Обо всем на свете

Фененко юрий вячеславович биография. Управленческая деятельность военного руководителя в условиях административной реформы: проблемы оптимизации стиля Фененко Юрий Вячеславович. Книга входит в коллекции

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фененко Юрий Вячеславович. Управленческая деятельность военного руководителя в условиях административной реформы: проблемы оптимизации стиля: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14: Москва, 2002 266 c. РГБ ОД, 61:03-12/688-9

Введение

Глава I. Методологические основы административно-правового анализа стиля управленческой деятельности военного руководителя

1.1 Сущность и методология анализа стиля управленческой деятельности военного руководителя 15-34

1.2 Место и роль стиля управленческой деятельности в административно-правовом реформировании Российской армии 34-61

Глава II. Государственно-управленческие условия и правовые факторы оптимизации стиля деятельности военного руководителя на этапе административного реформирования

II.1 Государственно-управленческие условия обеспечения оптимизации стиля деятельности командного состава Сухопутных войск Вооруженных Сил России 62-87

II.2 Правовые факторы упорядочения военно-служебных отношений...87-119

Глава III. Современные технологии оптимизации стиля управленческой деятельности командира: административно-правовые особенности и приоритеты

III. 1 Административно-правовые особенности совершенствования стиля военного руководителя в контексте современного реформирования... 120-136

III.2 Приоритетное использование современных технологий управления в процессе оптимизации стиля деятельности военных кадров 136- 154

Заключение 155-168

Список литературы 169-177

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования определяется объективными потребностями изучения и модернизации управленческой деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц в условиях административной реформы, затрагивающей интересы Российского государства и его Вооруженных Сил.

Эффективность реформирования в системе управления Вооруженных
Сил немыслима без оптимизации стиля деятельности военных

руководителей-профессионалов, обеспечивающей соответствие функций
армейского аппарата стратегическим задачам и современной науке
управления. Оптимальный, научно выверенный стиль служебной

деятельности командира, отражающий качество его мышления и действий, способствует профессиональному регулированию правовых, социальных и духовных процессов в частях и подразделениях. Тем самым содержание их боевой готовности и жизнедеятельности обогащается нормами административного реформирования в соответствии с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти 1 .

Вместе с тем в современной жизни общества и государства, включая Вооруженные Силы, наблюдается существенное противоречие между требованиями позитивных перемен в организации войск и неадекватными действиями части руководящих кадров, которых отличает устаревший стиль мышления и действия, ничего общего не имеющий со становлением армии нового типа - мобильной и компактной, создающей достойные условия для военнослужащих 2 .

Потеря такими командирами правовых и социальных ценностей, веры в мощь профессиональной армии - одна из причин административного и военного реформирования в России. Противоречивость и сложность управленческих процессов в жизни российской армии затрудняют

"См.: России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации// Российская газета, 2002, 19 апреля. 2 См.: Там же.

4 определение критериев оценки мотивов, содержания и результатов деятельности военных руководителей. Это обстоятельство актуализирует значение административно-правового исследования стиля управленческой деятельности. Без научного выяснения и решения правовых проблем совершенствования стиля управления в соответствии с административной реформой невозможно понять и направлять действия военных командиров в нестандартных ситуациях, анализировать правовые знания военнослужащих в работе с личным составом 1 .

Вопросы институционализации и оптимизации стиля военной управленческой деятельности, в частности командных кадров Сухопутных войск Вооруженных Сил России, на этапе административного реформирования чрезвычайно актуальны. Отличаясь новизной, административно-правовым характером и сложностью, они требуют неотложного решения как в теоретическом, так и в практическом отношениях на основе трудов отечественных и зарубежных юристов, социологов, управленцев.

Степень исследования данной проблемы характеризуется разнообразием подходов ученых к изучению отдельных аспектов стиля руководителя. Анализ многих из них в диссертации раскрывает классический период формирования основ стиля и уточнения его сущности 2 , социологический и юридический подходы к рассмотрению роли стиля в управлении, который сложился к концу XIX - началу XX века в трудах отечественных ученых Н.А. Бердяева, А.Д. Градовского, А.И. Елистарова, М.М. Ковалевского, П.А. Сорокина, А.А. Тихомирова, Т.Ф. Шершеневича и др. Отмечается влияние на юридическую науку исследований, посвященных стилю жизни, деятельности человека, зарубежных социологов М. Вебера, А. Адлера, Т. Веблена, А. Морье и др. 3

1 См.: Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996 г..№ 61-ФЗ//СЗ РФ 1996.№32.Ст.2750 и «О воинской
обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.№ 53-ФЗ //СЗ РФ 1998. .№13. Ст. 1475.

2 См., например: Аристотель. Риторика. Книга III «О стиле». - СПб, 1894. С. 115-116, 151.

3 См.: Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. С. 20-21; Государственная кадровая политика и
механизм ее реализации. /Под общей редакцией Е.В. Охотского. - М., 1998. С. 380, 387 и др.

Отдельные аспекты выбора инструментария и методов исследования управленческой деятельности, типологии стилей руководителя и методологии их классификации рассматриваются в трудах Ю.П. Аверина, В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, М.К. Горшкова, В.В. Глущенко, И.И. Глущенко, А.А. Деркача, И.П. Литвинова, В.И. Лукьяненко, З.И. Михеева, Б.Ф.Усманова, А.В. Филиппова, В.В. Щербины, В.А. Ядова и др.

