Обо всем на свете

Кто такие феминистки? Знаменитые феминистки. Феминистка - это женщина которая борется за права всех женщин Что такое феминизм простыми словами

Что значит феминистка? В современном обществе часто это понятие неправильно трактуют, подразумевая под ним женщину, у которой не сложилась личная жизнь, мол, вследствие ненужности противоположному полу она стала грубой и вульгарной «мужененавистницей», даже отъявленной и коварной стервой. На самом деле это мнение ошибочно. Предлагаем вам развенчать устоявшиеся мифы и узнать всю подноготную барышень, которые гордо величают себя феминистками.

Понятие феминизма

Многие исследователи называют этим термином общественное, социальное и политическое движение, активные участники которого добиваются предоставления равных прав и возможных свобод женщинам наравне с мужчинами. В первую очередь такие люди не терпят любую гендерную дискриминацию, а также унижение человека из-за его расовой или религиозной принадлежности, возраста и статуса. Одним словом, они считают, что представители обоих полов могут на одинаковых основаниях, используя доступные методы и возможности, получать образование, работать, водить автомобиль, баллотироваться в президенты и так далее.

Исходя из этого, можно ответить на волнующий вопрос о том, кто такие феминистки. Это женщины, знающие себе цену, которые пытаются преодолеть патриархат и доказать, что они не хуже, чем мужчины. Подчинить волю и полностью подмять под себя представителей противоположного пола они не стремятся. Хотя те барышни, которые исповедуют радикальный феминизм, поддерживают любые способы в борьбе за восстановление гендерного равенства.

Бесправные женщины

Вплоть до XVIII века девушек не только считали представительницами слабого пола, их даже относили к категории второсортных людей. Они не имели права на высказывание собственного мнения: все решения за них сначала принимали родители, в частности отец, потом - муж. Женщину даже не спрашивали, с кем она хочет связать свою жизнь: не успела она родиться, как будущий супруг уже был выбран старшим поколением семьи. Ослушаться - означало опозорить всех домочадцев, обречь себя на осуждение общества и проклятие родственников. Поэтому мало какая барышня могла отважиться на такой отчаянный шаг.

Кто такие феминистки, в те времена не знали. Мужчины даже представить себе не могли, что уже через несколько десятков лет жёны, дочери, сёстры и матери вырвутся из-под их крыла, стремясь к независимости и самостоятельности. Пока же девушки даже не имели права получать образование, распоряжаться имуществом, тратить деньги. В их прерогативе была только одна «почётная» миссия - ублажать благоверного. Они ещё и детей воспитывали. Но если супруг решал, что малышей нужно пороть, жена не могла даже встать на их защиту, поэтому смиренно поддерживала политику главы семьи.

Начало феминизма

Движение зародилось на заре XVIII века в США. Первые феминистки в один прекрасный день проснулись и решили: всё, они сыты по горло половой дискриминацией. «Почему мы обязаны жить по правилам, придуманным мужчинами? Мы тоже люди и хотим полноценно участвовать в жизни общества и государства», - заявили дамочки и ринулись в бой. Их предводительницами на гендерных баррикадах стали Олимпия де Гуж и Мэри Уолстонкрафт, которые неустанно писали трактаты о положении женщин и способах его улучшения.

Понятно, что до равноправия этим первым ласточкам было ещё очень далеко. Даже если открыть журналы XX века, появившиеся аж через 200 лет после зарождения движения, то можно увидеть, что ситуация существенно не изменилась: радикальных реформ не добились феминистки. Фото, публиковавшиеся в печатных изданиях, демонстрировали модные новинки сезона, а статьи пестрили кулинарными советами, учили рукоделию и пропагандировали методы ублажения мужа. Мол, удел барышень - дом, дети и наряды. Пусть этим и занимаются, а не суют нос в такие важные и непонятные для женского ума дела, как бизнес, политика и финансы.

