Обо всем на свете

Календарное планирование в подготовительной группе на тему "удивительный мир часов". Проект в подготовительной группе «Удивительный мир часов Планы в подгот группе тема время часы

Тема проекта: «Человек и время»

Проблема: Зачем человеку знать время? Создание машины-времени.

Тип проекта : вид – монопредметный, по предмету области – математический, по форме – практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 неделя).

Цели проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

развивающие:

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:

воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Руководитель проекта: воспитатель Зуева Татьяна Владимировна.

Обеспечение проекта

Материально-техническое и учебно-методическое:

· Наборы для работы: картон, цветная бумага, альбомы, фломастеры, ножницы, клей и др.

· Детская художественная литература;

· Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.

· Модели часов различных временныхпромежутков.

· Дидактические игрына развитие ориентировки во времени.

Предполагаемый результат

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.Создание «машины времени» будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.

Продукт проектной деятельности

Изготовление модели « машины времени». Выступление на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Презентация проекта

Защита проекта прошла в форме выступления на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

· Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

· Подбор материалов для реализации проекта.

· Изготовление дидактических игр.

· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап.Выполнение проекта

· Изготовление «деталей» машины.

· Конструирование модели «машины времени».

· Систематизация знаний о временных отношениях.

3 этап. Результаты

· Презентация проекта в форме демонстрации работы «машины времени» на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг».

· Подведение итогов и анализ работы.

План реализации проекта.

Дни недели

Цели и задачи

Форма и содержание

Понедельник

Занятие

«В мире часов»

Предшествующая работа: рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня школьника».Заучивание стихов о частях суток и временах года.

Цель:

Уточнить представления детей о частях сутоки временах года,

Способствовать накоплению опыта при изучении времени,

Вызвать интереск изучению времени;

Развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихио частях суток

Дидактические игры «Где мое место?, «Что раньше, что потом?»

Обсуждение конструкции «машину времени».

Вторник

Экскурсия в часовую мастерскую.

«Дело мастера боится»

Цель:

Расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Знакомство со строением циферблата.

Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки.

Практикум «Делу время, потехе – час».

Среда

Калейдоскоп математических игр

«Ориентировка во времени»

Цель:

Развивать представления о времени.

Закреплять знания о сутках, неделе, месяцах.

Поощрять желание играть в математические игры.

Улучшать память, внимание.

Развивать мелкую моторику рук.

Брейн-ринг.

Четверг

Ттворческая мастерская

« Создаем машину времени»

Цель:

Научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях.

Закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами.

- развитьтворческую фантазию

Изготовить модели часов суток, часов недели и часов.года (круги разного диаметра, выдержанных в соответствующей цветовой гамме).

Разучивание стихов о времени.

Пятница

Защита проекта.

Выступление на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг»

Цель:

Обобщить знания детей о времени.

Совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

Демонстрация «машины времени».

Машина времени.

Мы хотим представить вашему вниманию модель Машины времени, которую мы изобрели в нашей лаборатории.

С помощью М.времени легко ориентироваться в разных временныхинтервалах. Каждая детальэтой машины заставляет работать определенный промежуток времени.

Чтобы узнать, что было год назад, нужно сделать поворот на главном временном диске против часовой стрелки.

Год назад мне было 5 лет.

Год назад я весил 18 кг.

В прошлом году мой рост был 96 см.

В прошлом году моей бабушке исполнилось 50 лет.

Чтобы узнать, что будет через 2 года,надо сделать 2 оборота стрелки вправо, по часовой стрелке.

Через два года я перейду во 2 класс.

А мой брат закончит школу.

Через 2 года Полянке будет 25 лет.

Следующий диск разделен на 12 частей.

Даша, объясни ученому совету работу этого диска времени.

(В году 4 времени года- осень, зима, весна, лето. В каждом времени года 3 месяца. А всего в году 12 месяцев.

А зачем нам знать названия месяцев? Можно обойтись без них?

Нет, нельзя.

Я родился в марте. Март- первый месяц весны.

Июнь-середина лета.

А в сентябре, когда наступает осень, дети идут в школу.

Молодцы, вы все правильно объясняете. Но давайте перейдем к следующему диску.

Данила, что означает этот диск?

Этот диск разделен на 7 разноцветных частей. В неделе 7 дней.

Посмотрите, уважаемые коллеги, этот веселый гномик Тик-так помогает быстрее запомнить дни недели.

