Обо всем на свете

 Принципы налогообложения. Бухгалтерский учет с нуля. Бухгалтерский учет и налоговое законодательство

Сколь бы ни были значительны перемены, происходящие в налогообложении, сколь бы радикально не менялась налоговая политика, основными для бухгалтера являются только три вопроса на все налоговые времена:

  • База?
  • Ставка?
  • Источник?

Потому что любые налоговые изменения вводятся только ради перемен в этих трех принципиальных вопросах. Или даже ради одного из них. База и ставка налогов и сборов меняются чаще, источники - реже, но все же и такие перемены случаются.

База и ставка говорят о величине налога, а источник - о средствах, за счет которых он начисляется. Собственно бухгалтерского учета касается только источник, как влияющий на записи в регистрах. База и ставка – это чтобы правильно исчислить сумму.

Для бухгалтера всех налоговых времен важным является одно: отражение в учете начисленного размера налогов и сборов всегда фиксируется по кредиту счета расчетов с соответствующими органами, или государственными фондами (расчеты с бюджетом, расчеты по внебюджетным платежам, расчеты по социальному страхованию), т.е. в зависимости от того, кому предприятие должно перечислить тот или иной платеж, в дебет счета источников этих начислений (использования прибыли, уменьшения счета «реализация», заработной платы, затрат на производство или соответствующих фондов предприятия).

Для плательщика, например, налога на прибыль, должно быть понятным, что балансовая прибыль и база для исчисления налога на прибыль могут быть величинами отличными одна от другой. В то же время ясно и то, что как бы ни изменялась база, и какая бы ни назначалась ставка налогообложения, балансовая прибыль всегда определяется одинаково: реализация минус затраты, плюс прибыль от внереализационных операций, минус убытки от них. И в любом случае бухгалтерская проводка по начислению обязательств перед бюджетом по налогу на прибыль остается неизменной: кредитуется счет расчетов с бюджетом и дебетуется счет использования прибыли. Даже если в будущем законодатели введут новую базу и ставку для исчисления основного налога, то в регистрах бухгалтерского учета начисление его будет отражаться точно такой же записью. Потому что логика другого и не допустит. Всякий бухгалтер должен знать, что если возник долг предприятия перед бюджетом , то и отразить эту кредиторскую задолженность следует именно по счету расчетов с бюджетом . А источником в данном случае является только прибыль. Поэтому дебетовать следует счет использования прибыли .

Что касается других налогов, сборов и отчислений, то и при их рассмотрении соблюдается тот же принцип: база, ставка, источник.

Возьмем, к примеру, налог с доходов физических лиц (подоходный налог). Базой для его исчисления является заработная плата плюс некоторые дополнительные доходы и выплаты, на которые в соответствии с действующим на данный момент законодательством распространяется этот вид удержаний. Источником начисления этого налога является сама зарплата или соответствующий вид других доходов. Т.е. подоходный налог всегда уменьшает причитающиеся на руки выплаты.

Ставки подоходного налога также определяются действующим в данный период времени законодательством. Бухгалтеру безразлично, на какую процентную ставку умножать базу, – бухгалтерская запись остается прежней: кредит счета расчетов с бюджетом (потому что именно перед бюджетом возник долг) в дебет соответствующего источника (чаще всего это зарплата).

В завершение темы о «трех китах» налогообложения стоит заметить: не следует в каждом законодательном/нормативном документе непременно искать эти три заветных слова. Их там просто может не оказаться. Но, тем не менее, весь текст официального документа о налогах только об этом и «говорит», ибо ради этого составляется. «Отловить» в официальных документах для себя нужные сведения можно только путем внимательного изучения, не пренебрегая даже знаками препинания в тексте.

Итак, в работе бухгалтера прежде всего - понимание экономического смысла любых нововведений и умелая привязка полученных сведений к основному методу бухгалтерского учета. Никакие законодательные изменения ни в коей мере не в силах изменить собственно метод бухгалтерского учета. Принцип двойной записи в соединении с пониманием экономического смысла любой хозяйственной операции - это ствол дерева, или краеугольный камень строения. Можно привести другие аналогии, но в любом случае это нечто твердое и незыблемое. Законы вводят в действие, дополняют, изменяют, затем отменяют и пишут новые и т.д., а дебет и кредит остаются. У них есть свойство понимать любые законы. Учет - величина постоянная. Законодательство - переменная. Давайте изучать учет.

Бухгалтерский учет с нуля Крюков Андрей Витальевич

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения

Налоги должны быть простыми, чтобы их было легко рассчитывать. Иначе расходы организации и государства, связанные с расчетом и уплатой налогов, а также последующими проверками, могут превысить суммы собираемых налогов.

В налоговом законодательстве есть свои термины. Одно из них – исчисление. В бухгалтерском законодательстве используется синоним этого термина – расчет.

