Обо всем на свете

Типы раннехристианских храмов христианская символика. Презентация на тему "происхождение христианских храмов". Византийская храмовая архитектура

Начало строительства храмов После Миланского эдикта 313 года христианство было официально признано и вскоре стало государственной религией империи. Новый статус Церкви потребовал создания больших храмов, приспособленных для усложнившейся литургии и вмещающих много посетителей. Уже во времена императора Константина началось строительство церквей – Латеранской базилики Сан Джованни и церкви св.Петра в Риме, церкви Рождества в Вифлееме, церкви Гроба Господня в Иерусалиме, храмов св.Софии и св.Апостолов в Константинополе.




Базилика Форма античного храма не подходила для строительства христианской церкви, в силу глубоких религиозных противоречий. В отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь – молитвенный дом, где собирается много людей. Базилика – старинное название общественных зданий. В Древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие строения, где происходили общественные собрания, судебные разбирательства и совершались торговые сделки. Базилика оказалась удобной для христиан благодаря вместительности.






Структура христианской базилики Вытянутое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами или кораблями. Средний неф шире и выше боковых. Верхний его ярус прорезан окнами для освещения. Нефы разделялись не глухой стеной, а аркадой. Центральный неф заканчивается полукруглым выступом – апсидой, где размещается алтарь. Апсиду ориентировали на восток, на Гроб Господен.




В отличие от базилик на римских форумах, здесь не применяли сводчатых перекрытий. Они увенчаны двускатной кровлей, опиравшейся на деревянные балки и стропила. Сводом перекрывалась лишь апсида (ее свод назывался конхой). Апсида была невелика, поэтому между нею и продольными нефами возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Он придавал зданию символическую форму креста.


Перед входом в базилику находился двор, обнесенный стеной с открытой галереей (атриум).В центре находился водоем, дающим воду для святого очищения (омовения перед входом в храм). При отсутствии двора преддверием храма служило отгороженное от нефов с запада помещение (нартекс), предназначенное для кающихся или оглашенных. Наружный облик помещения нарочито скромен. Внутри – ослепительная роскошь.




Базилика св.Петра в Риме Согласно преданию, апостол Петр был казнен во времена императора Нерона между 64 и 67 годами. Его могила стала местом паломничества. Петр в глазах христиан был главой Католической церкви благодаря словам Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16,18) Петр считался первым римским епископом, основателем престола, который позднее стали называть папским.








Базилика св.Петра гг. Пятинефная базилика. Апсида была поставлена над могилой апостола, которая, как полагали, находилась близ цирка Нерона у Ватиканского холма. Над алтарем была сень, опиравшаяся на 4 витые колонны, привезенные из Греции по приказу Константина. Длина храма с атриумом – 220 метров, высота центрального нефа – 25 метров. Стены были расписаны фресками, на триумфальной арке и конхе апсиды сверкали мозаики.








Центрические постройки этого периода представляют собой сооружения мемориального характера, или мартирии. Они возникают из распространенного в Древнем Риме типа мавзолея – усыпальницы. Кроме того за образец свода и замкнутого статичного пространство берется Пантеон. Разные плановые решения: круглые сооружения, восьмигранники или шестигранники, любые многогранники, вписанные в квадраты, равноконечный крест.
23






«Вечная живопись» - мозаика, широко применявшаяся уже в античности, была взята на вооружение христианским искусством в IV веке. Когда христианином стал сам император, по всем концам империи стали строиться огромные храмы-базилики, а на святых местах возводились мемориальные ротонды – мартирии. Христианские постройки нуждались во внутреннем оформлении, и перед изобразительным искусством встали новые задачи.

Во-первых, мозаичные изображения переместились с полов, где они были обычным декором, на своды зданий. Впрочем, и в христианских сооружениях пол продолжал декорироваться мозаиками, включавшими и фигуративные изображения. Затем изменилась сама мозаичная техника. Вместо тусклого цвета природных камней мозаику стали выкладывать из цветных кубиков стеклянной массы – смальты.

