Обо всем на свете

Банк указал неверный октмо. Фатальные и не фатальные ошибки налогового платежа

| Бухгалтер | 4 882 | голосов: 1

Замена кодов ОКАТО на коды ОКТМО в платежных поручениях на уплату налогов вызвала множество вопросов и скорее всего приведет к большому числу ошибок. К каким последствиям могут привести ошибки в платежках и как их исправить?

Изначально в Налоговом кодексе моменту исполнения обязанности по уплате налога была посвящена всего одна фраза в статье 45 НК РФ : «налог считается уплаченным с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денег со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных средств на день платежа».

Это было реакцией законодателей на последствия банковского кризиса 1998 года и в точности воспроизводило позицию Конституционного суда, который тогда первым встал на защиту налогоплательщиков.

Однако недостаточность этой формулировки выявилась достаточно быстро. Ведь при заполнении платежек налогоплательщики часто допускают ошибки. И вопрос о том, исполнена обязанность по уплате налога или нет, если платежка оформлена с ошибками, решался исключительно через суд. В этой связи в НК РФ были внесены изменения, регулирующие эту ситуацию.

Действующая сегодня редакция статьи 45 НК РФ все ошибки в заполнении платежных поручений делит на две большие группы. В первую попадают ошибки, которые приводят к неуплате налога в бюджет. Их можно назвать «фатальными». А во вторую - те, которые к таким последствиям не приводят.

В группу «фатальных» включены всего две ошибки. Чтобы налог считался не уплаченным, ошибиться нужно либо в номере счета Федерального казначейства либо в наименовании банка-получателя. Соответственно, если такие ошибки вовремя не исправить, у налогоплательщика возникнет недоимка со всеми вытекающими последствиями (пенями, возможным штрафом, блокировкой счета и необходимостью повторной уплаты налога).

Если «фатальная» ошибка обнаружилась уже после исполнения поручения банком, исправить ее можно только одним способом: повторно перечислить деньги по правильным реквизитам. Первоначальную же сумму нужно будет возвращать как излишне уплаченную. Для этого необходимо написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию и подождать 10 дней. В аналогичном порядке можно попросить провести зачет этой суммы.

Последствия «не фатальных» ошибок

Любые другие ошибки, допущенные бухгалтером при заполнении платежного поручения, по задумке законодателя, не влекут возникновения недоимки и не требуют повторной уплаты налога. Проще говоря, если при заполнении платежки были неправильно указаны КБК, ИНН, КПП, ОКАТО/ОКТМО, наименование плательщика, назначение платежа, то все равно будет считаться, что налог был уплачен вовремя. То есть вроде бы никаких проблем с этими ошибками быть не должно.

Однако практика показывает, что намерения законодателя так и остались намерениями. Зачастую инспекции начисляют пени и штрафы налогоплательщикам, допустившим «не фатальные» ошибки при заполнении платежного поручения. И добиваться справедливости все равно приходится в суде (постановления ФАС Московского округа от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159).

Связано это с тем, что в Налоговом кодексе не слишком четко прописаны обязанности налогоплательщика и налоговой инспекции в случае, когда в платежке допущена ошибка. На практике получается, что именно налогоплательщик должен проявить инициативу, дабы сумма, перечисленная по содержащей ошибку платежке, была признана конкретным налогом и правильно учтена на лицевом счете плательщика. Хотя согласно НК РФ в таких случаях обязанность по уплате налога считается выполненной даже несмотря на то, что в платежном поручении содержатся ошибки. Главное, что сумма предназначена плательщиком для перечисления в бюджет. Поэтому подача заявления об уточнении платежа, как говорится в пункте 7 статьи 45 НК РФ, - это право, а не обязанность налогоплательщика.

То есть теоретически сумма, направленная в бюджет по ошибочному платежному поручению, должна быть признана налогом вообще без какого-либо участия налогоплательщика. Стоит отметить, что суды поддерживают такой подход (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2010 № А27-19112/2009). По мнению судей, налоговики совместно с органом Федерального казначейства должны сами распределить сумму, поступившую по ошибочной платежке, в соответствующие бюджеты (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2008 № А42-1319/2008). Соответственно, ни о какой недоимке и пенях при «не фатальных» ошибках и речи быть не может.

