Обо всем на свете

Общество и общественные отношения. Тема: общество и общественные отношения Является ли Робинзон обществом

Человек живет в обществе, он погружен в многоликую социальную среду, постоянно взаимодействует с ней. Д. Локк считал, что «человек приобрел, природную склонность» к совместной, надиндивидуальной, социальной жизни. Он подчеркивал: человек «чувствует, что его побуждают объединяться с другими людьми и поддерживать это жизненное сообщество не только жизненный опыт и необходимость, но жить в обществе его заставляет и некая природная склонность, и он обязан сохранять и поддерживать это сообщество как самого себя благодаря дару речи и языку, которыми он наделен».

О человеке как о существе, вплетенном в систему социальных связей, предназначенном для общества, И.Р. Фихте писал: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно».

Именно социальная среда играет определяющую роль в развитии человека. Подчеркивая это обстоятельство, К. Маркс отмечал, что человеческую сущность необходимо искать в конкретной деятельности людей, а не в изолированном, оторванном от общества абстрактом индивиде. Причем деятельность людей осуществляется «в их условиях жизни, делающих их тем, чем они в действительности являются».

Известный немецко-американский социальный философ Э. Фромм, пытавшийся понять механизм взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития, справедливо указал на морально–этический аспект социальности: человек способен достигать высшей удовлетворенности собой лишь в обществе. Мыслитель подчеркивал, что «одиночество неблагоприятно для человека. Человек не может перенести обособленности от ближних. Его счастье возможно лишь в случае существования чувства солидарности с ближними, связи с прошлыми и будущими поколениями».

Человек является самим собой лишь в социальной среде и благодаря ей. Понятие социальной среды – одно из фундаментальных в социологии и социальной философии. Это – окружающий человека социальный мир (социум), включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и деятельности людей, находящиеся в неразрывной связи с общественными отношениями, в которые вовлечены люди.

К основным компонентам социальной среды относят: а) общественные условия жизни людей; б) социальные действия людей; в) их отношения в процессе совместной деятельности; г) социальные общности, в которые они объединяются. Нельзя, однако, учитывать лишь то обстоятельство, что человек зависит от социальной среды, ведь и она видоизменяется в результате его активных действий. При этом человек развивает самого себя, свою сущность. Между ними, словом, существует взаимодействие.



Одной из центральных задач совершенствования социальной среды является ее гуманизация. В числе первостепенных аспектов ее осуществления выделяют максимально возможное содействие такому специфическому виду социальной микросреды как семья. И это неудивительно, ведь социальная роль семьи, прежде всего, определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в дальнейшем продлении человеческого рода.

Социальная среда задана человеку социально-экологически и культурно-исторически. Познавая ее, практически и духовно преобразуя, человек, таким образом, создает и развивает себя. Он реализует свои замыслы, опираясь на предшествующий опыт развития общества, а также на свои представления о будущем.

Общественные отношения реализуются в деятельности человека. Человек наделен сознанием, ставит цели деятельности, однако в его действиях проявляются объективные законы общественного развития.

Общественные законы – это необходимые, устойчивые, существенные повторяющиеся связи и отношения, проявляющиеся в общественной жизни. Таким образом, если ставить вопрос, существуют ли общественные законы, необходимо дать определение законов. В этом случае станет заметно, что объективные и общественные законы – это, прежде всего, связи и отношения, но не любые, а те, которые являются: 1) необходимыми; 2) устойчивыми; 3) существенными; 4) повторяющимися.

Объективные общественные законы следует отличать от правовых, юридических законов, принятых людьми. Правовые законы могут соблюдаться или не соблюдаться людьми. Объективные общественные законы реализуются всегда по оптимальному варианту или по крайнему, радикальному. Если правовые законы не соблюдаются – обычно это означает, что они не отражают реальных отражений между людьми, – объективных общественных законов.