В римском мавзолее дочери императора Константина Констанцы (в средние века ошибочно названном церковью Санта Констанца), представляющим собой ротонду с круговым обходом, представлены сделанные совсем еще в римском духе многочисленные сценки сбора винограда и приготовления вина. Мозаики на белом фоне ковром покрывают свод обходной галереи. Однако за изображениями виноградной лозы и человечков, топчущих в точиле собранные грозди, а так же клюющих плоды и пьющих из чаш птиц угадываются вполне христианские символы.

Искусство тех лет остается еще во многом иносказательным, наполненным символами и аллегориями. Пройдет еще несколько веков пока (хотя бы на теоретическом уровне) будут сформулированы те принципы, на которых будет базироваться православная иконопись, а формы самого церковного искусства приблизятся к привычным современному верующему типам. Прошедший в Константинополе в 692 году Пято-Шестой Трулльский собор (дополнивший предшествовавшие ему два вселенских собора) постановил в 82 правиле следующее:

"На некоторых изображениях честных икон начертывается указываемый пальцем Предтечи агнец, который принят во образ благодати, представляя предуказанного нам законом истинного Агнца, Христа Бога нашего. Итак, с любовью принимая древние образы и сени (тени), как символы и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение закона. Итак, чтобы хотя посредством картин представить совершение глазами всех, мы определяем запечатлевать отныне на иконах по человеческому образу вместо древнего агнца - Агнца, вземлющего грех мира, Христа Бога нашего, чтобы через это усмотреть высоту смирения Бога Слова и руководиться к воспоминанию Его жизни во плоти, страдания и спасительной смерти и происшедшего отсюда искупления миру".

На практике христианское искусство IV-VI вв. либо продолжало использовать некоторые привычные, существовавшие уже в катакомбах изображения, либо же брало за основу сюжеты и композиции искусства римского. Важнейшие заимствования были сделаны из римского официального императорского искусства. Это было тем более логично, что за основу архитектурной формы храма был взят тип светского общественного здания – базилики, предназначенной у римлян для судопроизводства, деловых и политических собраний.

С самого начала важнейшим местом для размещения изображений в храмах-базиликах стал свод алтарной апсиды, к которой устремлялись взгляд и движение каждого вошедшего внутрь человека.

Одним из первых христианских сюжетов, занявших свод апсиды, стала сцена «Traditio Legis» (Даяние закона). В римском искусстве эта сцена изображала императора, возводящего в должность чиновника. В том же мавзолее Констанцы сохранились две мозаики середины IV века, основанные на этой композиции.

На первой из них представлен восседающий на шаре Христос, изображенный таким образом как Космократор, Владыка всего мира. К Нему в церемониальной позе подходит пророк Моисей, принимая полой своей одежды из рук Христа свиток закона. Десять стоящих вокруг них пальм намекают на десять заповедей.

На мозаике другой апсиды к стоящему Христу подходят апостолы Петр и Павел. Господь с поднятой в жесте триумфатора рукой стоит над горой, из которой истекают четыре райские реки (Бытие. 2: 10-14). К сожалению, мозаики пострадали от времени, лица на них подверглись в результате ремонтов сильному искажению.

Иной, наиболее значимой темой алтарных мозаик стала эсхатология. В этом выразилось горячее ожидание второго пришествия Христа, особенно свойственное ранней Церкви.

Мозаика в апсиде римской церкви Санта Пуденциана, выполненная на рубеже IV-V вв., представляет второе пришествие Христа.

В центре изображен Господь в золотых одеждах, восседающий на престоле как Владыка и Судья. По сторонам от Него полукругом восседают апостолы, из которых сразу узнаются Петр и Павел, над головами которых некие женщины (персонификации) держат лавровые венки. Апостолы, являющие собой всю полноту Церкви, восседают на престолах согласно словам Евангелия: «...в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28).

