Обо всем на свете

Лечебные свойства кагора и его значение в христианской религии. Рецепт приготовления в домашних условиях. Что такое кагор - из каких сортов винограда делают, вкусовые качества десертного вина и лучшие производители Как называется церковное вино

Церковное вино

Так назыв. "Ц. вино" довольно распространено в России, но из нескольких миллионов ведер, ежегодно поступающих в продажу, лишь небольшое количество (около 500 тыс. ведер) идет для надобностей церкви при совершении таинства евхаристии, значительнейшая же часть (до 4½ млн.) потребляется преимущественно средним и низшим слоями населения при всякого рода празднествах (крестинах, свадьбах и пр.), а иногда также в целях лечебных. Понятие и качества Ц. вина в точности православною церковью не установлены, но, по каноническим указаниям ("Известие учительное") и установившемуся обычаю, Ц. вино должно быть густо-красное, сладкое и достаточной крепости; впрочем, в Закавказье и в Бессарабии при богослужении употребляется не сладкое, а сухое красное вино. Само собою разумеется, что выделка Ц. вина, удовлетворяющего указанным требованиям, возможна, так сказать, естественным способом, во всех наших винодельческим районах, где почвенные и климатические условия, а равно разводимые сорта винограда пригодны, вообще, для получения достаточно крепких и интенсивно окрашенных вин. Некоторые недостатки последних, обусловливаемые неблагоприятными атмосферными явлениями неудачных годов, могут быть исправлены применением рациональных приемов виноделия и погребного хозяйства. К числу этих приемов следует отнести: вяление винограда на кустах или на соломенных матах, сгущение виноградного сока уваркою (концентрация), добавление виноградного спирта и, наконец, пастеризация уже готового напитка. В настоящее время на рынке наряду с доброкачественным продуктом обращается множество фальсификатов, более или менее искусно подогнанных под Ц. вино нормальных свойств. В качестве высоких сортов в торговле предлагаются вина иностранного происхождения - кагор, рогом и беникарло; затем обычно идут под названием Ц. же вина красные вина, северного Кавказа (преимущественно из Кизляра) и наконец, всякие другие бессарабские, закавказские и крымские вина, подвергающиеся более или менее существенным переделкам; попадается много (особенно в захолустьях) и такого "Ц. вина", которое и капли настоящего виноградного вина в себе не содержит.

В. Таиров.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Церковное вино" в других словарях:

    вино - душистое (Огарев); зеленое (Мельн. Печерский); искрометное (Фет, Фруг); янтарно прозрачное (Минаев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. вино… … Словарь эпитетов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нама (значения). Нама (греч. Νάμα) сладкое красное вино, традиционно использующееся в греческих православных храмах для таинства Причастия. По вкусовым качествам обладает схожестью с вином… … Википедия

    - (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Один из винодельческих «шато» в Каоре О городе см. Каор. Кагор (фр. Cahors) французское красное сухое вино из региона … Википедия

    А (у); м. Сорт красного десертного виноградного вина; вино этого сорта (используется в религиозных обрядах как церковное вино). ● По названию г. Каор (Cahors) во Франции. * * * кагор (от названия г. Каор, Франция), десертное вино, приготовленное … Энциклопедический словарь

    - (по им. фр. города, где произведено). Сорт красных вин; церковное вино. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАГОР красное, сладкое и довольно крепкое французское вино, получившее свое название от города … Словарь иностранных слов русского языка

    В 1618 г., будучи стряпчим, был прислан с сеунчом к царю Михаилу Феодоровичy полномочным послом, боярином и наместником московским Ф. И. Шереметевым после заключения Деулинского договора с Польшей. Государь пожаловал ему за сеунч: 40 соболей,… … Большая биографическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский собор. Кафедральный Православный храм Благовещенский кафедральный собор Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы … Википедия

    кагор - а (у); м. Сорт красного десертного виноградного вина; вино этого сорта (используется в религиозных обрядах как церковное вино) По названию г. Каор (Cahors) во Франции … Словарь многих выражений

