Обо всем на свете

Учетная политика для налогового учета. Учётная политика для целей налогового учёта. Составляем правильно

    Налоговый учет - это система обобщения информации для определения НБ на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.

    Цель налогового учета заключается в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Этапы учётного процесса

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщик вправе выбирать варианты ведения налогового учета, конечной целью которого является определение налоговой базы по налогу на прибыль: - на основании бухгалтерских регистров; - на основании данных первичных документов.

В задачи налогового учета входи сбор следующей информации:

    о суммах доходов и расходов в текущем отчетном (налоговом) периоде;

    о доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде;

    о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных (налоговых) периодах;

    о создаваемых резервах;

    о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Одной из главных задач налогового учета является определение сумм платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определенную дату.

Все эти данные должны быть подтверждены первичными учетными документами, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, а так же расчетами налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных за отчетный или налоговый период без распределения по счетам бух. учета идолжны содержать: - наименование регистра; - период составления; - измерители операций (в денежном и натуральном выражении); - наименование хозяйственных операций; - подпись составляющего и ее расшифровку.

Учетная политика

У организаций возникла необходимость формировать учетную политику в целях налогообложения, в которой устанавливается порядок ведения налогового учета.

Учетная политика в целях налогообложения представляет собой совокупность правил и методов, позволяющих обобщать информацию для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Используются методы группировки оценки имущества организации и ее обязательств, правила погашения стоимости имущества, распределения доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам и др.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. А при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений законодательства. Изменения и дополнения в учетную политику для целей налогообложения вводятся также при переходе организации на новые виды деятельности.

Порядок оформления учетной политики для целей налогообложения

    Учетная политика организации для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

    В приказе выделяются организационные и методические приемы и способы ведения налогового учета с обязательной ссылкой на статью НК РФ.

    Порядок отражения новых видов деятельности в налоговом учете следует зафиксировать в приказе о внесении дополнений в учетную политику.

    В приложениях к приказу об учетной политике следует привести:

Положение о документообороте;

Перечень и формы аналитических регистров налогового учета;

Перечень бухгалтерских регистров, применяемых для налогового учета;

Перечень объектов основных средств, по которым, при исчислении сумм амортизации, применяются специальные коэффициенты и др.

В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано в ПБУ 1/2008.

Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности.

Учетная политика предприятия влияет на финансовые результаты деятельности предприятия, отраженные в учете, а, следовательно, и на величину налоговых платежей. От учетной политики зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность предприятия.

Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупн-ть способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве «классического» примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций .

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика - это нередко и мощный инструмент оптимизации. учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением, позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно.

Итак, главное назначение учетной политики - документально подтвердить способы ведения бухучета, которые применяет фирма.

Основные элементы учетной политики:

Методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

Методы погашения стоимости активов;

График организации документооборота;

Методы организации инвентаризации;

Способы применения плана счетов бухгалтерского учета;

Системы регистров бухгалтерского учета;

Методы обработки информации;

Иные соответствующие способы, методы и приемы.

С точки зрения налогового планирования особенно важны следующие элементы учетной политики:

Установление границы между основными средствами и оборотными

Переоценка объектов основных средств

Способы начисления амортизации

Разработка и принятие учетной политики

Учетная политика - это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации учетного процесса - методологии учета. Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и статьей 314 НК РФ определены перечни документов , утверждаемых либо одновременно с учетной политикой. Он включает в себя:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;

· формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Значительным новшеством в ПБУ 1/2008 является требование указывать в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее. Возникает вопрос: может ли организация оговорить в учетной политике свои формы первичных документов, даже если существуют утвержденные унифицированные формы? Ответ на этот вопрос, к сожалению, отрицательный.

Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности закрепляются в учетной политике и необходимы для внутренних пользователей (менеджеров разного уровня) В связи со спецификой деятельности организаций, разными информационными потребностями пользователей учетной информации отсутствуют методики ее составления, единые формы отчетности.

Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования:

Адресности, представляющей ориентацию содержания форм и периодичность их составления на конкретные пользователи;

Оперативности, т.е. составления за короткий временной период (смену, рабочий день, неделю, пятидневку и др.);

Соблюдения соотношения превышения выгод от использования учетной информации над затратами по составлению отчетности.

В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы внутренней бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности.

Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.. Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия и состояния имущества и обязательств организации, сопоставление их с данными бухгалтерского учета, а при выявлении расхождений - приведение последних в соответствие с фактическими величинами.

Нормы и принципы международных стандартов, применяемые в российской системе бухгалтерского учета

Российская учетная практика в МСФО

Определенными этапами в данном периоде стали:

Переход к учету по так называемому методу начислений ;

Развитие идей учетной политики;

Изменение форм бухгалтерской отчетности;

Введение отчета о движении денежных средств;

Новый порядок составления сводной отчетности;

Обеспечение открытости (публичности) отчетности;

Развитие института независимого аудита и др.

В результате всех этих изменений сегодняшняя российская бухгалтерская отчетность мало отличается по составу от отчетности, предписываемой МСФО. Любая российская организация, равно как и любая западная компания, составляет бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и многочисленные пояснения к отчетам.

Трудно найти различия между российской и международной практикой в отношении провозглашенной цели бухгалтерской отчетности . - она заключается в том, чтобы предоставить достоверную информацию о деятельности организации, полезную заинтересованным пользователям для принятия управленческих решений.