Первая волна

Её охарактеризовать довольно просто. Кто такие феминистки в начале XX столетия? В то время это были женщины, которые активно боролись за политическое равноправие, возможность участвовать в выборах и выставлять собственные кандидатуры. Они апеллировали к либеральным лозунгам: все люди равны перед законом, они наделены одинаковыми правами независимо от половой принадлежности. Барышни пытались урвать и свой кусок пирога: они жаждали власти, возможности стоять у руля экономики страны. Участницы первой волны называли себя суфражистками - людьми, жаждущими заполучить избирательное право.

Движение было настолько мощным и сильным, что мужчины очень скоро не выдержали натиска. Уже в 1920 году была принята поправка к американской Конституции. Она гласила, что пол не может быть препятствием для участия в политической жизни государства, и в выборах в частности. После этого дамочки успокоились: они добились желаемого, а остальные проблемы могут решить женщины, которые буду избраны в политические эшелоны власти их страны.

Второй всплеск активности

Несмотря на временное затишье, движение полностью не угасло. Оно тлело и дожидалось своего звёздного часа, чтоб вспыхнуть с ещё большой яростью и силой. Так и случилось: в 60-е годы прошлого века вновь о себе заявили феминистки. Фото публичных выступлений, тексты произносимых лозунгов красовались на каждом столбе. Женщины, добившись политического равенства, поняли, что остаются всё такими же неравноправными. Угнетение теперь они чувствовали на семейном уровне: мужчина мог прибегнуть к физическому, моральному и сексуальному насилию, и препятствовать они часто не могли в силу своих более слабых физических данных.

Феминистки теперь требовали защиты на государственном и юридическом уровнях от дискриминации в семье. Они также яро критиковали тот факт, что удел большинства барышень - материнство, трактующееся в то время, как отказ от карьеры и полное затворничество в четырёх стенах дома. Они также подняли такие вопросы, как неравная оплата труда и отсутствие вознаграждения за домашнюю работу. К сожалению, многие затронутые проблемы так и остались не решёнными до сегодняшнего дня.

Третья волна

Она берёт начало в 90-х годах XX века. Представительницы движения пытаются применить актуальные философские идеи к гендерным исследованиям: женщины и мужчины - кто такие? Феминистки пробуют нащупать тонкую грань между раздельностью по половому признаку, обсуждают вопрос ролей в семье и обществе. Дискуссия строится на проблеме идентичности. Активистки хотят найти ответы на такие важные вопросы: «Что заставляет нас быть девушкой или парнем?», «Как конструируются и формируются ролевые функции полов?».

В третьей волне особо ярко выделилось движение Riot Grrrl, принципы которого «плясали» вокруг не только свободной, но и наделённой властью женщины: сильной, талантливой, самодостаточной, лидирующей и даже превосходящей мужчину. Именно они ввели в обиход высокие каблуки и агрессивный макияж, которые ещё недавно считались символом угнетения со стороны представителей сильного пола. Теперь же эти вещи стали эмблемой независимости, отсутствия комплексов, страхов и ограничений.

Чего они добились?

Феминистки боролись за свои права, и большинство из них удалось отстоять. Сегодня женщины активно участвуют в политической, экономической и социальной жизни государства, они имеют право на образование, карьерный рост, сами принимают решения, как им воспитывать детей и на что тратить деньги. Но что из этого вышло? Неужели всё так радужно? На первый взгляд вроде бы да. Но если копнуть глубже, видно, что современные феминистки только взяли на себя двойную ношу обязанностей. Ответственность возросла в несколько раз, а свободное время прямо пропорционально уменьшилось.

Да и мужчины начали смотреть на барышень другими глазами. Часто женщины удивляются, почему в 30 лет они одиноки, не замечая, что их самодостаточность просто-напросто отпугивает потенциальных кавалеров. Представители сильного пола по-прежнему жаждут видеть в своих объятьях нежных и беззащитных созданий, которых хочется лелеять и беречь. Поэтому чтобы обрести полное счастье, дамочкам нужно научиться балансировать на тонкой грани: между твёрдостью характера и женственной натурой.