Особую роль в научном осмыслении деятельности армейских руководителей сыграли научные труды военных ученых В.М. Анисимова, Р.Н. Аничина, М.И. Бородина, Л.Г. Егорова, М.М. Закарлюка, А.Г. Ивлева, А.Ф. Костина, Б.В. Кузьменко, Л.Г. Лаптева, Л.С. Мальцева, В.Г. Маликова, А.Н.Писарева, К.Е. Романова, А.С. Скока и др.

В диссертации анализируются актуальные вопросы рассматриваемой темы, сформулированные в трудах ученых - юристов С. А. Авакьяна, С. С. Алексева, А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, Д.М. Бахраха, И.Л. Бачило, К.С. Вельского, И.И. Веремеенко, В.Г. Вишнякова, Р.В. Енгибаряна, Ю.М. Козлова, Ю.М. Колосова, А.П. Коренева, Ю.К. Краснова, Б.М. Лазарева, Ю.М. Лейбо, Г.В. Мальцева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, А.В. Оболонского, Д.М. Овсянко, М.И. Пискотина, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, Ц.А. Ямпольской и других ученых.

Однако не получили надлежащего освещения в литературе и нуждаются в научном осмыслении, прежде всего, с позиций административно-правовой науки, многие проблемы, связанные со стилем управленческой деятельности военных командиров, его оптимизацией в условиях административной реформы.

Поэтому в диссертационном исследовании предпринята попытка разработать наиболее актуальные и недостаточно освещенные в научной

литературе вопросы административно-правовой теории и практики оптимизации стиля управленческой деятельности руководителя. При этом управление военным персоналом рассматривается не только как властно-командный, но и как правовой процесс, в котором взаимодействуют государственные структуры и личности, развиваются субъектно - объектные и субъектно - субъектные отношения, в том числе: организационно-правовые, управленческие, оборонно-правовые, правозащитные и социально-психологические процессы.

Автор доказывает, что оптимизация управления военным персоналом не является самоцелью, ибо отражает потребности модернизации государственных институтов и функций в единстве с интересами развития воинских коллективов, каждого военнослужащего как гражданина, имеющего право участвовать в управлении делами государства 1 .Причем диссертант стремится к гармоничному изложению теоретико - правовых и эмпирических аспектов исследования, к комплексному решению возникающих проблем моделирования наиболее целесообразных путей оптимизации стиля управленческой деятельности военных командиров на примере Сухопутных войск России.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы стиля военного руководителя в условиях административной реформы обусловили выбор темы диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования избран стиль управленческой деятельности руководителей полкового звена Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главным образом, его административно-правовые черты.

Предмет исследования - сущность, содержание и особенности стиля управленческой деятельности командира; условия, факторы и методы

См.: Статья 32 Конституции Российской Федерации.

7 оптимизации стиля управленческой деятельности военных руководителей полкового звена на начальном этапе административного реформирования.

Цель и задачи исследования - на основе теоретико-методологических подходов к пониманию сущности стиля деятельности выявить и уточнить административно-правовое содержание и характер стиля служебной деятельности руководителей полкового звена, государственно-управленческие факторы и условия его институционализации и оптимизации, определенные российскими реформами.

Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

проведение юридико-социологического анализа сущности,
институционализации содержания стиля управленческой

деятельности командиров полкового звена (общие и особенные тенденции, приоритеты);

обоснование критериев и методов правовой диагностики реального стиля работы командных кадров на основе полномочий органов исполнительной власти;

определение государственно-управленческих факторов и правовых условий формирования критериев оптимизации стиля военного руководителя полкового звена;

обоснование выводов о применении социальных и

административно- правовых технологий оптимизации стиля управленческой деятельности командиров на этапе административного и военного реформирования; разработка рекомендаций управленческим кадрам, в частности работникам и командному составу Сухопутных войск, по оптимизации стиля служебной деятельности руководителя в современных условиях. Основная гипотеза исследования. Исходная позиция диссертанта заключается в том, что оптимизация стиля управленческой работы военного

руководителя - это результат институционализации военно-управленческих отношений, проявления профессиональной компетентности и непосредственной детерминированности качества военно-служебной деятельности. Административно-правовая направленность и качественная определенность процесса совершенствования стиля предполагают необходимость:

обеспечивать соответствие между целью, задачами деятельности и управленческой ситуацией, формами и методами управления отношениями субъекта и объекта при решении текущих и стратегических задач;

добиться рациональности соотношения мобильности и стабильности целей и задач, форм и методов, которая исключает административный застой, ибо оптимизация стиля руководителя проявляется при условии минимума целей, оптимума задач и форм организации и максимального внимания к военному коллективу в процессе реализации командных решений;

учитывать различные факторы, влияющие на стиль мышления и
действия командира: личностные (рациональное использование
потенциальных и актуальных способностей, уровень
профессиональной подготовленности руководителя);

организационные (отбор и выдвижение кадров, способных развивать возможности четкого исполнения функций структурных подразделений полка); управленческие (овладение руководителем основными навыками и умениями обеспечения взаимодействия с подчиненным персоналом). Из основной гипотезы вытекают частные: - для становления оптимального стиля руководителя необходима диагностика исходного стиля мышления и правовых действий командира, его подчиненных;

В зависимости от содержания выявленного типа мышления
осуществляется самокорректировка стиля деятельности руководителя
воинского коллектива, исходя из функций должности, уровня правового
сознания и развития коллектива военнослужащих;

