Обо всем на свете

Русский язык его функции. Функции языка. Основные функции языка: коммуникативная функция

Понятие "русский язык" многозначно: с современной точки зрения это в первую очередь общерусский национальный язык, т.е. язык любого носителя русского языка как родного - будь то говорящий на изысканном литературном языке, или на наречии, или говоре, которыми традиционно пользуется русский народ. Поскольку термин охватывает также "язык прессы, школы, государственной практики" , то с учетом современной языковой ситуации в России следует причислять к говорящим на русском языке не только тех, для кого язык является родным, но также и живущих в непосредственном соседстве с ними людей, считающих своим родным другой язык.

В истории русского языка термином "русский язык" обозначается совокупность живых языков, принадлежавших восточнославянской ветви в период от появления восточных славян (древних восточнославянских племен) на историческом поприще (упоминание об антах, славянах, венедах относится к V-VII вв. н.э.) до эпохи образования великорусской, украинской и белорусской наций и, соответственно, грех языков, т.е. но XIII- XIV вв. В то же время этот термин применяется "для обозначения того письменного языка, который, сложившись на основе общеславянского литературного языка (так называемого языка церковнославянского), выполнял литературные функции в Киевской и Московской Руси до образования русского (великорусского - в отличие от украинского и белорусского) общенационального языка" .

Проявлением сущности языка, его природы и назначения являются выполняемые им функции, "без которых язык нe может быть самим собой" . Функции языка весьма многочисленны и разнообразны, хотя количество называемых лингвистами функций может различаться. Одни из них можно считать первостепенными, основополагающими, другие - менее важными. Все специалисты сходятся, однако, в том, что главной является коммуникативная (от лат. communicatio - общение), поскольку людям необходимо общаться.

В качестве разновидностей коммуникативной функции можно рассматривать еще три функции языка, обеспечивающие полноценную коммуникацию.

Регулятивная функция (некоторые исследователи называют ее прагматической или волюнтативной) характеризует целенаправленную деятельность носителей языка и реализуется в ситуациях, когда перед говорящим стоит цель воздействовать па собеседника, побудить его к какому-либо действию - не обязательно речевому (ответить, приказать, отругать, поблагодарить и т.д.) - или, наоборот, запретить ему что-либо делать. Регулятивная функция свойственна рекламному тексту, призванному не столько информировать потенциального потребителя о некоем продукте, сколько придать этому продукту привлекательность. Это даст основание считать рекламные тексты принадлежащими манипулятивной коммуникации, цель которой состоит в том, чтобы побудить человека вести себя тем или иным образом, совершая определенные поступки или воздерживаясь от них.

Номинативная функция основана на том, что система понятий современного человека покоится на системе названий, номинаций, коими, как пишет Б. Ю. Норман, человеку важно "застолбить обследованную часть окружающей действительности" . Эта функция хорошо видна на примере ребенка, не знающего всех существующих наименований для незнакомых предметов и дающего им свои. Так, не зная слова поролон (губка), ребенок, обнаружив, чем набита его игрушка, констатирует: Мама , а у носорога в носу кожура от сыра. Любой родитель может припомнить пару смешных слов, которыми ребенок активно пользовался в детстве, ставя взрослых в тупик, например: Я сейчас жужжал. Ты мой жуж слышала? или Кем работает твой папа , Саша? - Гаражником (работает в гараже) .

Экспрессивная (эмотивная) функция - речь идет о функции, проявляющейся в возможности для говорящего выражать свои чувства, эмоции, отношение к предмету речи. Собеседник, не уловивший в силу, например, слабого знания языка эмотивную составляющую в речи говорящего, может отреагировать неожиданным или неадекватным образом. Так, на слова матери, предложившей своей маленькой дочери немедленно "бросить эту дрянь" (имелся в виду поднятый девочкой с земли "неопознанный объект"), последовала следующая, весьма доброжелательная и даже трепетная по отношению к объекту реакция: Я эту дрянь не брошу , я эту дрянь сюда в коробочку положу. Дочь здесь воспользовалась и номинативной функцией языка, присвоив понравившейся незнакомой вещи наименование "дрянь".

Второй основной функцией можно считать познавательную , или аккумулятивную (от лат. accumulatus - накопленный), т.е. накопительную; люди накапливают информацию об окружающем мире, получают и передают ее посредством языка. Именно благодаря этой языковой функции последующие поколения могут в устной или письменной форме получить представление о происходившем ранее, получить доступ к накопленным знаниям и опыту, наследию прошлого. Сейчас это хорошо видно на примере всемирной сети Интернет: достаточно в строку "поиск" любого из информационных порталов ввести слово, значение которого вам неведомо, например слово шлык из пословицы, приведенной В. И. Далем: По Сеньке и шапка, по бабе и шлык , и вы моментально получите сравнительно полную и разнообразную информацию о том, что оно значит, как выглядел шлык, кто и когда его носил и т.д. И все это благодаря накоплению информации с помощью языка.