Феминистки нашего времени

Сегодня это женщины, которые пытаются быть материально независимыми от мужчин, строят карьеру и обзаводятся потомством только тогда, когда становятся финансово обеспеченными. Таких дамочек особенно много в шоу-бизнесе и политике. Знаменитые феминистки всё так же на публичном уровне отстаивают равноправие полов, при этом дома пытаются быть обычными слабыми женщинами. Например, певица Бейонсе, танцовщица Дита фон Тиз, актрисы Натали Портман и Анджелина Джоли.

В России феминизм не настолько развит, как в США и странах Европы. Есть даже такое выражение: на Западе женщину освободили стиральная машина и контрацептивы, на Востоке поработили трудовая книжка и Великая Отечественная война. И это действительно так. Современная русская девушка взвалила на свои нежные плечи не только заботу о доме, но и о финансовом обеспечении семьи, бюджете, мужском поведении...

Социологи говорят: это уже не феминизм, а чистой воды эксплуатация труда, рабство. Если мы боролись за равноправие, то пусть эти самые права и будут одинаковы для всех, вместе с обязанностями. Мужчина должен быть партнёром по жизни, а не тираном или бездельником - две крайности, с которыми так часто сталкиваются дамы в наши дни.

7 В наше время многие считают, что их явно недооценили, причём некоторые из этих индивидуумов начинают устраивать истерику на ТВ и интернете. Я имею в виду всех меньшинств, которые ведут себя словно свиньи. Однако, педерасты , занимающиеся общественной деятельностью, это пол беды, сейчас поднимают голову женщины, которые уверены, что их притесняют и обижают. Подобное состояние дел приводит к публичным холиварам , где люди разного пола пытаются убедить всех в своей правоте. Ну, а поскольку истина где-то рядом, но где точно никто не знает, возникает много проблем и печальных ситуаций. Сегодня мы поговорим об особо одарённых личностях, которые стали называть себя Феминистками, что значит вы можете прочесть немного ниже. Добавьте наш популярный ресурс сайт к себе в закладки, чтобы всегда быть в курсе последних веяний, а так же узнавать расшифровки сложных терминов.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы указать вам на ещё парочку интересных новостей по тематике прекрасного пола. Например, что значит Скинни , кто такая Фифочка , как понять слово Шаути , что означает термин Шмонька и т. п.
Итак, продолжим, Феминистка, значение? Этот термин был заимствован из французского языка "féminin ", что можно перевести, как "женский " происходит от слова "femininus ", затем от "femina " (женщина).

Феминистка - это женщина с радикальной, лицемерной и корыстной философией, которая гласит, что девушка, не просто равна, но бесконечно превосходит мужчину.


Синоним слова Феминистка : суфражистка.

Феминизм - это политическое движение связанное с борьбой женщин за равноправие, и устранение дискриминации.


Феминистки используют обман, сомнительную статистику, манипуляции, агрессию и даже угрозы, для устранения порядочного и взвешенного отношения к мужчинам. Пожелания по искоренению гендерных различий и ролей (унисекс-ванные, мальчики должны играть в куклы, в то время, как девочки должны играть с машинками ) повсеместно пропагандируются и рекламируются. Они допускают развод, аборты, совместное проживание (жить вместе без брака, но используя все его преимущества), гомосексуальный брак, а так же враждебное отношение к нормальной семье и воспитанию детей. На феминистках лежит ответственность за исчезновение галантности и "рыцарства ", а мужчины теперь путаются в отношении своей гендерной принадлежности. Например, им больше не нужно открывать дверь или подавать руку, теперь женщины стараются полностью взять на себя главенствующее положение в браке, заменяя отца.
Феминистки, как саранча опустошают цивилизованный мир, и являются причиной для проявлений радикальной гомосексуальности, абортов, трансгендерности , трансвестизма, смерти традиционной семьи и её ценностей. Феминизм весьма разрушителен для нормального общества, и способен привести к печальным результатам.

