Обо всем на свете

Основной закон экономического развития. Развитие – основной закон мировой экономики. ж) определите, производство какой единицы продукции даст максимальную прибыль

  • I. Определение основной и дополнительной зарплаты работников ведется с учетом рабочих, предусмотренных технологической картой.
  • III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
  • Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течении длительного периода времени отмечается рост реального душевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий:

    · сокращение либо сохранение неизменным числа живущих за чертой бедности;

    · сохранение или уменьшение степени неравенства в распределении доходов.

    Мировое сообщество постоянно вырабатывает меры по снижению неравенства, безработицы.

    Поэтому экономическое развитие рассматривается как основной закон мировой экономики. Общество не может существовать без увеличения жизненных благ и повышения уровня жизни населения. Если жизненный уровень растет, то мы имеем классическое понимание смысла экономического развития мировой экономики (человек не живет ради работы, а работает ради жизни).

    Одной из форм социально-экономического развития является рост потребностей населения.

    Рост потребностей населения – объективная категория мировой экономики. В настоящее время объемы потребления возросли даже в слаборазвитых странах.

    Международной организацией труда (МОТ) в конце 70-х гг. была выдвинута концепция «базовых потребностей», призвавшая сконцентрировать внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения в противовес экономической эффективности производства. Соответственно изменились и критерии оценки экономического развития, где на первое место вышли социальные показатели.

    При условии исчерпания возможностей развития наступит абсолютный кризис человечества (возможна вероятность переселения на другие планеты).

    Экономика отдельных стран, регионов может длительное время находится в кризисе и такие страны могут существовать за счет помощи других стран. Отсюда, развитие мировой экономики нужно рассматривать как глобальную систему.

    Развитие мировой экономики и изменения, связанные с развитием, имеют две стороны: количественную и качественную.

    Количественные изменения – это экономический рост, т.е. количественное увеличение объема экономической деятельности.

    Качественные изменения – это устойчивые структурные изменения. Они содержат в себе как соотношения между различными отраслями экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д.), так и между различными регионами, странами – территориальная структура. Экономическое развитие осуществляется в том случае, если количественный рост сопровождается соответствующими прогрессивными структурными сдвигами в экономике.

    Количественные изменения характеризуются показателями экономического развития:

    · динамикой процесса;

    · достигнутым уровнем развития.

    В свою очередь показатели экономической динамики подразделяются на абсолютные и относительные.

    Абсолютный показатель характеризует общий масштаб роста.

    Относительный показатель учитывает изменения по отношению к какому-то периоду или региону страны.


    | | | | | | | | 9 | |

    Некоторые общие законы развития систем можно применять и по отношению к обществу. Когда мы говорим о системах, мы подразумеваем некое целое, которое составлено из частей и является единством. Единство это, что очень важно, не сводится лишь к составляющим его элементам.

    Общество также является системой, представляет собой организованную совокупность людей. Все мы являемся его частью, поэтому многие из нас задаются вопросом о том, как происходит его развитие. Законы развития его можно обнаружить, рассмотрев источники прогресса. В обществе взаимодействуют между собой три сферы реальности, "миры", которые не сводимы друг к другу. Это, во-первых, мир вещей и природы, который существует независимо от сознания и воли человека, то есть он является объективным и подчинен различным физическим законам. Во-вторых, это мир, в котором предметы и вещи имеют общественное бытие, поскольку являются продуктами деятельности человека, его труда. Третий мир представляет собой человеческую субъективность, относительно независимые от объективного мира духовные идеи и сущности. Они обладают наибольшей степенью свободы.

    Природа как источник общественного развития

    В мире природы находится первый источник, обеспечивающий общественное развитие. Законы развития социума в прошлом часто формулировались с опорой на нее. Она является основанием существования общества, которое, взаимодействуя с ней, совершенствуется. Не стоит забывать и о том, что именно законы развития природы привели к появлению человека. Крупнейшие цивилизации, что характерно, зародились в руслах больших рек, а самое успешное в мире развитие капиталистической формации осуществлялось в государствах с умеренным климатом.

