Обо всем на свете

Как определяется прожиточный минимум. Уровень жизни. прожиточный минимум





















Включить эффекты

1 из 11

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, которая поможет рассказать школьникам о распределении и перераспределении доходов с помощью государственных регуляторов. Также учащиеся узнают из чего складываются доходы граждан и почему получается неравенство.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Ритунская Е. Г.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

  • Доходы граждан
  • Источники денежных доходов населения
  • Потребительская корзина
  • Прожиточный минимум
  • Неравенство доходов
  • Перераспределение доходов
  • Налогообложение

Слайд 1

«Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение»

Обществознание 8 класс № 22

Слайд 2

1.Доходы граждан (с.141)

Совокупный доход –это…сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени

Слайд 3

Источники денежных доходов населения:

Оплата труда (зарплата)

Доход от предпринимательской деятельности

Денежные выплаты социального обеспечения:

  • пенсии
  • пособия
  • стипендии

Реализация продуктов личного подсобного хозяйства

Поступления из финансовой системы: выигрыши, % по вкладам, страховые вознаграждения

Слайд 4

Потребительская корзина

Набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.

Слайд 5

Прожиточный минимум

минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране

Пища:Индекс массы тела не менее 16.

Вода: Не должна поступать исключительно из рек и прудов, и должна быть в 15 минутах хода (в одну сторону).

Санузел: Дома или рядом.

Лечение: Должно быть доступно беременным и серьёзно больным.

Кров: Не более 4 человек в одной комнате. Недопустим земляной пол.

Информация: Любое средство связи: радио, телевидение, телефон, интернет.

Услуги: Этот пункт Гордон не определяет.

Считается, что человек, у которого не выполняются два из этих показателей, живёт в абсолютной нищете.

Из статьи Дэвида Гордона «Показатели бедности и голода», написанной для ООН

Слайд 6

2.Неравенство доходов (с.142)

разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты)

разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом)

разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Слайд 8

3.Перераспределение доходов

«Если свободное общество не может помочь тем многим, кто беден, оно не сможет спасти тех, кто богат.»Джон Ф. Кеннеди, президент США

  • Слайд 9

    Государство

    • Устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка
    • Перераспределение доходов и богатства
    • Налогообложение доходов и имущества
    • Социальные трансферты
    • Борьба с монополизацией рынков
    • Создание общественных благ (создание армии, тамож. службы, «Скорой помощи»…)
    • Регулирование конфликтов, порождаемых внешними эффектами или затратами (защита экологии)
  • Слайд 10

    Налогообложение

    1. Пропорциональное

    • Не изменяет неравенство.

    2. Прогрессивное

    • Уменьшает неравенство

    3. Регрессивное

    • Увеличивает неравенство
  • Слайд 11

    Задание на дом:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Обществознание

    8 класс № 22

    Задачи урока

    Неравенство доходов.

    Перераспределение доходов.

    Ход урока.

    прожиточный минимум потребительскую корзину

    Неравенство доходов.

    место проживания человека и

    Перераспределение доходов.

    «Документ» (с. 144).

    1. Социальные выплаты:

    а) стипендии;

    в) пособия нуждающимся;

    д) компенсации.

    В 1991

    В 1999 1999

    Домашнее задание

    (1547 -1616):

    Обществознание

    8 класс № 22

    Тема: Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.

    Задачи урока

    Описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).

    Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «уровень бедности».

    Способствовать воспитанию активной жизненной позиции учащихся при подготовке к осуществлению социальных ролей работников и собственников.

    План изучения нового материала

    Доходы граждан и прожиточный минимум.

    Неравенство доходов.

    Перераспределение доходов.

    Экономические меры социальной поддержки населения.

    Ход урока.

    Доходы граждан и прожиточный минимум.

    Первый пункт плана можно изучить, сконцентрировав внимание на раскрытии понятий

    «совокупный доход»,�«прожиточный минимум»,

    «потребительская корзина» �«уровень бедности».

    Раскрытию учителем и усвоению учащимися понятия «совокупный доход» призвана помочь при�веденная в учебнике схема (с. 141) и обращение к знаниям о доходах граждан, полученным на уроках в 7 классе.