Согласно налоговому законодательству, чтобы установить налог, необходимо определить налогоплательщиков и следующие элементы налогообложения:

Объект налогообложения;

Налоговую базу;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Понятия объекта налогообложения и налоговой базы близки по значению. Объекты налогообложения – это операции, имущество, результаты хозяйственной деятельности, которые можно каким– либо образом оценить в деньгах или количественно. В качестве объектов налогообложения могут выступать:

Операции по реализации товаров (работ, услуг);

Имущество;

Прибыль;

Стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Налоговая база представляет собой оценку – денежную или количественную – объекта налогообложения.

В налоговом законодательстве действует следующий важный принцип: каждый налог имеет собственный объект налогообложения. То есть разные налоги не могут иметь один и тот же объект налогообложения. Этот принцип препятствует увеличению количества налогов, не позволяя различным государственным органам придумывать новые налоги на уже использованные объекты налогообложения.

Налоговый период – это период времени, который используется при расчете налоговой базы. Для большинства налогов за налоговый период принимается календарный год. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка измеряется в процентах.

Порядок исчисления налога определяет, кто и как исчисляет налоги. Обычно налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но в некоторых случаях обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или на другую организацию – налогового агента.

Налоговый агент – это организация, на которую государство возлагает обязанность по исчислению суммы налога, ее удержанию из доходов налогоплательщика и уплате в бюджет. Например, организация выступает в роли налогового агента по отношению к своим работникам, когда начисляет НДФЛ и удерживает его из заработной платы.

Как правило, уплачивается сразу вся сумма налога. Выше мы уже рассмотрели налог, который связан с заработной платой, – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). По этому налогу налоговым периодом признается календарный год. Тем не менее, НДФЛ рассчитывается и уплачивается по окончании каждого месяца. Ежемесячные платежи по итогам первых 11 месяцев года называются авансовыми платежами, а сумма платежа, исчисленная с зарплаты за декабрь, формально считается уплатой налогов. Сумма, подлежащая уплате, рассчитывается отдельно по каждому работнику в зависимости от размера его заработной платы, полученной с начала года. Затем из полученной суммы вычитаются ранее удержанные суммы.

Похожие правила расчета авансовых платежей применяются и для других налогов, для которых в качестве налогового периода установлен календарный год.

Отличие может быть в сроках исчисления и уплаты налогов. При установлении сроков исчисления и уплаты налогов законодательство следует такому принципу: чем больше налоговая база или сумма налога, тем чаще организация должна рассчитывать и платить этот налог.

Налоговое законодательство предусматривает предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков – они вправе не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Хотя нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера, тем не менее они предусматривают возможность некоторых налоговых послаблений индивидуального характера. Например, налогоплательщик может получить отсрочку или рассрочку по уплате налога на срок до шести месяцев. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по федеральным налогам принимает Минфин России, а по региональным и местным налогам – финансовый орган соответствующего уровня власти.

При наличии особых обстоятельств отсрочка может быть предоставлена и на более длительные сроки. Отсрочка на срок до года называется налоговым кредитом, до пяти лет – инвестиционным налоговым кредитом. Из самого названия этого кредита следует, что он предназначен для поощрения особо полезной деятельности.

Отсрочки и налоговые кредиты государство предоставляет под проценты. Оформление отсрочки или налогового кредита напоминает оформление договора на получение банковского кредита.

Так что налоговые отсрочки и налоговые кредиты – послабления весьма относительные, хотя проценты по налоговому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту.

Налоги классифицируются следующим образом:

По уровням государственного бюджета, куда уплачиваются налоги;

По способам взимания налогов и пр.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

21. Общие принципы организации налогообложения Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход (в виде

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

1. Общие принципы налогообложения Каждый предприниматель, начиная свой бизнес, обязательно столкнется с уплатой налогов. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый должен платить законно установленные налоги и сборы.Учитывая возросшую меру ответственности предпринимателей

Из книги Учет и налогообложение ценных бумаг и долей автора Иванова Ольга Владимировна


6.2. Основные принципы налогообложения сделок РЕПО 6.2.1. Налогообложение доходов и расходов по сделке РЕПО При осуществлении операции РЕПО не меняются цена приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату исполнения первой части РЕПО

автора Автор неизвестен

7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

20. Элементы налогообложения. Объект налогообложения. Налоговый период Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально

автора Лермонтов Ю М

1.4. Принципы оптимизации налогообложения Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах – основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:– принцип адекватности затрат.Стоимость создания системы оптимизации

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

6. Оптимизация налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения 6.1. Общие положения В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение организаций от обязанности по уплате налога на прибыль,

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

6.3.2. Унифицированные формы первичной документации как обязательное условие проведения оптимизации налогообложения посредством применения упрощенной системы налогообложения Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны оформлять все

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

6.3.3. Применение организацией упрощенной системы налогообложения одновременно с системой налогообложения в виде ЕНВД Согласно п. 8 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов по