Однако, несмотря на проделанную работу, данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличаются от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО.

В основе таких и подобных им отличий лежит разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается, в первую очередь, адресности отчетности, объяснения достоверности, трактовки активов/имущества, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности.

Конкретным проявлением приведенных отличий становятся:

Различия в порядке оценки, признания и отражения в отчетности отдельных видов активов, пассивов и операций;

Разный порядок формирования отчетных показателей об основных средствах, НИОКР, договорах аренды, условных обязательствах, событиях после отчетной даты, прекращенной деятельности и т. д.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

Допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;

Допущение непрерывности деятельности:;

Допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому она составляется на 1 год!;

Допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности:(метод начислений ) факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Виды учётной политики

1.Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

2.Учётная политика для целей налогового учёта

3.Учётная политика для отчетности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

могут рассматриваться следующие основные вопросы:

1. Стандартный план счетов

2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.

4. Способ начисления линейный : (равномерно в течение всего срока полезного использования);

5. Способ начисления амортизации нематериальных активов: линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

7. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:по средней себестоимости ;

10. Способ учёта товаров организациями розничной торговли: по покупным ценам (без учёта наценки);

11. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям: доходы от обычных видов деятельности и тд;

12. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.): по мере готовности работы, услуги, продукции ;

Учётная политика для целей налогового учёта НК

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

1. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

-метод начисления - доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

Кассовый метод - доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения Упрощённой системы налогообложения).

2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

По стоимости единицы запасов (товара);

По средней стоимости;

По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Метод ЛИФО с 01.01.08 г в соответствии с законодательством РФ не применяется в бухгалтерском учёте , но применяется в налоговом учёте.

3. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).-не применяется в бух учёте!

4. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

резерв по сомнительным долгам;

резерв по гарантийному ремонту;

резерв по ремонту основных средств;

резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

5. Метод исчисления НДС:

«по отгрузке » - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;

«по оплате» - по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется!.

Основные направления трансформации российской системы бухгалтерского учета

Необходимость перехода к международным стандартам финансовой отчетности

Что даёт МСФО?

Во-первых , формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, обуславливающим превращение экономики России в органическую составляющую мирохозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес). Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется предоставленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и соответственно будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. может рассчитывать на иностранное финансирование.

Во-вторых , международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.

Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня Лондонская, Франкфуртская, Цюрихская, Люксембургская, Амстердамская, Римская, Гонконгская и ряд других фондовых бирж допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг.

В-третьих , использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.

Конечно, разработку новых российских стандартов можно вести "с нуля". Однако лучше и дешевле использовать уже накопленный в мире опыт. Приобщение к МСФО позволит в кратчайшие сроки и наиболее рационально выполнить важнейшую задачу, стоящую перед отечественным бухгалтерским учетом, – создать эффективную систему учета, обеспечивающую потребности рыночной экономики.

В-четвертых, использование МСФО закладывает основу для укрепления и расцвета бухгалтерской профессии, расширяет круг полномочий, обязанностей и, как следствие, знаний и навыков.

Этапы преобразования российской системы учета

Анализ показывает, что система бухгалтерского учета в России находится на этапе реформирования. Началом этого процесса можно считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23. 10. 1992 г. №3708-1.

Намечены четыре основных направления и следующие этапы преобразования бухгалтерской системы. Они включают:

1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими условиями:

Создание методик учета новых объектов деятельности, новых субъектов

Разделение бухгалтерского и налогового учета;

Разработка и принятие Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике;

Определение допустимых отступлений от МСФО;

Изменение понимания роли аудитора;

Формирование новой нормативно-правовой базы.

2. Реорганизация системы нормативного регулирования: формирование органов регулирования бухгалтерского учета; создание системы общественно-государственного контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета.

3. Формирование бухгалтерской профессии: создание простейших профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов; введение профессиональной аттестации; формирование институтов профессиональных бухгалтеров и профессиональных аудиторов,

В условиях расширения круга пользователей учетной информацией усиливается необходимость установления качественного контроля ее достоверности, от степени которой будет зависеть эффективность принимаемых решений акционерами, инвесторами, кредиторами и т. п.

Налоговая политика предприятия

Налоговая политика предприятия является эффективным инструментом минимизации налоговых обязательств в рамках действующего законодательства.

Каждая организация заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости. Причем, чем выше налоговые ставки, тем сильнее заинтересованность организации в уменьшении налоговых отчислений. Эффективное налогообложение невозможно без существования единой налоговой политики предприятия, которая ставит целью увеличение дохода и уменьшение затрат на налогообложение.

Заинтересованность в снижении налоговой нагрузки порождается также несовершенством налогового законодательства. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость – сильная мотивация к выработке эффективной налоговой политики организации. Налоговая политика организации, как составная часть ее финансовой политики, - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей организации.

Целью налоговой политики является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. как способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности.

Принципы налоговой политики:

Законность – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налоговой политики;

Выгодность – снижение совокупных налоговых обязательств в результате применения инструментов налоговой политики;

Реальность и эффективность – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

Альтернативность – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;

Оперативность – корректировка процедуры налоговой политики организации с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

Понятность и обоснованность – схема должна быть понятна, а составные части иметь экономическое и правовое обоснование.