Методы оптимизации стиля деятельности обусловлены также уровнем
общего и профессионального образования, содержанием потенциальных и
актуальных способностей носителя стиля деятельности.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного
исследования
составляют концептуальные идеи классической и

современной отечественной юриспруденции о правах и активности личности, положения теории государственного управления, организации и принятия управленческих решений, сравнительно-правовой функциональный анализ. На их основе стал возможен всесторонний, комплексный подход к оптимизации стиля управленческой деятельности командира, выявление кадроведческих технологий в управлении профессиональным и служебным развитием военнослужащих в условиях административной реформы. Причем неизменным остается взгляд на стиль управленческой деятельности как отражение качества процесса мышления и действия, познания субъектом управления реальной ситуации, максимального использования на практике позитивных и преодоления негативных черт личности, поиска рациональных методов и форм действия, ведущих к реализации целей деятельности 1 .

Административно-правовая и социологическая информация об объектно-предметном поле диссертационного исследования получена с помощью методов статистики, анкетного опроса руководителей и персонала воинских подразделений, контент-анализа, традиционного анализа юридических документов, вторичного сопоставления данных военно-социологических исследований, входного и выходного мониторинга

См.: Литвинов И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. - Элиста, 1997. С.18.

10 способностей слушателей учебных заведений и центров подготовки и переподготовки кадров.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты конкретных социологических исследований, проведенных в 2000 году при непосредственном участии автора в рамках КНИР по заказу Генерального штаба и Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации на тему: «Социальные, психологические и правовые аспекты сохранения офицерских кадров в условиях реформирования ВС РФ» (Шифр «Звено»).

Из общего количества опрошенных респондентов различными методами было также обследовано 87 командиров полков Сухопутных войск.

Достоверность и научная обоснованность исследования обеспечена строгой теоретической проработкой проблемы, методологической четкостью избранной концепции исследования.

Научная новизна диссертации заключается в разработке концепции
оптимизации стиля управленческой деятельности военного руководителя с
учетом административной реформы. Автором использованы новые
методологические подходы при исследовании, во-первых,

институционализации данного стиля и связанных с ней административно-правовых отношений; во-вторых, оптимизации стиля деятельности военных руководителей на основе полномочий органов исполнительной власти в области обороны. В новом аспекте формулируется понятие «стиль управленческой деятельности военного руководителя», представленное не бесструктурной абстракцией, а многообразием сущностных, содержательных элементов, отражающих его внутренние изменения, обусловленные административной и военной реформами.

Автором обоснованы характерные черты этого стиля в период реформирования: расширение юридических критериев развития стиля, укрепление профессионализма, компетентности, правового воспитания военнослужащих и законодательной основы их образа жизни.

В диссертации выражено авторское понимание содержания и форм правового обеспечения оптимизации стиля военно-управленческих отношений. Предпринята попытка дать более глубокое освещение традиционных и сформулировать ряд новых проблем, предложить пути их решения с помощью механизма правового регулирования деятельности и поведения участников военно-управленческих отношений на этапе административного реформирования.

В международно-правовом аспекте сформулирован новый подход к определению роли процессуальных управленческих действий руководителей военно-миротворческих операций за рубежом, дан развернутый анализ системы правовых гарантий оптимизации стиля их деятельности. 1

На защиту выносятся предложения и выводы, полученные в результате исследования, отражающие позицию автора по социально -теоретическим, административно - правовым и практическим вопросам оптимизации стиля военно-управленческой деятельности руководителя на основе новых полномочий органов исполнительной власти, обусловленных административной реформой, а именно:

Авторская концепция институционализации и административно-правовой диагностики становления демократического стиля руководителей полкового звена, путей его оптимизации как особого среза управленческих отношений сознательно-волевого и организационно-правового характера, формирующегося в процессе осуществления полномочий органов исполнительной власти в области обороны. Участники этих отношений испытывают на себе государственно-управленческое воздействие, соответствующее целям административного и военного реформирования. Административно-правовые свойства стиля руководителей полкового звена Сухопутных войск Вооруженных Сил России имеют сложное строение и

См.: Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. №26-ФЗ.//СЗ РФ. 1995. Ст.2401.

12 влияют на другие управленческие отношения в области обороны, с учетом обратных связей;

вывод о том, что стиль военного руководителя является отражением сущностных черт личности военнослужащего нового поколения, реализующего установки пореформенного этапа посредством: отказа от тоталитарных средств воздействий, убеждения, правового воспитания, коллегиальности и т.п.;

раскрытие взаимодействия правовых, нравственных и иных черт оптимального стиля работы командира в новых условиях: компетентности, порядочности,решительности, инновационности мышления, самостоятельности принятия решений, организаторских способностей, готовности действовать в духе проводимых реформ, учета нестандартных ситуаций, критического и самокритического подхода к оценке результатов реформирования и др.;

разработка методики проведения социально - правового анализа стиля военного руководится в трех основных измерениях. Во-первых, оценка и самооценка личных черт мышления и деятельности руководителя. Во-вторых, правовая оценка эволюции жизненной среды, в которой самореализуется личность военнослужащего. В- третьих, характеристика процесса управления и самоуправления, а также правоотношений, возникающих в результате взаимодействия субъекта и объекта, достижения соответствия целей, задач, форм и методов деятельности полученным результатам;