    Сущность трех других понятий учитель может раскрыть на основе соответствующего фрагмента текста учебника, акцентируя внимание на их связи. Так, целесообразно подчеркнуть, что прожиточный минимум есть стоимость того, что входит в потребительскую корзину , а величина доходов�граждан, равная прожиточному минимуму, представляет собой уровень (черту) бедности.

    Те, чей совокупный доход ниже этого уровня, не в состоянии приобрести необходимые�продукты питания, а также непродовольственные товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. Они оказываются за чертой бедности.

    Неравенство доходов.

    II. Начать изучение материала, соответствующего второму пункту плана, рекомендуем с обращения к изложенному в учебном тексте сюжету известной детской сказки «Кот в сапогах», проинтерпретированному применительно к изучаемой теме. Далее полезно поставить и обсудить�следующие вопросы:

    1) С чем связана для людей возможность получать доходы?

    2) Какую роль в этом может сыграть образование?

    3) Может ли сам человек повлиять на ценность и объем находящихся в его собственности факторов производства? Каким образом?

    4) Как влияют на величину доходов такие факторы производства, как труд,�земля, капитал?

    5) Почему люди используют факторы производства с разной степенью успешности?

    В случае затруднения при ответе на эти вопросы следует попросить учащихся прочитать фрагмент параграфна с. 142, второй абзац, начинающийся словами «Различаются доходы людей...».

    При раскрытии данного фрагмента в воспитательных целях полезно обратить внимание на то, что стремление увеличить свои доходы толкает некоторых людей к использованию средств, лежащих вне закона. Понятно, что общество не может приветствовать грабежи, кражи, мошенничество. В то же время есть много законных способов добиться такого уровня доходов, который обеспечит достойную жизнь.

    Можно предложить учащимся привести собственные примеры таких способов и в целом того, как активная позиция человека повлияла на размер его доходов.

    В классах с сильным составом учащихся можно рассмотреть и иные причины неравенства людей в получаемых ими доходах. Например, одной из таких причин является место проживания человека . В ряде стран оно оказывается главным фактором социального неравенства. Ни образование, ни здоровье, ни профессиональные квалификационные характеристики человека, а именно то, где он живет, определяет уровень его дохода. У человека, который живет в крупном городе или в районе экономического развития , шансы на достижение достаточно приличного уровня жизни гораздо выше, чем у человека с такими же характеристиками интеллекта, с тем же наследством, с такой же профессией, но живущего в экономически отсталом регионе. Именно этот факт побуждает большое количество людей переезжать из сельской местности в город или из своего города в другой город либо в другой регион. В дальнейшем эти знания помогут учащимся осознанно изучать вопросы социальной мобильности. Другая причина - структура экономики. Экономисты утверждают, что любая экономика, ориентированная в основном на добывающие отрасли, обречена на высокий уровень неравенства. (Исключением из этого правила называют Кувейт, где численность населения и количество рабочих мест в добывающих отраслях сбалансированы.) Добыча нефти и газа - это так называемые фондоемкие производства, где большую прибыль обеспечивает очень небольшое число людей (в отличие, например, от сферы услуг, где в основном себестоимость продукции формируется за счет вложенного труда).

    При освещении вопроса поляризации доходов важно подчеркнуть специфику неравенства доходов граждан России. Основной вклад в него вносят так называемые крайние группы - самые бедные и самые богатые. Уровень жизни граждан, относящихся к среднему слою, различается весьма незначительно.

    Говоря о поляризации доходов, можно обратиться к данным Фонда общественного мнения. В России в 2005 г. состоялся опрос, участниками которого стали полторы тысячи человек. Респондентам был задан вопрос: «Материальное положение Вашей семьи за последний год улучшилось, ухудшилось или не изменилось?» По полученным данным, 17 процентов опрошенных отметили улучшение материального положения своей семьи, 27 процентов указали, что их материальное положение ухудшилось. Основная же часть опрошенных (53 процента) не заметили изменений в материальном положении. Учащимся можно предложить оценить результаты проведенного опроса и предположить, какими были бы его результаты, если бы он состоялся сегодня и был бы проведен среди их ближайшего окружения.

    Завершая изучение вопроса, важно подвести учащихся к пониманию того, что в целом ряде случаев человек не может противостоять социальной ситуации, вызывающей и обостряющей неравенство доходов. Помочь ему призвано государство, проводящее перераспределение доходов.

    Перераспределение доходов.