    Следует отметить, что современный этап взаимодействия общества и природы отмечен понятием Его главной причиной стала установка людей на покорение природы, а также игнорирование границ ее устойчивости к антропогенным воздействиям. Люди закрывают глаза на основные законы развития, забывают обо всем в погоне за сиюминутной выгодой и не учитывают последствия. Следует изменить поведение и сознание миллиардов жителей Земли для того, чтобы и дальше природа могла обеспечивать нас необходимыми ресурсами.

    Роль техники в развитии общества

    Следующий источник - технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники. Это и неудивительно - она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики - это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

    Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на О ней мы сейчас и поговорим.

    Духовная сфера как источник общественного прогресса

    Маркс полагал, оставив в стороне "первичную" (исходную) ступень, а также "вторичные формы" общины, выросшие на ее форме, что применительно к эпохе классового общества и цивилизации античный, феодальный, азиатский и буржуазный (современный) способы производства можно назвать прогрессивными эпохами общественной экономической формации. В общественной науке СССР применялась упрощенная формула процесса исторического развития, подразумевающая переход первобытного общества сначала к рабовладельческому, затем к феодальному, после чего к капиталистическому и, наконец, к социалистическому.

    Концепция "локальных цивилизаций"

    Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция "локальных цивилизаций", которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые - еще и на культурно-исторические типы. Феномен, сформулированный как "Вызов-и-Ответ" представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры. Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

    Системный подход

    В последней четверти 20 века развит был подход, согласно которому мир представляет собой систему, в которой действуют законы развития человека и общества. Это связано с тем, что в данное время свою силу набирал процесс В мировом конгломерате можно выделить "периферию" и "ядро", образующие в целом "мир-систему", которая существует по законам суперформации. Главным товаром сегодняшнего типа производства стала являться информация и все связанное с ней. А это меняет, в свою очередь, представление о том, что исторический процесс - линейного типа.

    Законы экономического развития

    Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами. Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него. Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

    Общие - те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

    Повышения потребностей;

    Прогрессивного развития экономики;

    Возрастания альтернативных издержек;

    Растущего разделения труда.

    К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как "нормальный". С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка. Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

    С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

    Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом. Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность. Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

    Редистрибуция и децентрализованный обмен

    К. Поланьи, американский экономист, выделил 2 метода координации действий между участниками производства. Первый - редистрибуция, то есть обмен, централизованное перераспределение. Второй - рынок, то есть децентрализованный обмен. В докапиталистических обществах преобладал редистрибутивный продуктообмен, то есть натуральный, осуществляемый без использования денег.

    При этом государство изымало в принудительном порядке часть продуктов, произведенных его подданными, у них для дальнейшего перераспределения. Не только для обществ средневековья и древности был характерен этот метод, но и для экономики стран социализма.

    Еще при первобытном строе зародился рыночный товарообмен. В обществах докапиталистических он, однако, являлся в основном второстепенным элементом. Лишь в капиталистическом обществе рынок становится главным методом координации. Государство при этом активно поощряет его развитие, создавая различные законы, например, "Закон о развитии предпринимательства". Активно используются денежные отношения. Товарообмен осуществляется в данном случае по горизонтали, между производителями, которые равноправны. Каждый из них обладает полной свободой выбора в поиске партнеров по сделкам. "Закон о развитии малого предпринимательства" обеспечивает поддержку мелким фирмам, которым сложно функционировать в рамках растущей конкуренции.

    Под понимается соперничество предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, с целью привлечения потребителей именно к своей марке. Конкуренция является одной из важнейших концепций рыночной экономики, обосновывающей закономерности капиталистического способа производства. Цель конкуренции — обеспечить условия для получения максимальной прибыли и достижения экономической эффективности производства.