    Табачный скандал события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами Русской православной церкви под эгидой благотворительного фонда «Ника» и Штаба по гуманитарной помощи Русской православной церкви в 1996 году … Википедия

Книги

  • Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны , Гашек Я.. Образ чешского солдата в армии Австро-Венгерской монархии был создан Ярославом Гашеком не сразу. В 1911 году в чешском журнале "Карикатуры" были напечатаны первые рассказы о солдате по имени…

Вина делятся на множество разновидностей. Белые, розовые и красные, сухие и полусухие, полусладкие и десертные – у каждого есть свои верные поклонники и ценители. А кагор – вино совершенно особенное.

Это не просто алкогольный напиток – в нем заключен сакральный смысл, который делает кагор исключением из общего правила.

Его предназначение – не только и не столько расслаблять и веселить, но и лечить, и приобщать человека к миру вечного и прекрасного, к тому миру, куда уходит душа каждого из нас после того, как покинет бренное тело (смотрите: ).

Кагор в русской православной церкви используется в качестве символа – он являет собой воплощение крови Христа, пролитой за человечество в качестве искупительной жертвы.

Русская церковь сделала заказ на изобретение и изготовление необычного напитка французским виноделам, издавна славящихся качеством своей продукции. Французский кагор «родился» неподалеку от Пиренеев, изготавливался из особого сорта винограда. Произошло это несколько веков назад.

Деятели церкви мотивировали необходимость употребления кагора следующим образом: ведь сам Христос, отпивая из чаши накануне своей гибели, предлагал своим сподвижникам также отведать напиток. При этом он говорил: «Это кровь моя, отпейте из чаши».

В XVII в. французский кагор уже существовал. А русский стали производить в Гурзуфе в XIX веке. Для него используется сладкий виноград, благодаря чему наш получается сладким, с ярким насыщенным вкусом.

Не каждое красное вино может быть церковным. Только кагор и беникарло (еще одна разновидность «особого» вина) могут воплощать в себе Христову кровь. Разрешено также смешивать эти вина.

Из чего делают?

Кагор относится к красным винам с высокой экстрактивностью. Экстрактивность – это насыщенность алкоголя ароматическими и вкусовыми веществами. Темно-красный оттенок, изумительный аромат – кагор ни с чем не перепутаешь.

В составе вина много витаминов (особенно богато оно витаминами группы В и РР), аминокислотами и микроэлементами, в числе которых:

  • калий;
  • фосфор;
  • марганец;
  • рубидий.

Рубидий особенно интересен нам в связи с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой: он «умеет» выводить из организма вредные вещества. А вот железа, вопреки распространенному убеждению, в кагоре немного.

В русском кагоре содержится достаточное количество сахара. Благодаря ему вино приятно на вкус и даже маленькие дети во время обряда крещения не отказываются от чайной ложечки напитка.

Лечебные свойства

Кагор – неплохой «лекарь». Он помогает поддерживать организм в тонусе, тренирует сердечно-сосудистую систему, служит хорошей профилактикой атеросклероза, тромбофлебита и других заболеваний, имеющих обыкновение проявляться или прогрессировать с возрастом.

Если у вас в крови обнаружен повышенный холестерин, вам стоит периодически употреблять кагор в лечебных целях. Вино нормализует этот показатель – правда, только в случае незначительного повышения. В остальных случаях требуются лекарственные средства из аптеки.

Когда кто-то из близких заболевает простудой, налейте ему кагора, предварительно подогрев вино на плите. Прекрасно, если вы сделаете из напитка , добавив специй и пару долек лимона. Простуда быстро отступит – вирусы «боятся» кагора.

Говорят, напиток способен даже восстанавливать клетки печени, а также костную ткань.

И без всякого сомнения, кагор продлевает молодость: вино обладает антиоксидантными свойствами . Начните понемногу пить его в молодые годы – к старости у вас будет меньше морщинок, чем у ровесников. Медики отмечают, что кагор даже способен замедлять течение болезни Альцгеймера, положительно влияя на состояние мозгового кровообращения.

