Обо всем на свете

Закон экономического развития сокращенный вариант. Развитие: законы развития общества. Законы экономического развития. Закон эффекта масштаба

Экономическое и социальное развитие (социально-экономическое развитие) представляет собой многоплановый процесс, охватыва­ющий экономический рост, отраслевые сдвиги в экономике, повы­шение уровня и качества жизни. Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он может включать и длительные периоды спа­да. Так, в России 1990-х гг. трансформация административно-командной экономики в рыночную сопровождалась резким сокра­щением ВВП, деградацией отраслевой структуры, а уровень и каче­ство жизни снизились у большинства населения.

Хотя перечисленные элементы социально-экономического развития связаны друг с другом положительной зависимостью, од­нако она проявляется прежде всего в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде возможно их разнонаправленное движе­ние (по крайней мере некоторых составных частей этих элемен­тов). Так, в нашем десятилетии в России, несмотря на начавшийся еще в 1999 г. экономический рост, продолжается частичное ухуд­шение отраслевой структуры экономики (доля промышленности и строительства хотя и сокращается, но за счет сложных отраслей ма­шиностроения, а доля сферы услуг растет за счет прежде всего тор­говли), уровень жизни растет преимущественно у верхушки обще­ства, а ожидаемая продолжительность жизни вообще не растет по­сле катастрофического падения в 1990-е гг.

Тем не менее, в долгосрочном периоде высокий экономический рост ведет к улучшению большинства показателей отраслевой структуры, качества и уровня жизни. Поэтому в макроэкономике при анализе социально-экономического развития вследствие трудностей сведения воедино элементов этого развития анализируют, прежде всего, экономический рост, т.е. динамику ВВП.

Несмотря на войны, социальные потрясения и экономические кризисы, мировая экономика с каждым веком растет все быстрее. Но тенденция к ускорению экономического роста по-разному дей­ствует в различных странах.

В течение тысячелетий уровень жизни человечества мало из­менялся от поколения к поколению. Экономическое развитие шло весьма медленно из-за очень низких темпов экономического роста. Ситуация изменилась во втором тысячелетии: темпы роста ВВП начали ускоряться. Это особенно видно в пересчете темпов экономического роста на душу населения (для этого темпы роста ВВП уменьшают на темпы роста населения).

В первом тысячелетии нашей эры сред­негодовые темпы роста ВВП в мире в расчете на душу населения были равны нулю, в последующие столетия выросли до сотых до­лей процента, а в последние сто с лишним лет составляют уже про­центы. Ускорение экономического роста началось на родине про­мышленной революции - в Западной Европе, затем захватило США, ЦВЕ, Россию и Японию, потом распространилось на ос­тальные регионы мира.

Ускорение произошло прежде всего на основе новых знаний, полученных наукой. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательством, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы. Вначале машины, а затем химия, электроника, биология неизмеримо увеличили производи­тельность экономики. Этими знаниями смогли в первую очередь воспользоваться страны, которые их генерировали, и экономика которых их успешно адаптировала (последнее весьма важно, как показал пример Китая, где в прошлом тысячелетии было сделано немало изобретений, которые слабо или почти не использовались в силу невосприимчивости китайской феодальной экономики к этим изобретениям).

Другой важной причиной ускорения стала глобализация. Спо­собствуя росту наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, стимулируя движение экономических ресурсов по всему миру, она ускоряет экономический рост в странах, активно участвующих в глобализации. Косвенно это подтверждает период 1913-1950 гг., когда темпы экономического роста в мире упали не только из-за двух мировых войн и Великой экономической депрес­сии, но так же, как полагают современные экономисты, из-за сво­рачивания международных экономических отношений в этот пе­риод.

По расчетам А. Мэддисона, ВВП на душу населения (в посто­янных ценах 1990 г. и по паритету покупательной способности) за прошедшие 1000 лет вырос в мире в целом в 14 раз. Однако ВВП рос неравномерно по регионам мира: если в Западной Европе и Японии он увеличился более чем в 48 раз, то в ЦВЕ - в 15 раз, Индии - в4с лишним раза, а в Африке - только в 3,5 раза. Можно сделать вывод, что в исторической перспективе ускорение эконо­мического роста повысило уровень развития всех стран мира, од­нако в разной степени.

В результате разрыв в уровнях социально-экономического разви­тия между странами мира, существовавший и ранее, резко возрос, и мир оказался сильнее, чем раньше, разделенным на развитые и ме­нее развитые страны. Перед менее развитыми странами стоит зада­ча догнать передовые страны, или задача догоняющего развития, что возможно лишь за счет ускорения экономического роста в странах догоняющего развития.

В последние десятилетия на путь сокращения разрыва с разви­тыми странами стали Китай, Индия и другие страны Азии (прежде всего новые индустриальные). В то же время скромная динамика экономического роста Латинской Америки и особенно Африки за последние десятилетия увеличивает их разрыв с развитыми страна­ми. Можно сделать вывод, что у разных стран и групп стран различ­ны успехи и неудачи в преодолении разрыва.

Из стран с формирующимися рынками своими размерами и не­плохой динамикой выделяются Китай, Индия, Бразилия и Россия. Можно прогнозировать, что в будущем их вес в мировой экономи­ке будет еще больше, особенно за счет первых двух стран, развитие которых уже сейчас оказывает серьезное влияние на состояние ми­ровой экономики и международных экономических отношений во всех их формах. Поэтому в будущем экономическим центром мира может стать Азиатско-Тихоокеанский регион, охватывающий, с одной стороны, страны Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, новые развитые и новые индустриальные страны этих ре­гионов), а с другой - страны Северной и Южной Америки, Австра­лии и Океании, а также Россию.

В отличие от развивающихся и переходных экономик перед разви­тыми странами стоит задача поддержания стабильного, эффектив­ного и качественного экономического роста, хотя и они стремятся повысить свои темпы роста.

У наиболее развитых стран темпы экономического роста на душу населения в последние три с лишним десятилетия были близки к 2% в год (см. табл. 1.2), или к 2-3% в год без пересчета на душу населе­ния. Это ниже, чем в период восстановления мирового хозяйства после двух мировых войн (1950-1973 гг.), но близко к темпам перио­да первой волны глобализации (1870-1913 гг.). Судя по всему, по­добные темпы у них сохранятся и в обозримой перспективе.