Вся сцена представлена на фоне города - Небесного Иерусалима (Откр. 21). В небе, покрытом голубовато-бело-алыми облачками, парит победоносный Крест, по сторонам которого представлены четверо крылатых существ – человек, лев, телец и орел. Явившийся в небесах Крест украшен золотом и драгоценными камнями. Это – знак победы, а не страстей. Подобные изображения восходят к кресту, явившемуся в видении императору Константину и установленному им в качестве памятника своей победы над Максенцием. Цветные, как бы освещенные зарей облака стали распространенной деталью эсхатологических композиций, а животные, взятые из видения пророка Иезекииля (Иез. 1), указывают на то, что перед нашими глазами происходит теофания – явление Бога.

В другом римском храме, посвященном святым мученикам Косьме и Дамиану, на мозаике VI века представлен грядущий, как бы спускающийся к нам по лестнице из облаков, Христос.

Правая рука Господа поднята в приветственном, триумфаторском жесте. Апостолы Петр и Павел, положив руки на плечи мучеников, представляют их Христу. Святые, как и положено при встрече римского триумфатора, подносят Господу в дар венки, держа их почтительно в покровенных руках.

Замыкают композицию святой Феодор в патрицианской одежде так же с венком в покрытых руках и папа Феликс с моделью построенного им храма в руках. Изображение папы было позднее переделано и выделяется свойственным новому времени натурализмом.

Другим сюжетом для изображений в алтаре было Преображение Христа, так же понимаемое как теофания. Сохранились два знаменитых примера этой сцены в двух различных концах христианского мира. Оба изображения созданы в VI веке.

В базилике Сан Аполлинаре ин кляссе в итальянской Равенне в своде апсиды изображен райский сад. В золотом небе над ним, покрытом теми же цветными облачками, в наполненной звездами небесно-голубой сфере явлен победоносный, торжествующий Крест. Приглядевшись, можно различить и небольшой, помещенный на перекрестии лик Христа. Буквы Альфа и Омега так же относятся ко Христу (Откр. 22: 13) и не оставляют сомнений, что окруженный круглой славой Крест является символическим изображением самого Господа. Сам по себе мотив круга или небесной сферы прочно войдет в христианское искусство. Благодаря часто встречающейся его миндалевидной форме он получит название – мандорла. В иконописи этот мотив сделается исключительным атрибутом самого Христа или Богоматери, держащей Сына на руках. Обозначая прежде всего божественную славу, сфера так же указывает на явление иного, горнего мира.

Парящие в облаках пророки Илья и Моисей не оставляют сомнений в том, что это именно Преображение. Спускающаяся сверху над сферой рука, обозначающая Божественную десницу, указывает на глас Бога-Отца (Мф. 17: 5). Снизу можно увидеть трех овечек, являющихся аллегорическим изображением апостолов. Другие овцы, числом двенадцать, стройным рядом подходят к фигуре святого епископа Аполлинария, изображенного снизу по центру в позе оранта – молящегося.

Совершенно иначе представлено Преображение на мозаике в базилике монастыря св. Екатерины на горе Синай, исполненной присланными из Константинополя мастерами.

Здесь изображение строгое, лаконичное и можно сказать «историческое». В нем нет никакой иносказательности, но осталась символичность, помогающая передать сверхъестественную суть происходящего. Фактически, это уже пример зрелого церковного искусства. По такому пути пойдет в будущем вся православная иконопись.

На сплошном золотом фоне, исключающем намек на чувственную реальность, в сияющих белых одеждах представлен окруженный мандорлой Христос и беседующие с Ним Илья и Моисей. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, а в Его нимбе, что сделается впоследствии общепринятым, изображен крест. Снизу представлены павшие ниц апостолы, двое из которых воздели в удивлении и созерцании руки. Петр же лежит под ногами Христа, образуя как бы основание, в чем можно усмотреть аллюзию на евангельские слова: «Ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16: 18).

Возвращаясь к теме ветхозаветных прообразов, следует вспомнить еще одно изображение V века, сохранившееся в маленьком храме монастыря Осиос Давид в Салониках.

Здесь богоявление представлено близко к тексту книги пророка Иезекииля (Иез. 1, 2), который изображен тут же с краю композиции, прислушивающийся к Божию гласу. Симметрично ему с другой стороны сидит пророк Аввакум.