Язык предназначен для выполнения такой важной функции, как мыслительная , или мыслеобразующая, мыслеформирующая. "Овладение языком является неотъемлемой частью умственного развития человека" . Нельзя не вспомнить высказывание А. Шопенгауэра "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает", ставшее широко известным в свое время во многом благодаря фильму "Доживем до понедельника", где преподаватель-русист, наблюдая за тем, как трудно дается ученику написание сочинения, косвенно, но все же дает весьма нелестную характеристику его умственным способностям. В то же время человек должен оформлять и выражать свои мысли, и делает он это с помощью языка, т.е. язык является "материальной формой осуществления мыслительной деятельности" . Не случайно высшей степенью овладения иностранным языком является такой уровень, когда человек нe только способен читать, понимать, говорить, но также и думать на этом языке.

Эстетическая (художественная) функция языка объясняет смысл существования стихов и прозы, любимых строк и рифм. Отнюдь не только ради информации человек обращается к книге, тем более к любимой книге, сборнику стихов. Не только смысл, но и форма - сочетание звуков и даже расположение строк на бумаге, а равно и графика - могут участвовать в реализации этой функции. С эстетической функцией связаны, в частности, смена неблагозвучных фамилий и выбор псевдонимов . Именно эстетическое восприятие языка отразилось, как нам представляется, в строках Е. Евтушенко, посвященных русскому языку:

Язык мой русский, снежно хрусткий,

В тебе колокола, сверчки,

И поскрип квашеной канустки,

Где алых клюковок зрачки.

Контактоустанавливающая (фатическая) функция реализуется, например, в диалоге о погоде, традиционном согласно стереотипу между малознакомыми англичанами, что является свидетельством установления контакта и, возможно, приязни. Примером реализации этой функции может служить и несостоявшийся диалог по телефону, когда из-за неисправности аппарата или некачественной работы сети один из говорящих не слышит второго, хотя трубка снята, следовательно, контакт установлен. Именно этой цели служат клишированные (в электронных письмах даже автоматически предлагаемые) фразы в конце писем, например: С уважением... Best regards..:, Искренне ваш... Sincerely yours... Фатическая функция актуализируется и в такой анекдотичной ситуации, когда сидящий в соседнем кресле в самолете человек, желая познакомиться, обращается к вам с фразой: Вы тоже летите этим самолетом? Или пример диалога, приведенный П. А. Клубковым: - Ты меня любишь? - Да. - Л как ты меня любишь? Информация отсутствует, хотя факт подобного разговора для его участников кажется важным .

Метаязыковая функция нередко факты и явления языка трактуются, описываются с помощью средств того же языка, как это делается в толковых словарях и учебниках не только для иностранцев, но и для русских. Она очевидна и в диалогах при трактовке в иных терминах, по-другому, тех фраз, которые могут представлять трудности для понимания. Это не только проверка, но и "прочистка" канала связи с адресатом. Например: Иначе говоря, вы отказываетесь? Вы имеете в виду, что я лгу? Мeгаязыковую функцию выполняют также фразы типа как говаривал мой дядя..., выражаясь словами Пушкина..., по русской пословице и др. Эта функция присуща и кавычкам, предназначенным для точного воспроизведения сказанного кем-либо ранее и позволяющим внести в дискурс возможность той или иной его трактовки, например: Ваш, с позволения сказать, хороший.мальчик разбил моему нос - здесь, безусловно, усматривается и реализация прагматической и экспрессивной функций. Это так называемые семантические кавычки, использование которых способно изменить значение заключенного в кавычки понятия.

В соответствии с частными прагматическими задачами может быть выделена такая функция, как информирующая (информативная); например: объявление "Пропал мальчик. Зовут Дядя Федор" или анонс в выпуске телевизионных новостей: Начато расследование обстоятельств трагического падения малазийского "Боинга". В Школьном энциклопедическом словаре "Русский язык" дополнительно охарактеризованы констатирующая функция (Пациент скорее жив, чем мертв), реализуемая при простом, нейтральном сообщении о факте, вопросительная , востребованная при запросе информации, перформативная , обеспечивающая осуществление в ходе речевого акта некоторых социально значимых действий (сравн. высказывания с глаголами клянусь, обещаю, приказываю, прощаю), саморегулятивная функция языка, реализующаяся при комментировании вслух собственной деятельности: нередко это наблюдается у детей, которые разговаривают сами с собой, когда играют или рисуют, а взрослому это помогает сосредоточиться "на решаемой задаче и не ошибиться в последовательности действий" .