    На разных исторических этапах развития общества закон конкуренции принимал различные формы. В российском обществе частным проявлением закона конкуренции выступал закон социалистического соревнования, характерный для советского периода. Однако было бы ошибкой идеологизировать закон социалистического соревнования, полагая, что он является сугубо советским достоянием. Проблему соревнования как эффективной формы самовыражения личности рассматривали еще социалисты-утописты Т. Мор (1478-1535), Т. Кампа- нелла (1568-1639), Ш. Фурье (1772-1837), К. Сен-Симон (1760-1825). Распространение закона социалистического соревнования в России происходило в начале XX в. Ленин в своей работе «Очередные задачи Советской власти» (1918) сформулировал базовые принципы этого закона: живая сила примера, гласность; новая организация труда, договор как основа развертывания социалистического соревнования. При этом Ленин считал развитие соревнования в экономической сфере неотъемлемым условием развития социалистического общества, возлагая на него функцию экономического механизма развития нового общества. Как показала история, закон социалистического соревнования не смог в полной мере выполнить своих регулятивных функций, поскольку исходил из влияния власти на зависимых от нее индивидов. В законе о социалистическом соревновании заложено противоречие между «желанием индивида проявить себя в трудовой деятельности и стремлением помочь трудовому коллективу. Разрешение этого противоречия ожилалось на личностном уровне». По мнению многих специалистов, замена закона конкуренции законом социалистического соревнования существенно ослабила возможности взаимодействия законов разделения и перемены труда, так как закон разделения труда оказался лишенным естественных стимулов развития, а действие закона перемены труда сузилось и свелось преимущественно к совмещению профессий на производственных (поточных) линиях, освоению смежных профессий, отраслевым видам переобучения.

    Сферой действия закона о конкуренции является все общественное производство, тогда как источником саморазвития выступает социальное противоречие между стремлением каждого человека максимально реализовать себя в борьбе за выживание и сопротивлением общественной среды. Интенсивность конкуренции на рынках товаров и услуг в условиях рыночной экономики постоянно возрастает, а виды конкуренции, точнее, конкурентной борьбы усложняются, становятся разнообразнее и принимают все более опосредованный характер. Результаты конкурентной борьбы зависят от субъектов конкуренции, а также конкретных финансово-экономических условий развития общества.

    При анализе социальных отношений в сфере экономики и финансов полезно учитывать виды конкуренции: совершенная (или «чистая»), монополистическая, олигополистическая (конкуренция между немногими), чистая монополия. Наиболее тесное взаимодействие законов разделения и перемены труда обеспечивает совершенная конкуренция, предполагающая отсутствие контроля над ценой, эластичный спрос, отсутствие ограничения свободного предпринимательства и развития бизнеса. Есть и такой вид конкуренции, как конкуренция количествами — конкуренция на олигополистическом рынке, когда предприятия варьируют не цены, а объемы производства (количества). Впервые этот вид конкуренции был рассмотрен Антуаном Курно в 1838 г.

    В связи с усилением конкуренции на рынках труда и товаров и в то же время высоким уровнем бедности российского населения, введением монетизации социальных льгот усиливается интерес к социологическому анализу «проблемы зайца» — проблемы минимизации потерь общества, связанных со стремлением населения потреблять как можно больше публичных товаров, распределяемых бесплатно. Однако вследствие несовершенной конкуренции на российском рынке товаров и услуг, стремления производителей к быстрому обогащению последним невыгодно увеличивать «публичные товары», которые могут распределяться бесплатно среди бедных и нищих слоев населения.

    Итак, с позиций социологического подхода конкуренция — это социальный процесс экономического развития производителей товаров и услуг, сопровождающийся столкновением интересов субъектов конкуренции (социальных организаций, институтов, индивидов), приводящий к возникновению конфликта интересов и поведения конкурирующих сторон и оказывающий прямое или косвенное воздействие на состояние рынка, а также на экономическое поведение производителей и потребителей.

    Важными социальными показателями процесса конкуренции являются:

    • конкурентоспособность, проявляющаяся во взаимодействии конкурирующих сторон — субъектов экономической деятельности;
    • добросовестность конкуренции, связанная с нормами этики и культуры конкурирующих субъектов.

    Закон разделения труда

    Закон разделения труда определяет динамику разделения труда на различные виды в зависимости от критериев — труд умственный и физический; промышленный и аграрный; управленческий и исполнительский и т.д. Этот закон является основой для деления общества на социальные группы, занятые соответствующими видами труда. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» (1893) отмечал: «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, но только в конце прошлого века общества начали осознавать этот закон, который до того времени управлял ими почти без их ведома». В современных условиях развития рыночной экономики возрастает роль науки как компонента производства, а разделение труда все сильнее зависит от развития системы образования.