Однако такая обязанность налоговиков, как распределение сумм, поступившим по платежкам с ошибками, в НК РФ прямо не зафиксирована. В итоге до того момента, как инспекция и казначейство разберутся со статусом «ошибочного» платежа, по лицевому счету будет числиться недоимка и пени на нее. Поэтому при обнаружении ошибки рекомендуется немедленно подавать в ИФНС заявление на уточнение платежа. К заявлению надо приложить платежное поручение с отметкой банка. На основании этого заявления инспекция может инициировать сверку уплаченных налогов, пеней, штрафов или сразу вынести решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. Соответственно, пени, начисленные по лицевому счету, должны быть пересчитаны.

Срок на вынесение такого решения Налоговый кодекс тоже не установил. Но здесь на защиту налогоплательщиков встал Минфин, по мнению которого, сделать это инспекция должна в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или с момента подписания акта сверки (письмо Минфина России от 31.07.2008 № 03-02-07/1-324).

Подведем итог - налогоплательщик, который узнал, что из-за ошибки в платежном поручении налог не отражен на лицевом счете, должен совершить два действия:

    • Обратиться в банк и получить письменное подтверждение того, что налог был перечислен своевременно, то есть платежное поручение с отметкой банка об исполнении;
    • Направить в налоговую инспекцию по месту учета заявление об уточнении платежа. При необходимости одновременно можно подать заявление о проведении сверки платежей.

Несмотря на то что сейчас процесс перечисления налогов в бюджет полностью автоматизирован, бухгалтеры все равно допускают ошибки при оформлении платежных документов на перечисление налогов в бюджет. Ведь прежде чем запус­тить процесс формирования платежки, нужно внести все необходимые реквизиты. Так что и сейчас человеческий фактор играет свою роль. Давайте посмотрим, какие ошибки приведут к негативным налоговым последствиям, а какие можно безболезненно исправить.

С 1 июля 2015 г. налоговые органы начинают поэтапное внедрение в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы нового поколения «Налог-3». В ней подъем данных из предыдущих программных комплексов будет производиться не более чем за три года, предшествующих подъему, а именно за 2012, 2013, 2014 гг. В связи с этим ФНС России в письме от 02.04.2015 № ЗН-4-1/5411 настоятельно рекомендовала налогоплательщикам до 1 июля 2015 г. произвести уточнение платежных до­кумен­тов, оформленных до 1 января 2012 г.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет суммы налогов. При этом на расчетном счете организации должно находиться достаточное количество денежных средств (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Случаи, когда обязанность по уплате налога не будет признаваться исполненной, перечислены в п. 4 ст. 45 НК РФ. Их всего пять. Среди них неправильное указание налогоплательщиком (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Исходя из формулировки данной нормы, ошибки или неточности в других реквизитах платежного поручения на перечисление налога вполне допустимы. Речь идет о КБК, ИНН, КПП, кодах ­ОКАТО и др. Разберемся, так ли это. Сразу отметим, чтобы избежать проблем с налоговиками, лучше произвести уточнение платежа.

Казнить, нельзя помиловать

Как мы уже сказали, если платеж ушел не на тот счет Федерального казначейства или налогоплательщик допустил ошибку в наименовании банка получателя, то налог не будет считаться уплаченным. Это, безусловно, приведет к возникновению недоимки, начислению пеней.

Суд выиграть можно, но сложно

Доказывать, что ошибка не повлекла неперечисление денег в бюджет долго и, как показывает практика, нецелесообразно. Решения арбитражных судов в пользу налогоплательщика в этих случаях крайне редки. Тем не менее они есть. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 плательщик перепутал счета Федерального казначейства Москвы и Московской области. Инспекция не могла провести межрегиональный зачет налога. Фирма, признав ошибку, уплатила налог по правильным реквизитам. Но, естественно, с опозданием. Налоговый орган по заявлению компании вернул ошибочно перечисленный платеж, при этом начислил ей пени за пропуск срока платежа.

Обратившись в суд с требованием признать начисление пени незаконным, фирма выиграла процесс. Суд решил, что «указание в платежном поручении номера счета одного органа Федерального казначейства вместо другого еще не означает непоступление денежных средств в бюджетную систему, поскольку УФК по г. Москве, так же как и УФК по Московской обл., осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации».