определение приоритетных, прежде всего юридических, направлений и критериев демократического (в противоположность тоталитарному) стиля командира. Это - теоретическая и методическая помощь военнослужащим в овладении знаниями и умениями для правовой ориентации в рыночных условиях; действие принципа профессионализма и компетентности в военной службе, особенно в системе профессионального отбора и выдвижения руководящих кадров. Затем - этико-правовое воспитание руководителей и

13 руководимых, обучение технологиям социального и правового «конструирования» военного коллектива; использование методов и средств административно-правового стимулирования делового стиля руководства;

Апробирование, с учетом управленческой практики соискателя,
системы факторов, влияющих на правовую направленность, динамику и
глубину совершенствования процессов овладения руководителем
оптимальным, демократическим стилем действия. Выделены и рассмотрены
прежде всего факторы: объективные, вытекающие из военных условий и
деятельности командира; субъективно-личностные, связанные с научно-
профессиональной и административно-правовой подготовкой;
организационные факторы, обусловленные отбором и выдвижением кадров,
овладевших действенным стилем. Особо подчеркнуты государственно-
управленческие факторы, связанные с умениями и навыками осуществлять
не только обязанности, но и права руководителя, с которыми должны
считаться органы управления в области обороны;

Внесение практических предложений и рекомендаций о разработке
ряда нормативно-правовых актов, использовании новых технологий,
способствующих упрочению в стиле управления социальной ценности права
и демократии. Смысл проектов видится в разрешении конфликтов и
кризисных ситуаций, оптимальном сочетании централизации,
децентрализации и правового властвования, несовместимого с
бесконтрольностью, безответственностью, коррупцией, нарушениями
законности и правопорядка.

Практическое значение проведенного исследования определяется широтой его возможного применения как на межгосударственном, так и на федеральном уровне для органов военного управления, в том числе Министерства обороны Российской Федерации, при разработке целевых программ подготовки командиров, дифференцированных по уровням военного образования, видам и родам войск, звеньям военного управления.

Полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе предложения могут обеспечить повышение научного уровня правового закрепления управленческих отношений, возникающих в результате использования делового стиля деятельности военных руководителей. Они способствуют научно обоснованному подходу к разработке и реализации концепции оптимизации стиля управленческой деятельности в процессе реформирования.

Обогащая научную и учебно-методическую базу подготовки специалистов по работе с военным персоналом, данное исследование открывает возможности широкого применения его результатов для повышения эффективности кадровой работы в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (1998г.) 1

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации одобрены и рекомендованы к защите на заседании кафедры государственного управления и права МГИМО (У). Предварительно они были обсуждены в проблемной группе кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура работы . Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №22. Ст.2331.

Сущность и методология анализа стиля управленческой деятельности военного руководителя

Правовой статус военнослужащего необходимо рассматривать во всем многообразии его общественных связей. Военнослужащий как личность выполняет важную социальную роль в обществе, реализуя конкретные функции в пределах компетенции определенной государственной должности.

В этом качестве военнослужащие становятся воинским персоналом, у которого качества личности идентифицируются с ее социальной и правовой ролью защитника Отечества. При этом стиль деятельности военнослужащего, воинского персонала отражает не только личностные качества, но и содержание, характер социально-правовой роли функций должности военнослужащего. Французский академик Пьер Жане определяет персонал (personage - от французского), как личность с определенной социальной ролью.2

В процессе службы воинский персонал связан многочисленными нормами права с существующими в обществе отношениями: правовыми, экономическими, социальными, культурными и духовными. Кроме того, особенности армейской жизни рождают специфическую область отношений, присущую лишь военной организации. В ней отражены все виды административно-правовых отношений.

Поскольку основными сферами жизнедеятельности воинов являются боевая учеба, служба и быт, социальные отношения в коллективе развертываются как бы в трех взаимосвязанных плоскостях: служебно-функциональной, общественно-организационной и межличностной, бытовой.

Каждый из названных видов внутриколлективных отношений обладает своими особенностями. Служебно-функциональные отношения в армии, в том числе в сухопутных частях и подразделениях, строятся на строгой правовой основе, единоначалии, дисциплине, высокой личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих функциональных обязанностей.1 Иначе регулируются общественно-организационные отношения, обеспечивающие социальные константы воинов в области общественных работ, спорта, культурного досуга. Своими принципами и нормами отличаются межличностные отношения товарищества и дружбы. При этом один и тот же человек, как правило, является носителем нескольких социальных ролей, включающих его в различные системы внутриколлективных отношений.

Глубокое понимание сущности и характера социальных связей и административно-правовых отношений в армейских условиях, их учет и регулирование сегодня становятся важным составным элементом деятельности командиров всех уровней. Это предполагает развитие правовой культуры отношений между военнослужащими, изучение и учет интересов различных категорий личного состава, знание социально-правовых механизмов сплочения воинских коллективов.

В силу этого каждый военный руководитель, имея свой индивидуальный стиль работы, строит отношения с подчиненным ему личным составом на основе норм права, морали и других регуляторов общественных отношений. Как показывают проведенные нами исследования, стиль деятельности - не единовременный акт действия. Стиль - это отражение участия командира в административном и военном реформировании, качественное выполнение наставлений по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, единство мышления и действия, познания субъектом управления реальной ситуации, максимальный учет и использование позитивного опыта и минимизация проявления негативных черт личности, поиск рациональных методов и форм действия, ведущих к достижению поставленных целей.