Как правило, в одном высказывании, одном речевом акте реализуется сразу несколько функций. Покажем это на нескольких примерах. В речи пушкинского старика, пришедшего на берег моря и сообщающего Золотой рыбке о том, что Пуще прежнего старуха вздурилась... уж не хочет она быть крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой, а позже - и владычицей морскою, реализуются не только коммуникативная и информативная функции языка, но и, безусловно, прагматическая (волюитативная): это скромная попытка старика исполнить волю своей жены и завуалированная просьба, адресованная рыбке, выполнить этот наказ.

Вспомним несколько эпизодов из фильма Э. Рязанова "Служебный роман". Номинативная и эмотивная функции совмещаются в речевом факте присвоения подчиненными начальнику Института статистики Калугиной нелестного прозвища наша мымра.

В высказывании Уж не хотите ли вы, матушка , сказать, что... звучат ирония, насмешка, издевка, реализуются метаязыковая, эмотивная, регулятивная функции, в то время как уточнение правильности понимания высказанной информации, мысли отступает на второй план.

Для фактической жизни языка, как писал Г. О. Винокур, "оказывается чрезвычайно существенным, как пользуется общество своим языком" . Именно способы его использования в обществе и стали основой возникновения стилей, поскольку отбор производится из имеющегося запаса языковых средств в соответствии с установившимися в обществе нормами и традициями.

Для различных сфер использования языка и обслуживающих их стилей речи характерны закрепленные за ними функции, которые являются одним из факторов, определяющих специфику стиля. При этом может быть выделена основополагающая функция (или функции), по отношению к которой остальные будут второстепенными. Так, разговорной речи свойственны в первую очередь коммуникативная и контактоустанавливающая функции. Если для сферы науки, научного общения главными будут мыслительная и познавательная функции, хотя весьма важна и информирующая функция языка, то художественная литература - это сфера эстетического и эмотивно-экспрессивного.

Язык публицистики реализует в качестве первостепенной информативную (информативно-аналитическую) функцию, но весьма ощутима в данной сфере - особенно в современной коммуникации в сфере публицистики - функция воздействия, формирования, а то и навязывания оценки тех или иных событий и отношения к ним. Также нельзя не отметить экспрессивно-эмотивную и развлекательную функции языка в современных публицистических изданиях .

Идея экстралингвистической зависимости стилей, выдвинутая М. Н. Кожиной в 1960-е гг., позволила представить развернутую картину объективных стилеобразующих факторов , к которым относятся ведущие типы деятельности в определенной сфере общения (науке, искусстве, политике, религии, бытовой сфере, в сфере права и т.д.), актуальные коммуникативные задачи, ведущие жанры речевых произведений и типы реализуемых речевых тактик и т.д. К экстралингвистическим стилеобразующим факторам относят также цель общения, преобладающую форму мышления (логико-понятийное, образное и т.д.), тип содержания, типовые ситуации общения и реализуемые в них функции .

Все названные факторы оказывают воздействие на характер речи, однако степень их стилеобразующей значимости неодинакова. Основой классификации и характеристики функциональных стилей являются в первую очередь образующие единство форма общественного сознания и соответствующий ей вид деятельности. Таким образом, функциональные стили - наиболее общая дифференциация языка, позволяющая, одновременно обобщить все частные проявления языка в зависимости от условий общения.

Для сферы деловой речи в наибольшей степени характерна регламентирующая, регулятивная функция, поскольку деловая речь обеспечивает сферу правовых отношений между государством и человеком, юридическими и физическими лицами. Важной представляется и информирующая функция - из определенного рода текстов человек получает информацию, необходимую для полноценного законодательно правомерного его существования как члена сообщества. В качестве основных ее черт следует назвать императивность и предписующе-долженствующее значение , т.е. такое использование языковых средств, с помощью которого реализуется интенция "указующего перста". В ходе делового общения мы узнаем, какими законодательными нормами следует руководствоваться в том или ином случае, к какому должностному лицу и в какой форме нужно обратиться. Например, в сопроводительном листе к полису добровольного медицинского страхования мы читаем о том, какие проблемы со здоровьем подпадают под понятие страхового случая и какое медицинское обслуживание при этом допускается. Несколько страниц достаточно трудного для понимания текста предлагается вкладчику, открывающему счет в банке, для ознакомления с условиями использования счета по вкладу, условиями обслуживания клиентов и приема платежей, возможностями изменения тарифов, вопросами ответственности сторон и т.д.