Чем кагор отличается от вина?

Во Франции кагор – сухое вино. В остальных странах, где его производят, — это вино сладкое, десертное, тягучее. В общем-то, кагор является разновидностью красных вин.

Отличия есть в способе производства: сусло, из которого варят кагор, в процессе изготовления нагревают до 80 0 С.

Как не ошибиться с выбором?

Выбирать кагор для домашнего торжества несложно. Необходимо совершать покупку только в проверенном магазине. Бутылка должна быть стеклянной. Жидкость, которая находится в ней, должна быть чистой, без осадка, без следов каких-либо примесей.

Важный показатель – цвет. Настоящий кагор темно-красный . Он не может быть ни светлым, ни розовым – только красного цвета темного оттенка.

Приготовление церковного вина своими руками

Если вы не доверяете магазинным напиткам, можете самостоятельно сделать дома кагор.

Выбор винограда

Виноград берем красный, желательно сладких сортов. Он должен быть спелым, созревшим.

Перед приготовлением его необходимо размять, чтобы получилась своеобразная виноградная «кашица».

Рецепт в домашних условиях

Рецепт церковного кагора можно легко найти в различных руководствах для виноделов. Вот один из способов сотворить настоящий классический кагор. Запаситесь ингредиентами:

  • виноградом (5 кг);
  • сахаром (600 г плюс по 150 г на литр сока);
  • изюмом (100 г);
  • водкой (около 500 мл).

Водка может и не понадобиться – некоторые винокуры используют ее по желанию в конце процесса производства, если собираются изготовить напиток покрепче.

Раздавленные ягоды поместите в эмалированную кастрюлю. Нагрейте их до 60-65 0 С, а потом варите 3 часа.

Снимите с плиты, остудите. В сусло поместите изюм. Мыть сухофрукты предварительно не надо, потому что бактерии, присутствующие на них, обеспечат брожение. И тогда можно будет при приготовлении обойтись без добавления дрожжей.

Поставьте сусло в темное помещение,накрыв марлей. Три дня ждите – должны появиться признаки брожения. Процедите. Затем растворите в соке сахар (600 г) и смешайте с суслом. Поставьте гидрозатвор. Потом, дня через три, добавьте еще сахар из расчета 50 г на 1 литр сока.

Выждите еще 10 суток. Опять добавьте сахар. После этого спокойно дождитесь окончания процесса брожения.

Затем напиток отфильтруйте, если хотите, то можете долить в него спирт. На хранение уберите напиток в холодильник, перелив в чистую тару.

Кагор в церковных обрядах и просто в жизни

Для православного христианина обряд крещения без церковного вина немыслим. Его проводят совсем маленьким детям, причем ложку вина не запрещают даже педиатры.

До достижения семилетнего возраста ребенка можно причащать кагором хоть ежегодно. Перед тем, как дать ребенку вино, его освящают, то есть совершают Евхаристии.

Это церковное таинство имеет свой смысл: вкушая кагор, ребенок приобщается к загадочному миру, где понятны и возможны не чувственные, а духовные удовольствия. Так что кагором в церкви никто не напивается – вино имеет символическое значение.

Взрослые люди тоже причащаются кагором. Принято это делать раз в году.

Кагор изготавливается по особой технологии, которая позволять сохранять вину темно-красный цвет, несмотря на разбавление водой. Эта процедура принята в православной церкви, особенно в случаях, когда дело касается детей. Вино должно оставаться красным, как кровь.

В обычной жизни многие тоже нередко отдают предпочтение кагору. Он прекрасно подходит для разных торжеств: свадеб, юбилейных вечеров, просто дружеских посиделок. Кагор полезен, поэтому его пьют и люди в возрасте, и те, кто страдает различными хроническими заболеваниями.

Для христиан существует небольшое послабление во время Великого поста, когда запрещено любое спиртное. Рюмочку кагора разрешается выпить в выходной день, это не считается нарушением сложившихся традиций и правил.