Появление в общественной практике и науке категории «стиль» тесно связано с поиском путей выхода из хаоса, смуты, неопределенности в жизни древнего общества, времен Сократа и Главкона, Платона и Аристотеля. Анализируя структуру и взаимосвязь кризисных явлений и процессов в обществе и государстве, они пришли к выводу о необходимости гармонии, согласия между людьми, соответствия между целью их деятельности и средствами их реализации. Как гармония между словами, мелодией, ритмом и темпом рождает хорошую песню, так стиль мышления и действия людей обеспечивает реализацию их потребностей на основе соответствия поставленных целей правовым средствам их достижения.

Главкон в споре с Сократом впервые ввел в научный оборот слово «стиль» и обосновал необходимость этой категории. Суть стиля, считали они, проявляется в соответствии содержания и формы, гармонии целей и средств в мышлении и действиях человека.1

Каждая историческая эпоха или период формируют типичный для них стиль мышления и действий людей, наций и государств. Достаточно обоснована точка зрения, что в фиксированной истории человечества проявились античный, классический (средние века) и современный стили жизни и деятельности людей.2

Стиль проявляется как осознанная или недостаточно осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления на правовой основе противоречий в процессе постановки и достижения целей.

Становление и развитие стиля связано с поиском гармонии отношений людей в процессе их деятельности: трудовой, исследовательской, военной, предпринимательской и т.д.

Стиль многогранен и проявляется во всех сферах деятельности: в искусстве, науке, а в более позднее время - в управлении, менеджменте. Понимание сущности стиля специфично в различных отраслях знания: философии, филологии, экономике, правоведении, социологии, управлении и т.д.

Общее понимание сущности стиля заключается в том, что стиль - это качественная характеристика меры единства и взаимодействия субъекта и объекта в определенной ситуации.1

В сфере управления существуют разнообразные определения стиля. Так, одни считают, что стиль - это совокупность принципов и методов решения проблем, возникающих в процессе реализации функций управления.2 Другие считают к тому, что стиль - это проявление методов и приемов мышления и действия личности, обеспечивающих взаимодействие в коллективе и с коллективом.3

Административно - правовой анализ понимания стиля управления позволяет сделать вывод, что стиль - это категория, выражающая не только субъектно-объектные социальные связи, отношения взаимодействия в управлении, уровень единства организации и профессионализма, нравственности, социальной полезности управленческой деятельности, но и процесс реализации исполнительной власти.

Поскольку в диссертации исследуется стиль деятельности современного военного руководителя по осуществлению этой власти, целесообразно рассмотреть точки зрения на определение понятия «стиль деятельности».

Место и роль стиля управленческой деятельности в административно-правовом реформировании Российской армии

В современных условиях проведения административной реформы, а также реформирования Вооруженных Сил России возникают сложные проблемы, в том числе и в области административно-правового совершенствования стиля управленческой деятельности. Новые условия, задачи и расширяющиеся возможности требуют поиска принципиально новых решений, учета опыта боевого применения российских Вооруженных Сил в Афганистане, Чечне. К сожалению, управленческая деятельность командиров в экстремальных условиях не всегда обеспечивает требуемый уровень руководства войсками. Одна из основных причин этого - забвение и неумелое использование стиля управленческо - правовой работы в Вооруженных Силах, опиравшейся на боевой дух, товарищество и стойкость в управлении войсками в Великой Отечественной войне, локальных войнах по защите интересов Родины.

Не случайно по этим и другим вопросам стиля управления не прекращаются многочисленные дискуссии.

Анализ материалов по данному кругу вопросов показывает, что сторонники «основательной ревизии» не вносят достаточной конструктивности в их решение. В частности, военные исследователи О.В. Сосюра и В.П. Пятков предлагают пересмотреть сложившийся понятийный аппарат теории управления. Под сущностью управления они видят наилучшее использование потенциальных возможностей войск в условиях конкретной обстановки в интересах успешного выполнения поставленных задач.1

Такой подход обусловливает их интерес к проблеме оптимизации стиля управленческой деятельности. В числе других законов управления они попытались сформулировать такой, как «оптимальное соответствие методов и средств управления организационной структуре, назначению и боевым свойствам». Здесь правовые элементы, принципы, составляющие суть управления, выражаются через неформализованные категории. Механизм оптимизации, который должен бы был основываться на правовых принципах и традициях, отражающих «выявленные» закономерности, авторами категорически отвергается. Они отмечают, что «в отличие от законов управления... соблюдать принципы вовсе не обязательно».3

Последнее десятилетие отражает особую роль традиции в становлении эффективного стиля управления. В процессе формирования норм права нельзя недооценивать место традиции как закрепленных в сознании субъекта деятельности элементов материальной и духовной культуры, выполняющих функции развития личности, а не ее деградации. Заметим, что на протяжении веков в оптимизации стиля деятельности большую роль играли позитивные факторы, связанные с традициями страны, народа, государства и составляющих ее правовых институтов. Определяющее значение традиции в становлении административно-правовых черт стиля управления связано с тем, что она: позволяет учитывать правовые, социальные, политические, экономические, организационные, психологические последствия принимаемых управленческих решений и действий по их правореализации; дает возможность учитывать правовые ценности, соблюдение которых субъект действия защищает от негативных последствий; вырабатывает стиль отношений между руководителем и подчиненным, основанный на административно-правовом поведении, доверии руководителю, ибо последний удовлетворяет ожидания и потребности подчиненного; обеспечивает оптимальное функционирование формальных организаций как источника защиты и удовлетворения потребностей каждого их члена; обладает огромным преимуществом перед несправедливым, неправовым подчинением личности, особенно если она недостаточно авторитетна; упрощает механизмы принятия решений, достижения их быстроты и предсказуемости в фактической реализации.1

Для военной организации значение традиций для формирования командного оптимального стиля трудно переоценить.