    В контексте развития современной концепции «экономики знаний» социологи рассматривают статусность различных видов труда, их совмещение, появление новых профессий и видов трудовой деятельности, расширение сектора третичного образования, которому в рамках российской системы образования соответствуют среднее и высшее профессиональное образование, а также поствузовское образование (аспирантура и докторантура). Поствузовское образование должно сыграть решающую роль в формировании интеллектуального потенциала и развитии новых видов интеллектуального труда.

    Дня социологического анализа важной проблемой являются социальные последствия разделения общественного труда, в частности процесс формирования российского среднего класса, интегрирование в его структуру представителей разных социально-профессиональных слоев квалифицированных специалистов.

    Закон перемены труда

    Закон перемены труда непосредственно связан с законом разделения труда и является «всеобщим законом общественного производства». Этот закон возник в ходе Промышленной революции XVI11-XIX вв., когда усилилась зависимость вида труда от технического прогресса и его внедрения во все виды производства.

    Данный закон отражает подвижность функций работника, потребность в смене рода деятельности. Предприятие исходя из запросов производства и интересов работодателя может неоднократно менять персонал, добиваясь формирования качественной рабочей силы. Таким образом, закон проявляется в переходе от одного вида деятельности к другому и предполагает наличие у индивида способности к такому переходу. Перемена труда развивает способности и профессиональные навыки работника. При этом овладение рядом специальностей не просто расширяет диапазон трудовой деятельности человека (наемного работника), но повышает его конкурентоспособность на рынке труда. В конечном счете в законе перемены труда заключено требование замены работников, обладающих ограниченными трудовыми и профессиональными навыками, работниками с высоким уровнем профпригодности для быстроменяющихся запросов технизирующегося производства. Инструментами достижения таких мобильных качеств работающего выступают профессиональное образование, система повышения квалификации и переквалификации. Действие этого закона в полной мере проявляется на рынке труда, в качественной характеристике рабочей силы и связывает рынок труда с рынком образовательных услуг.

    В условиях российской рыночной экономики можно выделить три формы функционирования закона перемены труда:

    • изменение вида трудовой деятельности в рамках имеющейся профессии;
    • изменение вида работы;
    • сочетание основного вида трудовой деятельности с другими ее видами.

    Изменение структуры российского рынка труда и занятости в свою очередь изменило характер спроса. При общем резком падении в начале 1990-х гг. трудовой мобильности в производственной сфере, сокращении занятости инженерно-технических работников увеличился запрос рынка труда на специалистов финансово-экономического профиля, юристов, менеджеров, работников сферы торговли.

    Мировой рынок труда в условиях глобализации порождает необходимость во все возрастающей миграции трудовых ресурсов, адаптации работников к запросам национальных рынков трудовых ресурсов, нуждам работодателей и потребителей. Эти процессы порождают новое явление - флексибилизацию - повышение гибкости работодателей в использовании рабочей силы. Флексибилизация как одна из форм проявления закона перемены труда отражает способность организации адаптировать свое производство к спросу на рынках товаров и услуг с учетом их качества и количества, а также обеспечивать необходимое качество рабочей силы для нужд производства. Социальные аспекты флексибилизации и социальные последствия ее развития представляют непосредственный интерес как предмет социологического анализа.

    Закон спроса и предложения

    Законы спроса и предложении - фундаментальные экономические законы рыночной экономики. Они отражают действие двух рыночных сил — спроса и предложения. Результатом их взаимодействия является «соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене».

    Экономическая теория, познавая объективную хозяйственную реальность, открывает и формулирует экономические категории, законы и принципы.

    Экономические категории - это абстрактные, логические, теоретические понятия, которые в обобщенном виде выражают родовые признаки определенных экономических явлений и процессов. Например: товар, собственность, капитал, прибыль, рынок, спрос, заработная плата, рабочая сила и др.

