Обо всем на свете

Полномочия всех органов государственной власти

.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации.
Помимо учета налогоплательщиков налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок. Налоговым кодексом предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика. В отличие от камеральной налоговой проверки для проведения выездной налоговой проверки требуется специальное решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, определяющее налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, предмет проверки, период проверки, а также должностных лиц налогового органа, уполномоченных на ее проведение. При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.
Налогоплательщики акциза определены в статье 179 НК. К ним относятся:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Указанные лица признаются налогоплательщиками акцизов при одном условии: если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК. Налоговая база по операциям реализации природного газа определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 188 НК РФ. В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары как на возмездной, так и безвозмездной основе. В случае реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит. Поэтому акциз на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, уплачивается собственниками природного газа. При реализации природного газа по договорам комиссии, поручения или агентским договорам в целях налогообложения применяется вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента.
Организации и индивидуальные предприниматели определяются в пункте 2 статьи 11 части первой НК РФ. Нормы пункта 2 статьи 11 конкретизируются в подзаконных нормативных правовых актах. Так, согласно пункту 2.1 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, и природный газ" N 58, утвержденной Приказом МНС РФ от 22 марта 2000 года N АП-3-03/109, плательщиками акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, в том числе производимый из давальческого сырья, являются производящие и реализующие ее организации, являющиеся в соответствии с законодательством РФ юридическими лицами, иностранные юридические лица, международные организации, обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории РФ, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели.
По общему правилу плательщиком акцизов является декларант, уплачивающий их до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. В отдельных случаях, предусмотренных таможенным законодательством, налогоплательщиком может быть и иное лица - владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т.д. Контрактодержатель (указывается в графе 9 грузовой таможенной декларации "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование") может выступать субъектом налоговых правоотношений по уплате акцизов в случае предоставления отсрочки платежей, их пересчета, например, в связи с корректировкой таможенной стоимости, а также во всех случаях взыскания налогов в бесспорном порядке.
По сравнению с кругом налогоплательщиков, определенных Законом "Об акцизах", ст.179 НК РФ не внесла никаких изменений. Исключение из числа плательщиков акцизов филиалов и других обособленных подразделений организаций вызвано изменениями, происшедшими в налоговой системе России с 1 января 1999 года в связи с вступлением в действие первой части НК РФ и понятийным аппаратом, введенным для целей налогообложения ст.11 НК РФ.

Одним из элементов, составляющих бюджетное устройство страны, являются бюджетные права, которыми наделяются органы власти соответствующего уровня.
В Бюджетном кодексе РФ подробно описаны полномочия участников бюджетного процесса.
В число участников бюджетного процесса входят: Президент Российской Федерации; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти, включая высших должностных лиц субъектов РФ, глав местного самоуправления, финансовые и другие уполномоченные органы;
органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
К участникам бюджетного процесса относят также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.
Поскольку бюджетными полномочиями обладают субъекты власти всех уровней, необходимо разграничить полномочия между ними.
В основе такого разграничения лежит разделение предметов ведения между органами государственной власти и местного самоуправления.
Под предметом ведения обычно понимают определенные виды, направления и сферы деятельности, регламентация и регулирование которых находятся в компетенции соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
В соответствии с разделением властных органов на законодательную и исполнительную ветви власти, в бюджетном процессе происходит разграничение полномочий представительных и исполнительных органов власти.
Законодательные (представительные)
органы государственной власти и местного самоуправления рассматривают проекты бюджетов, составленных на очередной финансовый год, утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, проводят финансовый контроль за исполнением бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Аналогичные функции законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления составляют проект бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ, представляют его на утверждение законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, исполняют бюджет и осуществляют контроль за его использованием, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти соответствующего уровня и осуществляют другие полномочия, установленные бюджетным законодательством РФ.
Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Разделение полномочий государственных органов власти и местного самоуправления по уровням власти - федеральный, субфедеральный (уровень субъекта Федерации), местный - определяется конституционными нормами РФ, бюджетным и налоговым законодательством РФ.
Конституция РФ устанавливает предметы ведения РФ в области бюджета и предметы совместного ведения с субъектами РФ.
Бюджетные полномочия федеральных органов власти позволяют обеспечить федеральный уровень власти финансовыми ресурсами, необходимыми для проведения единой социально-экономической и финансовой политики на всей территории страны, своевременно направлять средства федерального бюджета на приоритетные сферы государственной деятельности и оказание финансовой помощи субъектам РФ в целях выравнивания социально- экономических условий развития.
К компетенции федеральных органов власти относят обширный круг полномочий, в частности:
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы страны, разграничение доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы;
определение основ организации бюджетного процесса на всех уровнях управления; утверждение бюджетной классификации РФ, единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы страны;
определение порядка осуществления государственных и муниципальных заимствований и управления государственным и муниципальным долгом;;
установление порядка формирования доходов и осуществления расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, порядка и условий предоставления финансовой помощи (совместно с органами власти субъектов РФ) из федерального бюджета нижестоящим бюджетам; установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных (муниципальных) услуг;
проведение контроля за исполнением федерального бюджета и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
К компетенции органов государственной власти субъектов Федерации относят бюджетные полномочия, установленные для данного уровня государственного управления. В их числе:
разграничение расходных полномочий между региональным бюджетом и местными бюджетами;
распределение доходов от региональных налогов и сборов и иных доходов субъектов РФ между региональным (на уровне субъекта РФ) бюджетом и местными бюджетами;
определение порядка направления в бюджет доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов регионального бюджета;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи местным бюджетам;
установление порядка осуществления бюджетного процесса, включая контроль за исполнением бюджета и составление отчетности об исполнении, на уровне субъекта РФ;
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов за счет средств регионального бюджета, осуществление программ заимствований, управление государственным (на уровне субъекта РФ) долгом.
Законодательные власти субъектов РФ определяют в рамках законодательства РФ бюджетные права административных образований на своей территории.
Значение бюджетных прав органов местного самоуправления определяется тем, что на их основе создается необходимая база для непосредственного решения социальных, экономических и других потребностей населения.
К ведению органов местного самоуправления
относят:
определение порядка направления в местные бюджеты доходов от муниципальной собственности, местных налогов и сборов, а также иных доходов;
установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов, разработка и реализация программ
муниципальных заимствований, управление
муниципальным долгом;
- определение порядка осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне, включая контроль за исполнением местного бюджета и утверждение отчета об его исполнении.
Существующая система разграничения бюджетных полномочий между разными уровнями управления позволяет определить тот уровень бюджетной системы, за счет которого должно происходить финансирование деятельности того или иного объекта.
Значительную часть своих бюджетных полномочий органы власти осуществляют через соответствующие финансовые институты, как существующие, так и вновь создаваемые.