В то же время многим мужчинам не совсем понятен тот шум, который поднимают женщины, крича о своих притеснениях. Ведь факты таковы, что сегодня именно они являются хозяевами мира, поскольку на Западе и частично Востоке, полностью матриархальное общество. Мужчины в нём, как бессловесные рабы, исполняют все прихоти и желания представительниц прекрасного пола, причём не получая ничего взамен. Подобное положение проявилось только в начале 20-го века, и именно в то время женщины обрели права, и даже более того, стали доминирующими особями.
Глобальным корпорациям очень выгодно современное положение дел, поскольку женщины в большинстве своём глупы и внушаемы. Они запрограммированы делать то, на что им указывают СМИ и интернет, и поэтому именно эти существа являются безумными потребителями, "пожирая " всё, до чего могут дотянуться.
Правда со временем появилась небольшая такая проблема - это деньги. Я имею в виду, что денежные средства, это такая субстанция, что им свойственно очень быстро заканчиваться. Однако женщинам нашептали на ушко, что ведь есть мужчины, которые станут оплачивать все их прихоти, и теперь об этом говорят с утра до ночи по ТВ. Девушки уже с самого детства прекрасно понимают, кто будет оплачивать их "банкет ", и их главная цель, найти себе "Оленя " пожирнее, чтобы его хватило подольше.
Кроме того, государство так же на стороне женщин, все законы и указы направлены на их защиту. Вот вы когда-нибудь слышали, что наши чиновники разрабатывают проект по защите мужчин? Вот то-то и оно, получается мужчины - это рабы, смазка для винтиков корпораций, которых выжимают досуха с помощью своих надзирательниц.

Однако, подобное положение вещей сильным мира сего показалось недостаточно экстремально, и тогда был придуман Феминизм , который позволяет полностью закабалить мужчину, превратить его в ничтожество и придаток для женщины. И он активно продвигается в массы, особенно на Западе, и я уверен, что через несколько поколений мужчины превратятся в бессловесных рабов, которые станут работать на заводах и фабриках для удовлетворения и кормления своих хозяек. Вы думаете это смешно? На наших глазах происходит очередная революция, которая закончиться полным поражением мужчины в его правах. И теперь, когда вы увидите безмозглых баб, которые визжат про свои права, помните, они хотят получить всё - ваше здоровье, свободу, молодость, жизнь.
Просто подумайте об этом!

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Феминистка , и теперь не попадёте впросак , если вдруг услышите данное словечко снова.


О его сущности и времени происхождения пойдет речь.

Что скрывается под понятием?

Феминизмом называется общественно-политическое движение, в основе которого лежит принцип равенства мужчин и женщин. Начало ему положено в XVIII столетии. Первый толчок движения произошел в XIX и начале XX веков.

Тогда началось требование юридических прав для женщин наравне с мужчинами. С середины ХХ столетия поднимается вторая волна движения. Теперь речь идет о полном равноправии женщин и мужчин. Ближе к концу прошлого века феминистское движение приобретает массовое течение.

Большинство женщин, а не только активистки, присоединилось к движению, постоянно собирались митинги, акции, появлялись группы и объединения. Через несколько лет активность феминизма идет на убыль.

Мало какое из общественных движений поднимало споров больше феминизма. Что он преследует, какие цели ставит? Представители феминизма объясняют, что их главное стремление – развитие духовности женщин.

В то время россияне мало знали о движении, его целях, и вообще считали его чуждым и фантастичным, но время и обстоятельства привели его и в нашу страну.

Кто такие феминистки?

По этому поводу высказано много мнений. Самое логичное, феминистками считаются женщины, поддерживающие движение за полное равноправие между обоими полами.

Эти женщины стремятся быть независимыми во всем. Не все согласны с таким поведением. Представителям сильного пола их позиция кажется странной, они сторонятся феминисток.

Проведенные среди мужчин опросы о сущности феминизма показали, что многие считают агрессивно настроенными против сильного пола. Они стремятся путем конфликта доказать свою правоту. Женщины стараются пробиться в лидеры в любых областях – домашней и служебной.