Различают три варианта организации налогового учета.

Первый вариант основан на создании автономной системы налогового учета.

Второй вариант предусматривает выделение налогового учета из бухгалтерского учета.

Третий вариант налогового учета базируется на единой информационной системе бухгалтерского учета.

Большие потенциальные возможности оптимизации налогов заложены в учетной политике предприятия. Важнейшей частью внутреннего налогового планирования является выбор учетной политики организации.

Налоговая политика предприятия делает возможным снижение налоговой нагрузки наряду с увеличением производства, разработкой и введением нового технологического оборудования.

Налоговая политика включает:

Выбор правильной организационно-правовой формы

определение тактики работы с налоговой инспекцией

выбор видов деятельности, которые сделают налоговую нагрузку минимальной

определение оптимальных способов и сроков уплаты налоговых обязательств

направление распределения прибыли

порядок привлечения инвестиций, которые положительно скажутся на налогообложении

быстрое реагирование на законодательные инициативы в сфере налогообложения

использование налоговых льгот

рациональное управление базой налогообложения

выбор форм расчетов с контрагентами

управление рисками

грамотный учет затрат предприятия

оценка кредиторской задолженности

Снижение налоговых выплат – это нормальная практика российского и западного бизнеса, но требует грамотного и осторожного подхода. Такая политика должна осуществляться законно, чтобы у контролирующих органов не возникало вопросов к руководству предприятия. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг состояния законодательства , порядка и сроков уплаты налогов, сборов и других платежей.

Оптимизации подлежат основные налоги:

Оптимизация налога на прибыль: формирование эффективной учетной политики, использование резервов и амортизационных премий.

Оптимизация НДС: раздельный учет, спорные счета-фактуры, возможность вычета НДС с авансов, меры предосторожности при выборе контрагента.

Оптимизация налога на имущество: управление стоимостью объектов, переоценка и деление имущества.

Отдельно следует изучить возможность оптимизации расходов на персонал. Необходимо оптимизировать расходы на оплату труда, премиальные, разработать порядок экономии на налогах по зарплате и социальном пакете сотрудников.

2.4 Финансовая стратегия и тактика . Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития организации. Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период более 12 месяцев или на период, превышающий операционный цикл, относятся к долгосрочной финансовой политике.

К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:

    выработку кредитной стратегии;

    управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

    ценовую стратегию;

    выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.

Финансовая стратегия состоит из следующих составляющих:

Финансовое планирование (текущее и перспективное), определяющее все источники поступления финансов и основные направления их расходования;

Централизация финансовых ресурсов, благодаря которой возможно маневрирование этими ресурсами

Создание финансовых резервов в целях обеспечения устойчивости предприятия;

Полное и своевременное выполнение обязательств перед контрагентами;

Разработка учетно-финансовой политики, а также амортизационной политики предприятия;

Ведение финансового учета на основе действующих стандартов;

Формирование финансовой отчетности в соответствии с действующим законодательством;

Финансовый анализ и контроль деятельности предприятия.

Финансовая стратегия предполагает учет всех финансовых возможностей компании в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивая соответствие этих возможностей рыночной конъюнктуре, определяет долгосрочные цели деятельности предприятия и выбор оптимальных путей их достижения.

Финансовая стратегия является базисом для выработки основных направлений финансовой политики компании , к которым относятся налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная и инвестиционная политика.

Задачи финансовой стратегии:

Выявление способов оптимального использования финансовых ресурсов;

Выявление перспектив финансовых взаимоотношений с контрагентами;

Финансовое обеспечение текущей деятельности и инвестиционных проектов;

Исследование финансово-экономических возможностей конкурентов;

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение финансовой устойчивости.

Разработка и воплощение финансовой стратегии базируются на применении инструментов финансового управления (бюджетирование, финансовый анализ и контроль) и рынка финансовых услуг (лизинг, факторинг, страхование).

Разработка финансовой стратегии основывается на данных финансовой отчетности – сведениях финансового (бухгалтерского) учета, который ведется с нарастающим итогом, что удобно для контроля за финансовыми потоками, но не для управления ими. Поэтому все большее распространение получает учет управленческий , обслуживающий финансовую службу предприятия более оперативно, чем бухгалтерский учет – не раз в квартал, а ежедневно.

Для этого разрабатывается учетная пол итика, предусматривающая ведение финансового учета на основании ежедневно получаемой финансовой информации с учетом требований, устанавливаемых нормативно-правовыми актами.

финансовая стратегия - долгосрочная финансовая программа, нацеленная на решение глобальных задач предприятия – его независимости, самоокупаемости и рентабельности.

2.Финансовая тактика – это текущая финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных сиюминутных задач, которые предусмотрены финансовой стратегией предприятия. В том числе финансовая тактика обеспечивает правильное и своевременное изменение финансовых связей, а также перераспределение денежных потоков между различными ресурсами предприятия, а также между его структурными и обособленными подразделениями.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами).

Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

Тактическими задачами, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

1) разработка ценовой политики;

2) управление текущими издержками;

3) управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

4) управление финансированием текущей деятельности;

5) организация текущего финансового планирования.

Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования, как собственных, так и привлеченных.