Тяготение к подобным темпам не означает, что в отдельные пе­риоды они не могут упасть. Как показывает опыт ЕС и особенно Японии, это вполне возможно: в 1998-2007 гг. по сравнению с 1980-1990 гг. среднегодовые темпы ВВП стран еврозоны упали с 2,4 до 2,1%, а Японии - с 4,1 до 1,3%. Причинами являются как традиционное влияние на темпы роста экономического цикла, так и недостаточная адаптация социально-экономических моделей этих стран к новым условиям хозяйствования.

Экономический цикл по-прежнему приводит к периодическо­му замедлению роста или снижению объемов ВВП в группе разви­тых стран в годы экономического кризиса и последующей депрес­сии. В последние десятилетия это происходило в 1974-1975, 1980-1982, 1991-1993 и 2001-2002 гг. Кстати, эти спады сильно сказывались на экономике и остальных стран мира, в результате чего темпы экономического роста мира в эти годы падали.

Недостаточная адаптация социально-экономических моделей раз­витых стран оказывает более долговременное воздействие на их дина­мику. Примером может быть Япония, которая в 90-е гг. оказалась од­ной из наиболее медленно растущих экономик мира по этой причине. Противоположным примером могут быть США, которые во многом через успешную адаптацию своей социально-экономиче­ской модели (во многом на базе «новой экономики») не только повы­сили свои темпы экономического роста в 90-е гг. почти до 4% в год, но и быстро растут в период после спада 2001-2002 гг.

Таким образом, для наиболее развитых стран задача стабильно­сти экономического роста означает минимизацию потерь во время циклического спада и максимизацию роста в период циклического подъема.

Несколько по-другому обстоит дело с теми развитыми страна­ми, которые лишь недавно стали или становятся таковыми (новые индустриальные азиатские экономики, страны ЦВЕ), или же дол­гое время находились в низшем эшелоне группы развитых стран (Португалия, Греция и др.). Сохраняющееся у них отставание от лидеров группы позволяет этим странам использовать свои естест­венные преимущества (более низкую стоимость рабочей силы, воз­можность использовать знания более развитых стран) для поддер­жания более высоких, чем у стран-лидеров, темпов экономическо­го роста. В результате некоторые из них уже входят в число лидеров или близки к ним, если судить по размерам ВНД на душу населе­ния (Ирландия, Финляндия, Сингапур).

Разделение стран мира на группы и подгруппы помогает выявить отличия одних стран от других на основе уровня их экономического и социального развития. Однако и между странами с одинаковым уровнем развития есть многочисленные различия, прежде всего в механизмах хозяйственной и социальной жизни. Так, США и Япо­ния демонстрируют, насколько могут быть различны подходы госу­дарства, предпринимателей и населения к хозяйственной жизни и социальной сфере даже в наиболее развитых странах мира.

Социально-экономическая модель страны (национальная соци­ально-экономическая модель) - это специфика экономических и социальных отношений в стране, отличающая ее от других стран схожего уровня развития. Главными причинами этой специфики являются особенности исторического развития страны, ее распо­ложения и наделенности экономическими ресурсами. В различных группах и подгруппах стран существуют типичные для них социально-экономические модели, как, например, выше­упомянутые американская и японская, к которым тяготеют близ­кие модели, например канадская и южнокорейская.

Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Общественную науку, которая изучает объективные законы хозяйственной деятельности, тоже в настоящее время называют «экономикой».

Основные компоненты экономической деятельности.

Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей .

Наиболее известная классификация потребностей людей разработана американским психологом А.Маслоу (рис. 1). В его схеме потребности сгруппированы в порядке восхождения от первичных (внизу «пирамиды» потребностей) к высшим (на «вершине» пирамиды).

Некоторые современные обществоведы предлагают более укрупненную классификацию, выделяя три основных типа потребностей людей:

элементарные потребности (в пище, одежде, жилище);

потребности в общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);

потребности в деятельности (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге).

Степень развития и удовлетворения потребностей людей оценивается при помощи системы показателей благосостояния (табл. 1).

Если удовлетворение элементарных потребностей можно однозначно измерить при помощи таких показателей как, например, объем и структура потребления различных товаров и услуг, то удовлетворение более «возвышенных» потребностей оценить гораздо сложнее. К числу характеристик удовлетворения потребностей в деятельности, относится, в частности, мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности (работает ли он ради куска хлеба или видит в работе способ творческой самореализации). Очевидно, что измерить этот фактор очень трудно.

Наиболее обобщающими показателями благосостояния считают среднюю продолжительность предстоящей жизни и среднедушевой доход.

Таблица 1. Потребности и основные показатели благосостояния
Таблица 1. ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Структура потребностей Основные показатели благосостояния
Элементарные потребности
– Потребности в пище
– Потребности в одежде
– Потребности в жилье
– Средняя продолжительность предстоящей жизни
– Среднедушевой семейный доход
– Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы)
– Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг
– Обеспеченность жильем, его комфортность
Потребности в общих условиях жизни
– Потребность в здоровье
– Потребность в образовании и культуре
– Потребности в передвижении в пространстве
– Потребности в личной безопасности
– Показатели развития материальной базы
отраслей социальной инфраструктуры
– Контингент обслуживаемого населения
Потребности в деятельности
– Потребность в трудe
– Потребность в семейно-бытовой деятельности
– Потребность в досуге
– Наличие работы, содержание и условия труда
– Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
– Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми
– Структура видов домашнего труда
– Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею
– Продолжительность и структура досуга (свободного времени)
– Мотивация досуга и удовлетворенность им

Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага – как материальные (например, хлеб или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или «ноу-хау»). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, «ноу-хау»).

Некоторые блага являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены – их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими благами , и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.

В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар – это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.

Для понимания того, какие именно экономические блага становятся товарами, надо обратить внимание еще на два приема их классификации: как потребляются те или иные блага – индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты «зайцев» (например, услугами сил правопорядка пользуются все – и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, – в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).

Согласно этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные (табл. 2).

Товарами становятся в основном частные блага, поскольку здесь продавец и покупатель непосредственно общаются лицом к лицу. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия (например, юридически закрепить исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Чтобы производить экономические блага, необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов – труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.