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Принципы налогообложения Налоги должны быть простыми, чтобы их было легко рассчитывать. Иначе расходы организации и государства, связанные с расчетом и уплатой налогов, а также последующими проверками, могут превысить суммы собираемых налогов. В налоговом

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

52. Принципы определения цены для целей налогообложения 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть налогового кодекса РФ. В связи с этим поменялся порядок определения цен на товары и услуги для целей налогообложения. Применяемая для расчета налога цена реализации – это

Из книги Индивидуальный предприниматель: учет и налогообложение разных видов деятельности автора Вислова Антонина Владимировна

2.2.3. Объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения Объектами налогообложения при применении УСН признаются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов.Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе

автора Суворов Игорь Сергеевич



1.1. Принципы упрощенной системы налогообложения Принцип введения в действие упрощенной системы налогообложения заключался в поддержке и стимулировании малого бизнеса путем уменьшения затрат на бухгалтерский учет, упрощения процедуры отчетности в налоговые органы и у

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

Глава 8. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения 8.1. При переходе на УСН с иных режимов

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Функции и принципы налогообложения Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от

При отторжении части собственности в виде налога неизбежно встает вопрос об оценке этой собственности, т.е. об определении результатов хозяйствования. Поскольку налог взимается в денежной форме, то и результат предпринимательской деятельности должен найти денежное выражение.

Подходы к определению точных количественных показателей дохода и прибыли содержатся не в налоговом законодательстве, а в законодательстве о бухгалтерских отчетах и балансах. Подсчет экономического потенциала плательщика не может зависеть от целей налогообложения.

Это должен быть объективный показатель.

Бухгалтерский учет - это система измерения, обработки и представления информации о хозяйствующем субъекте. В этой системе регистрируются в денежных единицах все сделки и события, имеющие хотя бы в малой степени финансовый характер.

При этом преследуется цель обеспечить внутренних и внешних потребителей финансовой информацией о хозяйствующем субъекте. На основе этой информации принимаются различные управленческие решения, связанные с планированием деятельности хозяйствующего субъекта, контролем за его деятельностью и ее оценкой.

Пользователи бухгалтерской информации - это прежде всего собственники предприятия, которые посредством учетных данных определяют результаты своих вложений, их сохранность и др. Управленческий персонал предприятия на основе данных бухгалтерского учета судит о прибыльности предприятия, которая служит основой его инвестиционной привлекательности, и о ликвидности предприятия, т.е. о достаточности платежных средств для погашения долгов в установленные сроки.

Менеджеры на основе этой информации узнают, какие выпускаемые предприятием товары наиболее прибыльны, какова себестоимость каждого вида товара, оправдались ли экономические расчеты и т.п. Поскольку именно эти лица несут ответственность за управление компанией и достижение стоящих перед ней целей, они являются основными пользователями бухгалтерской информации.

Внешние пользователи бухгалтерской информации - это прежде всего инвесторы и кредиторы хозяйствующего субъекта, как действительные, так и потенциальные. Анализируя финансовые отчеты предприятия, они делают выводы о перспективах компании, о целесообразности инвестирования средств и предоставления кредитов, о возможности вернуть ранее сделанные вложения.

Пользователями бухгалтерской информации являются также лица, которые не имеют непосредственного финансового интереса в хозяйствующем субъекте и которым финансовая информация необходима для широких целей. Речь идет об органах планирования экономики, которые, обобщая экономическую статистику, делают выводы макроэкономического характера (о национальном доходе, валовом продукте, структуре производства и др.).

Регулирующие органы отраслевой компетенции на основе бухгалтерской информации судят о соответствии деятельности хозяйствующих субъектов действующим правилам и нормативам.

Банки, страховые организации, инвестиционные институты, участники фондового рынка периодически представляют государственным органам отчетность по установленным формам.

Налоговые органы являются лишь одним из потребителей учетных данных. Поэтому налоговое право не может претендовать на регулирование бухгалтерского учета. Фискальные цели, так или иначе, но исказили бы картину финансового состояния хозяйствующего субъекта. Интересы других пользователей учетной информации были бы нарушены (схема 11-2).

Невозможно требовать и ведения хозяйствующим субъектом отдельного самостоятельного налогового учета по правилам, установленным налоговым законодательством. Во-первых, ведение двух параллельных систем учета обошлось бы слишком дорого. Во-вторых, принцип равного налогового бремени требует учета при налогообложении фактической платежеспособности лица, которая является объективным экономическим фактором, зависящим от способов и методов ведения бизнеса, а не от количества систем учета. Бухгалтерский учет развивается в направлении возможно более точного отражения результатов хозяйствования. Налогообложение проводится на основании данных именно бухгалтерского учета.

Когда говорят о налоговом учете (вернее - об учете в целях налогообложения), то подразумевают интерпретацию данных бухгалтерского учета применительно к задачам налогообложения. Налоговый учет носит расчетный характер.

Похожие публикации