Не только в сфере дипломатических контактов и законотворческой деятельности, но и в повседневной рутине экономических отношений между предприятиями-заказчиками и исполнителями (поставщиками), в сфере управленческой деятельности любой организации обязательны учет, статистика и регистрация, самые разные отчеты - финансовые, налоговые и пр. Все виды подобных документов вполне освоены сотрудниками управленческого звена любого по величине и авторитетности предприятия. Индивидуальная и произвольная деятельность отправителя речи в данной сфере исключается - она, наоборот, подчиняется социальным и стилистическим установкам коллектива, говорящего на данном языке .

Отнюдь не произвольно, а в долженствующей, стандартизированной форме и при особом языковом оформлении пишутся многие документы, с которыми каждому в течение своей жизни приходится иметь дело. Это нe только заявления, ходатайства, объяснительные записки, жалобы, но также иски, апелляции, завещания, расписки и т.д.

Существующие подстили официально-деловой речи - канцелярский, юридический, законодательный и дипломатический - выделяются как на основе жанровой спецификации каждого из них, так и по признаку конечной цели, решаемой прагматической задачи, характеру представляемой информации и сфере функционирования. Так, язык законов и указов проявляется в таких жанрах письменной коммуникации, как постановление, указ, нормативный акт, конституция и т.д. A коммюнике, нота, декларация, меморандум и ряд других - это документы, связанные с деятельностью правительства и его дипломатических представительств . Но для тех и других есть как общие признаки, характеризующие официально-деловой стиль в целом и особенности письменной деловой коммуникации, так и специфические черты, которые, однако, могут быть оговорены как обязательные или типичные. Характерные черты стиля и отдельных подстилей выделяются на основе наблюдений за употреблением языка и анализа "реальных данностей в виде текстов", позволяющих отметить наиболее употребительные конструктивные приемы, типичную лексику (например, канцеляризмы), закрепленные в коллективном языковом сознании.

Как отмечает Т. Г. Винокур, одним из важных факторов, благодаря которому становится возможным стилистическое многообразие высказываний в разных жанрах речи, принадлежащих одной функциональной сфере языка, "т.е. объединенных одной целенаправленной функцией", является соответствие внешней коллективности или индивидуальности образов участников речевого акта внутреннему языковому содержанию высказывания . Это в полной мере относится и к языку сферы деловых отношений, представленной многообразием жанров, для многих из которых типичным является тот или иной количественный облик участников общения, определенный характер взаимодействия отправителя и получателя сообщения . Так, в ряде жанров - заявлении, завещании, объяснительной записке и других подобных - адресантом является традиционно индивидуальное лицо. А в таких жанрах, как конституция, трудовой, семейный и другие кодексы, адресант - лицо коллективное, представляющее высшие официальные институции.

Многообразие жанров официально-деловых документов и специфичность языковых средств и правил их использования в этой сфере подводят к тому, чтобы дать деловому стилю и иное определение: "это совокупность языковых средств, функция которых - обслуживание сферы официально- деловых отношений", "широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и набор соответствующих жанров документов"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Происхождение русского языка. Фонетические и грамматические нормы, дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации. Культура делового письма.

    курс лекций , добавлен 04.05.2009

    Семиотика как общая теория знаковых систем и ее разделы. Разновидности и функции речи в жизни и деятельности людей. Невербальная коммуникация и ее возможности. Текст и его понимание, cтиль письма и правила деловой переписки, культура речевого общения.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Теория красноречия, ораторы Древней Греции и Древнего Рима. Модель речевой коммуникации, способы или виды чтения. Язык как важнейшее средство человеческого общения, соотношение языка и речи. Разновидности национального языка. Виды и техника слушания.

    курс лекций , добавлен 13.10.2010

    Синтаксические, фонетические особенности духовной речи. Разновидности стилей русского языка. Традиции старославянского произношения в современной орфоэпии духовной речи. Виды, жанры современной духовной речи. Красота слога как совершенное выражение мысли.

    реферат , добавлен 26.11.2009

    Свойства, функции и признаки языка, понятие языкового знака. Речь и речевая деятельность, соотношение языка и речи. Устная и письменная речь, их сходство и различия. Вербальные и невербальные средства общения: жесты, мимика, интонации, смех, слезы.

    презентация , добавлен 05.04.2013

    Понятие речи и языка. Виды речевой деятельности и их особенности. Функции и свойства речи. Беседа как разновидность диалогического общения. Информативность, понятность и выразительность речи. Язык как иерархически упорядоченная система особых знаков.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2010

    Общение как социальное явление. Основные особенности звучащей речи. Значение мимики и жестикуляции при общении. Формы существования национального языка. Динамика и вариантность языковой нормы. Назначение речевого этикета. Словари как источники знаний.