Труд (рабочая сила) – это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

«Землей » называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т.д.

Капитал – это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет прежде всего о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы.

Предпринимательский (организаторский ) талант – это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Первоначально экономисты говорили только о четырех видах ресурсов, но в 20 в. они стали выделять еще один фактор производства под названием «информация ». Это данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). В отличие от других ресурсов, информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, – гласит пословица. – Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи».

Все перечисленные факторы производства существовали на протяжении практически всей человеческой истории (информация – с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В докапиталистических обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство перешло к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд («человеческий капитал») и информация.

Общие законы развития экономики.

Экономическая жизнь развивается по определенным экономическим законам. Экономические законы – это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами и явлениями. Например, обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него выражается в законе спроса. Экономические законы, как и другие законы общественной жизни, носят объективный характер – они действуют независимо от воли и желания людей.

Различают общие (универсальные) и специфические экономические законы.

Общие законы развития экономики – это те, что действуют на протяжении всей человеческой истории. Эти законы действовали в первобытной пещере, они действуют в современной фирме, они будут действовать и в космическом звездолете.

К числу наиболее общих законов хозяйственной жизни можно отнести следующие:

закон повышения потребностей;

закон прогрессивного экономического развития;

закон растущего разделения труда;

закон возрастания альтернативных издержек.

Развитие общества ведет к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают «нормальным».

С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребляемых благ. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современный же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной и разнообразной.

С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах молодежь все сильнее озабочена не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

Возвышение потребностей и рост производственных возможностей носят взаимосвязанный характер. Как отмечал английский экономист А.Маршалл , «...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями; в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности...» (Маршалл А. Принципы экономической науки . Т.1. М.: Прогресс, 1993).

Стремясь удовлетворить все новые и новые потребности, люди совершенствуют производство – увеличивают количество, качество и ассортимент производимых экономических благ, повышают эффективность использования экономических ресурсов. Эти процессы называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом .

Если по поводу существования прогресса, например, в морали или в искусстве обществоведы спорят, то прогресс в экономический жизни ими не оспаривается. Действительно, современный человек живет гораздо благополучнее, чем его предки даже каких-нибудь сто лет назад. Это выражается не только в том, что он потребляет большее количество благ лучшего качества, но и в изменении приоритетов потребления (происходит «восхождение» по «пирамиде» Маслоу), повышении стабильности жизни людей (уменьшается влияние на жизнь людей негативных природных явлений – например, неурожаев).

Прогресса в экономическом развитии удается достигнуть путем развития разделения труда между членами общества.

Если различные люди будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага, а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Кривая производственных возможностей – это множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем использовании всех ресурсов. Если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой А (или В, С, D), то все ресурсы будут использованы без остатка; если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой G, то ресурсы будут использоваться не полностью (например, имеет место безработица, производственные мощности недогружены и т. д.). Точка, расположенная выше кривой производственных возможностей (скажем, точка F), обозначает такую комбинацию производимых благ, которая при существующем ресурсном потенциале в принципе недостижима.

Обладая в каждый данный момент ограниченными ресурсами, общество не может выйти за пределы границ производственных возможностей. Оно должно выбрать, сколько же именно пушек и масла ему лучше произвести. Можно производить только пушки и лишить общество масла («пушки вместо масла»), а можно все ресурсы общества использовать только для производства масла («перековать мечи на орала»). Практически общество выбирает обычно какой-то промежуточный вариант: за счет сокращения производства масла часть экономических ресурсов направляют на производство пушек.

Кривая производственных возможностей не является застывшей, она меняется с увеличением (или уменьшением) ресурсов. Когда наблюдается экономический рост (расширение и совершенствование производства), то кривая сдвигается вверх и вправо. Когда же экономика переживает кризис (как, например, в России начала 1990-х), то кривая сдвигается вниз и влево.

Модель кривой производственных возможностей является иллюстрацией закона возрастания альтернативных издержек. Под альтернативными издержками понимают упущенную выгоду, т.е. «цену» одного товара (блага), выраженную в альтернативном количестве другого товара (блага), от которого отказываются, делая выбор. Например, если мы увеличиваем производство пушек с 1 до 2 тыс. штук, то при данном ресурсном потенциале необходимо уменьшить производство масла с 9 до 8 млн. т. (движение от точки В к точке С). Следовательно, альтернативные издержки (альтернативная цена) этой тысячи пушек – 1 млн. т. масла. Однако величина альтернативных издержек не постоянна. Если ради производства 2-й тысячи пушек мы должны отказаться от 1 млн. т. масла, то ради производства 3-й тысячи – уже от 2 млн. т (движение от точки С к точке D).

Согласно закону возрастания альтернативных издержек, при увеличении производства одного товара неизбежно происходит увеличение его «цены», выраженной в другом, альтернативном товаре. Рост альтернативных издержек происходит из-за наличия специфических ресурсов, дающих высокую отдачу в одном виде производства, но низкую – в другом. Например, трудно ожидать, что конструктор пушек сможет успешно изобретать усовершенствования в производстве масла, а то оборудование, при помощи которого изготавливают масло, мало пригодно для изготовления пушек.

Помимо перечисленных, наиболее важных, есть и некоторые другие общие законы развития экономики.

Общие экономические законы показывают преемственность в хозяйственном развитии и позволяют рассматривать экономическое развитие человеческого общества как единый мировой процесс.

Закономерности долгосрочного развития экономики.

Наряду с общими экономическими законами в жизни общества проявляются и специфические экономические законы, которые действуют лишь в рамках определенного типа экономики и отражают особенности конкретного этапа развития общества. Например, закон спроса присущ только рыночной системе хозяйства. Этот закон не действовал в первобытном обществе, где еще не существовало никаких цен; вероятно, он не будет действовать и в посткапиталистическом обществе, где возникнут новые, нерыночные системы производства и распределения.

Специфические экономические законы отражают прерывистость в развитии, подчеркивают качественные различия в хозяйственной жизни людей разных исторических эпох и различных цивилизаций. Поэтому развитие экономики предстает как развитие экономических систем – специфических, отличающихся друг от друга совокупностей экономических отношений между участниками хозяйственной жизни. Разные экономические системы различаются между собой по своей идеологии, а также по своему подходу к решению проблем собственности на средства производства и по способу координации и управления экономической деятельностью.