А как вы относитесь к кагору? Возможно, в вашей семье есть какие-то свои истории, связанные с этим интересным напитком. Может быть, вы знаете какие-либо рецепты народных лекарственных средств, в которых используется это вино? Напишите о них, мы обязательно разместим у себя эту информацию.

Кагор можно назвать поистине божественным даром. Это единственный алкогольный напиток, приносящий облегчение и исцеление и душе, и телу. Пейте его в умеренных количествах, буквально по одной рюмке, и пусть ваша жизнь будет долгой и счастливой.

Как кагор появился в России?

Кагор — единственное вино, которое можно употреблять в Великий пост. В преддверии Пасхи АиФ.ru объясняет, с чем это связано и почему только этот напиток позволено освящать в церкви.

Непременными атрибутами светлой Пасхи являются не только крашеные яйца и кулич, но и вино, символизирующее кровь Христа. Впрочем, освящать в Церкви можно не все вина, а только кагор. Это единственный алкогольный напиток, который священники используют в религиозных обрядах. Его можно пить и во время Великого поста. Правда, только в выходные дни и весьма умеренными дозами.

Место кагора в православии

В Библии говорится, что сам Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а Бога-Отца — с виноградарем, который ухаживает за деревьями, отсекая бесплодные ветки. Превращение воды в вино — это первое чудо, совершённое Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода», — сказано в Евангелии от Иоанна.

Русская Православная Церковь использует кагор для Таинства Причастия. Креплёное вино также применяется в Таинстве Евхаристии — обряда, который помогает верующему соединиться с Богом. После сорокадневного поста христиане вкушают хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христову в качестве акта взаимной жертвенной любви.

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается», — так описана Тайная Вечеря в Евангелии от Луки.

Существует множество версий того, почему именно этот сорт вина стали использовать для религиозных обрядов.

Так, согласно правилам, описанным в «Известии Учительном», которое впервые отпечатали в 1699 году, Церковь должна использовать для причастия только некислое виноградное вино. Цвет напитка не уточняется, однако считается, что, поскольку во время Святого Причастия вино символизирует кровь Христа, насыщенный красный оттенок кагора больше подходит для этой цели.

Кроме того, в составе церковного вина не должно быть воды, экстрактов трав и сахара. Такой напиток получается очень крепким, поэтому в церкви его разбавляют водой.

Как кагор появился в России?

Само слово «кагор» пришло в русский язык из Франции. Там вина этого сорта называются похожим по звучанию словом «Cahors».

Впервые кагор упоминается в летописях XIII столетия. Родиной напитка насыщенного красного цвета с терпким, сладковатым вкусом считают Францию. Согласно летописям, кагор стали производить на правобережье реки Лот, где до сих пор выращивают редкие сорта винограда, из которых получаются самые вкусные, а потому и дорогие вина. Впрочем, надо заметить, что рецепт церковного кагора значительно отличается от французского.

А вот как вино стали производить в России, доподлинно неизвестно до сих пор. На территории Российской Империи виноделием не занимались вплоть до XVII века. По одной из версий, производство решили наладить потому, что поставки вина из Греции, Италии и Франции для религиозных обрядов обходились казне очень дорого. По другой, виноделием в России стали заниматься по указу Петра I — известного ценителя всего заморского. Выбор в сторону креплёного вина мог пасть и потому, что это один из немногих напитков, который мог выдержать длительную транспортировку, не потеряв своих вкусовых качеств.

Так как повторить европейскую технологию было невозможно, рецепт кагора, производимого на южных территориях страны, отличался от оригинального. В Российской Империи креплёное вино производили из сортов винограда Каберне и Саперави. Это добавляло ему необычный сладкий привкус и аромат чёрной смородины, а порой и шоколада.

Как производят кагор?

Кагор относится к видам креплёного десертного красного вина. В России, помимо отечественного, можно найти кагор из Азербайджана, Молдавии и Абхазии.