    учебное пособие , добавлен 21.09.2009

    Речевое взаимодействие, роль слова и речи в жизни общества, факты социального и политического значения языка. Понятие речевого события как основной единицы коммуникации, его характеристика. Основные признаки речевой ситуации, речевой этикет и риторика.

    «Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества» (Н.Д. Арутюнова. Функции языка. // Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997. С. 609).

    Основными функциями языка являются:

    Коммуникативная (функция общения);

    Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

    Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

    Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

    Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

    Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

    С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

    Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

    Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления.

    «Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя» - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 318).

    Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В. Гумбольдт полагал, что «язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной» (там же, С. 345). По Гумбольдту, «чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления» (там же).

    Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

    Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека.

    Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.

    Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.

    Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), но не только для неё - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.

    Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, её соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.

    Русский язык как мировой

    В начале 21 века в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн. по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) и в других государствах (88,8 млн.), входивших в состав СССР.

    На русском языке говорят представители разных народов мира, общаясь не только с русскими, но и между собой.

    Так же, как английский и некоторые другие языки, русский язык широко используется за пределами России. Он применяется в различных сферах международного общения: на переговорах стран-участниц СНГ, на форумах международных организаций, в том числе ООН, в мировых системах коммуникации (на телевидении, в интернете), в международной авиационной и космической связи. Русский язык является языком международного научного общения, используется на многих международных научных конференциях по гуманитарным и естественным наукам.

    Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), но не этот признак является главным при определении мирового языка. Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, особенно как родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоёв населения в разных странах. Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке (Костомаров В.Г. Русский язык в международном общении. // Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997. С. 445).

    Русский язык изучается в качестве иностранного во многих странах мира. Русский язык и литература изучаются в ведущих университетах США, Германии, Франции, Китая и других стран.

    Русский язык, как и другие «мировые языки», отличается высокой информативностью, т.е. широкими возможностями выражения и передачи мысли. Информационная ценность языка зависит от качества и количества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях.

    Традиционной сферой использования русского языка за пределами Российской Федерации были республики в составе Советского Союза; он изучался в странах Восточной Европы (Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР), а также студентами из разных стран мира, обучавшимися в СССР.

    После начала реформ в России страна стала более открытой для международных контактов. Граждане России стали чаще бывать за рубежом, а иностранцы чаще бывать в России. Русский язык стал привлекать большее внимание в некоторых зарубежных странах. Его изучают в Европе и США, Индии и Китае.

    Интерес к русскому языку за рубежом во многом зависит как от политических факторов (стабильность общественной обстановки в России, развитие демократических институтов, готовность к диалогу с зарубежными партнерами), так и культурных факторов (интерес в России к иностранным языкам и культурам, совершенствование форм и методов преподавания русского языка).

    В условиях расширения международного общения на русском языке качество речи людей, для которых русский язык является родным, становится существенным фактором его дальнейшего развития, так как речевые ошибки исконных носителей языка воспринимаются людьми, изучающими русский язык в качестве языка межнационального общения или в качестве иностранного языка, как правильные речевые образцы, как норма русской речи.

    Процессы интеграции, происходящие в современном мире, способствует повышению роли «мировых языков», углублению взаимодействия между ними. Растёт международный фонд научной, технической и культурной лексики, общий для многих языков. Всемирное распространение получают компьютерные термины, лексика, имеющая отношение к спорту, туризму, товарам и услугам.

    В процессе взаимодействия языков русский язык пополняется международной лексикой, и сам является источником лексических заимствований для языков соседних стран.

    Русский язык и электронная письменная речь в компьютерных технологиях

    Глобализация процессов коммуникативного сотрудничества в современном мире в результате распространения компьютерных сетей ведет к расширению числа лиц, использующих в общении «мировые» языки. Это приводит, с одной стороны, к универсализации и стандартизации средств общения, навыков использования языка, а с другой стороны, к быстрому распространению индивидуальных и региональных особенностей речи в результате отсутствия редакторской и корректорской проверки в электронной среде общения. Противоречивость этих тенденций, вызванная новыми условиями коммуникации, ведет к появлению новых факторов, воздействующих на развитие языка, способствует как его обогащению, так и снижению речевой культуры. В этих новых условиях становится особенно важной забота о правильности электронной письменной речи, соблюдение традиций письменного общения, внимание к функциональной и стилевой дифференцированности жанров речи.