    Приступая к характеристике перераспределения доходов, полезно акцентировать внимание учащихся на социальных последствиях обострения проблемы бедности. Предлагаем использовать с этой целью прием исторической аналогии и обратиться к рубрике

    «Документ» (с. 144). После прочтения документа учащимся могут быть предложены следующие вопросы:

    1) Почему в учебнике по обществознанию приведен документ о восстании 1648 г. в Москве? Как он связан с темой урока?

    2) Какие положения изучаемого материала иллюстрируют описанные в документе исторические события?

    В ходе изложения важно отметить, что, как бы ни старалось государство снизить разницу в доходах, оно не может и не должно уравнять доходы всех людей. Доходы тех, кто производит блага, никогда не будут равны доходам людей, которые ничего не производят, но имеют законное право произведенные в стране блага потреблять. Если бы было наоборот, то, наверное, не нашлось бы людей, которые хотели бы что-либо производить. Производители затрачивают огромные усилия, средства, идут на различные риски, и все эти затраты должны компенсироваться высокими доходами. В то же время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, могут отбить желание трудиться. К примеру, зачем

    искать работу, если получаешь пособие по безработице, а оплата труда низкооплачиваемых рабочих примерно такая же, как и это пособие? В этой связи чрезвычайно актуален вопрос о целесообразных мерах государственной политики перераспределения доходов.

    Экономические меры социальной поддержки населения.

    Тому, что делает государство, чтобы снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих, посвящен завершающий пункт плана урока. Учащимся может быть предложено изучить его самостоятельно по тексту учебника, составляя при этом развернутый план ответа. По завершении работы одному из учащихся можно предложить записать план на доске, а остальным дополнить его на основе своих планов. Этот план может выглядеть, к примеру, следующим образом:

    Экономические меры социальной поддержки населения

    1. Социальные выплаты:

    а) стипендии;

    б) пенсии (по старости, инвалидности, за выслугу лет и др.);

    в) пособия нуждающимся;

    г) льготы (на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг);

    д) компенсации.

    Социальное обслуживание (для инвалидов, престарелых, многодетных семей, беженцев, беспризорных) на дому или в специальных учреждениях.

    Помощь малоимущим гражданам в увеличении заработков:

    а) регулирование заработной платы (установление минимального размера оплаты труда, определение надбавок к заработной плате, установление условий ее изменения в связи с ростом цен);

    б) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, поддержки предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь;

    в) помощь безработным (материальные выплаты, меры по повышению занятости, дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранения, общественного питания и др.).

    В дополнение к тексту учебника учитель может конкретизировать, какие меры предпринимает государство по повышению занятости: проводит профессиональное обучение и переобучение людей, потерявших работу, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки, создает рабочие места, помогает в открытии собственного дела.

    При наличии времени полезно обратиться к высказываниям в рубрике «Говорят мудрые».

    При работе над высказыванием Оливера Голдсмита полезно обсудить следующие вопросы: 1) Какого социального явления коснулся автор высказывания? 2) Какой из источников доходов нашел в этом высказывании свое образное отражение? 3) Как влияют различия, упомянутые в высказывании, на величину доходов? 4) Может ли человек повлиять на социальную ситуацию и изменить величину получаемых им доходов? Каким образом?

    При работе над высказыванием Уильяма Кемдена важно акцентировать внимание на целенаправленной деятельности самого человека по созданию необходимых факторов, влияющих на величину его доходов. В этой связи необходимо подчеркнуть получение соответствующего образования, профессии, повышение квалификации, активное и творческое отношение к своей роли в системе общественных отношений, готовность к саморазвитию (в том числе к развитию волевых умений преодолевать трудности, добиваться результата и т. п.).

    Современное российское общество, направления политики

    В ходе изучения подтемы рекомендуем акцентировать внимание учащихся на динамике изменения доходов граждан России. Прежде всего важно подчеркнуть, насколько серьезным было их снижение к концу прошлого века. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии и того меньше. В результате треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Это значит, что треть наших граждан обнищала. (Здесь и далее приводятся данные из документа «О стратегии развития России до 2020 года».)

    Желательно разъяснить учащимся, что такое падение доходов было вызвано прежде всего инфляцией, проявляющейся в росте цен, и задолженностями гражданам по материальным выплатам («Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 г. она составляла 36,5 процента. На начало 1999 г. пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет»).