Общественные законы реализуются через определенный механизм действия законов. Он включает в себя несколько уровней:

Уровень материальных объектов и систем;

Уровень материальных отношений;

Требования общественного закона;

Потребности и интересы;

Уровень мотивов, стимулов и целей деятельности.

Экономисты, разрабатывающие различные программы и рассчитывающие реформы, очень часто не учитывают в своих расчетах последний уровень, забывая о наличии необходимых высоких мотивов и стимулов деятельности человека.

Тема видеоурока «Общество и общественные отношения» вызывает множество вопросов у преподавателей. В самом начале урока вы сможете понять, какие знания получите из обществознания. Несколько сфер этой науки необходимы для понимания процессов, происходящих в современном мире. Вы узнаете, что такое общество, как оно взаимодействует с людьми.

Тема: Общество

Урок: Общество и общественные отношения

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучение курса обществознания. Так принято называть комплекс наук, которые изучают общество в целом и общественные отношения.

Среди дисциплин, изучаемых сегодня в школе, именно обществознание вызывает больше всего вопросов. Это связано как с многозначностью термина, так и с давними спорами по поводу его необходимости.

Курс обществознания делится на несколько разделов – два базовых («Общество» и «Человек») и четыре раздела, охватывающих политику и право, экономику, социальную и духовную сферу (рис. 1).

Рис. 1. Структура курса «Обществознание»

Четыре последних раздела можно изучать в любом порядке. Но мы начнем разговор с раздела «Общество».

Термин «общество» не имеет единственно верного определения. Его можно рассматривать в узком и широком смысле.

Рис. 2. Общество и природа

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга (рис. 2). В курсе обществознания изучается в первую очередь общество в широком смысле слова.

С формальной точки зрения мы действительно можем разделить существующий мир на два компонента – природа и общество. Единственный объект, который относится одновременно и к природе, и к обществу, – это человек.

Есть и узкое понимание общества. Оно гласит: «общество – это устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как самостоятельное образование».

Если рассматривать общество в узком смысле слова, то можно назвать ряд признаков общества. Это общность территории, целостность и устойчивость, самообеспеченность и, наконец, выработка общих систем норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Такое понимание общества может быть применено к любой социальной группе – гражданам одного государства или членам одной семьи. Толпа не обладает целостностью и устойчивостью и поэтому обществом не является.

Но на этом определения общества не заканчиваются. В современной науке есть еще как минимум четыре варианта понимания этого термина. Итак, обществом мы называем:

1) исторический этап развития человечества («первобытное общество», «феодальное общество»);

2) жители конкретной страны, граждане определенного государства («французское общество»);

3) объединение людей с какой-либо целью («спортивное общество», «общество защиты природы»);

4) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество», «высшее общество»).

Как видите, число вариантов понимания термина «общество» весьма велико.

Общество изучают науки, называемые общественными. Одни изучают общество в статике, а другие – в динамике. Единственной наукой, рассматривающей общество в развитии, является история. Философия имеет статус метанауки.

Как бы мы ни рассматривали термин «общество», в любом случае оно является системой. Напомним, что система состоит из элементов и связей между ними. Точно так же и общество состоит не просто из отдельных людей, а из социальных статусов, социальных институтов и общественных отношений.

Именно общественные отношения делают общество системой. Решающим для общества является не число его членов, а их взаимосвязь, интегрированность.

Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой. Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой.


Рис. 3. Система общества

Карл Маркс рассматривает систему общества несколько по-другому. Его схема содержит три сферы жизни общества (рис. 4).

Рис. 4. Система общества по К. Марксу

Рассмотрим функции общества. Главными из них являются так называемые системные функции – самосохранение и самосовершенствование общества как системы.

Функции общества.

1. Производство материальных благ и услуг.

2. Воспроизводство (биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей) и социализация человека (усвоение человеком социальных ролей).

3. Духовное производство и регулирование активности людей (создание духовных ценностей – искусство, религия, философия, нормы нравственности).

4. Распределение продуктов труда (деятельности) в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями.