Современный кагор производят не только из винограда Каберне-Совиньон и Саперави, но и Морастель, и Мальбек. На переработку при этом поступают только ягоды с содержанием сахара не ниже 22-25%. Особое внимание уделяется их обработке, так как от выбранного метода зависит цвет напитка — одна из его основных характеристик. Отличаются и технологии производства десертного вина — у каждого производителя свой секрет. Например, при изготовлении абхазского кагора, названного в честь древнего монастыря «Новый Афон», виноград дробят и полученную мезгу нагревают до температуры в 55-60°С в течение 10-24 часов. Данная тепловая обработка способствует более полному переходу из мезги в сусло дубильных, красящих и других экстрактивных веществ, благодаря чему вино приобретает интенсивную окраску, благородный букет и полный бархатистый терпкий вкус, в которых особо выделяются тона чернослива и других плодов. В Крыму другая технология — в процессе изготовления вина к нагретой дроблёной виноградной массе добавляют виноградное бренди, после чего напиток выдерживается до полной готовности.

РПЦ запускает собственное производство вина, выяснил РБК. Винодельческое хозяйство расположено на 70 га сельскохозяйственных угодий недалеко от резиденции патриарха в Краснодарском крае

Русская православная церковь начала винодельческий проект - ее дочерняя компания высадила виноградники в поселке Дивноморское Краснодарского края на побережье Черного моря.

«Дочка» Церкви называется ООО «Мезыбь», ее в 2015 году зарегистрировали финансово-хозяйственное управление РПЦ и другая дочерняя компания РПЦ - «Софрино», которая занимается производством свечей и религиозной утвари. Основной вид деятельности ООО «Мезыбь», согласно данным ЕГРЮЛ, - производство виноградного вина, а также выращивание винограда, производство этилового спирта из сброженных материалов, оптовая и розничная торговля алкогольными и другими напитками, а также упаковывание.

Винодельня компании «Мезыбь» сейчас «в стадии строительства», сообщил источник в компании. Производство вина предприятие планирует начать в 2017 году. По словам источника, сейчас урожай уже дают «пробные» виноградники, высаженные в 2012 году​. На сайте «Авито» «Мезыбь» разместила объявление о поиске работников для «прополки, подвязки, обломки, обрезки, полива винограда, сбора урожая». Когда корреспондент РБК позвонил по указанному номеру, все вакансии уже были закрыты.

«Купить вино пока нельзя», - сообщила генеральный директор предприятия Светлана Дмитриева, когда корреспондент РБК позвонил под видом покупателя. «Мы пока не афишируем этот проект», - написала она в ответ на запрос РБК о комментарии. По данным СПАРК, Дмитриева также соучредитель прихода геленджикского кафедрального собора апостола Андрея Первозванного, а ее фамилия совпадает с фамилией настоятеля этого прихода. До этого Светлана Дмитриева возглавляла логистические компании «Солл-Р», зарегистрированную в Новороссийске, и ООО «Смит Терминалс Сахалин» (Южно-Сахалинск), а также она руководит строительной компанией «Андреевский перевал» (принадлежит новороссийской епархии). В «Софрино» и финансово-хозяйственном управлении РПЦ к моменту выхода публикации на запрос РБК не ответили, их представители, опрошенные РБК, не осведомлены о проекте. «Не морочьте мне голову», - попросил глава управления Архиепископ Рязанский и Михайловский Марк.

Какой бизнес ведет РПЦ

В 2000 году - последние доступные данные - доходы РПЦ от ее коммерческих предприятий составили 55% от общего бюджета, писал РБК, остальное - спонсорские пожертвования и отчисления епархий. Крупнейшие компании - совладелец «Мезыби» художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино» и гостиница «Даниловская». Выручка «Даниловской» в 2015 году составила около 100 млн руб., финансовые показатели «Софрино» не раскрываются. «Софрино» производит свечи, иконы и чаши, разную церковную утварь - по словам источников в РПЦ, продукция предприятия поставляется примерно половине всех церковных приходов, писал РБК. Почти 30 лет «Софрино» руководит Евгений Пархаев, он же до января 2015 года был руководителем «Даниловской» и банка «Софрино» до отзыва у него лицензии в 2014 году. Московская патриархия также является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба», сейчас не действующего, но с функционирующей «дочкой» - ОАО «Ритуальная православная служба» с выручкой 70 млн руб. в 2015 году. Сретенскому монастырю принадлежит сельхозкооператив «Воскресение» в Рязанской области, выручка в 2014 году - 52,3 млн руб. Не облагаемые налогом доходы Церкви, сообщили РБК в Федеральной налоговой службе, в 2015 году составили 5,9 млрд руб., в 2014-м - 5,6 млрд руб.