    При изучении подтемы важно учитывать задачи, сформулированные в вышеуказанном документе, в том числе следующие:

    «Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни. Лучшей - в поощрении таланта и успеха. Все, кто готов работать, должны иметь возможность хорошо зарабатывать. В том числе накопить достаточно средств и для сохранения достигнутого уровня жизни после завершения трудовой деятельности».

    «Очень важно, чтобы сегодняшние пенсионеры и инвалиды получали достойные пенсии и пособия».

    Домашнее задание

    Проработать § 18, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома».

    Учащимся, интересующимся предметом, можно предложить написать собственную задачу по аналогии с заданием 1 из рубрики «В классе и дома». При этом важно подчеркнуть, что проверяться и оцениваться будет как текст условия задачи, так и ее решение. Можно также предложить на основе изученной темы, опираясь на материал учебника, письменно поразмышлять над высказыванием испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547 -1616): «Богатство - не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».

    Скачать конспект

    Каковы основные факторы производства?

    Подумай : Откуда люди берут средства для удовлетворения своих потребностей? Почему в любом обществе существуют богатые и бедные? В чем польза и в чем вред экономического неравенства граждан?

    Доходы граждан и прожиточный минимум. Ваше знакомство с основными источниками доходов произошло еще в 7 классе на уроке, посвященном экономике семьи. Вспомнить источники доходов вам поможет схема, представленная на с. 141.

    Люди получают не только в денежном или натуральном виде (подумай, что из источников доходов, отраженных па схеме, можно отнести к денежным доходам, а что - к натуральный). Доход может представлять собой конкретные блага и льготы. Например, пенсионеры ряда городов России имеют право на бесплатный проезд и общественном транспорте. Российские школьники бесплатно обучаются в государственной школе. На многих предприятиях и в вузах можно приобрести льготные путевки в санатории, дома отдыха, молодежные лагеря.

    Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей.

    Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризует два экономических термина; прожиточный минимум и потребительская корзина. Прожиточный минимум - стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. В России в потребительскую корзину включено 35 наименовании необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и основных видов услуг, прежде всего жилищно-коммунальных и транспортных, В развитых странах потребительские корзины могут включать более 200 наименовании товаров и услуг.

    Минимальный уровень, потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень бедности). К бедным в России официально относятся все, кто имеет доходы ниже черты бедности, т. е. ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной потребительской корзины. Условия и способы переходов России к рыночным отношениям в начале 90-х гг. прошлого века превратили бедность в серьезную проблему для нашей страны.

    Факты: В 2001 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 30% населения России, в 2005 г. - 18,4%. В 2007 г. число таких граждан составило 14%. В 2008 г. количество пенсионеров с уровнем дохода ниже прожиточного минимума уменьшилось более чем в 5 раз. С 2010 г. порядок определения размера пенсий стал более учитывать реальный трудовой вклад работников; размер пенсии значительно увеличился.

    Неравенстве доходов. В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношении, неравны. Один человек, к примеру, крупный собственник (как тот, которого давным-давно описал С. Я. Маршак: «владелец заводов, газет, пароходов») доходы получает очень значительные. Очевидно, что его доходы несравненно выше, чем величина прожиточного минимума. Другой человек - безработный, весь доход его составляет пособие по безработице. А это пособие далеко не во всех странах поднялось до уровня прожиточного минимума. Невелики доходы пенсионеров, многодетных семей, инвалидов.

    Различаются доходы людей с различными способностями (физическими и интеллектуальными), уровнем образования и профессиональной подготовки, что определяет их возможности зарабатывать. Согласно данным Мирового банк а вероятность оказаться за чертой бедности у человека с высшим образованием намного меньше, чем у того, кто не имеет образования или имеет только начальное образование. В Польше люди с высшим образованием оказывались за чертой бедности в 9 раз реже, в Румынии - в 50 раз реже, чем люди, не имеющие образе на и пл. (Подумай, какой фактор производства влияет на эти показатели.)

    Разница в заработной плате работников различных отраслей и предприятий тоже может быть достаточно ощутимой. Сравнительно невелики, к примеру, доходы работников государственных предприятий, и отраслей, финансируемый из государственного бюджета, например учителей, врачей, научных работников.

    Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объемом находящихся в их собственности факторов производства.