5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей (установление правил и норм, а также принуждение к их исполнению).

За как минимум две с половиной тысячи лет, которые существует общественное знание (если считать его началом возникновение философии в Древней Греции и Древнем Китае), появилось множество теорий общества. Рассмотрим некоторые из них.

Механистические теории общества.

Биологические теории общества.

Психологические теории общества.

Функционализм.

Марксизм.

Такая разница в подходах к обществу в значительной степени вызвана тем, что общество все время меняется. В следующий раз мы поговорим о том, как появилось общество. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Споры вокруг обществознания

В школьной программе, пожалуй, нет другого такого предмета, который вызывал бы столько споров, как обществознание. Это вызвано в первую очередь сложной судьбой этого предмета в нашей стране.

Впервые обществознание появилось в школьной программе в 1920-е годы. Тогда так называли странную синтезную дисциплину, которая включала в себя не политологию и социологию (их еще не было), а историю, географию, основы философии и большое количество пропаганды. Историю отдельно тогда не изучали.

В 1934 году решением руководства СССР в школьный курс вернулась история как отдельный предмет. Знания об обществе стали теперь изучаться именно в курсе истории. В середине 1960-х годов в школе снова появился отдельный предмет, теперь уже под названием «Обществоведение» (некоторые школьные учителя до сих пор называют обществознание именно так). Отдельной частью курса был специальный предмет «Конституция СССР», который изучался в 8-м классе.

В 1998 году предмет «Обществознание» снова появился в школьной программе.

Является ли Робинзон обществом?

Вопрос, является ли Робинзон обществом, кажется совсем несложным. Конечно же, нет. Сам по себе Робинзон, разумеется, обществом не является. Впрочем, существуют такие теории, которые называются робинзонадными.

Но можно ли сказать, что Робинзон совсем изолирован от общества? Он ведет календарь, читает Библию, носит одежду и даже в таких условиях остается англичанином.

Социал-дарвинизм

Среди биологических концепций XIX и XX века особенно популярен социал-дарвинизм, в рамках которого многие социальные процессы рассматриваются как аналог биологических.

Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ и социолог Герберт Спенсер (рис. 5), который предложил термин «survival of the fittest» («выживание сильнейшего»).

Рис. 5. Герберт Спенсер

В 1883 году английский медик Фрэнсис Гальтон (рис. 6) ввел термин «евгеника» для обозначения учения об улучшении врожденных качеств расы.

Рис. 6. Фрэнсис Гальтон

Литература к уроку

1. Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Новости:

Общество(социум) понимается в трёх смыслах:
1) в широком – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. включающая людей, способы и формы их взаимодействия между собой. Примеры общества в этом смысле – земляне, международное сообщество;
2) в узком – круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения и т.п. (семья, коллектив класса, общество нумизматов), либо выделенных на основе какого-то признака (российское общество, москвичи и т.п.);
3) в историческом – конкретный этап развития народа, государства. Примеры – раннефеодальное общество, древнеримское общество.

Общество - продукт совокупной деятельности людей. В деятельности люди вступают в различные отношения - они и составляют основу, "ткань" общества.

Общество выполняет многообразные функции. Главные среди них: производство общественных благ, распределение результатов труда, контроль за поведением людей и регламентация их деятельности, социализация и воспитание человека, духовное производство (создание идей, духовных ценностей), сохранение, воспроизведение и передача духовных благ. Отношения человека и общества взаимны – человек, объединяясь с другими, является основой общества, в то же время человек сам испытывает влияние на него общества. Общество зависит от людей, входящих в него, а каждый человек - от общества, в которое он входит.

Общество – это, прежде всего, совокупность общественных отношений. Общественные отношения– это многообразные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между различными социальными группами.

Общество – это система сложноорганизованная, саморазвивающаяся, целостная. Общество – это не просто толпа людей. В обществе есть такие свойства, которые несводимы просто к людям по отдельности, наполняющим общество.