Они навязывают свои позиции окружающим . При этом проявляют бестактность. При попытке критиковать их движение выражают бурный протест. Сторонницы движения отзываются на любую критику яростно, отражая ее как личную обиду. В их глазах противоположный пол виноват во всех жизненных проблемах.

Второе отличие феминисток от остальных женщин в подражании мужскому стилю поведения. Они перенимают у мужчин одежду, привычки, походку, поведение.

Феминистки интересуются мужскими пристрастиями. При этом мужеподобные женщины все силы отдают самоутверждению в целях доказательства мужчинам своих способностей в любых мужских сферах, а возможно, даже превосходства.

По этим причинам феминистки пренебрежительно относятся к обычным женским интересам: создание семьи, домашние хлопоты, занятия рукоделием, возня с детьми.

Более того, активистки феминистского движения ненавидят сильный пол, и как результат, нежелание выйти замуж, завести семью, одиночество.

Под флагом феминистского движения женщины отвоевали права, равные с мужчинами . При этом немного забыта первая роль женщины – быть женой и матерью.

Феминизм сродни матриархату?

Это разные понятия. Феминизм не ставит женщин главами над мужчинами.

Он отстаивает права женщин, не допускает их унижения по принадлежности к слабому полу, т.е. отстаивает их политические, экономические, гражданские права.

Может ли женщина быть равной с мужчиной при биологических отличиях?

Биологическую разность никто не отрицает, но права и свободы должны быть независимо от физического строения. Ни один из полов не лучше другого и автоматически привилегий не получает. Точка зрения превосходства мужчин с биологической позиции основана на их физической силе, которая связывает с властью.

Но ведь все мужчины тоже разные. И даже в большей степени по силе, росту, весу, чем мужчины и женщины. Биология не играет сильной роли, больше властвует привычка.

А надо ли менять эти привычки, укоренившиеся в веках? Не проще ли каждому полу продолжать традиционные обязанности?

Мужчины и хотят именно этого. Женщин такое положение устраивает не всех. Это доказано проведенными исследованиями. Они добиваются прав, совершенно равных с мужчинами: работать в органах власти, голосовать, служить в армии.

Россиянки давно добились равноправия . Если они зарабатывают меньше или не заняли какие-то должности, причина кроется в способностях, а не в поле.

Но равноправие это относительно. Женщины допущены к любым работам, имеют все права, но обязанности остались при них: дом, дети, родители, уборка, готовка – все это занимает в 2 раза больше времени, чем мужские дела. «Женские» дела зачастую требуют отказа от карьеры, учебы. Что же получается?

Да, феминизм добился прав для женщин, использовать которые не всегда удается из-за принадлежности к женскому полу.

Сегодня мы очень часто слышим слово «феминизм». Феминистское движение набирает популярность в последние годы. Причиной этого является ущемление интересов женщин во всех сферах общественной жизни. Несмотря на достаточное распространение этого движения не все знают, кто такие феминистки. Разберемся, что означает понятие «феминизм» простыми словами, почему оно возникло, и за что борются феминистки.

Содержание:



Что такое феминизм?

Феминизм (латинского «femina» – женщина) – это женское движение, направленное на отстаивание своих экономических, политических, личных и социальных прав, доказательство своего равноправия с мужским полом. С научной точки зрения, это концептуальная теория, анализирующая дискриминационное положение женщин в социуме и ищущая способы устранения господства мужского пола над женским.

Феминистское движение появилось еще в XVIII веке, свою активность набрало в середине ХХ века в связи с нарастающим недовольством женщин свои положением в обществе и патриархальным мировоззрением. В то время женщины не имели права принимать участие в выборах, должны были выполнять только работу по дому и не могли занимать руководящие должности.