Долговременная (многовековая) эволюция экономики объясняется теорией постиндустриального общества. Среднесрочные тенденции развития экономики в 20 в. лучше характеризуются концепцией смешанной экономики.

В СССР начиная с 1930-х при изучении макротенденций общественного развития разрешалось использовать только единственную, возведенную в догму концепцию пяти способов производства , объявленную высшим достижением марксистско-ленинского учения. Суть этой концепции заключается в том, что развитие общества рассматривается как чередование пяти все более прогрессивных социально-экономических систем, общественно-экономических формаций, от первобытной до грядущей коммунистической (рис. 3).

Основу общественно-экономической формации, по К.Марксу , составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Основные производственные отношения, по К.Марксу, – это отношения собственности. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в процессе социальной революции. Основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень производительными силами общества и устаревшей системой производственных отношений. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни, и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений. Так образуется новая формация.

Советские марксисты выделяли пять стадий человеческой истории: доклассовая первобытнообщинная; три классовые (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и, наконец, бесклассовая (коммунистическая) формация, первым этапом которой является социализм.

Опирающаяся на некоторые идеи К.Маркса концепция пяти способов производства имеет свои сильные стороны. Она подчеркивает, что социально-экономический прогресс носит скачкообразный характер, когда постепенное накопление количественных изменений создает новое качество. Общественное развитие рассматривается при этом как диалектическое отрицание отрицания: коммунизм, как и первобытность, – бесклассовый строй, но это бесклассовость не примитивного общества, балансирующего на грани голодной смерти, а общества «по ту сторону материального производства».

У концепции пяти способов производства есть, однако, и слабые стороны. Большинство исследователей единодушны в том, что концепция пяти способов производства не может служить инструментом для правильного понимания эволюции внеевропейских цивилизаций. Наконец, вызывает сомнения правомерность использования понятия «коммунизм» (так, как его понимали в СССР) для характеристики перспектив хозяйственного развития.

С концепцией способов производства успешно конкурирует теория постиндустриального общества , популярная среди обществоведов Запада с 1960-х. Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и ряда иных социологов-экономистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем. Доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество различаются по основным факторам производства, по ведущим сферам экономики и по главенствующим социальным группам (табл. 4).

Согласно теории постиндустриального общества, границами общественных систем являются социально-технологические революции: промышленная революция (рубеж 18–19 веков) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (с 1960-х) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Индустриальная система хозяйства победила в результате промышленной революции – массовой замены ручного труда машинным, в результате чего аграрное производство как базис экономики было вытеснено промышленностью. В развитых странах Запада с 1960-х развертывается научно-техническая революция (НТР), сущность которой – в интеллектуализации труда, в превращении науки в ведущий фактор развития общественного производства. Материальное производство как таковое (и аграрное, и промышленное) постепенно отходит на задний план, более важным становится производство наукоемких услуг. Поэтому часто синонимами понятию «постиндустриальное общество» служат такие выражения, как «информационное общество» и «сервисное общество». Современная экономика рассматривается при этом как переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю.

Созданная К.Марксом теория способов производства и развиваемая современными западными институционалистами теория постиндустриального общества при всех их различиях отнюдь не отрицают друг друга. Более того, обе они покоятся на сходных принципах: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс. Поэтому можно построить синтезную схему социально-экономического развития человеческого общества (рис. 4).

Основные теоретические идеи этой синтезной концепции таковы.

1. Есть три крупные фазы экономической эволюции – доиндустриальное общество (аграрная экономика), индустриальное общество (промышленная экономика) и постиндустриальное общество (информационная экономика, экономика досуга).

2. При более подробном анализе эволюция общества предстает как смена способов производства, каждому из которых присущи свои специфические производительные силы и производственные отношения. В недрах доиндустриального общества после разложения первобытного строя развиваются три различных способа производства, причем параллельно друг другу идут западный и восточный пути развития. Большинство раннеклассовых цивилизаций развивается по модели азиатского способа производства. Этот путь является тупиковым, развитие феодальных и тем более буржуазных отношений происходит здесь под влиянием извне, часто имеет обратимый характер. Как полагает большинство современных обществоведов, только развитие западноевропейской цивилизации (через античность и феодализм) создает предпосылки для возникновения индустриального общества, которому соответствует капиталистический способ производства.

3. Главными вехами экономического развития выступают три социально-технологические революции – неолитическая (переход к производящему хозяйству), промышленная (переход к механизированному производству) и научно-техническая (переход к наукоемкому производству).

4. Формы производства эволюционируют от преобладания натуральных отношений (в доиндустриальных обществах) через товарное (в индустриальном обществе) к планомерному производству (в постиндустриальном обществе).

Особенности современного экономического развития.

Теории способов производства и постиндустриального общества объясняют долговременные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теорию-«телескоп» надо дополнить теорией-«микроскопом». Эту роль раньше играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы умирающего капитализма и зарождающегося социализма.

Основополагающие характеристики «капитализма» и «социализма» считались диаметрально противоположными, причем «мир капитала» изображался исключительно мрачными красками, а «мир труда» – напротив, только светлыми (рис. 5). Но и реальный «капитализм» и реальный «социализм» уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.

Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики . Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это (табл. 5):

1) основанная на механизме «невидимой руки» классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,

3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.

Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

Таблица 5. Основные характеристики экономических систем современной эпохи
Таблица 5. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
Основные характеристики рыночная экономика командная экономика смешанная экономика
Отношения собственности Частная собственность Государственная собственность Плюрализм отношений собственности при доминировании квазичастных форм
Субъекты экономики Множество мелких производителей Государство – единственный производитель Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизм Рыночное саморегулирование Централизованное планирование Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию

Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.

Среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.

Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие – к командной (рис. 6). Американская либеральная модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.

Если хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран (бывших стран «третьего мира») и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике .

Экономика переходного типа формально имеет во многом те же черты, что и смешанная экономика (сочетание рынка с централизованным регулированием, многообразие форм собственности и типов хозяйства), но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика – это устойчивая система, где различные элементы взаимодополняют друг друга, то переходная экономика – это неустойчивое и постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненно, миновать его в процессе хозяйственной трансформации практически невозможно.

Изучение экономической деятельности.

Изучением законов экономической деятельности людей занимается экономическая наука.

В экономической науке существуют два различных подхода к определению ее предмета.

В советской политэкономии общепринятым было следующее определение: экономическая теория изучает производственные отношения – отношения между людьми, объективно складывающиеся в процессе производства. Такой социальный подход к определению предмета экономической науки характерен не только для марксизма, но и для такого современного течения экономической мысли Запада, как институционализм.

В большинстве учебных изданий, написанных в традициях неоклассического направления экономической мысли, экономическая теория определяется, однако, иначе – как наука, изучающая эффективное использование людьми ограниченных ресурсов для удовлетворения своих потребностей . Этот подход условно называют ресурсным , поскольку он рассматривает экономику не как отношения между людьми, а как отношение людей к ресурсам.

Социальный и ресурсный подходы к определению предмета экономической теории, казалось бы, показывают экономику в совершенно различных ракурсах (рис. 7), фиксируя внимание на разных экономических законах. Когда во главу угла ставится социальный подход, то внимание исследователя акцентируется на специфических законах экономики, на различиях между экономическими системами разных эпох и различных регионов. Если же превалирует ресурсный подход, то исследователь будет обращать основное внимание на общие законы, на универсальные черты, присущие экономической жизни всегда и везде.

Однако на самом деле оба подхода к определению предмета экономической теории не противостоят, а дополняют друг друга. Все экономисты сходятся во мнении, что важнейшими из ресурсов являются труд и предпринимательские способности – ресурсы, неразрывно связанные с личностью работника. Следовательно, отношение людей к ресурсам – это прежде всего их отношение друг к другу. Поэтому представители любого направления в экономической науке, желающие создать целостную теорию, обязательно обращают внимание (хотя и в разной степени) и на отношение людей к ресурсам, и на отношение людей друг к другу.

Можно попытаться дать синтезированное определение: экономическая теория – это наука, изучающая отношения между людьми, складывающиеся в процессе использования ими ограниченных ресурсов.

По своей структуре современная экономическая теория, изучающая главным образом закономерности рыночной системы хозяйства, делится на два основных раздела:

микроэкономика – изучение поведения отдельных хозяйствующих субъектов – людей и фирм;

макроэкономика – изучение функционирования экономики страны (или группы стран, или даже мирового хозяйства) как единого целого.

Выделяют четыре основные функции экономической теории (рис. 8).

1. Познавательная функция. Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с объективными фактами, явлениями, процессами в сфере экономики. Их описание и анализ составляют познавательную функцию экономической теории.

2. Прогностическая функция. Познав процессы и явления текущего экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее, экстраполируя наблюдаемые в данный момент тенденции.

3. Критическая (идеологическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только констатируют существование определенных закономерностей в существующей общественной системе, но и дают ей определенную оценку. Экономическая теория, в частности, не просто описывает рыночное хозяйство, но и решает проблему, является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять.

4. Практическая (конструктивная) функция. Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты затем ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики.

Эволюция экономической науки с древности до 20 века.

На протяжении нескольких тысячелетий своего развития экономическая наука не раз меняла и свое название, и основные объекты своих исследований.

Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономических концепций в строгом смысле слова. Весь период с древнейших времен до нового времени составляет предысторию экономических теорий, поскольку экономические знания были растворены в массе знаний о государстве, о морали, о практическом ведении хозяйства.

Первые элементы экономических научных знаний возникают вскоре после зарождения первых государств. В общественной мысли обществ древнего и средневекового Востока экономические проблемы анализировались в рамках науки о государстве. В античном обществе изучение экономических проблем выражалось в иной форме. С одной стороны, анализировался вопрос, как создать образцовое частное хозяйство, которое снабжало бы владельца всем необходимым или обеспечивало бы максимальный доход (работы Катона, Варона, Колумеллы). С другой стороны, ученые начали проявлять интерес и к чисто теоретическим проблемам экономики, не имеющим непосредственно прикладного значения. Зачатки экономической теории можно встретить у Аристотеля , который, например, впервые сформулировал проблему, над которой размышляли затем многие поколения экономистов – проблему стоимости (что определяет пропорции обмена товаров?).

В качестве вполне самостоятельной науки экономическая теория сложилась только в период возникновения капитализма, в 17–18 веках. До конца 19 века общепринятым названием экономической теории был термин «политическая экономия». Сам этот термин ввел французский мыслитель А. де Монкретьеном, который в 1615 опубликовал Трактат политической экономии . Политической экономией стали называть науку о государственном хозяйстве (или о хозяйстве общества), так как «политический» означает здесь «государственный» (от греч. «полития» – государство).

На заре капиталистического хозяйствования формируется первая экономическая школа – меркантилизм . Основные положения меркантилизма сводились к тому, что производство служит только условием для создания богатства, а непосредственным источником богатства служит сфера торговли, где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении и возникает прибыль. Внутри страны купля-продажа только перемещает богатство из рук в руки. Только внешняя торговля перемещает богатство из страны в страну. Поэтому надо как можно больше продавать за рубеж и не покупать иностранные товары.

В 18 в. меркантилисты подверглись критике со стороны классической политической экономии . В рамках этого направления выделяют две основные школы – французскую (физиократы) и английскую (А.Смит , Д.Рикардо).

Первая целостная теоретическая концепция экономической жизни была предложена школой физиократов , которая сформировалась во Франции в середине 18 в. Основатель учения физиократов, Ф.Кенэ , впервые подошел к обществу как к живому организму, считая, что у экономики есть свои законы естественного функционирования, не зависящие от воли и желания людей. Физиократы доказывали, что торговля лишь перемещает вещественные блага, а не создает их. Поэтому экономический анализ должен быть сфокусирован на сфере производства. В противовес меркантилистам физиократы отвергали государственное регулирование экономики. Именно с физиократов начинается история экономического либерализма.

Подлинный переворот в экономической науке был вызван публикацией в 1776 книги великого английского экономиста Адама Смита Богатство народов , где знания об экономике впервые были представлены в систематизированной форме.