Давайте расскажем,что делал гном всю неделю.

В понедельник добрый гном в красный цвет покрасил дом.

А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг.

Желтым все покрасил в среду и успел он лишь к обеду.

А четверг зеленыйвесь. Он принес такую весть.

В пятницу стал дом другим - словно небо голубым.

А шестой был день - Суббота. Синий цвет - его примета.

В воскресенье гномик отдыхает дома. А фиолетовая краска ему расскажет сказку.

Что мы еще можем узнать по нашей машине времени?

Мы можем узнать о частях суток.

Сутки это-утро, день, вечер, ночь.

А зачем нам знать их?

Чтобы соблюдать режим дня.

Чтобы знать, когда начинаются занятия.

Когда мы ложимся спать.

Последний диск нашей М. времени это - Часы.(Хором).

Которые отсчитывают часы, минуты, секунды.

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Где можно увидеть часы?

Дома. В детском саду. В группе. В телефоне. В машине. На вокзале. На Спасской башне Кремля и т. д.

И люди не могут обойтись без часов в современной жизни.

Стих. «Часы».

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Москва — главный город России, её столица. И об этом должен знать каждый дошкольник. Педагог готовит сообщения о Москве, её достопримечательностях, вспоминает с детьми символику России, народы, живущие на территории нашей страны. Старшие дошкольники рисуют Кремль, рассматривают картины из Третьяковской галереи, узнают о московском театре и цирке, а так же отправляются на машине времени в прошлое Москвы. Итогом недели становится викторина «Что я знаю о Москве». Беседы об истории города, рассказ о достопримечательностях, игры по развитию речи вы найдете в приложении к плану «Тематическая неделя «Москва».

Социально-коммуникативное развитие

Педагог рассказывает детям о детских писателях, знаменитых поэтах и художниках, живших в Москве, организует ситуацию «Я не должен…», что способствует социально-коммуникативному развитию детей, так же как и чтение безопасных сказок Шорыгиной Т.А., рассматривание альбома «Бытовые приборы» и организация сюжетно-ролевых игр по теме недели.

Познавательное развитие

В области познавательного развития планируются наблюдение за лужами, рассказ воспитателя о болоте, игры с обручами и блоками Дьенеша, направленные на развитие аналитического мышления. Дошкольники продолжают упражняться в определении времени по часам, закрепляют дни недели.

Речевое развитие

Во второй половине дня воспитатель знакомит детей со стихами и рассказами о столице России, вносит пособие «Схемы предложений» и работает над составлением творческих рассказов. Задачи речевого развития решаются в играх «Объясни слово», «Найди братца» и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Дошкольники выясняют особенности строения кремля, изготовляют герб Москвы, лепят Царь-колокол и упражняются в распознавании предметов. Художественно-эстетическому развитию способствует рассматривание альбома «Русские народные музыкальные инструменты», прослушивание классической музыки.

Физическое развитие

Взрослый рассказывает детям о Дворце спорта в Москве, вспоминает и продолжает знакомить с японскими народными играми. Физическому развитию так же способствует познавательная деятельность «Почему кровь течёт», беседы о правильном питании и знакомство с элементами ритмопластики.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игра «Пересядьте все, кто…». Цель: закреплять знания об индивидуальности каждого ребёнка. Путешествие на машине времени в прошлое Москвы. Цель: воспитывать патриотические чувства, интерес к прошлому. Пальчиковая гимнастика «Стук да стук». Цель: расширять знания о разнообразии домов и строений. Рассматривание разных зданий и домов. Цель: уточнить знания о строительстве и архитектуре зданий. Физминутка «Рябинка». Цель: вспомнить слова.
Про-
гулка
С.р. игра «Московский театр». Цель: вспомнить театральные профессии, развивать дружеские взаимоотношения в игре. Игра «Геокон». Цель: развивать пространственное восприятие, закреплять умение анализировать образец. Игра «Подбери слово к схеме». Цель: формировать умение проводить звуковой анализ слов. Внесение картины «Кремль» А.Фомин. Цель: рассмотреть картину, подготовиться к рисованию. П.и. «Эстафета парами». Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. П.и. «Ловишка с мячом». Цель: учить детей бегать врассыпную, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень — ребёнка.
ОД
2 п.д. Обсуждение стихотворения «Мои ладошки». Цель: совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться. Познавательно-исследовательская деятельность «Почему желтеют листья» (продолжение). Цель: наглядно определить значение хлорофилла и солнечного света для окраски листьев. Чтение К. Ушинский «Отечество». Цель: формировать патриотические чувства через литературу. Рисование «Кремль». Цель: развивать аналитические способности, совершенствовать технику изображения. Экспериментальная деятельность «Почему кровь течёт». Цель: показать механизм работы кровеносной и сердечнососудистой системы.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Просмотр мультфильма «Аленький цветочек». Цель: рассказать, что автор произведения Аксаков С.Т. жил в Москве, начать знакомство со знаменитыми поэтами, писателями и художниками Москвы.. Настольная игра «Куранты». Цель: учить определять время по часам. Внесение пособия «Схемы предложений». Цель: познакомить детей со схемами и способами их составления, ввести понятие «предлог». Виртуальная экскурсия «Достопримечательности Москвы». Цель: дать детям знания о том, для чего нужны памятники, какому знаменитому историческому событию они послужили. Самостоятельные игры с физкультурным оборудованием. Цель: развивать физические качества, желание правильно выполнять упражнения.
Про-
гулка
Уборка участка. Цели: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе. Наблюдение за черникой. Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — черникой. Составление творческих рассказов на тему по выбору воспитателя. Цель: активизировать речь, создать условия для словотворчества. Игра «Веселые ладошки». Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги. П.и. «Пингвины с мячом». Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен.
ОД