    Новые условия коммуникации повышают ответственность каждого человека за судьбу родного языка и других языков, которые он использует в общении, правильность их употребления, а технические возможности компьютерных технологий помогают современному человеку проверить правильность написания и точность употребления слов, отредактировать и красиво оформить текст. Однако никакая технология не поможет наполнить текст нужным содержанием, сделать речь человека одухотворённой, красивой не только по форме, но и по сути.

    Свобода слова - необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы слово улучшало жизнь людей. Поэтому в новых условиях устного (публичного, телевизионного, интерактивного) и письменного (электронного) общения роль культуры речи должна повышаться и, прежде всего, благодаря глубокому внутреннему осознанию участниками информационного обмена своей личной роли и ответственности за то, как будет развиваться родной язык и другие языки, которыми пользуется человек.

    Функции языка

    Функция языка как научное понятие есть практическое проявление сущности языка, реализации его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное самой его природой, то, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения.

    Коммуникативная и познавательные функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.Аспект пресс:, 1996. - 207 с.

    Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге «Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:

    1) Функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.

    2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция. 3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому что-то говорит или рассказывает.

    Функции языка по Реформатскому. Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А.А. 1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности. 2) Коммуникативная; этой цели служат предложения. 3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего. В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: 1967. - С.536

    Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей. Он позволяет одному индивиду - говорящему - выражать свои мысли, а другому - воспринимающему - понимать их, то есть как-то реагировать, принимать к сведению, сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.

    Коммуникация - значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует прежде всего для того, чтобы люди могли общаться.

    Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку.

    Ученые-лингвисты вслед за видным исследователем русского языка академиком Виктором Владимировичем Виноградовым (1895-1969), иногда определяют основные функции языка несколько по-другому. Они выделяют: - сообщение, то есть изложение какой-то мысли или информации; - воздействие, то есть попытка с помощью речевого убеждения изменить поведение воспринимающего человека;

    Общение, то есть обмен сообщениями.

    Сообщение и воздействие относятся к монологической речи, а общение - к диалогической речи. Строго говоря, это, действительно, функции речи. Если же говорить о функциях языка, то и сообщение, и воздействие, и общение являются реализацией коммуникативной функцией языка. Коммуникативная функция языка является более объемлющей по отношению к этим функциям речи.

    Ученые-лингвисты также выделяют порой, и небезосновательно, эмоциональную функцию языка. Иначе говоря, знаки, звуки языка часто служат людям для передачи эмоций, чувств, состояний. Собственно говоря, именно с этой функции, скорее всего, и начинался человеческий язык. Более того, у многих социальных или стадных животных именно передача эмоций или состояний (тревоги, испуга, умиротворения) является главным способом сигнализации. Эмоционально окрашенными звуками, возгласами животные оповещают соплеменников о найденной пище или приближающейся опасности. При этом передается не информация о пище или опасности, а именно эмоциональное состояние животного, соответствующее удовлетворению или испугу. И этот эмоциональный язык животных понимаем даже мы - мы вполне можем понять встревоженный лай собаки или урчание довольной кошки.

    Конечно, эмоциональная функция человеческого языка куда более сложная, эмоции передаются не столько звуками, сколько смыслом слов и предложений. Тем не менее эта древнейшая функция языка, вероятно, восходит еще к досимволическому состоянию человеческого языка, когда звуки не символизировали, не замещали эмоции, а были их прямым проявлением.

    Однако любое проявление чувств, прямое или символическое, также служит для сообщения, передачи его соплеменникам. В этом смысле эмоциональная функция языка также является одним из способов реализации более объемлющей коммуникативной функции языка. Итак, различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний.

    Познавательная, или когнитивная, функция языка (от латинского cognition - знание, познание) связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.

    Ученые все еще не пришли к однозначному выводу о том, что является первичным - язык или мышление. Возможно, неверна сама постановка вопроса. Ведь слова не только выражают наши мысли, но и сами мысли существуют в виде слов, словесных формулировок даже до их устного произнесения. По крайней мере, зафиксировать дословесную, доязыковую форму сознания пока никому не удавалось. Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка.

    Связь между языком и мышлением была установлена даже с помощью физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задача, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата.

    Любопытные свидетельства дают наблюдения над умственной деятельностью полиглотов - людей, умеющих хорошо говорить на многих языках. Они признаются, что в каждом конкретном случае «думают» на том или ином языке. Показателен пример разведчика Штирлица из известного кинофильма - после долгих лет работы в Германии он поймал себя на том, что «думает на немецком языке».

    Когнитивная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. Мышление человека развивается в категориях языка: осознавая новые для себя понятия, вещи и явления, человек называет их. И тем самым упорядочивает свой мир. Эту функцию языка называют номинативной (называние предметов, понятий, явлений).

    Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи. Способность слов символически замещать предметы помогает нам создавать свой второй мир - отдельный от первого, физического мира. Физический мир плохо поддается нашим манипуляциям. Горы руками не подвигаешь. А вот второй, символический мир - он полностью наш. Мы берем его с собой, куда хотим, и делаем с ним все, что захотим.

    Между миром физических реалий и нашим символическим миром, отразившим физический мир в словах языка - есть важнейшее различие. Мир, символически отраженный словами, - это познанный, освоенный мир. Мир познан и освоен только тогда, когда назван. Мир без наших названий - чужой, как далекая неизвестная планета, в нем нет человека, в нем невозможна жизнь человека.

    Название позволяет зафиксировать уже познанное. Без названия любой познанный факт действительности, любая вещь оставалась бы в нашем сознании одноразовой случайностью. Называя слова, мы создаем свою - понятную и удобную картину мира. Язык дает нам холст и краски. Стоит, однако, отметить, что не все даже в познанном мире имеет название. К примеру, наше тело - мы «сталкиваемся» с ним ежедневно. У каждой части нашего тела есть название. А как называется часть лица между губой и носом, если там нет усов? Никак. Нет такого названия. Как называется верхняя часть груши? Как называется штырек на пряжке ремня, фиксирующий длину ремня? Многие предметы или явления вроде бы освоены нами, используются нами, но не имеют названий. Почему в этих случаях не реализована номинативная функция языка?

    Это неверно поставленный вопрос. Номинативная функция языка все равно реализована, просто более мудреным способом - посредством описания, а не называния. Словами мы можем описать все, что угодно, даже если для этого нет отдельных слов. Ну а те вещи или явления, которые не имеют своих названий, просто таких названий «не заслужили». Это означает, что такие вещи или явления не настолько значимы в обиходе народе, чтобы им давалось свое название (как тому же цанговому карандашу). Для того чтобы предмет получил название, нужно, чтобы он вошел в общественный обиход, перешагнул через некоторый «порог значимости». До каких-то пор еще можно было обходиться случайным или описательным названием, а с этих пор уже нельзя - нужно отдельное имя. Акт называния имеет огромное значение в жизни человека. Встретившись с чем-нибудь, мы прежде всего называем это. Иначе мы не можем ни осмыслить встреченное сами, ни передать сообщение о нем другим людям. Именно с придумывания названий начал библейский Адам. Робинзон Крузо прежде всего назвал спасенного дикаря Пятницей. Путешественники, ботаники, зоологи времен великих открытий искали новое и давали этому новому названия и описания. Примерно этим же занимается по роду деятельности и инновационный менеджер. С другой стороны, название определяет и судьбу названной вещи.

    Аккумулятивная функция языка связана с важнейшим предназначением языка - собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека. Язык живет гораздо дольше человека, а порой даже и дольше целых народов. Известны так называемые мертвые языки, которые пережили народы, говорившие на этих языках. На этих языках никто не говорит, кроме специалистов, изучающих их. Самый известный «мертвый» язык - латинский. Благодаря тому, что он долгое время был языком науки (а ранее - языком великой культуры), латинский хорошо сохранился и достаточно распространен - даже человек со средним образованием знает несколько латинских изречений. Живые или мертвые языки хранят память многих поколений людей, свидетельства веков. Даже когда забывается изустное предание, археологи могут обнаружить древние письмена и по ним восстановить события давно минувших дней. За века и тысячелетия человечества накопилось огромное количество информации, произведенной и записанной человеком на разных языках мира.

    Все гигантские объемы информации, произведенной человечеством, существуют в языковой форме. Иначе говоря, любой фрагмент этой информации принципиально может быть произнесен и воспринят как современниками, так и потомками. Это и есть аккумулятивная функция языка, с помощью которой человечество накапливает и передает информацию как в современности, так и в исторической перспективе - по эстафете поколений.