История появления




Феминистское движение в своем развитии прошло три этапа:

  1. 1775-1783 гг. – когда велась война за независимость Соединенных Штатов Америки, представительницы женского пола выступили с заявлениями о своем праве на участие в государственных делах страны. Движение возглавила жена тогдашнего президента США Джона Адамса – Абигейл Смит Адамс, которая одной из первых заговорила открыто о женских правах. Участницы движения выдвинули требования уравнять права мужчин и женщин и отказывались руководствоваться законами, в составлении и утверждении которых они не принимали участие. Самым главным требованием было предоставление возможности женщинам иметь право голоса на государственных выборах. Несмотря на тернистость и трудность пути, по которому двигались феминистки, они громко заявляли о себе посредством создания женских революционных клубов, политических организаций и печатных изданий. Эммелин Панкхёрст, Лукреция Мотт – наиболее известные борцы за права женщин в это время. Несмотря на их активные действия, представительницы прекрасного пола все равно находились дома в полном подчинении у своего мужа, им запрещали появляться в общественных местах, различного рода собраниях.
  2. Середина 1960-х годов – начало борьбы за равноправное положение женщин во всех сферах общественной жизни. Эта волна была связана с требованиями женщин равенства в социальных и юридических правах. Бетти Фридан, Симона де Бовуар – известные феминистки второй волны феминистского движения.
  3. С начала 90-х годов ХХ века по сегодняшний день – третья волна, связанная с активизацией феминистками своих действий, направленных на ликвидацию дискриминации по половому признаку, признание возможности участия женщин в политической жизни и крупном бизнесе, с использованием всевозможных современных технологий. Права, относящиеся в сексуальной жизни, – в этот период стали первоочередными. Призывом женщин стал отказ от представления женской сексуальности в качестве принятого шаблона и нормы. Они пытались внушить обществу, что сексуальность ценна как инструмент для возможного раскрепощения и расслабления. Активными участниками движения этого периода можно назвать Глорию Ансалдуа и Одри Лорд.

Кто такие феминистки?

Это женщины, участницы феминистского движения, борцы за равноправное положение с мужчинами в обществе, ярые противницы половой дискриминации.




Средства, которыми пользуются феминистки:

  • Организация шествий и протестных движений;
  • Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио и т.д.);
  • Перфомансы.

Феминистка, получившая мировую известность, – Клара Цеткин. Именно благодаря ей в 1910 году был учрежден Международный женский день – 8 марта. Эта дата связана с событиями этого дня в далеком 1908 году, когда состоялся марш, в котором приняли участие больше десятка тысяч женщин, выступивших с требованиями уравнять их права с мужчинами и разрешить им принимать участие в выборах.

Изначально 8 марта должно было быть днем, когда женщины будут выходить на митинги с целью привлечения внимания общественности к своим проблемам (ущемление прав, половая дискриминация, невозможность участия в политике, занимать руководящие должности и т.д.). Сегодня мы представляем себе события в праздник Международного женского дня совсем в другом формате – это день, когда мужчины женщинам дарят цветы, заботятся о них, признают их равноправие и носят на руках в буквальном смысле этого слова. И такого отношения к женскому полу добились в свое время феминистки.

Феминистское движение в наши дни

Феминистки оказывают значительное воздействие на всю общественную жизнь. Современный феминизм интерпретирует половую принадлежность не как то, что дано от природы, а в качестве политического конструктора, дающего возможность устанавливать властные взаимоотношения между представителями различных социальных групп.



Современный мир пронизан всевозможными формами принижения, к которым относятся расовая, половая, возрастная дискриминация, господство патриархата, издержки капитализма. Ими заражены все ячейки общества, которые содействуют друг другу в стремлении ущемлять права женщин. С этими проявлениями и борются современные феминистки.

Они выступают с критикой тех естественных наук (современной философии, психологии, литературоведения), которые надают особые привилегии мужчинам в обществе. Участницы движения считают единственно возможным решением этой проблемы, – открытый диалог всех областей знаний, которые производятся членами общества, находящимися на разных социальных позициях. Современный феминизм, кроме положительных последствий, несет в себе и негативную окраску, связанную с желанием и стремлением некоторых женщин выделиться, создать себе привилегированное положение, что ведет к эпатажу и неприличному поведению на публике (оголение разных частей тела в общественных местах, организация антиправительственных акций протеста, не имеющих в своей основе продуктивных и адекватных идей). Они объясняют свое некультурное поведение необходимостью борьбы за свои права, сами не понимая, за какие именно.