В ФРГ, например, 5 законов, регулирующих государственную службу, имеют разделы «Традиционные основы профессионального чиновничества».

Однако, как считают многие ученые, система, основанная на традиции, рухнет, если институты государства перестанут поощрять сторонников традиций, патриотов - исполнителей, тем более если поощряются ее противники. Поэтому для военного управления необходима система информации о соблюдении традиций, законности и компетентности, которые в системе военной деятельности имеют первостепенное значение.

При этом стиль управления воинскими коллективами базируется на традиции, в которой недопустимо консервирование догм и стереотипов, превращающее традицию в свою противоположность - консерватизм мышления и действия. Консерватизм, догматизм, стереотипы в принципе не совместимы с воинской службой.

Военная служба, основанная на традициях, патриотизме, преданности Отечеству, характеризуется постоянной готовностью военнослужащего предупреждать правонарушения и опережать замыслы и действия потенциального или реального противника. Поэтому стиль мышления и действия командира, полкового звена в особенности, базируется на сохранении воинских традиций, сочетающихся с правовой культурой и инновационным мышлением. Только такое сочетание позволяет действовать четко, без ошибок и крайностей, основываясь на профессионализме и законности.

Государственно-управленческие условия обеспечения оптимизации стиля деятельности командного состава Сухопутных войск Вооруженных Сил России

Труд военного руководителя является особым видом труда, содержит как общие, так и специфические признаки, ибо осуществляется для реализации функций военной службы как особого вида государственной службы. В процессе анализа данного целостного феномена особо выделяются такие стороны, как военно-профессиональная деятельность, повседневное общение с личным составом, реализация конкретных целей. В армейской сфере целеполагание, целенаправленность и целедостижение выступают как взаимосвязанные компоненты единого целого, объединенные целями военной службы. Они влияют на результаты и идеалы управленческой деятельности военного руководителя - главного системообразующего субъекта, а не пассивного компонента в системе деятельности, как нередко представляют их роль, особенно в средствах массовой информации. Целенаправленный подход к статусу военного руководителя позволяет выделить в профессионализме командира полка общие, особенные и единичные составляющие. Они охватывают знания, умения, навыки, опыт, способности, патриотизм как структурообразующие элементы воєнно - профессиональной деятельности.

Анализ правового статуса показал, что особенности проявления профессионализма раскрываются через стиль управленческой деятельности1. Кроме того, в ходе исследования, проведенного среди командного состава Сухопутных войск Вооруженных Сил России, напрашивается вывод о том, что стиль управленческой деятельности командира, отражая его индивидуальность, почерк реализации управленческих функций и выражая личностные поведенческие и ситуационные основы деятельности субъекта взаимодействия его с объектом управления, развивается под воздействием объективных и субъективных факторов в форме реальной многомерно - функциональной модели.

Выявление, понимание и использование данных факторов позволяет целенаправленно формировать стиль управленческой деятельности. При проведении правового и социологического анализа стиля управленческой деятельности командира, а также выявлении факторов его оптимизации с учетом методик, разработанных не только социологами, но и юристами-учеными1, исходными методологическими предпосылками явились следующие положения: во-первых, необходимость учета диалектической взаимосвязи методологии и методики управленческо-правового исследования стиля военного руководителя, что позволяет принять во внимание особенности объекта, предмета и методов исследования, определяемые целым комплексом разнохарактерных условий и факторов, обусловленных проведением современных реформ;

Во-вторых, определение критериев, параметров оптимизации стиля, раскрытие сущностных характеристик его формирования сопровождается качественными изменениями мышления и деятельности командира;

В-третьих, эти изменения проявляются в атмосфере взаимодействия с подчиненными, где командир выступает доминирующим субъектом административных правоотношений, а подчиненные являются как объектом, так и субъектом правового взаимодействия.

Разработанная в ходе настоящего исследования модель оптимизации стиля управленческой деятельности командира в новых условиях и ее апробация позволяют выявить содержательные отличия современного стиля руководства, проанализировать основные факторы, влияющие на его становление. Управленческая ситуация, индивидуально-психологические особенности командира, система правовых ценностей и установок, используемых в стиле, профессиональная компетентность оказываются решающими факторами становления новых черт стиля военного руководителя1.

Причем условия и факторы по масштабности, как показывает анализ научных исследований, можно объединить в следующие группы: глобальные; государственно-управленческие; правовые; военно-политические условия и факторы, характерные для реформирования Вооруженных Сил.

Вместе с тем глобальные военно-политические проблемы и обусловленные ими задачи обеспечения военной безопасности Отечества не всегда учитываются в практике военного строительства3.

Исследование, проведенное в 2000 году на примере Сухопутных войск, убеждает, что условия и факторы глобальной военно-политической обстановки оказывают существенное влияние на формирование требований, предъявляемых к управлению войсками и управленческой деятельности командных кадров, стилю их мышления и действия4. Они детерминируют характер военной политики, влияют на все ее составляющие и перспективу реформирования армии, стиль жизнедеятельности личного состава и управления войсками. Опыт военного строительства в различных странах свидетельствует о том, что оно осуществляется с учетом влияния не только внутренних государственно-управленческих предпосылок, но и внешних условий и факторов. Можно обоснованно заключить, что военная реформа в России вообще и оптимизация стиля управленческой деятельности в частности могут быть успешно завершены при всестороннем учете данного обстоятельства.