Признаки общества:
1) общество – это система. Система есть упорядоченная совокупность элементов, связанных между собой. Элементами общества являются люди, социальные группы, организации и т.п. Они находятся между собой в многочисленных и многообразных взаимосвязях. Характеризуя общество как систему, учёные делают акцент на строении общества, её элементах, связях между людьми, группами;
2) общество – это динамичная система. Динамика – это развитие, в отличие от статики. Без сомнения, общество находится в постоянном развитии. «Всё течёт, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды – воды текут не те, да и человек другой» - сказал древнегреческий философ Гераклит. Развитие общества непредсказуемо, альтернативно (имеются разные варианты развития), всегда незавершённо (т.е. развитие никогда не завершится), нелинейно (общество развивается с разной скоростью, то замедляясь, то ускоряясь);
3) общество – это открытая система, поскольку оно взаимодействует с другими системами – природой, космосом и т.п. Общество испытывает влияние, например, природы в дни холодов, засухи и т.п., в то же время общество само может воздействовать на природу – к примеру, разгонять облака в дни парадов и других праздников, регулировать численность диких зверей, создавать заповедники и т.п.

В структуре общества выделяют 4 подсистемы (сферы):
- политическая – включает управление, отношения людей по поводу власти, политические нормы. идеологии и т.п.;
- экономическая – включает совокупность отношений людей по поводу создания, распределения, обмена и потребления экономических благ;
- социальная – включает различные социальные общности, группы, классы и отношения между ними;
- духовная (культурная) – включает науку, культуру, образование, религию и иные духовные сущности.

Основанием выделения в обществе подсистем (сфер) являются базовые потребности человека, которые они удовлетворяют:
- политическая - потребности в правопорядке, организованности, дисциплине, мире;
- экономическая - материальные потребности;
- социальная - потребности в контактах, общении с другими людьми;

Духовная - потребности в самореализации, самоутверждении, умножении добра, истины, красоты.

Выделение в обществе сфер весьма условно. Многие социальные элементы можно отнести сразу к нескольким сферам. Например, телевидение. Оно может выполнять и политические функции, и помогать общению людей (социальная сфера), и распространять духовные ценности. Все сферы жизни общества взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга.

Общество противоречиво взаимодействует с природой. Природа - это совокупность естественных условий существования человека. Природа, как и общество, - система. Эти системы развиваются по своим законам: природа - под воздействием бессознательных сил; общество - чаще всего на основе сознательных сил. Природа предопределяет условия жизни каждого члена общества, а общество воздействует на природу противоречиво. Оно может загрязнять природу, а может влиять положительно - создавать заповедники и т.п.

Общество взаимодействует и с культурой. Оно создало и развивает культуру, а культура предопределяет развитие самого общества.

Общество и общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».

Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской точки зрения традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы).

Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы - отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)-

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация»

Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношения ми) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной Формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Общественный прогресс и его критерии

Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса - развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. И. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Маркс отмечал, что «социальные реформы никогда не бывают обусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут вызваны к жизни силой «слабых». Отрицание возможности наличия у «верхов» стимулов при начале преобразований усилил его российский последователь: «Действительным двигателем истории является революционная борьба классов; реформы - побочный результат этой борьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушить эту борьбу». Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучше ние, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени.

Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции отношения человека и окружающей среды существенно изменились. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу. Уже в эпоху древности это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азии и Средиземноморья.

Период Великих географических открытий ознаменовался началом хищнической эксплуатации природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, что серьезно повлияло на состояние биосферы на всей планете. А развитие капитализма и промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологические проблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческого сообщества на природу достигло во второй половине XX в. И сегодня проблема преодоления экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной.

В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.

Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов. Так, в процессе исторического развития люди постепенно овладевали все новыми и новыми видами энергии: физической силой (сначала своей собственной, а затем и животных), энергией ветра, падающей или текущей воды, пара, электричества и, наконец, атомной энергией.