    Чтобы понять значение терминов «ценность» и «объем» применительно к факторам производства , вспомним мудрую детскую сказку «Кот в сапогах». От он оставил в наследство трем сыновьям, как вы помните, мельницу, осла и кота. Очевидно, что капитал в форме мельницы или осла способен приносить больший доход, чем капитал к форме кота, т. е. изначально ценность различных долей наследства была неравной. А если представить, что один брат получил в наследство три мельницы, а другой только одну, станет понятно влияние объема капитала как фактора производства на величину доходов (очевидно, что три мельницы способны приносить больший доход, чем одна).

    Подобным образом можно рассмотреть влияние на величину доходов объема и ценности иных факторов производства. Так, применительно к труду можно, в частности, говорить о квалифицированном труде людей со средним специальным или высшим образованием и о груде людей без специального образования. Применительно к земле как фактору производства можно, например, рассмотреть участки разной величины, разной плодородности и с разным запасом полезных ископаемых и т. п.

    Но вернемся к нашей сказке. В ней есть еще одна наглядная иллюстрация причин неравенства в доходах. Как вы помните, герой сказки не съел кота и не пустил его шкуру на перчатки, хоть вначале у него и были подобные мысли. Разумное использование своей части наследства в конечном итоге сказалось на величине дохода хозяина кота. Люди используют факторы производства с разной степенью успешности, и а этом заключается еще одна причина неравенства доходов.

    Заметим, что неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Например, один оказался удачливым золотоискателем и нашел золотую жилу. Другому богатый родственник по завещанию оставил крупную сумму денег. Третий разорился в результате наводнения. Четвертый потерял работу и стал безработным. Пятый получил инвалидность и стал нетрудоспособным.

    Экономисты изучают причины неравенства и сравнивают различия в доходах населения разных стран. В частности, они условно выстраивают различных людей в их семьи друг за другом и зависимости от величины их доходов. Первые в этом ряду 10% и последние 10% семей показывают, каковы доходы самых богатых и самых бедных граждан страны. Чем больше разрыв между ними, тем больше неравенство и, как говорят экономисты, поляризация доходов.

    Факты . По данным Федеральной службы статистики, в В004 г, в России на 10%- наиболее обеспеченные россиян пришлось 29,8% общего объема денежных доходов, на долю же 10% наименее обеспеченных - всего 2% доходов. Уровень жизни 60-70% населения России различается незначительно.

    На поляризацию доходов населения России оказали серьезное влияние проводимые в 90-х гг. XX в. социально-экономической реформы. Развитие рыночных отношений в экономике привело к спаду производств, закрытию большого числа предприятий. Это лишило заработка тысячи людей. Далеко не все смогли найти новую работу, в том числе и люди с высокой квалификацией. Начавшийся в последние годы умеренный подъем производства пока не обеспечивает достаточное количество рабочих мест. В то же время изменение форм, характера отношений собственности, развитие предпринимательства открыли возможность для значительного увеличения своих доходов растущему числу экономически самостоятельных граждан. Однако рост неравенства в доходах может оставить за чертой бедности многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи безработных, семьи пожилых людей.

    Перераспределение доходов. Проблема бедности в той или иной степени касается всех стран. Но если различие в доходах становится очень большим или растет слишком быстро, возникает реальная угроза для стабильности общества. Бедные могут выйти на улицы протестовать, могут начать вооруженную борьбу, могут проголосовать на выборах за «темную» личность или партию, поддавшись соблазнительным обещаниям улучшить их положение. Обострение проблемы бедности может сказаться на росте преступности в стране.

    Документ. Обратимся к фрагменту из книги по отечественной истории Л. П. Бущика:

    «Вступив на престол еще совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель - богатый и предприимчивый боярин Б. И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.

    Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве ... Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших».

    Правительства большинства стран, озабоченные поддержанием социального мира и политической стабильности, осуществляют меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечению своим гражданам достойного уровня жизни.

    Идея перераспределить доходы путем изъятия их части у богатых и передачи бедным не раз возникала и в древности, и в Средневековье. Вероятно, из уроках истории вы слышали о легендарном Робине Гуде - герое средневековых английских народных баллад, предводителей лесных разбойников, которым, борясь за справедливость, грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам.