Поскольку сегодня феминистки выставляют себя в таком негативном свете, многие мужчины считают их опасными женщинами, враждебно настроенными по отношению к ним, которые видят себя в роли главы семьи и занимающими доминирующее положение в профессиональной деятельности, прикрываясь якобы своими ущемленными правами. Радикальность феминисток проявляется в том, что они начинают яростно ненавидеть всех мужчин, стараясь задеть или оскорбить их при любом подходящем случае.

Феминизм принес с собой и следующую проблему: с открытием новых возможностей для женщин многие из них начинают испытывать дискомфортные ощущения, связанные с трудностями в новой реальности создать семью, выполнять полноценно свои материнские функции.

В результате трех волн феминистского движения, его участницы все же добились своих требований:

  • Равноправие в избирательном праве – сегодня и мужчины, и женщины имеют одинаковое право голоса на государственных выборах;
  • Право получать образование по любой специальности;
  • Право на занимание руководящей должности, причем не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях.

Как видим, борьба за права женщин принесла свои плоды. Она продолжается и сегодня. В ближайшей перспективе можно будет увидеть, к чему она приведет. Будем надеяться на лучшее!

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья : Протофеминизм

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( -). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( -). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» ().

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) - она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage , "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма , укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах ().

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное - это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» . Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году , а в печати впервые появилась в 1966 году . К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году .

«Загадка женственности»

Книги Б. Фридан «Загадка женственности»

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела». К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée , ) и «Мандарины» (Les Mandarins , ), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» - именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.

«Третья волна» феминизма

Основная статья : Третья волна феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

  • Вуманизм (от англ. woman - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women ) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party ) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа „клада“, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» он отмечает, что «марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе».

Радикальный феминизм

Основная статья : Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и антипорнографический феминизм. Культурный феминизм - это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными . Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной. Критики этого направления утверждают, что, поскольку его концепция основана на учёте сущностных различий между мужчинами и женщинами и выступает за культурную и институциональную независимость женщин, культурный феминизм уводит феминисток от политики к некоему «стилю жизни». Одна из таких критиков, историк феминизма и культурный теоретик Элис Эхолс приписывает члену «Редстокингс» Брук Уильямс введение термина «культурный феминизм» в 1975 году для описания деполитизации радикального феминизма .

Сепаратистский феминизм - это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику . Автор Мэрилин Фрай описывает сепаратистский феминизм как «разные виды отделения от мужчин и от учреждений, отношений, ролей и действий, определяемых и доминируемых мужчинами, а также работающих в интересах мужчин и с целью сохранения мужских привилегий, причём это отделение по собственному желанию инициируется или поддерживается женщинами».

Либеральный феминизм

Основная статья : Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль , Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

Основные статьи : «Чёрный» феминизм , Вуманизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой . Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective ) в 1974 году , говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер . Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами. Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта. Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира ». Феминисты из стран «третьего мира», такие как Чандра Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty ) и Сароджини Саху (Sarojini Sahoo ), критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». По словам Чандры Талпад Моханти, женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший : «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно». В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени - движение за права отцов.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма , в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Влияние на Западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод ; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй - всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово - mankind - восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф - Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть - как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль - оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling ) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие .

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Сексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам - получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии .

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства . В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками » и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь - в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве . Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией . Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества .

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма .

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм , маскулизм .

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) - феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) - автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) - автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины - люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму , чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Основные статьи : Антифеминизм , Мужское движение

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола .

Американский исследователь НЛО Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм» . Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах - убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности .

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики» .

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

«По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

По мнению критиков феминизма, женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса . Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

По мнению критиков, в частности, консервативного социолога Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания .

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы , неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное .

Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов .

Некоторые мужчины - противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) - самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам - стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства .

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу - стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

Похожие публикации