В центре в сверкающей сфере на радуге восседает торжественно поднявший руку Христос, левой рукой Он показывает развернутый свиток с надписью: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!» (Ис. 25:9). Христос изображен юным и безбородым, что было весьма распространенным уже во фресках катакомб. Впоследствии такой тип войдет в иконопись под названием Спаса Эммануила (Мф. 1: 23). Как и изображение Христа Ветхого Днями (т. е. старца), этот образ указывает на вечность Христа, еще до воплощения являвшегося в видениях пророкам. Из-под ног Христа проистекают четыре райские реки, напоминающие слова Апокалипсиса: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22: 1). С четырех сторон окружающей Христа славы выглядывают четверо крылатых животных, держащих на этот раз кодексы Евангелий.

Помимо центральной композиции в своде апсиды базилики украшались изображениями на обрамляющей апсиду триумфальной арке и стенах центрального нефа. Об этих циклах, заключающих в себе ветхозаветные и евангельские сцены будет, сказано позднее.

Базилики, как уже отмечалось, не были единственным типом христианских построек. Уже с IV века возникает ряд центрических купольных зданий, живописное оформление которых тем более важно, так как впоследствии именно купольный тип зданий станет преобладающей формой храма в византийской и шире – православной архитектуре.

Продолжение следует...

Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианскойвере , и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкамДревнего Рима , – ротонде и базилике.

В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Копстапции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферическихтреугольников – парусов.

Христианская базилика, к примеру Сапта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляетхристиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам – плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis – корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых.


Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс – помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой – полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннеепространство , перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума.

Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке.Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка.

Архитектурные Типы христианских храмов Автор Солодкова Т.М. преподаватель Санкт-Петербургского музыкального колледжа. Цели работы

  • 1. Познакомить с историей становления архитектурных стилей христианского храма.
  • 2. Показать различные стили христианских храмов.
  • 3.Проследить логику развития архитектурной мысли.
  • 4. Понять единство многообразия христианских храмов, как зримое воплощение церковного символизма.
Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир

Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

История создания стилей

  • Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.
План и схема христианской базилики Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
  • Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. В Греции базиликальный тип применялся длительное время - в упрощенной, и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примеры: церковь св. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.

В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Крестово-купольный храм. Разрез

Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Интерьер храма Софии в Фессалониках. Начало VIII века. Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
  • Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
Церковь Катаполиани в Паросе. VI век. План храма Звартноц в Армении. 643-652 гг. Уникальный пример креста вписанного в ротонду. Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде хорошо видна выступающая между двух ниш апсида. Храм святой Гаянэ в Эчмиадзине. 630 год. Армения Грузия. Грузинский монастырь Джвари в Мцхете известен своим великолепным собором, возведенным в 590-604 годы. Джвари относится к типу тетраконха. В храмах данного типа для перехода к барабану купола использовались не паруса, а тромпы. Джвари. Грузия. 590-604 гг. Собор Светицховели. Чертеж. Поперечный разрез здания.

Главный собор Грузии - Светицховели - был построен в 1010-1029 гг. Он решен в виде трехнефного храма с рядами столбов в интерьере, но в отличие от собора Эчмиадзина имеет сильно вытянутые с запада на восток пропорции. В нём нет аллюзии на тетраконах. Здесь больше сходства с собором Ани, имеющим такой же вытянутый базиликальный план. Интересной особенностью обладают несущие купол столбы. С внутренней стороны они имеют большее число уступов, как бы обступая подкупольный квадрат.

Византийские крестовокупольные храмы

Мирелейон. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе. X век.

Церковь Богородицы Паммакаристы в Константинополе. 1292-1294 гг. Интерьер храма на четырёх колоннах. Вид на алтарную апсиду. Капитель колонны и боковые своды церкви. Монастырь Пантократора в Константинополе. XII век. Из истории архитектурной мысли

Номендантская дорога. Мавзолей Констанции

Композиция центрического здания у Леонардо да Винчи "Храм в городе" из трактата Аверлино

Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV.