Тема недели : « Удивительный мир часов »

Задачи: Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Закреплять знания о принципе их работы и роли в жизни человека. Научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков.

Совместная деятельность

Прогулка

Индивидуальная работа

Утренняя муз. гимнастика №5.

Ситуативный разговор на тему: «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга.

Чтение стихотворения «Жила – была старушка». Учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

Игра –экспериментирование «Песочные часы». Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать что можно сделать за минуту.

Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото», «Собери предмет из нескольких фигур». Составление целого из частей.

Самостоятельное конструирование из бумаги и картона «Мои любимые часы». Развитие фантазии, Умение доводить задуманное до конца, закрепление деталей часов. Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?». Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь.

Математическая игра «Назови соседей».

Дидактическая игра «Всё о времени». Развивать мышление, способствовать развитию активного словаря, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, памяти, внимания.

Настольно-печатная игра «Времена года». Развивать навыки классификации, закрепление сезонных признаков времён года.

Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами». Формировать умение создавать модель по рисунку, либо по

собственному замыслу.

Наблюдение за воробьем осенью

Цели:

- продолжать закрепление знаний о воробье;

- учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;

- активизировать внимание и память.

Трудовая деятельность

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев. Цели:

    учить правильно оказывать помощь деревьям и кустар­никам;

    воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок».

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сби­вая их.

Словесная игра «Я начну, ты -продолжай, дни недели называй». Закрепить дни недели по порядку с Кириллом Ш., Артёмом С., Денисом.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Закрепить название временных отрезков с Кириллом Ф., Вероникой, Настей А.

С Яной и Машей закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет).

Утренняя муз. гимнастика №5

Ситуативный разговор на тему: «Как определить время по солнечным часам?». Познакомить детей с новым видом часов, показать их неудобство для определения времени, расширять знания детей.

Чтение стихотворения О. Шалимовой «Солнечные часы». Прививать детям интерес к чтению художественной литературы.

Опыты-экспериментирования «Часы и время». Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Свободное рисование «Часы для любимой игрушки». Уметь отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12.

Прослушивание аудиозаписи песни «Часы». Вызвать хорошее настроение, желание подпевать песню в различных темпах.

Дидактическая игра «Часы». Развивать речевое внимание детей.

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Как устроены водяные часы». Расширять и обогащать знания детей; рассмотреть устройство в книге « Сто тысяч почему».

«Я загадаю – вы отгадайте!»- загадывание загадок о времени и часах. Учить мыслить, запоминать загадки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Формировать представление у детей о разного вида часах, развивать внимание и наблюдательность.

Игра – эксперимент «Определяем время по водяным часам». Развивать смекалку, наблюдательность.

Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепить умение использовать знания в самостоятельной игровой

деятельности.

Наблюдение за голубями

Цели :

    продолжать закрепление знаний о птичьем мире;

    уточнять, чем питаются и где живут птицы, как чело­век ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.

Сравнить голубя и дятла.