Отметим, что на беспроблемный пересчет пени при «фатальной ошибке» фирма может не рассчитывать. Такой пересчет может быть проведен только при условии, что обязанность по уплате налога признана исполненной (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Виной всему банк

Бывает, что в неправильных реквизитах виноват не плательщик, а банк. Тогда фирма может требовать возмещения убытков в виде пеней со своей кредитной организации в судебном порядке.

Обосновать свое требование нужно положениями ст. 60 НК РФ. В ней указано, что банки обязаны исполнять поручение на перечисление налога в бюджетную сис­тему на соответствующий счет Федерального казначейства, а также нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. А для налогового органа совершенно не важно, по чьей оплошности деньги не попали в бюджет (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@).

Правила исправления

Для того чтобы исправить «фатальную» ошибку и избежать начисления пеней и обвинений в недоимке, необходимо уплатить налог повторно по правильным реквизитам (письмо ФНС России от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228). Напомним, что при перечислении налогов и сборов в бюджетную систему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Возврат ошибочно перечисленных денежных средств проводится по заявлению налогоплательщика, которое нужно представить в налоговый орган по месту учета и приложить к нему копию платежного до­кумен­та, подтверждающего уплату (письмо ФНС России от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@).

Механизм возврата налога довольно детально прописан в письме Минфина России от 02.11.2011 № 02-04-10/4819 . В нем подробно описаны процедуры взаи­модействия УФК и налогового органа. А основное действие, которое для этого требуется совершить налогоплательщику, — подать заявление

Обратите внимание: при возврате налогов, в том числе ошибочно уплаченных «не туда», заявление подается по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ . Соответствующее решение принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения заявления от компании или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов. Сумма налога возвращается в течение одного месяца с даты, указанной в заявлении.

Эти правила установлены ст. 78 НК РФ. При подаче заявления на возврат необходимо придерживаться нескольких прос­тых правил.

Во-первых, заявление на возврат излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня его уплаты. Пропуск трехлетнего срока влечет отказ в возврате.

Во-вторых, о принятом решении налоговый орган обязан уведомить компанию в течение трех дней.

В-третьих, пропуск месячного срока на возврат влечет начисление процентов. В такой ситуации инспекция обязана сразу приплюсовать проценты, рассчитанные со дня, когда налог должен быть возвращен, по день фактического возврата к той сумме, которая перечисляется организации (письмо Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-08/54846). Никакого дополнительного заявления для этого подавать не нужно.

Казнить нельзя, помиловать

Как мы уже сказали в начале статьи, при оформлении поручений на уплату налогов плательщики часто путают КБК, коды ­ОКАТО и ­ОКТМО, ИНН налоговых органов и др. Из-за этого возникают споры с инспекциями по признанию обязаннос­ти об уплате налога исполненной.

Плательщики настаивают на том, что требования п. 4 ст. 45 НК РФ выполнены и претензии чиновников необоснованны. Довольно часто эти споры доходят до самой высокой инстанции.

­ОКАТО и ­ОКТМО

Наибольшее количество споров возникает при перечислении ­НДФЛ за работников общества в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения компании. Как показывает практика, компании указывают правильный КБК, но допускают ошибки в ­ОКАТО (с прошлого года — ­ОКТМО).

У судов долго не было единой позиции о том, считается ли в данном случае обязанность налогового агента исполненной или нет, возможен ли межбюджетный зачет и обоснованны ли пени. Яркий пример — постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13. Неправильный ­ОКАТО в платежке привел к начислению пени по ­НДФЛ. Фирма оспорила их в суде, и первая инстанция ее поддержала, а вот апелляция и кассация высказались против. Они указали, что предприятие нарушило требования п. 7 ст. 226 НК РФ, согласно которому «налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту своего нахождения и по мес­ту нахождения каждого обособленного подразделения». А задолженность перед муниципальными бюджетами влечет начисление пеней.

