотрудничестве с городскими структурами, призванными осуществлять экологическое образование населения (Окружной библиотекой, музеем Природы и Человека, музеем Нефти и газа и другими организациями). Используются разные формы и методы работы: общешкольные праздники экологической направленности, месячник птиц, природоохранные акции и другие. Социальные программы, направленные против курения, употребления наркотиков, работа летнего экологического лагеря также способствуют формированию активной жизненной позиции учащихся, мотивируют принимать участие в природоохранной деятельности.

Все описанные компоненты экологического образования в школе и формирования экологической культуры школьников общеобразовательной школы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, деятельность подвергается анализу и корректировке после проведения серии диагностирующих исследований. Таким образом, системный подход позволяет оценить взаимосвязи элементами системы школьного экологического образования и установить определяющие, то есть формирующие систему, устойчивые связи между разными уровнями экологического образования.

Формирование экологической культуры учащихся требует слаженной работы всего педагогического коллектива. Для отслеживания ценностных ориентаций, организованности и сплоченности педагогического коллектива была использована анкета «Оценка характеристик педколлектива», предложенная Кискаевым И.А., Пауковой Л.Н. (12). Было обследовано 55 учителей, что составляет 76% от общего числа преподавателей (72 по списочному составу). Итоги исследования показали, что коллектив школы главным образом направлен на развитие способов деятельности (78% опрошенных). Этот показатель несет информацию о том, в какой мере существующие между учителями отношения стимулируют активность членов педагогического коллектива при совершенствовании содержания и способов организации учебно-воспитательной деятельности. Коллектив школы является достаточно организованным, сплоченным коллективом, имеющим единство педагогических ориентаций (так считают 72,6% респондентов, что относится к высокому уровню). Под понятием организованность понимается способность коллектива формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать её в изменяющихся условиях. Средний показатель сплоченности коллектива составляет 77,4%, что является результатом выше среднего. Это говорит о том, что коллектив не только может сформировать рациональную структуру взаимодействия между собой, но и сохранит эту структуру эффективно действующей.

Для отслеживания стиля межличностного общения педагогов в ноябре 2005 года был использован тест Лири. Было обследовано 59 учителей, что составляет 82 % от общего числа преподавателей. Полученные данные показывают, что все показатели попали в умеренную зону (до 50%) и характеризуют стиль межличностного поведения как умеренно адаптивный, что соответствует норме. Исследование не выявило показателей высокого и экстремально высокого уровня адаптивного поведения.

Одним из основных условий успешности работы образовательного учреждения является комфортность образовательной среды. Причина этого в том, что одной из глубинных потребностей личности является - потребность в значимых эмоционально насыщенных связях с окружающими его людьми. При этом у формирующейся личности появляется возможность определить свой статус, идентифицировать себя с кем-либо. Это, действительно, очень глубокие связи, оказывающие огромное влияние как на процесс личностного развития ученика, так и на его отношение к основной деятельности - учебной. Поэтому данный феномен является одним из социально-педагогических условий успешности образовательной деятельности школы.

При определении общей критериальной базы понятия «комфортность образовательной среды», учитывая огромный объем понятия, определены достаточные индикаторы, чтобы получить сведения по имеющимся здесь ведущим тенденциям, такой, как уровень тревожности детей.

При определении уровня тревожности на параллели 5-х классов в ноябре 2005 года были получены следующие данные: большинство учащихся (63%) имеет нормативный уровень тревожности, 36 % учащихся - имеют повышенный уровень тревожности. Незначительное количество учащихся (5%, 6 человек из 113) имеют высокий уровень тревожности. Дети этой группы нуждаются в коррекционной работе с психологом. В целом можно считать уровень тревожности по 5-м классам благоприятным.

Экологическое образование в школе невозможно без создания единого эколого-образовательного пространства, в котором все учителя (или их большая часть) будут совместно работать над формированием экологически грамотного и культурного ученика, развитием его экологического сознания и формированием активной природоохранной позиции. Современному учителю необходимо понимание того, что представляет собой экологическое образование (или образование для устойчивого развития, что является более ёмким понятием), знание особенностей возрастного развития детей, знание психолого-педагогических основ проектирования и моделирования творческой эколого-образовательной среды, умение занять рефлексивную позицию по отношению к основным вопросам организации образовательного процесса (цели, планируемым результатам, задачам, содержанию, формам и методам).

Рассматривая причины возникновения тех или иных элементов формализма в экологическом образовании, Гагарин А.В. в своей статье «К проблеме формализма в экологическом образовании учащихся» (13) выделяет как одну из главных низкую экологообразовательную компетентность работающих педагогических кадров. Требования, которым должна отвечать профессиональная подготовка учителя к экологическому образованию, перечислены в работе Зверева И.Д., который выделил три группы таких требований:

Формирование у учителя сознания и чувства гражданского долга, ясного понимания того, что охрана окружающей среды - это общегосударственное дело, имеющее международное значение. учитель должен увлечь детей, внушить свои убеждения, веру в возможность сохранения природы для блага человека;

Сила убеждений учителя должна подкрепляться знанием естественнонаучных основ охраны природы;

Вооружение учителя системой научных знаний, умений и навыков. обеспечивающих профессиональную готовность к экологическому образованию и воспитанию учащихся (14).