Трудовая деятельность

развешивание кормушек на территории детского сада.

Цели: учить выполнению трудовых действий.

Подвижная игра

«Летают, прыгают, плавают».

Цели:

-- упражнять детей в беге;

Закреплять названия рыб, птиц, зверей.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю». Цели:

    учить бросать мяч в цель;

    развивать меткость, внимание.

Математическая игра «Изобрази на часах время, которое назову». Учить определять время с Полиной, Катей, Мешей.

Словесная игра «Не ошибись!». Закрепление знаний о разном времени суток, развитие быстроты мышления с Костей, Димой Л.

С подгруппой детей продолжать учить названия месяцев по сезонам.

Утренняя муз. гимнастика №5.

Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев». Закрепить последовательность времён года, месяцев, прививать интерес к чтению художественной литературы.

Дидактическая игра «Узнай время».

Рассматривание фотоальбома «Такие разные часы».

Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская». Продолжать знакомить детей с профессией «Часовщик». Углублять знания о труде часовщика.

Свободное рисование детей на тему «Часы будущего». Развитие творческих способностей детей.

Дидактическая игра «Что мы делаем сейчас?». Ориентировка детей во времени.

Музыкально-дидактическая игра «Часы и время». Развивать у детей метро ритмическое чувство, ощущение темпа, движения.

Гимнастика после сна.

Ситуативная беседа на тему: «Как в старые времена в деревне определяли время?». Познакомить детей с «деревенским» будильником – петухом; расширить кругозор детей.

Игра «Путешествие в прошлое часов». Познакомить детей с историей возникновения часов. Расширить знания о различных видах часов в прошлом, о принципе их работы и их роль в нашей жизни.

Чтение произведения О.Шалимовой «Солнечные часы». Воспитывать желание слушать новое произведение.

Игра «Время». Развивать логику, ассоциацию, воображение.

«Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развитие сообразительности, логического мышления.

Наблюдение за тополем

Цель : формировать представление об осеннем тополе.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

Трудовая деятельность

Сгребание листьев в кучи и их уборка.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Огородники», «Горелки».

Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Повторение песенки «Петя, Петя, петушок». Учить чётко проговаривать окончания слов с Вероникой, Димой П.

С Денисом и Настей К. - д/у «Сосчитай, запомни, подбери цифру» (соотношение числа и цифры).

Упражнять Ксюшу, Катю и Тимофея в ориентации на листе бумаге, в тетради «Пиши по образцу»

Утренняя муз. гимнастика №5.

Словесная игра «Доскажи словечко». Развивать фонематический слух, быстроту реакции на слово.

Дидактическая игра «Назови месяцы». Закрепить времена года, месяцы, развивать память.

Дидактическая игра « Тик-так». Самостоятельно определять форму предметов и их частей на примере макета часов, самостоятельно устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.

Книга «Мой день». Логическое мышление, внимание, уметь определять время.

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Есть ещё часы песочные». Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Их применением в жизни

Математические игры: «Сколько?»,

« Однозначное -двухзначное», «Ориентировка во времени». Развивать представление о времени, поощрять желание играть в математические игры, улучшать память, внимание, развивать мелкую моторику рук.

Настольно- печатные игры «Время», «Мои первые часы». Закрепить временные понятия, умение ориентироваться во времени, воспитывать усидчивость.

Сюжетно – ролевая игра «Часовая мастерская». Закрепление умений использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, прививать внимание детей к труду взрослых.

Рассматривание альбома «Мир часов».

Конструирование из конструктора «Башня с часами». Воспитывать творческие способности к конструированию, фантазию, коллективизм.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

    формировать понятия о явлениях природы (иней, замо­розки, убывание дня, пребывание ночи);

    закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Подвижные игры: «Ловишка», «Бездомный заяц».

Цели:

    упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;

    воспитывать ловкость и выносливость.

Индивидуальная работа

    Упражнение на развитие равновесия.

    Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Графической диктант под диктовку Ксюша, Анжелика, Яна – ориентация в тетради клетки под диктовку.

Кирилл Ш и Кирилл Ф. – работа по развитию связной речи «Один много». Учить употреблять существительные во множественном числе родительного падежа

С Настей А. и Артемом С. –

Д/и «Наоборот»

учить подбирать противоположные значения к приметам осени.

Утренняя муз. гимнастика №5.