В настоящее время ведется работа по получению энергии путем термоядерного синтеза. Однако развитие атомной энергетики сдерживается общественным мнением, всерьез обеспокоенным проблемой обеспечения безопасности атомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей - нефти, газа, торфа, угля, то опасность их истощения в самое ближайшее время весьма велика. Так, если темпы роста современного потребления нефти не будут расти (что является маловероятным), то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на ближайшие пятьдесят лет. Между тем большинство ученых не подтверждают прогнозов, согласно которым уже в недалеком будущем возможно создание такого типа энергии, ресурсы которого станут практически неисчерпаемыми. Даже если предположить, что в ближайшие 15-20 лет термоядерный синтез все-таки смогут «приручить», то его повсеместное внедрение (с созданием необходимой для этого инфраструктуры) затянется не на одно десятилетие. А потому человечество, видимо, должно прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют ему добровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.

Вторым аспектом данной проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд т двуокиси углерода и до 700 млн т паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма.

Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят к появлению так называемых «озоновых дыр» - таких мест в атмосфере, через которые истощенный озоновый слой позволяет ультрафиолетовым лучам солнечного света более свободно достигать поверхности Земли. Это оказывает негативное влияние на здоровье населения планеты. «Озоновые дыры» - одна из причин роста числа онкологических заболеваний у людей. Трагичность ситуации, по мнению ученых, состоит еще и в том, что в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется средств его восстановления.

Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн т сырой нефти и нефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в два раза). Все это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Очевидно, что проблема общей деградации окружающей среды, следствием которой является ухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой. Решить ее человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ - Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде. Кроме ООН, большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такие неправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

Еще одной проблемой является проблема роста населения земного шара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения и имеет свою предысторию. Примерно 7 тыс. лет назад, в эпоху неолита, на территории планеты проживало, по мнению ученых, не более 10 млн человек. К началу XV в. эта цифра удвоилась, а к началу XIX в. - приблизилась к миллиарду. Двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е гг. XX в., а по состоянию на 2000 г. население Земли превысило уже 6 млрд человек.

Демографическая проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограниченны, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. Но, по прогнозам ученых, рождаемость достигнет простого воспроизводства (т. е. замены поколений без роста численности людей) в Латинской Америке не ранее 2035 г., в Южной Азии - не ранее 2060 г., в Африке - не ранее 2070 г. Между тем решать демографическую проблему необходимо уже сейчас, ибо нынешняя численность населения едва ли посильна для планеты, которая не в состоянии обеспечить подобное количество людей необходимым для выживания продовольствием.

Некоторые ученые-демографы указывают еще на такой аспект демографической проблемы, как изменение структуры мирового населения, происходящее в результате демографического взрыва второй половины XX в. В этой структуре растет количество жителей и выходцев из развивающихся стран - людей малообразованных, неустроенных, не имеющих положительных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения.

С демографической проблемой тесно переплетается и проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема «Север-Юг»).

Суть этой проблемы заключается в том, что большинство из освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

И наконец, еще одной глобальной проблемой, которая долгое время считалась важнейшей, является проблема предотвращения новой - третьей мировой войны.

Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания мировой войны 1939-1945 гг. Именно тогда странами антигитлеровской коалиции было принято решение о создании ООН - универсальной международной организации, главной целью деятельности которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако происшедший вскоре окончательный раздел мира на две системы - капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной войны» и новой гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. Во многом на решение правительств о принятии таких обязательств повлияло общественное движение борьбы за мир, а также такое авторитетное межгосударственное объединение ученых, выступавших за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньшая, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки авторитарных режимов (Ирак) или отдельных террористов. С другой стороны, последние события, связанные с деятельностью комиссии ООН в Ираке, новое обострение ближневосточного кризиса еще раз доказывают, что, несмотря на прекращение «холодной войны», угроза начала третьей мировой войны все-таки существует.