А.Смит при объяснении экономических явлений использовал модель «человека экономического» , которая по сей день остается во многом фундаментом экономического мышления. В основе всех экономических процессов, по его мнению, лежит человеческий эгоизм. Общее благо стихийно складывается вследствие действий отдельных индивидуумов, каждый из которых стремится к рациональной максимизации своей выгоды. Отсюда вытекает концепция «невидимой руки рынка» . Согласно этой концепции, стремящийся преумножить лишь личное благосостояние индивид более эффективно служит в рыночном хозяйстве интересам общества, чем если бы он сознательно стремился служить общественному благу. Поскольку «невидимая рука рынка» обеспечивает оптимальную организацию производства, его сознательное регулирование является не только излишним, но и вредным. Поэтому государству в экономике классики отводили роль «ночного сторожа» – гаранта соблюдения рыночных «правил игры», но не ее участника.

Если меркантилисты и представители классической школы обращали первостепенное внимание на формирование богатства, то марксизм перенес основное внимание на взаимоотношения основных социальных групп – наемных рабочих и капиталистов. В 1867 вышел первый том Капитала – основополагающей монографии великого немецкого ученого и революционера Карла Маркса . Маркс не успел полностью реализовать свой творческий замысел, но и в концептуально незавершенной форме его труды оказали огромное влияние на эволюцию экономических идей. Главная его заслуга – создание формационной теории , историко-диалектическое осмысление экономики: если ранее экономисты не видели принципиальных различий между хозяйственным строем различных эпох, то марксисты стали подчеркивать их качественные различия, заложив тем самым фундамент теории экономических систем.

Последователи Маркса, к сожалению, не обладали его гениальностью, в результате марксистская политэкономия стала постепенно вырождаться в схоластическую догму (особенно это заметно в развитии советской политэкономии 1930–1980-х).

В 20 в. путь развития экономических идей раздваивается: если анализом социальных проблем экономики занимались в основном последователи Маркса, то изучение собственно механизма функционирования рыночного хозяйства стало прерогативой последователей А.Маршалла.

1870-е в истории экономической мысли принято называть эпохой «маржиналистской революции» . Если представители классической политэкономии и марксисты анализировали в основном поведение производителей то маржиналисты перенесли внимание на отношение человека к благам, проявляющееся в сфере личного потребления. Ценность любого блага определяется, по мнению маржиналистов, его способностью удовлетворять человеческие потребности.

В 1890 выходит в свет работа английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономики , в которой впервые было глубоко проанализировано рыночное равновесие. Маршаллу удалось объединить оба ранее предложенных подхода к объяснению механизма формирования рыночных цен: предложение у Маршалла определяется издержками производства (как считали политэкономы классической школы), а спрос – полезностью товара (как полагали маржиналисты). Под влиянием идей Маршалла теорию стоимости вытесняет теория цены – анализ экономического равновесия.

После Маршалла термин «политическая экономия» (political economy) постепенно выходит из употребления как название общей экономической теории, сменяясь термином «экономика» (economics).

В результате «маржиналистской революции» в экономической теории Запада прочно утвердилось неоклассическое направление . Экономическая теория стремительно математизируется, поскольку основой рационального поведения признаются предельные величины – оценки предельной полезности, предельных издержек и предельного дохода.

Эволюция экономической мысли в 20 веке.

Родившись в период свободной конкуренции, неоклассическое учение отразило в себе черты данного периода и веру в неограниченные возможности саморегулируемой рыночной экономики. «Великая депрессия» 1929–1933 в значительной степени дискредитировала это учение. Начался поиск новых доктрин, закончившийся «кейнсианской революцией» . Тем самым учение периода свободной конкуренции сменилось учениями периода государственного регулирования рыночного хозяйства.

Теоретическим обоснованием системы государственного регулирования хозяйственной жизни стала работа выдающегося английского экономиста Дж. М.Кейнса Общая теория занятости, процента и денег (1936). Кейнсианцы доказывали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства, способного уравновесить совокупные спрос и предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В кейнсианской концепции отвергалось и положение классической теории, согласно которому предложение порождает спрос. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создает предложение. Если совокупный спрос не достаточен, то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

В отличие от неоклассической школы, Кейнс полагал, что государство способно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос, так как рыночный механизм не может приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости.

Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в воззрениях на рыночную экономику и в хозяйственной практике. В 1930–1960-е столетия кейнсианские идеи стали едва ли не общепризнанными. Однако в 1970-е наступило разочарование в кейнсианских рецептах связанное во многом с экономическим кризисом 1973–1975. Неоклассики смогли взять реванш, возглавив «консервативную контрреволюцию» .

Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

В то же время современные неоклассики, как правило, не требуют от правительства выполнять функции только «ночного сторожа». Например, монетаристы обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную, то есть использовать косвенные методы государственного регулирования.

Таким образом, и кейнсианцы, и современные неоклассики не отвергают государственное регулирование. Разница заключается лишь в мнениях об эффективности использования различных методов государственного вмешательства.

Если основными школами экономической теории 20 в. являлись кейнсианство и неоклассическое направление, то институционализм занимал долгое время периферийную позицию. Зародившееся в начале 20 в., это направление основным предметом своих исследований считает изучение «институтов » – социальных факторов экономики (психологических и правовых норм, деятельности корпораций, профсоюзов и т.д.). Если неоклассики и кейнсианцы рассматривают в основном текущие проблемы рыночного хозяйства как такового, то институционалисты заняты осмыслением глобальных тенденций экономического развития, подчеркивая в связи с этим революционные сдвиги в хозяйственной жизни.

В современный период внимание к институциональной проблематике растет, что может быть предвестием завоевания в будущем этим направлением роли «основного течения» экономической теории. «Ответом» неоклассиков на «вызов» институционалистов стало ускоренное развитие неоинституционализма – нового направления неоклассики, представители которого изучают, как и традиционные институционалисты, мир социальных явлений, но с использованием неоклассической методологии.

Таким образом, в современном мире нет «единственно верной» экономической теории. Наблюдается конкуренция различных экономических школ, которые различаются и по нормативным ценностям, и по основным методам, и по объектам анализа (рис. 9). Наиболее объективное знание об экономике может быть получено только в процессе синтеза подходов разных научных направлений.