А вот надзор отменил решения нижестоящих судов и достаточно логично сформулировал свою позицию. Среди оснований для признания обязанности по уплате налога неисполненной неправильное указание кода ­ОКАТО не названо. Раз сумма налога поступила в бюджетную систему РФ, значит, она считается уплаченной и задолженность у предприятия отсутствует. Пени могут быть начислены только на неуплаченную сумму налога. Аналогичный подход ранее был продемонстрирован в Определении ВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16910/10, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 № А56-48850/2011, Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 № A45-15055/2011 и др.

Вроде бы постановление надзорной инстанции должно было привести к единообразию в решениях судов. Но не тут-то было. Буквально в следующем после выхода вышеназванного постановления Президиума ВАС РФ году появилось Определение ВАС РФ от 22.05.2014 № ВАС-3838/14, в котором тройка судей в похожем споре поддержала противоположную позицию и отказала в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмот­ра в порядке надзора.

В данном деле фирма настаивала, что переплату ­НДФЛ по обособленному подразделению можно было зачесть в счет недоимки по головной организации, а начисление пени неправомерно. Первые две инстанции встали на сторону компании. Они указали, что бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов — федерального, субъектов РФ, местных, а это значит, что система не может страдать, если налог в нее в принципе поступил (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Однако, кассационная инстанция, а вслед за ней и надзор приняли другое решение. Они посчитали пени обоснованными. Так как «компенсация соответствующему бюджету непоступивших сумм налогов обес­печена пеней — суммой, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки».

Но на радость плательщикам сейчас позиция о том, что ошибка в ­ОКТМО (ранее — ­ОКАТО) не является основанием считать налог неперечисленным, подтверждена Верховным судом РФ (Определение от 10.03.2015 № 305-КГ15-157). На наш взгляд, эта позиция более обоснованна. Так как платежи зачислены на единый бюджетный счет, соответствующий КБК, то неверное указание кода ­ОКАТО или ­ОКТМО в платежном до­кумен­те не может служить причиной для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Кстати, ФНС России, в отличие от налоговых органов на местах, уже как полтора года вполне с этим согласна (письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Неверный КБК

Не секрет, что коды бюджетной классификации для уплаты налогов изменяются чуть ли не ежегодно. Поэтому бухгалтеры следят за ними очень пристально. Тем не менее ошибки происходят.

Бояться проставления в платежном поручении на уплату неправильного КБК не стоит. Минфин России еще в письме от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 разъяснил, что в случае неправильного указания налогоплательщиком КБК, не повлекшего неперечисления налога в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства, следует руководствоваться п. 7 ст. 45 НК РФ. То есть подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением до­кумен­тов, подтверждающих уплату, с просьбой уточнить принадлежность платежа. Также можно попросить инспекцию о сверке расчетов, после которой налоговики примут решение об уточнении платежа.

Напомним, что порядок сверки расчетов проводится по Регламенту, утвержденному приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Срок процедуры не должен превышать десяти дней. Если же выявлены расхождения в данных плательщика и инспекции, он увеличивается до 15 дней. Результаты сверки должны быть оформлены актом и соответствующей справкой, подписанной руководителем инспекции.

Отметим, что уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же налога. На это обратила внимание ФНС России в письме от 22.12.2011 № ЗН-4-1/21889.

Правда, территориальные налоговые органы не всегда готовы так просто решать подобные вопросы, что подтверждается арбитражной практикой. Налогоплательщики вынуждены отстаивать свои платежи в судах и, надо сказать делают это довольно успешно. Приведем примеры.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012 суд указал, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежных до­кумен­тах. Ведь этот код необходим лишь для правильного распределения средств между бюджетами. Аналогичное мнение — в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2013 № А32-31731/2012, Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012, Центрального округа от 08.10.2013 № А14-18051/2012 и др.

И несколько слов об указании КБК, которого не существует (код отменен или изменен). Несмотря на мнение ФНС России, суды считают, что такая ошибка также не приводит к фатальным последствиям и налоговый орган вполне в состоянии идентифицировать платеж при прочих правильных реквизитах. В частности, такой вывод содержат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 № Ф04-8059/2006(29059-А81-33), Северо-Западного округа от 07.10.2008 № А42-1319/2008. Решения, хоть и приняты довольно давно, содержат ссылки на действующие нормы НК РФ, а значит, вполне актуальны и в 2015 г.

Платите налоги сами!