Ситуативный разговор на тему: « А бывают ли цветочные часы?». Расширять кругозор детей, познакомить с иллюстрациями цветов, расцветающих в разное время суток.

Чтение В. Приходько «часы».

Дидактические игры: «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?». Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность, логическое мышление.

Рассматривание детьми иллюстраций на тему: «Такие разные часы».

Игры детей с часами наручными. Мелкая моторика, хорошее настроение.

Рассматривание детьми книг о времени, часах. Прививать внимание к выразительным средствам языка.

Слушание аудиозаписей детских песен о времени и часах. Развивать у детей метроритмическое чувство, творческую свободу, ассоциативное мышление, доставить удовольствие.

Гимнастика после сна.

Ситуативный разговор на тему: «Что нового и интересного вы узнали о часах?». Закрепить и упорядочить знания детей о времени, видах часов.

Игра – викторина « Я загадаю, а вы – отгадайте!». Развивать память, воображение, логическое мышление.

Настольно – печатные игры: «Мой день», «Режим дня», « Мой день». Способствовать формированию понятия текучести и непрерывности времени.

Хозяйственно- бытовой труд в группе.

Работа детей по подгруппам.

1.Наведение порядка в сюжетно-

ролевых играх.

2.Мытьё физкультурного оборудования

(мячей, кеглей, массажёров)

3.Стирка кукольной одежды.

Воспитывать желание трудиться сообща. Аккуратность, желание довести начатое дело до конца, взаимопомощь.

Наблюдение за снегом

Цель : учить замечать изменения в природе, видеть пре­красное.

Исследовательская деятельность

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.

Сравнить две снежинки.

Трудовая деятельность

Утепление снегом корней деревьев.

Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра

«Раз, два, три - беги!»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность кол­лективных действий, смекалку.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цели:

    упражнять в умении действовать по сигналу;

закреплять умение метать предметы в цель.

Дидактическая игра «Где гостит корзина». Формировать умения детей определять времена года по признакам с Настей К., Артемом У., Максимом П.

Графической диктант под диктовку Вероника, Кирилл Ш.– ориентация в тетради клетки под диктовку.

Артём, Максим П. - упражнять в выполнении звукового анализа слов: сок, стул.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
детский сад № 27 «Чебурашка».

Проект в подготовительной группе
тема проекта : « Времена года»

Подготовила:

воспитатель


Цветкова Ольга Игоревна.

Ржев. 2013-2014г.г.

Тип проекта: практико - ориентированный, информационно – творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группе, физической инструктор, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации: долгосрочный (1 год).

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Актуальность: Учитывая рекомендации ФГОС по чтению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе.
* Сформировать звуковую культуру речи детей через игровую деятельность в детском саду и в семье.
* Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе.

*Укреплять связь ДОУ с семьей.
* Развивать мелкую и крупную моторику, связную (диалогическую и монологическую) речь.

* В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научить общаться между собой.

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи: 1. Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи; активизировать словарь детей.
2. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
3. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
4. закреплять умение самостоятельно сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы.
5. Развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус.
6. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное к ней отношение.

Предполагаемый результат:
1. Будут сформированы:
а) Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
б) Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

2. Состоится становление ребёнка как личности.

3. Повысится педагогическая компетентность родителей.

4. Будет установлено деловое взаимодействие.

Этапы проекта:

I . Организационный.
II . Основной (практический).
III . Заключительный.


I . Организационный этап:

Анализ предметной среды.

Сбор информации, материала для реализации проекта.

Разработка гипотезы, цели и задач проекта.

II . Основной (практический) этап.

1. Коммуникация.
А) Беседы «Как природа рисует красками»
«Весна»
«Как я отдыхаю летом»
« Времена года»

Б) Рассматривание иллюстраций художников: Шишкина, и. Левитана, И. Грабаря, фотографий, открыток.

В) Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» (К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», и. Грабаря «Февральская глазурь»).

2. Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»,
«Сложи картинку», «С какого дерева лист?»
« Подбеги к дереву», «Узнай по описанию»,
« Назови детеныша», «Кто где живет?»,
«Чей голосок?» «А что потом?»,
« Отвечай быстро», «Кузовок».