Винодельческие угодья РПЦ расположены вплотную к летней резиденции патриарха, которая официально называется «Патриарший и синодальный духовно-административный и культурный центр Русской православной церкви». Как говорится на сайте Московского патриархата, в центре оборудованы покои святейшего патриарха и постоянных членов Синода, рабочие кабинеты, конференц-залы.

«Несколько административных мероприятий там прошли, культурных - ни разу», - сказал РБК бывший председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин.

Всего, по данным ЕГРП, у Церкви около 170 участков общей площадью примерно 83 га к югу от поселка Дивноморское Геленджикского района Краснодарского края. Со времени начала строительства духовного центра в 2005 году Церкви удалось расширить свои владения в несколько раз. Ранее было известно только про 12,7 га, которыми распоряжается церковь в Геленджике - столько, согласно данным администрации Краснодарского края, РПЦ было выделено безвозмездно в аренду на территории земель лесного фонда Кабардинского и Геленджикского лесничеств. Еще 0,7 га РПЦ, согласно данным ЕГРП, получила в собственность.

В 2009–2014 годах финансово-хозяйственное управление РПЦ получило еще около 70 га в собственность от частных компаний и физических лиц. Это земли для сельскохозяйственного использования, а в выписке ЕГРП на один из участков площадью 1,4 га уточняется также, что он предназначен для виноградников.

Один из бывших владельцев участков рассказал РБК, что несколько лет назад его «в добровольно-принудительном порядке» попросили продать землю для последующей передачи ее РПЦ. Покупатели объяснили, что хотели бы купить его участок и передать патриархии в виде благотворительной помощи. Сумма выкупа, по словам собеседника РБК, его полностью устроила. По его словам, покупатели «сделали предложение, от которого я не смог отказаться».

В 2009 году участок земли рядом с «дачей патриарха» был выкуплен Банком Москвы и Столичным торговым банком (СТБ), а затем передан в собственность Московской патриархии. Экс-владелец СТБ Герман Горбунцов рассказал РБК, что хотел сделать подарок Церкви. Просьба о помощи, по его словам, поступила ему от самой РПЦ, но сумма оказалась слишком велика для банкира, и он нашел партнера. Банки купили участок, следует из данных ЕГРП, а потом безвозмездно передали его РПЦ. По словам Горбунцова, он и до этого активно помогал Церкви финансово, но всегда вкладывался «во что-то бедное, окраинное». Банкир сомневается, что мог бы «делать что-то» для патриаршей резиденции. В том, что на подаренном им участке будет выращиваться виноград для производства вина, Горбунцов ничего плохого не видит.

Еще один участок, рядом с подаренным СТБ и Банком Москвы, Церковь выкупила сама в 2012 году. Владелец компании - собственника земли подтвердил РБК, что это была денежная сделка «на добровольных началах», но подробности раскрыть отказался.

«То, что Церковь будет производить вино, известно уже давно», - рассказали РБК два участника рынка. «Знаю, что Церковь получила земли заброшенных виноградников, и они высадили новые лозы. Но подробности проекта мне неизвестны», - рассказал Павел Титов, председатель совета директоров «Абрау Дюрсо», чьи структуры владеют виноградниками по соседству. По его словам, если все 70 га пойдут под виноградники, получится винодельческое хозяйство среднего размера. «С такими площадями при хорошем урожае они смогут производить свыше полумиллиона бутылок вина», - подсчитал Вадим Дробиз, директор отраслевого агентства ЦИФРРА.