Административно-правовые особенности совершенствования стиля военного руководителя в контексте современного реформирования

Сложившийся стиль деятельности субъекта управления обладает качествами оптимальности в пределах определенного времени, пространства, функций должности. Управленческая ситуация в армии постоянно изменяется. Адекватно развиваются черты стиля его носителя. В случае обеспечения гармонии управленческой ситуации и стиля субъекта деятельности превалирует тенденция оптимизации стиля.

В кризисных, экстремальных условиях необходимость оптимизации стиля деятельности субъектов управления возрастает многократно, а возможности этого, в свою очередь, сокращаются до минимума.

Эта особенность управленческой деятельности требует от командира максимизации усилий, связанных с выбором социальных технологий, обеспечивающих оптимальный стиль мышления и действия, оптимальные результаты.

В научной литературе вопросы оптимизации стиля управленческой деятельности военных руководителей разных уровней разработаны недостаточно. Нуждается в уточнении само понятие «оптимизация стиля управленческой деятельности», его содержание, объем, теоретическое и практическое значение. Можно назвать работы Лаптева Л.Г. , Маликова. В.Г. , Романова К.Е. , в которых авторы исследуют понятие оптимизации управления.

Однако попытки дать обобщенное толкование роли оптимального управления не отражают в значительной мере современных технологий оптимизации стиля управленческой деятельности. Не выделяются административно-правовые особенности и приоритеты в этих технологиях.

Необходимость установления общественного согласия и приверженности военных руководителей действиям в интересах обороны, укрепления российской государственности выдвигает ряд требований к стилю управленческой деятельности. Их суть - утверждение новых технологий оптимизации стиля, вытекающих из административно-правовых особенностей совершенствования стиля военного руководителя в контексте современного реформирования. Такие технологии основаны на науке административного права, информационно -анализирующих системах и ответственности органов военного управления, должностных лиц перед государством.

Результаты проведенных нами исследований показывают, что стиль управленческой деятельности командных кадров Сухопутных войск может быть приведен к оптимальному состоянию на основе рационального использования требований административной и военной реформ. Прежде всего, такие требования касаются вопросов приведения стиля управленческой деятельности командных кадров в соответствие с общей концепцией развития органов государственного управления и законами, принятыми в области обороны.

Во-вторых, административно-правовое реформирование должно рассматриваться как основной компонент воинского труда, как самостоятельный, авторитетный вид военно-профессиональной деятельности, основанной на инновационных методах освоения правового и всего социального пространства. Требования такого порядка носят принципиально новый характер, ибо предполагают информатизацию, технологизацию, интеллектуализацию самой военной деятельности.

В-третьих, интересы административной и военной реформ, потребности в оптимизации стиля управленческой деятельности командных кадров обусловливают требования к военным руководителям, а именно: учитывать внутреннюю логику, собственные интересы этой деятельности и индивидуальные возможности. В совокупности все требования детерминируют управленческую деятельность командира на правовом, социальном и психологическом уровнях. Любые изменения в стиле деятельности, проекты и программы реформирования не осуществимы без технологического сопровождения, которое стало элементом реализации административной реформы.

Выдвижение комплекса административно-правовых требований дает ориентиры командным кадрам в утверждении их новых управленческих технологий, основанных на сокращении избыточных функций государственного аппарата. Этого требуют задачи реформы, прогрессивные тенденции развития Вооруженных Сил и правового управления их жизнедеятельностью.1

Вооруженные Силы на этапе реформирования, наряду с имеющимися ситуативными системами управления, нуждаются в профессионально подготовленных командных кадрах, способных к овладению оптимальным стилем деятельности и его использованию в работе с подчиненными.

Оптимальный стиль, как показывает исследование, предполагает наличие у субъекта управления таких рациональных и эмоциональных свойств личности, которые позволяют ему достаточно быстро и глубоко осмыслить правовую ситуацию, выработать адекватные ей методы управления, обеспечивающие реализацию их функций, достижение оптимальных целей при необходимых для этого затратах сил, средств и времени. При таком стиле профессионализм и компетентность, управленческо-правовая культура и практический опыт должностного лица, научная оценка объективных и субъективных факторов ситуации соединяются с навыками и умением действовать инициативно, творчески, целеустремленно. Такой стиль отражает высокое качество деятельности субъекта управления, его способность, умение, готовность и волю обеспечивать в процессе управления соответствие своих методов конкретной, частной цели действия на определенном этапе реформирования.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

В соответствии с конституцией Российской Федерации о разграничении предметов ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации создаются их представительства для решения различных задач.

Представительства взаимодействуют с Администрацией Президента, Правительством России, Федеральным Собранием, государственными корпорациями, а также иными организациями.

В свою очередь, Представительство Правительства Севастополя в городе Москве открылось в конце 2014 года. Его курирует заместитель Губернатора Севастополя Александр Решетников .

Александр Решетников


До работы в Правительстве он возглавлял группу компаний безопасности. Помимо этого вел активную общественную деятельность. Занимался благотворительностью, патриотическим воспитанием молодежи, оказывал поддержку детско-юношескому спорту, являлся организатором ряда спортивных и мемориальных мероприятий в разных регионах России.