Финансовая тактика по сравнению с финансовой стратегий должна отличаться большей гибкостью, дабы предприятие могло без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка – изменения стоимости услуг и капитала, спроса и предложения, воздействия человеческого фактора – например, принятия неверного решения кем-то из сотрудников компании.

Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны : стратегия определяет тактику, однако удачное применение тех или иных тактических находок в ситуациях, не предусмотренных в стратегическом плане, вполне может привести и к изменению финансовой стратегии компании.

Каждая организация для целей налогового учета должна создать собственную учетную политику. О том, как сформировать этот документ или добавить актуальные изменения в уже существующий, можно узнать из следующей статьи.

В «налоговой» учётной политике определяется порядок организации учёта и документооборота по операциям, связанным с формированием величины налогооблагаемых баз, совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Рассмотрим основные моменты, которые должны быть раскрыты при формировании учётной политики для целей налогового учёта. Давая рекомендации, мы будем использовать алгоритмы, предлагаемые программой «Конструктор учётной политики», представляемой правовой системой «Консультант Плюс».

Организационные положения

  1. Для целей формирования информации по налоговому учёту организация раскрывает в рамках указанного раздела сведения, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так по каждому из налогов, плательщиком которых является организация.
  2. Данные о том, является ли организация вновь созданной или нет, необходимы для того, чтобы установить - является ли учётная политика организации совершенно новой, представляет собой модификацию старой либо принята совершенно новая учётная политика. Отмечаем, что учётная политика формируется не позднее 90 дней с момента учреждения организации и применяется последовательно из года в год.
  3. Далее организации необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. Данная информация помимо констатации факта несёт в себе и дополнительную нагрузку. В зависимости от конкретного вида деятельности организация будет формировать особенности своей учётной налоговой политики (в первую очередь, в части налога на прибыль).
  4. Для этих же целей - для характеристики особенностей деятельности организаций, учитываемых при формировании данных по налоговому учёту налога на прибыль - организация должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несёт ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
  5. Для целей формирования информации о порядке ведения учёта по налогу на имущество, организация должна указать, имеется ли у неё на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
  6. Для структурной характеристики организации, а также в качестве сведений, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании информации о необходимости распределения налоговых платежей, организации необходимо указать в учётной политике на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта федерации.
  7. Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учёта. Организация может вести учёт данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (в этом случае в тексте учётной политики следует указать их наименование), либо собственными силами. Если налоговый учёт ведётся собственными силами, то необходимо указать, кто именно этим занимается - отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой организации.
  8. Существенным моментом является указание на способ ведения налогового учёта (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведётся налоговый учёт.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками НДС.

В рамках общих положений по порядку ведения налогового учёта НДС организация должна указать периодичность возобновления нумерации счетов-фактур. Жёсткого ограничения в нормативных и законодательных актах по данному вопросу нет, поэтому организация вправе указать любой из предлагаемых вариантов - ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, с иной периодичностью. Организации, занимающиеся изготовлением (производством) товаров, работ и услуг с длительным производственным циклом (более 6 месяцев, согласно перечню, утверждённому Правительством РФ), должны предусмотреть в учётной политике момент определения налоговой базы при получении предоплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот момент может признаваться как общим по всем операциям, либо раздельный (индивидуальный). При выборе «общего» метода организация закрепляет в учётной политике одну из предлагаемых дат - либо на день отгрузки, либо на день получения оплаты (полной или частичной). Если организация предусматривает применение «раздельного» метода, то она вправе использовать обе вышеуказанные даты для определения налоговой базы. При этом в тексте учётной политике необходимо указать, по каким операциям налоговая база определяется на дату отгрузки, а по каким - на дату оплаты.

Дальнейшие моменты, раскрываемые в учётной политике в части порядка ведения налогового учёта НДС, связаны с организацией раздельного учёта НДС у организаций, которые осуществляют операции, облагаемые и необлагаемые НДС, а также виды деятельности, по которым применяются различные ставки данного налога. Соответственно, раскрытие в учётной политике особенностей ведения налогового учёта в данном случае должны только организации, у которых в практике хозяйственной жизни встречаются вышеуказанные операции. Следовательно, первым пунктом в раскрытии в учётной политике информации о порядке ведения раздельного учёта по НДС должно быть указание на факт наличия у организации хозяйственных операций, не облагаемых НДС (при наличии облагаемого оборота), а также операций, облагаемых по ставке 0% (при наличии операций, облагаемых по иным ставкам, отличным от 0%).

Далее организации необходимо для себя решить, применяет ли она для целей раздельного учёта так называемое «правило 5%» (раздельный учёт «входного» НДС можно не вести в те налоговые периоды, в которых доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство). Соответственно, игнорирование данного правила означает, что раздельный учёт ведётся вне зависимости от доли соотношения между облагаемыми и необлагаемыми операциями. Как правило, «правило 5%» применяют те организации, у которых доля необлагаемых НДС операций незначительна.

Если организация применяет «правило 5%», то в учётной политике ей необходимо раскрыть некоторую дополнительную информацию. Первый момент, связанный с этим, касается регистра учёта расходов в целях применения указанного правила. По выбору организации это может быть либо специальный субсчёт, выделенный в рабочем плане счетов, отдельный регистр учёта, либо иной, самостоятельно разработанный, способ. Выбор одного из вариантов зависит от общего порядка организации учётного процесса.