    Экономические законы выражают существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости между экономическими процессами и явлениями. Понятие "закон" родственно понятию"сущность" чего-либо. Экономические законы выражают сущность экономических отношений.

    Экономические принципы - теоретические обобщения, которые содержат предположения, усреднения, выражающие определенные тенденции развития хозяйственной системы.

    Принципы, в отличие от экономических законов, объективно в природе не существуют. Они специально создаются в процессе систематизации экономических знаний и выступают в виде определенных постулатов, которые можно рассматривать как форму реализации, использования экономических законов. Принципы носят менее устойчивый и менее обязательный характер, чем законы.

    Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов (рис. 1.9), которая включает всеобщие, общие и специфические законы.

    Всеобщие законы считают законами социально-экономического прогресса, поскольку они выражают фундаментальные основы и последовательность развития человеческого общества на всех этапах.

    Специфические экономические законы , с одной стороны, раскрывают сущность социально-экономических отношений в определенной хозяйственной системе в процессе ее развития, а с другой - отдельные ее сферы.

    Экономические законы имеют как общие свойства, так и отличительные особенности по отношению к законам природы (закону земного притяжения, закону сохранения и преобразования энергии и др.).

    Общие свойства . Экономические законы, как и законы природы, носят объективный характер действия . Это означает, что экономические законы возникают и функционируют независимо от сознания и желания людей. Они возникают и функционируют в результате становления и развития определенных экономических отношений. С исчезновением тех или иных хозяйственных отношений исчезают и соответствующие им экономические законы. Но, с другой стороны, их действие не может протекать вне деятельности и устремлений людей. Люди могут познавать экономические законы и сознательно их использовать в своей хозяйственной деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что возникновение и действие экономических законов объективно, а познание и использование - субъективно. Отличия законов изображены на рис. 1.10.

    Формы познания и использования экономических законов . Существуют две основные формы познания и использования экономических законов: эмпирическая, когда люди, не зная сущности экономических законов, применяют их неосознанно, интуитивно в своей практической деятельности, и научная, когда люди, познав и раскрыв сущность экономических законов, используют их сознательно, а, следовательно, более эффективно в своей хозяйственной деятельности.

    В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы и ее основные функции (рис. 1.12): познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

    Познавательная (гносеологическая) функция . Реализуется посредством исследования сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формулируя экономические категории и законы, экономическая теория тем самым обогащает знания людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению хозяйственного развития общества.

    Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы конкретных экономических наук, поскольку раскрывает основоположные понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех областях и сферах человеческой деятельности.

    Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики государства, а также в разработке рекомендаций относительно применения форм и методов рационального хозяйствования.

    Экономическая политика - это целостная система мероприятий государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества. Она призвана определять оптимальные варианты решения экономических проблем.

    Между экономической теорией и практикой существует тесная взаимосвязь (рис. 1.13). Любой процесс познания начинается с изучения реальной действительности, то есть с практики. Практика дает материал для научного анализа и формирует спрос на теоретические исследования. Вместе с тем любая теория без обратной связи с практикой теряет ценность и смысл. Практика - критерий истинности экономической теории, она дает окончательную оценку ее жизненности. Между практикой и теорией существует постоянный цикл связи: практика ведет к знанию, знание - к экономической политике, экономическая политика - к рациональным действиям, действия - к усовершенствованию практики. Такой цикл связей постоянно повторяется, каждый раз поднимаясь на более высокий уровень (рис. 1.13).

    Рис. 1.13. Взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики

    Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов, долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов, затрат и возможных конечных результатов.

    Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, аналитических способностей, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь профессиональных успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате настойчивой работы, проявления предприимчивости и инициативы, принятия обоснованных решений и способности принимать на себя ответственность за свои хозяйственные действия в условиях конкуренции.

    Однако нужно знать, что готовых, раз и навсегда пригодных рецептов экономического поведения теоретическая наука не дает. По этому поводу Дж.М. Кёйнс подчеркивал, что экономическая теория не является набором уже готовых рекомендаций для применения непосредственно в хозяйственной практике, она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто ею владеет, приходить к правильным выводам.