Боевой офицер, ветеран отряда специального назначения «Витязь», член Совета ветеранов 6-го ОСН «Витязь», Кавалер орденов Мужества, «За личное мужество», медали «За отвагу». К тому же, принимал участие в событиях «Русской весны», занимался организацией безопасности на полуострове.

Руководителем представительства Севастополя в Москве является Игорь Чекулаев. Он - ветеран спецслужб.

Игорь Чекулаев

Служил в горячих точках, отмечен боевыми наградами. На протяжении последнего десятилетия активно занимался военно-патриотической тематикой, оказывал поддержку ветеранскому движению. Он неоднократно проводил вахты памяти в Москве и Санкт-Петербурге. В частности, по его инициативе, в Петергофе, был создан и передан в дар горожанам памятник защитникам Отечества.

В свою очередь, его заместителем назначен Юрий Фененко.

Юрий Фененко


Родом из Севастополя. Окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, Киевское Высшее военно-морское политическое училище, Гуманитарную академию вооружённых сил Российской Федерации, Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Проходил службу на кораблях Краснознамённого Черноморского флота. За период прохождения офицерской службы, руководимые им подразделения и корабли неоднократно объявлялись "отличными". Участник 6-ти дальних морских походов. Капитан 1 ранга запаса. С 2001 по 2012 – заместитель директора в Международном институте управления МГИМО (У) МИД России, заместитель декана по работе с иностранными учащимися. Кандидат юридических наук, доцент. Кроме того, работал в Госдуме РФ, член экспертного совета комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Стоит также отметить, что пресс-секретарь Губернатора Севастополя Кирилл Москаленко также работает в Москве. Это, пожалуй, беспрецедентный случай, когда специалист на такой позиции умудряется работать на «удаленке». При этом, судя по медиарейтингу Губернатора, можно смело утверждать, что Москаленко свое дело знает.

Кирилл Москаленко


К слову, Сергей Меняйло в конце прошлого года впервые поднялся по цитируемости в российских СМИ на 10 место (из 85). До работы в Правительстве Москаленко более 10 лет трудился в московских и федеральных СМИ, как телевизионных, так и печатных. Начинал как новостной корреспондент, работал на телеканале «Столица» (ныне «Москва-24»), на 3 канале, затем перешел в главный еженедельник страны «Аргументы и Факты». Там сразу был признан лучшим сотрудником года. Возглавлял Федеральный пресс-центр «АиФ».

Всего же в составе московского Представительства трудятся 6 человек. За прошедший год ими было подготовлено и проведено несколько значимых мероприятий. Визит посла Никарагуа в Севастополь – их работа.

"Дни Севастополя в Москве" они разработали и провели вместе с Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы.

Московское представительство организовало в торгово-промышленной палате России презентацию инвестиционной привлекательности Севастополя и военно-мемориальную конференцию, посвященную 60-летию гибели линкора «Новороссийск» на Поклонной горе.

Помимо этого, представительство оказывало информационное сопровождением визита британских ветеранов в Севастополь. Это событие обсуждалось во многих странах мира.

Совместно с севастопольским землячеством в столице была проведена фотовыставка «Севастополь – возвращение домой» . Она проходила в стенах Госдумы и была приурочена к годовщине «Русской весны», Дню Победы и 15-летию создания севастопольского землячества в Москве.

Сотрудники представительства приняли участие в фестивале славянского искусства «Русское поле», на котором в знак дружбы Москвы и Севастополя был принят в дар от столицы обыденный храм. Ну и, наконец, ими был организован приезд севастопольцев и детей военнослужащих Черноморского флота на каникулы в столицу, а также совместно с правительством Москвы было проведено 12 новогодних представлений для детей в самом Севастополе.

И это лишь небольшой срез их деятельности – впечатляет, особенно если участь более чем скромный штат сотрудников! Проведенные в 2015 году мероприятия, по словам сотрудников московского представительства, обязательно получат продолжения и в этом. Они будут опираться на возможности общественных организаций севастопольцев в Москве и Санкт-Петербурге, имеющих признание и авторитет среди жителей двух столиц.

Встройте "ИНФОРМЕР" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в

978-5-238-02151-5

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Фененко Юрий Вячеславович

Фененко, Ю. В. Социология управления [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям / Ю. В. Фененко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 215 с. - ISBN 978-5-238-02151-5. читать

Рассмотрены предмет социологии управления, ее функции и место в системе социологического знания, история возникновения и развития. Основное внимание уделено анализу системы социального управления, его особенностей на различных уровнях, социальных институтов управления, соотношению с социальной политикой. Дана характеристика методологии и методики социологического изучения социального управления; раскрыта взаимосвязь социального управления, общественного мнения, массовой коммуникации и PR. Для студентов гуманитарных (несоциологических) специальностей и преподавателей вузов, а также менеджеров, социологов, психологов, руководителей предприятий.

Фененко Юрий Вячеславович

Социология управления / Фененко Ю.В., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 215 с.: ISBN 978-5-238-02151-5 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/882964 читать

978-5-238-02151-5

Рассмотрены предмет социологии управления, ее функции и место в системе социологического знания, история возникновения и развития. Основное внимание уделено анализу системы социального управления, его особенностей на различных уровнях, социальных институтов управления, соотношению с социальной политикой. Дана характеристика методологии и методики социологического изучения социального управления; раскрыта взаимосвязь социального управления, общественного мнения, массовой коммуникации и PR. Для студентов гуманитарных (несоциологических) специальностей и преподавателей вузов, а также менеджеров, социологов, психологов, руководителей предприятий.

Похожие публикации