В связи с окончанием «холодной воины» в середине 1980-х гг. возникла глобальная проблема конверсии. Конверсией называют постепенный перевод избыточных ресурсов (капиталов, технологий рабочей силы и др.), которые были ранее заняты в военной сфере, в сферу гражданскую. Конверсия отвечает интересам большинства людей, поскольку она существенно уменьшает угрозу военных столкновений.

Все глобальные проблемы взаимосвязанны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

Использованные источники

1. Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. М.: Вита-Пресс, 2004.

2. Барабанов В.В., Насонова ИЛ. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь-справочник. М.: Астрель: Транзит-книга, 2004.

3. Двигалева А А Обществознание. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

4. Кашанина Т. В., КашанинА. В. Политология. 10-11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007.

5. Кудинов ОА. Правоведение, Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2007.

6. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки. М.: Экзамен, 2006.

7. Человек и общество. Обществознание. 10-11 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2004-2007.

Приложение 1

Взаимосвязь сфер общественной жизни


Приложение 2

Структура производительных силы


Приложение 3

Циклы индустриального развития


Приложение 4

Структура и функции общества

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно – интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природ­ных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как це­лое, определенная система, структурированная особым обра­зом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем про­цессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности истори­ческого развития.

На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе – социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.

В начале XX века получили распространение труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального действия. Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское познание общественной жизни было дополнено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:

· Доиндустриальное (аграрное),

· Индустриальное (промышленно развитое),

· Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.

Таким образом, история философской мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие устойчивых связей между всеми компонентами общества, их единство никогда не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:

· интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);

· функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);

· структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);

· взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой – сама влияет на внешнюю среду).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество.

Общество – многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень – это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень – различные социальные группы и институты, в которых распределены эти социальные роли. Третий уровень – культура, которая задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений. Четвертый уровень – политическая система, которая правовыми актами регулирует и укрепляет связи внутри социальной системы.

Общество – самовоспроизводящаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается в рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Эта энергия вызывает изменения в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля.

Развитие общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов и их замедления, частичного распада общественных структур, с частичным возвратом к старому.

Конечно, каждый отдельный человек рождается в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. Он застает сложившуюся систему общественных отношений, которую невозможно игнорировать. Но он должен определить свое место и роль в этой системе. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным. Как замечают В. Кохановский, В. Яковлев, Л. Жаров и Т.Матяш «вся история – это движение человечества к свободе и гуманизму в общественных отношениях». Сегодня человечество переживает нравственно-культурный кризис, связанный с неумением установить гармоничные отношения между обществом и человеком, между народами, нациями, государствами.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако, не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т. д.).

Говоря о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом характере. Философия и социология (как наука об обществе) сегодня исходят из того, что социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы(молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские общности, дружеские компании. Под общественным классом понимается большая социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве. Однако сегодня рассматривать классы и классовую борьбу как главный двигатель истории (как делали это основоположники марксизма-ленинизма), на мой взгляд, совершенно неправильно. Научно-техническая революция, общественный прогресс приводят человечество к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом, а также людьми разных классов общества.

В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически во всех странах мира образование считается сегодня важнейшей сферой развития общества. На первый план в жизни современного общества выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет наблюдается поступательный переход к информационной модели развития человечества, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.

Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий(в той или иной отрасли) и профессий(с учетом квалификации и образования).

Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное переплетение социальной структуры общества. Здесь еще очень важно отметить, что человек в течение жизни может поменять свою классовую принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности являются устойчивыми элементами современной структуры общества.

Понимание сущности, содержания, закономерностей развития общества является наиболее важным, исходным во всей системе философских исследований жизни человека и человечества в целом. Это и естественно, поскольку формы существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личность, проявили свои способности, обрели социальный статус, значимость для семьи, нации, государства, всего человечества, наконец.

Итак, общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в более узком смысле общество – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.

Похожие публикации