Церковь Троицы Гринёво Центричность здесь поглощается базиликальными Проверь себя

  • 1. Какие архитектурные сооружения называются храмами?
  • 2.Назовите основные типы христианских храмов, дайте краткую характеристику.
  • 3.Приведите примеры центрических храмов.
  • 4. приведите примеры крестово-купольных храмов
ответы
  • 1. Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
  • 2. Базиликальный (Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.), центрический (Это центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии - постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий) , крестово-купольный типы (Квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.)
  • 3. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Церковь Сан-Витале в Равенне.
  • 4.Церковь св. Ирины в Константинополе. Храм Софии в Фессалониках. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе.
Литература
  • : «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) :
  • «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
  • Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,"АЗБУКА-КЛАССИКА", 2004.
  • А. И. Комеч ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА Х - НАЧАЛА XIIВ. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
  • История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007
  • А.Ю. Казарян. Реконструкция Эчмиадзинского собора 620 г.












































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный материал открывают серию уроков, посвященных изучению христианского искусства на уроках МХК в 10 (профильный уровень). При изучении данной темы учащиеся должны осознать особенности перехода от образности искусства Древнего Рима к символике средневекового искусства /рассчитан на 2 урока/.

Урок подготовлен по материалам:

  • Учебника “Мировая художественная культура: учебник (+DVD приложение) для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень); автор Емохонова Л.Г.. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008-2010. Урок 17.
  • Книги для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. Мировая художественная культура: 10 класс (базовый уровень); авторы Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. Урок 17.

Цель урока: пробуждение глубокого, искреннего интереса учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

  • сформировать у учащихся целостное представление о связи внешнего вида и внутреннего пространства церквей с христианским ритуалом;
  • дать представление о внешнем и внутреннем устройстве христианского храма и о символике раннехристианских изображений;
  • развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.

Зрительный ряд: презентация PowerPoint

Тип урока: урок-постижение с элементами беседы-размышления (с использованием мультимедийных средств (проектор, интерактивная доска SMART Board)).

Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока

1. Организационный момент (фронтальная форма, словесный метод).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

2. Формулирование темы урока (фронтальная форма, словесный метод, прием мотивации: создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: Тема нашего урока “Раннехристианское искусство” .

На уроке мы рассмотрим такие понятия как “христианство” и “раннехристианское искусство”, рассмотрим архитектуру этого периода и зарождение христианской символики.

Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1.

3. Освоение нового материала.

Знакомство с понятиями “христианство” и “раннехристианское искусство” (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Что такое христианство? Пожалуйста, дайте определение.

Следуют ответы учащихся (как правило, верные, однако несколько разобщенные).

Учитель: Подведем итог слайд 2.

Учитель: Итак, какой период в истории искусств называется “Раннехристианским искусством”? слайд 3.

Учащиеся записывают определения.

Знакомство с архитектурными сооружениями раннехристианского периода (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, работа с планами и схемами).

Учитель: После принятия христианства в качестве официальной религии в Римской империи возникла необходимость постройки новых культовых сооружений. Перед архитекторами встала задача создания большого пространства, способного вместить в себя огромное количество верующих. Храмы на территории Римской империи имелись в достаточном количестве, однако власть не стала их использовать. Почему?

Учащиеся: Потому что они были языческими. Потому что они были посвящены языческим богам.

Учитель: Правильно. Необходимо было либо создать абсолютно новую архитектурную форму, либо воспользоваться теми сооружениями, которые имелись в архитектуре Древнего Рима, но не имели отношения к культовым постройкам. Власть выбрала второй вариант слайд 4.

Первый тип храмовых построек представлен в форме ротонды слайды 5-8.

В виде ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии (крестильни) для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Помимо круга, баптистерии или мавзолеи имели в плане квадрат или крест слайды 9-10. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Круглая форма мавзолея Констанции в Риме(IV в.) напоминает о вечности Церкви Христовой. Его внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Особую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V в.). На пересечении рукавов креста его венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение.