Далее определяется база, пропорционально которой производится распределение общехозяйственных расходов. Данный показатель может определяться пропорционально доле выручки необлагаемых операций в общем объёме реализации, пропорционально доле прямых расходов в общей сумме расходов либо любым иным способом, принятым организацией. Выбор способа делается исключительно на основании профессионального суждения должностных лиц организации. Отмечаем, что при выборе в качестве базового показателя «доли расходов» организация может предусмотреть в учётной политике создание специальной формы (регистре налогового учёта).

Следующим моментом, связанным с ведением раздельного учёта по НДС, является определение периода для расчёта пропорции НДС, подлежащего вычету по основным средствам и нематериальным активам (НМА), принимаемым к учёту в первом или во втором месяце квартала. На выбор организации предлагается определить указанное соотношение между облагаемым и необлагаемым оборотом по НДС либо на основании месячных данных, либо по итогам квартала. Выбор варианта зависит от того, формирует ли организация данные о реализации товаров, работ, услуг ежемесячно или нет. Если нет, то следует выбирать вариант на основании «квартальной» пропорции.

Ведение раздельного учёта «входного» НДС организация вправе вести либо на специальном субсчёте к балансовому счёту 19 «НДС по приобретённым ценностям», либо в отдельном регистре, либо в ином, самостоятельно определённом порядке. Выбор указанного порядка зависит от постановки в организации учётного процесса.

Порядок ведения раздельного учёта операций по реализации товаров, работ и услуг, облагаемых и необлагаемых НДС, также необходимо предусмотреть в учётной политике. По аналогии с вышеуказанным, такой учёт повыборно может вестись либо на специальном субсчёте, либо в отдельном регистре, либо любым иным способом. Выбор варианта даётся на усмотрение организации.

Налог на прибыль организаций

Данный раздел заполняют только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль. Для начала организации необходимо указать, каким образом будет производиться формирование информации для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль. Это могут быть как специально разработанные регистры налогового учёта, так и регистры бухгалтерского учёта, дополненные при необходимости соответствующими реквизитами. Выбор одного из вариантов зависит от самой организации с учётом того, каким образом у неё организован порядок ведения учёта и построен документооборот.

Далее организация должна указать, какой отчётный период она применяет по налогу на прибыль - ежемесячный или ежеквартальный. Вариант выбора зависит исключительно от самой организации и её желанием формировать показатели по налогу на прибыль тем или иным способом.

Организации необходимо указать в учётной политике тот факт, что она уплачивает по налогу на прибыль ежемесячные авансовые платежи. В данном вопросе у организации варианты выбора отсутствуют, так как те, кто освобождён от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, напрямую поименованы в пункте 3 . Следовательно, данный момент носит чисто констатирующий характер.

Организации, имеющие обособленные структурные подразделения, расположенные на территории разных субъектов федерации, должны раскрыть в учётной политике информацию о базовом показателе, пропорционально которому (помимо остаточной стоимости амортизируемого имущества) производится распределение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Организация может выбрать либо долю среднесписочной численности сотрудников подразделения, либо долю расходов на оплату их труда. Выбор одного из вариантов зависит исключительно от самой организации в зависимости от профессионального суждения её должностных лиц.

Учет доходов и расходов

Далее следует большой блок вопросов, связанный с учётом доходов и расходов организации. Первый и самый существенный вопрос в этом блоке - метод признания доходов и расходов. Обращаем внимание на то, что свободный выбор одного из двух методов могут себе позволить только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. То есть те, кто могут применять кассовый метод, но хотят применять метод начисления. Остальные организации обязаны указать в своей учётной политике «метод начисления» на безальтернативной основе.

Следующий вопрос касается только организаций с длительным технологическим циклом (производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства), по которым не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Такие организации вправе заложить в учётной политике порядок признания доходов путём их распределения между отчётными периодами либо равными долями исходя из количества периодов, либо пропорционально понесённым затратам, либо иным обоснованным способом. Выбор одного из вариантов зависит от принципов налогового планирования, определяемых организацией самостоятельно.

Далее раскрывается момент, связанный с порядком признания убытков от уступки права требования долга до наступления срока платежа. Показатель, исходя из которого рассчитывается нормирование суммы убытка, может рассчитываться по выбору организации либо исходя из максимальной ставки процентов, установленных по видам валют, либо исходя из ставок по долговым обязательствам, подтверждённым методами, предусмотренными пунктом 1 (методы, используемые при определении для целей налогообложения прибыли в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица). При этом если организация для указанных целей использует метод сопоставимых рыночных цен, то ей необходимо также установить критерии сопоставимости (например, одинаковая валюта, одинаковый срок, иной однотипный показатель на усмотрение организации).

В отношении расходов на НИОКР организации необходимо указать, каким образом данные расходы будут учитываться. Варианта может быть два - либо данные расходы будут формировать стоимость НМА (в этом случае включение в состав расходов будет производиться через амортизацию в течение определённого срока полезного использования), либо в составе прочих расходов (в этом случае включение в состав расходов будет производиться в течение двух лет).

К фактическим расходам на НИОКР для целей их включения в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, организация вправе применять коэффициент 1,5. Об данном факте следует сделать соответствующее указание в учётной политике. При этом необходимо помнить, что выбирая использование данного коэффициента, организации дополнительно вменяется обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации отчёт о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Указанный отчёт представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены соответствующие НИОКР. При этом отчёт о выполненных НИОКР представляется в отношении каждого НИОКР и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчётов.