    В наше время в развитых странах мира создай государственный механизм регулирования неравенства доходов. Он заключается, во-первых, во взимании налогов с производителей (фирм) и с личных доходов граждан. (Вспомним что ты узнал о налогообложении па предыдущего параграфа.) И даже если размер подоходного налога не зависит от величины дохода отдельных граждан (как. например, в сегодняшней России), сумма изымаемого налога все равно тем больше, чем больше сам доход. (Вспомни, каким еще образом, кроме налогообложения, государство получает свои доходы.) Во-вторых, происходит передача части полученных доходов государства беднейшим группам населения. Для этого создаются различные социальные фонды (например, пенсионный фонд) и разрабатываются программы социальной поддержки населения.

    Государство за счет своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих.

    В то жее время государственные выплаты, получаемые людьми в течение длительного срока, не должны снижать стремления людей работать и уверенности в том. что только так можно обеспечить себе и своим близким достойное существование.

    Так каковы же целесообразные меры государственной политики, направленной на перераспределение доходов? Попробуем рассмотреть основные из них.

    Экономические меры социальной поддержки населения . Помощь социально незащищенным группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные; выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Люди, получающие такие выплаты, не должны ничего предоставлять государству в качестве компенсации потраченных на них средств.

    Социальные выплаты включают также систему льгот для особо ну ж дающихся групп населения. Например, предоставление возможности приобрести часть товаров и услуг бесплатно или по сниженным ценам. Во многих странах бедные семьи получают компенсации на содержание своего жилья (в зависимости от занимаемой площади и доходов).

    В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины - с 60 лет, жен- шины - с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населении получают льготы, например, на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.

    Социальное обслуживание на дому пли в специальных учреждениях получают инвалиды, престарелые, многодетные семьи, беженцы, беспризорные.

    Другой мерой является помощь малоимущим гражданам в увеличении заработанных ими средств. Почти во всех странах государство регулирует заработную плату. С помощью закона оно устанавливает минимальный размер оплаты труда - ее низшую величину на предприятиях любой формы собственности. Кроме того, закон определяет ряд надбавок к заработной плате (например, за сверхурочные работы, за работу в выходные и праздничные дни), а также устанавливает условия ее изменения в связи с ростом цен. Помимо этого, государство стремится обеспечивать льготные условии для ведения малого и среднего бизнеса, в том числе семейного, оказывает поддержку предприятий, на которых работают инвалиды, молодежь .

    Отдельное внимание уделяется помощи безработным. Она включает материальные выплаты: компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий (выходные пособия), и пособия по безработице. Помимо этого, государство предпринимает разнообразные меры по повышению занятости.

    Государство определяет формы, размеры, условия и сроки выплаты пособий. Например, если безработный сказывается без оснований от предложений подходящей работы, то выплата пособия по безработице может быть приостановлена или прекращена. Если работник увольняется за нарушение трудовой дисциплины, то он не пол у част выходного пособия, Б го же время особо нуждающимся безработным (1 их семьям (например, семьям, в которых есть дети) могут выплачиваться дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, общественного транспорта, услуг здравоохранении и общественного питания. Пособия и субсидии учитывают доходы людей и носят адресный характер .

    Проводимое государством перераспределение доходов повышает массовое потребление, О потреблении как сфере экономической жизни речь пойдет в следующем параграфе.

    Проверь себя

    1. Каковы источники доходов населения?

    2. В чем причины неравенства людей в получаемых ими доходах?

    3. Почему нельзя устранить неравенство в доходах?

    4. Зачем людям нужна социальная поддержка государства ? Какие экономические меры она включает?

    5. Почему социальные программы государства носят адресный характер?

    В классе и дома

    1. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет. она пенсионерка. Афонину Сергею 40 лет, он работает экономистом в банке. Его жене 36 лет, она учитель школы, но сейчас не работает. Полгода назад у них родился третий ребенок, и мама ухаживает за ним. Старший сын Афониных уже студент-первокурсник. А их дочка - ученица б класса. Охарактеризуйте возможные доходы этой семьи.

    2. Можно ли утверждать, что определенная разница в доходах людей справедлива? Поясни свой ответ.

    3. Подбери материал из газет и сообщений других СМИ, характеризующими различные меры, предпринимаемые государством для решения проблемы бедности в нашей стране, в частности на территории твоей республики, края, области. Обсуди их с одноклассниками.

    4. Существует такое выражение: «Бесплатных завтраков не бывает». Опираясь на текст параграфа, объясни, как удается государству осуществлять безвозмездные выплаты нуждающимся людям.