    Экономическое мышление - это совокупность взглядов, представлений и суждений человека о реальной экономической действительности, определяющих ее хозяйственное поведение.

    Есть два вида экономического мышления: обыденное и научное.

    Обыденное мышление - поверхностное, одностороннее и бессистемное восприятие человеком реальных хозяйственных процессов, на основании чего он делает субъективные, порой ошибочные, выводы и суждения относительно экономических проблем.

    Научное мышление - всестороннее и глубокое познание человеком экономической действительности на основе использования научно-исследовательских приемов, которые позволяют раскрыть сущность хозяйственных процессов, объективно оценить их общественную значимость и прогнозировать тенденции развития в будущем (рис. 1.14).

    Рис. 1.14. Этапы формирования научного экономического мышления

    В современных условиях, когда наша страна осуществляет переход к качественно новому состоянию экономики, функциональная роль экономической теории существенно возрастает. Чтобы изменить условия нашей жизни, сделать их лучше, необходимо иметь глубокие экономические знания для раскрытия природы хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимостей, овладеть механизмами использования экономических законов рынка в хозяйственной деятельности.

    Экономическая наука имеет дело с фундаментальными проблемами жизни общества; она касается всех и принадлежит всем.

    Людвиг фон Мизес

    Люди, которые никогда систематически не изучали экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра.

    Поль Самуэльсон

    Зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки

    Потребности человека очень разнообразны. Основным источником их удовлетворения является экономика, экономическая деятельность людей, поскольку именно они создают для этого необходимые условия. Экономика позволяет трансформировать природные ресурсы в пригодные для потребления обществом блага.

    Понятие экономика (от гр. oikonomia, буквально - искусствоведения домашнего хозяйства) ныне применяют в четырех значениях:

    • - народное хозяйство определенной страны, группы стран или всего мира;
    • - сфера хозяйственной деятельности человека, в которой создаются, распределяются и потребляются жизненные блага;
    • - совокупность экономических отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребление продукции, образующих определенную экономическую систему.

    Экономика как сложная, разнообразно структурированная система является объектом изучения специальной науки - экономической науки.

    Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

    Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известны еще из работ древних греческих и римских мыслителей (Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Катона, Варрона, Сенеки, Колумеллы), а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Они исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, а также земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т. п.

    Экономическая наука как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала зарождаться лишь в XVI-XVII вв., когда рыночное хозяйство стало приобретать общий характер. Основные этапы развития экономической науки показаны на рис. 1.1.

    Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а богатство отождествляли с накоплением металлических денег (золотых и серебряных). Взгляды представителей этой школы выражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала и развития внешней торговли. Представители: А. Монкретьен, Т. Манн, Д. Юм, В. Стаффорд.

    Физиократы. В отличие от меркантилистов, физиократы впервые перенесли исследование из сферы обращения непосредственно в сферу производства. Но источником богатства считали только первичный сектор - труд в сельскохозяйственном производстве. По их мнению, промышленность, транспорт и торговля - бесплодные сферы, а работа людей в них лишь покрывает расходы на их существование и неприбыльна для общества. Представители: Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо и др.

    Классическая политическая экономия. Возникла с развитием капитализма. Ее основатели У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо впервые дали системное изложение экономической науки как единой целостной научной дисциплины. Они концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей развития всех сфер капиталистического производства, стремятся раскрыть экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения, механизма конкуренции. Именно они положили начало теории трудовой стоимости, а рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.

    Марксизм , или политическая экономия труда. Основатели этого направления К. Маркс и Ф. Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества с позиций интересов рабочего класса. Продолжая исследование теории трудовой стоимости, они провели анализ развития форм стоимости, предложили свою концепцию прибавочной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты. Однако некоторые положения марксизма - об отрицании частной собственности и рынка, усилении эксплуатации и роста обнищания трудящихся при капитализме, о единственном факторе формирования прибавочной стоимости, преимуществах общественной собственности, неизбежности краха капитализма не имели надлежащей научной обоснованности и не нашли практического подтверждения. Поэтому ныне они пересматриваются и подвергаются справедливой научной критике.