Следующий вопрос касается порядка учёта доходов от аренды. По выбору организации они могут учитываться либо в составе доходов от реализации, либо в составе внереализационных доходов. Как правило, вариант выбора в данном случае зависит от того, каким образом указанные доходы признавались в бухгалтерском учёте.

Учет прямых и косвенных расходов

Далее следует блок вопросов, касающихся особенностей учёта прямых и косвенных расходов. Для начала организации следует утвердить перечень прямых расходов, выбрав их из предлагаемого перечня. По желанию организации этот перечень может быть как максимально сокращён, так и максимально расширен. Обычно перечень прямых расходов для целей налогового учёта по налогу на прибыль соответствует аналогичному перечню, принимаемому для целей бухгалтерского учёта.

В отношении прямых расходов, связанных с оказанием услуг, организация вправе предусмотреть либо их распределение на остатки незавершённого производства (НЗП), либо в полном объёме учитывать в составе текущих расходов. Выбор одного из вариантов остаётся полностью на усмотрение самой организации исходя из имеющихся у неё принципов налогового планирования.

Также организации необходимо раскрыть в учётной политике принципы распределения прямых расходов на НЗП. В зависимости от особенностей производственного процесса, а также на основании профессионального суждения должностных лиц, организация вправе выбрать любой из методов, предложенных в списке, либо утвердить свой собственный метод. При этом допускается применение разных методов распределения прямых расходов в зависимости от вида выпускаемой продукции.

Если организация имеет прямые расходы, которые невозможно однозначно отнести к выпуску конкретной продукции, об этом факте следует указать в учётной политике. При этом следует предусмотреть показатель, на основании которого такие расходы будут распределяться между видами продукции. Таким показателем может быть заработная плата сотрудников, занятых в основном производстве, материальные расходы, выручка, либо иной другой показатель, выбранный организацией на основании профессионального суждения её должностных лиц.

Учет ТМЦ

Переходим к блоку, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с учётом товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для начала обратимся к учёту товаров.

В отношении покупных товаров организация вправе установить формирование их стоимости в налоговом учёте как без учёта дополнительных расходов по их приобретению, либо с учётом их. При этом организация может выбрать, все ли дополнительные расходы включаются в стоимость покупных товаров или только определённые их виды. Перечень дополнительных расходов, включаемых в стоимость приобретения товара, также нужно установить в учётной политике. Обычно выбор в пользу того или иного способа формирования стоимости товаров зависит от того, каким образом их стоимость формировалась в бухгалтерском учёте.

Следующий момент - указание на метод оценки товара при его реализации. Выбирается один из трёх методов - по себестоимости единицы, по средней стоимости, метод ФИФО. При этом допускается как применение единого метода по всем видам товаров, так и выбор индивидуального метода для каждой группы.

В отношении сырья и материалов организация также должна указать способ их оценки при списании. При этом предлагаются на выбор те же методы, что использовались для оценки товаров. Аналогично допускается применение различных методов оценки для различных групп сырья и материалов.

В отношении малоценного имущества (материальные ценности длительного пользования, не относящиеся к категории амортизируемого имущества) организация должна указать, каким образом его стоимость будет включаться в состав текущих расходов - единовременно (по аналогии с сырьём и материалами), либо равными долями в течение более чем одного отчётного перехода (исходя из срока полезного использования либо другого экономически обоснованного показателя).

Амортизация

Теперь обратимся к порядку учёта амортизируемого имущества (основных средств и НМА). Первый вопрос касается порядка формирования первоначальной стоимости основных средств. Организация вправе установить перечень расходов по созданию основных средств, не включаемых их первоначальную стоимость. При этом отмечаем, что отказ от включения какого-либо вида расходов в первоначальную стоимость основных средств может привести к разногласиям с контролирующими органами. Так что раскрытие данной информации в учётной политике может быть сопряжено с дополнительными рисками.

Если организация осуществляет свою деятельность в области IT-технологий и соответствует критериям, установленным пунктом 6 , то она вправе выбрать вариант учёта в составе расходов стоимости электронно-вычислительной техники - либо в составе материальных расходов, либо в виде амортизации. При этом если выбирается вариант учёта в составе материальных расходов, то включение в состав текущих расходов может производиться повыборно либо единовременно, либо в определённых долях в течение более чем одного отчётного периода исходя из срока эксплуатации или иного экономически обоснованного показателя.

Если организация арендует или планирует брать в аренду основные средства, ей необходимо указать в учётной политике, каким образом она будет производить амортизацию невозмещаемых капитальных вложений в арендованные основные средства (неотделимые улучшения). Такая амортизация может производиться либо из срока полезного использования арендованного основного средства, либо из срока полезного использования самого неотделимого улучшения. Выбор одного из вариантов производится организацией самостоятельно.

Организация вправе предусмотреть пересмотр срока полезного использования объекта амортизируемого имущества по результатам его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, равно как и не производить такой пересмотр.

В отношении основных средств, ранее эксплуатировавшихся у прежних собственников в том же качестве, организация может установить особый порядок определения срока полезного использования - с учётом срока эксплуатации у прежнего собственника. При этом указанный вариант не является обязательным, и по указанным объектам организация может устанавливать по ним общий порядок определения такого срока (то есть не учитывая срок прежней эксплуатации).