Вторым типом храмов стала древнеримская базилика слайды 11-14.

Формы древнеримской базилики были несколько видоизменены слайды 15-16.

Учитель (работая со слайдами, постепенно открывает части схемы): В восточной части храма появилась полукруглая апсида, в которой располагался алтарь (в некоторых храмах под алтарем находятся захоронения святых). Сама форма алтарной апсиды – полукруглая – напоминает пещеру. В христианстве известно две пещеры: одна Вифлеемская, где в загоне для скота родился Христос, другая Гроб Господень, куда положили снятое с креста тело Христа и откуда он встал, разрушив узы смерти.

Со временем в базилике появился поперечный неф – трансепт слайд 16.

Благодаря поперечному нефу, план храма приобрел форму креста.

Учащиеся зарисовывают схемы и планы слайды 15-16.

Знакомство с принципами декоративно-живописного оформления первых христианских сооружений (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между их внешним обликом и внутренним убранством. Предельно простые по форме, лишенные какого-либо декора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато украшались мозаиками. Как вы думаете, почему? слайды 17-19.

Учащиеся дают свои варианты ответа.

Учитель (дает ответ): Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован слайд 20. Искусство “мерцающей живописи” (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка слайды 21-25.

В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных сооружениях, таких, как мавзолеи Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола – мозаикой. Стены и своды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: “Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно” слайды 21-26.

В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Санта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа расположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку – праотцу Аврааму слайд 27.

В книге Бытия говорится о явлении трех отроков бездетным Аврааму и Сарре, жившим в дубраве Мамре. По закону гостеприимства Авраам взял масла и молока, лучшего теленка из стада, велел Сарре сделать пресные хлебы и угостил пришедших. После трапезы один из путников сказал: “Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры”. Сарра, находясь в шатре, усмехнулась про себя, так как была в летах преклонных. Но путник, не видя ее, велел не смеяться, ибо нет ничего трудного для Бога. Тогда Авраам и Сарра поняли, что принимали у себя Бога.

Действующие лица расположены по двум уровням. Вверху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий навстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом.

Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением его правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства сохранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона.

Знакомство с раннехристианской символикой в изображениях (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являлась его тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру “души по естеству христианской”. О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы густых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах – подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание слайды 28-29.

В период гонений на христиан в Римской империи именно в римских катакомбах появляются первые христианские символические изображения. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга слайд 30.

Характеристика отдельных символов:

  • Крест слайды 31-32. В центре купола мавзолея Галлы Плацидии светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды.
  • Животворящий крест слайды 33-35. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ самого Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира.
  • Ихтис слайды 36-40. Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово “ichthys” (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу “Иисус Христос, теу юйос, сотер”, что значит “Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель”. Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а его самого называли “небесной рыбой”. В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью: бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет “ловцами человеков”; (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет “неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода”; (Мф 13:47). В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок – будущие нательные кресты. Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22). Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде”. Очевидно, символ Рыба был знаком, по которому ранние христиане находили и распознавали друг друга, – особенно во времена гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площади или возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере.
  • Хризма слайды 41-43. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) – древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. “Hoc vince” (слав. “Сим побеждай”, букв. “Этим побеждай”).
  • Альфа и Омега слайды 42-44.
  • Добрый пастырь слайды 45-49. Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у ног или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец.
  • Оранта слайды 50-52.
  • Агнец слайды 53-54. Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы – апостолы или, шире, вообще христиане.
  • Ангел, телец, лев и орел слайды 55-59. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым серпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел – символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна.
  • Дельфин и якорь слайды 60-61.
  • Корабль слайд 62
  • Виноградная лоза слайды 63-64. В мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из него вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и множеством гроздьев имели евхаристический смысл. Дети символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры.
  • Голубь слайды 65-66.
  • Феникс, павлин, петух, черепаха слайды 67-71.

С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в строго установленную систему изображения – иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве слайд 72.

Похожие публикации