Работа по повышению квалификации учителей проводится в нескольких направлениях: изучение методологии преподавания экологических знаний в процессе интегрированных уроков или самостоятельных курсов, знакомство с опытом работы учителей, успешно осуществляющих ЭО, распространение учебно-методической литературы.

Отслеживание результативности выбранной системы экологического образования в школе проводилось по следующим направлениям:

Мониторинг успешности процесса обучения детей на основе регионального компонента образовательного стандарта «Экология» (проводился на параллели 5 классов);

Мониторинг процесса формирования экологической культуры учащихся.

Учащимся 5 классов была предложена контрольная работа по теме «Общие сведения о биосфере», содержание контрольной работы было положительно оценено на содержательную валидность и определенность. Анализ полученных данных показал, что лучше всего учащиеся в целом справились с заданиями конструктивного уровня, на знание регионального компонента (89,2%). Труднее всего учащимся, оказалось, выполнить задание на креативность мышления, творческий уровень. В целом с ним справились 33,4% учащихся.

Мониторинг процесса формирования экологической культуры учащихся проводился в двух направлениях: исследование типа доминирующей установки в отношении природы и выявление уровня экологической культуры.

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», предложенная С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным, была использована при работе с 10 классами и направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы (15). Тестирование учащихся проводилось 7.09.2005 года. Всего было протестировано 99 учащихся из шести 10 классов, что составляет 84% от всего числа учащихся этой параллели (118 учащихся).

Анализ результатов тестирования учеников 10 классов по первым 11 пунктам показал, что природа воспринимается учениками в основном как объект красоты (37 ученик, или 37%) и пользы (31, или 31%). Природу как объект изучения воспринимают 30 учащихся (30%), как объект охраны - 24 (24%). Анализ ответов на 12 пункт, где требуется ответ на прямой вопрос о значении природы для ученика, показал следующее:

8 учеников (8%) имеют установку «природа - объект пользы»,

13 учеников (13%) воспринимают природу как объект изучения,

25 учеников (25%) ответили, что природа - объект красоты и

54 ученика (54%) выбрали вариант «природа - объект охраны».

Следует отметить, что здесь вступил в силу фактор «социальной желательности - нежелательности», так как по первым 11 пунктам природа как объект охраны была выбрана лишь 24 учениками. Практическая установка, явно выявленная по 11 пунктам (31%), в меньшей степени отразилась в ответах на 12 пункт - 8%.

При выявлении уровня экологической культуры основной диагностической методикой является комплексная экологическая анкета для учащихся, разработанная на основе ряда методик Глазачева С.Н., предназначенных для обследования учителей (15). Исследование проводилось в два этапа: 20.11.2005 года - СОШ №1, 26.11.2005 - СОШ №8. Количество учащихся в классах - по 22 в каждом.

Вопросы анкеты разделены на 6 блоков. При анализе ответов на вопросы мотивационного блока же на первоначальном этапе диагностирования выявляются отличия между экспериментальной и контрольной группой. Так, опрошенные учащиеся школы № 1 (эксперимент) в качестве основных мотивов занятия экологической деятельностью называют интерес к экологическим проблемам (64 %) и ощущение личной причастности к охране природы (36 %). В то время как для контрольной группы (учащиеся школы № 8) ответ «Мне нравиться природа» является однозначно преобладающим (50 %). Этический (нормативный) блок

Оберегать природу при общении с ней считают необходимым подавляющее большинство и представителей экспериментальной группы и контрольной (по 82 %). Однако в дальнейших суждениях отмечены различия. Учащиеся школы № 1 полагают, что человек также должен быть ответственным (73 %) и любить природу (45 %), в то время как данные утверждения разделяют только 23 % и 14 % соответственно учеников школы № 8. Таковы ответы на вопросы этического (нормативного) блока вопросов.

Разработанная нами система формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы доказала свою эффективность через систему педагогической диагностики.

Результаты исследования не исчерпывают всех аспектов решения проблемы формирования экологической культуры учащихся на основе системного подхода и учета региональных особенностей. Данная проблема требует дальнейшего исследования и разработки новых направлений совершенствования системы экологического образования.

Литература

1. Зуев В.Ф. Педагогические труды. - М.: НИИОП АПН РСФСР, 1956.- 235 с.

2. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: НИИОП АПН РСФСР, 1953.- 346 с.

3. Шадрина Г.Д. Экологическое образование за рубежом // Экономика и

организация пром. пр-ва. -1982. - №8. - С. 114-118.

4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -М., 1966.- С. 14-42.

5. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М.: Педаго¬гика. 1988. - 123 с.

6. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М.: Педаго¬гика. 1988. - 123 с.

7. Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа». - Ханты-Мансийск, ГУИПП Полиграфист, 2001 - 12 с.

8. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968.-179 с.

9. Левашова Н.А. Формируем экологическое сознание учащихся // Сред. спец. образование - 1984, №12. - С. 37-38.

10. Зверев И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания школьников // Проблемы природоохранного образования и воспитания. - М.,1982 - С. 111-118.

11. Гвишиани Д.М. Задачи образования в области окружающей среды // Охрана окружающей среды: проблемы просвещения. - М., 1983. - С.30-35.

12. Кискаев И.А., Паукова Л.Н. Информационно-аналитическое сопровождение процесса развития общеобразовательной школы: диагностический аспект. Методическое пособие. Под. ред. Г.Н.Гребенюк. - Екатеринбург, Изд-во Дома учителя, 2004. - 305 с.

13. Гагарин А.В. К проблеме формализма в экологическом образовании учащихся. - Экологическое образование, №1, 2002. - С. 29-34

14. Зверев И.Д. Подготовка учителям к проблемам охраны природы. - Материалы Научного совета по природоохранительному просвещению. Вып.1 - М., 1972.

15. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся. Пособие для учителя. - М., Горизонт

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возможности воспитывающего и развивающего обучения естествознанию. Сущность экологического воспитания младших школьников. Методика становления уровня экологической воспитанности в процессе кружковой работы. Опыт формирования экологической воспитанности.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2010

    Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию. Экскурсия как форма наблюдения и изучения природных процессов. Методика диагностики творческих способностей учащихся. Урок как форма организации учебного процесса по естествознанию.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2015

    Цель, задачи и содержание экологического образования. Экологическая культура и проблема ее формирования у школьников. Виды дидактических игр и методика их проведения на уроках окружающего мира. Определение уровня экологической культуры учащихся 4 класса.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Общее понятие и содержание экологической культуры. Этапы экологического воспитания и формирования экологической культуры в курсе географии. "Экосистемная познавательная модель" как средство формирования экологической культуры современных школьников.

    дипломная работа , добавлен 04.10.2014

    Понятие экологической культуры, ее феноменология в современной научной литературе. Сущность, цели и задачи экологического воспитания в системе школьного образования. Условия формирования экологической культуры в контексте образовательного процесса.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Определение понятия "интернет-ресурсы". Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры ребенка. Диагностика и анализ формирования экологической культуры родителей. Динамика формирования экологической культуры родителей.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Теоретические аспекты развития экологического образования. Теория и практика формирования экологической культуры студентов. Методичкские основы процесса формирования экологической подготовки. Исследование субъективного отношения студентов к природе.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Роль экологического образования. Место экскурсии в процессе экологического обучения в начальной школе. Виды, условия и технология организации экскурсий. Анализ уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2011

    Формирование эколого-правовой культуры учащихся школы. Возможности образовательной дисциплины обществознания в аспекте формирования и развития экологического правосознания школьников. Сущность, основные принципы и особенности экологического образования.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2017

    Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры учащихся 3 класса. Методы природоохранного воспитания младших школьников. Анализ природосберегающего образования и его инновационной модификации. Суть ведения преподавания экологии.

Формирование экологической культуры

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

Младший школьный возраст является наиболее благопри­ятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характе­ризующийся преобладанием эмоционально-чувственного спо­соба освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущ­ность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся про­исходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая опре­деляет отношение ребенка к природному и социальному окру­жению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозритель­ное, без предметной раздробленности истолкование мира, рас­сматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школь­ного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, приня­тых в обществе.

Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его на первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания, обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети – экологическая.

Что такое экология? Экология – это (греч. «йокос»– дом, жилище, родина, «логос» – понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.

Воспитание в широком смысле слова – процесс и результат развития личности, под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением.Экологическое воспитание - воздействие на сознание людейв процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к совокупности природных и социальных благ (например, природным ресурсам, условиям окружающей среды человека, памятникам культуры, экосистемам). Оно достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающее воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение и пропаганду экологическую и природоохранную. В воспитании бережного отношения к живому в практике часто используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные переживания. Дети осваивают экологические представления более легко. Грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы. Здесь важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:

    Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.

    Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

    В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.

    Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

При этом под экологической культуройпонимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

    экологические знания;

    понимание, что природа является источником жизни и красоты;

    богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;

    ответственность за её сохранение;

    способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;

    глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.

Систему экологического образования составляют звенья:

    экологическое воспитание в семье.

    экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.

    экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе).

    экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическоевоспитание, в которое существенный вклад вносят естественно – научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым».

Формы, методы и средстваорганизации экологического воспитания различают:

    традиционные;

    инновационные.

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.

В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.

Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.

Ведущие методы преподавания: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

    экскурсии;

    уроки с раздаточным материалом;

    практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;

    самостоятельные наблюдения детей.

Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.

Т. о., успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.

Литература:

1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М., “Владос”, 2002 – 192с..

2. Латышина. Д. И. История педагогики и образования: учебник - М. Гардарики, 2007. - 527 с., с. 474]

Похожие публикации