В следующем блоке рассмотрим информацию, которую необходимо раскрыть в части порядка начисления амортизации. Для начала выбирается один из двух методов - линейный (равномерное распределение в течение срока полезного использования) или нелинейный (ускоренное списание в первые годы эксплуатации). При этом необходимо помнить, что при нелинейном методе амортизация начисляется не индивидуально по каждому объекту основных средств, а по группам.

Соответственно, выбирая нелинейный метод, перед организацией возникает необходимость раскрытия дополнительной информации. В частности, она может предусмотреть ликвидацию амортизационной группы с суммарным балансом менее 20 тыс. руб. (с единовременным переносом недоамортизированного остатка в состав внереализационных расходов), либо не делать этого (в этом случае амортизация будет начислять до полного погашения стоимости). Выбор варианта полностью относится на усмотрение организации.

Организация вправе предусмотреть применение «амортизационной премии» (единовременное включение в состав расходов части стоимости амортизируемого имущества). Применение амортизационной премии (с учётом ограничений, налагаемых НК РФ) возможно как в отношении первоначальной стоимости, так и расходов на её увеличение. Возможно также применение амортизационной премии только по одному из двух указанных направлений.

В отношении амортизационной премии допускается как установление нижнего порога первоначальной стоимости основных средств и расходов на её увеличение, к которым она применяется, так и отказ от такого ограничения. В последнем случае амортизационная премия будет применяться в отношении всех основных средств (кроме тех, в отношении которых в НК РФ существует прямой запрет на её применение).

Организации, у которых имеются основные средства, соответствующие критериям, приведённым в пунктах 1 - 3 , вправе применять к нормам амортизации соответствующие повышающие коэффициенты.

Если к основному средству может применяться несколько повышающих коэффициентов по разным основаниям, организация должна выбрать только один. Это может быть максимальный, минимальный либо иной другой промежуточный коэффициент.

В отношении абсолютно любых основных амортизируемых основных средств организация может установить применение коэффициентов, понижающих норму амортизации. При этом в учётной политике следует указать перечень групп амортизируемого имущества, в отношении которых подобные коэффициенты применяются, а также ссылку на документ, в котором приведён данный перечень.

Резерв расходов

Следующий блок данного раздела касается вопросов формирования резервов расходов. Организация вправе формировать резервы, приведённые в перечне, либо не формировать их. При выборе в пользу «формировать» в учётной политике необходимо раскрыть дополнительную информацию.

Организации, формирующие резерв на ремонт основных средств, дополнительно должны указать, осуществляют ли они накопление средств для проведения особо сложного и дорогого ремонта основных средств в течение более одного отчётного периода или нет.

Организации, формирующие резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, обязаны указать период, в течение которого они осуществляли реализацию товаров (работ) с гарантийным сроком. Размер этого срока, в зависимости от особенностей организации, может составлять либо три и более лет, либо менее трёх лет. Данная информация необходима для расчёта предельного процента отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Также в отношении резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание необходимо указать направление использования неизрасходованной части резерва - то есть переносится ли его остаток на следующий год или нет. Вариант выбора в данном случае остаётся на усмотрение организации.

Организации, формирующие резерв на отпуска должны раскрыть методику его формирования - формируется ли он единым порядком по всей организации или осуществляется индивидуально по каждому сотруднику. Возможен свободный выбор любого из предложенных вариантов исходя из принятой в организации схемы организации ведения учётного процесса.

Организации, формирующие резерв на выплату вознаграждения за выслугу лет, должны предусмотреть критерий для уточнения его неизрасходованного остатка, переходящего на следующий отчётный год. Таким критерием может быть сумма вознаграждения, приходящаяся на одного работника, либо какой-либо иной, обоснованный организацией, способ. Вариант выбора критерия остаётся на усмотрение организации.

На вопрос, касающийся критерия уточнения неизрасходованного остатка резерва, переходящего на следующий отчётный год, также должны ответить и организации, формирующие резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год. В качестве такого критерия могут выступать сумма, приходящаяся на одного работника, процент от полученной прибыли либо иной другой экономически обоснованный показатель. Вариант выбора критерия в данном случае также остаётся на усмотрение организации.

Учет операций с ценными бумагами

Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, то организация самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с финансовыми инструментами срочных сделок и делает соответствующую отметку об этом в учётной политике. Вариант выбора в данном случае основывается на основании профессионального суждения должностных лиц сотрудников организации.

В отношении ценных бумаг, необращающихся на организованном рынке ценных бумаг, организация должна указать в учётной политике способы определения их расчётных цен. Варианты выбора представлены в прилагаемом перечне. Организация вправе выбрать абсолютно любой вариант. При этом допускается применение разных способов определения расчётной цены в зависимости от вида ценных бумаг.

В отношении выбывающих ценных бумаг организация должна указать метод списания их стоимости - либо метод ФИФО, либо метод списания по стоимости единицы. Метод оценки по стоимости единицы целесообразно применять к неэмиссионным ценным бумагам, которые закрепляют за их обладателем индивидуальный объём прав (чек, вексель, коносамент и др.). К эмиссионным ценным бумагам (акциям, облигациям, опционам), наоборот, больше подходит метод ФИФО. Ведь такие ценные бумаги размещаются выпусками, внутри каждого выпуска все они имеют один номинал и предоставляют один и тот же набор прав. При этом метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на реализуемые ценные бумаги.