Рассмотрим еще один вопрос, касающийся порядка заполнения поручения на перечисление налогов в бюджет в случае, если плательщиком является третье лицо. Такая ситуация может возникнуть, например, при уплате налогов за компанию директором или учредителем.

Позиция Минфина России достаточно определенна. Во-первых, при перечислении налогов и сборов в бюджетную сис­тему РФ расчетные до­кумен­ты заполняются в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Во-вторых, в платежке должны быть указаны реквизиты налогоплательщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые позволяют его идентифицировать. В-третьих, обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика. А это значит, что ее исполнение должно быть подтверждено до­кумен­тами, по которым можно четко установить, что причитающаяся сумма уплачена именно им (письмо Минфина России от 22.12.2014 № ­03-02-08/66327).

Используется в целях идентификации налоговых платежей (взносов в фонды) и обозначает территорию получателя средств. Заполнение реквизита производится по Правилам, введенным в действие Приказом Минфина РФ № 107н от 12.11.13 г. Разберемся в порядке отражения данных в специальном поле 105 платежного документа.

ОКТМО в платежном поручении в 2017 году

Соответствующее поле 105 в платежном поручении заполняется только при уплате налогов или страховых взносов. В остальных случаях, к примеру, при расчетах с поставщиками, эта графа остается пустой. Классификация ОКТМО разработана Росстандартом в приказе № 159-ст от 14.06.13 г. Действующие цифровые коды МО (муниципальных образований) служат для территориального обозначения ведения деятельности налогоплательщика и используются в 2017 году вместо актуальных ранее ОКАТО.

Размер кода варьируется и может быть, как 8-значным – для межнаселенных территорий и МО, так и 11-значным – для населенных пунктов. К примеру, ОКТМО Ростовской области – 60701000, а ОКТМО станицы Кущевская Краснодарского края – 03628416101. В основном используются 8-значные коды – для обозначения МО. Если же необходимо идентифицировать конкретный населенный пункт – поселок, станицу и т.д., то добавляется дополнительная кодировка из 3 цифр. Как правильно заполнить поле 105 в платежном поручении?

Как узнать верный ОКТМО в платежке

Кодировка ОКТМО в платежном поручении в 2017 году выполняется в поле 105 согласно требованиям из п. 6 Правил. При этом указывается значение кода, соответствующее территории перечисления фискального платежа. Заполнение сведений осуществляется с учетом следующих норм:

  • Код ОКТМО должен соответствовать Общероссийской Классификации 159-ст.
  • Если перечисление суммы выполняется на основании декларации по налогу, кодировка должна соответствовать данным отчетности.
  • Запрещено проставлять все нули в коде ОКТМО. Исключение – уплата страховых взносов по п. 4 Приложения № 4 Правил.

Узнать нужный код ОКТМО можно по адресу или по ОКАТО на федеральном портале ФНС. Для этого достаточно зайти в «Электронные сервисы» и выбрать вкладку «Узнай ОКТМО». Далее вводятся исходные данные и получается результат. Ориентируясь на внесенные в поручение сведения, банковское учреждение исполняет платеж.

Если неверно указан ОКТМО в платежном поручении, какие последствия ожидают такую безналичную операцию?

Ошибка ОКТМО в платежном поручении

Заполнении некорректного кода ОКТМО в платежке не вызывает на законодательном уровне последствий неисполнения платежа по перечислению налога, страхового взноса или иного сбора. В подп. 4 п. 4 стат. 45 НК перечислены те обязательные реквизиты, путаница с которыми препятствует уплате средств. Это, в частности:

  • Указание неверного счета Федерального Казначейства.
  • Указание неверного наименования банка-получателя денег.

Все прочие основания, включая внесение неверного значения кода ОКТМО, не могут влиять на зачисление средств в пользу государства. Однако неправильное заполнение показателя нередко приводит к тому, что сумма не поступает на личный счет налогоплательщика. Для исправления ситуации необходимо написать в произвольном виде заявление на имя руководителя территориального подразделения ИФНС с уточнением реквизита и обозначить, чье ОКТМО указывается в платежном поручении. Дополнительно указывается дата и номер платежного документа, сумма, верное и неверное значение кода. В качестве подтверждения прилагаются копии платежки и выписки о движениях по расчетному счету (п. 7 стат. 45 НК).

Похожие публикации