«До первого «боевого» урожая должно пройти как минимум четыре-пять лет с момента высадки. Чтобы получить вино для продажи - еще два года. Это долгосрочный проект», - подсчитывает Павел Титов.

Для того чтобы получить хороший урожай, саженцы надо покупать за рубежом, говорит Елена Денисова, член совета директоров компании Chateau le Grand Vostock, владеющей виноградниками в Краснодарском крае. По ее словам, в России нет качественных питомников, способных предоставить саженцы для такой площади. Инвестиции она оценивает в сумму от 600 тыс. до 900 тыс. руб. на гектар: это стоимость импорта саженцев, посадки и ухода за ними в течение четырех лет, то есть высадка лоз на 70 га может обойтись в 42–63 млн руб. без учета строительства винодельни.

В Геленджикском районе, где расположена резиденция РПЦ, есть и другие винодельческие хозяйства. Вплотную к церковным участкам примыкают 80 га, принадлежащие геленджикской «Апекс Юг», основной вид деятельности которой - выращивание винограда. Эта компания принадлежит Николаю Егорову, однокурснику Владимира Путина, известному адвокату, совладельцу одного из крупнейших российских адвокатских бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», владельцу 20% Антипинского НПЗ. Он зарегистрировал «Апекс Юг» в конце 2014 года, а земли купил в феврале 2015 года.

30 га винодельческих угодий к северу от Дивноморского и столько же в селе Прасковеевка (рядом с мысом Идокопас) принадлежат ООО «Лазурная ягода», которой владеют структуры «Абрау Дюрсо» Бориса Титова.

«Вино используется на каждом богослужении, на каждой литургии. Чтобы гарантировать качество, крупные монастыри, где много паломников, заказывают вино на заводах в России, Украине, Молдавии - где угодно», - рассказал пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков. Это вино закупается не на продажу, а для внутренних нужд, добавил он.

Потребность приходов в вине зависит от количества прихожан на службе - нужно примерно полбутылки вина на 100 человек, говорит настоятель храма Сергия Радонежского в Чапаевске отец Сергий. В праздничные службы вина требуется в три раза больше, добавляет настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках отец Николай. Поставщиков каждый приход выбирает самостоятельно, зачастую ввиду небольших объемов вино просто покупают в магазине, также пожертвования в виде кагора принимаются от благодарных прихожан. Всего у РПЦ - более 34,5 тыс. храмов, но не в каждом из них богослужения совершаются ежедневно.

Примерно 100 тыс. бутылок кагора в год в церковные приходы напрямую поставляет «Массандра», сообщила гендиректор объединения «Массандра» Янина Павленко. По ее словам, продукцию завода в храмы поставляют и их дистрибьюторы. «В этом году мы впервые произведем сухой кагор без добавления спирта - об этом просили батюшки, и мы прислушались к их пожеланиям», - рассказала Янина Павленко.

В 2015 году Россия импортировала из-за рубежа 840 тыс. л кагора (этот сорт десертного красного крепленого вина традиционно используется в богослужениях), в основном абхазского и болгарского, за полгода 2016-го - 471 тыс. л, свидетельствуют данные логистического оператора ILS. Стоимость ввезенного кагора за полтора года составила $2,4 млн.

Неизвестно, будет ли ООО «Мезыбь» использовать вино только для церковных нужд или предполагается его реализация через розницу. «Для этого им придется получить лицензию на торговлю алкоголем», - замечает Дробиз. По мнению эксперта, указание на «церковность» вина вряд ли обеспечит преимущества на полке.

Подробнее на РБК.

Кагор является, пожалуй, единственным представителем группы типовых классических вин, изготовленных по заказу, который был сделан Русской Православной Церковью с целью совершения в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа Таинства Евхаристии (Благодарения).

Своим именем он обязан французскому городу Кагор, расположенному недалеко от Пиренеев, в окрестностях которого выращиваются интенсивно окрашенные сорта винограда – Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло и др. Такой ответственный заказ мог быть поручен только опытным виноделам, знакомым с технологией производства красных вин. Что касается сорта и качества вина, употребляемого в богослужении, то об этом сказано в «Известии учительном» – «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине. И Святая Церковь искони употребляла в Таинстве Евхаристии красное виноградное вино».