Если организация осуществляет сделки по реализации ценных бумаг с открытием по ним коротких позиций (то есть реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО), то организация должна указать последовательность закрытия этих позиций (приобретение ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым открыта короткая позиция). Закрытие коротких позиций делается либо методом ФИФО, либо по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции. Вариант выбора в данном случае оставляется на усмотрение самой организации.

Если у организации имеются сделки с необращающимися ценными бумагами, по которым невозможно определить место заключения сделки, то она вправе заранее закрепить в учётной политике место заключения сделки. Это может быть территория РФ, место нахождения покупателя, продавца или иное другое оговоренное место. При этом необходимо помнить, что если всё-таки возможность определения места совершения сделки имеется, то право выбора организации не предоставляется.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

В отношении данного налога организации требуется в учётной политике только указать форму налогового регистра по учёту начислений и удержаний по доходам физического лица, в отношении которого организация выступает в качестве налогового агента. Данный момент необходим к раскрытию, так как унифицированные формы налоговых регистров по НДФЛ отсутствуют и организация должна утвердить их самостоятельно.

Налог на имущество организаций

Данный раздел заполняют только организации, плательщики налога на имущества, у которых имеется несколько категорий имущества, налоговая база по которым определяется отдельно. Речь идёт об имуществе, расположенном на территории разных субъектов федерации. В связи с этим по одному и тому типу имущества могут применяться разные налоговые ставки, установленные законами субъектов федерации.

Указанное имущество должно учитываться раздельно либо на отдельных субсчетах к балансовым счетам 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности», либо в специальном налоговом регистре, либо ещё каким-либо способом. О выборе соответствующего способа также нужно сделать отметку в учётной политике. Допустимо также комбинированное использование вышеприведённых методов.

Вот вы и составили учётную политику в целях налогового учёта!

Учетная политика предприятия для системы бухгалтерского и налогового учетов предприятия разрабатывается раздельно главным бухгалтером и его заместителем в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации предприятия. Каждая из них утверждается руководителем и направляется в налоговую инспекцию до первой публикации бухгалтерской и налоговой отчетностей.

Учетная политика предприятия в системе бухгалтерского учета формируется на долговременный период. Ее пересмотр может проводиться в случаях:

Изменения законодательства России;

Разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;

Существенных перемен в хозяйственной деятельности предприятия.

Учетная политика составляется в соответствии с принципами российских и международных стандартов финансовой отчетности. В нее необходимо включить описание основных учетных позиций, таких как:

Форма бухгалтерского учета;

Организация документооборота;

Система регистров;

Метод реализации продукции и определения финансового результата;

Метод начисления амортизации на основные средства;

Система учета приобретения и заготовления материалов;

Порядок амортизации нематериальных активов;

Нормы отчислений от прибыли в резервный капитал;

Подход к оценке товаров в розничной торговле;

Порядок списания материалов в производство;

Методы калькуляции различных видов продукции;

Порядок финансирования ремонтных работ;

Способы учета выпуска готовой продукции;

Порядок списания реализуемых товаров на предприятиях торговли;

Подход к созданию резервов по сомнительным долгам;

Сроки списания доходов будущих периодов;

Порядок списания ценных бумаг при их продаже;

Способы признания доходов и расходов;

Распорядок выплаты дивидендов учредителям;

Порядок и сроки проведения инвентаризации;

Применяемый конкретный план счетов предприятия.

Одновременно с учетной политикой утверждаются:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Формы используемых первичных документов;

Правила документооборота и обработки учетной информации;

Порядок контроля хозяйственных операций.

Основные требования к учетной политике изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденном приказом Минфина РФ от09.12.1998 г. № 60н (в редакции от 30.12.1999 г.). Это положение (как и другие ПБУ) имеет статус российского стандарта бухгалтерского учёта.

Конкретный план счетов бухгалтерского учета, используемый предприятием, содержит:

Перечень, описание и характеристики используемых счетов и субсчетов;

Расшифровывает специфику предприятия и особенности кодирования его типичных хозяйственных операций.

Учетная политика в системе налогового учета может совпадать с учетной политикой в системе бухгалтерского учета по целому ряду пунктов, если в Налоговом кодексе не отражено иное. Она обязательно должна быть дополнена порядком ведения учета, когда НК РФ предоставляет предприятию выбор из нескольких вариантов или не оговаривает методику учетных действий. Анализ документов налоговых органов показывает, что специфическими пунктами налоговой учетной политики должны быть следующие.

Конкретный план счетов налогового учета, построенный на базе официального плана счетов бухгалтерского учета.

Форма налогового учета (желательно совпадающая с формой бухгалтерского учета).

Избранный из двух порядок признания доходов и расходов:

По методу начисления (ст. 271 НК РФ);

По кассовому методу (ст. 272 НК РФ).

Способ отображения разности между оценочной стоимостью основных средств, принятой в бухгалтерском учете, и их остаточной стоимостью, декларированной в налоговом учете (согласно статьям 248,250,251,257 НК РФ).

Один из двух методов амортизации объектов основных средств (ст. 259 НК РФ):

Линейный;

Нелинейный.

Порядок амортизации научно-технических изданий.

Похожие публикации