    Как известно, основным показателем уровня жизни населения является его доход, получаемый от оплаты труда, от социальных выплат (стипендий, пенсий, пособий и др.), от предпринимательской деятельности и собственности (ренты, дивидендов, прибыли и процентов). Так вот, в течение периода 1990-х гг. структурные показатели доходов россиян претерпели значительные изменения. Доходы от собственности увеличились более чем в 6 раз, а от предпринимательской деятельности – в 2,6 раза.

    Что касается доли оплаты труда, то она снизилась в 1,75 раза и к концу 1990-х гг. составила около 40 %. В рассматриваемый период реальная заработная плата в России снизилась в три раза.

    Для прогнозирования уровня жизни населения используются минимальный потребительский бюджет, бюджет высокого достатка и бюджет прожиточного минимума.

    Начиная с 1992 г. (ранее этот показатель не применялся) бюджет прожиточного минимума состоит из стоимостной оценки потребительской корзины, обязательных сборов и платежей. С 1999 г. в РФ действуют методические рекомендации по определению потребительской корзины. В потребительскую корзину входит минимальный набор продуктов питания (33 наименования), а также непродовольственных товаров (66 наименований) и услуг (7 наименований платных услуг), необходимый для поддержания здоровья и нормальной жизни человека.

    К минимальному потребительскому бюджету относится тот социальный минимум средств, количество которых достаточно для нормальной человеческой жизнедеятельности. Данный бюджет состоит из 250 наименований товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей подавляющей части населения на минимальном уровне. Такой бюджет обходится примерно в 2 раза дороже, чем бюджет прожиточного минимума.

    Бюджет высокого достатка количественно превышает 6 бюджетов прожиточного минимума и позволяет в достаточной мере удовлетворять разумные потребности населения.

    К важнейшим экономическим показателям уровня жизни относится покупательная способность населения. С помощью этого показателя можно узнать то количество условных наборов прожиточного минимума, которое население способно приобрести на свой средний денежный доход.

    В том же 1999 г. все население РФ было разделено на 4 группы (с учетом размеров потребительских бюджетов).

    1. В первую группу вошли бедные слои населения, у которых среднемесячный доход на душу был меньше стоимостной оценки бюджета прожиточного минимума (57,77 % всего населения РФ в 1999 г.).

    2. Во вторую группу вошли низкообеспеченные слои населения с ежемесячным душевым доходом, находящимся в промежутке от стоимостной оценки бюджета прожиточного минимума и до стоимостной оценки минимального потребительского бюджета (25,47 % всего населения РФ в 1999 г.).

    3. К третьей группе стали относить средне– или относительно обеспеченные слои населения, где ежемесячный душевой доход находился между стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета и стоимостной оценкой бюджета высокого достатка (13,01 % всего населения РФ в 1999 г.).

    4. Четвертая группа – самая небольшая. В нее вошли состоятельные и богатые россияне, у которых ежемесячный доход на душу населения был выше бюджета высокого достатка (3,75 % всего населения РФ в 1999 г.).

    По прогнозам специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, сделанным в том же 1999 г., доходы населения России к 2010 г. должны увеличиться в 3,3 раза. Заработная плата возрастет в среднем в 3,5 раза, а расходы – лишь в 3,2 раза. Сбережения россиян увеличатся в 4,7 раза. Такие расчеты базировались на предположении того, что в стране к 2010 г. будут обеспечены устойчивый экономический рост и достижение макроэкономической стабилизации, которые так необходимы для повышения уровня жизни населения РФ. Но в целом реальный эффект проводимой социально-экономической политики можно будет оценить лишь спустя несколько десятилетий.

    Распределение доходов

    Давайте вспомним

    От чего зависит заработная плата? Что представляет собой государственный бюджет? Каковы основные факторы производства?

    Подумаем

    Откуда люди берут средства для удовлетворения своих потребностей? Как ты думаешь, почему в любом обществе существуют богатые и бедные?

    Доходы граждан и прожиточный минимум

    Люди получают доходы в денежном или натуральном виде.

    Доход может представлять собой также конкретные блага и льготы. Например, пенсионеры ряда городов России имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Российские школьники бесплатно обучаются в государственной школе. На многих предприятиях и в вузах можно приобрести льготные путёвки в санатории, дома отдыха, молодёжные лагеря.

    Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей.


    Минимальную величину дохода, достаточную для приобретения необходимых для жизни человека товаров и услуг, характеризуют два экономических термина: прожиточный минимум и потребительская корзина. Прожиточный минимум - стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина представляет собой перечень (набор) товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей человека или семьи. В развитых странах потребительские корзины могут включать более 200 наименований товаров и услуг.

    Что входит в состав потребительской корзины?

    В первую очередь это продукты питания - хлеб, крупы, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т. д.

    Далее идут непродовольственные товары - одежда, обувь, бельё, лекарства и др. Третья категория - это услуги, к которым относится плата за жильё, отопление, водоснабжение, электроэнергию (коммунальные услуги), а также расходы на транспорт, культурные мероприятия и пр.

    В нашей стране названные товары и услуги перечислены в приложении к Федеральному закону «О потребительской корзине».

    Данные потребительской корзины пересчитываются несколько раз в год, а каждые пять лет пересматривается её состав. Для различных категорий граждан (дети, трудоспособное население, пенсионеры) пересчёт идёт отдельно. К тому же варьируется её стоимость в регионах страны.

    С учётом реальной стоимости необходимых для жизни товаров и услуг устанавливается так называемая черта бедности (уровень бедности). К бедным официально относятся все, кто имеет доходы ниже черты бедности, т. е. ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной потребительской корзины.

    Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Уровень жизни -это степень обеспечения населения товарами, услугами и усло­виями жизни необходимыми для комфортного и безопасного существования.

    Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде все­го, получаемые ими доходы. Понятие «доходы» шире понятия заработной платы, так как доход содержит и другие денежные поступления.

    Различают три вида доходов:

    Номинальный доход - общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определен­ный период. В номинальный доход населения включают: зара­ботную плату, дивиденды, проценты, а также платежи в виде пособий по социальному обеспечению и безработице, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров.

    Располагаемый (личный) доход - это доход, который мо­жет быть использован на личное потребление и сбережение. Он равен номинальному доходу минус налоги и обязательные пла­тежи в бюджеты.

    Реальный доход - это количество товаров и услуг, кото­рые можно купить на располагаемый доход в течение опреде­ленного периода. Он отражает покупательную способность де­нежного дохода.

    Доходы призваны создавать условия для достижения и под­держания определенного уровня жизни.

    Уровень жизни можно рассматривать как для страны в це­лом, так и для отдельных социальных групп населения с учетом региональных особенностей.

    Для оценки уровня жизни используется система показате­лей, которая включает:

    Доходы и расходы населения;

    Рождаемость / смертность населения;

    Санитарно-гигиенические условия;

    Потребление продовольственных товаров;

    Жилищные условия;

    Образование и культура;

    Условия труда и занятость;

    Стоимость жизни и потребительские цены;

    Транспортные средства;

    Организация отдыха;

    Социальное обеспечение;

    Свобода человека.

    Для расчетов уровня жизни в целом по стране используется показатель ВВП на душу населения.

    Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, про­изведенных страной за год, поделенная на численность населе­ния.

    Эксперты ООН считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин:

    ВВП на душу населения;

    Средняя продолжительность жизни;

    Уровень образования.

    Точкой отсчета для определения уровня жизни является «потребительская корзина», включающая, для нашей страны, минимальный набор продуктов питания из 25 наименований. Уменьшение потребления ниже «потребительской корзины» ставит потребителя «за черту (порог) бедности» (в США в по­требительскую корзину включают 265 видов товаров и услуги). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уро­вень денежных доходов человека за определенный период, по­зволяющий обеспечить его физический (физиологический) про­житочный минимум. Бедность измеряется прожиточным мини­мумом, т. е. минимальным уровнем потребления.

    Прожиточный минимум - это уровень доходов, необходи­мых для приобретения продуктов питания на нижней границе физиологических норм, а также для удовлетворения минималь­ных потребностей в одежде, обуви, оплате жилья, транспортных услуг, в предметах санитарии и гигиены.

    Для соблюдения принципа социальной справедливости не­обходимы меры государственного регулирования экономики, то есть проведение социальной политики.

    Решение социальных проблем предполагает:

    Государственное регулирование занятости;

    Развитие системы социального страхования;

    Усиление государственной помощи тем, кто не может за­работать сам.

    Похожие публикации