Древняя Русь, не имея своих виноградников, не установила четкого вкусового отношения к вину. Нашим предкам больше нравилось вино сладкое, как и другие хмельные напитки, содержащие сахар (мед, пиво) поэтому и заказанное французам церковное вино имело традиционный вкус – сладкий.

История Русского церковного вина берет свое начало в XVII веке. В первые годы распространения христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции священниками – греками, а затем для этой цели использовались итальянские вина. Стоглавый Собор 1551 года допускал употребление в монастырях только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем вино закупалось русской церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках у иностранных купцов. И только в начале XVII века персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. Урожай этих лоз дал первое церковное вино в России. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола и в 1658 году воевода Ромадановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Из царской грамоты от 17 января 1659 года на имя астраханских воевод князя Дмитрия Львова и Никифора Беклемешева известно, что казенным виноделием заведовал Паскаюнос Падавин, которому было приказано приготовлять исключительно церковное вино. Воеводы были обязаны следить за тем, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать хорошее вино.

Произведенное вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода, который получил это право в 1733 году. В это время в качестве церковного вина использовались волошские и молдавские вина. Эти вина, производимые в винодельческих районах России были сухими. В остальных регионах применяли завозные заморские вина. Страны-производители выбирали для отправки вина крепленные, которые лучше переносили длительное морское транспортирование. В XVII-XIX веках такими были вина типа Кагор из Франции и Беникарло – из Испании.

К концу XIX века представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно – крепком, интенсивно — красном и без примесей. Из русских церковных вин в наибольшей мере этим требованиям отвечали крымские вина. В Крыму инициатором производства такого вина проявил себя владелец знаменитых Гурзуфских садов Губонин. К этому времени десертные вина типа Кагор распространились по всей территории России, как церковные. Вместе с тем, церковью употребляются и красные сухие вина.

Церковное вино на основании решения Московского съезда виноградарей и виноделов от 1902 года «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим».

Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились в Москве, Ростове, Одессе, Нижнем Новгороде из воды, черничного морса, хлебного спирта, свекловичного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты. В то же время каноны Православной церкви предписывали, что «вино же не суть, и быть не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сие яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные сим подобные…», «Кроме сего, оно не должно кисло, остро, не заплесневело, не загнило и чем-либо не мерзко было».

Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон отмечает, что «хорошее церковное вино… очень и очень нужно, но только хорошее. Церковь причащает и больных и младенцев и умирающих и плохо, если вино будет некачественным, кислым, неприятным на вкус. Грех, соблазн и нарекания».

Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «…церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб…» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.

В результате многолетних обсуждений пришли к выводу, что лучшим вариантом борьбы с этим злом послужит обеспечение надлежащего контроля со стороны церкви, начиная с процесса переработки винограда и кончая розливом готового вина.

История церковного вина делается и в наше время. В агрофирме «Южная» на Тамани изготовлено вино Церковное , освященное патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, ставшее лауреатом многих международных конкурсов, получило признание и благословение вино Благодать . Вот что пишет создателям Благодати Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон: «Уникальное церковное вино Благодать… полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляются к вину, используемому в Богослужении, тем более, в Таинстве Евхаристии… Изделие, названное Вами Благодать да освещается Благодатию Всесвятого Духа и да будет всем причащающимся от нея детям России во здравие души и тела».

Следует отметить, что понятия «Кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только Кагором или Беникарло, а также их смесью. Однако не каждый Кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный Кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при трехкратном разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина.

Таким образом, Кагор, первоначально изготовленный как церковное вино в дальнейшем расширил свое значение, став основателем специальной группы вин. К Кагорам относят высокоэкстрактивные сладкие вина с интенсивной красной окраской, проявляющие во вкусе черносмородиновые, вишнево-терновые и другие специфические тона, обусловленные сортом винограда и технологией.

Похожие публикации