    Маржинализм (от англ. marginal - предельный) - теория, которая объясняет экономические процессы и явления на основе универсальной концепции использования предельных, крайних ("max" или "min") величин, характеризующих не внутреннюю сущность самих явлений, а их изменение в связи с модификацией других явлений. Исследование маржиналистов основываются на таких категориях, как "предельная полезность", "предельная производительность", "предельные затраты" и др. Маржинализм использует количественный анализ, экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективно-психологические оценки экономических процессов и явлений. Представители маржинализма - К. Менгер, Ф. Визер, У. Джевонс, Л. Вальрас.

    В современной западной экономической науке существуют разные направления, течения, школы, типология которых отличается как по методам анализа, так и по пониманию предмета и цели исследования. Концептуально отличаются и подходы к решению экономических проблем. Однако эти различия в значительной мере условные, поэтому всю совокупность современных немарксистских течений и школ можно сгруппировать в такие четыре основных направления: неоклассицизм, кейнсианство, институционализм, неоклассический синтез (рис. 1.2).

    Неоклассицизм исследует и развивает идеи классической политэкономии с учетом современных условий. Отрицает необходимость вмешательства государства в экономику, рассматривает рынок как саморегулирующуюся экономическую систему, способную самостоятельно установить необходимое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Основатели теории - А. Маршалл и А. Лигу. Последователи - Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Гилдер, Ф. Кейган и др.

    Неоклассическое направление охватывает много разных концепций и школ: "монетаризм", "теорию общественного выбора", "теорию рациональных ожиданий" и др. Особой популярностью пользуется концепция монетаризма, признанным теоретиком которой является американский экономист Милтон Фридмен. Приверженцы монетаризма - Ф. Найт, Дж. Стиглер, Ф. Кейган, А. Голдмен.

    Монетаризм - теория, которая предлагает отказ от активного вмешательства государства в экономику и приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в формировании экономического равновесия, развития производства и изменения объемов валового внутреннего продукта (ВВП). По правилу монетаризма прирост денежной массы (монетарной базы) должен быть скоординирован с темпами роста ВВП, динамикой цен и скоростью обращения денег по такой схеме (рис. 1.3).

    Рис. 1.3. Монетарные рычаги регулирования ВВП

    Кейнсианство - одна из ведущих современных теорий, в противоположность неоклассикам обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через осуществление определенной кредитной и бюджетной политики. Основателем теории является выдающийся английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианство возникло в 30-х годах XX в. как ответ на необходимость преодоления Великой депрессии (1929-1933 гг.), которая поставила экономическую систему капитализма на грань полной катастрофы. Идеи Дж.М. Кейнса, изложенные в его главной работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), широко применялись ведущими странами мира в практике регулирования рыночной экономики и позволили относительно быстро преодолеть кризисные явления, достичь стабильных темпов экономического роста и динамического равновесия. Кейнсианская концепция стимулирования спроса приведена на рис. 1.4.

    Приверженцы и последователи Дж.М. Кейнса (Дж. Робинсон, П. Сраффа, А. Хансен, Н. Калдор, Р. Лукас и др.) выступают за активное участие государства в структурной перестройке экономики, считают необходимым внедрение антикризисного и антициклического регулирования, перераспределения доходов, увеличения социальных выплат и др.

    Институционализм , или институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, Я. Тинберген, Г. Мюрдаль и др., рассматривает экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами возникают под влиянием как экономических, так и правовых, политических, социологических и социально-психологических факторов. Объектами изучения для них являются "институты", под которыми они понимают государство, корпорации, профсоюзы, а также правовые, морально-этические нормы, обычаи, менталитет, инстинкты людей и т. д.

    Неоклассический синтез - обобщающая концепция, представители которой (Д, Хикс, Дж. Бьюккенен, П. Самуэльсон, Л. Клейн и др.) обосновывают принцип объединения рыночного и государственного регулирования экономических процессов, утверждают необходимость движения к смешанной экономике. Придерживаются принципа рационального синтеза неоклассического и кейвсианского направлений экономической теории.

    Похожие публикации