Еще по теме 2.2. Бюджетные полномочия органов власти и их распределение:

  1. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации
  2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации
  3. 5 1 . ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В последнее десятилетие стало сильно проявляться неразбериха в структуре государственных органов, что выражается в огромном количестве упрёков, адресованных аппарату управления, касающихся деятельности различных органов. В конечном счёте, это «снижает эффективность управления и его воздействие на общественные процессы». Это требует ликвидации коллизии в полномочиях. Юридическая наука, без которой эта задача трудновыполнима, выделяет 2 подхода к пониманию полномочий государственных органов: 1)полномочия государственных органов - это их неотъемлемый и важный атрибут; органы наделяются властными полномочиями и осуществляют их в соответствии с законом. 2)полномочия государственных органов признаются составной частью их компетенции или функций. А.Ф. Ноздрачёв и Ю.А. Тихомиров в своей работе «Исполнительная власть в Российской Федерации» придерживаются 2 подхода и классифицируют полномочия в зависимости от функций тех или иных органов: -руководящие функции - полномочия: «руководит», «направляет», «решает», «определяет», «утверждает»; -регулирующие функции - полномочия: «регулирует», «устанавливает», обеспечивает»; рассчётно-аналитические функции - полномочия: «изучает», «разрабатывает», «подготавливает», «рассматривает», «оценивает»; -организационные функции - полномочия: «организует», «координирует», «согласовывает», «инструктирует», «содействует»; -контрольные функции - полномочия: «проверяет», «заслушивает», «контролирует». ___При этом каждое полномочие, в свою очередь, может быть дифференцировано. Например, полномочие «решает» можно выразить как решение, принимаемое «самостоятельно», «по согласованию», «совместно», «предварительно». ___Но необходимо также закреплять полномочия различных органов исполнительной власти, чтобы комбинация таких полномочий у разных исключительных органов (министерств, ведомств) были согласованы. Для этого необходимо правильно использовать различные формы закрепления полномочий и их регулирования. Наиболее типичными формами такого установления полномочий являются следующие 4: «первая - конституционная, вторая связана с законами и подзаконными актами, третья - с договорным способом определения и разграничения полномочий, четвёртая - с делегированием полномочий одного органа другому. Но пока регулирование полномочий органов исполнительной власти в России находиться не на высоком уровне, что выражается в ряде показателей. А ведь от чёткой регламентации полномочий органов исполнительной власти зависит их успешная деятельность. ___При этом результат зависит от правильной реализации полномочий различных органов исполнительной власти. Но сейчас нередко допускается отклонения фактической деятельности от её «нормативной модели», неполностью используются полномочия, есть примеры и других нарушений. А ответственность за такие нарушения почти не наступает. В связи с этим А.Ф. Ноздрачёв и Ю.А. Тихомиров приводят такой механизм реализации полномочий органов исполнительной власти: 1. Применение комплекса средств - организационных, кадровых, экономических, юридических, психологических, материально-технических; 2. Постоянный учёт благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на масштабы и результаты реализации полномочий органов, их прогнозирование; 3. Введение процессуальной процедуры деятельности органов, которые формируют режим реализации полномочий; 4. Обеспечение прочной законодательной базы для деятельности всех органов исполнительной власти; 5. Чёткое определение механизма осуществления полномочий органа исполнительной власти. ___При этом нужно учитывать, что реализация полномочий исполнительной власти, впрочем, как и их устанавливание, должна протекать строго в «правовом русле». Без этого будут приниматься различные правовые акты, направленные против основных конституционных и иных прав. Таковы основные проблемы в регулировании и реализации полномочий органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Похожие публикации