    Разные исследователи выделяют еще немало важных функций языка. К примеру, интересную роль выполняет язык для установления или поддержания контактов между людьми. Возвращаясь после работы с соседом в лифте, вы можете сказать ему: «Что-то сегодня завьюжило не по сезону, а, Аркадий Петрович?» На самом деле и вы, и Аркадий Петрович только что были на улице и прекрасно осведомлены о состоянии погоды. Поэтому ваш вопрос не имеет абсолютно никакого информационного наполнения, он информационно пустой. Он выполняет совершенно другую функцию - фатическую, то есть контактоустанавливающую. Этим риторическим вопросом вы на самом деле лишний раз подтверждаете Аркадию Петровичу добрососедский статус ваших отношений и ваше намерение этот статус сохранить. Если вы запишите все свои реплики за день, то вы убедитесь, что немалая их часть произносится именно с этой целью - не передать информацию, а удостоверить характер ваших отношений с собеседником. А уж какие слова при этом говорятся - второе дело. Это важнейшая функция языка - удостоверять взаимный статус собеседников, поддерживать между ними определенные отношения. Для человека, существа социального, фатическая функция языка очень важна - она не только стабилизирует отношение людей к говорящему, но и позволяет самому говорящему чувствовать себя в обществе «своим». Очень интересно и показательно проанализировать реализацию основных функций языка на примере такого специфического вида человеческой деятельности, как инноватика.

    Безусловно, инновационная деятельность невозможна без реализации коммуникативной функции языка. Постановка исследовательских задач, работа в коллективе, проверка результатов исследований, постановка внедренческих задач и контроль их исполнения, простое общение с целью координации действий участников творческого и рабочего процесса - все эти действия немыслимы без коммуникативной функции языка. И именно в этих действиях она и реализуется.

    Когнитивная функция языка имеет для инноватики особое значение. Мыслительная работа, выделение ключевых понятий, абстрагирование технологических принципов, анализ оппозиций и явлений смежности, фиксация и анализ эксперимента, перевод инженерных задач в технологическую и внедренческую плоскость - все эти интеллектуальные действия невозможны без участия языка, без реализации его когнитивной функции.

    И особые задачи решает язык, когда речь идет о принципиально новых технологиях, не имеющих прецедента, то есть не имеющих, соответственно, операционных, понятийных названий. В этом случае инноватор выступает как Демиург, мифический создатель Вселенной, которые устанавливает связи между объектами и придумывает совершенно новые названия как объектам, так и связям. В этой работе реализуется номинативная функция языка. И оттого, насколько грамотен и умел будет инноватор, зависит дальнейшая жизнь его инноваций. Поймут его последователи и внедренцы или нет? Если новые названия и описания новых технологий не приживутся, то велика вероятность, что не приживутся и сами технологии. Не менее важна и аккумулятивная функция языка, которая обеспечивает работу инноватора дважды: во-первых, она предоставляет ему знания и информацию, накопленные предшественниками, во-вторых, она аккумулирует его собственные результаты в виде знаний, опыта и информации. Собственно, в глобальном смысле аккумулятивная функция языка обеспечивает научно-технический и культурный прогресс человечества, так как именно благодаря ей каждое новое знание, каждый бит информации прочно устанавливается на широкий фундамент из знаний, добытых предшественниками. И этот грандиозный процесс ни на минуту не останавливается. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.:Высш.школа, 1987. - С.272

    язык общение познавательный диалогический

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Функции языка
    Рубрика (тематическая категория) Связь

    Функции языка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции языка" 2017, 2018.

  • - Функции языка.

    Существуют различные попытки выделения функций языка, однако все исследователи, расходясь в частностях, едины в том, что существуют две безусловно важнейшие функции, которые язык выполняет в человеческом бытии - коммуникативная и познавательная. В... .


  • - Функции языка.

    Разделы языкознания. Предмет языкознания. Наука о языке называется языкознанием. В этой науке рассматриваются общие вопросы для всех языков. В мире насчитывают от 2.500 до 5 тыс. языков. Колебания в количестве объясняется тем, что сложно отделить язык от его... .


  • - Функции языка

    Эти задачи в конечном счете сводятся к оптимизации функций языка. Например, формирование и поддержание традиции чтения и понимания сакральных текстов, обеспечение контактов между разными народами. Однако круг задач, стоящий перед ПЛ, нельзя считать... .


  • - Функции языка

    Функции языка: 1) это роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) соответствие единиц одного множества единицам другого (это определение относится к единицам языка). Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначение и... .


  • - Коммуникативные функции языка

    Уровень Уровень Частные языковые системы и лингвистические дисциплины На каждом системном уровне функционирует одна или несколько частным систем. Каждая из них выполняет свою частную функцию в рамках общей функции знаковой системы.... .


  • - Основные функции языка

    Мышление как предмет логики Мыслительная деятельность человека представляет собой сложный и многосторонний процесс. В отличие от других наук, изучающих мышление, в логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира. Человек... .


  • - Основные функции языка

    Наш обычный язык, на котором мы говорим, полноправный соавтор наших мыслей и дел. И притом соавтор нередко, более великий, чем мы сами. Как верно заметил наш соотечественник Ф.Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Классический индийский эпос гласит:... [читать подробнее] .


Похожие публикации