Следует учитывать, что если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия, принадлежность к определенной научной школе. Поэтому экономисты разных направлений могут, например, прийти к единому мнению о масштабах безработицы, но резко разойтись во мнениях о ее причинах и о желательных мероприятиях государственной политики в данный период.

Юрий Латов, Ракия Косова



П ринимая важные стратегические решения в коммерческой деятельности необходимо также делать анализ механизма их действия с позиций основных экономических законов.

Многие экономические законы мы не задумываясь о сути уже автоматически применяем в ежедневной деятельности. Поэтому не всегда получается использовать их все в комплексе. Ведь для успешного выполнения задачи и достижения намеченной цели, необходимо проводить всесторонний анализ и оценку действий.

Основные экономические законы

  • закон возвышения потребностей;
  • закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);
  • закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения);
  • закон зависимости между предложением и спросом;
  • закон возрастания дополнительных затрат;
  • закон убывающей доходности;
  • закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
  • закон эффекта масштаба производства;
  • закон эффекта опыта;
  • закон экономии времени;
  • закон конкуренции.

Закон возвышения потребностей

Закон возвышения потребностей - тенденция постоянного роста потребностей человека. Это объективный закон развития общества, в соответствии с которым происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества.

Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.

Закон спроса

Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества).

Снижение цены (Price) вызывает повышение величины спроса (Quantity), повышение цены вызывает понижение величины спроса, т. е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает то-вар-заменитель.

Тут следует особо отметить, что в реальности ситуация с этим законом, не такая простая, т.к. существует ряд неценовых факторов влияющих на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода и сезонность;
  • Наличие товаров-заменителей;
  • Инфляционные ожидания.

Закон предложения

Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке описывает закон предложения. Предложение - это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником.

Закон предложения характеризует изменение цены товара (Price)при изменении его предложения на рынке (Quantity).

Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем продаж (объем производства). И наоборот, если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.

Равновесие спроса и предложения

Механизм действия закона зависимости между предложением и спросом объясняется взаимодействием кривой предложения и кривой спроса. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке.

Чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность выпускать и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени - за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще велики издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая спроса (Demand)показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества).

Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим кривым цене и количестве товара. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.

Закон возрастания дополнительных затрат

Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению - совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами.

Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения - в 4-6 раз меньше.

Закон убывающей доходности

Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя.

Например, при повышении силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта.

При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти виды затрат. Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

Закон эффекта масштаба

Закон эффекта масштаба проявляется в том, что с увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно и ее себестоимость. При этом качество продукции повышается.

Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции. За счет эффекта масштаба себестоимость однотипной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.

Закон эффекта опыта

Схема действия закона эффекта опыта выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме действия закона масштаба.

Очевидно, когда человек выполняет работу первый раз, у него уйдет на это в несколько раз больше времени, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.

Закон экономии времени

Закон экономии времени в авторской интерпретации гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом.

Категории «будущий труд» в экономической теории не было и нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной литературе рассматривался (в советские времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции.

Такой узкий статичный подход к главному закону эффективности общественного производства - закону экономии времени - исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.

Закон конкуренции

Закон конкуренции - закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта).

Закон конкуренции - объективный процесс «удаления» с рынка низкокачественной дорогой продукции. Закон конкуренции может работать длительное время только когда будет работать качественное антимонопольное законодательство.

Основные экономические законы , не являются сами по себе сложными для понимания. Это базовые, простейшие правила, которые описывают работу на конкурентном рынке. Но в то же время, пренебрежение даже одного из этих основных законов, достаточно чтобы потерять возможность достичь намеченного результата.

Развитие - это совокупность прогрессивных, поступательных изменений в экономике.

Поступательные изменения - это увеличение объема в экономической деятельности:

Прогрессивные изменения - это изменения в интересах общества, приносящие пользу обществу в целом и каждому человеку в отдельности.

В 80-е гг. наблюдался высокий экономический уровень развития в СССР, а население нищало. Одна из причин - огромные военные расходы, производство вооружений, которое вывозилось на склады, и др.

С точки зрения экономики такой экономический рост был регрессивным (убывающим), а не прогрессивным.

Иначе, экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течение длительного периода времени отмечается рост реального душевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий:

Сокращение либо сохранение неизменным числа живущих за чертой бедности;

Сохранение или уменьшение степени неравенства в распределении доходов.

Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством, безработицей, что особенно наблюдалось в 1970-1980 гг.

Экономическое развитие - почему оно рассматривается как основной закон мировой экономики? Потому, что общество не может существовать без увеличения жизненных благ для населения и соответственно уровня жизни населения. Если жизненный уровень растет, то мы имеем классическое понимание смысла экономического развития мировой экономики (человек не живет ради работы, а работает ради жизни).

Одна из форм социально-экономического развития - рост потребностей населения.

Рост потребностей населения - объективная категория МЭ. В настоящее время гораздо большие объемы потребления даже в слаборазвитых странах по сравнению с тысячелетиями назад (были велосипеды, их стало недостаточно, и так вплоть до космических технологий).

Международной организацией труда (МОТ) в конце 70-х гг. была выдвинута концепция "базовых потребностей", призвавшая сконцентрировать внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения в противовес экономической эффективности производства.

Соответственно изменились и критерии оценки экономического развития, на первое место вышли социальные показатели.

При условии исчерпания возможностей развития наступит абсолютный кризис человечества (возможна вероятность переселения на другие планеты).

Экономика отдельных стран, регионов может длительное время находиться в кризисе и такие страны могут существовать за счет помощи других стран. Отсюда, развитие МЭ нужно рассматривать как глобальную систему.

Развитие мировой экономики и изменения, связанные с развитием, имеют две стороны: количественную и качественную.

Иначе, развитие - это единство количественных и качественных изменений, т. е. две стороны диалектического единства.

Количественные изменения - это экономический рост, т. е. количественное увеличение объема экономической деятельности. Если Э = 100, а Э = 110, то это означает 10% экономического роста, т. е. за год экономика выросла на 10%.