Цель: формировать смекалку, сообразительность, логическое мышление, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Подвижные игры : «Раз, два, три, к дереву беги»

3 . Чтение художественной литературы:

Стихи, загадки, приметы, поговорки.
А. Федорова «Мороз»,
Л.Толстой «Декабрь»,
Ф. Тютчев «Весна», «Весенние воды»,
С. Есенин «Черемуха»

Художественное творчество

- Рисование «Волшебные краски осени» (знакомство с техникой печатания листьями).
«Ветка рябины» (печатание ватными палочками),
«Волшебная зима», «Мои волшебные снежинки» (рисование акварелью).
«Первый снег» (рисование пальчиками).
«Мое любимое дерево зимой» (гуашь).
«Ветка с первыми листочками» (акварель).
«Весенний букет» (гуашь).
«Грачи прилетели» (акварель).
«Летнее настроение» (акварель).
«На реке» (цветные карандаши).
«Летом в лесу» (цветные карандаши).
«Мои любимые цветы» (акварель).
-изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

- Аппликации: «Грибочки в лукошке»
«Дары осени».
Музыка:
-Слушаем: «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»
П. И. Чайковский «Осенняя песня. Октябрь»
«Декабрь. Святки»
Шаинский «Снежинки»
Песни о временах года – слушание и разучивание.

Работа с родителями:

Изготовление костюмов к развлечению.
-Изготовление вместе с детьми поделок из природного материала.
-Оформление информационного стенда.
- Участие в развлечении.

III . Заключительный этап:

Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление альбома «Времена года».
- Проведение развлечения «Круглый год».

Формы реализации проекта:

1. НОД.

2. Создание творческих работ детей, альбома «Времена года».
3. Заучивание стихов, песен.
4. Составление рассказов о временах года, загадок.
5. Совместное развлечение с родителями.

Результаты реализации проекта:

1. Сформированы навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное.
2. Произошло становление ребёнка, как личности.
3. Повысилась педагогическая компетентность родителей.
4. Установлено деловое взаимодействие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87»

Проект

по развитию временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени"

Составитель проекта:

воспитатель

Чакий Ирина Владимировна


Бийск, 2015 год

Содержание

1. Характеристика проекта

2. Актуальность

3. Цель и задачи проекта

4.Результативность

5.Формы, методы и приёмы

6.Список литературы

7.Содержание проекта

Приложения

Характеристика проекта

Тип проекта : учебный

Вид проекта : групповой

Реализация проекта : проект рассчитан на 4 месяцев: с сентября 2015 г. по декабрь 2015г.

Этапы проекта :

Подготовительный этап: сентябрь 2015г.

Основной этап: октябрь - ноябрь 2015г.

Заключительный этап: декабрь 2015г.

Исполнители:

Дети;

Воспитатели;

Родители.

«Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.»
Леонардо да Винчи

Актуальность

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Цель : Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории()

Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

    Воспитывать желание «беречь» время.

Результативность :

    У воспитанниов развито представление о времени.

    Развивиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

    Сформированны предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

    Данны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

    Систематизированны и обобщины знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

    Дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

    Воспитанно желание «беречь» время.

Формы, методы и приемы работы:

    диагностика ориентации во времени детей;

    составление календарного плана;

    подбор подходящих дидактических игр;

    разработка конспектов занятий поданной теме;

    чтение и заучивание стихов, разгадывание загадок о временных понятиях;

    выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;

    проведение конкурса

    развлечение по сказке «Двенадцать месяцев»;

    фото - коллаж;

Содержание проекта

Календарный план работы

Подготовительный этап:

Сентябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Поиск адекватных учебной задаче действий

3. Принятие учебной задачи

4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

5. Консультация для родителей «Развитие временных представлений

у дошкольников подготовительной к школе группы»

6. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

7. Подбор игр.

Основной этап

месяц

область

Название

задачи

Октябрь

Игровая,

Учебная

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Викторина «Наш веселый календарь ».

Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Рисование «День и ночь»

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Закрепить понятия о временах года.

Учить пользоваться приборами для определения времени.

Учить определять число, месяц и день недели.

Учит распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Ноябрь

Игровая,

Учебная

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Рисование «Мир часов»

Игра «Заяц, заяц сколько время. »

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Конкурс «Сделай часы своими руками»

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Закрепить понятие времени.

Ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту

Научить определять время с помощью часов

Научить определять время с помощью часов

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Заключительный этап

Декабрь

    Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками

    Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»

    Беседа: «Что такое время? »

    Итоговое занятие по изучению времени.

    Подведение итогов реализации проекта: сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».

Список литературы:

1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

Похожие публикации