Качественные изменения - это устойчивые структурные сдвиги в экономике или же какие-то структурные изменения. Структура - очень сложное понятие. Она содержит в себе как соотношения между различными отраслями экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т. д.) - отраслевая структура, так и между различными регионами, странами - территориальная структура. Если при этом показатели растут, то это поступательные экономические или количественные изменения. Экономическое развитие осуществляется в том случае, если количественный рост сопровождается соответствующими прогрессивными структурными сдвигами в экономике.

Количественные изменения должны иметь количественные показатели экономического развития, характеризующие:

Экономическую динамику процесса;

Достигнутый уровень развития.

Выделяются два вида показателей экономической динамики: абсолютные и относительные.

Абсолютный показатель характеризует общий масштаб развития или экономической динамики.

Относительный показатель учитывает изменения по отношению какого-то периода или региона, страны.

Экономическая теория, познавая объективную хозяйственную реальность, открывает и формулирует экономические категории, законы и принципы.

Экономические категории - это абстрактные, логические, теоретические понятия, которые в обобщенном виде выражают родовые признаки определенных экономических явлений и процессов. Например: товар, собственность, капитал, прибыль, рынок, спрос, заработная плата, рабочая сила и др.

Экономические законы выражают существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости между экономическими процессами и явлениями. Понятие "закон" родственно понятию"сущность" чего-либо. Экономические законы выражают сущность экономических отношений.

Экономические принципы - теоретические обобщения, которые содержат предположения, усреднения, выражающие определенные тенденции развития хозяйственной системы.

Принципы, в отличие от экономических законов, объективно в природе не существуют. Они специально создаются в процессе систематизации экономических знаний и выступают в виде определенных постулатов, которые можно рассматривать как форму реализации, использования экономических законов. Принципы носят менее устойчивый и менее обязательный характер, чем законы.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов (рис. 1.9), которая включает всеобщие, общие и специфические законы.

Всеобщие законы считают законами социально-экономического прогресса, поскольку они выражают фундаментальные основы и последовательность развития человеческого общества на всех этапах.

Специфические экономические законы , с одной стороны, раскрывают сущность социально-экономических отношений в определенной хозяйственной системе в процессе ее развития, а с другой - отдельные ее сферы.

Экономические законы имеют как общие свойства, так и отличительные особенности по отношению к законам природы (закону земного притяжения, закону сохранения и преобразования энергии и др.).

Общие свойства . Экономические законы, как и законы природы, носят объективный характер действия . Это означает, что экономические законы возникают и функционируют независимо от сознания и желания людей. Они возникают и функционируют в результате становления и развития определенных экономических отношений. С исчезновением тех или иных хозяйственных отношений исчезают и соответствующие им экономические законы. Но, с другой стороны, их действие не может протекать вне деятельности и устремлений людей. Люди могут познавать экономические законы и сознательно их использовать в своей хозяйственной деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что возникновение и действие экономических законов объективно, а познание и использование - субъективно. Отличия законов изображены на рис. 1.10.

Формы познания и использования экономических законов . Существуют две основные формы познания и использования экономических законов: эмпирическая, когда люди, не зная сущности экономических законов, применяют их неосознанно, интуитивно в своей практической деятельности, и научная, когда люди, познав и раскрыв сущность экономических законов, используют их сознательно, а, следовательно, более эффективно в своей хозяйственной деятельности.

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы и ее основные функции (рис. 1.12): познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная (гносеологическая) функция . Реализуется посредством исследования сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формулируя экономические категории и законы, экономическая теория тем самым обогащает знания людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению хозяйственного развития общества.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы конкретных экономических наук, поскольку раскрывает основоположные понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех областях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики государства, а также в разработке рекомендаций относительно применения форм и методов рационального хозяйствования.

Экономическая политика - это целостная система мероприятий государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества. Она призвана определять оптимальные варианты решения экономических проблем.

Между экономической теорией и практикой существует тесная взаимосвязь (рис. 1.13). Любой процесс познания начинается с изучения реальной действительности, то есть с практики. Практика дает материал для научного анализа и формирует спрос на теоретические исследования. Вместе с тем любая теория без обратной связи с практикой теряет ценность и смысл. Практика - критерий истинности экономической теории, она дает окончательную оценку ее жизненности. Между практикой и теорией существует постоянный цикл связи: практика ведет к знанию, знание - к экономической политике, экономическая политика - к рациональным действиям, действия - к усовершенствованию практики. Такой цикл связей постоянно повторяется, каждый раз поднимаясь на более высокий уровень (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики

Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов, долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов, затрат и возможных конечных результатов.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, аналитических способностей, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь профессиональных успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате настойчивой работы, проявления предприимчивости и инициативы, принятия обоснованных решений и способности принимать на себя ответственность за свои хозяйственные действия в условиях конкуренции.

Однако нужно знать, что готовых, раз и навсегда пригодных рецептов экономического поведения теоретическая наука не дает. По этому поводу Дж.М. Кёйнс подчеркивал, что экономическая теория не является набором уже готовых рекомендаций для применения непосредственно в хозяйственной практике, она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто ею владеет, приходить к правильным выводам.

Экономическое мышление - это совокупность взглядов, представлений и суждений человека о реальной экономической действительности, определяющих ее хозяйственное поведение.

Есть два вида экономического мышления: обыденное и научное.

Обыденное мышление - поверхностное, одностороннее и бессистемное восприятие человеком реальных хозяйственных процессов, на основании чего он делает субъективные, порой ошибочные, выводы и суждения относительно экономических проблем.

Научное мышление - всестороннее и глубокое познание человеком экономической действительности на основе использования научно-исследовательских приемов, которые позволяют раскрыть сущность хозяйственных процессов, объективно оценить их общественную значимость и прогнозировать тенденции развития в будущем (рис. 1.14).

Рис. 1.14. Этапы формирования научного экономического мышления

В современных условиях, когда наша страна осуществляет переход к качественно новому состоянию экономики, функциональная роль экономической теории существенно возрастает. Чтобы изменить условия нашей жизни, сделать их лучше, необходимо иметь глубокие экономические знания для раскрытия природы хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимостей, овладеть механизмами использования экономических законов рынка в хозяйственной деятельности.

Похожие публикации